методические пособия для учителя истории и обществознания

Методические пособия для учителя истории и обществознания

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

1. МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОО ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ http://cyberleninka.ru/article/n/model-tyutorskogo-so..

2. ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ НОВЫХ ФГОС http://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-istorii..

3. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР В 6 КЛАССЕ (ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) http://cyberleninka.ru/article/n/rytsarskiy-turnir-v-..

4. «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ ФГОС НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioti..

5. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznav..

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

1. Шевченко Н. И.
Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс.

2. Игнатов А. В.
Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс

3. Игнатов А. В.
Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс. (к учебнику Ведюшкина В. А.)

4. Журавлева О. Н.
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс

5. Абдулаев Э. Н., Артемов В. В. и др. / Под ред. Сахарова А. Н.
История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.

6. Журавлева О.Н.
История России. Поурочные рекомендации. 7 класс

7. Данилов А. А., Косулина Л. Г.
История России. Поурочные разработки. 7 класс.

8. Журавлева О.Н.
История России. Поурочные рекомендации. 8 класс

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

1. Сороко-Цюпа А. О., Несмелова М. Л.
Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс

2. Барыкина И.Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс

3. Андреевская Т.П. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс

4. Несмелова М. Л., Уколова В. И., Ревякин А. В.
История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс.

5. Данилов А. А.
История России. 1945-2008. Методическое пособие. 11 класс.

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, и др.

2. Всеобщая история. 5 класс (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.)

3. Данилов А. А.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6-9 классы

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Морозов А. Ю.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы.

5. История России. Рабочая программа с 6 по 9 класс к новому УМК по истории России под ред. А.В. Торкунова (6-10 кл.)

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Шестаков В. А.
Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные
вопросы : пособие для учителей общеобразоват. органи-
заций / В. А. Шестаков. — М. : Просвещение, 2015. —
64 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» —
учителю). — ISBN 978-5-09-034167-7.

Пособие окажет практическую научную помощь учителям ис-
тории в подготовке к урокам в 9 и 11 классах. Автор обращается
к одной из самых значимых тем российской истории, связанной
с Великой российской революцией 1917 г. В пособии представ-
лено современное научное видение ряда ключевых проблем исто-
рии революции 1917 г., рассмотрены аргументы сторон в научных
дискуссиях, представлен материал, который можно использовать
для противодействия попыткам фальсификации истории.

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Горинов М. М.
Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Дис-
куссионные вопросы : пособие для учителей общеобразо-
ват. организаций / М. М. Горинов, М. Ю. Моруков. — М. :
Просвещение, 2016. — 64 с. — (Учимся с «Просвещением».
«Просвещение» — учителю»). — ISBN 978-5-09-038552-7.

Пособие призвано оказать практическую научно-методическую
помощь учителям истории в переходе к изучению курса в свете
положений Историко-культурного стандарта. Авторы обращаются
к одной из самых значимых тем российской истории, связанной с
Великой Отечественной войной 1941—1945 гг. В брошюре представ-
лено современное научное видение ряда ключевых проблем истории
войны, освещены аргументы сторон в научных дискуссиях, пред-
ставлен материал, который можно использовать для противодей-
ствия попыткам фальсификации истории.

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Обществознание. 7 класс. Тематические контрольные работы. Тетрадь для выполнения заданий. Альхова Т.А., Сидоренко И.И.

Предлагаемое пособие представляет собой сборник тематических контрольных работ по обществознанию для проверки образовательных достижений обучающихся, которые составлены с учётом требований нового ФГОС основного общего образования. Пособие оформлено в виде тетради и может использоваться не только для контроля, но и для тренировки и закрепления пройденного материала на уроках и дома. Кроме того, издание предназначено для заблаговременной подготовки к ГИА-9 по темам «Человек, общество, природа», «Мир экономических отношений», «Гражданин и государство». Пособие адресовано прежде всего обучающимся для организованной работы под руководством учителя, а также самим педагогам и методистам.

Источник

Учебно-методический комплекс учителя истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учебно-методический комплекс учителя истории и обществознания Фадеевой Э.Г.

(полное наименование,автор (авторский коллектив),издательство, год издания

программа (полное наименование)

Перечень учебной и методической литературы

(полное наименование, автор (авторский коллектив),издательство,

пособия для учащихся: прописи, рабочие тетради, атласы

Электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы

1.История России в 17-18 вв.А.А.Данилов М.:Просвещение, 2011.

2.Всеобщая история нового времени,1500-1800.А.Я.Юдовская,П.А.Баранов,Л.М.Ванюшкина.М.:Просвещение,2012 г.

Рабочие программы.М.Просвещение 2011 г.

Поурочные разработки по новой истории.Пособие для учителя/А.Я,Юдовская.М.:Просвещение 2011.

Поурочные разработки по новой истории.Пособие для учителя.К.С.Соловьев.2010.

Тесты по истории России.Е.В.Симонова,М.2013 г.

Рабочая тетрадь история нового времени в 2 частях.М.:Просвещение 2014.

Рабочая тетрадь по истории России.М.:Просвещение 2015 г.

1.История России в 20 начале 21 вв.А.А.Данилов М.:Просвещение, 2011.

Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран.К.А.Соловьев.М.:ВАКО.2007 г.

ОГЭ 2016.История.Тематические тренировачные задания.В.И. Егорова.М,2015 г.

Рабочая тетрадь история России 20-нач.21 вв. в 2 частях.М.:Просвещение 2014.

1.Всеобщая история: с др.времен до конца 19 века. В.И.Уколова, А.В. Ревякин.М.: Просвещение,2011 г.

2.История России с др.времен до конца 17 века.Н.С.Борисов.М.: Просвещение,2012 г.

3.История России 18-19 вв..А.А.Левандовский. М.: Просвещение,2011 г.

1.История России в таблицах и схемах.6-11 кл.П.А.Баранов.М.АСТ,2015.

2.Поурочные разработки по истории России.Н.С.Кочетов.Волгоград 2010 г.

Проектная деятельность учащихся 10 11 кл.О.А. Северянина.В.:Учитель, 2014 г.

1.История России 20 начало 21 века.А.А.Левандовский,Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко.м.:Просвещение 2011 г.

2.Мир в 20 веке.О.С.Сорока-Цюпа, А.П. Смирнов.М.:Дрофа.

1.История Отечества в таблицах и схемах. И.Н.Кузнецов. «Феникс»2013г.

История новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.10-11 классы.П.А.Баранов, С.В. Шевченко.М.;АСТ,2015 г.

Обществознание.А.Ф.Никитин, Т.И. Никитина.М.:Дрофа,2014 г.

Обществознание понятия и термины.Справочник.М.Ю. Брант.М.:Экзамен,2013 г.

Конституция Р.Ф.Иркутск,2013 г.

Обществознание. А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина.М.:Дрофа 2015 г.

Поурочные разработки.Л.Ф.Иванова.М.: Просвещение, 2010 г.

Обществознание.9 кл.Л.Н,Боголюбов, Н.И.Городетская,А.И, Матвеев.М.:Просвещение,2012 г.

Рабочие программы обществознание 6-9 кл.И.Ю.

Обществознание 8-9 кл А.Ф.Никитин.Просвещение 2008 г.

Рабочая тетрадь.О.А.Котова, Т.Е.Лискова.М.:Просвещение,2015 г.

Обществознание.10 кл.Л.Н,Боголюбов, Н.И.Городетская,А.И, Матвеев.М.:Просвещение,2012 г.

Поурочные разработки по обществознанию.Л.Н.Боголюбов.М.;Просвещение 2013 г.

Обществознание в таблицах и схемах.10-11 кл.П.А.Баранов.М.:АСТ,2011 г.

Тетрадь-тренажер.О.А.Котова,Т.Е.Лискова.М.:Просвещение 2015 г.

Обществознание.11 кл.Л.Н,Боголюбов, Н.И.Городетская,А.И, Матвеев.М.:Просвещение,2012 г.

Поурочные разработки по обществознанию.С.Н.Степанько.Волгоград 2007 г.

Поурочные разработки по обществознанию.Л.Н.Боголюбов.М.;Просвещение 2013 г.

ЕГЭ за 30 дней.А.В.Половникова,Н.Н.Маслова.М.:Астрель,2014 г.

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Номер материала: ДВ-546140

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пособие содержит рекомендации по использованию технологии деятельностного метода в преподавании уроков истории и обществознания в свете требований ФГОС.Примеры уроков позволяют обосновать эффективность применения данной технологии как средства развития творческой активности учащихся и формирования УУД.

Министерство образования и науки РФ

МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район

Методическое пособие для учителя

образовательных технологий в обучении

Технология деятельностного метода

Учитель истории и обществознания,

Глава «Деятельностный метод обучения»

Появление дидактической системы деятельностного метода обучения

Виды уроков в технологии деятельностного метода

Алгоритм урока открытия нового знания (урок ОНЗ)

Формирование УУД на уроке открытия нового знания (ОНЗ)

в технологии деятельностного метода

Глава «Примеры уроков истории в технологии деятельностного метода

Модель урока по истории Древнего мира в 5 классе «Рим – победитель Карфагена»

Модель урока по истории Средних веков в 6 классе «Страны Востока в Средние века»

Модель урока по истории России в 7 классе «Золотой век русского дворянства»

Модель урока по истории России в 8 классе «Отмена крепостного права»

Глава « Уроки обществознания в технологии деятельностного метода»

Модель урока по обществознанию в 9 классе «Роль права в жизни человека, общества и государства»

Модель урока по обществознанию в 9 классе «Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних»

Рекомендуемая литература и источники

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму

Данное пособие содержит рекомендации по использованию технологии деятельностного метода в преподавании уроков истории и обществознания в свете требований ФГОС ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Основными требованиями ФГОС ООО являются:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Поэтому перед учителем встает задача – внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся самостоятельно «открывать» себя, раскрывать свою личность, чувствовать свою состоятельность.

Одной из таких методик является использование технологии деятельностного метода обучения учащихся.

В пособии дается характеристика дидактической системы деятельностного метода обучения, перечисляются виды уроков в технологии деятельностного метода.

Учителям предметникам дается подробная характеристика урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. Технологическая карта урока содержит описание этапов урока и возможностями формирования универсальных учебных действий на каждом этапе.

Примеры уроков в технологии деятельностного метода позволяют обосновать эффективность применения данного метода обучения учащихся как средства развития их творческой активности и формирования универсальных учебных действий. Каждый урок сопровождается компьютерной презентацией.

2. Глава «Деятельностный метод обучения»

2.1.Появление дидактической системы деятельностного метода обучения

Механизм формирования метапредметных результатов образования, определенных ФГОС универсальных учебных действий и умения учиться в целом, были предложены в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Автор Петерсон Людмила Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000. » АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования в 2002 году. Петерсон Л.Г. отмечает: «Технология деятельностного метода (ТДМ) − это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность».

ТДМ разрабатывалась исходя из следующих требований:

1) создать условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности;

2) обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.

Учитывая, что учебная деятельность процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности, необходимо научить ученика осуществлять учебные действия. Учебные действия являются структурной единицей учебной деятельности, представляют собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.

Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

2.2. Виды уроков в технологии деятельностного метода:

— урок открытия нового знания

— урок систематизации знаний

— урок обучающего контроля.

2.3. Алгоритм урока открытия нового знания (урок ОНЗ)

Опорный сигнал прохождения этапа

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

(для преодоления затруднения)

Цель урока. Тема урока.

«Открытие» детьми нового знания

Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению

Как? (построить новый способ)

Факт – единичная информация

Понятие – существенные признаки

Закономерность – связь между понятиями, свойство

Усвоение нового способа действия

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интерриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Самоконтроль и самооценка (усвоения)

Переживание ситуации успеха

Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Применение (нового знания)

повторение и закрепление

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Соотнесение цели и результатов деятельности

Рекомендации к проведению

Самоопределе-ние к деятельности, мотивация

1) создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2) исходя из решённых задач, выделение содержательной области («могу»)

1) доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка…

2) беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу…

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

1) воспроизведение ЗУН для построения нового способа действия (активизация памяти, внимания, мышления);

2) индивидуальное задание, требующее нового способа действия;

3) фиксация возникшего затруднения (мотив)

1) коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа;

2) индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения;

3) фиксация в речи вариантов решения и отсутствия способа решения, обоснования.

Постановка учебной задачи

Соотнесение учениками своих действий с используемым способом (где?), выявление и фиксация в речи причин затруднения (почему?).

Постановка цели деятельности, предложение формулировки темы урока (уточнение учителем).

Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.

Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала…

«Открытие» нового знания

Выбор учениками метода решения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель… выдвижение и обоснование гипотез.

Использование предметных действий с моделями, схемами…

Фиксация нового способа в речи.

Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм…

Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма, понятия, свойства (сначала фронтально, затем в парах или группах).

Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

«Цепочки», соревнования, игровые ситуации…

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия, пошаговый самоконтроль в сравнении с образцом (убеждение в освоении нового способа).

Фиксация ситуации успеха знаково (+).

Выявление допущенных ошибок и их причин.

Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка.

Письменная работа небольшого объёма, узкой направленности.

Включение в систему знаний и повторение

Выполнение заданий, в которых новый способ связывается с ранее изученными.

Системно включаются задания на тренировку и доведение до навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

Коммуникативное взаимодействие – в группах или парах.

Возможность выбора заданий учащимися.

Включение элементов проектирования, игровых ситуаций.

Организация рефлексии и самооценки деятельности на уроке.

Фиксация соответствия результатов поставленной цели, планирование дальнейших шагов, определение заданий для самоподготовки (дифференцирован.).

Самостоятельная работа, беседа:

Что нужно ещё сделать?

Возможно использование специальных сигналов, знаков, шкал…

Приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Приёмы создания проблемной

Между двумя (или более) положениями

1) Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

2) Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Между житейскими представлениями учащихся и научным фактом

3) Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

1) Дать практическое задание, невыполнимое вообще.

2) Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3) Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной

Приём 1 О фактах: Что вас удивило? Что интерес­ного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько су­ществует теорий (точек зрения)?

Приём 2 Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Приём 4 Вы смогли выполнить задание?

Приём 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6 Что вы хотели сделать? Какие знания при­менили? Задание выполнено?

Какой возникает вопрос?

— Какова будет тема урока?

2.4. Формирование УУД на уроке открытия нового знания (ОНЗ) в технологии деятельностного метода

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

I Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

III Выявление места и причины затруднения

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

V Реализация построенного

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

— в парах или группах.

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

IX Рефлексия учебной

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Глава 3. «Примеры уроков истории в технологии деятельностного метода»

Автор УМК Вигасин А.А.

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на своем уроке.

— Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки.

— Что из себя первоначально представляло Римское государство?

— За счет чего Римское государство расширилось?

— Сегодня мы с вами продолжим разговор о военных походах древних римлян. Тема нашего урока «Рим-покоритель Карфагена»

— Что мы сегодня узнаем, исходя из темы урока?

— Найдите на карте с. 228 Карфаген и его владения. Где они располагались?

— Вы знаете, ребята, источниковеды выяснили, что Карфаген был богатой сильной державой с хорошо обученной и подготовленной армией.

— Какой вопрос невольно напрашивается?

— Мы должны выяснить причины победы римлян в войне с Карфагеном (цель урока).

— Можете ли вы предположить то, что было причиной победы.

— Наша задача – проверить версии.

— Рим завоевывает Италию

— Узнаем о победе Рима над Карфагеном.

— На севере Африки и на Пиренейском полуострове.

— Почему же сравнительно еще небольшой Рим смог подчинить такое сильное государство?

— Версии (сильное войско, опытные полководцы, наличие союзников).

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

— Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

— Рассказ учителя о ходе первой Пунической войны и ее итогах.

— Но ведь из темы урока мы знаем, что Рим победит Карфаген.

— Я предлагаю вам познакомиться с историческим источником. Сохранилась переписка римского полководца Сципиона с консулом Тиберием, где говорится о победе римлян над карфагенянами.

— Как вы думаете, можно ли считать описанные причины победы единственными и объективными?

— Я предлагаю вам проверить ваши предположения, поработав с текстом учебника

— Спланировать свою деятельность (каждый ученик прописывает в тетради план деятельности)

1. Выяснить особенности римской армии.

2. Познакомиться с ходом войн с Карфагеном.

— Карфаген победил римлян.

— Значит, в последующих войнах победят римляне. Нам надо выяснить причины.

— Работают с источником

— Нет, Сципион мог просто хвастаться. Причины следует искать глубже.

-п.3 параграфа 46 – 1 вариант

— п.3 параграфа 47 – 2 вариант

Выявление места и причины затруднения

Где и почему возникло затруднение?

Что сделать для преодоления затруднения?

— Какое задание вы должны были выполнить?

— Ребята, почему вы испытали затруднение?

— Найти причины победы римлян над Карфагеном во второй Пунической войне.

(Четко выделить не могут)

— Слишком большой текст.

Построение проекта выхода из затруднения

Определение конкретных действий выхода из затруднения

— Что поможет нам справиться с большим текстом?

— Если в войне одни побеждают, а другие пригрывают, где следует искать причины победы?

— У кого была сила, кто проявил слабость?

— В силе одних и в слабости других.

— Сильные стороны римлян, слабые стороны карфагенян.

Это и будут наши критерии.

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий, формирование способности к его применению

— Как быстрее найти информацию для заполнения сравнительной таблицы?

Сильные стороны римлян

слабые стороны карфагенян

— Учитель предлагает вновь обратиться к карточке в тетради «Правила работы в парах»

1. Работать должны оба

2. Один говорит, другой слушает.

3. Если не понял, переспроси.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

— Давайте поработаем в парах, так будет легче.

(п.3 параграфа 46 – 1 вариант, п.3 параграфа 47 – 2 вариант)

Первичное закрепление во внешней речи.

Усвоение нового способа действия- внешняя речь

— Проверим, что у вас получилось

— Прежде чем проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам отправиться на родину Ганнибала, в Африку

(игра «Африканский дождь»)

— Озвучивают результаты заполнения таблицы (учитель корректирует).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интерриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

— Некоторые исторические источники дошли до нас полностью, а некоторые стерлись в отдельных местах со временем. Предлагаю вам восстановить текст такого источника.

— Заполняют текст с пробелами (прилагается).

Проверка по образцу (слайд презентации).

Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

— Так что же было причиной победы римлян над пунами?

— Как вы думаете какой территорией будет владеть Рим после подчинения Карфагена?

— Да, Рим станет хозяином Западного Средиземноморья.

— Скажите, где мы будем применять полученные знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

— Что можно предположить о дальнейших планах Рима?

— Называют причины победы.

— Мы будем пользоваться ими для выяснения дальнейшей судьбы Рима.

— Рим, наверное, пожелает захватить все Средиземноморье.

Рефлексия учебной деятельнос-ти

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

— Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какую цель поставили?

— Вы достигли поставленной цели?

— В чем было затруднение?

— Как вы открывали новое знание?

— Что вам помогло открыть новое знание?

— Какие качества помогли вам добиться цели?

— Заполните, пожалуйста, таблицу в тетради для рефлексии.

— Домашнее задание – параграф 47, подготовить сообщение о первой морской победе римлян (по желанию)

— Подвести итоги нашей работы.

— Рим победил Карфаген и стал хозяином Западного Средиземноморья.

— Выяснить причины победы Рима над Карфагеном во второй Пунической войне.

— Выбрать главное из большого текста.

— Планировали свои действия.

— Умение выбрать главное, существенное в тексте.

— Внимание, настойчивость, умение работать в паре.

Письмо Сципиона Тиберию

«Дорогой Тиберий, знаешь ли ты, почему нам удалось разбить непобедимого Ганнибала? Напрасно он радовался, зажав нас в тиски при Каннах с помощью своего знаменитого полумесяца. Хотя его и поддерживали жители покоренных нами территорий, но планы его не сбылись. Он, конечно, смог бы включить наше государство в свой состав, если бы не мой мудрый план! Это я вынудил Ганнибала после многолетнего отсутствия на Родине покинуть Италию, высадив свои легионы в Африке. Не мог он отсиживаться вдали от своих родных, оставив их в беде. Тут-то я его и разбил!»

Причины победы римлян над карфагенянами во 2 Пунической войне

Сильные стороны римлян

Слабые стороны карфагенян

— перестройка трех линий легиона

— наемная армия Ганнибала

— умение строить укрепленный лагерь

— отсутствие поддержки народов Италии, подчиненных римлянами

— хорошее знание своего дела каждым воином

— затяжной характер войны (15 лет)

— жесткая дисциплина в армии

— избежание решительных сражений после поражения при Каннах

— стойкость и решимость римлян

— смелый план Сципиона

(курсором выделены пропущенные слова)

Первая Пуническая война, хотя и закончилась захватом Римом острова Сицилия, не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку. Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал. Он начал поход из Испании, вторгся в Италию с севера, пройдя через горы Альпы. Разбив римлян в 216 г. до н.э. в битве при Каннах, он течение 15 лет вел затяжную войну в Италии. Римские легионы пополнялись новыми воинами. Они обучались перестраиваться в три линии. Каждый воин знал, что ему нужно делать в укрепленном лагере. Армия славилась своей дисциплиной. А наемные воины Ганнибала, грабя завоеванные территории Апеннинского полуострова, заставили местных жителей подниматься на борьбу. Армия Ганнибала слабела. И тут он узнал страшную весть, что римское войско под командованием Сципиона высадилось в Африке. Ганнибал поспешил на Родину. В 202 году до н.э. он потерпел поражение близ города Зама. По мирному договору Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, отдал Риму флот, боевых слонов, заплатил большую сумму денег. Рим стал хозяином Западного Средиземноморья.

Игра «Африканский дождик»

Все участники встают в круг, им объясняются правила игры: «Я буду показывать разные движения, поворачиваясь по кругу и смотря в глаза каждому участнику. Тот, с кем я повстречаюсь глазами, начинает делать движение, которое я покажу, и не прекращает до тех пор, пока не встретится с моими глазами еще один раз, при этом сменив движение на новое, которое я покажу вновь. Это упражнение должно проходить молча. Вы должны слышать друг друга и всю группу. Постарайтесь услышать, как начинается, усиливается, а потом прекращается дождь.

— Начните щелкать пальцами обеих рук. Все начинают щёлкать пальцами. Это первые капли дождя.

-Закончив первый круг, когда все участники щёлкают пальцами, начните тереть ладони друг о друга – шелест дождя.

-Третий круг – удары по коленям – усиление дождя.

-Четвёртый круг – топот ногами – ливень, гром.

-Затем все движения повторяются в обратной последовательности.

— Последний круг вы делаете, просто опустив руки.

Все должны постепенно прекратить щёлкать пальцами.

1. Я запомнил, что явилось причиной победы Рима над Карфагеном

2. Я понял, к чему привела победа Рима над Карфагеном

3. В самостоятельной работе у меня все получилось

4. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если ошибка была)

5. Я сегодня был активным на уроке

6. Я был внимателен и сосредоточен

7. Я доволен своей работой на уроке

3.2. Модель урока по истории Средних веков в 6 классе «Страны Востока в Средние века»

Дидактический материал к уроку

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Мотивация к учебной деятельности

Мы заканчиваем изучение истории Средних веков.

Давайте вспомним, что изучает история Средних веков.

Назовите хронологические рамки Средневековья.

Дайте характеристику основных признаков феодального строя.

В какой части земного шара раньше всего установились и проявлялись феодальные порядки?

А что представляли из себя другие части света в период с V по XV века?

Какие территории мы еще не рассмотрели?

Совершенно верно, это и Азия, и Африка, и Америка.

Как вы думаете, с чего мы начнем?

(Звучит японская мелодия на фоне слайдов презентации с изображением природы и средневековых построек Японии)

Именно с Азии, т.к. она соседка Европы. Они расположены на одном материке.

Какие сведения об азиатских государствах нам известны с прошлого курса истории Древнего мира?

Как вы думаете, там все еще господствовали древние порядки или азиаты тоже перешли к феодальному строю?

Совершенно верно, жизнь не стояла на месте и азиатские государства тоже вступили в феодальные отношения.

Какую цель мы поставим сегодня на урок.

Становление и развитие феодальных отношений.

Собственность феодалов на землю, наделение крестьян землей, эксплуатация крестьян за землю (барщина, оброк), натуральное хозяйство, низкий уровень техники.

В Западной Европе (бывшая Западная Римская империя)

Азию, Африку, Америку.

С восточноазиатских стран.

В Западной Азии существовали древние государства Двуречье, Финикия, Древнееврейское царство, Ассирия, Персидская держава.

На востоке Азии располагались Индия с кастовым строем, могущественный Китай.

Возможно, перешли, а, может быть, и нет.

Выяснить, как черты феодального строя проявлялись на востоке Азии, когда там установились феодальные

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Сравните средневековую Европу и Восточную Азию.

Что общего между Европой и Азией?

Работа по вариантам (10 минут):

Китай (параграф 31, п.1,2,3)

Индия (параграф 31, п.5,6)

Япония (параграф 31, п.7,8)

Заполнение таблицы с.264 «Страны средневековой Азии»

(затруднения в сравнении Европы и Азии)

Выявление места и причины затруднения

Почему не смогли сравнить Европу и Азию в Средние века?

Не выделили критерии сравнения.

Построение проекта выхода из затруднения

Подумайте, по каким критериям мы можем сравнить Европу и Азию в эпоху Средневековья.

Цель – выбрать критерии сравнения. Найти общие и отличительные черты средневековой Европы и Азии.

(Китай, Индия, Япония)

Что характерно было для каждой сферы общества в средневековой Европе?

По 4 сферам общества.

— частная собственность феодалов на землю

— аренда земли крестьянами

— феодальные повинности зависимых крестьян – барщина, оброк

— города- центры ремесла и торговли

— единоличные правители (короли)

— феодальная раздробленность (герцоги, графы)

— централизация государств (сословно-представительные монархии)

— зарождение светской культуры

Реализация построенного проекта

и конкретизацией этих знаков в случае каких-либо особенностей страны)

Учащиеся работают в группах по 3 человека (один представитель от каждого варианта, пользуясь первой таблицей, кратко характеризующей ту или иную страну)

Первичное закрепление во внешней речи

Корректирование таблицы, исходя из ответов учащихся.

Дополнительные сведения о периодизации истории средневекового Востока:

VII-Х вв.- период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;

XI-XII вв.- домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII вв.- время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;

XIV-XVI вв.- послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.

Озвучивание характеристики Китая, Индии, Японии по группам

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест «Оцените правильность высказывания»

Работа учащихся с тестом.

Включение в систему знаний и повторение

___________ _____________ ____________

(глагол) (глагол) (глагол)

____________________________________ (крылатое выражение, фраза)

Работа в группах по 3 человека

Рефлексия учебной деятельнос-ти

методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть фото методические пособия для учителя истории и обществознания. Смотреть картинку методические пособия для учителя истории и обществознания. Картинка про методические пособия для учителя истории и обществознания. Фото методические пособия для учителя истории и обществознания

Рассказ о гербе Японии в виде хризантемы

На хризантеме (ее центральной части) изобразить эмоции по поводу того, как я справился с учебной задачей.

На лепестках прописать то, что не получилось, пожелания учителю.

— улыбка (все понял, нашел и запомнил главное, успел записать)

— без улыбки (все понял, но не все нашел сам, не все записал)

— печаль (не все понял, мало чего запомнил, не успел записать)

Сравнительная характеристика стран Европы и Азии в Средние века

— частная собственность феодалов на землю

— аренда земли крестьянами

— города-центры ремесла и торговли

-6-7 вв. – ок.70 самостоятельных княжеств

Делийский султанат – нач.13 века

Нарская монархия (7-8 вв.)

+ знать не подчиняется султану

1398- вторжение Тимура (Средняя Азия)

— усиление дворян-буси (самураев) в 10-12 вв.

— восстание Красных повязок в 1368 году

(независимость Китая от Монголии)

12-19 вв.- власть вождя- сёгуна

1281г.- попытка хана Хубилая захватить Японию

крестьянство (барщина, оброк)

горожане (ремесленники, купцы)

+ торговля (Великие шелковый путь, канал, стена)

культура (храм, икона, Библия)

— храмы в скалах и пещерах (Аджанта)

+ живопись (пейзажи: «горы и воды», «цветы и птицы»)

+ школы (и для девушек)

— японское письмо на основе китайского

— стихи, рисование, игра на муз.инструментах

Природа и единение человека с ней

Оцените правильность высказывания (верное – «да», неверное – «нет»)

1. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века земля являлась собственностью феодалов.

2. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века феодалы безвозмездно раздавали земли крестьянам.

3. В Средние века и государства Европы, и государства Азии прошли стадию феодальной раздробленности.

4. И в странах Европы, и в странах Азии в Средние века феодальная раздробленность защищала страны от вторжения внешних завоевателей.

5. Во всех странах Европы и Азии централизация приводила к образованию сословно-представительных монархий.

6. Наряду с духовной культурой везде в эпоху Средневековья развивалась светская культура.

7. Сегун управлял империей Цинь.

8. Делийский султанат подвергся завоеванию Чингисхана.

9. Буддизм – религия европейцев.

10.В трудные минуты жизни и европейцы, и азиаты искали спасение в общении с природой

Рассказ учителя «Общие сведения о гербе Японии в виде хризантемы»

Ещё одним символом государства традиционно считается герб. Однако Япония является исключением из этого правила. Официального государственного герба Японии просто не существует. Это объясняется разными факторами, но первопричина в том, что рыцарские традиции средневековой Европы были неизвестны в Японии вплоть до второй половины XIX века. Однако в Японии с давних времен существовал символ, который выполнял ту же функцию, что и герб в европейских государствах, – являлся официальным знаком правящего рода. Это – цветок хризантемы, который является эмблемой Императорского Дома. Точнее сказать – шестнадцатилепестковой хризантемы с двойным рядом. Официальное название такого цветка «герб в виде цветка хризантемы». Его часто называют государственным гербом страны Восходящего Солнца.

История

Император Готоба, правитель (1183-1198) периода Камакура, был большим любителем цветков хризантемы и стал использовать их изображение в качестве собственной печати. Эту традицию продолжили другие императоры периода Камакура, и, таким образом, по молчаливому согласию правителей хризантема получила статус священного символа императорского рода. Официально шестнадцатилепестковая хризантема была признана гербом правящего императорского дома в 1869 году приказом правительства Мэйдзи. А в 1871 году был издан указ, закрепивший привилегию императорского дома на использование символа, а лицам, не принадлежавшим императорскому роду, строго запрещалось пользоваться им. (Сейчас этот запрет снят.) Во время Второй Мировой Войны хризантема активно использовалась как символ Великой японской империи. Ее прикрепляли к носу военных кораблей.

Символика

Хризантема, завезенная из Китая, в Японии стала символом счастья и мудрости. Также древние японцы нередко ассоциировали этот яркий, пышущий силой и энергией цветок с солнцем.Одна из многочисленных легенд об основании Японии связана с хризантемами. В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали 300 молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство – Японию.

Хризантема в жизни современной Японии

После войны запрет на использование хризантемы не членами императорской фамилии был снят. Сейчас символичное изображение этого цветка используется в дипломатических учреждениях Японии, находящихся за границей (посольствах, консульствах). Орден Хризантемы является высшей государственной наградой страны. Изображение шестнадцатилепестковой хризантемы, правда, с одним рядом, напечатано на обложке заграничных паспортов японцев.

3.3. Модель урока по истории России в 7 классе «Золотой век русского дворянства»

Цель и задачи урока

Цель урока – выяснить, почему для дворян время Екатерины II получило название «золотого века»?

Дидактический материал к уроку

Необходимый демонстрационный и раздаточный материал – презентация, грамота дворянству

(типичные фразы диалога)

I Мотивация к учебной деятельности

Какому сословию была посвящена презентация?

Каким было положение дворян при Петре I и в послепетровский период?

Время правления Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства.

Давайте определим цель нашего урока

— Выяснить, почему век называли «золотым».

— Выяснить, каковы последствия «золотого века» для дворян, для власти, для страны?

II Актуализация знаний

и фиксация затруднения в пробном действии

Как вы думаете, какое время могло называться «золотым»?

А что значит «хорошо жилось»?

Удалось ли выделить привилегии?

— Когда хорошо жилось.

Работа с текстом учебника с.196

Привилегии – особые права

III Выявление места и причины затруднения

Почему не все привилегии выяснили?

— Не выделены группы прав

IV Построение проекта выхода из затруднения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *