методика преподавания истории в школе литература
Основные этапы становления и развития методики обучения истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные этапы становления и развития методики обучения истории.
Учебная литература по истории (автор, наименование)
Содержание исторических знаний
Учебная литература по методике преподавания истории (автор, наименование)
Цели преподавания истории
Ведущие методы преподавания истории
Уч. Пособие «Синопсис» («Обозрение»), 1674 г. В. Н. Татищев «История Российская с самых древнейших времен». М. В Ломоносов «Древняя Российская история». М. В Ломоносов «Краткий Российский летописец с родословием». Ф. И Янкович де Мириево «О должностях человека и гражданина». И. М. Шрекк «Всемирная история для обучения юношества». М. В. Ломоносов «Краткая российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
Ф. И Янкович де Мириево «Руководство учителям народных училищ».
— «необходимо стараться больше об образовании и изощрении ума учащихся, нежели чем о наполнении и упражнении памяти».
Практиковалось учение наизусть дат, имен, задания по учебника без объяснений. Домашних заданий еще не было, на уроках в лучшем случае проводилось объяснительно чтение по учебнику, рассказ учителя был крайне редким явлением.
Н. М. Карамзин «История государства Российского». История древнего и средних веков И. К. Кайданова и С. Смарагдова.
В первой половине XIX в. утверждается дворянское направление в историографии. В работах Карамзина описывается деятельность монархов, полководцев, духовенства и знати; по его мнению, история должна служить политическому наставлению, нравоучению подрастающего поколения.
Методические работы доктора философии А. Язвинского, «Учебная книга русской истории» С. М. Соловьева, Уч. Пособия Д. И. Иловайского, «Опыт методики истории» Я. Г. Гуревича, «Методика истории» Г. Дистервега, И. Виноградов, А. Никольский «Методика истории по Кригеру», «О преподавании отечественной истории» А. В. Добрынин, С. Ламовицкий «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории»
Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формирование потребности в знаниях, привлечение в преподавании истории большого спектра новых методов, ориентация на подготовку кадров.
Учебники «история СССР», «Новая история» под контролем Бубнова Сталина, Жданова. «Краткий курс истории СССР» А.И. Козаченко. Учебники по всеобщей истории посменно авторов: С.И. Ковалева, Ф.П. Коровкина, Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского
Линейны принцип обучения: 3-4 классы – Элементарный курс истории СССР.
5 класс – История Древнего мира.
6 класс – история древнего мира и средних веков.
7 класс – история средних веков и Конституция СССР.
8 класс – Новая история ч. I.
9 класс– новая история, ч. II.
10- история СССР XX в.
С 1959-1964 г: 4 класс – эпизодический курс истории СССР.
5 класс – история древнего мира.
6 класс – История средних веков.
7 класс – история СССР с элементами новой истории до середины 19 века.
8 – история СССР до современности и элементы всеобщей истории.
9 класс – новая история.
10 класс – новая история.
11 класс – история СССР с 1938 г. по настоящее время;
Летом 1933 г. наркомпрос РСФР издал программы по истории в основу была положена теория формаций. В мпе 1934 г. появляется постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» положен в основу принцип линейности. З марта 1926 г. появились постановления «Об учебниках по истории» и «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории». В 1939 г. вышли обновленные программы по истории (Они же действовали и в 50-е гг.): по всеобщей истории и по истории СССР. 8 октября 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О некоторых имениях в преподавании истории в школах». Последующие измения в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему образованию.
Главная цель, выработать у учеников определенное отношение к фактам В 60-80 е гг. целью обучения становится развитие активности и самостоятельности учащихся.
Трудовой, лабораторно-бригадный, исследовательский методы.
Н.В. Кеверкова «Русская история. Легенды и лица »
А.В. Полонский «Чтения по отечественной истории»
Учебник и программы по отечественной истории VIII – XVII вв. и XVIII – первой половины XIX в.
Курс для православной гимназии, в основу которого положено изучение летописей и толкование истории учителем.
Структура исторического образования должна была обеспечить становление целостной системы знаний о человеке и обществе
Вывод: изучив данные параграфы, можно сделать вывод о том, что изучение истории на протяжении указанных хронологических рамок имеет как общие, так и различные черты. Методы преподавания истории совершенствовались и пополнялись с течением времени, в связи с чем качество изучения улучшалось. Учитывались недостатки методов прошлых веков. На протяжении всего времени отмечалось вмешательство государства в преподавание истории.
Методика преподавания истории в школе литература
Изучив подборку этих книг, можно получить опыт методики обучения истории и обществознания. Здесь даются рекомендации по применению этого опыта в современном учебном процессе. рассмотрены принципы обучения, новая классификация средств и приемы работы с ними, традиционные и проблемные методы обучения, а еще специальные глубинные методы модульной технологии, ориентированные на создание образа, мышление, глубинное переживание, самостоятельное действие и рефлексию учащихся. Представлены как классические формы уроков, так и новые типы уроков.
Авторы: Шоган В. В., Сторожакова Е. В.
Заглавие: Методика преподавания истории в школе
В книге представлены классические формы уроков истории, а также уроки авторской глубинной модульной технологии. В этом контексте рассмотрены регулятивные принципы обучения истории, новая классификация средств и приемы работы с ними, традиционные и проблемные методы обучения истории, а также специальные глубинные методы модульной технологии, ориентированные на создание образа, на мышление, на глубинное переживание, на самостоятельное действие и рефлексию учащихся. В книге также представлены новые типы уроков: урок-образ, урок мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия и урок проповеди.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов бакалавриата, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся методикой преподавания истории в школе.
библиографическое описание издания – Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475204 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: Сторожакова Е. В.
Заглавие: Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории
Представлены классические формы уроков истории, а также уроки авторской глубинной модульной технологии. В этом контексте рассмотрены регулятивные принципы обучения истории, новая классификация средств и приемы работы с ними, традиционные и проблемные методы обучения истории, а также специальные глубинные методы модульной технологии, ориентированные на создание образа, мышление, глубинное переживание, самостоятельное действие и рефлексию учащихся. В книге также представлены новые типы уроков: урок-образ, урок мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия и урок проповеди.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
библиографическое описание издания – Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории : учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12440-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476649 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: отв. ред. Любичанковский С. В.
Заглавие: Методика обучения истории: трудные вопросы истории России
В работе представлен цикл из двадцати научно-популярных лекций, в качестве тем которых избраны «трудные вопросы» истории России, предусмотренные историко-культурным стандартом школьного образования. В качестве методического обеспечения представлены вопросы и задания к каждой теме, а также рекомендуемая литература.
Для школьных учителей истории и студентов-историков.
библиографическое описание издания – Методика обучения истории: трудные вопросы истории России : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11121-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444507 (дата обращения: 13.04.2021).
Авторы: Шоган В. В., Сторожакова Е. В.
Заглавие: Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории
В работе представлены классические формы уроков истории, а также уроки авторской глубинной модульной технологии. В этом контексте рассмотрены регулятивные принципы обучения истории, новая классификация средств и приемы работы с ними, традиционные и проблемные методы обучения истории, а еще специальные глубинные методы модульной технологии, ориентированные на создание образа, мышление, глубинное переживание, самостоятельное действие и рефлексию учащихся. В книге также показаны новые типы уроков: урок-образ, урок мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия и урок проповеди.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Рекомендовано для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
библиографическое описание издания – Шоган, В. В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12481-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476648 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: Набатова О. Г.
Заглавие: История России XVIII века. Конспект уроков
В настоящем практическом пособии содержатся разработки различных вариантов уроков по истории России XVIII века: научно-практические конференции, дискуссии и диспуты, лабораторные исследования, а также варианты контроля и опроса учащихся на итоговых уроках.
Приведенные в пособии тексты источников сопровождаются творческими вопросами и познавательными заданиями, которые помогут сделать процесс изучения истории более увлекательным и интересным для учащихся.
библиографическое описание издания – Набатова, О. Г. История России XVIII века. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9830-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453100 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: Набатова О. Г.
Заглавие: История России XVI—XVII веков. Конспект уроков
Настоящее практическое пособие содержит разработки различных вариантов уроков, раскрывающие содержание курса истории России XVI XVII столетий: уроки-конференции, суды, диспуты, практические занятия и др.
Оно основано на современных подходах к отбору содержания учебно-исторического материала, ориентировано на развитие активной познавательной деятельности учащихся. В пособии использованы источники, отрывки из литературных произведений и фрагменты исторических трудов, которые окажут помощь учителю в процессе подготовки к уроку.
библиографическое описание издания – Набатова, О. Г. История России XVI—XVII веков. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9829-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453101 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: Набатова О. Г.
Заглавие: История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков
В настоящем практическом пособии содержатся разработки различных вариантов уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в.: уроки-суды, лабораторные исследования, научно-практические конференции, диспуты и дискуссии, а также варианты контроля и опроса учащихся на итоговых уроках.
Приведенные в пособии тексты источников сопровождаются творческими вопросами и познавательными заданиями, которые помогут сделать процесс изучения истории более увлекательным и интересным для учащихся.
библиографическое описание издания – Набатова, О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 382 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07568-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471949 (дата обращения: 13.04.2021).
Авторы: Несмелова М. Л., Несмелов А. Ю.
Заглавие: История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 1
Практическое пособие состоит их трех частей. В первой части предлагаются различные варианты уроков по ключевым событиям первобытного и древневосточного обществ.
Практические занятия предусматривают самостоятельную работу обучающихся с картами, аппликациями, слайдами, кроссвордами, схемами, таблицами и текстами. Особое внимание в книге уделено групповой работе на уроке.
библиографическое описание издания – Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 1 : практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 371 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00035-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453099 (дата обращения: 13.04.2021).
Авторы: Несмелова М. Л., Несмелов А. Ю.
Заглавие: История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 2
Практическое пособие состоит их трех частей. Во второй части предлагаются различные варианты уроков по ключевым событиям истории Древней Греции.
Практические занятия предусматривают самостоятельную работу обучающихся с картами, аппликациями, слайдами, кроссвордами, схемами, таблицами и текстами. Особое внимание в книге уделено групповой работе на уроке.
библиографическое описание издания – Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 2 : практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00036-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472010 (дата обращения: 13.04.2021).
Авторы: Несмелова М. Л., Несмелов А. Ю.
Заглавие: История Древнего мира. Конспекты уроков в 3 ч. Часть 3
Настоящее практическое пособие состоит их трех частей. В третьей части предлагаются различные варианты уроков по ключевым событиям истории Древнего Рима.
Практические занятия предусматривают самостоятельную работу обучающихся с картами, аппликациями, слайдами, кроссвордами, схемами, таблицами и текстами. Особое внимание в книге уделено групповой работе на уроке.
библиографическое описание издания – Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспекты уроков в 3 ч. Часть 3 : практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 335 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00034-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453163 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: Несмелова М. Л.
Заглавие: История Средних веков. Конспект уроков в 2 ч. Часть 1
Настоящее практическое пособие состоит из двух частей. В первой части предлагаются различные варианты уроков по ключевым событиям раннего Средневековья и проблемам средневекового общества.
Практические и лабораторные занятия предусматривают самостоятельную работу школьников с картами, аппликациями, слайдами, кроссвордами, схемами, таблицами и текстами.
Книга содержит комплекс творческих домашних заданий и конспекты, которые создают серьезную базу для методического творчества учителя и моделирования на уроке собственных вариантов изучения тем.
библиографическое описание издания – Несмелова, М. Л. История Средних веков. Конспект уроков в 2 ч. Часть 1 : практическое пособие / М. Л. Несмелова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09678-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471780 (дата обращения: 13.04.2021).
Автор: Несмелова М. Л.
Заглавие: История Средних веков. Конспект уроков в 2 ч. Часть 2
Настоящее практическое пособие состоит из двух частей. Во второй части предлагаются различные варианты тем по ключевым событиям классического средневековья и проблемам средневекового общества. Практические и лабораторные занятия предусматривают самостоятельную работу школьников с картами, аппликациями, слайдами, кроссвордами, схемами, таблицами и текстами.
Книга содержит комплекс творческих домашних заданий и конспекты, которые создают серьезную базу для методического творчества учителя и моделирования на уроке собственных вариантов изучения тем.
библиографическое описание издания – Несмелова, М. Л. История Средних веков. Конспект уроков в 2 ч. Часть 2 : практическое пособие / М. Л. Несмелова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09680-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471998 (дата обращения: 13.04.2021).
Авторы: под ред. Соболевой О. Б., Кузина Д. В.
Заглавие: Методика обучения обществознанию
Изложены основы и современные проблемы обучения обществознанию в средней школе на основе системно-деятельностного подхода. Курс обобщает и систематизирует как теоретические знания по методике, так и многолетний опыт преподавания предмета в РГПУ им. А. И. Герцена, как следствие содержится примеров из педагогической практики. Наиболее подробно рассмотрены вопросы применения современных образовательных технологий в обучении обществознанию. Курс окажется незаменимым фундаментом для будущих педагогов учителей истории и обществознания.
Курс создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Обществознание», квалификация «Бакалавр»).
библиографическое описание издания – Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469633 (дата обращения: 13.04.2021).
Авторы: Бахмутова Л. С., Калуцкая Е. К.
Заглавие: Методика преподавания обществознания
В книге собраны краткие теоретические пояснения по теории методики преподавания обществознания в старшей школе, рекомендации будущим учителям, а также вопросы и задания, которые носят как репродуктивный, так и аналитический характер и направлены на практическое применение знаний бакалавров.
В приложениях к учебнику содержится множество схем, таблиц, а также дополнительные тексты научного и методического характера, которые могут быть использованы как студентами-бакалаврами при подготовке к семинарам, так и учителями в практике преподавания обществознания в школе.
библиографическое описание издания – Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469170 (дата обращения: 14.04.2021).
Автор: Студеникин М. Т.
Авторы: Никифоров Ю. А., Вяземский Е. Е., Иоффе А. Н.,
Мишина И. А., Абдулаев Э. Н., Морозов А. Ю., Стрелова О. Ю. ; под ред. Нечаева В. Д.
Заглавие: Новейшая история России: преподавание в школе
Рассматриваются проблемы преподавания школьного курса новейшей истории России. Предлагаются способы решения этих проблем с использованием компетентностного и системно-деятельностного подходов к преподаванию согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Практикум содержит полезные сведения, которые помогут будущим учителям истории лучше усвоить методы организации и проведения занятий.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», молодых учителей-историков, слушателей курсов повышения квалификации.
Авторы: Трусова А. С., Сидорова И. В.
Заглавие: Методика обучения и воспитания по истории
Методика обучения и воспитания по истории призвана аккумулировать в учебно-воспитательный процесс не только конкретно исторические знания, но и навыки и умения методически правильно передавать эти знания в адаптированном виде обучающимся.
Книга предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата), направленность (профиль) История.
библиографическое описание издания – Методика обучения и воспитания по истории : учебное пособие / составители А. С. Трусова, И. В. Сидорова. — Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2019. — 72 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157830 (дата обращения: 13.04.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Автор: Чумакова А. С.
Заглавие: Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы
Пособие предназначено для успешного освоения и закрепления студентами направления подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль: История (заочная форма обучения материала курса «Методика преподавания истории».
Пособие содержит цели, задачи и результаты освоения дисциплины, планы семинарских занятий, практические задания, учебно-методическое и информационное обеспечение, вспомогательный справочно-информационный материал.
библиографическое описание издания – Чумакова, А. С. Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы : учебное пособие / А. С. Чумакова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 48 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129668 (дата обращения: 13.04.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Автор: Сычева Т. А.
Заглавие: Методика преподавания истории и обществознания
Курс лекций разработан по дисциплине «Методика преподавания истории и обществознания» по направлению 46.03.01 История. В курс лекций включены сведения о современных требованиях к уроку, типологии и структуре урока, современных подходах к организации уроков, приемах изучения хронологии, персоналий, исторической картографии, приемах работы с источником на уроках истории и обществознания.
Курс лекций адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки 46.03.01 История, а также может быть полезен педагогам, ведущим дисциплины «История» и «Обществознание».
- методика преподавания истории в школе лекции
- методика преподавания истории и обществознания в школе