меценатство в россии история и современность

История развития меценатства и благотворительности в России

13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник учрежден в 2005 году, дата связана с рождением Гая Цильния Мецената, римского покровителя художников, артистов и музыкантов, помощника императора Октавиана Августа. Идея проводить праздник принадлежит директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и главному редактору альманаха «Русский меценат» Аркадию Соснову. Именно в Эрмитаже находится полотно «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» итальянского художника Джованни Баттисты Тьеполо. В этот день отмечаются заслуги меценатов и людей, занимающихся благотворительностью. Узнать об истории благотворительности и меценатства в России можно из нашей статьи.

Имя Гая Цильния Мецената стало нарицательным, меценатом называют человека, жертвующего деньги на развитие науки и искусства. Благотворительность в свою очередь включает в себя помощь более широкому кругу лиц и может быть направлена на любую общественную проблему. Во время Дня мецената и благотворителя чествуют и тех и других. Неформальное название этого праздника — День «спасибо». Он ежегодно проводится в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, во время праздника происходит церемония вручения почетных грамот меценатам, людям и социально ответственным компаниям, занимающимся благотворительностью.

История благотворительности и меценатства в России

Как и во многих других странах основной социально-экономической проблемой Российской империи была распространенность бедного населения. Упоминания об этом есть в исторических трудах как российских, так и зарубежных авторов. С IX по XVII века основной формой пожертвования была милостыня. Этому способствовало православие и почитание Иоанна Златоуста — одного из трёх Вселенских святителей и учителей, важной фигуры в христианстве. Житие описывает, что Иоанн приносил пожертвования неимущим, строил больницы и благотворительные учреждения. И призывал делать это других. Простота получения милостыни спровоцировало появление «профессиональных» попрошаек, что стало создавать проблемы, особенно в крупных городах. Поэтому в законах XVII века встречаются жесткие ограничения, направленные против такой деятельности, вплоть до ссылки в Сибирь.

В период правления Петра I Великого произошел переход к созданию системы пожертвований и организации специальных учреждений по оказанию социальной помощи. Эти организации имели план и правила работы. Были законодательно определены группы населения, которые могут рассчитывать на помощь: нетрудоспособные солдаты, инвалиды, незаконнорожденные дети и сироты. Будущий император предложил создать светские больницы, приюты для инвалидов и детские дома наподобие тех, которые он видел в Англии, Франции и Голландии. Учреждения были созданы, но их количества было недостаточно. Детей, инвалидов, стариков, нуждающихся в помощи, распределяли по монастырям. Раздача милостыни каралась штрафом, но делать пожертвования больницам было можно. Также был введен налог, который взимался из жалования для содержания больниц и пациентов. Далее под влиянием идей европейского просвещения произошло дальнейшее развитие благотворительности. В 1775 году Екатерина II ввела приказы общественного призрения, учреждения социальной направленности, в управлении которых находились народные школы, госпитали, приюты для больных и умалишенных, больницы и др. Отдельным лицам и ассоциациям было разрешено создавать благотворительные учреждения, финансировались они за счет пожертвований дворян. В это время начало формироваться и меценатство, так как возник интерес к светской культуре. Этот период характеризуется расцветом дворянского меценатства и связан с всем известными фамилиями: Шувалова, Строганова, Демидова, Румянцева, Шереметьева.

В XVIII–XIX веках социальные проблемы увеличивались из-за постепенной урбанизации населения. «Ведомство учреждений императрицы Марии», созданное в 1797 году, включало различные учебные и благотворительные заведения, которые получали государственные субсидии, покрывающие до 40% расходов. Учреждения принимали на попечение младенцев, детей старшего возраста, слепых, глухонемых, обеспечивали образование мальчиков и девочек, оказывали разные виды медицинской помощи. В 1802 году при участии императора Александра I создается крупнейшая благотворительная организация «Императорское человеколюбивое общество», направленная на оказание помощи нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Благотворительные учреждения, входящие в состав «Императорского человеколюбивого общества», финансировались в основном за счет частных пожертвований, соотношение составляло примерно одиннадцать к одному. Были введены единые законы об оказании социальной помощи.

Важным этапом теоретизации благотворительности стало издание в 1817 году «Журнала Императорского Человеколюбивого общества», где рассматривались различные вопросы и проблемы благотворительности. После отмены крепостного права в 1861 году появилось еще больше благотворительных объединений, организацией и управлением которых занималась уже не только общественная элита. Трансформация сословий и децентрализация власти привели к тому, что благотворительность взяли в свои руки органы местного самоуправления. К началу XX века в Российской империи было более 19 тысяч благотворительных организаций, обеспечивающих уход более 3 миллионов человек.

Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музей и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения купцов становятся культурными центрами, куда съезжаются художники, писатели и поэты, актеры. Имена самых известных из них — Мамонтова, Морозова, Третьякова — до сих пор широко распространены. Расскажем об их деятельности более подробно.

Источник

Русское меценатство как культура владения богатством

Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.

меценатство в россии история и современность. Смотреть фото меценатство в россии история и современность. Смотреть картинку меценатство в россии история и современность. Картинка про меценатство в россии история и современность. Фото меценатство в россии история и современность

«Для того чтобы процветало искусство,

нужны не только художники, но и меценатство».

История термина «меценатство»

Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.

Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.

Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.

Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.

Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.

Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.

После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.

Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.

Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.

Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.

На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.

По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».

Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.

К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Исчезновение и возрождение меценатства

В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.

В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.

Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.

Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.

Источник

Меценатство в россии история и современность

Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, – Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

Почему люди становились меценатами?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины – высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Представители купечества и дворянства видели в меценатстве миссию, возложенную Богом или судьбою. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX – начале XX веков.

История возникновения благотворительности и меценатства в России.

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным присмотром.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных.

Сергей Строганов был русским государственным деятелем, а также коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия.

Интересно, что она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений России. Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова.

Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III

В 1859 основал Московское археологическое общество. Являлся председателем Императорской Археологической комиссии, располагавшейся в его петербургском дворце в течение 23 лет. По высочайшему поручению граф руководил многотомным изданием «Древностей Российского государства», выходившим в свет в 1837-1874 гг. На средства графа был отреставрирован Дмитриевский собор во Владимире. Строганов являлся автором ряда опубликованных работ по истории древнерусской архитектуры и археологии.

Состоял членом комиссии по строительству Храма Спасителя в Москве.

Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон.

Александр Штиглиц — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Будучи сыном придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим госбанком России.

Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования.

Здесь могли обучаться лица обоих полов. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Потратив на создание этого заведения более 1 млн. рублей, Штиглиц по праву считал его любимым своим детищем.

Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Мухинским.

Козьма Солдатёнков – меценат России, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около 5 млн. рублей. Все началось с того, что в 1850-х годах он распорядился из собственных средств выдавать пособия всем жителям деревни Прокунино. Солдатёнков делал этот в честь памяти своих прародителей. Пособия выдавались при следующих обстоятельствах: любая девушка, когда она выходила замуж, и любой парень, когда отправлялся на службу в армию.

Являясь потомком крепостных крестьян, в 1866 Козьма Солдатенков открывает богадельню, приурочив ее ко дню отмены крепостничества — 19 февраля 1861 года. Кроме этого, Козьма Солдатенков активно поощрял любое книгопечатание. Будучи страстным коллекционером ценных картин, он спонсировал Румянцевский музей (которому он и завещал все свои картины) и Московский университет.

Также купец стал скупать картины и предметы искусства. В итоге в собрании Солдатенкова оказалось 258 картин и 17 скульптур, а также гравюры и библиотека.

За свою долгую жизнь он регулярно выделял крупные суммы денег на разные больницы и дома для вдов и сирот.

Меценат выделил два миллиона рублей на создание бесплатной больницы для бедных, где не обращали бы внимания на звания, сословия и религии.

В итоге лечебницу достраивали уже после смерти спонсора, ее назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую.

Юрий Нечаев-Мальцов – известный русский меценат, дипломат и фабрикант. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Мальцева. Тот оказался единственным, кто выжил во время памятной резни в русской посольстве в Иране (тогда же был убит Александр Грибоедов). В итоге дипломат разочаровался в своей профессии и решил заняться семейным бизнесом.

Он финансировал создание многих ремесленных школ для детей из бедных семей.

К его заслугам относится спонсирование различных медицинских учреждений.

Нечаев-Мальцов основал в городе Владимире Техническое училище имени Ивана Мальцова. Оно считается одним из лучших в Европе по техническому оснащению. Сегодня это Владимирский авиамеханический колледж.

Музей изящных искусств в Москве построен тоже за его счет. Интересно, что сам меценат славы не искал. Напротив, все 10 лет, что шло строительство, он действовал анонимно. Нет возможности перечислить все благотворительные проекты Нечаева-Мальцева, так как их очень много. В их числе храмы, богадельни в различных городах России и музеи. На его деньги на Шаболовке появилась богадельня, а на Куликовом поле церковь в память убиенных.

Получив в 1880 году от своего дяди Ивана Мальцова (родного брата матери) крупное наследство, которое состояло из фабрик и заводов, расположенных в различных губерниях, он к своей фамилии добавил дядину, в результате чего и получилась двойная фамилия Нечаев-Мальцов.

Савва Мамонтов — русский меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.

Занимаясь строительством железных дорог, в качестве главной предпринимательской деятельности, он начала активно интересоваться культурой.

Однако ни родственники, ни директора железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали в этих начинаниях.

Интересен факт, что свое поместье в Абрамцево он превратил в художественную школу. Здесь подолгу жили и работали русские художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку.

Первые покупки произведений импрессионистов С.И.Щукин сделал в Париже в Салоне Национального общества изящных искусств, затем на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П.Дюран-Рюэля, А.Воллара, Д.Канвейлера. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С.И. Щукина, был Клод Моне. За неполных 20 лет С.И.Щукин приобрел 266 полотен. Безупречный вкус, незаурядная интуиция позволили ему создать первоклассное собрание мирового значения.

Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. С 1909 г. С.И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией.

Пётр Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. Сын известного в Москве фабриканта — старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Брат Дмитрия, Николая, Ивана и Сергея Щукиных.

С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории и определило основное содержание будущего музея. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.

В коллекции Петра Ивановича Щукина были как целые собрания — Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, — так и отдельные предметы из коллекций кн. В. А. Долгорукова, кн. Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве.

Савва Морозов– известный меценат России и крупнейший предприниматель своего времени. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета. Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Морозов был чрезвычайно образованным и способным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с Дмитрием Менделеевым.

Купец, меценат, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который в 1913 году он подарил Академии наук.

Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем».

Алексей Александрович так же был собирателем, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов — все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. Но эта страсть постепенно оформилась в серьезное увлечение, и 29 октября 1894 г. Бахрушин представил общественности целую выставку. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела — литературный, драматический и музыкальный. Со временем А.А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться. Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 г. состоялась передача музея Академии наук.

Театральный музей существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с этим искусством. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.

Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино где народные умельцы возрождали традиционные ремесла. Княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали костюмы по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.

Мария Тенишева собирала керамику под руководством Михаила Врубеля.

В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

Крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств. Различные суммы были выделены консерватории, Строгановскому училищу для поддержки молодых художников, артистов и музыкантов. В коллекции М.А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников. М.А. Морозов – продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. Директор Русского музыкального общества.

Пополнил перешедшую после брата М.А. Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов. После революции собрание было национализировано и на его основе организован II Музей нового западного искусства ( I Музеем было щукинское собрание). В 1940 г. коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично в Эрмитаж. Например, в его коллекции была знаменитая картина П. Пикассо «Девочка на шаре».

Родился в Москве, в купеческой семье, сын П. М. Рябушинского. Самый младший из восьми братьев Рябушинских, российских промышленников и финансистов.

Федор Павлович оставил о себе память как инициатор и организатор научной экспедиции по изучению Камчатки.

Одним из основных направлений деятельности Благотворительного Фонда «ЛУКОЙЛ» (БФ «ЛУКОЙЛ») является программа по сохранению культурного наследия нашей страны, в рамках которой Фонд ориентируется на долгосрочное сотрудничество с организациями и творческими коллективами федерального и регионального уровней.

Благотворительный фонд В. Потанина поддерживает культуру почти два десятилетия, с момента своего основания в 1999 году. Приоритет нашей работы в этой сфере – российские музеи, которым мы помогаем становиться более открытыми, современными, творческими. Поддерживаем их стремление быть настоящими центрами общественного притяжения. Гранты фонда – это десятки интереснейших проектов и мероприятий как в ведущих музеях – Эрмитаже, Третьяковской галерее, Политехническом музее, так и по всей стране. Это появление новых музеев на карте России и преобразование действующих.

Семья Тимченко поддерживает культурные проекты более 25 лет. Когда был создан Фонд, культура стала одним из приоритетов. Сегодня в портфеле Фонда сотни культурных проектов. Мы заботимся о прошлом, помогая сохранять богатое культурно-историческое наследие нашей страны, и думаем о будущем, поддерживая проекты по развитию территорий средствами культуры.

Фонд Михаила Прохорова – первый в современной истории России благотворительный фонд, деятельность которого акцентирована на поддержке региональных культурных инициатив и локальной культурной инфраструктуры.

Мы верим в то, что именно культура является двигателем развития человечества; именно с культурой связан экономический рост и научно-технический прогресс. Искусство – тот язык, который позволяет состояться диалогу, несмотря на какие-либо политические или социальные препятствия и различия.

Благотворительные проекты всегда были и остаются важной частью моей жизни. Я убежден, что бизнес должен быть социально ответственным перед обществом.
Для системной реализации социальной политики промышленно-финансовой группы «САФМАР» и был создан благотворительный фонд

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *