мейсенский букет история создания

История, стили и определение подлинности мейсенского фарфора

До начала XVIII века в Европу фарфор доставлялся из Китая. Как ни пытались европейцы узнать тайну его производства, китайцы хранили ее в секрете. Разгадать секрет удалось в Германии, в небольшом городе Мейсене. Мейсенский фарфор с первых лет своего существования стал признаком роскоши и предметом культа в высшем обществе. Его коллекционировали монархи многих европейских стран.

История создания

В конце XVII века в Европе возникла мода на китайский фарфор. Король Польши и курфюрст Саксонии Август Сильный, покровитель наук, также был его коллекционером. Посуда и статуэтки, которые доставляли из Поднебесной, продавались по баснословным ценам. Поэтому король мечтал основать собственное производство.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Август привлек двух ученых, которые начали работать над получением фарфора. Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, математик и экспериментатор, был к тому же основателем трех стекольных заводов в Саксонии. А вот второй, Иоганн Беттгер, слыл алхимиком. История умалчивает, за что курфюрст посадил его в тюрьму, но свое главное изобретение Беттгер сделал будучи заключенным.

В 1705 году ученым после двухлетних попыток удалось получить красный фарфор, который изобретатели назвали яшмовым. Это вид фарфора с высоким содержанием оксида железа до сих пор производят в Мейсене. В 1708 году Чирнхаус умер, и Беттгер продолжил изыскания самостоятельно. Он бился над созданием белого тонкостенного фарфора, но никак не мог подобрать вид глины, которая подошла бы для изготовления керамики.

Помогла случайность. Беттгер заметил, что парикмахер пудрит парики странным порошком, а не пудрой. После допроса тот сознался, что растратил деньги, которые ему выдали на пудру, и самостоятельно изготавливает ее из белой глины, добытой в карьере. Последний компонент был найден.

Алхимик также изобрел рецептуру глазури. Почти без изменений рецепт Беттгера используется и по сей день.

В 1710 году в замке Альбрехтсбург была основана мануфактура, которая стала изготавливать посуду, имитировавшую художественный стиль фарфора одной из провинций Китая. В отличие от китайского, фарфор из Мейсена имеет более повышенное содержание каолина и считается «твердым» фарфором.

В 1717 году открыли секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она получалась ярко-синего цвета. С помощью кобальта воспроизводили китайские мотивы. Но вскоре изделия приобрели собственный неповторимый стиль. В эти годы был создан знаменитый луковичный орнамент, посуда в «луковичном» стиле выпускается на заводе и в наше время.

Вся рецептура держалась Беттгером и немногочисленными помощниками в строжайшей тайне. Работники знали только один из этапов изготовления фарфора. В 1719 году Беттгер умер. Воспользовавшись трауром, один из хранителей секрета Самуил Штольцель сбежал в Вену, где была также основана мануфактура.

Но курфюрст Август недаром имел прозвище Сильный, под угрозой смерти его люди вернули Самуила Штольцеля из Вены. Вместе со Штольцелем приехал художник Иоганн Грегориус Герольдт. Курфюст посулил ему солидное жалованье. Так начался новый этап в истории мейсенской мануфактуры.

Художники и стили

Герольдт значительно усовершенствовал мейсенский фарфор: в рецептуре алебастр был заменен на кварц и полевой шпат, отчего изделия стали выходить после обжига белоснежными.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Так как фарфор придумали китайцы, то первые десятилетия посуду расписывали мотивами, которые походили на работы мастеров из Китая. Цапли в камышах, рыбаки, цветы, сложные орнаменты — посуда в стиле шинуазри не считалась подделкой. С первых лет существования мануфактуры подчеркивалось ее немецкое происхождение.

Художник работал и в японском стиле «какиэмон». Цветовая гамма японских художников была ограничена, но Герольдт разработал новый метод получения цвета и расширил цветовую палитру до сотен оттенков.

В 1731 году в Мейсене начал работать Иоганн Иоахим Кендлер. До сих пор на мейсенской мануфактуре его считают главным скульптором предприятия. Здесь в 2006 году праздновали 300-летие со дня его рождения.

Его творчество во многом повлияло на развитие фарфоровой скульптуры в Европе. За свою жизнь он создал более тысячи миниатюрных скульптур. Он ваял фигурки птиц в натуральную величину. Высоко ценятся его портреты придворных. Его фрейлины в фижмах изображены в стиле рококо, они полны живости и обаяния.

В 50-годах Кендлер стал создавать жанровые композиции: группы детей, садовников, разносчиков, пастухов. Получил известность оркестр обезьян: композиция, которая состоит из 21 статуэтки, была сделана для Людовика XV и подарена им мадам Помпадур.

Кендлер создал множество образцов столового фарфора.

Его стиль копировали все мануфактуры, которые производили фарфор. Все эти изысканные изгибы ручек в супницах, сложные украшения в форме цветов, фруктов и ангелочков стали классикой при изготовлении дорогой посуды из фарфора. Даже когда стиль рококо вышел из моды, посуда мейсенской мануфактуры продолжала подаваться на столы монарших особ.

Жемчужиной мейсенской мануфактуры считается сервиз «Лебединый». Он рассчитан на сто особ и в него входит две тысячи предметов. Изготовлен он был для одного из директоров мануфактуры Брюля. По образцу этого сервиза было сделано еще несколько подобных.

Мейсенский фарфор поставлялся в Россию. Екатерина II заказала целый ряд скульптур на мифологическую тему. Одно время мануфактура установила «русские дни», когда заказы делались исключительно для России.

В 1762 году на мануфактуру был приглашен новый художник Мишель Виктор Асье. С его приходом стал меняться стиль мейсенской мануфактуры. Входит в моду белый неглазурованный фарфор — бисквит. Бисквит идеально подходил для воплощения произведений классицизма: стали выпускаться статуэтки на мифологические темы.

Творчество Мишеля Виктора Асье до сих пор вызывает споры у историков искусства. Кто-то полагает, что его вклад в мейсенскую мануфактуру неоценим, и он поднял фарфоровую пластику на новые высоты. Существует противоположное мнение, что с его приходом качество изделий снизилось. Так или иначе, но золотой век мейсенской мануфактуры приходится на другую эпоху — 1730–1760 годы.

Произведения искусства этого периода практически не появляются на арт-рынке. Если подлинники сохранились, то они находятся в музеях.

В начале XIX века мейсенская мануфактура была на грани закрытия. Потом постепенно ситуация начала улучшаться. Мейсенская посуда экспортировалась в США и Россию.

Но в этот период с успехом продавались статуэтки и посуда, которые имитировали стиль XVIII века.

Дорогостоящие произведения XIX века, которые продаются в наше время, — это также имитация стиля рококо.

В XX веке в произведениях мануфактуры Мейсен нашли отражение веяния и стили, которые были популярны в этот период. Среди художников заметно выделялся скульптор Пауль Шойрих. Он создал более 100 статуэток и композиций в стиле ар-деко. Наиболее известна его серия статуэток «Русский балет», которая навеяна выступлением балета Сергея Дягилева в Берлине.

Известны также художники Герман Зейлингер, Вильям Баринг, Хуго Штейн и Отто Эдвард Войт. Они работали над оригинальными росписями тарелок и ваз в подглазурной синеве: цветочные, лучевые, орнаментальные мотивы, скульптурные сцены, изображения животных и пейзажей в духе экспрессионизма.

Эмиль Бернер создал самые большие колокола из фарфора. Их высота составила два с половиной метра.

Мануфактура сегодня

Как и 250 лет назад, каолин для предприятия добывают недалеко от Мейсена. Городок Зейтлиц вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое маленькое горнодобывающее предприятие: здесь трудятся два человека. Они обеспечивают глиной всю мануфактуру. На предприятии работают 450 художников.

Мейсенская мануфактура в наши дни мало изменилась за три столетия. Ее продукция относится к сегменту Luxury. Фарфоровые сервизы покупают высокопоставленные особы со всей Европы.

Половина продукции, которая производятся сегодня, — это столовые сервизы; 35 процентов изделий — это керамические скульптуры и художественный фарфор; остальное — эксклюзивные изделия под заказ. Мейсен также славится своей плиткой, которая используется для создания художественных панно.

В 2010 году предприятие праздновало юбилей — 300-летие со дня основания. К этой дате были изготовлены реплики знаменитых произведений. Оркестр обезьян, «Лебединый» сервиз, скульптуры Кендлера пользовались успехом, и впоследствии большая часть реплик была распродана. Копии знаменитых ваз бульденеж были проданы по 15 тысяч евро каждая.

Фарфор Meissen никогда не стоил дешево. Поэтому, если в интернет-магазине продается статуэтка XVIII века за две тысячи евро якобы работы Кендлера, — это, конечно, подделка.

Как проверить подлинность?

Meissen стали подделывать чуть ли не с первых лет существования мануфактуры. Поэтому еще в 1722 году появился торговый знак, которым помечали фарфор: две перекрещенные шпаги. Этот логотип считается одним из самых старых в мире. С незначительными изменениями знак дожил до наших дней. Он не раз видоизменялся:

Логотип наносился кобальтовой краской под глазурь до процесса обжига.

В XVIII и XIX веках десятки фабрик в Европе работали под Meissen, используя похожий логотип. Например, фабрика в Великобритании Вильяма Дерби (она действует и по сей день) наносила похожий знак. Кто-то добавлял к мечам буковку М или Н и пытался имитировать стиль «Мейсен». Только после многократных судебных разбирательств производители прекращали копировать знаменитый товарный знак.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Год выпуска фарфора также определяют по нумерации. До 1764 года продукции присваивался простой цифровой номер. После 1764 добавили буквенную нумерацию.

Год создания изделия стали обозначать определенным символом с 1948. Для 1948 года это был кружочек, в 1959 — треугольник. Впоследствии использовались знаки более сложной конфигурации.

В последние годы скрещенные мечи на некоторые изделия стали наносить золотой краской. Золотой краской наносят знак лимитированной серии или инициалы скульпторов.

На основании только знака определить подлинность изделия невозможно. Лишь сама мануфактура может датировать и определить подлинность изделия.

Источник

История 5. Самая грандиозная подделка фарфора: липовый Meissen

Эта статья вызовет большое негодование продавцов. мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история созданияИ понятно почему: 90% вещей, продаваемые на Ярмарке Мастеров под видом знаменитого фарфора Meissen на самом деле являются подделками.

И сегодня покажу и расскажу как их определить.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Для начала кратко про Meissen. Не буду вдаваться в историю мануфактуры, а определяю главное: по сути есть фарфор, а есть Meissen. мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история созданияЭто лучшее (и самое дорогое), что есть в немецком фарфоре в частности и в европейском в принципе. Конечно, есть и другие прекрасные мануфактуры, как в Германии, так и во Франции и Англии, но Meissen стоит обособленно и выше. Фарфор этой мануфактуры не просто дорогой, а очень дорогой и качественный. Причем и в этой очень дорогой посуде (по сравнению с другими фарфоровыми мануфактурами) есть и совершено сумасшедшие цены. Однажды мне довелось увидеть супницу Meissen, стоимость которой была…чуть больше 40 000 евро (да-да, я не ошибся с нулями мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания). Но это конечно самый шик, изделия подешевле начинают свою ценовую позицию от нескольких десятков евро минимум. Причина: Meissen –это непревзойденное качество и конечно бренд. Фарфор весь создается вручную и росписывается так же вручную, а секреты красок хранятся в тайне и используется технологии смешивания, как и сотни лет назад. В общем, это и правда лучшее, что есть в фарфоре.

Немцы даже марки выпускали на годовщину фабрики.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

И скажу сразу, клейма Meissen (настоящие и поддельные) я встречаю практически на каждой блошке, но я с ними не работаю. Слишком много подделок и подставить покупателя, продав ему подделку (даже отличного качества) не могу себе позволить. Только если абсолютно буду уверен в подлинности, то куплю… но абсолютную уверенность в полевых условиях блошки обрести трудно. Тем более, что количество подделок зашкаливает и бьет рекорды. А все потому что мейсеновский фарфор подделывают чаще всего. Это вообще целые отрасли!

И хотя зачастую подделку можно распознать, так как они настолько грубы и распознаются в деталях (подробно об этом ниже), все равно есть отличные подделки, которые практически не возможно распознать.

Самое важное, что нужно знать о клейме Meissen – это почти всегда сабли (или мечи, называют их и так, и так). Если же вы видите на клейме слово «Meissen», то, скорее всего это, подделка. мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история созданияИ во на этой такой простой и узнаваемой детали ловятся почти все покупатели. Увы, это правда.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

То есть первое и главное: Meissen – это мечи, а не слово на клейме (за редким исключением). Причем слово это пишется определенным шрифтом и наклоном букв и размером. Все остальное – липа.

А теперь познакомимся с самой известной аферой, когда посредственный фарфор выдается за Meissen. Мне повезло: на последней блошке в развалах я как раз нашел такую подделочку… вот она… и вот ее клеймо. Видно плохо, но это овал, в котором написано «Meissen».

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Запомните хорошенько это клеймо. Потому что это действительно самая большая афера, которая связна с Мейсеном из мне известных. Видите ли, секрет в том, что это настоящее клеймо, но…не Meissen, а совсем другой фабрики. Когда три сотни лет назад возникла мануфактура Meissen создатели сильно дали маху, что не использовали какое-то другое название, а взяли за имя –город, в котором был первый завод. Да-да, Мейсен (или Майсен) – это город в Германии, недалеко от Дрездена. И вот идут десятилетия и в городе Мейсен предприимчивые товарищи создают новую мануфактуру, имя дают ей по фамилии владельца, а вот клеймо… тут хитрый делец решает сделать своим клеймом слово «Meissen» и имеет полное право, так как мануфактура находиться в городе Мейсен, а значит законом не запрещено так клеймить посуду. Только никакого отношение эта фирма не имеет с настоящим Мэтру немецкого фарфора Meissen. Так же тут уместно вспомнить, что такое неприятное соседство испытывает и французский фарфор Лимож (Limoges) –там тоже на этой же территории открылось много маленьким мануфактур, которые штампуют свою продукцию не самого лучшего качества с меткой «Limoges» и далеко не все знают, что настоящий Limoges имеет определенный цвет и вид клейма.

Клеймо может быть либо нарисовано синим, либо выдавленно в тесте, либо вот и так и так, чтобы навернякамейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Вернемся в Германию, где в тени завода Meissen процветала фабрика одного не совсем корректного дельца, который клеймит свою посуду овалом с названием города. Что интересно – немцы в курсе, поэтому немцы такое не покупают обычно. Все знают, что клеймо Мейсена – это шпаги. А вот людям не сведущим толкнуть такую продукцию не совсем порядочные продавцы могут легко. Судите сами. пока я снимал вот этот кувшинчик, мужичок рядом нашел пачку тарелок в коробке с таким же липовым клеймом. И что удивительно – как оказалось наш мужичок, мы с ним по-русски говорили. Я спрашиваю, мол ты в курсе-то, что это подделка? Он хмыкнул и сказал: «я то в курсе, но мои дураки нет, прокатит». Не знаю, продаст ли он их или подарит родне, и кого он считает дураками, но вот такая реальная история.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Посуда с вот таким клеймо вообще-то не дорогая, качество обычное. Чаще всего в качестве рисунка используется знаменитый луковый узор (скорее всего, потому что мейсеновский луковый узор был очень популярен в свое время, считался шиком, но он-то был ручной работы, а не штамповка как этот). Тем не менее, я видел и другую продукцию этого «типо мейсена», например вот встретил на той же блошке, как видите такого «meissen» много.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

То есть подведя итог, можно сказать, что клеймо-то настоящее, если смотреть с точки зрения клейма, но не Meissen это. И рядом по качеству не стоял. Но увы! Иименно эту продукцию чаще всего выдают за настоящий Мейссен, причем намеренно ставят цену выше, объясняя покупателям мол а что же вы хотели? Это же знаменитый Мейсен. Пока у меня был чудовищный акцент, мне тоже пытались продавать такое, но я знал что есть что. И когда ты резонно и резко замечаешь, что не надо сказок, то цена на такую продукцию падает в 10 раз… Продавцы же конечно в курсе, что продают подделку. Но понимают, что низкая цена за мейсеновский фарфор насторожит покупателя, поэтому ее завышают: мол, видите, стоит дорого, на клейме написанно «мейсен» — что еще нужно?

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Авторское право в Европе не пустой звук. И так было еще 100 лет назад. Поэтому если какая-нибудь мануфактура начинает подделывать что-то, то она очень и очень рискует. Штраф будет огромен, предприятие закроют, а владельца скорее всего посадят. Но подделку ведь еще нужно доказать. Поэтому если какая мануфактура (обычно маленькая частная) и решается копировать продукцию Meissen, то делает она это так, чтобы нельзя было связать концы с концами. То есть копии предметов и клейма будут все-таки сильно отличаться, чтобы в случае разбирательства сказать: «Ну что Вы! Разве похожи наши две скрещенные палки на знаменитее скрещенные мечи Meissen?» И таки да, если это будут палки – то тут отделаются малым штрафом. Вроде как палки –это совсем другое клеймо, а вот если будут мечи – тут все серьезнее. Поэтому подделку (причем не только мейсеновского фарфора) можно распознать именно по деталям. Полностью повторить оригинальное клеймо – это опасно и сильно наказуемо. Поэтому клейма и меняют, чтобы в случае чего, можно было откреститься мол похоже, но не такое же. А если покупатель не видит разницу, то, как говорится, его проблемы.

Так что подделки маленьких мануфактур распознать проще вот именно по этим несоответствиям. Вот подборочка клейм из моей коллекции, которые выдаются за Мейсеновские:

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

И еще два важных момента, которые мало кто знает про оригинальные клейма фарфора Meissen.

Во-первых, с 1948 года фирма Meissen, чтобы было легче определить год изделия, в тесте ставит определенный знак. Его называют «годовой знак», он каждый год разный. То есть помимо синих мечей (они всегда синие!) должен быть еще один из этих знаков, по которому и точный определяют год изделия. Вот так они выглядят:

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Во-вторых, если вдруг что-то из фарфоровых вещей Meissen выходит не надлежащего качества (проверка очень строгая!), то такое изделия продают по дешевке маленьким частных художникам с обязательным условием, указывать на клейме, что это не первый сорт и не совсем оригинал. Для этого на оригинальном клейме Meissen ставят черточки как бы зачеркивая его или ставя под/над саблями черту. Положение черточек не случайно – что-то означало дефект росписи, что-то дефект самого изделия и т.д.

Надеюсь моя статья поможет Вам лучше разбираться в подделках. Спасибо за внимание.

Источник

«МЕЙСЕНСКИЙ БУКЕТ»

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Дивный, не правда ли? Не буду вдаваться в исторические недра — при желании всю информацию можно найти в интернете. Скажу лишь, что Первый в Европе фарфоровый завод заработал летом 1710 года в городе Мейсене (Майсене) в восточной Германии. Этот рисунок был изобретен именно там. Во всех изделиях фабрики Мейсен используются уникальные краски, применяется исключительно ручная роспись в оформлении фигурок и сервизов, привлекаются к работе лучшие художники, скульпторы, граверы.

Подобный рисунок, украшающий посуду, переняли и изготовляют и в Чехии, и в России — фабрики Дулево и Вербилки. А я показываю свою посуду с мейсенским букетом.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Чайный сервиз. Чашки с блюдцами, сливочник, сахарница. Заварочный чайник и доливной чайник для кипятка.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

пирожковые тарелки, масленка-сырница и большое сервировочное блюдо.

Сервиз из Германии. 50-60-ые года прошлого века.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Рулетница. Она не от сервиза, но я её часто использую в сервировке сладкого стола.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Роскошное большое перламутровое блюдо с мейсенским букетом. Очень красивый край — бордо с золотым крытьём.

Источник

Фарфор-легенда мануфактуры Meissen

История первой в Европе фарфоровой фабрики

Знаменитую немецкую мануфактуру Meissen основали после того, как алхимику Иоганну Бёттгеру удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора. С января 1710 года начинается история предприятия, которому удалось не только пережить все кризисные периоды, но и снискать мировую славу за свою великолепную фарфоровую продукцию.

С момента основания фабрики работу над фарфором приходилось вести в строжайшем секрете, так как его рецептуру жаждала узнать вся Европа. По этой причине предприятие, изначально созданное в Дрездене, уже через полгода перевели в замок Альбрехтс-бург в городе Мейсен. Это был старый замок, расположенный на вершине горы, так что попасть туда было не так-то просто.

Сам Бёттгер вначале скрывался от преследователей, а затем работал в неволе у правителя Саксонии Августа Сильного. Последний столь страстно желал иметь изящный фарфор, что однажды выменял полк из шестисот драгун на 152 фарфоровых предмета из коллекции короля Пруссии Фридриха I. Неудивительно, что он так настойчиво требовал от алхимика получения «белого золота».

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

После запуска фабрики мейсенский фарфор произвел в Европе настоящий фурор. Его скупали самые именитые представители Света: короли, императоры, князья охотно украшали им свои дворцы и замки. Особым спросом фарфор пользовался в России, так что на фабрике даже существовали отдельные дни, когда выпускалась продукция исключительно для российского рынка.

Несмотря на славу, за всю свою долгую историю мануфактуре приходилось неоднократно переживать сложные времена, так как тщательно оберегаемый секрет белого фарфора все-таки не удержали неприступные стены замка. Несколько раз завод был на грани банкротства, менял имена и владельцев, но все-таки сумел пройти сквозь все преграды.

В настоящее время предприятие с трехсотлетней историей продолжает поражать ценителей фарфора своими изящными работами, созданными по-прежнему вручную. Огромное количество видов фарфоровых изделий, более десяти тысяч тонов уникальных красок в сочетании с искусством мастеров позволяют мейсенскому фарфору быть желанным для ценителей фарфора. Особую ценность представляет антикварный фарфор, которым некогда могли восхищаться лишь самые высокопоставленные особы.

Изделия манфактуры Meissen

В развитии мейсенской мануфактуры можно выделить несколько периодов, для каждого из которых характерны свои особенности и свои уникальные произведения.

Бёттгеровский период

Начальный этап развития фабрики Meissen часто называют бёттгеровским периодом, так как Беттгер не только открыл секрет белой фарфоровой массы, но и проводил много экспериментов с ней.

Любопытно, что получению первого в Европе белого фарфора способствовал обман. Знакомый Бёттгеру парикмахер придумал собственный способ заработка: он тратил выданные на пудру деньги по своему усмотрению, а вместо пудры использовал измельченную в порошок белую глину. Заметив, что пудра на париках была странной, Бёттгер вынудил парикмахера признаться во лжи и тем самым узнал о существовании поблизости карьера с белой глиной. Надо сказать, что до этого Бёттгеру удалось получить только твердую массу красного цвета, так что белая глина стала тем самым недостающим звеном, которое он так отчаянно искал для производства белого фарфора.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Белый фарфор, полученный Бёттгером, был очень крепким, не разрушался при воздействии высокой температуры и кислот, а также издавал чистый звон при легком постукивании.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Живописный период

К 1720-м годам на фабрике уже использовали разнообразную палитру красок, состоящую из 16 цветов. Первоначально живописцы копировали китайский фарфор, ориентируясь на ту коллекцию восточного фарфора, которой располагал Август Сильный. В результате такого подражания на изделиях, созданных в Мейсене, появились характерные для восточного фарфора драконы, животные, птицы и цветочные орнаменты.

Большую роль в становлении этого периода сыграл известный живописец Венской мануфактуры Иоганн Херольд, вставший во главе фабрики вместо умершего Бёттгера. При нем мануфактура сделала значительный скачок в своем развитии. Херольд улучшил технологию создания красок и самой фарфоровой массы. Именно при нем начали выпускать фарфор на продажу, причем среди покупателей было много коронованных особ. Ассортимент был представлен разнообразными сервизами, вазами, часами, туалетными, столовыми, письменными приборами и многими другими необходимыми в быту предметами.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Херольд проработал на фабрике 45 лет и внес большой вклад не только в развитие мануфактуры, но и живописи в целом. Именно он сыграл заметную роль в развитии известного стиля шинуазри и разработал особую палитру термостойких красок, с помощью которых мастера предприятия смогли воспроизводить восточные орнаменты, а также создавать собственные рисунки.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Восточные сюжеты создавали с особым мастерством. Сам Херольд был известен созданием сцен из обыденной жизни китайского народа. Эти изображения слабо отражали реальную жизнь, но отличались особой выразительностью, богатством орнамента, росписью золотом высокой пробы, поэтому фарфор этого периода пользовался большой популярностью. А в двадцатых годах восемнадцатого века Херольд создал альбом, в который входило более тысячи индивидуальных эскизов в китайском стиле. Сборник получил название «Кодекс Шульца» и считается одним из самых больших исторических собраний эскизов.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

В 1730-х годах на мейсенской мануфактуре появился так называемый Zwiebelmuster — луковичный декор, которому суждено было стать одним из самых популярных в мире. Луковичный узор также называли синим луком. Его происхождение довольно интересно. Когда мейсенские художники взялись копировать китайский декор, представленный лимонами, гранатами и персиками, они изобразили их на свой лад. Так как никто из мастеров в глаза не видел таких диковинных фруктов, они были изображены в более привычном для европейцев виде и внешне напоминали луковицы. Отсюда и пошло название узора, несмотря на то, что помимо фруктов в центре композиции обычно располагали цветы.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Скульптурный период

Период с 1730-х по 1770-е называют скульптурным, так как в это время на первое место вышли скульптура и барельеф. Произошло это с приходом на завод Иоганна Кендлера. Талантливый Кендлер создал целые серии и композиции разнообразных скульптур, которые не только увеличили популярность мейсенского фарфора, но и получили большое распространение в других странах.

Благодаря Кендлеру на фабрике стали использовать особый пластический стиль, отражающий жизнерадостность и грацию героев. Именно ему принадлежат великолепные сервизы с огромным количеством предметов. Так, одним из них является Лебединый сервиз, который был создан для графа фон Брюля. Сервиз насчитывал 2200 фарфоровых предметов, декорированных объемными узорами различных морских животных и птиц, включая самих лебедей. Кендлер создавал его в период 1737 –1741 гг.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Не менее известным является его композиция «Обезьяний оркестр», на создание которой мастера вдохновили модные в то время театральные постановки. Изначально композиция состояла из 21 фигурки и была продана маркизе де Помпадур. Однако в 2006 году к трехсотлетию фабрики изготовили еще одну скульптуру обезьянки с бубном.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Композиция «Обезьяний оркестр». Создана Кендлером в 1753 году. Мейсен.

Период классицизма

Если для скульптурного периода было характерно рококо, то уже во второй половине 18 века Европу охватило новое направление — классицизм. Его реализацией на фабрике Мейсен занялся приглашенный на работу в 1762 году скульптор из Франции Мишель-Виктор Асье. Совместно с Кендлером Асье создал известную коллекцию из сорока фигурных композиций, называемую «Большой русский заказ». Коллекция предназначалась для украшения кабинета Екатерины II.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Период с XIX по XXI века

В девятнадцатом веке предприятие переживало застой и занималось в основном повтором тех моделей, которые были созданы ранее. Например, много работ создавалось по моделям Кендлера и Асье.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Однако с начала XX века начались новые эксперименты, которые также перемежались с периодами застоя. В это время мастера фабрики экспериментировали с самыми разными стилями. Это были романтизм, югендстиль, ардеко и некоторые другие направления. В ходе этих экспериментов появились новые приемы декорирования: изделия покрывали стеклянной глазурью, применяли технику pate-sur-pate (слой за слоем) и некоторые другие.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Фарфоровый пласт «Магдалена» по одноименной картине А. Корреджо. Meissen. Сер. XIX в.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Сервиз-солитер. Мануфактура Meissen. Конец XIX в.

Возрождению и дальнейшему процветанию мануфактуры Meissen во многом способствовал Пауль Шойрих, которого называли Кендлером двадцатого века. Он считается одним из лучших скульпторов пластического фарфора, а его работы отличаются высокой театральностью и эффектностью. Для фабрики Meissen Шойрих создал 102 модели, многие из которых обрели большую популярность. Одним из известных его произведений является композиция «Русский балет», состоящая из пяти фигур.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Композиция «Русский балет». П.Шойрих. Мануфактура Meissen, 1924–1951 гг.

Также большой популярностью пользовались фигуры Шойриха: их печатали журналы, ими восхищались на выставках, их хотели заполучить коллекционеры.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Испанская танцовщица и испанец с гитарой. П.Шойрих. Meissen. Первая пол. XX в.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Статуэтка «Леди и мавр». Автор модели П. Шойрих. Meissen. 1920-30-е гг.

Клейма мейсенского фарфора

Знаменитые синие мечи появились на фарфоре Мейсена далеко не сразу. Инспектор завода Иоганн Штейнбрук придумал использовать в качестве отличительного знака для фарфора скрещенные мечи, которые присутствовали на гербе Саксонии. Предприимчивый человек придумал столь удачную эмблему, что со дня своего создания 8 ноября 1722 года она просуществовала почти три сотни лет. За все годы работы мануфактуры изображение синих скрещенных мечей претерпевало некоторые изменения, но и по сей день именно эта эмблема используется на заводе Мейсен.

С 1723 года всю продукцию мейсенской мануфактуры начали маркировать с помощью букв синего цвета KPM, означающих Königliche Porzellan Manufaktur. При этом для коронованных особ с 1720 года использовали особое клеймо в виде монограммы AR (Augustus Rex). Изделия с такой пометкой предназначались для самого короля Августа Сильного, его сына, а также посетителей короля. В большинстве своем клеймо делали подглазурно синим цветом. В качестве декора изделий с пометкой AR использовали восточную тематику. Предметы, имеющие такие клейма, очень редки, дороги и находятся в музеях или известных коллекциях.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Вначале мечи в клеймах имели прямые клинки и рукоятки, однако со временем их форма преобразилась. В период с 1725 по 1732 годы крестовины и рукоятки стали кривыми. В более поздний период вплоть до 1773 года в клейме ставили точку, благодаря которой это время в производстве мейсенского фарфора именуют так называемым точечным периодом. Для него характерен переход к неоклассицизму. После этого до 1814 года действовал период Марколини, что ознаменовалось появлением в клейме вместо точки звездочки. Данный период был связан с тем, что во главе завода в 1774 году встал. Камилло Марколини.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Помимо этого в разные годы использовали и другие вариации синих скрещенных мечей. Это были клейма мечей с прямыми рукоятками и вертикальной чертой под ними, изображения мечей с кривыми ручками, мечей с точкой между лезвиями, дугой под рукоятками и пр.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

В 70-х годах двадцатого века в клеймах появилось название самой мануфактуры Мейсен.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Помимо скрещенных мечей на изделия наносили в тесте так называемые годовые знаки, по которым можно определить время создания того или иного фарфорового предмета.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Так как мануфактура за все годы своего существования тщательно следила за качеством выпускаемого фарфора, все изделия подвергались строгому контролю. Любые предметы с изъянами тут же браковались, а на клейме ставили линии, перечеркивающие мечи. При этом одно зачеркивание обозначало повреждение корпуса изделия. Такие неудачные предметы обычно продавали частным художникам. Изделия были неглазированными. Многие из них имеют большую антикварную ценность.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Если изъян обнаруживали в декоре, то на такой продукции ставили две или три черты в зависимости от степени повреждения. Саму черту ставили в разных частях клейма: посередине, над или под клеймом. Линии наносили на бракованные изделия краской или вырезали соответствующими инструментами.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Две перечеркнутые линии на клейме тарелки говорят о повреждении ее декора.

Надо иметь в виду, что многие фабрики того времени пытались всячески имитировать знаменитые скрещенные мечи мейсенской мануфактуры. Отсюда и множество вариаций этого знака, который встречается как на подделках, так и на изделиях небольших мануфактур.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Клейма других фабрик, не имеющих отношение к мейсенскому фарфору.

Еще один известный трюк, который использовали фабрики, связан с тем, что владельцы мейсенской мануфактуры опрометчиво назвали ее в честь города Meissen. Так как в дальнейшем в городе появились и другие фарфоровые предприятия, то они не упускали случая поставить название города на своем клейме. Несведущий покупатель думал при этом, что приобретает фарфор известной на весь мир фабрики Meissen.

мейсенский букет история создания. Смотреть фото мейсенский букет история создания. Смотреть картинку мейсенский букет история создания. Картинка про мейсенский букет история создания. Фото мейсенский букет история создания

Хотя такое клеймо поддельным не является, но никакого отношения к мейсенскому фарфору не имеет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *