мхат им чехова история театра
Подарок для театралов: история МХАТа
Первыми актерами новорожденного театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко.
Какие театры вы знаете в Москве? Большой театр — принято, Малый театр — отлично, театр на Таганке — верно, и, конечно, (долгая пауза) — МХАТ! Но сейчас в Москве два МХАТа: имени Горького и имени Чехова.
Все началось со свидания
Московский художественный академический театр начался, как ни удивительно, со свидания! Пожалуй, самое знаменитое первое свидание в театральном мире произошло 22 июня 1897 года. Именно тогда в ресторане «Славянский базар» встретились именитый режиссер Константин Сергеевич Станиславский и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. На свидании, как принято, они признавались в любви, но не друг к другу, а к театру. Длилось свидание почти 18 часов! За это время Станиславский и Немирович-Данченко успели договориться о создании нового театра, определить его основные принципы (все как у берлинской «Свободной сцены» и парижского «Свободного театра»: ансамблевость, подчинение всех составляющих спектакля единому замыслу, достоверность в создании антуража), а также продумать репертуар и состав труппы.
Москвин и Мейерхольд: у истоков МХАТа
Первыми актерами новорожденного театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко. В их числе были, например, Иван Москвин, Ольга Книппер (жена Антона Чехова), Маргарита Савицкая и сам Всеволод Мейерхольд! К ним присоединились также участники любительских спектаклей, которые ставил Станиславский: Мария Андреева, Мария Лилина (жена Станиславского), Василий Лужский, Георгий Бурджалов. А первый спектакль, который в октябре 1898 года увидел свет на сцене МХАТа, был поставлен по трагедии Алексея Толстого «Федор Иоаннович». Главного героя сыграл Иван Москвин.
Театр для всех
Но между знаменитым свиданием и первой постановкой прошел целый год! Чем же занимались все это время Станиславский, Немирович-Данченко и их актеры? Неужели просто репетировали? Конечно, нет. Как оказалось, открыть театр было не так-то легко. Отцы-основатели считали, что театр должен быть в первую очередь «общедоступным», чтобы любой житель Москвы мог позволить себе билет. Для этого были нужны государственные субсидии, в которых Московская городская Дума отказала.
Пришлось обращаться к частным пайщикам, из-за чего цены на билеты, конечно, возросли (кстати, активное участие в жизни театра принимал меценат Савва Мамонтов). Поэтому Художественно-общедоступным театр так и не стал, а в 1901 году получил то имя, под которым многие его и знают: МХТ, Московский художественный театр. Определение «академический» театр получил в 1919 году, а посвящение Горькому — в 1932.
Легендарная «Чайка»
После основания театр ожидало еще одно испытание: постановка «Чайки» Чехова, которую собирались представить публике 17 декабря 1898 года. Проблемы было две: за два года до этого «Чайка» полностью провалилась в Александринском театре в Санкт-Петербурге, к тому же, пока Чехов был в Ялте, обострилась его болезнь, туберкулез. Неудача могла бы ускорить кончину писателя. Станиславский поначалу вообще считал, что пьеса не предназначена для сцены. Но Немирович-Данченко воспринял эту пьесу как своеобразный Рубикон, который должен был решить, существовать дальше театру или нет. В итоге спектакль имел оглушительный успех. И, кстати, именно при постановке «Чайки» Станиславский придумал знаменитый прием, ставший для МХАТа фирменным, — игру с долгой паузой.
Кроме «Чайки» на сцене МХАТа были поставлены еще несколько произведений Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Иванов». Станиславский и Немирович-Данченко убедили Горького попробовать себя в драматургии, после чего поставили его пьесы «На дне» и «Мещане». Обращались и к зарубежной драматургии, например, к произведениям Генрика Ибсена. Немного позже вернулись к классике: Пушкину, Гоголю, Толстому, Мольеру.
Упадок театра
В советские годы ведущим актером труппы МХАТа был Василий Качалов, тот самый, собаке которого посвятил стихотворение Сергей Есенин. Правда, случилось так, что в 1919 году часть труппы во главе с актером отправилась на гастроли по провинциальным городам, но из-за Гражданской войны смогла вернуться лишь в 1922. В этом же году начались триумфальные гастроли МХАТа по Европе и США. Некоторые актеры не захотели возвращаться в страну и остались в Америке. А Станиславский был разочарован, осознав, что больше не может найти подходящих для драмы людей. И в 1932 году в своем письме Немировичу-Данченко он заявил, что их театр больше не может называться Художественным, так как потерял свою идейную сторону.
Театральный раскол
Новой вехой в развитии театра стало назначение на пост главного режиссера театра Олега Ефремова в 1970 году. Именно он привлек к работе одних из самых выдающихся актеров того времени: Андрея Попова, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского. Правда, труппа все разрасталась, многие актеры подолгу сидели без дела. Постепенно в театре водворилось «двоецарствие»: труппа разделилась на две части, каждая со своим составом актеров и режиссером.
Здание МХТ в Камергерском переулке. Источник: pinterest.com
В конце концов в 1987 году театр разделился надвое. Одна часть труппы, под руководством Олега Ефремова (с 2000 года под управлением Олега Табакова) получила название МХАТ (позже — МХТ) имени Чехова и расположилась в историческом здании МХТ на Камергерском переулке. Другая часть, под предводительством Татьяны Дорониной, сохранила старое название: МХАТ имени Горького. Так и получилось, что в Москве сегодня существует одновременно два МХАТа.
История Московского художественного академического театра. Справка
Торжественный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Антона Чехова, состоится в Московском художественном театре, носящем имя великого русского писателя, во вторник 26 января 2010 года.
Московский Художественный (общедоступный) театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Роксанова и др.) и участники спектаклей руководимого Станиславским «Общества любителей искусства и литературы» (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.). В 1900 году в труппу был принят Василий Качалов, в 1903 году – Леонид Леонидов.
В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
До 1902 года спектакли шли в арендованном помещении театра Якова Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
1 июля 1902 года была произведена реформа театра и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра». Это было товарищество на паях, где предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко, а остальные были приглашенные состоятельные люди, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством голосов обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.
В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок, в новое здание, перестроенное из старого театра Лианозова. Здание было радикально перестроено для Московского Художественного театра по проекту Федора Шехтеля, на средства Саввы Морозова. С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
Период 1906–1917 годов в жизни театра характеризуется не только поисками новых сценических приемов, но притоком новых режиссерских сил. Среди режиссеров МХТ, наряду с Константином Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко, Василием Лужским, работали Леопольд Сулержицкий, Константин Марджанов, Александр Бенуа, английский режиссер Гордон Крег, поставивший «Гамлета» в 1911 году.
В 1913 году была открыта Первая Студия МХТ.
После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.
Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события гражданской войны помешали ей вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе. В 1922 году труппа вернулась в Россию.
В 1920 году студия, руководимая Евгением Вахтанговым, получила название Третья Студия МХАТ; в 1921 году группой актеров МХАТ была организована Четвертая Студия МХАТ.
В 1920 году Художественному театру было присвоено звание «академического театра».
В середине 1920-х годов в труппу театра влились студийцы Алла Тарасова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Анастасия Зуева, Николай Баталов, Николай Хмелев, Михаил Кедров, Борис Ливанов, Марк Прудкин, Алексей Грибов, Михаил Яншин и др.
В 1923 году при театре открылся музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.
В январе 1932 года меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.
В 1933 году МХАТу передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ.
В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени.
После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 года театр вернулся в Москву.
В 1942 году при театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория, с 1943 года существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко.
В 1946 году художественным руководителем театра стал Михаил Кедров.
В 1950-е годы в репертуаре театра появились спектакли, получившие официальное признание, однако из-за малой посещаемости они быстро снимались с репертуара. С 1955 года во МХАТе не было главного режиссера, театр возглавлялся коллегией (в 1960–1963 годах ее председателем был Михаил Кедров). Залы театра постепенно пустели. Центр театральной жизни переместился в Театр на Таганке, в «Современник».
В поисках выхода из затянувшегося застоя последних десятилетий «старики» Художественного театра пригласили главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.
Возглавив МХАТ в 1970 году, Ефремов приглашает в труппу МХАТа известных артистов. В период 1970 – 1990-х годов во МХАТ пришли Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, Татьяна Лаврова, Андрей Мягков, Ия Саввина, Георгий Бурков, Юрий Богатырев, Александр Петренко, Станислав Любшин, Олег Борисов, Олег Табаков.
Во МХАТе ставили спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин. Постоянными авторами театра стали Александр Гельман и Михаил Рощин, ставились пьесы Михаила Шатрова, Александра Мишарина. К сотрудничеству были привлечены художники Иосиф Сумбаташвили, Георгий Алексии-Месхишвили, Борис Мессерер, Эдуард Кочергин, Давид Боровский, Валерий Левенталь.
Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится Чехов.
В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра.
В 1987 году в результате творческого конфликта театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным руководителем остался Олег Ефремов).
МХАТ им. А.П. Чехова был образован в 1987 году, после раздела МХАТа. Имя Антона Павловича Чехова театр носит с 1989 года. В 1996 году Указом президента Российской Федерации театр был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
16 июня 1997 года Правительство РФ утвердило устав Московского Художественного академического театра имен А.П. Чехова. Художественным руководителем театра был назначен Олег Ефремов.
В составе труппы в разные годы были: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Петр Щербаков, Олег Борисов, Юрий Богатырев, Ангелина Степанова, Софья Пилявская, Екатерина Васильева, Всеволод Давыдов, Роман Козак, Стансилав Любшин, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Анатолий Жарков, Александр Калягин, Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Нина Гуляева, Ия Саввина, Наталья Тенякова, Александр Феклистов, Евгений Киндиновв и др.
В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
МХАТ имени М. Горького, образованный в 1987 после раздела МХАТа, сохранил унаследованное от этого театра название в прежнем виде.
В труппе театра в разные годы были: Михаил Болдуман, Всеволод Санаев, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Дмитрий Золотухин, Георгий Бурков, Тамара Акулова, Всеволод Абдулов, Юрий Горобец, Анастасия Георгиевская, Светлана Коркошко, Аристарх Ливанов, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Всеволод Шиловский и др.
После разделения театр определил свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы.
Директор и художественный руководитель театра с 1987 года Татьяна Доронина.
Мхат им чехова история театра
Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. — академический (МХАТ).
Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.
Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.
Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).
В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).
Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).
После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии — «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры — А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.
28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.
Музей МХАТ
С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 — в Камергерском переулке (д. 3-а; здание — 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923—52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. — Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.
В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы — Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).
Школа-студия МХАТ
В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз — Школа-студия МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко.
МХТ им. Чехова — легендарный театр
Признаюсь честно: испытываю нежные чувства по отношению МХТ им. Чехова. В этом театре играются мои самые любимые спектакли: «Идеальный муж» и «Карамазовы» Константина Богомолова с участием Игоря Миркурбанова.
Автор статьи: Ольга Храбрых
Несмотря на свою легендарную историю, МХТ им. Чехова по ценовой политике остается одним из самых доступных театров российской столицы. Итак, кому же мы обязаны его появлением? Конечно, прежде всего, драматургу Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко и актеру-любителю Константину Сергеевич Алексееву, широко известному как Станиславский.
Как Станиславский и Немирович-Данченко 18 часов заседали
22 июня 1897 года в два часа дня в ресторане «Славянский базар» была назначена встреча Станиславского и Немировича-Данченко, намеревавшихся обсудить создание нового театра. Аудиенция, в ходе которой были решены вопросы литературного вкуса, режиссуры, сценической педагогики, техники, будущего репертуара, административные и финансовые проблемы, а также составлены списки актеров нового проекта, продлилась целых 18 (!) часов. Велся даже протокол этой встречи, в котором было записано: «Литературное вето принадлежит Немировичу-Данченко, художественное — Станиславскому». А еще в протоколе два таланта записывали свои постановления, например:
«Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» или: «Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом». Отдельный пункт касался и соблюдения дисциплины: «Оправдание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредные для дела, должны быть искореняемы».
Им хотелось создать такой театр, «в котором найдут приют лучшие произведения А.П. Чехова, Гауптмана и других, не нашедшие себе приюта, — театр, в котором росла бы молодежь, который питал бы таланты, и, наконец, театр, который шел бы по новому пути».
И главное, чтобы театр был народным, общедоступным, слово «общедоступный» было даже введено в первоначальное название коллектива — Художественно-общедоступный театр (до 1901 г.). «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты. Этот принцип МХТ им. Чехова, как я уже писала, сохраняет и по сей день.
14 октября 1898 года состоялось открытие Московского Художественного театра, на сцене шла трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», главную роль в которой играл Иван Москвин.
Читать похожие статьи:
Интерьеры МХТ
Первые четыре сезона спектакли проходили в арендованном театре «Эрмитаж» (театр Я. В. Щукина) в Каретном ряду (зал на 815 мест). И только осенью 1902 года у театра появилось собственное здание в Камергерском переулке. Помещение было реконструировано на средства мецената Саввы Морозова, который все финансовые вопросы взял на себя: по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания.
Проект реконструкции, оформление интерьеров, освещение, орнаменты, выполнил архитектор Федор Шехтель — бесплатно. Он же стал автором идеи дизайна занавеса со знаменитой чайкой, летящей над волнами. Кстати, изначально занавес был раздвижным, а не поднимающимся.
В художественном театре было: три сцены — большая, вращающаяся, малая и совсем маленькая, вся затянутая черным бархатом, подсценические трюмы, карманы для хранения декораций. Зрительный зал был рассчитан на 1 200 мест. Подъезд здания украшал гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна».
Личности основателей театра
«Театр должен быть народным», — говорил герой фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева. «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того актер должен где-то работать… Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка. Звание народного театра ко многому обязывает». Ну, это шутка народного режиссера Эльдара Рязанова… А какими же на самом деле были режиссеры Московского художественного театра?
Владимир Немирович-Данченко отличался умом и волей, дисциплинирующей талант. Своей творческий путь он начинал молодым журналистом, драматургом, романистом, критиком и теоретиком, но это лишь этапы его жизни. А основная творческая работа Немировича-Данченко отдана воплощению своей мечты о настоящем театре.
А Константина Станиславского, совмещающего обязанности директора, режиссера, актера и теоретика драматического искусства называли душой театра. В его книге «Работа актера над собой» описана система, которая известна всему миру как «система Станиславского» или «школа Станиславского». В частности, в ней Станиславский требует «упорно следить за тем, чтобы ученики на сцене всегда действовали подлинно, продуктивно и целесообразно и отнюдь не представлялись действующими. Все это не может дать хорошего результата и вызывает лишь желание лицедействовать, а не подлинно действовать».
«Мы протестовали, — рассказывал Станиславский, — и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условий постановки, декораций, мы объявили войну всякой условности в театре, в чем бы она ни проявлялась: в игре, постановке, декорациях, костюмах, трактовке пьесы и прочее».
Эпоха Чехова
Но Антона Павловича Чехова открыл все-таки Немирович-Данченко, а не Станиславский. Именно Немирович-Данченко убедил Станиславского и труппу, что чеховская «Чайка» — это гордость русской драматургии, благодаря чему она была включена в репертуар театра и стала его путеводной звездой.
17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера спектакля. Пьеса в театре прошла с огромным успехом. Также все произведения Чехова — «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Иванов» были поставлены в Художественном театре, а в качестве режиссера выступил Немирович-Данченко. В газете «Известия» от 26 октября 1938 г. в статье, посвященной 40-летию МХАТа, Владимир Немирович-Данченко писал: «Искусство чеховского театра воцарилось у нас настолько, что трудно было бы назвать какую-нибудь репетицию какой угодно пьесы, не только современной или классической русской, но и Шекспира или Софокла, где бы мы не использовали того творческого запаса, который накопился от работы над Чеховым». В театре ставились также пьесы А. М. Горького («На дне», «Мещане»), А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович») и другие.
Но существует и еще одна, критическая сторона вопроса о «системе Станиславского», высказанная историком и автором книги «История русского театра» Н.Н.Евреиновым: «его система вызывает сомнение в основном своем пункте — подменить на сцене «театр» «живой, подлинной жизнью» (см. «Моя жизнь в искусстве»)». По его мнению, это сделать невозможно.
Может быть, в этом есть доля правды, ведь мы знаем много случаев, связанных с нашими гениальными артистами, которые так отдавались своему искусству, что умирали на сцене. Так, например, произошло с Андреем Мироновым, Виталием Соломиным. Александр Михайлов рассказывал, что играя роль Ивана Грозного, так входил в образ, что заболел, и отказался от этой роли, опасаясь за свое здоровье.
Эпоха двух Олегов: Ефремова и Табакова
Однако все же вернемся к истории театра. В биографии коллектива были разные этапы. Например, он успешно функционировал и в годы Великой Отечественной войны. В тот период в репертуаре появились такие произведения как «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).
Но все же самые яркие этапы в современной истории развития театра связаны с именами Олега Ефремова и Олега Табакова. Благодаря руководящей политике Ефремова в коллектив удалось привлечь таких артистов как Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Евгений Евстигнеев. В период руководства Олега Ефремова были поставлены такие спектакли как «Горе от ума», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Кабала святош», «Дядя Ваня».
Труппа под руководством Ефремова значительно разрасталась и в 80-х годах достигла почти 200 человек. Естественно, при таком раскладе работы на всех не хватало. Многие актеры сидели по два-три года без ролей, что, конечно, сказывалось на творческой форме артистов. Такое положение порождало волну недовольства, в результате чего труппа раскололась на две части. Так в России появилось сразу два театра: МХАТ им. Чехова под руководством Олега Ефремова, который ныне располагается в Камергерском переулке, и МХАТ им. Горького под началом Татьяны Дорониной, расположенный по адресу Тверская, 22.
После ухода из жизни Олега Ефремова его место занял Олег Табаков, с которым связывают расцвет МХАТа. (Кстати, в 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический). Табаков удачно комбинировал классический репертуар (спектакли Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф») и современную драматургию. К работе над постановками были приглашены талантливые режиссеры, работающие в самых разных стилях, — Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и многие другие деятели искусства. При Табакове коллектив пополнился и новыми именами одаренных актеров: Авангард Леонтьев, Марина Голуб, Сергей Сосновский, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Игорь Миркурбанов и многие другие.
Многие из этих артистов так отдают себя сцене, что хочется им сказать: «Чуть помедленнее…»
После ухода Олега Табакова из жизни пост художественного руководителя МХТ им. Чехова занял Сергей Женовач. Хочется надеяться, что он продолжит прежние традиции, заложенные легендарным театром.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!