мидия государство древнее история
МИДИЯ
Первоначальная территория Мидии простиралась от гор Загрос на западе до гор Эльбурс и пустыни Деште-Кевир на востоке. Название столицы Мидии известно как греческое Агбатаны [Экбатаны (‘Αγβάτανα, ‘Εϰβάτανα)], древне-персидское Хангматана (ныне Хамадан). Сведения о Мидии сохранили античные, библейские, ассиро-вавилонские и древне-персидские источники. Мидийские письменные памятники неизвестны. Впервые страна мидийцев была упомянута в описании похода ассирийского царя Салманасара III в 834 году до н. э. При его преемнике Шамши-Ададе V (823-811 годы) ассирийцы стали совершать регулярные походы в Мидию, где они получали в качестве дани скот и лошадей. Кроме того, завоевание Большого хорасанского пути означало бы для ассирийцев подчинение главной магистрали Древнего Востока, значительным участком которого владели мидийцы. К концу VIII века Ассирии удалось подчинить лишь западную часть Мидии, включив её в состав своих провинций Хархар и Кишесу в районе гор Загрос. Около 671 года на территории Мидии вспыхнуло восстание маннейцев, киммерийцев и мидийцев, направленное против ассирийского господства и возглавленное мидийским вождём Каштарити. Именно его выделял ассирийский царь Асархаддон среди прочих участников восстания: Каштарити обвинялся в организации войны против Ассирии, на борьбу с ним направлялась ассирийская армия, с ним же Асархаддон планировал вести переговоры о мире. К восставшим присоединились и другие владетели региона, в том числе царь Эллипи. После победоносного завершения восстания около 670-669 годов Асархаддон приказал установить сторожевые посты на границе с Мидией. В это время началась консолидация Мидии как государства и её усиление за счёт присоединения небольших соседних владений.
Мидия (государство)
Ми́дия — древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
Ираноязычные племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена кутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость.
Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын Фравартиш смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу. При этом Мидии отошла Северная Месопотамия; вслед за тем Увахштра покоряет Урарту и нападает на мелкие царства восточной Малой Азии; после длительной войны он успешно делит с Лидией Анатолию по реке Галис (Кызыл-Ырмак). Таким образом к концу царствования Увахштры мидийцы оказываются на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии.
Столицей Мидии являлся город Экбатаны (ныне Хамадан). Мидийский царь носил титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков. Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком Киром II, как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Иштувегу), и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.
После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена» (отсюда происходит название Азербайджан).
Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотницы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя ассирийской колеснице — обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.
Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги — происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.
Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные (например, И. М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О. Л. Вильчевский. Курды, м., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, a priori можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).
Письменность, несомненно, существовала, но памятников её не обнаружено. Замечательно, что клинописное письмо, которым записаны у персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клинопись — следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидийское происхождение (по особенностям произношения) обнаруживают также некоторые слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например слово «сатрап».
В наше время потомками мидийцев, не без некоторого основания, называют себя курды, талыши и носители центральноиранских диалектов.
Тайны мира и человека
Мидия: Тайны и загадки истории
Мидийцы спасли своё царство хитростью?
Мидия была плодородной страной, располагавшейся к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией на севере и Персией на юге. Её северная часть называлась греками Атропатеной, или Малой Мидией, а южная — Большой Мидией. Главными городами были Рагес на севере и Экбатана — на юге. После долгого рабства под игом Ассирии мидийцы восстали и добились независимости в 7-м веке до нашей эры. Они оставались независимыми до соединения с Персией в царствование Кира. Так возникла Мидо-Персидская мировая держава. С этого времени у обоих народов наблюдалось стремление к единообразию обычаев, богослужения и культуры. Из древних письменных источников можно заключить, что мидийцы, персы и бактры когда-то составляли один народ с общим наречием и одной религией, поклонялись высшему существу в образе огня, чтили звёзды, но больше — солнце и луну.
«Тёмная» история
«История мидян темна и непонятна» — именно эта фраза открывала главу, посвящённую истории Мидии, в одном из учебников по древней истории 19-го века. Она оказалась пророческой. Дело в том, что в течение 19-20 веков существовало мнение, что Древняя Мидия представляла собой огромную империю, которая включала в себя Верхнюю Месопотамию, коренную территорию Ассирии, Персию, Элам, Дрангиану, Парфию, а также Малую Азию до реки Галис. Согласно античным источникам, она существовала с 612 до 550 года до нашей эры, то есть от времени разрушения ассирийской столицы Ниневии и до победы персов над мидийцами. Однако в конце прошлого века историки стали перекраивать карту Ближнего Востока 1-го тысячелетия до нашей эры. Некоторые из них начали исключать из состава Мидии Персию, Элам, Ассирию, Армению, Каппадокию, Парфию и другие её предполагаемые провинции и вассальные царства. По их мнению, Мидия являлась примитивным государственным образованием, влияние и контуры которого ограничивались территорией города Экбатаны с прилегающей областью. Но другие историки до сих пор придерживаются традиционных представлений, основанных на античной традиции. Действительно, как можно игнорировать надписи ассирийских и вавилонских царей, Библию и труды Геродота, Бероса, Страбона, Ктесия и других античных историков?
Доказано, что в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до нашей эры на территории Северного Ирана расселились ираноязычные племена, которые впоследствии мирно ассимилировались с местным населением. Уже с 9-го века до нашей эры ассирийские клинописные тексты упоминают все население Ирана под общим названием «мадаи» («мидийцы»). С ними ассирийцы вели упорную войну, совершая многочисленные грабительские походы. В конце 9-го — начале 8-го века до нашей эры Мидия была завоёвана Ассирией.
Однако иноземная экспансия ускорила консолидацию мидийских племён и привела к появлению первых государственных образований. В этот период начинают образовываться мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Манна. Мидийское общество вступает в новую эпоху классообразования и создания рабовладельческого общества. Около 673 года до нашей эры мидийцы, которых возглавил некий Кашта-рити (Геродот называет его Фраортом), восстали и обрели независимость.
Съеденный ученик и изгнание скифов
Всеобщее разорение и страх перед новыми скифскими набегами поставили местное население на грань выживания. Казалось, что этот жестокий народ ещё столетия будет властвовать в регионе. Но Киаксар решил проблему в духе своего времени. Он пригласил на пир самых знатных скифских вождей. Столы ломились от еды и вина. Когда же захмелевшие скифы утратили остатки осторожности и затянули боевые песни, прославляющие свои подвиги, охрана дворца неожиданно набросилась на них и перебила неспособных уже обороняться гостей. Так, свидетельствует Геродот, мидиицы спасли своё царство. После этой вероломной резни они быстро предприняли несколько военных акций, в результате которых деморализованные скифы потерпели полное поражение.
Ослабленное Скифское царство было вынуждено признать свою зависимость от Мидии. Часть скифов осталась служить у Киаксара, часть ушла обратно в причерноморские степи. Легенда гласит, что месть скифов за вероломство была достойной. Царь Мидии поручил им царскую охоту и даже доверил обучение стрельбе из лука своих сыновей. Однажды скифы вернулись без дичи, и рассерженный Киаксар обрушился на них с оскорблениями. Скифы не снесли унижений. В отместку они убили одного из учеников, разрезали тело на куски и подали царю под видом освежёванной дичи. Прежде чем Киаксар узнал страшную правду, они бежали к лидийскому царю Алиатту, что привело к войне между Мидией и Лидией. Она вспыхнула в 590 году до нашей эры и окончилась только через пять лет, когда решающее сражение было прервано солнечным затмением. Большинство уцелевших скифов бежало за Кавказский хребет, разграбив предварительно земли Урарту. С их уходом переднеазиатские народы избавились от непредсказуемого и агрессивного соседа.
Великая страна зороастриицев
Киаксар, расширив Мидию до её крайних пределов, умер в 585 году до нашей эры. Большая и могущественная держава досталась по наследству его сыну Астиагу (584-550 годы до нашей эры), ставшему её последним царём. Мидия, по-видимому, была довольно рыхлым государством, в котором значительную роль играла племенная аристократия. Потомки мидийских вождей сильно ограничивали царскую власть, проводившую прогрессивную политику объединения страны. Персидский царь Кир поднял мятеж против Астиага и после трёхлетней войны овладел всем Мидийским царством, основав державу Ахеменидов (550 год до нашей эры). При Дарий Мидия вошла в состав 2-й персидской сатрапии, и персы заимствовали от мидян многие элементы культуры. Например, географ Страбон считал персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Мидийцы имели длинные волосы и бороды; как персы, да и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — короткий меч-акинак, отличительный признак свободного мужчины.
Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетёными,
обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей и использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие всадников и коней. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя на ассирийской колеснице, — обычай, перенятый впоследствии персами.
О мидийской культуре известно мало. Ещё совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь же в 70 км от современного Хамадана (древние Экбатаны) найден храм огня 8-го века до нашей эры, построенный в форме ромба. Среди мидийцев был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией. Недаром зороастрийские священнослужители-маги происходили из мидийского племени. Из их среды (как предполагают, ещё до Кира) явился Заратустра (или Зороастр), как реформатор старинного, но забытого служения свету. Вероятно, в тот период зороастризм и начал делать успехи среди западных иранцев.
В греко-римской традиции Мидия включалась в схему преемственности империй. В неё входили Ассирия, Мидия, Персия, а позднее и Селевкидская империя. Поэтому не будем лишать Мидию её выдающейся роли в истории.
Журнал: Загадки истории — №34, 2014 год
Автор: Евгений Яровой
МИДИЯ
МИДИЯ, государство, созданное мидянами на северо-западе Персии. В течение столетия мидяне владели обширной территорией, простиравшейся от Сузианы на юге Персии до реки Галис на центральном плоскогорье Малой Азии. Мидяне были крупнейшим из индоевропейских племен, которые переселились в горные районы Армении и Персии из степей северного Причерноморья, вероятно, между 1000 и 900 до н.э. Упоминание о них как о полукочевниках имеется в ассирийских летописях 9–8 вв. до н.э. Успешную войну против мидян и родственных им племен манеев к югу от озера Урмия вели цари Ассирии, которые захватывали среди прочей добычи выносливых боевых лошадей, выращенных на степных просторах.
Геродот (I 95) приводит предание о том, что мидяне жили в разрозненных поселениях, а объединил их Деиок, который стал царем шести мидийских племен и построил Экбатану (совр. Хамадан на западе Ирана), новую столицу государства. Возможно, Деиок и предводитель по имени Дайаукку, которого ассирийский царь Саргон II силой увел с собой в 715 до н.э., – одно и то же лицо. В царствование Асархаддона (680–669 до н.э.) некоторые мидийские вожди, или «правители городов», были вассалами Ассирии: договоры с девятью из них сохранились на глиняных табличках, найденных в 1956 в Кальху (совр. Нимруд на севере Ирака), бывшем тогда столицей Ассирии.
Однако создание единого государства и, возможно, строительство Экбатаны скорее всего относится к более позднему времени, возможно периоду правления Фраорта (ум. ок. 625 до н.э.). В начале царствования его сына Киаксара (перс. Увахшатра) в Иран вторглись орды скифов. Согласно Геродоту, 28 лет спустя они были изгнаны Киаксаром, который реорганизовал мидийскую армию и распространил свою власть на персов, населявших южные районы Ирана, а возможно, и далее на восток. Заключив союз с халдейским царем Набопаласаром, правителем Вавилонии, Киаксар выступил против утратившей былую мощь Ассирии. Союз между Киаксаром и Набопаласаром был скреплен браком между сыном Набопаласара Навуходоносором и внучкой Киаксара, свадьба которых состоялась в 613 до н.э. в окрестностях Ниневии. В следующем году их объединенные войска взяли штурмом и разграбили Ниневию. Ассирийская империя зашаталась и пала, а ее обломки были поделены между победителями: мидянам достались ее северная и восточная части. После пяти лет проходившей с переменным успехом войны в Малой Азии граница с Лидией была установлена по реке Галис (совр. Кызыл-Ирмак).
Халдеи тем временем захватили Сирию, Палестину и Аравию, а также Элам на юге Персии. В течение почти полувека обе державы противостояли друг другу вдоль укрепленной фортами границы. В конце концов Набонид, царь Вавилонии, заключил союз с Киром, молодым честолюбивым царем Персии и Аншана, поднявшим в 553 до н.э. мятеж против своего мидийского повелителя. Война продолжалась три года. Согласно Геродоту, царь Мидии Астиаг пал жертвой предательства своего военачальника Гарпага; Экбатана была разграблена, и Кир из династии Ахеменидов стал владыкой Мидийской империи. Теперь Экбатана была отстроена как столица нового царства. Мидяне сохранили в Персидской империи привилегированное положение, хотя время от времени поднимали восстания из-за тяжелых податей.
От мидийских царей не осталось никаких письменных свидетельств, и о мидийском обществе практически ничего не известно; раскопки мидийских городов никогда не велись, а их столица Экбатана погребена под современным Хамаданом. Описанные Геродотом семь концентрических стен разных цветов – это не свидетельство очевидца, скорее оно возникло у него в связи с виденным им в Вавилоне башневидным храмом. На ассирийских изображениях мидяне имеют густые бороды, обуты в высокие зашнурованные ботинки и одеты в плащи из овечьих шкур. На барельефах в древнем персидском городе Персеполе мы видим мидийских лучников среди царских телохранителей.
Дьяконов И.М. История Мидии с древнейших времен до IV в. до н.э. М. – Л., 1956
Мидия — государство от Аракса до Каспия
О племенах мидян в истории стало известно в IX веке до нашей эры. Ассирийские надписи приблизительно того времени рассказывали о походах царей, один из которых — Титлатпаласар III — совершил успешные походы в страну мидян, откуда вывез богатую добычу: мулов, лошадей, верблюдов, овец, лазурит и большое количество пленных, обращённых в рабов. Так что богатство этой страны уже тогда влекло к себе жестоких завоевателей…
За счёт чего Мидия разгромила непобедимую Ассирию?
Желание соседей «пощипать» богатых мидян заставило их учиться давать отпор. В процессе борьбы за независимость с воинственными и жестокими ассирийцами мидийские и другие племена объединились в крупный и довольно сильный племенной союз. Скудные источники не позволяют подробно охарактеризовать процесс образования Индийского государства. Но известно, что ещё в 673 году до нашей эры, воспользовавшись военными действиями между киммерийцами и ассирийцами, мидийцы поднялись на борьбу.
Вспыхнуло восстание, во главе которого встал вождь Каштарити. Восставшие действовали решительно, и вскоре Каштарити сумел объединить все мидийские племена. Уже к середине VII века до нашей эры царство Мидия становится одним из крупнейших государств Древнего Востока. В ряде источников она упоминается в качестве независимого наряду с Хабушкией, Урарту и Ассирией.
Некоторые данные об образовании Мидии мы находим у Геродота. Правда, в виде полуисторического анекдота. «Отец истории» пишет о неком «праведном судье» Дейоке (Дайукку), который якобы «принудил мидян образовать один город» и «слил мидийский народ воедино». Некоторые детали этого рассказа в какой-то степени подтверждаются ассирийскими надписями, в которых говорится о том, что «начальник поселения в стране манеев» по имени Даяукку воевал со знаменитым Саргоном II, но потерпел поражение.
Всё тот же Геродот утверждает, что Дейок объединил мидийские племена и построил большой город Экбатану, название которого, но уже звучащее по-другому — Хамадан, — встречается в персидских надписях.
Другой, не менее известный греческий историк Полибий сохранил более точное описание древней столицы Мидии. Очевидно, в это время Мидия представляла собой союз племён, в котором продолжали царить обычаи военно-племенной демократии. Однако рассказ Геродота, описывающий превращение мидийского союза племён в древневосточную деспотию, далеко не достоверен. Так, Дейок фигурирует здесь в образе греческого тирана, который захватил верховную власть, опираясь на широкую поддержку населения.
Далее «отец истории» рассказывает о преемниках Дейока. Следующий мидийский царь Фраорт (персидское Фравартиш), по словам Геродота, покорил персов и другие народы Азии и даже ходил войной на Ассирию. При следующем мидийском царе Киаксаре Мидия превратилась в сильное государство. Его границы на севере ограничивались рекой Араке и хребтом Эльбрус, на юге — Каспийским морем. На востоке пределы царства доходили до пустыни Деште-Кевир, а на западе — до отрогов Загроса.
Земледельцы, ремесленники, воины
Обороняясь и покоряя
Длительное время Мидия считала своим злейшим врагом Ассирию и постоянно с ней воевала. Ассирийцы терпели поражение за поражением. И тогда, не примирившись с этим, они нашли себе союзника против мидян. Им стали скифы. Они напали на Мидию и после этого с 653-го по 625 год до нашей эры установилось скифское господство.
Для покорённых мидян господство скифов имело определённое значение — захватчики стали не только угнетателями, но и учителями. Мидяне переняли у скифов конно-стрелковую тактику и даже язык. Кстати, скифское господство никаким образом не затронуло государственности мидян, оно выражалось в основном только данью скифам. Спустя восемь лет Мидия добилась независимости. Организованное по ассирийскому и скифскому образцам боеспособное войско Мидии в союзе с Вавилоном вторглось в пределы Ассирии. В ряде сражений некогда могущественное Ассирийское царство, перед которым трепетали соседи, было разгромлено и исчезло как государство. При этом Мидии отошли горные области Персии, Каппадокия и Армения. Но особенной гордостью Киаксара стала плодородная Месопотамия. Не ограничившись завоеванием северной части ассирийского государства, он двинулся далее на запад с целью пробиться к Средиземному морю. Геродот описывает упорную борьбу Киаксара с Лидией, которая продолжалась пять лет и закончилась соглашением между этими двумя крупными государствами.
Во время одного из сражений произошло солнечное затмение, предсказанное греческим философом Фалесом Милетским. Эта битва произошла в 585 году до нашей эры. Мидийский царь закрепил свои военные успехи и завоевания дипломатическими соглашениями, подкрепленными династическими браками. Свою дочь Киаксар выдал замуж за могущественного вавилонского царя Навуходоносора II, а своего сына Астиага женил на дочери лидийского царя. Умер Киаксар в 584 году до нашей эры. После себя он оставил государство, объединившее все мидийские племена.
Его сыну Астиагу досталось огромное царство, куда вошли нынешний Иран, Армянское нагорье, Северная Месопотамия и восточная часть Малой Азии. Царь мидян носил титул Царя царей — «первый среди равных». Столицей царства стал город Экбатана. Но у Астиага (по-персидски Иштувегу) объявился злейший враг — Персия.
Многие мидийские вельможи тоже не хотели усиления царской власти. Персидский царь Кир II, который по матери принадлежал к царскому мидийскому роду, сумел этим воспользоваться. Он заручился поддержкой ми-дийских вельмож. Те в свою очередь хотели руками Кира свалить Астиага и стать хозяевами страны.
В 550 году до нашей эры Астиаг в борьбе с Киром потерпел сокрушительное поражение. Но теперь к власти пришли не мидяне, а персы. В державе Ахеменидов они захватили все первостепенные должности. Сама же Мидия стала обычной рядовой сатрапией могучей персидской державы, а население было обязано платить новым завоевателям дань.
После разгрома Персидского царства Александром Македонским Мидия вошла в состав его державы. А после смерти великого полководца сатрап Мидии Атропат провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии в районе озера Урмия. Он основав государство Малая Мидия, или Мидия Антропатена. Но это было жалкое подобие могучего Мидийского царства, расцвет и могущество которого пришлись на 670-550 годы до нашей эры.
Журнал: Загадки истории №36,сентябрь 2019 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Виктор Елисеев