мифы древней греции подвиги геракла скотный двор царя авгия основная мысль
Урок по литературе «Древняя Греция. Подвиги Грекла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Брянковская специализированная школа І-ІІІ ступеней № 23»
Подвиги Геракла (в переложении Куна ).
«Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».
Учитель: Лантрат Оксана Валерьевна
ТЕМА: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна ). «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».
— повторить и углубить знания учеников о культуре Древней Греции, о древнегреческой мифологии, о героях;
— познакомиться с подвигами Геракла, совершенствовать навыки анализа произведений литературы и изобразительного искусства;
— дать понятие о мифе и мифологии, учить видеть различие между мифом и сказкой;
— работать над развитием навыков связного пересказа, выборочного чтения.
Развивающая: развивать воображение, творческие способности, учить видеть связь современности с далеким прошлым;
Воспитательная: воспитывать интерес к культуре Древней Греции.
Учебный материал урока:
текст мифов «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид», учебный фильм «Древняя Греция», высказывание Андрея Белецкого в качестве эпиграфа, словарная работа (подвиг, герой, миф, мифология).
Формы работы: индивидуальный, фронтальный.
Методы и приемы: словесный, проблемный, наглядный, «Ассоциативный куст», «Микрофон», «Синквейн».
Виды деятельности: работа с эпиграфом, инсценизация, словарная работа, представление результатов опережающего задания, аналитическая беседа.
Тип урока по форме : диалогический.
Тип урока по содержанию: комбинированный.
Оборудование и наглядные пособия: телевизор, костюмы героев инсценизации; рисунки учеников, репродукция картины Помпео Батони «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком»
Вид используемых на уроке ИКТ: фильм.
I. Организационное начало урока
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна ). «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».
значение греческой мифологии
для мировой культуры…
II. Вход в учебную ситуацию. Погружение
1. Работа с эпиграфом
— Сегодня мы начинаем знакомство с мифами Древней Греции сегодняшний урок открывает удивительную неповторимую литературу Древней Греции. Древняя Греция – это … А впрочем об этом позже…
— Как понимаете это высказывание? Оно сложное для понимания, но все же…
— У него есть продолжение.
Мифы можно назвать тем золотым фондом, который каждый образованный человек должен иметь в сокровищнице своей . Андрей Белецкий.
— О какой сокровищнице идет речь? То есть каждый образованный человек должен знать мифы Древней Греции. Зачем?
— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с мифами о подвигах Геракла. Но мифов гораздо больше.
III. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний о Древней Греции. Прием «Ассоциативный куст»
— Однако изучать мифы в отрыве от жизни Древних греков, их верований, быта невозможно.
— Я знаю, что культуру Древней Греции вы изучали в 5 классе на истории.
У вас было опережающее задание: что для меня Древняя Греция, рисунок плюс комментарий к нему.
Действительно, (обращение к иллюстрациям на доске) Древняя Греция – это боги Олимпа и древнегреческие герои, скульптура, архитектура, их храмы дошли до наших дней. А что еще нам дала Греция?
2. Просмотр видеофильма «Древняя Греция»
3. Обобщающий вопрос.
— Так, что же нам дала Древняя Греция?
— Все верно. Вы знаете, как еще по – другому называли Грецию? Эллада, а греков эллинами. Правда красиво?
4. Опережающее задание для «Знатоков мифологии»
— Но вернемся к Гераклу? Что вы о нем знаете?
«Но жена Зевса, царственная Гера, гневавшаяся, что Зевс взял себе в жены смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти над всеми персеидами сына Алкмены — она уже прежде рождения ненавидела сына Зевса. Поэтому, скрыв в глубине сердца свою хитрость, Гера сказала Зевсу:
— Ты говоришь неправду, великий громовержец! Никогда не исполнишь ты своего слова! Дай мне великую нерушимую клятву богов, что тот, который родится сегодня первым в роде персеидов, будет повелевать своими родственниками.(Геракл,Геркулес)
Овладела разумом Зевса богиня обмана Ата, и, не подозревая хитрости Геры, громовержец дал нерушимую клятву.
— О, мечущий молнии Зевс-отец, выслушай меня! Сейчас родился в славном Аргосе у персеида Сфенела сын Эврисфей. Он первым родился сегодня и должен повелевать всеми потомками Персея.
Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что сын его не всю свою жизнь будет находиться под властью Эврисфея. Лишь двенадцать великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободиться от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придется преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине-Палладе помогать сыну Алкмены.»
— Образ Геракла, а в римской мифологии Геркулеса, очень популярен. Это герой картин живописи разной эпохи, скульптур, мультфильмов, х. фильмов, сериалов. Его имя встречается даже в худ. произведении, в каком? Почему он так популярен?
Работа с репродукцией
Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (1765)
— Когда Геракл пас стада в лесах Киферона, к нему явились Добродетель в образе Афины и богини…?
— Как вы думаете, что предлагала Гераклу Афродита?
— Афина?
— Почему Добродетель указывает на гору, где стоит храм?
— Каким изображен здесь Геракл?
(В картине художника Помпео Батони женщины представлены в образах Афродиты, богини любви и чувственных наслаждений, и Афины, богини мудрости и воинской доблести. Афродита соблазняла его радостями жизни, Афина призывала к ратным подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству. О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Афины. Путти держат палицу героя и львиную шкуру. Тут же изображены трехглавый страж подземного царства Аида пес Цербер и семиглавая гидра. Строгая Афина указывает на храм на вершине скалы — аллегорию трудного пути к признанию доблести и славе. Нарядная Афродита протягивает Геркулесу розу. У ее ног сложены атрибуты суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, фрукты.)
— А еще, о каких древнегреческих героях вы знаете?
1. «Знаток мифологии»
2. «Знаток мифологии»
Персей – сын Зевса и смертной Акрисия, дочь царя Даная. Это он убивает медузу Горгону, сразился с Атласом и спас Андромеду от морского чудовища.
— Обратимся к доске, мы говорим древнегреческие герои, герои мифов. А кто такой герой?
5. Словарная работа.
Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2. главное действующее лицо литературного произведения.
— Геракла, Тесея, Персея – можно назвать героями? Почему?
— С понятием миф вы знакомились на уроках украинской литературы. Мифы – это письменная литература? (Это вид УНТ)
— Для чего они создавались?
— Мифы были только у древних греков?
Миф – сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Мифология – совокупность мифов, а также наука, раскрывающая сущность мифа.
— Дайте определение сказки. (Сказка – произведение устного народного творчества, основанное на вымысле)
— Чем отличается миф от сказки? (Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка –вымысел).
Сказка является вымыслом, а миф реальностью. Иначе говоря, миф все одушевляет и стремится во всякой человеческой практике обязательно найти магию.
В сказке рассказывается о какой-либо истории с точки зрения отдельной личности или личностей, а вот в мифе рассматриваются события глобального масштаба. Например, о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе.
Сказка учит, как поступать в той или иной ситуации, а в мифе рассказывается об устройстве целого мира.
Только сказку можно считать искусством художественного слова. Миф не относится целиком к искусству, он интересен лишь передачей реальности.
— Сколько подвигов совершил Геракл? У вас в учебнике представлены метопы храма Зевса в Олимпии, изображающие подвиги Геракла. Слева направо давайте назовем их.
— Кто читал все подвиги Геракла? Как вы думаете, какой самый важный (интересный) подвиг?
— Однако какой из совершенных героем подвигов представляется вам совсем не геройским? (Очищение конюшен царя Авгия от навоза. Геройское ли это дело?!) Ответим на этот вопрос позже.
6. Анализ шестого подвига Геракла. Чтение мифа с сопутствующими вопросами:
а) Как сочетается в сюжете возвышенное, прекрасное и обыденное, бытовое, земное? (Авгий, царь Элиды – сын Гелиоса, бога солнца; необходимость убрать навоз с огромного скотного двора)
б) Какое решение нашел Геракл для выполнения неразрешимой, на первый взгляд, задачи?
в) Какие качества героев проявились в этом подвиге?
(Необыкновенная физическая сила, изобретательность и находчивость, а значит, и ум.)
г) В чем проявилось коварство Авгия и как Геракл отомстил царю Элиды за неблагодарность? Не напоминает ли это вам какую – то сказочную историю? (В сказке А.Пушкина «О царе Салтане» князь Гвидон оборачивается шмелем и мстит Бабарихе)
д) Какое значение имеет это подвиг Геракла для мировой истории? (Было положено начало Олимпийским играм: после победы на Авгием Геракл принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры)
е) Можно ли считать очищение конюшен героическим деянием?
ж) Как вы думаете, в чем заключается смысл существующего в языке фразеологизма «очистить Авгиевы конюшни»?
— А какие еще фразеологизмы, связанные с древнегреческими мифами вам известны?
Значение древнегреческой мифологии в культурном наследии человечества. (« Подвиги Геракла» « Скотный двор царя Авгия»-6 подвиг « Яблоки Гесперид»-12 подвиг) (Современный урок в условиях ФГОС.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени А.С. Пушкина №1 р.п. Колышлей
Открытый урок по литературе в 6 классе
для районного методического объединения учителей русского языка и литературы- 2017год
Значение древнегреческой мифологии в культурном наследии человечества.
« Скотный двор царя Авгия»-6 подвиг
« Яблоки Гесперид»-12 подвиг)
(Современный урок в условиях ФГОС.)
Урок подготовил учитель русского языка и литературы-
Альберти Мария Петровна
Технологическая карта к уроку литературы 6 класс.
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о древнегреческой мифологии как сокровищнице мировой культуры; создать условия для закрепления и совокупности знаний о древнегреческих богах, героях, об истории Олимпийских игр.
Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений.
( создание краткосрочного проекта)
Планируемые результаты обучения:
познавательная сфера: иметь представления о мифах и мифологии; владеть навыками работы с текстом, умениями анализировать, сравнивать и обобщать полученный материал;
ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к мифам Древней Греции; приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и искусства;
коммуникативная сфера: владеть навыками чтения и пересказа, уметь работать над составлением плана в соответствии с последовательным изложением мыслей.
Личностные : осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; уметь работать над созданием проектов;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения : беседа, индивидуальная работа ( работа с учебной статьёй, пересказ по составленному плану, чтение), составление групповых краткосрочных проектов.
Оборудование: учебник по литературе 6 класса, справочная литература,выставка книг
« Мифы Древней Греции»; мультимедийный экран.
Основные понятия и термины: миф, мифология, герой.
Краткое содержание мифа: Скотный двор царя Авгия
«Скотный двор царя Авгия» — это шестой подвиг Геракла, о котором нам повествуют мифы древней Греции. Чтобы познакомиться ближе с шестым подвигом Геракла, что именуется «Скотный двор царя Авгия», предлагаем к вашему рассмотрению краткое содержание.
Подвиг Геракла скотный двор царя Авгия
Итак, Гераклу было поручено очередное задание, на которое его отправил Эврисфей. Теперь Гераклу была поручена грязная работа, ведь ему приказали убрать скотный двор царя Элиды Авгия. Авгий – это сын Гелиоса, который держал большое количество рогатого скота. В их количестве он исчислял свое богатство. Животных было так много, что убирать навоз не успевали, но и расставаться с быками он также не желал. Весь скотный двор покрылся навозом, можно только представить, какие ароматы витали в округе. Вот Гераклу и предстояло все очистить и убрать.
Когда он пришел к Авгию и предложил свои услуги, сказав, что приведет все в порядок за день, Авгий на радостях пообещал отдать Гераклу десятую часть быков. Но давал свои обещания он только потому, что был уверен – Геракл не справиться. Но Геракл был смекалистым. Он убрал противоположные стены скотного двора, направив во двор течение двух рек, которые своей водой все и смыли. Гераклу осталось лишь заложить стены, что он и сделал. Однако когда Авгий увидел результат работы, он отказался отдавать быков, объясняя это тем, что не Геракл все убрал, а реки все очистили. Пришлось Гераклу возвращаться домой без обещанного вознаграждения, но обида осталась.
Спустя время, когда закончилась служба у Эврисфея, Геракл отомстил сыну Гелиоса, вернувшись во владения Авгия с войском. Здесь Геракл и убивает Авгия, а собрав добычу, он принес жертву богам Олимпии, после чего стал учредителем олимпийских игр. Кстати, не обошла месть стороной и союзников царя Элиды, среди которых был Нелей — царь Пилоса. Геракл не пощадил ни его, ни его сыновей, кроме Нестора, который остался жить, в дальнейшем прославив свое имя своими подвигами.
Подвиги Геракла и краткий пересказ шестого подвига «Скотный двор царя Авгия» знакомит вас с сюжетом и поможет в дальнейшем на уроках литературы.
Кун Н.А.: Легенды и мифы Древней Греции
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)
Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришел к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.
Примечания
104. Область на северо-западе Пелопоннеса.
105. Олимпийские игры – важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции всеобщий мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылались послы, приглашавшие на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летоисчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н. э. Существовали олимпийские игры до 393 г. н. э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфея. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX в. н. э., главным образом с 1875 и по 1881 г., дали нам возможность получить точное представление о былой Олимпии и об олимпийских играх.