михаэль лайтман биография национальность родители
Лайтман, Михаэль Семёнович
Михаил Семёнович Лейтман
Содержание
Биография
В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. [1] [6] [7] В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».
В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.
В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.
В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.
В 1991 году после смерти рава Баруха Ашлага вместе с группой бывших учеников рава занимается каббалой самостоятельно.
В 1996 году создал сайт о каббале www.kabbalah.info. В 2000 году этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.
В 2006 году (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).
Последние 30 лет занимается изучением каббалы и популяризацией своего к ней подхода. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.
Деятельность Лайтмана
Сефер ха-зогар • Сефер ха-бахир
Сефер ха-разим • Сефер Разиэль ха-малах
Книга Эц Хаим • Талмуд эсэр сфирот
Тания • Сефер ха-илан Кадош
Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот
Кетер • Хохма • Бина • Даат
Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах
Ход • Есод • Малхут
Подход Лайтмана к каббале
Трактовка понятия «Творец»
Книги
Лайтман — автор нескольких десятков книг по каббале, в которых излагаются базовые понятия Каббалы. Книги Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира.
Также под руководством Лайтмана издается основная масса трудов, писем и комментариев каббалистов Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) и его сына Баруха Ашлага (РАБАШа), включая комментарий «Сулам» к книге Зоар, а также статьи Бааль Сулама для начинающих: «Введение в науку Каббала» («Птиха»), «Предисловие к книге Зоар» и др.
Лекции
Свободно транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы и на 66-м канале израильского кабельного телевидения.
Критика
Критика ортодоксальных иудеев
Деятельность Лайтмана вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве [22] и в профанации каббалы. Ортодоксы категорически отвергают утверждения Лайтмана об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом, на основании того, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими галахические предписания. [23] [24] [25]
Бней Барух как секта
Другая критика
Некоторые высказывания
На реплику А.Проханова: «Вы — советский раввин, Михаил», Лайтман ответил: «Я — не раввин абсолютно. Нет! Ну, что вы?! Я — абсолютный безбожник.» [31]
Лайтман, Михаэль Семенович
Михаил Семёнович Лейтман
31 августа 1946 ( 1946-08-31 ) (75 лет)
Лайтман также не является раввином, он не имеет серьезного еврейского религиозного образования и не получал смихи.
Содержание
Биография
Родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия).
В 1971 г. окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологию и кибернетику. [1] [5] [6] [7] В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга.
После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».
В 1974 г. репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.
В 1975 г. осознал себя верующим, начал посещать раввинов и каббалистов.
В 1978 г. стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.
В 1991 г. после смерти рава Баруха Ашлага начал преподавание каббалы.
В 1994 г. для распространания своего пдхода создал организацию «Бней Барух» (названную в честь р.Б.Ашлага).
В 1996 г. создал сайт о каббале www.kabbalah.info. В 2000 г. этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов интернета по каббале.
В 2001 г. на базе Бней Барух открыл «Международную Академию Каббалы» с очной и заочной формами обучения. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира.
Лайтман — автор нескольких десятков книг, в которых излагается его подход к каббале. Книги Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира. Лекции транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы и на 66-м канале израильского кабельного телевидения.
Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.
Переход от упрощенного изложения каббалы к ее профанации
Лайтман начал свою деятельность с публикации (в основном, на русском языке) популярных книг о начальных понятиях каббалы. Его первые книги в большой степени отражали подход р. Ашлага, изложенный в упрощенной, рассчитанной на начинающего читателя, форме.
В этих первых книгах он писал о каббале как об интегральной части иудаизма, что является очевидным как в учении Ашлага, так и всех других каббалистов.
Однако в 2002 г. М. Лайтман полностью изменил свою стратегию и ввел понятие «наука каббала», которое и сделал своим брендом. Общепринятым в каббале является слово «хохма» («мудрость»). У Ашлага и других каббалистов применительно к каббале можно встретить и слово «мада». Оно встречается сравнительно редко и означает «знание». В современном языке слово «мада» означает «наука», но в контексте еврейской традиции оно не имеет отношения к науке в ее светском или современном понимании (например, книга Маймонида «Мада», входящая в Мишне Тора, говорит о знаниях о Боге, но ни в коем случае не о «науке о Боге»). Однако именно перевод слова «мада» как «наука» стал началом возникновения лайтманизма как новой идеологии.
Термин «наука каббала» (и отрыв его от иудаизма) был принят Лайтманом для того чтобы сделать свой бренд популярным в широких массах, не связанных с еврейским народом или с религией; а также для того чтобы использовать уважение, существующее в общественном сознании по отношению к слову «наука». При этом лайтманизм (как, впрочем, и сама каббала) наукой не является – ни по критериям гуманитарных, ни естественных наук.
Лайтман провозглашает себя учеником р. Б.Ашлага, последователем и распространителем идей р. И.Л.Ашлага, однако на практике учение Лайтмана, используя материалы Ашлага, кардинально отличается от него. р.Ашлаг (каки все другие каббалисты) был верующим ортодоксальным последователем иудаизма, Лайтман же отделяет созданнуюим «науку каббала» от иудаизма и от религии вообще.
Подход Лайтмана кардинально отличен от классических представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. Лайтман считает каббалу «наукой о действительности», не имеющую отношения к мистике и определяющую религию как частный случай несовершенного описания существующей реальности. [10]
Также, по словам Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, не требуется осознания своей религиозной принадлежности к иудаизму и т.п.
Такой подход, направленный на широкий охват и эксплуатацию желания людей кметодика индивидуальному совершенствованию и достижению успеха (поскольку, по Лайтману, «для достижения успеха надо изучать науку каббала») дает лайтманизму широкое распространение, что вместе с обязательством учеников об отчислениии в фонды Лайтмана 10% от дохода обеспечивает экономическую базу для развития институтов Лайтмана.
Измененная трактовка понятия «Творец»
Педалирование «альтруизма»
Ценральные идеи системы Лайтмана базируются на заимствованных у р.Ашлага «свойства отдачи» и «свойства получения». Последователи лайтманизма описывают их так:
В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи научного подхода к Каббале, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств — соответственно, свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения (эгоизм). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения — это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д). Основной целью, принятых в Каббале методик, является приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по намерению, так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо, притягивая через стремление к смыслу жизни, так и обратно, подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе.
Критики Лайтмана указывают, что при таком подходе теряется осознание Бога как Личности, и Божественность («Творец») примитивизируется до «желания отдачи».
Отрыв от классической этики и традиции иудаизма
Все эти утверждения противоречат классической каббале и еврейской традиции.
Противопоставление себя иудаизму в вопросе «широкого преподавания каббалы»
Критика
Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве [17] и в профанации каббалы [18]
«Израильский центр жертв культов» — общественная организация, занимающаяся мониторингом сект, деструктивных культов и маргинальных религиозных движений — указывает, что в лайтмановском «обучении каббале» имеются, среди прочего, следующие признаки контроля сознания, характерные для деструктивных сект: [19]
Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации, [23] работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства и возглавляемая Александром Дворкиным, перечисляет «Лайтмана Михаэля школу» в своём списке тоталитарных сект. [24]
Лайтман Михаэль Семенович
Материал из Фрикопедии — энциклопедии лженауки
31 августа 1946 ( 1946-08-31 ) (70 лет)
Frames not supported!
Сенсация! Теория единого поля не могла быть раскрыта Эйнштейном без знания Каббалы!
Содержание
Биография
М. Лайтман родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия).
В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. [1] [5] [6] [7] В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».
В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.
В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов, и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.
В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался у него в течение 12 лет до его кончины.
В 1991 году основал группу Бней Барух.
В 1996 году создал интернет-сайт по каббале www.kabbalah.info (на 22-х языках). В 2000 году этот сайт был отмечен энциклопедией «Британика», как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.
В 2004 году М. Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук. [12] [13]
В 2005 году член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council)
В 2006 году (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).
Последние 30 лет занимается исследованием каббалы. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.
Деятельность М. Лайтмана
Трактуя различные высказывания каббалистов прошлого как прямое указание необходимости распространения Каббалы всем желающим, М. Лайтман принимает участие в конгрессах, семинарах, научных конференциях по всему миру. По его словам, ради этого он защитил докторскую диссертацию, и на это направлена вся его деятельность.
Подход М. Лайтмана к каббале
Подход М.Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. М. Лайтман считает каббалу наукой о действительности, не имеющую отношения к мистике и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности. [15] М. Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой или половой принадлежности. Также, по словам М. Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности. Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале.
Трактовка понятия «Творец»
М. Лайтман отвергает [16] общепринятое представление о Творце. Согласно М. Лайтману, Творец — это свойство «отдачи» — более высокая, по отношению к нему, ступень. Творец — это причина относительно следствия (человека). Кроме того, Творец — это «общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели — поднять творения в развитии до своего уровня». [17]
Награды
Книги
М. Лайтман — автор нескольких десятков книг по каббале, в которых излагаются базовые понятия Каббалы Книги М. Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира.
Лекции М. Лайтмана
Свободно транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы.
Краткое изложение взглядов Лайтмана
Лайтман считает себя учеником Бааль Сулама, последователем и распространителем его идей. Последователи Лайтмана считают каббалу наукой, основанной на повторяемых экспериментах. Однако различные учёные по разному оценивают подобный подход в каббале (см. раздел Мнения о месте каббалы среди наук, религий и культур).
В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи Лайтмана, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств, которые они трактуют как свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения (эгоизм). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения — это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д).
Основной целью считается приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по намерению, так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо (притягивая через стремление к смыслу жизни), так и обратно (подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе).
…нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие существование Высших сил, так причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает», — и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отбросить его от святости.
А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет. [18]
Цель занятия каббалой
В мере индивидуального ощущения Творца, каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести свободу воли и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы — Творца.
Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и смысла своей жизни приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.
Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!
Предмет изучения каббалы
Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение в целом и каждой его детали в частности. Она изучает:
Каббалистическая методика
Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира. Поскольку каббалисты предполагают, что из поколения в поколение человечество и человек меняются (хотя это и не доказано), то, соответственно, должна меняться и методика. Слово «каббала» (ивр. «получение») выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Эту технику, методику они назвали «наукой получения» — «Хохмат а-каббала».
Каббалисты описывают постижения и дают им названия. Всё воображаемое, то есть, то, что реально не постигнуто, нельзя называть по имени и определять словами.
Главное отличие методики каббалы от метода познания других наук состоит в том, что, изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает каббалу — должен уподобиться тому, что изучает.
Методика каббалы — это методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с Творцом. Таким образом, методика каббалы является индивидуальной, но приводит она к всеобъемлющему результату.
Основные элементы методики:
Возлюби ближнего, как самого себя!
Составные части каббалы
Каббала состоит, в основном, из двух частей:
Обе её составляющие изучаются одновременно.
Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана — инструмента духовного постижения. Экран — это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя — является отличительной особенностью каббалистической методики.
Изучение второго раздела призвано объяснить ученику структуру того, что он постигает.
Человек заранее, теоретически, изучает какой-либо объект: его свойства, силы, динамику и т. д. Разбирает, осваивает по книгам, написанным каббалистами. Одновременно с этим, при помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.
Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в каббале «порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот». Путь внутреннего созерцания называется также «постижением Высшей силы».
Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз. Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз. Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.
Критическое отношение к деятельности М.Лайтмана
Деятельность М. Лайтмана вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики М. Лайтмана обвиняют его в сектантстве [19] [20] и в профанации каббалы. Они категорически отвергают утверждения М.Лайтмана об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом, мотивируя это тем, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими галахические предписания. [21] [22] [23]
Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации, [24] работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства и возглавляемая Александром Дворкиным, перечисляет «школу Михаэля Лайтмана» в своём списке тоталитарных сект. [25]
Комментарии 95
Попытки опорочить предпринимались со всех сторон до тех пор, пока не получили достойный отпор через суды, теперь они зализывают раны и уже не пытаются, знают, что спуску не будет. Никому. Тут пока ещё пытаются.
Источник укажите. Это написано 3 года назад. Где?
Кстати Вы откуда пишете, тень из тьмы?
данные о себе почему удалили?
Так,что несите свои денежки господа господину Лайтману-ведь у матушки земли на 100 лет дураков припасено.
В окружении М. Лайтмана грамотные юристы и такие публикации тоже источник дохода.
причём. ?
причём. ?
причём. ?
Разжига́ние межнациона́льной ро́зни — действия, направленные на возбуждение межнациональной или межрасовой вражды.
В России подобные действия признаются преступлениями против основ государственного строя и безопасности государства.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Согласно части 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ[2],
Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Таким образом, одним из способов совершения данного преступления является распространение информации в средствах массовой информации, что повышает вероятность ознакомления с высказываниями, разжигающими межнациональную рознь, большой аудиторией.
Преступление признается оконченным с момента осуществления публичных высказываний или появления в средствах массовой информации независимо от того, возникло или нет у кого-либо чувство вражды к определенной национальности. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Мотивы преступных действий могут быть политическими, националистическими, личными.
Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов — милиционеров, которых признают «социальной группой»)[3][4].
В январе 2010 года житель Костромы Роман Замураев, обвинявшийся по ч.1 ст. 282 УК РФ в связи с распространением в Интернете признанной экстремистской листовки «Ты избрал — тебе судить!» (материал газеты «Дуэль»), обратился в Конституционный Суд РФ с заявлением, в котором указал, что «норма уголовного закона о преследовании за разжигание вражды по признаку принадлежности к „социальной группе“ противоречит Конституции РФ и общепризнанным нормам по правам человека, поскольку носит абсолютно неконкретный характер и создаёт условия для неконституционного ограничения свободы слова и идеологического плюрализма».[5] Однако 22 апреля 2010 г. Конституционный Суд РФ своим определением № 564-О-О отказал в рассмотрении жалобы Замураева, указав что «норма направлена на охрану общественных отношений, гарантирующих признание и уважение достоинства личности независимо от каких-либо физических или социальных признаков, и устанавливает уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются с прямым умыслом, направленным на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц, в связи с чем неопределенности не содержит и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя».[6]
9 июня 2011 года в ходе обсуждения проекта постановления пленума Верховного суда РФ по уголовным делам об экстремизме докладчик, судья Верховного суда Владимир Давыдов выразил обеспокоенность и тем, что в законодательстве не прописано определение спорного понятия «социальная группа». предположил, что вводя подобный термин, «законодатель хотел оттенить слабые, незащищенные группы, но сделал это крайне неудачно». Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно — то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» — пенсионеров, инвалидов, сирот.[7]Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.[8]
Статья 130 Уголовного кодекса Германии предусматривает, что всякий, кто возбуждает ненависть против «определенной части населения» или же злобно высмеивает таковую, может быть подвергнут наказанию до 5 лет лишения свободы, если его действия могли привести к нарушению мира. При этом достаточно, чтобы под угрозой оказалось чувство безопасности группы, ставшей объектом оскорбления, или чтобы усилилась предрасположенность других лиц к совершению посягательств против этой группы.
В Германии, Франции, Дании и Нидерландах есть законодательство, допускающее осуждение за высказывания, возбуждающие рознь, независимо от наличия умысла и возможных последствий. Так, Верховный суд Нидерландов постановил: «Является ли оскорбительным для группы лиц высказывание в их адрес относительно их расы и (или) религии определяется природой самого высказывания, а не намерением того, кто его публикует». Во Франции по закону о разжигании розни и клевете на группу лиц был осужден редактор газеты за публикацию злобной антисемитской статьи, которую он, по его утверждению, опубликовал, не прочитав, что свидетельствует об отсутствии требования наличия умысла. В 1990 г. в Уголовный кодекс Франции было внесено дополнение о том, что отрицание или даже постановка под сомнение факта геноцида евреев нацистами является преступлением независимо от умысла виновного.
Следует, однако, указать, что в законодательство Дании, которое также не требует умысла в качестве необходимого условия наступления ответственности, было внесено изменение, устанавливающее, что журналисты не несут ответственности за публикацию заявлений других лиц, если не будет доказано наличие у журналистов умысла на нанесение оскорбления.
Статьи 18 и 19 Акта об Общественном порядке 1986 г. Англии предусматривает уголовную ответственность за угрожающие, обидные или оскорбительные высказывания или действия, которые либо сознательно направлены на разжигание расовой ненависти, либо реально могут привести к возбуждению такой ненависти. Статья 5 Закона об Общественном порядке 1986 г. запрещает произносить или демонстрировать угрожающие, обидные или оскорбительные слова в пределах слышимости или видимости лица, которому они могут причинить «беспокойство, тревогу или страдания» Существует также закон, запрещающий послать письмо или публиковать статью, носящие угрожающий или в высокой степени оскорбительный характер и направленные на причинение беспокойства или страха.
В Северной Ирландии преступлением признаётся употребление угрожающих, обидных и оскорбительных по форме или смыслу выражений, которые могут возбудить ненависть против части населения или вызвать у части населения страх.
Статья 144В Уголовного кодекса Израиля предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до пяти лет за всякую публикацию, имеющую целью возбуждение расизма, независимо от того, соответствует ли она действительности и приводит ли фактически к расизму, и тюремное заключение на срок до одного года за хранение и распространение запрещенных публикаций, направленных на возбуждение расизма.
В Индии предусмотрено наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти. Также признается преступлением, если кандидат или представитель партии совершает «систематические действия, призывающие к голосованию или воздержанию от голосования по мотивам касты, расы, общины или религии».
Уголовное законодательство Канады предусматривает ответственность при наличии либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий.
- михаэль лайтман биография личная жизнь
- михаэль лайтман биография семья национальность