микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Чюрлёнис, Микалоюс Константинас

Николай Константинович Чурлянис

28 марта (10 апреля) 1911 ( 1911-04-10 ) (35 лет)

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis ; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis ; 10 (22) сентября 1875, Ораны, ныне Литва — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.

Содержание

Биография

Детство провёл в Друскениках, где его отец был органистом, сыном вольного литовского крестьянина. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Кастукас». [1]

Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах (1889—1893), который, после ряда конфликтов, начал относиться к Кастукасу с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера.

Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории (1901—1902).

После смерти князя Чюрлёнис остался без стипендии и покинул Лейпциг, а осенью 1902 г. уехал в Варшаву. Здесь он учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Его работы получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.

Около 1904 г. он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе «Покой» появился в газете «Биржевые ведомости» (№ 9266 за 1906 г.). Успех был хорошо принят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он — литовец, хотя не знающий литовского языка. [1]

В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.

Его многократно растиражированный официальный, но искажающий его внешность портрет, на котором он выглядит много старше своих лет (неполных 34 года), сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 г. [1]

В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.

Ещё в 1905 г. он начал пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены насторожённо и с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.

Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала классического средневековья и до XIV в (1387 г.) была языческим регионом. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в населении были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскениках в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство. [1]

В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей повысить уровень литовской национальной культуры, ставшей после замужества в 1909 году Софией Кимантайте-Чюрлёнене (1886—1958).

Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского прошла выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.

Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении, как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных контактов со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводящей знакомые пейзажи. Подняться на более высокий культурный уровень они не желали, да и просто не были в состоянии. Помимо этого он испытывает нужду. Не хватало денег на краски, и он временами должен был собирать на полу их крошки. [1]

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписывал его со стремянки. Но его труд оказался непонятым, что стало серьёзным ударом по психике автора. [2]

К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в Пустельниковскую нервную больницу под Варшавой.

Адреса в Санкт-Петербурге

1908—1909 — Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), 65.

Черты личности

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. [1]

Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман. [1]

Единственное, что могло его вывести из себя — это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». [1]

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Портрет. Таким его помнят родные и знакомые

Источник

Микалоюс Константинас
Чюрлёнис

Биография и информация

По меркам великого Данте («Земную жизнь пройдя до половины…»), Чюрлёнису была суждена ровно половина срока, отпущенного человеку. Он умер в 35. Однако уникальность таланта и интенсивность творческой жизни Чюрлёниса были таковы, что позволили ему стать, во-первых, родоначальником литовской камерно-инструментальной и симфонической музыки, а во-вторых, одним из самых самобытных художников ХХ столетия. Вовсе не ставя перед собой подобной задачи (ведь человеком он был очень и очень скромным), Чюрлёнис стал живым воплощением идеальной мечты Серебряного века о великом синтезе искусств.

Музыкальную одаренность художник унаследовал от отца, Константинаса Чюрлёниса. Тот когда-то решился свернуть с пути потомственного литовского крестьянина и выучился играть на органе. В костёле, ставшем его новым местом работы, он познакомился с немецкой девушкой по имени Адель. Её семья, христиане-евангелисты, бежала из Германии из-за религиозных преследований.

Адель и Константинас повенчаются в 1873-м году, в их семье будет девять детей. А их первенец, рожденный 22 сентября 1875 года и получивший при крещении двойное имя Микалоюс-Константинас, через 30 лет станет национальной гордостью Литвы.

Поначалу мало что предвещало в Чюрлёнисе художника. Все его способности были направлены на другое: он был настоящим музыкальным вундеркиндом, закончил оркестровую школу в Плунге, учился контрапункту и композиции в Варшаве. Его кантаты, фуги и особенно небольшие пьесы для рояля имеют успех. В 25 лет он напишет симфоническую поэму «В лесу», и по сей день считающуюся наивысшим достижением литовского музыкального искусства.

Но что-то неясное влечёт Чюрлёниса совсем в иную сторону. За свою жизнь он не раз отвергает лестные карьерные предложения – стать ректором Люблинской консерватории или профессором консерватории в Варшаве. Вместо этого он едет в Лейпциг. Вроде бы совершенствовать музыкальное образование в местной консерватории. На самом деле – быть ближе к эпицентру художественной жизни, и рисовать, рисовать… В письмах из Лейпцига он все чаще, смущаясь и иронизируя над собой, упоминает о своих занятиях живописью.

В 27 лет Чюрлёнис, уже весьма известный как композитор, начинает учиться рисованию. Теперь всё больше времени, ранее отданного музыке, тратится на запечатление с натуры видов природы, лиц и фигур людей. Чюрлёнис увлекается творчеством польских и немецких символистов. Ему близки их поиски «красоты таинственного», стремление запечатлеть на бумаге или холсте фантазии и грёзы.

Но и композиторство не уходит из жизни Чюрлёниса: он продолжает сочинять, а его художественное творчество проникнуто духом музыки. Его циклы и отдельные картины не просто носят названия музыкальных жанров ( «Похоронная симфония», «Соната солнца», «Соната звезд» и др.), но и строятся по законам музыкальной гармонии, известным Чюрлёнису в совершенстве.

Революция 1905-го года в Российской империи и следующие за ней процессы национальных ренессансов приводят Чюрлёниса в Литву. Впервые он осознает себя литовцем и клянется посвятить жизнь родине, много делает для возникновения в Литве полноценного культурного пространства.

Интересно, что, горячо разделяя идеи литовского национального возрождения, Чюрлёнис почти не говорил по-литовски – его языками общения были русский, немецкий, польский. Но судьба послала ему замечательную учительницу – студентку-филолога из Краковского университета Софию (Зосю) Кимантайте. Пламенная патриотка Литвы, она учила Чюрлениса литовскому языку, знакомила с литовской поэзией и стала впоследствии его женой.

В 1908-м, не найдя понимания своего искусства на родине, Чюрлёнис приезжает в Петербург, где сближается с кругом «Мира искусства», участвует в организуемых ими выставках. Он бедствует, работает на износ и, подрывая свои физические и психические силы, тяжело заболевает. Жена забирает его в Литву. Но Чюрлёнису всё хуже. Друзья перевозят его в клинику для душевнобольных под Варшаву. Медицинским распоряжением Чюрлёнису запрещают рисовать и заниматься музыкой. В одну из холодных ночей, какие бывают ранней весной, он уходит в лес, мучительно блуждает, не находя дороги, и возвращается с сильнейшей пневмонией, за которой следует кровоизлияние в мозг.

Чюрлёнис умирает, немного не дожив до 36-ти. Последней его корреспонденцией стала записка жене и новорожденной дочери Дануте.

Источник

Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 — 28 марта (10 апреля) 1911) — литовский художник и композитор.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.

Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.

Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины.

Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Леон Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.

10 апреля 1911 года художника не стало.

Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

ТВОРЧЕСТВО

Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).

От объективной спокойной фиксации пейзажа — к драматизации природы — таков путь Чюрлениса.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.

Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики, народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

«Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…»

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».

Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Единственное, что могло его вывести из себя, — это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины.

Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

C 1965 года проводится конкурс имени Чюрлёниса, в котором участвуют пианисты и органисты.

Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М.-К. Чюрлёниса в Вильнюсе, единственная в Литве школа искусств с полным 12-летним циклом обучения.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Гукера есть гора Чурляниса, названная в 1913 году в память о Чюрлёнисе; горе было дано то имя художника, под которым он был известен при жизни и несколько десятилетий после его смерти.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Вехи жизни и творчества

22 сентября 1875 года

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Варене в семье органиста Константинаса Чюрлениса и Аделе Марии Магдалены Радманайте–Чюрленене. Он был старшим среди девятирых детей семьи Чюрленисов. 1876 – 1877. Семья проживала в Ратниче. 1878 Cемья Чюрленисов переселилась в Друскининкай.

Чюрленис окончил народную школу в Друскининкай. Отец рано начал обучать сына игре на пианино и органе, на которых Микалоюс довольно свободно музицировал. Близкий друг семьи доктор Маркевич рекомендовал мальчика князю Миколу Огинскому, содержавшему оркестровую школу в своёмимении в городе Плунге.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Чюрленис жил в Плунге. В оркестровой школе князя М. Огинского учился игре на различных музыкальных инструментах, пел в хоре. Начал сочинять музыку, на досуге рисовал. С 1892 как флейтист оркестра находился не только на полном содержании, но и получал жалование. Концертировал с оркестром в Паланге, Риге.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткаяМ. К. Чюрленис, материально поддерживаемый М. Огинским, учился в Варшавском музыкальном институте. Поступив в класс фортепиано, обучение он начал на низшем курсе проф. Т. Бжезицкого. В 1895 г. переведен на средний курс проф. А. Сыгетинского. Композиции учился у З. Носковского.

Лучший друг в институте – коллега Эугениуш Моравский. Константин часто наведывался в гости к другу, где познакомился с его сестрой Марией, полюбил ее.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткаяК сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. В институте, наряду с композицией Чюрленис посещал хоровой класс, изучал теорию, историю музыки, гармонию, естественные науки, астрономию, философию, нумизматику, минералогию. Его любимые авторы: А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Б. Прус, Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Толстой и др. В Варшаве Чюрленис создал каноны, фуги, прелюдии, циклы вариаций для фортепиано, струнного квартета. Институт закончил с дипломом по специальности композиции. Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis».

Лето провел в Друскининкай. Учил младших братьев и сестер музыке, рисовал.

Осень 1899 – весна 1901

М. К. Чюрленис жил в Варшаве. Чтобы содержать себя и брата Повиласа, который тоже поступил в Музыкальный институт, давал частные уроки. Отказался от предложения руководить хором и оркестром Люблинского музыкального общества.

М. К. Чюрленис создал Полонез для духового оркестра. В музыкальном сборнике «Меломан» (№ VIII) впервые издано его произведение – Ноктюрн фа-диез минор.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткаяОктябрь 1900 – апрель 1901

М. К. Чюрленис создал симфоническую поему «В лесу» и посвятил ее другу Э. Моравскому. C этим произведением участвовал в конкурсе, был отмечен жюри.

В Лейпцигской консерватории в классе проф. К. Рейнеке Чюрленис изучал композицию, а контрапункт – у С. Ядассона. Посещал университетские лекции эстетики, истории и психологии. В Гевандхаузе и Лейпцигском театре слушал любимые произведения Генделя, Чайковского, Вагнера, Листа. В библиотеке издательсства Ц. Ф. Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Берлиоза, Р. Штрауса. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Во время каникул рисовал.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

М. К. Чюрленис получил удостоверение учителя Лейпцигской консерватории.

Осень 1902 г – начало 1904

Жил в Варшаве, учился в частной школе живописи Я. Каузика. Давая частные уроки, обеспечил братьев, которые здесь же продолжали обучение.

Осенью 1903 написал цикл из 7 картин «Симфония похорон». Начал работать над симфонической поэмой «Море». Чтобы беспрепятственно заниматься изобразительным искусстом, не принял предложения Э. Млынарского преподовать в Варшавском музыкальном институте.

Чюрленис поступил в Варшавскую художественную школу. Во время обучения создал обложки для книг «Изба за деревней», «Осенью», «Мысль», «Башни», написал картины «Колокол», «Остров», «Храм».

В это же время руководил школьным хором.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая С проектами витражей, циклом из 6 картин «Буря» и проектами обложек книг (19 работ) участвовал в выставке школы. Летом участвовал в пленере в Аркадии, неподалеку от местечка Лович (в Польше).

Создал циклы вариации для фортепиано «Sefaa Esec» и «Besacas».

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая В школе была организована выставка работ Чюрлениса. На ней представлен цикл из 10 картин «Фантазии». Другие работы (всего 64), написанные в 1904 – 1905, упомянул в письме брату Повиласу в апреле 1905. Среди них цикл из 5 картин «Потоп», триптих «Rex», «Шелест леса», «Весть».

М. К. Чюрленис участвовал в первой ежегодной выставке Варшавской художественной школы – экспонировал цикл «Буря».

Отпуск провел в Анапе. Путешествовал по Кавказу, писал картины, фотографировал.

С братом Стасисом жил в Варшаве. Как и прежде, учился в Художественной школе, зарабатывал на жизнь частными уроками.

Начал руководить хором Варшавского общества взаимопомощи литовцев.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая Жил в Друскининкай, гармонизировал литовские народные песни. В письме брату Повиласу писал, что “все свои былые и будущие работы решил посвятить Литве”. В тот момент возникла идея создать литовскую оперу.

М. К. Чюрленис участвовал в выставке работ студентов Варшавской художественной школы в Петербурге, представил циклы «Сотворение мира», «Сутки», «Буря», диптих «Rex» (не сохранился). В печати критики искусства особое внимание уделили незаурядной живописи Чюрлениса.

В газете «Вильняус жиниос» (№ 123) напечатана первая статья о Чюрленисе.

Участвовал в школой организованном пленере в Истебне (Прикарпатье, находившееся во власти Австро-Венгрии). В этом же году провел лето в Крынице с семьей Волманов. Написал литературное эссе «Письма Девдурачку».

При поддержке Б. Волманене Чюрленис путешествовал по Европе – посетил Прагу, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вену. Восхищался в музеях увиденными работами Ван Дейка, Рембрандта, Боклина. Рисовал зскизы к циклу «Зодиак». Получил приглашение принять участие в Первой литовской художественной выставке.

Конец 1906 – начало 1907

Чюрленис перестал посещать Художественную школу. Переслал свои картины в Вильнюс, на первую литовскую выставку художников и сам помогал ее организовать. На этой выставке экспонировал циклы «Сотворение мира», «Буря», триптих «Rex», восемь флуорофортов (всего 33 работы).

М. К. Чюрленис закончил инструментовку симфонической поэмы «Моремикалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая» и начал новую симфоническую поэму «Сотворение мира».

С начала года до июня написал 50 картин.

Осенью переселился в Вильнюс, участвовал в учредительном собрании Литовского художественного общества, был избран в его управление. На генеральной репетиции пьесы Габриэлюса Ландсбергиса-Жямкальниса «Блинда» познакомился с писательницей Софией Кимантайте. В этом году написаны первые сонаты – «Солнца» и «Весны», триптихи «Райгардас», «Мой путь», «Путешествие королевича», «Лето», цикл из 8 картин «Зима», цикл «Зодиак», картина «Лес» и другие произведения живописи.

Чюрленис жил в Вильнюсе, руководил хором «Вильняус канклес». На концертах выступал с хором и как пианист. При поддержке С. Кимантайте, П. Римшы и еще нескольких энтузиастов, устраивал Вторую литовскую художественную выставку в Вильнюсе и Каунасе, создал обложку для ее каталога и афишу. Сам на выставке экспонировал более 60-ти новых своих работ.

В это же время включился в издании «Вильтис» публикуемые дискуссии по созданию «Таутос румай» («Дворца народа»), агитировал собирать средства для его строительства, обещая отдать все свои произведения.

30 мая в Вильнюсе впервые была исполнена кантата Чюрлениса «De Profundis». Дирижировал автор.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая

Находясь в Друскининкай, Чюрленис написал сонаты «Ужа» и «Летa», диптих «Прелюдия. Фуга».

С невестой Софией Кимантайте отдыхал в Паланге. Написал пятую сонату – сонату «Моря», диптих «Прелюдия и фуга», триптих «Фантазия». Вдвоем намеревались создать оперу «Юрате».

Август – сентябрь 1908

Будущие супруги навещали дядю Софии, декана Винцаса Ярулайти в Плунге, ее родителей в Куляй и Каркленай, после вместе поехали в Друскининкай. Здесь Чюрленис написал шестую сонату – сонату «Звезд». В конце августа по совету вильнюсского художника Л. Антокольского ездил в Петербург, надеясь найти там постоянный источник заработка, участвовать на выставках. Однако первая поездка не была успешной.

Октябрь – декабрь 1908

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая В середине октября Чюрленис, взяв с собой некоторые картины, второй раз отправился в Петербург, намереваясь там пожить. В Петербурге посетил Литовское общество, художника Добужинского, который представил его русским художникам и сразу был ими принят в Союз русских художников. Чюрленис вновь искал возможности давать частные уроки и в этом ему помогли в Петербурге жившие литовцы: Альфонсас Моравскис, Юозас Таллат – Кялпша, Юозас Зикарас, Стасис Битаутас.

В Литовском обществе раз в неделю устраивались вечера, встречи, на которых свои произведения играл и Чюрленис. В Петербурге ему пришла идея при Литовском художественном обществе учредить Музыкальную секцию, которая бы заботилась о литовских композиторах и музыкантах, организовывала конкурсы и концерты, основала библиотеку музыкальных произведении. Правление общества идею поддержало. М. К. Чюрленис не забыл и о хоре «Вильняус канклес», которому высылал гармонизированные народные песни.

В то время в Варшаве был издан сборник гармонизированных народных песен «Веверселис».

По Софией присланному либретто М.К. Чюрленис сочинял музыку к опере «Юрате», писал эскизы ее декораций и занавеса.

В конце декабря поехал к невесте.

В Шатейкяй, в небольшом городке неподалеку от Плунге, Микалоюс Чюрленис вступил в брак с Софией Кимантайте. После бракосочетания молодожены уехали в Петербург.

Картины Чюрлениса экспонировались в Петербурге на выставке «Салон», на первой весенней выставке Вильнюсского художественного общества. На шестой выставке Союза русских художников выставлены три работы, среди которых и в Петербурге написанный «Rex». Несколько работ посланы на тринадцатую выставку содружества любителей искусства «Штука», проходившую в Кракове.

Его фортепианные произведения исполнялись в Петербурге в концерте «Вечера современной музыки» 28 января 1909 г. (по новому календарю – 10 февраля). В феврале произведения М.К. Чюрлениса звучали в концерте, организованном выставкой «Салон», вместе с музыкой А. Скрябина, Н. Метнера, И. Стравинского, С. Рахманиного.

В конце марта Чюрленисы возвратились в Литву.

Апрель – июнь 1909 г.

микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткаяЧюрленисы жили в Друскининкай. Оттуда выезжали в Вильнюс, где участвовали в организации третьей литовской художественной выставки. Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога. Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия». Его работы были представлены и на выставке Варшавской художественной школы, посвященной ее пятилетию. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута». Как пианист выступал в концертах общества.

Июнь – октябрь 1909 г.

Вместе с Софией жили в Плунге. летом написал около 20 картин: «Жертвенник», «Ангелочкий (Рай)», «Литовские кладбища», сделал множество эскизов в альбомах, виньетки к народным песням. Вместе с супругой работал над созданием книги «В Литве» – писал критические статьи. Чюрленис создал ее обложку и несколько инициалов (последние не были использованы).

На общем собрании Литовского научного общества Чюрленис был избран в состав комитета по песням и сбору их нот.

Ноябрь – декабрь 1909

Чюрленис, взяв с собой картины, написанные несколько ранее, опять уехал в Петербург. Здесь ему было предложено руководить хором Петербургского литовского общества. Вместе с К. Бугой, А. Волдемаром, Ч. Саснаускасом, Ю. Таллат-Кялпшой работали над литовским словарем музыкальной терминологии «Терминология нашей музыки».

В конце декабря напряженная творческая работа и постоянный недостаток сломили здоровье Чюрлениса. Невропотолог и психиатр В. Бехтерев констатировал большое переутомление.

По совету профессора София с заболевшим супругом вернулась в Друскининкай.

На седьмой выставке Союза русских художников в Москве экспонировались работы Чюрлениса: «Арка Ноя», «Ангелочки (Рай)», «Баллада (Черное солнце)».

Конец февраля – март 1910

Чюрленис был помещен в санатории «Червонный двор» в Пустельнике, недалеко от Варшавы. Его работы экспонировались на седьмой выставке Союза русских художников в Петербурге. Девять картин – на четвертой литовской художественной выставке в Вильнюсе.

Апрель – май 1910 г.

Двадцать восемь работ художника представлены на Литовской художественной выставке в Риге, несколько работ – на выставке Союза русских художников в Киеве.

Родилась дочь Дануте.

Семь картин Чюрлениса экспонировались в Париже на выставке Союза русских художников. В Вильнюсе издана книга С. Чюрленене «В Литве».

Здоровье художника улучшилось, ему разрешили немного рисовать, играть на фортепиано.

С опозданием получил приглашение участвовать в выставке «Нового объединения художников» в Мюнхене. М.К. Чюрленис избран членом Петербургского общества «Мир искусствa».

Чюрленис выслал открытку жене, в которой, приветствуя ее, надеялся на скорую встречу.

Картины Чюрлениса экспонировались на выставках общества «Мир искусства» в Петербурге и Москве, четыре работы – в художественной выставке в Минске. На пятой литовской художественной выставке экспонировалось двадцать восемь работ художника.

Здоровье все улучшалось, но в конце марта во время прогулки Чюрленис простудился и заболел восполением легких.

М. К. Чюрленис умер в санатории «Червонный двор», в Пустельнике. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Расу.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис
микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Смотреть картинку микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Картинка про микалоюс константинас чюрленис биография краткая. Фото микалоюс константинас чюрленис биография краткая
Фото М. К. Чюрлёниса
Основная информация
Полное имя
Рубрики:Искусство

Метки: Чюрлёнис биография

Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *