минорский история ширвана и дербента
Минорский история ширвана и дербента
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. ИСТОРИЯ ШИРВАНА И ДЕРБЕНДА
Вот список рукописей арабского подлинника, любезно сообщенный мне проф. Мюкримин-Халилом Йинанчем в сентябре 1951г.:
(А) Топ-капы Сарайы, библиотека Ахмеда III, № 2954 в двух томах, написана в 1116г. х./1704 и считается копией рукописи самого автора.
(Б) Байезид Умуми кютюбханеси, № 5019 — 20. [16]
(В) Сулейманийе, коллекция Ас’ад-эфенди, № 2101 — 3.
(Г) Нур-и ‘Османийе, № 3172 — 2 (разборчивость посредственная).
Вероятно, Мюнеджжим-баши сократил некоторые части Т.-Б., и в то же время несомненно добавил к нему несколько параграфов в начале (§ § 1 — 4) и в конце (§ § 48 — 60), использовав для этого такие хорошо известные источники, как биографии И. Халликана, словарь Йакута и историю Джи-хан-ара Гаффари.
Чувства автора, по-видимому, на стороне местных князей Дербенда и направлены против мятежной аристократии города, но в общем его повествование довольно бесстрастно. Стиль работы, насколько о нем можно судить по сокращенному тексту Мюнеджжим-баши, деловой и напоминает скорее записи секретаря, нежели язык ученого муллы. В работе чувствуется нелюбовь к христианским соседям Ширвана (главным образом грузинам), но эта черта имеет скорее политический, чем религиозный характер, так как автор равно враждебен и к новому тюркскому нашествию.
Цитаты Мюнеджжим-баши из анонимной истории (Сахави в своей работе ал-И’лан (см. F. Rosenthal, A history of Muslim historiography, 1952, стр. 385) ссылается на местную историю Дербенда, написанную неким Мамсусом (?) ал-Дербенди, но не дает никаких сведений об авторе. Дело будущего — установить, не тождествен ли этот автор с Мас’удом Ибн Намдаром (см. перечисленные ниже источники) и даже, быть может, с автором нашего Т.-Б.) [18] встречаются, насколько я мог проследить, в главах, посвященных следующим династиям:
(1) Мусафиридам из Западного Дейлема — последняя дата 373г.х./983;
(2) азербайджанским Раввадидам — последняя дата 463г.х./1070;
(3). арранским Шаддадидам (на юг от Куры) — последняя дата 468г.х./1075;
(4). властителям Ширвана (на север от Куры) — последняя дата 468г. х./1075;
(5). эмирам из Баб ал-абваба (Дербенда) — последняя дата 468г.х./1075.
Настоящая работа посвящена только династиям Ширвана и ал-Баба (Дербенда), тесно связанным между собой и в качестве соседей, и в качестве соперников. Остальные три главы (I — III) вошли в мою предыдущую книгу (см. выше).
Первые извлечения из Истории ал-Баба, по-видимому, начинаются с правления Мухаммада б. Халида (§ 5). Подробности относительно преобладания среди династии Йазидидов ветви Лаизанской над ветвью Ширванской, возможно, внесены под влиянием Мас’уди (Мурудж, II, стр. 4 — 5), но в остальном Т.-Б. дает новые и весьма важные сведения.
Автор Т.-Б., по-видимому, использовал некоторые местные хроники, имевшиеся в Арране, Ширване и ал-Бабе, и дополнил их с помощью местных знатоков. Годы между 400/1009 и 468/1075 лежат приблизительно в пределах личного опыта самого автора и воспоминаний старшего поколения. Он приводит много тщательно собранных дат, часто сопровождая их краткими заметками, похожими на те записи, которые иногда находятся на добавочных листах семейных коранов. В других местах описываются яркие эпизоды, поразившие воображение современников.
Во всяком случае, материал, который Мюнеджжим-баши заимствовал из анонимной истории, обилен и заполняет пробел в нашем знании истории Дагестана и земель по Куре и Араксу. Как только Мюнеджжим-баши теряет нить основного источника (Т.-Б.), его повествование делается неточным и недостоверным, как это, например, видно в главе о поздних Ширваншахах.
Новые данные не только дают точную хронологию политических событий, о которых мы до сих пор не имели понятия, но также дополняют наши знания по этнологии Кавказа и содержат много важных указаний по внутренней структуре местных княжеств.
§ 2. ДРУГИЕ АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Отмечая большое значение Та’рих ал-Баб, мы не должны забывать другие арабские источники, обогатившие наши знания о Кавказских землях. Большинство из них использовано в комментариях к новому тексту. Мы здесь перечислим главнейшие из них.
3. Та’рих Табари (до 303г.х./915) гораздо более отрывочен в изложении событий на указанной территории (см. указатель де Гуе под словом ал-Баб).
4. ал-А’лак ал-нафиса Ибн Руста (начало X в.) содержит много важных сведений о хазарах, области ас-Сарир и аланах (изд. де Гуе, стр. 139, 147 — 8, см. приложение IV).
5. В Мурудж ал-дзахаб (законченном около 332г.х./934) Мас’уди дает подробное и крайне ценное описание Ширвана, ал-Баба и всего Северного и Южного Кавказа. Сведения Мас’уди основаны на его личных изысканиях, хотя и не совсем ясно, как далеко он сам проникал на территорию, которую он описывает. Перевод соответствующих мест из главы VII его сочинения дан в приложении III.
8. Статья “ал-Баб” (I, стр. 437 — 42) географического словаря, составленного Йакутом в 1225г. н. э. дополняет сообщения Истахри рядом интересных подробностей, заимствованных из неизвестного источника. [21]
Сведения, которые Мас’уд дает о бурной внутренней жизни города Байлакана, исключительно важны. Внимательный пересмотр всего запутанного и трудного арабского текста — дело будущих компетентных исследователей. См. ниже, комментарий к § 19. Вопрос об отношении Ибн Намдара к сочинению Т.-Б. пока не разрешен.
§ 3. ДАРБАНД-НАМА И БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
Нас, прежде всего, интересует вопрос, когда, на каком языке и кем был составлен компилятивный труд, известный под названием Дарбанд-нама. В. В. Бартольд (О происхождении Дарбанд-нама см. сб. “Иран”, I, 1926, стр. 42 — 58) подробно пересмотрел выводы Казем-Бека и дополнил их своими соображениями.
Персидский оригинал, вероятно, был утерян, так как новый персидский перевод Дарбанд-нама был сделан неким Али-Йаром, сыном Казима, с посвящением Шейх-Али-хану (сыну Фатх-Али-хана), которого русские власти назначили “ханом Дербенда и Кубы” в 1796г.
Как уже было указано, последний год, приведенный в Румянцевской рукописи, — 456г.х./1064; характерно, что Т.-Б. заканчивается приблизительно в те же годы. В Дарбанд-нама можно найти дополнительные подробности, которые имеются и в Т.-Б., например объяснение прав на разработку нефтяных источников Баку. Они будут приведены как иллюстрации в наших комментариях к тексту.
Однако трезвый, деловой стиль отрывков Т.-Б. значительно отличается от стиля Дарбанд-нама с его налетом ханжества и тоски о прошлом. Возможно, что это различие объясняется сокращениями, которые внес в текст Мюнеджжим-баши; возможно даже, что в неполном экземпляре, бывшем в его распоряжении, не хватало начальных листов с рассказами о ранних завоеваниях, но тут мы переходим в область догадок. Более характерна разница источников в другом направлении: симпатии Т.-Б. на стороне правящих эмиров, тогда как Дарбанд-нама настаивает на правах местной аристократии (“начальников”, см. ниже, стр. 163).
Из более поздних историй Дагестана можно упомянуть Гулистан-и Ирам полковника Аббас-Кули-Ага Бакиханова и Асар-и Дагестан Хасан-Эфенди ал-Алкадари. Автор первой (1794 — 1846) был потомком династии, правившей в Баку, находился на русской службе и был знаком с древними классическими, русскими и западноевропейскими источниками. Ему не удалось согласовать их с теми восточными [26] источниками, которые он впоследствии представил в связном конспекте с ценными добавлениями касательно XVIII — XIX вв. Книга была написана на персидском языке, но пока доступна лишь в необработанном русском переводе, который напечатан в Баку в 1926 г. Говоря об интересующем нас периоде, Бакиханов пользуется Дарбанд-нама и в некоторых случаях дает новую идентификацию местным названиям.
Вторая работа написана на местном тюркском языке в 1307г.х./1890 (напечатана в Баку в 1902г.). Хороший русский перевод ее сделан А. Хасановым и издан в Махачкале в 1929г. Говоря о ранних периодах, автор опирается на Дарбанд-нама и на А. К. Бакиханова, но он лучше излагает события, и его объяснения основаны на близком знакомстве с местной обстановкой.
По Дагестану на русском языке существует превосходная подробная библиография Е. Козубского (Темир-Хан-Шура, 1895, 268 стр.). Значительный вклад в изучение местной истории был сделан нумизматическими работами проф. Е. А. Пахомова. Он же издал “Краткий курс истории Азербайджана” с приложением экскурса по истории Ширванша-хов XI — XIV вв. (Баку, 1923), статью “О дербендском княжестве XII — XIII веков” (Баку, 1930) и ряд очень важных статей (например, о пехлевийских надписях на стенах Дер-бенда) (Работа В. М. Сысоева, Краткий очерк истории (северного) Азербайджана, Баку, 1925, дает ясно изложенную сводку практического характера).
§ 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
Ограниченное задание нашей книги не позволяет нам вдаваться в анализ имен множества народов, упоминаемых в классических и армянских источниках на территории, описываемой в Та’рих ал-Баб (Полное собрание текстов см.: Латышев, Scythica et Caucasica e veteribus scriptoribus Graecis et Latinis, cum versione Rossica, т. I — II, СПб., 1890 — 1906. Переводная часть этого труда теперь переиздана с добавлениями в “Вестнике Древнего Востока”, 1947 — 49. По поводу армянских источников см.: Hubschmann, Die altarmenischen Ortsnamen, 1904. Относительно ценного списка восточнокавказских племен, сохранившегося в Армянской географии (VIII в.), см.: В. Ф. Миллер, Осетинские этюды, 1887, III. сто. 102 — 16. и V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 401) . Мы ограничимся лишь упоминанием некоторых перемен, которые произошли в промежуток между классическим периодом и мусульманскими завоеваниями.
АЛБАНЦЫ
Согласно Птолемею (V, 11). Албания включала в себя не только упомянутые выше территории Закавказья, но [28] тянулась на северо-восток, охватывая весь район Каспийского побережья, теперь называемый Дагестаном.
Надо отличать территории, занятые племенами албанского происхождения, и территории, фактически подчинившиеся албанским царям. Армяне значительно урезали албанские территории на юг от Куры и арменизировали их. Только после раздела Армении между Византией и Персией в 387г. районы Ути и Арцаха (на юг от Куры) снова попали в руки албанского правителя. Древняя столица Албании, по-видимому, лежала на север от Куры, а более поздняя столица Перозапат (Партав, Барда’а) была построена албанцем Вач’е при сасанидском царе Перозе (457 — 84).
Арран сдался Салману б. Раби’а ал-Бахили в правление халифа Османа (см. Баладзури, стр. 203), но появление арабских эмиров не положило конца феодальным правам местных князей. Тот факт, что Михранид Вараз-Трдат, умерший в 705г., платил ежегодную дань одновременно хазарам, арабам и грекам (Моисей Каганкатваци, III, гл. 12), свидетельствует о том, как неустойчиво было положение в стране на рубеже VIII в. Власть “царей” Аррана ограничивалась [30] внутренними делами и лишь в пределах южного берега Куры. Мы знаем, например, что, когда Са’ид б. Салим (Салм?) был назначен в Армению Харун ар-Рашидом (см. Йа’куби, II, стр. 518), Шаммах б. Шуджа, которого Баладзури (стр. 210) называет “князем (маликом) Ширвана”„ основал город Шаммахийа. Очевидно, Ширван на северном берегу оставался вне административной области Аррана.
ИРАНСКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ
Что касается связи ширванского Лахиджа с Гиляном, то поразительным свидетельством в этом отношении является название близстоящей горы Нияль (упомянутой еще в X в. в Худуд ал-Алам, § 36, № 38, в пределах Лайзана!), напоминающее имя горы около гилянского Лахиджана. Известно, что переселенцы часто переносят в новую обстановку географические названия старой родины. Так, туркмены, передвинувшиеся далеко на запад, принесли с собой название Балкан, заимствованное от горы Балхан, поныне известной под этим именем на восточном берегу Каспия.
деревень Гурджи-ван и Курди-ван, несомненно, указывающих на существование здесь старых поселений грузин и курдов, из которых последние могли быть остатком от времен ганджинских Шаддадидов (см. ниже § § 19, 21, 40 и т. д.). Здесь уместно также напомнить название города Нахичевань.
Более сложно объяснение начала имени Ширван. Мы сгруппируем здесь следующие факты.
1. У древних авторов Ширван не упоминается, и это название становится известным лишь в эпоху Сасанидов. Баладзури (стр. 196) называет “Шарван-шаха” среди царьков,
назначенных Хосровом Ануширваном в восточном Закавказье. И. Хурдадбих (стр. 17) возводит пожалование титула даже ко времени первого Сасанида Ардашира (224 — 41), но текст рукописи, где он перечисляет “шахов”, не вполне исправен.
3. Характерны, однако, и некоторые уклонения от принятой формы. В указанном месте И. Хурдадбих (стр. 17) приводит титул Ширийан-шах (вариант: Ширин) (Чтение Ширийан, если оно верно, ясно указывает на его этнический характер — “царь ширийцев”) в Азербайджане. Но более характерно, что в Худуд ал-Алам рядом стоят два варианта: лист 32а, строка 17, дает Шарван рядом с Ширвин-шах, а на листе 33б, строка 2, Шарван появляется в форме Ширван. Эти колебания как бы указывают на то, что либо путем народной этимологии малопонятный Шарвин превратился в “место львов” (ширван), либо в основном произношении имелись фазные дилектальные формы.
5. Наконец, что касается двух версий произношения, то можно указать, что Табари (III, стр. 1101), говоря о действиях Абдуллаха б. Хурдадбиха в Табаристане (в 201г.х./816), сообщает, что он завоевал “принадлежащие Дейлему Ширриз и Лариз”, которые я считаю за Шир и, вероятно, Лахиджан. В данном случае оба имени приведены с суффиксом, указывающим на происхождение: Ширр-из и Лар-из, как будто историк говорит, что Абдуллах “присоединил ширрцев и ларцев”. Последним осложнением остается разница в огласовках Шар, Шир, Ширр, но по поводу последней формы возможно указать, что арабы нередко затруднялись передавать иранское a и поэтому вместо Тaбриз писали Тибриз.
Каковы бы ни были мелкие затруднения, обычные при объяснении топонимики, я считаю, что и Ширван возможно причислить к числу имен, указывающих на связь ряда во-сточнозакавказских мест со старыми поселениями выходцев с южного побережья Каспия (Гиляна, Дейлема).
Представляется вероятным, что нынешние поселения ираноязычных татов у предгорий Кавказского хребта связаны с древними военными колониями, но этот вопрос нуждается в ряде дополнительных наблюдений по линии антропологии.
ХРИСТИАНСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЛИЯНИЕ
ВТОРЖЕНИЯ С СЕВЕРА
АРАБЫ
Факты, относящиеся к мусульманской оккупации Закавказья, будут отмечены в примечаниях к тексту, здесь же мы сделаем лишь несколько общих замечаний. [38]
Среди титулов, которыми Сасанид Ардашир жаловал местных правителей, Ибн Хурдадбих (стр. 17) приводит титул Ширийан-шах, или Ширан-шах, который, возможно, относится к Ширван-шаху (см. выше). Один из правителей, носивших этот последний титул, покорился Салману б. Раби’а во время халифа Османа (см. Баладзури, стр. 209). Основание важного центра Шаммахийа (Шамахи) тем же автором приписывается ал-Шаммаху б. Шуджа (см. выше, стр. 30).
В 360г.х/970 курдские Шаддадиды изгнали Мусафиридов из Аррана, и, таким образом, Восточное Закавказье оказалось разделенным на три автономных мусульманских княжества:
1. В ал-Бабе обосновались арабские Хашимиды (связанные с племенем Сулайм), интересы которых тесно переплетались с местными — дагестанскими.
Для периода пробуждения местных народов, который представляется как бы антрактом между арабским владычеством и тюркским завоеванием, наша История ал-Баба является исключительно ценным источником.
Для удобства читателей мой перевод отрывков из Та’рих ал-Баб сопровождается подробными комментариями по параграфам, на которые я разбил текст. За этим следуют специальные главы, где я суммирую новые факты, которые наш источник дает относительно географии Ширвана и Дербенда и политического и социального строя этих двух княжеств. В оригинале Мюнеджжим-баши за историей ранних Ширван-шахов (раздел I, подраздел А) и правителей ал-Баба (подраздел Б) следуют сведения о поздних Ширваншахах (раздел II, подразделы А и Б). Эта небольшая глава, которая основана на совершенно другом материале и нуждается только в очень кратких комментариях, составляет приложение I. Приложение II дает сводку скудных сведений, которыми мы располагаем о поздних эмирах Дербенда.
Приложение III содержит пересмотренный перевод крайне ценной главы о Кавказе, содержащейся в труде Мас’уди Мурудж ал-дзахаб (332г.х./934), гл. XVII. Его данные проливают свет на многие пункты, лишь кратко упомянутые в Та’рих ал-Баб.
В приложении IV дан перевод двух глав из географии Ибн Руста, важных, несмотря на сокращения, которым они подвергались в доступных нам рукописях.
В приложении V я даю отрывок о посещении Дербенда в 549г.х./1154 Ибн ал-Азраком, автором не изданной еще полностью Истории Майафарикина.
Отрывки из Истахри и Ибн Хаукаля, относящиеся к Закавказью, и анализ данных о Сахл б. Сунбате и некоторых других правителях Аррана можно найти в моей работе “Caucasica (IV)” (см. выше, стр. 20, примечание ).
В приложении VI даются варианты рукописи Г, указанные в статьях проф. А. Дитриха.
Я хочу еще раз высказать благодарность исследователю [42] географии Египта Юсуфу Кемалю, а также проф. Ф. Кёпрюлю (Анкара) и доктору (теперь профессору) Ахмеду Атешу (Стамбул), которые помогли мне получить фотокопии работы, лежащей в основе этой книги. Я также выражаю благодарность многим друзьям и коллегам, к которым я обращался по отдельным вопросам и которые видели мою работу в рукописи. Я крайне обязан моему почтенному другу, тунисскому ученому Хасан Хусни Абд ал-Ваххабу за его ценные советы по арабскому тексту и моему коллеге ал-Хаддж Д. Кауану за просмотр всей рукописи.
(пер. С. Г. Микаэлян)
Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963
Минорский история ширвана и дербента
Отдел I. О более ранних из этих царей из мелких династий (фуру’) государства ‘Аббасидов Ирака.
Мы отложили сообщение о них до настоящего места, так как они были вне поля нашего зрения, пока в своем сочинении мы не дошли до поздних (правителей этих династий). Мы делим этот раздел на два подотдела.
Подотдел А. О царях Ширвана, каждый из которых назывался Ширваншахом. Числом их было (?), и их столицей был Ширван. Они впервые появились в (?) году и вымерли в (?) году. Длительность их царствования была (?) лет ( Все эти данные отсутствуют в обеих использованных рукописях ).
§ 4. Халид оставался без назначения до смерти Му’тасима в 227/842 году и вступления на престол его сына Васика. До последнего дошла весть о беспорядках в Армении, вызванных восстанием правителя (вали) Тифлиса Исхака б. Исмаила. Васик призвал Халида и назначил его правителем [Армении], Азербайджана и Аррана. Он дал ему 500 тыс. динаров на содержание (арзак) войска (джунд) иодин миллион дирхемов в качестве субсидии (ма’уна) и послал его с 12 тыс. хорошо снаряженных конников, приказав вступить в борьбу (А, л. 1051б) с Исхаком и прекратить беспорядки.
§ 5. Халид оставил четырех сыновей: Мухаммада, Али, Йазида и Хайсама. Али был с ним при его кончине, и, когда его болезнь ухудшилась и он был на краю смерти, он назначил его своим преемником над армией.
Али с войском вступил в город Дабил; там часть войска покинула его, часть осталась с ним. Старший сын Халида, [46] Мухаммад, отсутствовал, так как он был правителем в ал-Джазира. Васик послал ему соболезнование по случаю смерти отца и приказал ему занять место (его отца) и вступить в борьбу с Исхаком. Мухаммад прибыл в эти области и принял правление в 230/844 — 5 году. Войска (джунд) сплотились вокруг него; несколько раз он сражался с Исхаком, но терпел поражения и ничего не мог сделать. Он вступил в Барда’а и в том же году его заместил Буга аш-Шараби. Буга оставил в качестве своего заместителя в этих местах Хамдуйа б. Али. Затем, после смерти Васика в 231/846 году (надо 232/847), страной правил Мухаммад б. Йусуф, а затем сын последнего Йусуф б. Мухаммад. Армянские патриции, восстав, напали на него, Йусуф перешел в наступление, но был взят в плен и убит со связанными руками (собран).
Затем в 237/851 году Мутаваккил (Б, л. 721) послал тюрка Абу Муса Буга Старшего с войсками, и он учинил кровавую бойню среди армян и их знати.
В том же году Мутаваккил пожаловал Мухаммеду б. Халиду в качестве лена город Баб ал-абваб с зависящими от него землями. Вместе с Буга Старшим Мухаммад двинулся на борьбу с Исхаком.
Он умер в [. ] году. Его замок стоял около ворот, называемых ал-Хасс (?), а квартал (где он стоял) известен под названием махаллат ал-Каср.
§ 6. Его брат Хайсам б. Халид был правителем в Ширване. Когда в 247/861 году начались беспорядки после убийства Мутаваккила, Хайсам стал независимым в делах Ширвана. Он сражался с неверными в стране Сарир (ард ас-Сарир). Он стал известен как Ширваншах и спустя некоторое время умер в [. ] году.
Ему наследовал его сын Мухаммад б. Хайсам б. Халид, который продолжал заветы своего отца, творя правосудие и ведя войну против неверных (газв ва джихад). Он также оставил по себе высокую память (ма’исир) в этих краях.
§ 7. После его смерти ему наследовал его сын Хайсам б. Мухаммад б. Хайсам, который предпринял множество походов на неверных. Он перевел несколько деревень на благочестивые дела (вакф). Весь урожай свозился в амбары, которые он построил в своей столице, после чего он правильно распределялся среди нуждающихся членов пограничных областей ал-Баба и среди газиев. Как эмир, он был милосерден, справедлив и рьян в борьбе (с неверными); он прожил долго, а потом скончался.
§ 9. Причиной было то, что, когда Хайсам б. Халид (§ 6) стал независимым (истабадда) в Ширване, его брат Йазид б. Халид стал независимым (истакалла) в Лайзане. Хайсам назывался Ширваншахом, а его брат Йазид — Лайзаншахом. Через некоторое время Йазид умер, и ему наследовал его сын Мухаммад б. Йазид.
Абу Тахир Йазид б. Мухаммад б. Йазид б. Халид б. Йазид б. Мазйад б. За’ида аш-Шайбани занял Ширван в 305/917 году, а в 306/918 году построил город Йазидийа на земле Ширвана. Он отдал Лайзан (А, л. 1052б) как лен [49] одному из своих двух сыновей — Мухаммаду, сыну Йазида. Абу Тахир жил долго. В 318/930 году большое столкновение произошло между его сыном Мухаммадом (§ 11) и эмиром ал-Баба Абд ал-Маликом ал-Хашими. Затем они заключили мир без решительной победы для той или другой стороны. В 320/932 году Муфлих, раб Йусуфа б. Аби ас-Саджа, бежал под защиту Йазида от эмира Азербайджана Балдуйа (?). Йазид задержал его и передал его Балдуйа, чтобы избежать неприятностей.
В 333/944 году люди ал-Баба восстали против своего эмира Ахмада, сына Абд ал-Малика ал-Хашими, и изгнали его из города. Они послали к властителю Ширвана [Абу Тахиру] Йазиду, приглашая его к себе, с тем, чтобы он принял власть. [Абу Тахир] Йазид послал в ал-Баб своего сына Ахмада, и они присягнули ему на верность как своему эмиру. Он пробыл там несколько времени, а затем они прогнали его и вернули к власти Ахмада ал-Хашими. [Абу Тахир] Йазид вторгся в окрестности (савад) ал-Баба и разграбил их.
Вскоре после этого в Ширван вступили дейлемцы. Йазид был вынужден заключить мир с жителями ал-Баба и просить их о помощи. Он вернул им все, что он забрал у них в Шабаране и деревнях, а также сборы с нефтяных источников и солеварен (русум ан-наффата вал-маллаха) (Ср. Баладзури, стр. 210: при халифе Мансуре (754 — 75 гг. н. э.) “губернатор Армении послал человека, чтобы собрать налог (?) с ширванских наффатат и маллахат”) . Жители ал-Баба помогли ему, и он прогнал дейлемцев из своей страны, а затем заключил мир и с ними.
Он согласился с ними совместно напасть на византийцев (Рум), грузин и другие неверные народы.
Правление Абу Тахира продолжалось около тридцати трех лет. Он умер в раби I 337/сентябре 948 года, и говорят, что он был отравлен своим вазиром Ибн ал-Мараги.
В том же году умер Абу-л-Бадр б. Йазид, дядя Ахмада б. Мухаммада б. Йазида, и Ахмад остался бесспорным правителем.
§ 12. В 357/968 году его брат Хайсам покинул страну лакзов и нашел убежище у саллара Ибрахима б. Марзубана ад-Дейлеми. Вместе с ним он вступил на землю Ширвана. Саллар разграбил ее, так же как и окрестности ал-Баба. Тогда правитель Ширвана Ахмад заключил с ним мир и дал ему денег. Саллар покинул Ширван и хотел взять Хайсама с [51] собой, но Хайсам бежал в ал-Маскат (Мушкур) и нашел убежище у Ахмада б. Абд ал-Малика ал-Хашими, эмира ал-Баба. Последний обращался с ним хорошо и почтительно. От имени Хайсама он вступил в переговоры с правителем Ширвана и потребовал от него уступки части Ширвана в пользу Хайсама, но Ахмад (б. Мухаммад) отказался это сделать и ответил угрозами. Правитель ал-Баба эмир Ахмад (б. Абд ал-Малик) собрал войско из отдаленных областей (атраф), главным образом из Сарира, и, двинувшись на Ширван, взял приступом Шабаран, вторгся в него и сжег его. [Захватчики] вывезли из Шабарана (?) и его окрестностей несметную добычу. На обратном пути сарирцы вступили в ал-Баб на один день раньше эмира; и в городе начались беспорядки. Сто сарирских начальников было убито, и добыча, которую они захватили в Ширване, была разграблена (см. § 35).
Ахмад правил своей страной около двадцати пяти лет и скончался в зул-хидджа 370/июне 981 года.
§ 13. Ему наследовал его сын Мухаммад б. Ахмад, который в 371/981 — 2 году захватил город Кабалу у его правителя Абд ал-Барра б. Анбаса. Около 372/982 года он овладел городом Барда’а, куда он назначил своим заместителем Мусу б. Али. В 373/983 году он построил стену города Шабаран. В 378/988 году ал-Тузи путем капитуляции захватил
город ал-Баб у его правителя Маймуна, сына Ахмада Хашими, и изгнал последнего. Он (см. § 36) передал город правителю Ширвана, Мухаммаду б. Ахмаду, который провел там несколько месяцев, управляя делами. Затем один из телохранителей (гуламов) Маймуна, по имени Балид (Б: Балду?>, напал на него в правительственном здании и ранил его, ударив по затылку секирой (табарзин). Гулам бежал к своему
господину Маймуну, который был в Табарсаране. Подчиненные правителя Ширвана увезли своего раненого господина в Ширван, а эмир Маймун снова вошел в город ал-Баб. Через некоторое время Мухаммад поправился, но за это время его заместитель в Барда’а Муса б. Али открыто восстал против него и приказал читать хутбу от своего имени и не упоминая имени Мухаммада (Б, л. 724).
В 380/990 году жители ал-Баба восстали и изгнали своего эмира Маймуна. Они призвали правителя Ширвана, который вновь отстроил крепость, укрепил ее и поставил гарнизон из своих людей. После этого он вернулся в свою столицу и умер там, в рамадане 381/ноябре 991 года, процарствовав одиннадцать лет, восемь месяцев и двадцать один день.
§ 14. После него власть перешла к его брату Йазиду [52] б. Ахмаду, Эмир Маймун снова захватил город ал-Баб и разрушил серединную (поперечную) стену (ас-сур ал-вастани), построенную только за год и пять месяцев перед тем. В 382/992 году разразилась ожесточенная война между ширванцами и шакарийцами (Ал-шакарийа (с долгим а) означает “наемники”, но я сильно подозреваю, что шакарийа (без долготы) надо читать шакавийа ‘шеккинцы’. То же недоразумение имеется в главе об Арране) в рустаке Кабала, где был убит Мусаддид б. Хабаши, вазир властителя Ширвана, и вместе с ним погибло 400 конников, принадлежащих к знатным лицам ширванского войска (аскар).
В 388/998 году Йазид б. Ахмад поручил все государственные дела Абд ал-Азизу и Абд ас-Самаду, сыновьям Аббаса из Барда’а, и принимал решения, только посоветовавшись с ними.
В 389/999 году Ширваншах Йазид воевал с Абд ал-Барром б. Анбасой (см. § 13), владетелем замка *Гурзул, и отнял, последний у него.
Затем Мансур двинулся на Шабаран. Ширванцы сражались с ним, но ни одна сторона не одержала победы, и враги разошлись по домам.
В 414/1023 году жители ал-Баба изгнали Мансура из, своего города, который они вверили Ширваншаху; последний восстановил крепость. В рамадане 415/ноябре 1024 года Мансур вернулся и через двадцать дней овладел крепостью. В 416/1025 году скончался Хайсам б. Ахмад, брат Ширваншаха Йазида, в “поместье Мухаммада” в Табарсаране: В том же году ожесточенная борьба началась между сарраджийа (Трудно сказать, идет ли речь о сторонниках гильдии седельщиков, о жителях местности Сирадж или, быть может, о потомках Сураха? Первое предположение более вероятно) и Ширваншахом (рук. Г: и победа была дана Ширваншаху).
В том же (?) году сын Ширваншаха Ануширван б. Йазид, который был его заместителем в Йазидийа, восстал против отца. В это время отец с некоторыми из женщин [своей семьи]; находился в замке Гурзул (см. § 14) для развлечения и охоты. Сын, воспользовавшись этим, поднял открытый мятеж, за ним последовало большое число черни (аубаш ан-нас). Он захватил имущество вазира своего отца, Абд ал-Азиза б. Аббаса (см. § 14), разграбил его дом и подверг его заточению. Затем между его сторонниками начался раскол: [некоторые из них] раскаялись в том, что сделали, последовав за ним. Тайком они послали приглашение его отцу, убеждая и торопя его вернуться (Б, л. 725). Йазид поспешно двинулся [домой], и население открыло ворота [города] и отступилось от его сына. Мятежный сын бежал в замок Кастан (*Гулистан?), ища там убежища, но вазир последовал за ним, схватил его по дороге и передал отцу. Последний некоторое время держал его в заточении и потом дал ему умереть там от голода и жажды. Сам Ширваншах Йазид б. Ахмад умер в 418/1027 году после тридцатисемилетнего царствования.
В 424/1033 году властитель аланов вернулся снова, чтобы отомстить ал-Бабу, но и на этот раз с божьей помощью был разбит.
Видя согласие между двумя эмирами, раисы (“начальники”) (Ру’аса. Здесь впервые мы встречаемся с этой важной социальной группой ал-Баба, см. ниже стр. 163) ал-Баба почувствовали опасение за свою безопасность. Поэтому они напали [на Абд ал-Малика] и убили его вазира. Абд ал-Малик бежал в Ширван. Раисы отправили двух старейшин (кабир) звать его обратно, но Ширваншах схватил посланцев и заковал их в цепи. После этого он помог эмиру восстановить свою власть. Абу Мансур [56] продолжал править до своей смерти в 435/1043 году после (А, л. 1054б) десятилетнего царствования.
§ 17. Ему наследовал его брат Кубад б. Йазид б. Ахмад. В 436/1044 году возник разлад между эмиром ал-Баба и раисами; последние напали на него и, захватив его жену Шамкуйу (в тексте Шакмуйа), отослали ее к ее брату Ширваншаху Кубаду. Кубад заключил ее в одну из крепостей, но затем освободил, а в 437/1045 году вернул мужу.
В том же (437?) году Ширваншах Кубад построил вокруг города Йазидийа крепкую стену из тесаных камней и установил на ней железные ворота из-за страха перед тюрками-гузами. Кубад умер в четверг 24 сафара 441/28 июля 1049 года (28 июля 1049г. была суббота) после шестилетнего правления.
В последний день раби II 457/9 апреля 1065 года Хурмуз б. Минучихр б. Йазид скончался в поместье Ирси в Табарсаране и был похоронен там, рядом со своими дядями по матери.
§ 20. В том же году тюрки вошли в Ширван. Они напали на страну, ограбили кочевья (хилал) курдов и вывезли большую добычу из живого и неодушевленного имущества. Ширваншах истратил много денег, чтобы понудить тюрков уйти из Ширвана, но 1 мухаррама 459/22 ноября 1066 года тюрк Кара-Тегин явился в Ширван во второй раз в сопровождении Мамлана б. Йазида б. Мухаммада, дяди Ширваншаха по отцу. Кара-Тегин разбил палатки у ворот Йазидийа и осадил город. Затем он набросился на горы и долы страны, разорил их, перебил множество людей, угнал скот и увел женщин и детей, превратив Ширван в “пустынное поле” (Коран, XX, 106). Оттуда он спустился в Бакуйа и действовал там так же, как и в Йазидийа. Когда положение стало опасным, Ширваншах отослал свои табуны (хашар даваббихи?), свыше 4 тыс. кобыл, в Маскат.
Между тем поведение Кара-Тегина превратилось в непрерывный ряд грабежей, убийств, распятий (повешений), разрушений и поджогов на всем пути от Бакуйа до Шабарана (Б, л. 728). Он расположился лагерем в окрестностях [последнего] и отправил войско грабить селения. Они брали в плен и мусульман и [их] союзников (му’ахидин), похищали их жен и детей, сжигали их дома. Тюрки поднялись в горы, а оттуда обрушились на Маскат; они угнали табуны Ширваншаха и вернулись в Шабаран.
§ 21. В джумада II 459/апреле 1067 года. Дж.рх.сри (Б: Дж.рдж.ри), сын Курки (Гиорги?), открыто восстал против Ширваншаха. Он двинулся с войском на Шакки и захватил замок Даскарат ал-Хусейн (?). Он ввел туда свое войско вместе со своим сыном и братом, но в конце концов отдал замок правителю Шакки Ахсартану, сыну Гагика. Ширваншах собрал войско и пошел отвоевывать этот замок, но он не имел успеха и вернулся в Йазидийа удрученный. В том же году Каймас (Кыймас?) и Кара-Тегин с тюркской конницей явились к Ширваншаху, и он отдал дочь своего дяди Кубада в жены Кара-Тегину.
§ 23. В 461/1068 году до Ширваншаха дошло, что его брат Гуждахам оставил страну лакзов и уехал в ал-Баб, где нашел убежище у раисов (А. л. 1056а). Ширваншах собрал войско и выступил; в мухарраме/ноябре 1068 года он остановился на берегу реки Рубас. Оттуда он двинулся с намерением войти в ал-Баб. Жители последнего и его брат Гуждахам б. Саллар вышли ему навстречу. Бой разгорелся за стенами города в местечке, называемом Хурмастан, и длился с раннего утра до полудня; число раненых и убитых все росло, без перевеса для какой-либо стороны. Итак, Ширваншах вернулся в свой лагерь (му’аскар), а народ ал-Баба — к себе домой. Ширваншах вторично начал наступление, но был встречен людьми ал-Баба и хайдакскими и дербендскими стрелками [из лука]. Когда бой был в разгаре, глава раисов ал-Баба, Муфарридж б. Музаффар, склонился на сторону (инхарафа) Ширваншаха, и люди ал-Баба были разбиты и стали отступать. Однако люди из Хайдака и Тувайка (Тавика) стояли твердо; видя их мужество, беглецы возвратились, и бой сразу (ра’сан) разгорелся с новой силой. Ширванцы стали сдаваться, число их убитых и раненых росло и в конце концов они были разбиты. Тогда Муфарридж захватил крепость в момент оплошности жителей. Гуждахам б. Саллар стал хозяином города (балад), а Муфарридж оставался в крепости, и стычки между сторонниками обеих партий происходили ежедневно. Затем Гуждахам бежал к лакзам, а Абд ал-Малик б. Лашкари — в Хайдак, и Муфарридж [помимо крепости] занял и город.
Тогда Ширваншах с сыном и войском двинулся в пограничные области (сагр) и вошел в крепость. Через четыре дня он отправился домой, оставив правителем своего сына Афридуна, [который сделал] местом своего пребывания крепость. Афридун старался укрепить и восстановить крепость и приказал вырыть ров [перед ней].
§ 24. Затем народ города ал-Баба начал читать хутбу от имени правителя Аррана, упразднив чтение ее от имени Ширваншаха. Правитель Аррана послал войска, которые вошли в Ширван. Произошло несколько сражений между Ширваншахом (с одной стороны] и народом ал-Баба с войсками Арран-шаха — [с другой]. В конце концов Ширваншах захватил все земли Маската и Михйарийа. Крепость ал-Баба [62] оставалась в руках его сына Афридуна, который пользовался каждым удобным случаем, чтобы нападать оттуда на поместья и возделанные земли (имарат) народа ал-Баба. Тем временем его отец ежемесячно посылал сменные отряды (ан-нау-батийа). Он построил стены вокруг поместья Михйарийа, которое он превратил в город с замком посередине. Большую часть времени Ширваншах жил (Или “пополнял население (йускину) Михйарийа”) в Михйарийа с целью нападения оттуда на народ ал-Баба, в то время как раис ал-Баба, Муфарридж, был в молчаливом сговоре с Ширванша-хом и помогал ему в большинстве сражений. Наконец народ ал-Баба был вынужден признать Ширваншаха и стал читать хутбу от его имени, прекратив чтение ее от имени правителя Аррана.
В [начале] 464/октябре 1071 года, получив заложников и заключив соглашение с народом ал-Баба, Ширваншах послал туда своего сына Афридуна как самостоятельного правителя.
В раджабе 464/апреле 1072 года раис Муфарридж с отрядом дербендцев выступил с намерением переправиться через реку Саммур и занять Маскат, чтобы отторгнуть его обратно от Ширваншаха (Б, л. 730), разрушить Михйарийа и сразиться с теми, кто был в крепости, а именно с гарнизоном [63] и сменными отрядами (наубатийа). Однако [внезапно], ввиду своей склонности к Ширваншаху, Муфарридж по незначительному поводу повернул с дороги обратно.
§ 27. Наконец, в 467/1074 году прибыли тюркские войска с их предводителем Аргаром б. Буга. Последний заявил, что султан отдал ему Ширван как лен (акта’аху), но Ширваншах обошел его подарками и деньгами, так что тюрок уверился в нем. [Внезапно] Ширваншах арестовал его и подверг заточению, но затем раскаялся в этом из-за опасений перед султаном. Поэтому он своими руками снял с него цепи, подарил ему денег (амвал), принес ему извинения и умолял о прощении. Тюрок притворился, что простил, но затем бежал от него, собрал тюркское войско и снова вошел в Ширван. Они разграбили страну и угнали все стада, но, когда об этом узнал султан, он приказал Аргару вернуть скот и имущество владельцам, что он и сделал в 468/1075 году.
§ 28. К этому времени Ширваншах занял [земли] Восточного и Западного Лакза и собирал силой харадж с жителей после ожесточенных схваток с ними в течение 467/1074 — 5 года.
Подотдел Б. О Бану-Хашим, правителях Баб ал-абваба, Маската и пограничных областей, иначе называемых Маракиз (“центры”).
Первое появление этой династии относится к 255/869 году, а конец приблизительно к 470/1077 году; ее господство продолжалось 215 лет.
§ 32. Первый (Здесь, по-видимому, начинается текст старинного Та’рих ал-Баб,ср. выше, § 5) из них, кто добился независимости в управлении (А, л. 1057а), был Хашим б. Сурака б. Салис б. Хаййун (Джаййун) б. Наджм б. Хашим из племени Бану Сулайм. Он стал эмиром ал-Баба в 255/869 году и был [65] одним из прославленных раисов (ру’асса) (Здесь, возможно, в общем смысле “начальников”) и воинов пограничных областей. Когда после убийства Мутаваккила (247/867) халифат распался, ввиду того, что тюркские клиенты (мавали) захватили управление, жители ал-Баба и гази пограничных областей (Б, л. 731) собрались и сделали Хашима своим эмиром и преданно повиновались ему. Он также вел себя по отношению к ним прекрасно: он действовал со справедливостью и беспристрастием, решая дела, только посоветовавшись с мудрыми стариками (укала) и “начальниками” (ру’аса). Что бы он ни делал, он делал только по общему соглашению. Таким образом, в его дни в делах пограничных областей и “центров” царствовал порядок, а враги боялись его.
В 263/876 году он сделал набег (газв) на Сарир и перебил много народу; он захватил их имущество, полонил их детей и женщин и победоносно вернулся. В 265/878 году он повторил свой набег и опять вернулся, увенчанный победой. Он продолжал править до своей смерти в 271/884 году. Правление его длилось шестнадцать лет.
§ 33. Ему наследовал его сын Омар б. Хашим б. Сурака, который пошел по стопам отца, действуя справедливо и ведя себя прекрасно. Он умер в 272/885 году после правления, длившегося около года.
§ 37. На его место был посажен его брат Мухаммад 6. Ахмад б. Абд ал-Малик. Он правил в ал-Бабе десять месяцев и восемнадцать дней. Он был убит гуламом своего брата Маймуна на открытом месте (сахра) около Джихадских ворот в зул-хиджжа 387/декабре 997 года. Через четыре месяца после его убийства присяга была принесена сыну его брата, Лашкари б. Маймуну, в раби I 388/марте 998 года.
В 414/1023 году эмир Мансур был изгнан из страны и [на ero место] приглашен правитель Ширвана. Он восстановил цитадель и разместил там своих людей, но в 415/1024 году эмир Мансур был возвращен, и в третий раз присяга была принесена ему. Через несколько дней он овладел и цитаделью.
В 429/1037 году шанданцы (В рук. А: аш-Ш.данийа (?) Рук. Г. добавляет: “шанданцы явились в раби I (429), и вышли на них люди ал-Баба и пограничной области”) подошли к воротам города (столицы) ал-Баба и пограничной области. Некоторые из них были взяты в плен, другие убиты; среди мусульман были также потери.
В 430/1038 году начальник Али б. Хасан б. Анак восстал и осадил эмира в цитадели, а затем повел отряд (А, л. 1059а) из ал-Баба на Шабаран, но вернулся без успеха.
12 раби II 477/11 июля 1055 года, благодаря посредничеству владетеля Сарира, дербендцы ввели в пограничную область эмира Мансура б. Абд ал-Малика. Они вновь принесли ему присягу, но в делах он оставался подчиненным (маглуб) раисам. Затем, в 456/1064 году, эмир обратился к соседям (Ахл ал-атраф букы. ‘живущих по сторонам’) за помощью против раисов, и много хайдаков и прочих оказали ему содействие. С их помошью он сразился с раисами 10 мухаррама/3 января 1064 года. Жители перешли на сторону эмира и покорились ему, покинули раисов.
В шабане 456/июле 1064 года раисы послали своих гуламов, которые угнали скот дербендцев и время от времени нападали на предместья (рабад) города.
В том же году (456/1064) аланы захватили много исламских земель.
В 457/1064 году раис Муфарридж б. Музаффар приказал раису дубильщиков Хайсаму б. Маймуну (См. выше, под 424г.х./1033) быть посредником между ним и эмиром Мансуром б. Абд ал-Маликом, чтобы ему, его роду и его сторонникам можно было вернуться в свой дом и свое место жительства. Он заявил, что, состарившись, он раскаялся в содеянном; в душе он порицал себя за то, что в свои старые годы он живет среди лакзов и ведет жизнь искателя приключений (таса’лук).
Эмир Мансур принял эти слова, думая, что они искренни и указывают на старание улучшить отношения, но он не знал, как много лжи и отчуждения было в сердцах [раисов] (А, л. 1060а). Хайсам сделал все, что мог, уладил разлад и завершил [свое] поручение. Эмир Мансур принял его просьбу, простил раисов и обещал безопасность им, их собственности и сторонникам, дав в том истинную клятву и надежные обязательства.
§ 41. В этом же году (457), после убийства эмира Мансура, у него родился сын Маймун б. Мансур в домe раиса Ибн Аби-Йахйа. После смерти эмира беспорядки прокатились по всему ал-Бабу. Курды послали налетчиков в Маскат и его селения, и великие несчастья пали на народ ал-Баба. Ширваншах собрал войско и двинулся с ним на ал-Баб, чтобы отомстить [за родича]. Он захватил Маскат и отнял его у дербендцев. Затем время от времени он опустошал округу (савад) ал-Баба. В джумада 1/апреле 1065 года начальник Муфарридж уехал в Сарир и нашел убежище у его владетеля. Вместе с последним он двинулся на Д.хн.к. (Димишк?) в округе ал-Баба. Затем знатные люди пограничных областей и начальники вышли, чтобы заключить с ним мир, и в его присутствии присягнули Абд ал-Малику б. Лашкари б. Абд ал-Малику, которому в то время было шесть лет (Он родился б 446г.х./1055, и ему должно было быть десять или одиннадцать лет) и который жил у Пируза (Б: Фируза) б. ал-Сакбана (?) хайтакского. Муфарридж б. Музаффар также присягнул ему, после чего раисы и знатные люди вернулись в ал-Баб с Абд ал-Маликом б. Лашкари и посадили его на трон эмиратства в доме Аглаба б. Али, пока (Б: “Так, чтобы (‘ала ан) его дела шли должным образом”) он не сможет управлять своими делами. Это произошло в джумада II 457/мае 1065 года.
В мухарраме 461/ноябре 1068 года Ширваншах (Фарибурз, см. § 22) двинулся на ал-Баб, и ряд сражений произошел между ним и войском Абд ал-Малика, состоявшим из дербендцев и хайдакцев. Во всех битвах колесо счастья (да’ира) было повернуто против Ширваншаха. Затем ввиду разлада его с Аглабом. б. Али, Муфарридж. б. Музаффар со своими приверженцами перешел на сторону Ширваншаха. Вследствие этого дербендское войско было разбито, а хайдакское стояло твердо.
Увидя их стойкость, дербендцы вернулись в бой, и ширванцы были разбиты, и многие из них погибли. Однако Муфарридж вошел в цитадель ал-Баба ввиду оплошности ее защитников и укрепился в ней. Началась борьба между eго приверженцами и сторонниками эмира Абд ал-Малика и начальника Аглаба. Они сражались каждый день, пока в канун субботы 29 сафара/28 декабря 1068 года (Лайлат ас-сабт, но последним днем сафара было воскресенье) Аглаб не умер в возрасте тридцати восьми лет. Муфарридж оказался победителем, а дела (низам) Абд ал-Малика пришли в беспорядок, и он снова бежал в Хайдак. Ширваншах двинулся и занял город (балад) и цитадель ал-Баба. Он оставил там своего сына Афридуна б. Фарибурза, а сам вернулся в Ширван, уводя с собой в цепях большинство раисов.
§ 43. Затем борьба за власть в ал-Бабе началась между Ширваншахом и правителем Аррана (Фадлом б. Шавуром); то первый из них одерживал верх, и хутба читалась от его имени с кафедр [мечетей] пограничной области и ал-Баба, то второй устанавливал свою власть, и хутба читалась от его имени (см. § 24). От этой борьбы большая часть округи (савад) ал-Баба оказалась разрушенной. [79]
§ 47. Все это взято из отрывка Истории ал-Баба на арабском языке, составленной около 500/1106 года, но (лишь) Господь всеведущ!
(пер. С. Г. Микаэлян)
Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963