минусинск спасский собор история

Спасский собор, Минусинск

Первый каменный храм Минусинска.

Кирпичный собор Спаса Нерукотворного Образа в Минусинске был возведен в 1803—1814 гг. вместо деревянной церкви, построенной здесь в 1781 г. Он находится в центре исторической части современного Минусинска.

Строительство кирпичного здания велось артелью, возглавляемой каменных дел мастером Степаном Иосифовичем Дудиным, по его собственному проекту. Первоначально храм состоял из четверика холодной церкви, перекрытого купольной кровлей с главкой, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 г. Каменная богадельня (приют для бедных и инвалидов) рядом с храмом была построена на средства минусинского крестьянина Федота Кузьмича Самкова.

В 1853 г. на средства купца Масленникова (более 11 тыс. рублей серебром) с левой стороны пристроили придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 г., и минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 г. церковь была переименована в соборную.

В начале 1900-х гг. известный красноярский архитектор А. А. Фольбаум (по другим источникам — В. А. Соколовский) перестроил собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов — над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем).

В начале 1930-х гг. служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 г. были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

Благодаря участию священников и прихожан храма в 1943 г. собору были возвращены ценности, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в Минусинске. В 1989 г. на звонницу собора подняли восемь колоколов весом от 45 до 320 кг.

В настоящее время Спасский собор является главным храмом Минусинского благочиния. С 1995 г. здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.

Адрес: 662800, г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10.

Источник

Минусинск спасский собор история

Расположенный по соседству с Хакасией Минусинский Спасский Собор является одним из старейших православных храмов в Красноярском крае. С 1995 года – объект культурного наследия федерального значения.

По благословению Варлаама 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь взамен деревянной, построенной в 1780 году. Строительство длилось 10 лет и закончилось в 1813 году. Сооружали храм из местного материала на деньги прихожан своими силами. По местной городской легенде, каменные стены возводили вокруг старой деревянной церкви, однако исследователи сходятся во мнении, что такой способ строительства крайне маловероятен, а здание деревянной церкви находилось в стороне (предположительно на месте бывшей котельной у здания театра).

Еще до окончания строительства в 1812 году был освящен южный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Главный же придел во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя был освящен 11 октября 1814 года.

В 1853 году на деньги минусинского купца 3-й гильдии Ивана Тимофеевича Масленникова построен северный придел во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. На углу церкви с юго-западной стороны в 1854 году была пристроена на пожертвование того же купца кладовая и сторожевская. Указом Святейшего Синода от 17 сентября 1858 года Минусинская Спасская церковь была переименована в Соборную. Церковь снаружи была поштукатурена и выбелена известью.

Глав и крестов на церкви стало пять. Все главы деревянные, обиты белой медью. Кресты железные, вызолоченные двойным золотом. Крыша покрыта железом, покрашенным зеленой краской.

Самый большой колокол весом в 131 пуд 12 фунтов (1 пуд – 16,38 кг,1 фунт – 0,43 кг) был «устроен иждивением прихожан» в 1855 году. Вес остальных колоколов составлял: 57 пудов (1824 год), 27 пудов, 4 пуда, 2 пуда и 6 фунтов, 1 пуд и 30 фунтов.

В начале 1900-х известный красноярский архитектор А.А. Фольбаум (по другим источникам – В. А. Соколовский) перестроил собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась.

В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад. В 1937 году оформляется договор об арендном содержании Спасского Собора с директором Минусинского музея – Александром Васильевичем Харчевниковым.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, благодаря участию священников и прихожан храма, собору были возвращены ценности, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в Минусинске. В 1970-е годы предлагалось в Спасском Соборе открыть планетарий. В 1989 году на звонницу собора подняли восемь колоколов весом от 45 до 320 кг.

Подготовил научный сотрудник минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова А. А. Охальников

Источник

Минусинск спасский собор история

минусинск спасский собор история. Смотреть фото минусинск спасский собор история. Смотреть картинку минусинск спасский собор история. Картинка про минусинск спасский собор история. Фото минусинск спасский собор история

Он виден издалека, когда вы подъезжаете к нему со стороны Абакана. Он появляется неожиданно, если вы едете по улицам Комсомольской или Подсинской. Он возвышается над всей застройкой старого города, когда вы смотрите на него с моста. Он удивляет всех, особенно тех, кто видит его впервые, своей красотой и даже некоторой изысканностью. Поставленный в углу площади, словно давая ей больше простора, он превращает её пространство и дома в единый архитектурный ансамбль, ядром которого является он, Спасский собор.

О главной православной церкви Минусинска в праздник Покрова Пресвятой Богородицы рассказываем по очерку краеведа Валерия Плехова. Все работы автора по истории Минусинска через памятники архитектуры можно найти в сборнике «Неоконченная экскурсия». Последний с помощью Фонда президентских грантов подготовило и издало агентство «Надежда и Мы».

Со времени начала строительства церкви (1803 г.) до приобретения ею современного облика (1904 г.) прошло свыше столетия. За это время сменилось несколько архитектурных стилей, элементы которых отразились в облике церкви: сибирское барокко и его позднее воспроизведение (высотные завершения и полуглавия), псевдорусский стиль (наличники окон), неоклассицизм (западная стена).

Храм интересен не только своей архитектурой, но и историей. А она такова.

Церковь заложили 12 (24) сентября 1803 г. К сожалению, мы не знаем ни автора проекта, ни главного строителя этой церкви. Нам известно только имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом в 1809 г., предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов) и ставший первым каменным домом Минусинского. Это минусинский крестьянин Федот Кузьмич Самков, один из старожилов села (в 1809 г. ему был 51 год).

За последующие 90 лет храм значительно изменил свой облик. Первоначально он имел гораздо меньшие размеры: ширина была равна диаметру свода главной части храма, западная часть начиналась от колокольни, апсида Покровского придела находилась на 8 м ближе к западу (к колокольне), а весь придел был уже и ниже современного; главный алтарь был полукруглым, а его главка дублировала в миниатюре высотное завершение (венчание) главного храмa. Силуэт церкви более, нежели теперь, напоминал корабль, а вся eё композиция подчинялась идее устремленности вверх. Как уже было сказано, из всех элементов этой композиции к настоящему времени сохранились только два: колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем). Церковь венчали пять главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша была выкрашена в зелёный цвет.

В 1824 г. на колокольне висело семь колоколов, самый большой из которых (последний, отлитый в 1824 г.) весил 57 пудов (912 кг). А в 1855 г. был поднят восьмой колокол весом более двух тонн (131 пуд).

Причт новой церкви в первые годы состоял из четырёх служителей. Это были: священник Пётр Михайлович Токарев, сын дьячка, ранее служившего в деревянной церкви: его брат, дьякон Алексей; их отец, дьячок Михаил Иванович; его брат Василий, пономарь. Этот «семейный подряд» Токаревых просуществовал до 1824 г., когда в притч церкви назначили второго священника − Алексея Никитича Одинцова. За год до этого ушёл «на пенсию» 73-летний дьячок Михаил Иванович Токарев, но в 1824 г. его место занял дьяконский сын, тоже Михаил. Священник П. М. Токарев прослужил ещё десять лет и ушёл на отдых.

Дьякон А. М. Токарев умер, находясь на службе в 1844 г. в возрасте 64 лет. Последним служителем из Токаревых стал дьячок Михаил Алексеевич, служба которого закончилась в 1857 г. Очевидно, он умер, т. к. в церковных документах в дальнейшем его фамилия не встречается. А рекорд по стажу службы побил пономарь Василий Иванович Токарев, тот самый, который приехал в Минусинскую из Надпорожной слободы в 1779 г. Он бессменно прослужил в этой должности 57 лет, уйдя на отдых в 1836 г. в возрасте 75 лет (умер в 1842 или 1843 г.).

Священно- и церковнослужители казённого жалования не получали, живя на плату за требы и на пожертвования и приношения прихожан, В клировой ведомости за 1830 г. записано, что «содержание их посредственно».

В приход Спасской церкви, кроме села, а затем города Минусинска, до 1847 г. входили деревни Малая Минуса, Потрошилово, Кривая, Усть-Лугавская, Каменка, Усть-Абаканская (ныне г. Абакан) и несколько «инородческих» улусов. Постепенно образовывались новые приходы, и с 1856 г. в Спасском приходе из деревень осталась только Малая Минуса.

В 1853 г. на средства купца Ивана Тимофеевича Масленникова (более 11 тыс. рублей серебром) с северной стороны церкви пристроили придел во имя Святителя Николая, по размерам и формам симметричный Покровскому. Церковь стала трёхпрестольной. А в 1858 г. она получила статус соборной. Позднее к ней были приписаны тюремная Александро-Невская церковь (1865), кладбищенская Сретенская церковь (1866) и находившаяся неподалеку от собора каменная часовня, построенная в 1876 г. в память об избавлении императора Александра II от выстрела Дмитрия Каракозова 4 апреля 1866 г. (ныне не существует).

В 1892 г. для церковной богадельни было построено новое каменное здание напротив собора (ныне ул. Красных Партизан, 2), а старый домик приспособили под церковный архив.

В 1902-1904 гг. происходила реконструкция храма по проекту красноярского архитектора В. А. Соколовского. Боковые приделы были расширены, подняты и продлены на восток до линии главного алтаря, который был также расширен, стал из круглого пятигранным и получил новый свод и другое венчание. Западная сторона также удлинилась на 6 м. Таким образом, храм был расширен со всех сторон, в результате чего стал вместительней почти в три раза. Собор получил новую конфигурацию и новую композицию − контраст распластанности нижней части и устремленности ввысь вертикальных завершений. Изменились пропорции − ширина нижней части стала равной высоте колокольни − 24 м. Все десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов − над входом, над колокольней, над главным храмом и главной алтарной апсидой. Каждый из крестов (исключая расположенные по одной из симметричных сторон) неповторим по форме и рисунку. Спасский собор включен в число памятников архитектуры всероссийского значения.

Собор можно рассматривать и как исторический памятник. Время последнего периода его строительства совпало с Отечественной войной 1812 г. и заграничными походами русской армии, следовательно, собор напоминает нам об этом времени.

Помнит Спасский собор и декабристов, которые посещали его в 1827-1861 гг. Братья А. П. и П. П. Беляевы пели здесь в церковном хоре, а братья А. А. и Н. А. Крюковы и И. В. Киреев здесь венчались и крестили своих детей.

Собор и площадка перед ним были также местом различных торжественных церемоний, связанных с местными или общероссийскими событиями. Так, фотографии, экспонирующиеся в мартьяновском музее, запечатлели проводы новобранцев на русско-японскую войну и чтение в 1906 г. царского манифеста с паперти собора.
При соборе было небольшое кладбище, где хоронили наиболее почитаемых священников (здесь похоронен, например, известный проповедник Ф. П. Токарев, умерший в 1902 г.) и некоторых жертвователей храма. К сожалению, почти все могилы были затеряны и уничтожены при строительстве крестильни. Осталось, а точнее установлено новое надгробие в виде часовенки у Покровского придела на могилах священников Никона Павловича Уставщикова, служившего в соборе с 1915 г. по год смерти (1922) и Феодосия Петровича Токарева (умер в 1902 г.).

В 1923 г. была образована новая, Минусинско-Усинская епархия. Архиереем, управляющим ей, назначили епископа Дмитрия Матвеевича Вологодского, уроженца Енисейского уезда, закончившего Петербургскую духовную академию и служившего до назначения в Минусинск настоятелем Красноярской Благовещенской церкви. Главным собором епархии стал Спасский.

Наступили мрачные 30-е годы, время повальных арестов священнослужителей, закрытия и разрушения храмов. В 1933 г. органы ОГПУ арестовали отца Дмитрия Вологодского. Его выслали в Нарымский край, но в 1934 г. освободили, и он был восстановлен в управлении епархией. В 1936 г. его рукоположили в сан архиепископа. Но в 1937 г. о. Дмитрий был вновь арестован и расстрелян в Минусинске.

Один из надзирателей минусинской тюрьмы указал верующим место общего захоронения расстрелянных, и тело Д. М. Вологодского было тайно перезахоронено на Минусинском кладбище.

В 30-е годы все пять Минусинских церквей были закрыты, а потом частично или полностью разрушены. Спасский собор явился единственным, сохранившим свой внешний облик. Но он был также закрыт для богослужений. В 1937 г. с него, как и с других храмов, были сняты колокола, а в следующем году в соборе устроили зерносклад. Только в 1943 г., оценив большой вклад церкви в борьбу с врагом, Сталин остановил разрушение храмов, во многих было возобновлено богослужение. Был восстановлен и Спасский собор, ставший единственной действующей церковью в городе. Главная заслуга в возвращении храма к жизни принадлежит бывшему священнику кладбищенской церкви, новому настоятелю собора Всеволоду Николаевичу Баркову, недавно вернувшемуся из лагерей Хабаровского края и Колымы, где он провел 10 лет.

Такова судьба старейшей минусинской церкви, которая и сейчас остается лучшим украшением города, его символом, центром его духовной жизни.

Источник

Собор Спаса Нерукотворного (Минусинск)

минусинск спасский собор история. Смотреть фото минусинск спасский собор история. Смотреть картинку минусинск спасский собор история. Картинка про минусинск спасский собор история. Фото минусинск спасский собор история

Содержание

История [ править ]

Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. И сам Минусинск был селом.

«21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь на основе деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Известно только имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это Минусинский крестьянин Федот Кузьмич Самков». В 1813 году строительство было закончено.

Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с пределом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии).

минусинск спасский собор история. Смотреть фото минусинск спасский собор история. Смотреть картинку минусинск спасский собор история. Картинка про минусинск спасский собор история. Фото минусинск спасский собор история

«В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского». Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1955 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В.А.Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в городе. Более полувека минусинцы не слышали колокольного звона церквей.

В 1989 году на звонницу собора подняли 8 колоколов весом от 45 до 320 кг.

Современное состояние [ править ]

минусинск спасский собор история. Смотреть фото минусинск спасский собор история. Смотреть картинку минусинск спасский собор история. Картинка про минусинск спасский собор история. Фото минусинск спасский собор история

При храме действует Воскресная школа.

Отделения школы: дошкольное (3-6 лет), школьное (7-15 лет), православный лекторий для взрослых.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

История строительства Спасской церкви в Минусинске

минусинск спасский собор история. Смотреть фото минусинск спасский собор история. Смотреть картинку минусинск спасский собор история. Картинка про минусинск спасский собор история. Фото минусинск спасский собор история

Как сообщает «Краткое описание приходов Енисейской епархии» приход в «деревне Минусинской», заселенной преимущественно выходцами из Надпороженской слободы, был открыт в 1779 году (1). Богослужение осуществлялось в выстроенной в 1780 году деревянной однопрестольной Спасской церкви. Разрешение на ее закладку было выдано 21 декабря 1779 года архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом. Закладка здания церкви была осуществлена 13 сентября 1780 года. Освящение престола этой церкви состоялось 16 января 1781 года по грамоте, выданной из Тобольска 29 сентября 1780 года. (2) Сохранившаяся опись церкви за 1803 год содержит некоторые сведения о размерах и внутреннем убранстве этой постройки. Вытянутое вдоль продольной оси здание имело длину десять с половиной саженей и ширину (в храмовой части) – три сажени и два аршина. Высота храмовой части здания с крестом составляла десять саженей (21.3 м.), а колокольни также с крестом, на которой находилось шесть колоколов, – одиннадцать саженей (23.4 м.) Два креста на колокольне и храме были вырезаны из дерева. (3) Об иконостасе деревянной Спасской церкви, украшавшем ее интерьер, указанная опись 1803 года сообщает: «иконостас столярной работы с малой резьбою, крашенный лазоревой краской, столбы и карниз позолочены, в нем царские врата резные в верхе евангелистов образ благовещения, резные вызолочены, на облаках завеса тафтяная двоелишнаго цвету, крест на ней…серебряный, пономарские двери южная и северная с изображением архидьяконов Лаврентия и Евпла». (4). Графические изображения минусинской деревянной церкви, позволяющие раскрыть особенности ее архитектурного облика, нам не известны.

В таком виде здание Спасской церкви с южным придельным храмом Покрова богородицы просуществовало до середины XIX века. (илл.2 – план церкви 1814г. Графическая реконструкция, илл. 3. Южный фасад церкви Графическая реконструкция) К концу 1840-х годов возросшая численность населения Минусинска настоятельно требовала увеличения вместительности приходской церкви. На это обстоятельство прямо указывает одна из клировых ведомостей церкви за 1848 год, сообщающая, что здание «по тесноте требует распространения» (17) В этой связи в 1853-1854 годах по дозволению томского епископа Афанасия на средства минусинского купца третьей гильдии И.Т.Масленникова к северному фасаду здания был пристроен придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В январе 1854 года минусинский благочинный священник Г.Бенедиктов докладывал в духовное правление о том, что «каменный придел при градо-минусинской церкви во имя святителя и чудотворца Николая окончен постройкою с новым иконостасом». (18) Освящение нового теплого придела состоялось 7 мая 1854 года. В ходе возведения этого придельного храма в северной стене церковной трапезы была пробита арка, пространственно соединившая их помещения. В месте примыкания алтарной апсиды северного придела была заложена крайняя к западу оконная ось четверика холодного храма. Предположительно автором проекта реконструкции минусинской Спасской церкви мог быть енисейский губернский архитектор Я.И.Алфеев. Известно, что в августе 1852 года он был откомандирован в Минусинск и привлекался к освидетельствованию только что выстроенной в Шадатском (Каратузском) форпосте каменной Петропавловской церкви. (19) Возможно, именно в этот период времени им по просьбе минусинцев и было обследовано здание Спасской церкви для последующего составления «плана и фасада» придельного храма. По некоторым сведениям в это же время в северо-западной части здания был возведен небольшой одноэтажный объем для размещения кладовой и сторожевской, удлинивший фасад северного придела на две оконные оси. В сентябре 1858 года в связи с переименованием волостного села Минусинского в город Спасская церковь получила статус соборной.

Сохранившаяся в фондах минусинского архива опись имущества, датированная девятым мая 1860 года, дает довольно подробное представление о размерах и архитектурном облике Спасской церкви этого времени. Длина здания от «горнего места до западных врат» составляла тринадцать саженей (более двадцати семи метров). Ширина храмового четверика равнялась трем саженям и одному с одной третью аршину (более семи метров). Ширина трапезной вместе с двумя придельными храмами была равной восьми саженям и одному с четвертью аршину (около восемнадцати метров). Далее указанная опись сообщает: «Для входа в теплую церковь дверей с западной стороны две: 1 – вводящая в паперть, створчатая, простой работы с навесным замком. 2 – из паперти в церковь, простой работы с наружным замком. Для входа в холодную церковь с западной стороны одна дверь, в арке – столярной работы, со стеклами, с южной и северной стороны по одной двери, из которых каждая с двойными створчатыми половинками. Из них наружные простой работы, внутренние столярной». (20) Согласно описанию пространство холодного храма освещалось арочными оконными проемами, расположенными в два яруса на северном и южном фасадах четверика. Во втором ярусе окон находилось по три проема, а в первом, из-за примыкания алтарей боковых теплых приделов по одному (на крайних к востоку осях). Кроме указанных проемов эффектному освещению интерьера холодного храма способствовали небольшие овальные (стоячий овал) окна-люкарны в фигурных щипцах, поднимавшихся над каждой гранью храмового четверика. В полукруглой алтарной апсиде главного храма находилось три оконных проема. Южный придельный храм Покрова богородицы имел пять оконных проемов, два из которых располагались в алтаре. Придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского (включая примыкавший к его западному фасаду объем пристройки) освещался с севера пятью оконными проемами, два из которых находились в западной пристройке. Алтарь северного придела освещался двумя проемами. Окна холодного храма имели одинарные рамы, а окна теплых приделов – двойные. Все окна нижнего яруса здания были забраны металлическими решетками. Полы в холодном храме и южном приделе были каменными, а в северном приделе – деревянными. Фасады церкви были выбелены. Вся церковь была покрыта листовым железом, окрашенным масляной краской в зеленый цвет. Главы были выполнены из дерева и обиты «белой жестью». Железные кресты были вызолочены «двойным золотом». (21)

Здание минусинской Спасской церкви вместе с богадельней изображено на городском плане 1868 года, хранящемся ныне в фондах Минусинского государственного архива. (22) (Илл.4- план города 1868г.). В это время комплекс Спасской церкви занимал северо-западную часть обширного пространства Гостинодворской площади. С юга к участку Спасской церкви примыкали два протяженных ряда деревянных торговых лавок, предполагавшихся городским планом к сносу. С запада в линии застройки проходившей здесь улицы находилось здание словесного суда. Фотоснимок 1886 года, запечатлевший Спасскую церковь в окружающей городской застройке, донес до нас архитектурный облик здания до его изменения после реконструкции в начале 20 века. (илл.5-снимок 1886г.) Это же состояние Спасской церкви зафиксировал рисунок Д.Фроста в книге Д.Кеннана «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 году. (23) Судя по этому рисунку, в это время стены Спасской церкви имели контрастную расцветку: на фоне окрашенных поверхностей фасадов белым цветом выделялись детали декоративного убранства. Комплекс Спасской церкви был окружен деревянной решетчатой оградой на кирпичных столбах. Имеющийся в наших руках фотоснимок минусинской Спасской церкви конца XIX века представляет возможность более детального рассмотрения первоначального ( с изменениями 1850-х гг.) архитектурного облика здания. (илл.6-фото конца 19в.) Объемная композиция Спасской церкви, изначально включавшая в себя расположенные на одной оси одноглавый храм с полукруглой алтарной апсидой, трапезную с южным приделом и ярусную колокольню, принадлежала к сложившемуся в XVIII веке в храмостроительной практике Центральной Сибири типу русской трапезной церкви. Ядром архитектурных масс Спасской церкви был бесстолпный четверик собственно храма, покрытый высоким сложной формы восьмигранным куполом, над которым возвышался восьмигранный барабан храмовой главы. Первоначально все фасады вертикально вытянутого храмового четверика Спасской церкви завершались высокими щипцами по-барочному вычурно-изогнутой формы, игравшими исключительно важную роль в обогащении силуэта постройки. Ребра установленного на восьмигранной трибуне барабана храмовой главы были оформлены вертикальными волютами, а сам барабан имел купольное покрытие колоколообразной формы. На боковых фасадах храмового четверика оконные проемы, как указывалось выше, располагались в два яруса. Выше окон «второго света» в щипцах находились овальные проемы-люкарны. Обрамление окон четверика рамочными профилированными наличниками простой прямоугольной формы выделяет минусинскую церковь среди других памятников «енисейского круга» рубежа XVIII-XIX веков. Такая форма оконных наличников в совокупности с прямыми сандриками и сандриком треугольной формы над центральным окном «второго света» храмового четверика явственно указывает на растворение приенисейских декорационных традиций во все более усиливающихся влияниях архитектуры классицистического направления. Особенно наглядно это заметно при сравнении с формами оконных обрамлений храмов в селах Арейском (1798-1801г.) и Есаульском (1796-1803гг.) под Красноярском, выстроенных, как указывалось выше, зодчим Дудиным С.О., не задолго до возведения минусинской церкви. Такими же наличниками в виде прямоугольной профилированной рамы были обрамлены все оконные проемы алтарных апсид, боковых приделов и поздних западных пристроек минусинской церкви. Углы объема ее храмового четверика были оформлены широкими плоскими лопатками, лишенными в их верхней части каких-либо украшений. В отличие от них, судя по фотоснимку, лопатки стен западного фасада церкви получили фигурные филенки с размещенными над ними стилизованными изображениями императорской короны. Возможно такими же изображениями изначально были украшены все лопатки стен нижнего яруса здания.

Слегка смещенная к северу от продольной оси здания колокольня Спасской церкви имела традиционное для приенисейских храмов последней четверти XVIII века объемное построение. На низкое четырехгранное основание был водружен высокий двухъярусный восьмигранный столп, в верхней части которого находился «звон» с восемью пролетами. Объем колокольни имел ступенчатое купольное покрытие, повторявшее форму купола храмового четверика. В отличие от шпилеобразных завершений колоколен многих приенисейских церквей конца XVIII века колокольня минусинской Спасской церкви увенчивалась, судя по фотоснимкам, стройным восьмигранным барабаном с вертикальными волютами и колоколообразным куполком.

Конструктивный переход от четверикового объема храма к восьмигранному кирпичному своду минусинской Спасской церкви обеспечивается одноярусными полукруглыми арками, перекинутыми между стенами четверика. Аналогию этому приему мы находим в конструкциях сохранившейся Богоявленской церкви (1808-1825гг.) в селе Подсосенском Назаровского района Красноярского края – еще одном сохранившемся произведении артели енисейского мастера Дудина С.О. Традиционно высокий для построек «енисейского круга» кирпичный свод храмового четверика минусинской церкви не имел светового отверстия в месте стыка граней.

В начале мая 1901 года в Енисейской духовной консистории было рассмотрено предложение причта Спасского собора о необходимости очередного расширения здания ввиду его «маловмещаемости». В своем указе благочинному протоиерею Феодосию Токареву консистория постановила «Разрешить перестройку обоих приделов Собора по проекту, утвержденному строительным отделением, с употреблением на перестройку церковных сумм, означенных в смете». При этом причту и церковному старосте предписывалось образовать из трех достойных прихожан специальный комитет по надзору за предстоящей реконструкцией Спасского собора.(24) В состав этого комитета были избраны минусинские жители: мещане Аристарх Филиппович Персиков и Алексей Андреевич Егонский, а также купец Иван Федорович Занин. В конце мая 1901 года гласные минусинской Городской думы единогласно одобрили проект перестройки собора, согласившись с увеличением здания не только в длину, но и в ширину.(25)

В архивных документах 1900-х годов содержатся сведения о двух проектах переустройства минусинского Спасского собора. Об обстоятельствах разработки и авторе первого из них нам ничего не известно. Второй проект был выполнен енисейским губернским архитектором Александром Александровичем Фольбаумом, имевшим значительную частную проектную практику. На это прямо указывают документы архива. (26) В конце июля 1901 года Фольбаум А.А. направил причту Спасского собора проектные чертежи реконструкции здания для последующего представления их в губернский строительный комитет. Вместе с чертежами собора Фольбаум А.А. представил причту особую записку, в которой рекомендовал привлечь к работам по переустройству Спасского собора опытных подрядчиков – каменщиков Серых и Фомина, отличившихся ранее при строительстве каменной Пророко-Ильинской церкви в селе Каптыревском минусинского уезда, а также пристроек к дому купца Гадалова и зданию женской гимназии в Красноярске. Этот проект расширения Спасского собора был утвержден в губернском строительном комитете 19 сентября 1901 года со сметой в 13 448 рублей и 71 копейку.

В конце октября 1901 года причтом минусинского Спасского собора в Абаканское, Курагинское, Идринское и Шушенское волостные правления, а также в Минусинское городское правление были разосланы уведомления о предстоящих торгах на перестройку здания. Лицам, желающим взяться за работу, предлагалось прибыть на торги «с предоставлением в обеспечение подряда наличных денег, или узаконенного ручательства в размерах третьей части подряда». (27) В результате состоявшихся в ноябре 1901 года торгов подряд был отдан артели мастеровых под началом минусинского мещанина С.Чернова. В ее состав входили штукатур Ф.Фролов, кузнец Кузнецов и столяр Зиеринг. Поставками леса занимался Кузьмин, а железа мещанин Персиков А.Ф. (28)

Основные работы по реконструкции здания Спасского собора, осуществлявшиеся быстрыми темпами, были завершены к середине октября 1902 года. В ходе работ были, видимо, полностью разобраны объемы боковых приделов, а также алтарная апсида холодного храма. В восточной, северной и южной стенах храмового четверика Спасского собора были пробиты широкие арки, а у северного и южного фасадов здания были возведены новые придельные храмы. Их алтарные апсиды были выдвинуты к востоку и примкнули к новой апсиде главного храма. (илл.7-план церкви 1902г.) Стены средних частей новых приделов были подняты до уровня карниза храмового четверика Спасского собора, образовав с ним крупный поперечно ориентированный объем. В завершении северного и южного фасадов этого объема были установлены фигурные щипцы, повторившие форму первоначальных щипцов четверика холодного храма. У западного фасада соборной колокольни была возведена одноэтажная пристройка с главным входом, акцентированным треугольным фронтоном с главой на восьмигранном барабане. Характер произошедших изменений объемной композиции Спасского собора хорошо виден на одной из фотографий здания, выполненных до оштукатуривания его новых архитектурных элементов. (илл.8-фото 1902г.) В акте, составленном архитектором Фольбаумом А.А. 18 октября 1902 г., отмечалось, что все эти работы были исполнены согласно проекта хорошо и прочно за исключением трапезной, которая оказалась «поднята на одну сажень выше, чем назначено по проекту» (29)

Прежние иконостасы придельных храмов Спасской соборной церкви в ходе работ по расширению здания были разобраны, а один из них в последствие, видимо, был передан в молитвенный дом села Мало-Инского. В 1902 году представители его сельского общества обращались к соборному причту с просьбой о пожертвовании одного из этих иконостасов, хранившихся в церковной кладовой. (30) Взамен разобранных алтарных преград в интерьере Спасского собора были установлены новые иконостасы. Согласно ведомости о приходе и расходе денежных сумм по ремонту собора за 1901 и 1902 годы за изготовление иконостаса в южный придел мастеру А.И.Козлову было выплачено тысяча девятьсот рублей, предоставленных минусинской купеческой семьей – Н.М. и М.П. Зайцевыми (31) Иконостас в северный придельный храм был изготовлен в 1904 году также мастером А.И.Козловым на средства, пожертвованные минусинским купцом И.Ф.Заниным. (32) Иконостас главного холодного храма был, видимо, изготовлен позднее. Поскольку, как следует из указа Енисейской духовной консистории благочинному первого участка Минусинского уезда протоиерею Михаилу Лотоцкому, главный Спасский придел соборной церкви было дозволено освятить «малым освящением» в ноябре 1902 года. (33) Освящение южного придела состоялось 26 октября 1904 года, а северного придела 4 декабря 1905 года. (илл.10-фото площади с церковью нач.ХХв.)

Случай с расширением минусинского Спасского собора не единичен в храмостроительной практике Енисейской губернии 1900-1910-х годов. В это время серьезной реконструкции, вызванной необходимостью увеличения площади помещений для богомольцев, подвергся целый ряд каменных городских и сельских церквей. Так, в 1903-1906 годах аналогичным образом, также, видимо, по проекту архитектора А.А.Фольбаума была перестроена Богоявленская церковь в селе Подсосенском Ачинской округи. (34) В 1912 году по проекту енисейского губернского архитектора В.А.Соколовского был значительно расширен Спасский собор в городе Канске (35) Этим же архитектором в сентябре 1902 года составлялся проект расширения Николаевской церкви в селе Рождественском Енисейского округа. (36)

Краткое описание приходов Енисейской епархии, Красноярск,1917 С.127.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *