мировая история с нуля
Всеобщая история. Часть 1
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Онлайн-курс «Всеобщая история» включает материал всемирной истории от зарождения первых цивилизаций на Древнем Востоке и в Средиземноморье до настоящего времени. Курс подготовлен на современном уровне знаний специалистами Санкт-Петербургского государственного университета.
О курсе
Целью данного онлайн-курса является создание эффективной системы онлайн обучения всеобщей истории, с помощью которой у обучающихся должна быть сформирована современная ёмкая картина развития мировой истории от возникновения цивилизации до настоящего времени.
Важнейшие принципы, определяющие содержание онлайн-курса:
1. Сформировать представление о всемирном историческом процессе от древнейших цивилизаций к современному миру, показать принципиальное единство исторического процесса при несомненном многообразии форм развития конкретных обществ и цивилизаций.
2. Исключить европоцентризм, показать развитие не только европейских (западных) обществ, но и Востока, а также контакты, взаимодействие, взаимовлияние народов и государств всех регионов нашей Планеты в разные периоды истории.
3. Обеспечить гармоничное сочетание конкретной политической истории и характеристики достижений различных цивилизаций, обществ, государств разных регионов и разных периодов истории в области государственного управления, экономики, духовной и материальной культуры. Показать исторические истоки многих достижений современной цивилизации, базовых политических, социальных, экономических институтов и культуры.
В подготовке курса принимала участие большая группа ученых Института истории, восточного факультета и факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Среди авторов как хорошо известные в своей области специалисты – крупные признанные ученые, так и молодые, начинающие преподаватели и исследователи.
Учебный курс разделен на 29 модулей, каждый из которых посвящен важной теме, относящейся к определенному этапу истории человечества:
1. История древнего мира – 6 модулей (в том числе 2 модуля – история Древнего Востока, 4 модуля – история античного мира).
2. История средних веков – 6 модулей (в том числе 4 модуля – история Европы в средние века, 2 модуля – история стран Востока в средние века).
3. История Нового и новейшего времени – 17 модулей (в том числе 5 модулей – история стран Востока в новое и новейшее время и 4 модуля – история международных отношений).
В каждый модуль включаются дополнительные материалы для самостоятельной работы учащегося, контрольно-измерительные материалы
Формат
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Требования
Данный курс предназначен для широкой аудитории и может использоваться всеми: студенты бакалавриата непрофильных направлений,учащиеся старших классов, магистратуры и все, кто интересуется мировой историей.
Программа курса
1. Рождение цивилизации. Древнее Двуречье.
2. Древний Египет. Древние цивилизации Индии и Китая во II тыс. до н.э. – сер.I тыс. н.э. Ближний Восток в к. II-I тыс. до н.э.
3. Начало истории Древней Греции. Архаический период. Рождение и становление греческого полиса. Расцвет греческого мира
4. Кризис греческого полиса. Эллинистический мир.
5. Рождение Римской цивилизации. Рим в «царскую» эпоху и в эпоху ранней республики.
11-12. История стран Востока в средние века.
Результаты обучения
В результате обучения слушатели получат систематизированное знание об истории развития человеческой цивилизации, о важнейших тенденциях и процессах этого развития, о главных событиях того или иного времени. В лекции включены рассказы о выдающихся политических деятелях, о главных достижениях в области культуры, экономики, государственного управления.
Учебный материал, а также приложенные к нему задания формируют у обучающихся умение сравнивать исторические явления и процессы, анализировать их, находить ответ на многие острые вопросы. Практические задания закрепляют навык работы с исторической картой, с иллюстративными материалами, с письменными источниками.
Формируемые компетенции
— способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
— готовность к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала (ОК-3).
— способность использовать знания в области гуманитарных,
социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и
аналитических работ (ОПК-3);
— способность к анализу и обобщению результатов научного
исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);
— Владеть современными методологическими принципами и
методическими приемами исторического исследования (ПК-3);
— способность использовать в исторических исследованиях
тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);
— способность анализировать и объяснять политические,
социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);
15 каналов, по которым можно учить всемирную и российскую историю
«Россия на крови», Первая мировая день за днем и территориальные конфликты в картах — «Афиша Daily» собрала лучшие ютьюб-каналы об истории.
Всеобщая история
Simple History
258 000 подписчиков
Один из самых популярных исторических каналов англоязычного YouTube. По подборкам коротких видеороликов Simple History можно познакомиться с ключевыми событиями любого периода, узнать больше об известных деятелях прошлого или проследить, как развивались технологии. Тематическое разнообразие материала позволит найти что-то интересное любому, кто хоть немного интересуется предметом.
CrashCourse
6 360 000 подписчиков
Suibhne
147 000 подписчиков
Анимированный ликбез по истории отдельных стран. Сейчас на канале есть 10 роликов, каждый длится не больше 15 минут: можно узнать, что на протяжении веков происходило в Германии, Испании — или в России и на Украине. Новые видео появляются в среднем раз в два месяца.
RedRoom Studio
32 000 подписчиков
Русскоязычное интернет-шоу «Лимб»: в каждом выпуске ведущий рассказывает о каком-то историческом событии. Тут можно узнать о чем угодно — от клана Борджиа до Гражданской войны в США. Для систематического изучения вопроса канал не подойдет, но точно убедит вас, что история — это очень интересно.
Itʼs History
134 000 подписчиков
Еще один исторический канал с предельно широким диапазоном: есть видео о промышленной революции, холодной войне или пиратстве — коллекция регулярно обновляется. Последний сезон Itʼs History посвящен истории секса.
Timeline — World History Documentaries
103 000 подписчиков
Создатели Timeline собирают лучшие документальные исторические фильмы от BBC, Discovery, PBS и других известных медиакомпаний. Есть несколько тематических плейлистов (Средневековье, история евреев и прочие), которые помогут сориентироваться в огромном объеме информации, выложенной на канале.
Igor Aleynikov
14 000 подписчиков
Канал украинского учителя Игоря Алейникова — сборник уроков по мировой истории — подойдет тем, кто привык к серьезной подаче информации: тут нет забавных комментариев и веселых видеовставок, зато есть перекрестные ссылки на упоминаемые события. Ролики на русском языке охватывают большую часть школьной программы по мировой истории — а на украинском, соответственно, украинской.
История России
Artyom Sayfutdinov
40 700 подписчиков
На канале выходят две серии видео — оригинальная «История России для чайников» и переводы англоязычных видео «Мировая история с Джоном Грином» от CrashCourse. Оба цикла рассчитаны на неподготовленного слушателя, который хочет освежить в памяти знания из детства. Про Россию пока вышел 31 ролик — от расселения славян до бунташного века. Автор держится непринужденно и сопровождает рассказ занятными иллюстрациями. В сентябре у «Истории России для чайников» должен стартовать новый сезон.
Мировая история с нуля
Для комплексного решения этой задачи мы разработали авторский курс интерактивных занятий «Всемирная история», охватывающий период от Первобытности до конца XIX века.
Данный курс поможет вашему ребёнку:
– сформировать фундамент для понимания закономерностей развития мировой истории,
– заложить основу для дальнейшего изучения каждой эпохи в отдельности.
Занятия проходят в прямом эфире. Вы получаете доступ к личному кабинету на нашем сайте, где проходят занятия курса
археологические артефакты и предметы материальной культуры;
методы работы профессиональных историков: обобщение материала, анализ разных точек зрения, формирование собственных выводов;
ярчайшие представители различных клубов исторической реконструкции;
тематические иллюстрации, созданные художниками специально для нашего проекта.
Для тех, кто начинает проявлять интерес к истории искусства, а также для тех, кто желает закрепить уже имеющиеся знания
Для тех, кто начинает проявлять интерес к истории искусства, а также для тех, кто желает закрепить уже имеющиеся знания
Для тех, кто начинает проявлять интерес к истории искусства, а также для тех, кто желает закрепить уже имеющиеся знания
Для тех, кто начинает проявлять интерес к истории искусства, а также для тех, кто желает закрепить уже имеющиеся знания
8. РАНЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
В каменном веке нас будут ждать неандертальцы и кроманьонцы – прародители сегодняшних homo sapiens, то есть нас с вами. Они расскажут нам:
Месопотамия, или Междуречье — местность между реками Тигр и Евфрат, подарившая человечеству первые цивилизации. Шумер, Ассирия, Вавилон — древние царства, могущество и богатство которых кажется невероятным. Но они существовали на самом деле, и на нашем занятии мы узнаем:
Не случайно исследователи, художники, писатели, кинематографисты вдохновляются историей и культурой Египта. Ведь это цивилизация, существовавшая многие столетия и повлиявшая на современные и последующие цивилизации. Как много интересного нам предстоит узнать о Египте:
Треть курса позади, мы выплываем из вод Нила и отправляемся в Элладу изучать жизнь древних греков, то есть эллинов. Нам предстоит грандиозное путешествие от её зарождения до заката, когда статус самой могущественной цивилизации Средиземноморья переходит Риму. Открывая
античный мир, мы
Небольшое поселение на Апеннинском полуострове, со временем Рим становится империей. Постепенно заимствуя у греков богов, культуру, демократию, он развивается как часть античного мира. Но если мы посмотрим внимательно, то ценности Эллады и Рима очень разные, подобно олимпийским играм и гладиаторским боям.
На занятии мы узнаем,
В 395 году огромная Римская империя делится на Западную и Восточную. Западная вскоре падёт, а Восточная Римская империя, или Византия, просуществует до 1453 года. Это великолепное государство было образцом высокой культуры и цивилизованности для всей Европы.
На занятии мы узнаем,
Средние века таят в себе множество загадок и интересных сюжетов, опровергая стереотип о мрачности этого времени. Это особая форма сознания, культ чести, доблести и достоинства среди рыцарей и феодалов, интереснейшая городская жизнь.
На занятии мы обсудим «тёмные века» с точки зрения людей того времени:
Эпоха нового времени полностью изменила представления о мире. Колумб открывает Новый свет — и вся жизнь Европы ускоряется. Развивается торговля, растут города, учёные и путешественники делают одно открытие за другим, а культура и искусство Ренессанса во все трубы трубят о новом человеке.
На занятии мы изучим интереснейший период раннего нового времени:
Вторая половина 18 – 19й века — самый близкий нам период нового времени, мостик между историей и современностью, в которой мы живём. Он начался в эпоху писем и конных экипажей, а закончился в век телефона и телеграфа, автомобилей и поездов.
На занятии мы поговорим о самых ярких событиях из жизни человечества в этот период:
Как нужно изучать историю
Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным. А вообще мой блог для тех кто интересуется сметным делом. Вы можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Так что милости просим 🙂 Ну а сейчас, немного истории …
Вопрос на форуме http://dxdy.ru/topic93138.html.
«Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.»
Подробный ответ как нужно изучать историю
Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю «авторитетное мнение»:
Все советы данные выше — неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.
На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).
Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. — Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.
Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.
Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)
В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.
Этапов всего четыре:
Этап I. Элементарный.
Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.
1) Отечественная история:
Надо брать серию «МГУ-школе». Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они — настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.
Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ — начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)
2) Всемирная история:
Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.
Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂
Этап II. Продвинутый
«Всемирная история. В 6 т.». Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂
Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)
Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)
Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂
Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.
1) Отечественная история
История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде «Великорусский пахарь», за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и «чеченских адвокатов», в результате чего третий том был фактически запрещен.
Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.
2) Всемирная история, из требуемых периодов:
Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через «не могу». Второй, по XVI веку очень неплох.
История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов — 1918 г
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂
История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.
Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.
Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)
Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3
А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.
После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.
ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.
Черный список литературы по истории
1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле «русы-арии», «русы-шумеры»
12. Любые книги на тему «антинорманнизма»
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с «Вся правда о…»
14. Все книги издательства «Центрполиграф», кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂
Серый список литературы по истории
1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.
2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.
3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.
3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны — у них не было доступа в наши архивы.
4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок
5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.
6. Постарайтесь не читать Акунина «Историю Российского Государства». Этот уважаемый мною человек — не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.
7. Постарайтесь избегать «синих учебников» по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.
8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг
Белый список литературы по истории
1. Спокойно читайте все, что издает издательство «Евразия/Клио» по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия «Повседневная жизнь» того же издательства тоже гуд.
4. Издательство «Новое литературное обозрение» и «Кучково поле» выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. «Новый хроногроф» тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер
Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.
Ну, а если Вы устанете от изучения истории и все же захотите потом изучить сметное дело, можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Это бесплатный курс и он не потребует от вас ни каких вложений.