молебен благодарственный господу что это
Благодарственный молебен — смысл и порядок
Узнайте все самое интересное и важное о благодарственном молебне, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Молебен — вид богослужения
Церковные Таинства составляют основу религиозной жизни верующих людей. Однако у христиан появляются потребности (требы), когда необходимо попросить Господа, Богоматерь и святых о чем-либо. Или, наоборот, поблагодарить за полученные блага. В Православной Церкви для этого имеется особый вид частных богослужений — молебны. Они, включая и благодарственный молебен, могут совершаться как совместно с общественными богослужениями, так и самостоятельно.
Что такое молебен
По своему составу благодарственный молебен схож с утреней (ежедневным богослужением суточного круга).
Молебны могут совершаться в церкви или по запросу верующих в частных домах. Время совершения молебна в храме строго не установлено. Это может быть перед Литургией или после нее, по окончании утрени или вечерни. В каждом конкретном случае время совершения молитвы оговаривается со священником индивидуально.
Молебны можно поделить на общественные и частные. Общественные служатся преимущественно в церкви. По традиции, эти молебны совершаются в дни храмовых праздников (в честь которых освящен храм). Также они могут совершаться во время бедствий (засухи, наводнения, эпидемий), военных действий. После совершения таких молебнов нередко бывает крестный ход.
Частные молебны служатся по просьбе верующих при определенных нуждах для получения Божьего благословения. Например, на пользование различных предметов, при отправлении в дальнее путешествие, во время болезней.
«Будем же помнить, что где двое или трое собраны во имя Господне, там Он посреди них (Евангелие от Матфея,18: 20). Тем более там, где собрано несколько христиан, молящихся о тех, кто пребывает в опасности или просит о чем-нибудь Бога. Но нигде не может молиться вместе так много христиан, как в святых храмах. Там их молитвы соединяются с молитвами священников и, словно фимиам, возносятся к Богу. От Него сходят милость и помощь всем, нуждающимся в Его милости. Там священник в святом алтаре ходатайствует пред Богом о всех православных христианах, находящихся повсюду»(архимандрит Клеопа Илие, 1912-1998).
Состав молебна
Молебен состоит из нескольких ектений (молитв-прошений). В его состав входят специальные прошения по случаю совершения молебна. Однако разные молебны имеют свои особенности. В одних случаях в них могут включаться каноны. В других — каноны отсутствуют. Третьи не содержат евангельское чтение. Чинопоследование описано в «Книге молебных пений» и в Требнике.
Так, например, со чтением канона предусмотрены молебны при засухе или непогоде. На Новый год или перед началом учебного года молебен служится без канона. Евангельское чтение не совершается во время чина благословения воинов, идущих на войну.
Молебны могут совершаться с малым водосвятием. Тогда они называются водосвятными.
Со чтением акафиста молебны служатся, как правило, перед чудотворной иконой и мощами святых. Также их используют, когда в храм для поклонения верующих привозят святыни.
Какие бывают молебны
Молебны по содержанию подразделяют на два вида: просительные и благодарственные.
Само название — просительные молебны — указывает на то, что они совершаются при возникновении определенной нужды. Либо при определенных событиях общественно-церковной или частной жизни. Это может быть путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, военные действия, эпидемия, неурожай.
Старец Паисий Святогорец (1924-2994), утешая одного паломника, давал ему такие наставления:
«Бог тебя помилует. Только молись просто и постоянно, прося смиренно Его милости для себя и для всех людей. Когда мы просим милости Божией и подвизаемся без лишнего страха, смиренно и любочестно, то Бог подаст и нам и всем другим всё необходимое».
Благодарственный молебен Господу Иисусу Христу служится по просьбе верующих после получения помощи и всяких благодеяний Божиих.
«Насколько человек благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его» (священномученик Петр Дамаскин, 12 век).
Благодарственный молебен
Благодарственный молебен — что это такое? Святые Отцы учат, что все христиане должны не только просить у Господа различные блага для души и тела. Их обязанность — воздавать благодарение Ему за оказанные благодеяния. Преподобный авва Исаия (5-6 век) говорил: «Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарность».
Праведный Иоанн Кронштадтский, (1829-1908) в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» писал: «Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотворительных людей? Больше для нашей же пользы. Чтобы нежнее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к ним любви и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство нашей немощи обойтись без помощи добрых людей».
Поэтому очень важно не забывать благодарить Господа и посещать благодарственные молебны, которые обычно совершаются в храме.
Последование благодарственного молебна
Благодарственный молебен совершается священником, который облачается в епитрахиль (длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и фелонь (риза в виде длинной и широкой накидки без рукавов).
В Чин благодарственного молебна входят начальные молитвы, псалом 117, тропари, обычные и специальные прошения. Совершается чтение Апостола и Евангелия, благодарственной молитвы. После священник совершает обычный дневной отпуст (краткую молитву).
Как заказать благодарственный молебен
Во многих церквях благодарственный молебен служится каждую неделю. Желающие участвовать в нем подают служащим в церковной лавке записки с именами (от кого приносится благодарность) на молебен с указание вида молебна (благодарственный).
Просимое христиане получают от Бога. Божья Матерь, ангелы и святые угодники являются лишь ходатаями (посредниками) между человеком и Творцом. Если в душе верующего возникла потребность поблагодарить Пресвятую Богородицу и святых, то для этого каждый сам может прочитать дома акафист.
«А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся. То есть проводим благочестивую христианскую жизнь. Это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния» (иеромонах Дорофей Баранов).
Молитва из благодарственного молебна Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих (на рабе Твоем) бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще.
Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши. Аминь.
Правила заказа благодарственного молебна Господу и образец записки
Молебен благодарственный, посвященный Господу Богу нашему – церковный обряд, направленный на вознесение благодарности Всевышнему и прошения его милости. Выполняя молебен, прихожане выказывают любовь и уважение к деяниям Бога, показывая тем самым, что они признательны за его помощь в мирских делах. Как правильно проводится молебен и что необходимо делать в процессе его проведения, разберемся ниже.
Что собой представляет благодарственный молебен
Само понятие благодарственного молебна зародилось еще при жизни Иисуса Христа и связано с его чудотворными деяниями. Согласно Евангелию, во время своих путешествий Господь наш, Иисус Христос, встретил 10 человек, больных проказой. Они стали отщепенцами среди своих соотечественников, и никто не хотел протянуть им руку помощи.
Тогда Иисус собрал их вместе, после чего избавил страждущих от телесного недуга. Счастливчики разошлись по своим семьям, и лишь один вернулся к спасителю с благодарственными речами.
Подобная неблагодарность исцеленных опечалила Бога, и в дальнейшем был придуман обряд, который служит напоминанием о необходимости помнить добрые поступки.
На сегодняшний день существует большое количество благодарственных молебнов, которые можно посвятить:
Из каких частей состоит
Любой благодарственный молебен, направленный на восхваление деяний Всевышнего, состоит из:
Канон
Каноном при чтении молитв называют особый жанр церковного гимна, основная цель которого заключается в вознесении хвалебных речей святым или значимым событиям для всего христианского мира. Канон делится на отдельные молитвенные песнопения, которые называются:
Обратите внимание! Из-за нарушения единства слога во время перевода молитв на славянский язык тропарь в православных церквях не поют, а читают.
Тропарь
Тропарем именуют небольшое молитвенное песнопение, в процессе которого происходит пояснение сути празднуемого события. В каноне тропарь следует после чтения ирмоса. Их молитвенный речитатив совпадает, что позволяет исполнять хвалебное песнопение в едином ритме.
Структура тропаря выглядит следующим образом:
Ектения
Под ектенией подразумевают совместное моление, в процессе проведения которого священник озвучивает молебные прошения, а церковный хор подчеркивает каждое из них фразами «Подай, Господи» или «Господи, помилуй».
По мнению большинства священников, ектения – молитва, предназначенная для пробуждения внимания прихожан. Из-за этого она разбита на ряд коротких обращений, которые усиливаются при помощи восклицаний.
Чтение святого Евангелия
Святое Евангелие – слово Божье, при помощи которого верующим открывается Воля Его. Чтение Святого Писания должно сопровождаться повышенным вниманием к тексту и благоговением перед Господом Богом.
Каждое слово в тексте имеет глубокий смысл. Не стоит относиться к тексту пренебрежительно, как к очередному рутинному ритуалу.
Многие богословы сходятся во мнении, что Евангелие – ключевая книга для всего человечества, в которой заключены воля и величие самого Христа. В процессе чтения священного текста у многих прихожан складывается ощущение, что сам Бог снисходит с небес, прислушиваясь к человеческим нуждам.
Обратите внимание! «Евангелиос» в переводе с греческого означает «благая весть».
Благодарственная молитва
Благодарственная молитва – обращение к Господу Богу, основная цель которого – отблагодарить Всевышнего за помощь и заботу. Целью молитвы является напоминание верующим о том, что даже в тяжелых жизненных ситуациях стоит не только просить о помощи, но и благодарить за ее ниспослание.
Святые отцы рекомендуют возвести эту традицию в ряд ежедневных привычек. Таким образом вы существенно повысите свой духовный настрой, а в жизни намного чаще станут происходить добрые события, поднимающие жизненный тонус и уверенность в собственных силах.
Способы проведения
Благодарственный молебен Господу проводится в разных формах, среди которых ключевыми являются:
Общий
Общий обряд используется в церквях при проведении больших празднеств, когда в церковь приходит большое количество верующих для вознесения хвалебных молитв Господу Богу. В такие дни священник обращается к Всевышнему от лица всех прихожан, собравшихся в храме, что укрепляет веру и успокаивает дух.
Как правило, такие молитвенные богослужения затягиваются на длительный период времени, так как озвучиваются прошения множества людей. Также организуется ритуал последования молебна, который может проводиться как в самом храме, так и на свежем воздухе.
Уединенный
Уединенные моления применяются в том случае, когда верующему требуется обратиться к Господу Богу лично, а его переживания не предназначены для большого количества ушей. В таких обращениях к Всевышнему человек смиренно просит помощи в делах, на реализацию которых у него нет духовных и физических сил. Подобные молитвы разрешается проводить дома.
Как правильно заказать
При заказе благодарственного молебна требуется знать правила поведения и правильную последовательность действий. Обычно это не составляет проблем для опытных верующих, не первый раз посещающих подобные мероприятия.
Как пишется записка
Записку для благодарственной молитвы требуется писать следующим образом:
Правила подачи
Подается заявление при помощи любого члена семьи. Следует учитывать некоторые нюансы:
Свечи
На службу необходимо купить несколько свечей, освященных в храме. Точное количество свечей, достаточных для проведения благодарственной молитвы, можно уточнить у служительницы, занимающейся их продажей.
Как правильно молиться во время службы в церкви
Во время проведения молебна в церкви соблюдайте следующие правила:
Что еще нужно знать
Главное, что стоит знать перед посещением любого храма или молитвой на дому – вы должны искренне верить в Бога. Если молитва идет от чистого сердца, то все пожелания обязательно сбудутся.
Обратите внимание! Во время молитвы ни в коем случае не просите навредить кому-нибудь. Такие молитвы никогда не будут услышаны, а негатив позже вернется к вам в троекратном размере.
БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН
Каждый христианин должен не только просить у Бога дома и в храме потребных ему для души и тела благ, но и благодарить Его за оказанные благодеяния также и келейно, и в церкви. Священнослужители должны постоянно напоминать об этом своей пастве.
Последование благодарственного молебна
Иерей оболчен в епитрахиль и фелонь, став пред святою трапезою, и сию крестообразно покадив, творит начало сие: «Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Хор: «Аминь», чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды) и псалом 117-й; «Исповедайтеся Господеви, яко благ. «, «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Затем диакон произносит ектению: «Миром Господу помолимся» до прошения «О плавающих. » включительно. К обычным прошениям присоединяются специальные:
«О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся«.
«О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих, во смиренном сердце приносим; но яко кадило благовонное, и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся«.
«О еже и ныне послушати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и доброе намерение и желание верных Своих, во благое всегда исполнити, и всегда, яко щедр, благодеяти нам, и Церкви Своей Святей, и всякому верному Своему рабу прошения даровати, Господу помолимся«.
«О еже избавити Церковь Свою Святую (и рабов Своих, или раба Своего имярек) и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов, видимых и невидимых; здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся«.
Заканчивается ектения обычными прошениями: «Заступи, спаси, помилуй. «, «Пресвятую, Пречистую. » и возгласом священника: «Яко подобает Тебе всякая слава. «
«Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе«.
«Твоих благодеяний, и даров туне яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый«.
Богородице, Христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая«.
По Евангелии диакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже. » с дополнительными прошениями: «Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй«.
«Якоже ныне, милостивно услышал еси молитвы рабов Твоих, Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия Твоего, сице и в предняя не презирая, исполни во славу Твою вся благая хотения верных Твоих, и яви всем нам богатую милость Твою, вся нам согрешения презирая: молимся Ти, услыши и помилуй«.
«Благоприятно, яко кадило благовонное и яко тучная всесожжения, да будет, Всеблагий Владыко, благодарение сие наше пред величеством Славы Твоея, и низпосли всегда яко щедр рабом Твоим богатыя милости, и щедроты Твоя, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов Церковь Твою Святую (обитель сию, или град сей, или весь сию) избави, людем же Твоим всем безгрешное со здравием долгоденствие, и во всех добродетелех преспеяние даруй, молим Ти ся, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй«.
По окончании ектений священник возглашает: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш. «, хор: «Аминь», диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник велегласно читает молитву:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих (на рабе Твоем) бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши«.
И тотчас велегласнейше возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков«, после чего поется великое славословие: «Слава в вышних Богу» или же песнь святого Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе Бога хвалим «
По окончании пения диакон: «Премудрость», чтец или хор: «Честнейшую херувим. «, «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».
Священник совершает обычный дневной отпуст и, благословляя верующих рукой, говорит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию, и щедротами, и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь«.
Молебен
Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6‑й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50‑й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.
О недопустимости молебнов после Литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.
…Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.