монографии по крестовым походам
Монографии по крестовым походам
Крестовые походы — величайшая эпопея борьбы двух мировых религий, христианства и ислама, — оказали огромное влияние на мировую историю, экономику и культуру.
В этой книге перед читателем пройдет вереница славных побед и жестоких поражений: побед, не использованных из-за раздоров или жадности победителей, и поражений, не приведших к катастрофе благодаря мужеству и стойкости побежденных; примеров героизма и подвигов самопожертвования и подлых, предательских поступков и трусости; мудрой стратегии и тактики и безрассудства и глупости; военных союзов с иноверцами и войн между своими. На мрачном небе массовых убийств, пыток, насилий и грабежа яркими звездами сверкают проявления милосердия и доброты. Среди предательства, лицемерия и лжи выделяются случаи непреклонной верности данному слову, все равно, дано оно другу или врагу.
Книга рассказывает не только собственно о крестовых походах, но и о почти неизвестной российскому читателю жизни латинских государств крестоносцев, о взаимоотношении с ними их близких и отдаленных соседей — Западной Европы, Византии, мусульманских государств и монголов.
Весьма существенным для понимания великой борьбы двух религий является то, о чем никогда не говорят историки крестовых походов: обе стороны — как мусульмане, так и христиане — считали свою войну справедливой, священной и имели полное для этого основание.
Как правило, в христианском мире понятие «крестовый поход» выражает бескорыстное, доброе, справедливое общественное дело, выполняемое с искренним воодушевлением. В России этому понятию не повезло. В советские времена господствующая идеология относилась к крестовым походам резко отрицательно, их главные действующие лица — церковь, короли и феодалы — считались заклятыми ее врагами. В понятие «Крестовые походы» советская историография вкладывала смысл реакционности, фанатизма, жестокости и жажды наживы, ставших причиной бессмысленного кровопролития и гибели огромной массы людей, и здесь она полностью смыкалась со взглядами на него исламского мира.
В советские времена в России не было переведено ни одной значительной зарубежной книги о крестовых походах, и российская историография, не имеющая собственных первоисточников о них, продолжала оставаться на уровне начала XX в. Только в самое последнее время в России вышли небольшие или специальные книги трех-четырех зарубежных авторов, что принципиально не меняет картину. Основные капитальные классические труды о крестовых походах, изданные на Западе в 30–60-х гг. XX в., прошли мимо российского читателя, и за давностью издания их перевод и знакомство его с ними, видимо, состоятся еще нескоро.
Обретя свободное время и получив доступ к историческим трудам по крестовым походам, еще незнакомым в России, я поразился обилию материалов. Эта книга — попытка дать представление российскому читателю о состоянии сегодняшней западной историографии по этой теме.
В моей работе нашли отражение крестовые походы против мусульман и Византии и оставлены в стороне крестовые походы против христиан и язычников Европы, а также Реконкиста на Пиренейском полуострове.
Я благодарю жену Анну и сына Михаила за поддержку и помощь при написании книги.
ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ ДО 1143 г.
Возникновение и распространение ислама
Одна из мировых религий — ислам возник в Аравии в VII в. под влиянием иудаизма и христианства. В это время Аравию заселяли несколько независимых арабских племен, люди которых в большинстве были скотоводами-кочевниками, другие — оседлыми земледельцами, а некоторые жили в торговых поселениях вдоль караванных дорог. У каждого племени были свои кумиры, из которых самым священным был Черный камень Каабы[1] в Мекке. Однако к началу VII в. вера в кумиры ослабла, в Аравии поселились христианские, иудейские и персидские зороастрийские общины, и некоторое количество арабов обратилось в их веру.
Основатель ислама пророк Мухаммед, человек бедный, но женившийся на богатой купеческой вдове старше его на пятнадцать лет, по-видимому, неграмотный, был восторженным поэтом, но при этом умным, осмотрительным и расчетливым политиком. Хотя не осталось никаких его портретов (ислам запрещает любое изображение пророка), известно, что он был человеком среднего роста, с красивым лицом и с длинными, зачесанными назад в хвост волосами. Он много путешествовал по торговым делам и при этом интересовался религиями мира. Посещал он также общины христиан, иудеев и огнепоклонников-зороастрийцев в Аравии, желая уяснить себе сущность их веры.
Он оставил после себя ряд полученных от Бога (согласно верованию мусульман) откровений в виде разрозненных записей своих изречений. Эти записи были около 650 г. сведены в священную книгу мусульман Коран («Чтение»). Коран состоит из 114 сур (глав) и содержит учение о вере, правила образа жизни и управления государством и полный свод законов. Основное в исламе — заимствованное Мухаммедом у иудеев и отчасти у христиан требование единобожия, а также безусловной покорности воле Бога-Аллаха; само слово «ислам» означает «подчинение». Сила Корана лежала в его простоте: один Бог в небесах (Аллах), один вождь верующих на земле (пророк Мухаммед) и один закон (Коран), по которому вождь должен править. Аллах был одним из многих богов, которым поклонялись в Мекке, Мухаммед сделал его высшим и единственным. До Мухаммеда, по его учению, Бог посылал людям и других пророков — это ветхозаветные Адам, Авраам, Моисей, а также Иисус Христос, но Мухаммед выше их.
Мухаммед начал проповедовать в Мекке, утверждая, что земные богатства должны быть справедливо распределены внутри уммы (сообщества) верующих в Аллаха (мусульман), вне племенной принадлежности, и что придет Судный день, и тогда добродетельные попадут в рай, а нечестивые — в ад.
На Мухаммеда и его сторонников обрушились гонения, и в 622 г. они бежали в Медину, город по соседству. Это бегство получило название хиджра и считается началом ислама и мусульманского летосчисления. Из Медины Мухаммед начал вести с Меккой партизанскую войну: нападать на селения, стада и караваны. Война с Меккой с помощью племен, окружавших Медину, закончилась победой Мухаммеда. В 630 г. разбитая Мекка открыла Мухаммеду ворота. Весть о его победе привела всю Аравию к подчинению ему и к принятию ислама.
Одно из священных преданий (хадисов — см. ниже), ссылаясь на Мухаммеда, говорит: «Я слышал, как посланник Аллаха (пророк) сказал: Ислам воздвигнут на пяти столпах. Вот они. 1 (шахада) — символ веры: нет другого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его; 2 (салат) — вознесение молитв Аллаху 5 раз в день; 3 (закят) — раздача милостыни бедным, 4 (саум) — соблюдение поста в Рамадан (месяц покаяния) и 5 (хадж) — паломничество в Дом (к Каабе)».
Кааба — сооружение в форме куба, в один уз углов которого вделан метеорит яйцеобразной формы — Черный камень. В настоящее время находится внутри мечети аль-Масджид аль-Харам. – Здесь и далее примеч. автора.
Все книги серии История крестовых походов
Латино-Иерусалимское королевство
Полный текст — 148 стр., 17.09.2015
Жан Ришар Латино-Иерусалимское королевство Предисловие к русскому изданию «Латино-Иерусалимс.
История крестовых походов
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Крестовые походы
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Введение в историографию крестовых походов (монография)
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Крестовые походы
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Эпоха крестовых походов
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Альманах «Солдат на фронте». Эпоха крестовых походов
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Альманах «Солдат на фронте». Тамплиеры
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Альманах «Новый солдат». Рыцари ордена госпитальеров. 1306-1565
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Альманах «Новый солдат». Рыцари ордена тамплиеров. 1120-1312
Полный текст — 0 стр., 11.09.2015
Крестовые походы глазами арабов
Полный текст — 66 стр., 11.09.2015
Амин Маалуф «Крестовые походы глазами арабов» Предисловие автора Основная идея этой книги пр.
Жак де Моле: Великий магистр ордена тамплиеров
Полный текст — 97 стр., 11.09.2015
Annotation Каждому известен трагический конец ордена Храма, военно-монашеского ордена, основан.
Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Полный текст — 116 стр., 11.09.2015
История ордена Тамплиеров
Полный текст — 88 стр., 08.09.2015
Эпоха крестовых походов
Полный текст — 165 стр., 08.09.2015
Предисловие Книга «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо принадлежит к.
Трагедия тамплиеров
Полный текст — 30 стр., 08.09.2015
Ги Фо Дело тамплиеров Предисловие к русскому изданию Феномен военно-монашеских орденов давно.
Полная история рыцарских орденов
Полный текст — 95 стр., 07.09.2015
Полная история рыцарских орденов в одной книге Предисловие «Я, имярек, рыцарь ордена, клянусь, мо.
Крестовые походы. Миф и реальность священной войны
Полный текст — 74 стр., 06.09.2015
Предисловие к русскому изданию Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительн.
Полный текст — 91 стр., 06.09.2015
Внимание! Сайт может содержать информацию, предназначенную для лиц, достигших 18 лет.
Заборов М.А. «История Крестовых походов в трудах западногерманских историков»
«Византийский временник», Т.18 (43). 1961. С. 291-311.
История крестовых походов XI-XIII вв. занимает видное место в современной буржуазной историографии. Более того: эта тема является в настоящее время одной из самых животрепещущих в зарубежной медиевистике. Не преувеличивая, можно сказать, что никогда еще интерес к истории крестовых походов не был так силен и никогда она не изучалась столь интенсивно, как после Второй мировой войны. По количеству исследований в этой области (даже если принять в расчет работы, изданные только за последние десять лет) в сравнении с современностью могут идти разве что 80-90-е годы прошлого столетия, давшие классические в буржуазной науке труды Г. Гагенмейера, Б. Куглера, В. Нордена, Р. Рэрихта и других исследователей.
Небезынтересно, что крестовые походы привлекают сегодня внимание историков самых различных специальностей, а не только медиевистов-западников, как это преимущественно наблюдалось в прежние времена.
Особенно любопытно проследить сравнительную динамику развития современной историографии крестовых походов по отдельным странам. В первые послевоенные годы ими занимались главным образом французские (Р. Груссэ, П. Лемерль, Ж. Лоньон, Ж. Ришар, П. Руссэ, Ж. Шарпаитье, И. де Февр), отчасти — английские (Ст. Рэнсимен, Р. Ч. Смэйл) и особенно усердно — факт чрезвычайно симптоматичный — американские ученые (М. У. Балдуин, А. Крэй, Дж. Л. Ла Монт, У. Порджис, Р. Топпинг), которые вообще принялись за разработку проблематики истории крестовых походов гораздо позднее своих западноевропейских коллег (в основном в 20-х гг. нынешнего столетия). Что касается германской науки, то на протяжении нескольких лет по окончании второй мировой войны эта традиционная для довоенной немецкой медиевистики тема словно была предана совершенному забвению.
Все это свидетельствует о необычайном интересе, который вызывает история крестовых походов в научных кругах на Западе, в том числе и в ФРГ. Естественно спросить: почему крестовые походы сконцентрировали на себе такой, можно сказать, не имеющий прецедента в историографии интерес современных исследователей?
Причины этого явления — двоякого рода.
С другой стороны, обостренный интерес буржуазных историков к крестовым походам питался и питается атмосферой «холодной войны», отравляющей международные отношения вот уже на протяжении многих лет.
Безусловно, широкое использование империалистической пропагандой лозунга «крестового похода», в свою очередь, явилось «политическим стимулом» усердного изучения крестоносного движения XI-XIII вв. в современной историографии. Историческая наука не могла оставаться «нейтральной» в условиях, когда, казалось бы, сугубо исторические представления были поставлены на службу политическим целям агрессивных сил империализма. «Реакцией» историографии на это «обращение политики к истории» и явился повышенный интерес ученых к крестовым походам средневековья, породивший огромную литературу.
Рассмотрим, какова же была эта «реакция» среди медиевистов Федеративной Республики Германии.
Но наряду с такими конкретными исследованиями в западногерманской историографии крестовых походов можно назвать и ряд произведений, если не формально, то по существу своему в большей или меньшей мере обращенных к современной нам действительности и носящих — явно или скрыто — программно-политический характер.
Искусственность интерпретации названного документа западногерманским исследователем очевидна. Если византийское правительство еще в 40-х годах IX в. и пыталось использовать военные ресурсы Западной Европы в своих целях, для борьбы с арабами и восстановления позиций Византии на Востоке, то эта политика не имела ничего общего с крестовым походом. Идея священной войны против мусульман, войны за «гроб господень» в Иерусалиме, сложилась на феодальном Западе — и притом только в XI столетии; она получила распространение среди рыцарства под влиянием католической церкви и сформировалась по сути дела вне зависимости от политических планов Константинополя. Послание Феофила к Лотарю не дает никаких оснований усматривать в нем хотя бы намек на идею совместного с Западом «крестового похода», что старается отыскать Дэльгер в исследуемом им памятнике.
Мы вправе заключить, что построение Ф. Дэльгера, выдвинутое им в докладе о Парижском папирусе, носит спекулятивный характер и предпринято с определенными политическими целями: опираясь на искусственно истолковываемые данные греческого документа IX в., найти возможно более отдаленные истоки «общеевропейского единства», основанного якобы на идее совместной войны с враждебным христианскому миру Востоком.
Указанная тенденция — исторически обосновать идею единства Запада (правда, в ином варианте, уже без отнесения Византии к европейскому комплексу), чрезвычайно ярко проступает в трудах другого западногерманского историка — Адольфа Вааса.
В целом, однако, концепция Вааса покоится, как уже было сказано, на идеалистическом фундаменте, а его работам присущи реакционные политические тенденции. И даже те, только что изложенные нами, выводы автора, которые мы склонны рассматривать как определенный вклад в научное изучение идеологии крестовых походов, при ближайшем рассмотрении оказываются подчиненными реакционным политическим установкам.
Основную причину того, что «утрата религиозными истинами своего существенного содержания» в рыцарской среде, «приземление», приспособление религии к «реальным жизненным условиям» возымели столь гибельные результаты, Ваас видит в том, что активное участие в крестовых походах принимали именно массы рыцарства, которые «навязали вере свой обычный (т. е. феодальный. — М. 3.) образ мышления». «Искажение христианской веры» в крестовых походах стало опасным как раз потому, что «решающим элементом в развитии крестоносного благочестия выступили массы», а всякое массовое мышление упрощает идеи, «делает их плоскими» 84 и пр.
Так в работах Вааса история крестовых походов служит совершенно определенным по своей политической направленности целям западногерманской империалистической реакции, вдохновляемой руководством христианско-демократической партии.
Автор, будучи в большей мере специалистом-филологом, нежели историком, сопоставляет произведения поэтов XII-XIII вв. с папскими буллами о крестовых походах, с текстами различных крестоносных проповедей и другим документальным материалом, относящимся к 1146- 1198 г., и таким путем старается выделить главные «мотивы» поэзии крестовых походов. Он рассматривает здесь такие вопросы, как: степень индивидуализации крестоносных проповедей в стихотворениях французских и немецких поэтов, типы их крестоносных песен и т. д. Анализ этих проблем ведется исключительно в формалистическом плане. Выводы автора сводятся либо к констатации того, что составные элементы идеи крестового похода 91 в документальных памятниках и в лирической поэзии XII-XIII вв. совпадают друг с другом, либо к утверждению, что мотивы крестовых походов, сформулированные в нарративных документальных и других источниках, проникли в лирику, где идея крестовых походов выступает в наиболее полном единстве со средневековым миросозерцанием.
Однако эти весьма немногие ценные наблюдения автора растворяются в его крайне идеалистической и односторонней концепции крестовых походов.
Однако, если это и так, вправе ли историк уходить от определения понятия «крестовые походы»? Каким бы многообразным ни было это явление и какие бы переплетения «идеального» и «реального» ни содержало в себе, все же крестовые походы, — с точки зрения марксистского, материалистического понимания истории, представляют собой вполне определенный исторический процесс в жизни средневекового общества, и «идеальное» в этих предприятиях всегда служило своеобразным выражением и дополнением «реального». Рассуждения Бэм о действии многообразных факторов скрывают неумение историка увидеть за внешним многообразием единую в общем и целом сущность крестовых походов.
Резюмируя сказанное о современной западногерманской историографии крестовых походов, можно сделать следующие выводы. Историки Федеративной Республики Германии проявляют в последние годы значительный интерес к проблематике истории крестовых походов. Это повышенное внимание к крестовым походам объективно связано с определенными тенденциями в развитии всей буржуазной идеологии периода «холодной войны», в первую очередь, — в условиях превращения Западной Германии в главную ударную базу в Европе агрессивного Североатлантического блока.
Оставаясь, подобно большинству буржуазных историков других стран, на позициях исторического идеализма, современные западногерманские исследователи не в состоянии по-новому решить коренные проблемы истории крестовых походов. Взгляды ученых ФРГ на причины, характер, последствия этого движения и т. д. представляют собой лишь несколько видоизмененные концепции, выдвигавшиеся в буржуазной историографии десятки лет тому назад: крестовые походы рассматриваются главным образом как предприятия, обусловленные в первую голову религиозными мотивами.
Одним из самых серьезных пороков трудов западногерманских исследователей истории крестовых походов (в первую очередь А. Вааса) является лежащий на этих работах отпечаток реакционных воззрений, которые получили распространение в пропаганде западногерманских империалистических кругов. Наиболее отчетливо выступает в них стремление исторически обосновать несостоятельную по существу идею западного единства, противопоставить христианский Запад и его культуру мусульманско-византийскому Востоку.
Примечания
1. См., например, не лишенную, впрочем, и научного интереса статью Д. М. Николя о четвертом крестовом походе и Латинской империи (D. М. Niсоl. The Fourth Crusade and the Latine Empire of Constantinople. — «History today», vol. VI, 1956).
2. Таковы диссертации немецких исследователей: М. Плохэра — о развитии крестоносных идей в 12-13 вв., опубликована во Фрейбурге в 1950 г. (М. Рlосher. Studien zum Kreuzzugsgedanken im 12. und 13. Jahrh. Diss., Freiburg, 1950); Л. Бэм — О Гвиберте Ножанском, опубликована в 1954 г. в Мюнхене (L. Воеhm. Studien zur Geschichtsschreihung des ersten Kreuzzuges, Guibert von Nogent, Diss., Munchen, 1954); Т. Мишо — о седьмом крестовом походе (Th. Michaux. Die Hauptentscheidungen des I. Kreuzzugs Ludwig IX in ihrer politischen Bedingheit. Koln, 1954).
3. См. подробнее сб. «Средние века», т. VIII, 1956, стр. 396-404. См. также Е. Werner. Die Kreuzzugsidee im Mittelalter. — «Wissenschaftliche Zeitschrilt der Karl Marx-Universitat». Gesellschafts und Sprachwiss. Reihe, H. 1-2. Leipzig, 1957/58, S. 135-140.
4. Назовем, к примеру, весьма содержательный доклад прогрессивного французского ученого, профессора Страсбургского университета К. Казна (Сl. Сahen. La feodalite et les institutions politiques de l’Orient Latin. — «Accademia Nazionale dei Lincei», XII, 1957, Convegno «Volta», Roma, p. 167-191.
5. Основные идеи этих лекций получили отражение в его специальной статье: A. S. Atiуa. The Crusades: old ideas and new conceptions. — «Cahier d’histoire mondiale», vol. II, No 2, 1954.
6. См., например, Documents relatifs a l’histoire des croisades. Paris, 1949; Оdо de Diogilo. La croisade de Louis VII, ed. H. Waquet. Paris, 1949. См. Также L. Воehm. Die Gesta Tancredi des Radulf von Cahen. — «Historisches Jahrbuch»,Bd. 75, 1956; H. Glaesener. Raoul de Caen, historien et ecrivain. — «Revue d’histoire ecclesiastique», vol. 46, No 1-2, 1951; H. Witze1. Le probleme de I’auteurdes Gesta Francorum et aliorum Hierosolymitanorum. — «Le Moyen Age», vol. 61, 1955.
7. См. статьи: К. Рексрота (К. Rexroth. The Unchristian Crusades. — «The Nation», 10th September 1955) и Фр. Хээра (Fr. Heer. Kreuzzuge und Kreuzzugsideologien. — «Neue deutsche Hefte», H. 35, Juni 1957).
9. A History of the Crusades, vol. I; The First Hundred Years. Philadelphia, 1955. См. нашу рецензию в ВВ, XVII, 1960.
10. A. Waas. Geschichte der Kreuzzuge. 2. Bd. Freiburg, 1956 (см. рец. в сб. «Средние века», вып. XIX, 1961).
11. P. Rousset. Histoire des croisades. Paris, 1957. См. рец. Е. Frances в журнале «Studii revista de istorie», Bucuresti, 1958, No 5.
12. Важнейшие из них: С. Сahen. Notes sur l’histoire des croisades et de l’Orient latin. — «Bulletin de la Faculte des lettres de l’Universite de Strasbourg, 1950, No 2; 1951, No 7-8; idem. An introduction to the First Crusade. — «Past and Present», 1954, No 6.
13. См. idem. L’islam et la croisade. X Congresso Internazionale di Scienze Storiche, «Relazioni», vol. III. Firenze, 1955; см. также выше, стр. 2, прим. 4.
14. См. F. Dоlgег. Der Pariser Papyrus von St. Denis als altestes Kreuzzugsdokument. — «Actes du VIе Congres International d’Etudes Byzantines», vol. I, 1950.
15. См. P. Charanis. Byzantium, the West and the Origines of the First Crusade. — Byz., vol. XIX, 1949; idem. Aims of the Medieval Crusades and how they were viewed by Byzantium. — «Church History», vol. XXI, 1952.
16. Кроме упомянутой сводной работы, Рэнсимену принадлежит ряд статей, опубликованных в 1948-1950 гг. Им были также сделаны два доклада на Римском конгрессе историков в 1955 г. (См. «Relazioni», vol. III.)
17. P. Lemerle. Byzance et la croisade. — «Relazioni», vol. III; книга П. Лемерля «Крестовые походы», опубликованная в нayчнo-популярной cepии «Quesaisje?», оказалась для нас, к сожалению, недоступной.
18. R. С. Smail. Crusading Warfare (1097-1193). Cambridge, 1956.,
19. J. Richard. Le royaume latin de Jerusalem. Paris, 1953.
20. См. выше, стр. 292, прим. 11.
21.M. Melville. La vie des Templiers. Paris, 1951. Эта тема привлекла внимание и бельгийского историка М. Лобэ (М. Lоbеt. La tragique histoire de l’Ordre du Temple. Bruxelles, 1954).
22. A. Fгоlоw. Recherches sur la deviation de la IV-me croisade vers Constanti nople. Paris, 1955. Эта работа, представляющая собой резюме лекций, прочитанных автором в Сорбонне, первоначально была опубликована в виде двух статей в «Revue de l’histoire des religions», t. 145, No 2 и 146, No 1, 1954.
23.H. Gregоiгe. Pierre d’Ermite, le croise d’avangarde et sa tombe a l’abbey de Neuf-Moustier a Huy. — «Nouvelle Clio», t. III, 1951.
24. A. Seguin. Bernard et la seconde croisade. Bernard de Clairvaux. Paris, 1953. Близкий круг вопросов затрагивает исследование бельгийца Виллема (Е. Willеms. Citeaux et la seconde croisade. — «Revue d’histoire ecclesiastique», vol. XLIX, No 1, 1951).
25. См. выше, стр. 292.
26. Мы имеем в виду не только специальные исследования в области крестовых походов, но и экскурсы в их историю в сочинениях на другие темы медиевистики, в частности, по истории папства. См., например Н. Tillmann. Innocenz III. Bonn, 1954.
27. См. Э. А. Баграмов. Миф о противоположности Запада и Востока. М., 1958.
28. Этим главным образом можно объяснить сентиментальную апологетику крестовых походов в сочинениях таких историков, как Р. Груссэ. Даже американец К. Рексрот упрекает его в явном шовинизме: «Когда Вы читаете его первые слова о цивилизаторской роли крестовых походов, — пишет он, — вам кажется, что Вы позабыли французский язык и спутали подлежащее с дополнением». См. «The Nation», 10-th September 1955, p. 226. Характерно, впрочем, что западногерманский исследователь А. Ваас в своей «Истории крестовых походов», претендующей на историзм и объективность, критикует Р. Груссэ за его представление, что крестовые походы были «колониальной экспансией», и даже обвиняет автора в перенесении на далекое прошлое современных понятий (A. Waas. Geschichte der Kreuzzuge, Bd. I, S. 52, Anm. 185; S. 309, 396).
29.Cм. M. А. Заборов. Новоявленные крестоносцы. — «Наука и жизнь». М., 1959, No 6.
30. Fr. Нееr. Kreuzzuge und Kreuzzugsideologien. — «Neue deutsche Hefte», Heft 35, Juni 1957, S. 206.
31. J. Кгaemer. Der Sturz des Konigreiches Jerusalem (583/1187) in der Darstellung des Imad ad-Din Al-Katib Al-Isfahani. Wiesbaden, 1952.
32. Кraemer. Op. cit., p. 60.
33. Нам остались, к сожалению, недоступными названные выше диссертации, а также некоторые другие работы историков ФРГ, в том числе статья Н. Веumann, Kreuzzugsgedanke und Ostpolitik im hohen Mittelalter. — «Historisches Jahrbuch», Bd. 72, 1953.
34. См. выше, прим. 14.
35. F. Dolger. Op. cit., p. 101-102.
37. P. Lemегle. Op. cit., p. 598.
38. Е. Werner. Die Kreuzzugsidee im Mittelalter, S. 137-138.
39. Помимо упомянутой выше (прим. 10) фундаментальной монографии, Ваасу принадлежит обобщающая статья: «Religion, Politik und Kultur in der Geschichte der Kreuzzuge». — «Die Welt als Geschichte», 1951, Heit 4. Эта статья представляет собой переработку доклада, прочитанного историком в Тюбингенском университете.
40. Waas. Religion, Politik…, S. 236.
41. Waas. Geschiohte der Kreuzzuge, Bd. I, S. 338.
42. Waas. Religion, Politik…, S. 236; ср. его же. Geschichte…, Bd. I, S. 338.
43. Waas. Geschichte der Kreuzzuge, Bd. II, S. 304.
45. Waas. Geschichte…, Bd. I, S. 2-3.
47. Waas. Religion, Politik, S. 245; cp. Waas. Geschichte, Bd. I, S. 338, где сказано, что «основное впечатление» от крестовых походов, «несмотря на все столкновения национальностей», — это все же «единство Запада».
48. Сам Ваас отмечает, что «соперничество королей и национальные конфликты различных народов необычайно повредили второму и третьему походам» (Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 270).
49. См. подробнее в нашей рецензии в сб. «Средние века», вып. XIX, М., 1961, стр. 258-261.
50. Waas. Religion, Politik…, S. 231; ср. idem. Geschichte, Bd. I, S. 51; Bd. II, S. 270, где Ваас характеризует Первый крестовый поход как «стихийный порыв западного рыцарства, возникший на основе его Gottesstreiterfrommigkeit».
51. Waas. Religion, Politik…, S. 233.
52. Waas. Geschichte…, Bd. I, S. 98.
54. Даже Ф. Дэльгер в своей рецензии на труд Вааса (BZ, Bd. 50, Heft 2, 1957) квалифицирует оценку им роли религиозного фактора в крестовых походах как одностороннюю и утрированную (S. 463).
55. Waas. Religion, Politik…, S. 234.
56. Waas. Geschichte…, Bd. I, S. 33, 52 f.
59. См. выше, стр. 298.
68. Ch. d’ Aillecоuгt. De l`influence des croisades sur l’etat de l’Europe. Paris, 1809. Кстати, сам Ваас вполне солидализируется с выводами ученых, которые, следуя д`Айкуру, превозносили положительное воздействие крестовых походов на Европу (Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 282).
69. Преувеличивает Ваас и степень воздействия крестовых походов на социально-экономическое и политическое развитие Европы. Так, он усматривает в крестовых походах важный фактор освобождения крестьянства в XIII в., рисуя неправдоподобную картину преуспеяния и «расцвета крестьянства на всем Западе» (Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 307).
70. На это указал еще С. Рэнсимен в последнем томе своей «Истории крестовых походов» (см. ВВ, XIV, 1958, стр. 312).
71. С. Сahen. La feodalite et les institutions politiques…, p. 191.
72. Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 58.
73.Ibid., II, S. 69. Примечательно, что самые крестовые походы Ваас характеризует как «наиболее значительное и прекрасное творение западноевропейского рыцарства, несмотря на то, что им (походам. — М. 3.) не суждено было достигнуть длительного успеха» (ibid., II, S. 280-281).
74.Ibid., I, S. 69. К этому вопросу Ваас возвращается и в заключительной главе монографии («Последствия крестовых походов»), в которой еще раз указывает на то, как «великое общее дело и общее благочестие сплотили западное рыцарство в единое целое», как на основе «участия в общем деянии расцвела единая рыцарская культура, перешагнувшая национальные границы» (ibid., II, S. 282).
75. Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 294.
77. Waas. Geschichte…, Bd. I, S. 9f.; idem. Religion, Politik…, S. 226
78. В этом отношении наиболее типична книга P. Rousset. Les origines et les caracteres de la premiere croisade. Neuchatel, 1945.
79. Waas. Religion, Politik…, S. 230.
82. Ibidem; cp. idem. Geschichte…, Bd. II, S. 302.
83.Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 304.
84. Waas. Religion, Politik…, S. 247.
87. Waas. Geschichte…, Bd. II, S. 280.
89.F. W. Wentzlaff-Eggebert. Kreuzzugsidee und mittelalterliches Weltbild. — «Deutsche Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft und Geistgeschichte». Stuttgart, 1956, I. Heft.
90.Съезд «Союза германистов» происходил с 27 сентября по 2 октября 1954 г.
91.К таковым Вентцлав относит тот же комплекс воззрений, которые Ваас называет «верой бойцов божьих» (см. ниже).
92. Wentz1aff — Еggebегt. Op. cit., S. 71.
98.Тезис о защите «святой земли» фигурирует во всех проповедях крестовых походов. Это понятие, указывает Вентцлав, трактовалось церковью как «христианское наследство», т. е. место, освященное жизнью и страданиями Христа. Поэтому мысль о необходимости добиться освобождения «святой земли» получила широкое распространение среди рыцарей: ведь притязания рыцарей на земли Востока оправдывались наследственным правом, и тезис церкви — нужно защитить наследство Христа от «неверных» — в этих условиях казался вполне правомерным (Wentzlaff — Eggebert. Op. cit., S. 75).
99. Wentzlaff-Eggebert. Op. cit., S. 73-74.
100. L. Воеhm. «Gesta Dei per Francos» oder «Gesta Francorum»? Die Kreuzzugeals historiographisches Problem. — «Saeculum», 1957, Bd. 8, Heft J.
101. Boehm. Op. cit., S. 49.
106. Boehm. Op. cit., S. 49.
109. Boehm. Op. cit., S. 50.
110. F. Нееr. Kreuzzuge und Kreuzzugsideologien. — «Neue deutsche Hefte», Heft 35, Juni 1957.
112. Ibid., S. 209, 211.
113. Нееr. Op. cit., S. 209.
114. Ibid., S. 206. При этом Хээр приводит ряд небезынтересных фактов, показывающих — хочет того автор или нет, — как лозунг крестового похода применялся в пропагандистских целях реакционными силами империалистического мира накануне и во время Второй мировой войны (итальянскими, испанскими, немецкими, румынскими фашистами), какую роль «дух» крестового похода играл во внутренней и внешней политике американских империалистов после Второй мировой войны.
115. Ibid., S. 213: «К английской пуританской революции восходят корни крестовых походов за демократию» (!?).
118. С целью опорочить социалистическую идеологию Хээр объявляет и ее идеологией «крестового похода», «священной войны против дьявольского капитализма и западных государств» (!? — М. 3.) (ibid., S. 207).