мономах история имени история 6 класс
Подготовьте доклад (не более 150 слов) по теме «Мономах — история имени»
Обсуждение вопроса:
Считается, что Владимира Всеволодовича прозвали Мономахом по роду его матери. Летопись называет жену Всеволода «греческая царица», «мономахиня», «грекиня», но не называет её имени и происхождения. О ней и её браке не упоминается и в византийских источниках. Бесспорно, к роду Мономахов она принадлежала, так как это прозвание унаследовал её сын, а также поскольку именно представитель рода Мономахов правил Византией в год её брака.
Точно не известно, кто был её родителями. Указывается, что император Константин IX Мономах был её родственником, возможно, отцом, т.к. его семья была вообще крайне малочисленна. Константин являлся единственным представителем рода Мономахов на византийском престоле. Истории точно не известно происхождение Мономахов (родовое прозвание происходит от греческого слова, обозначающего «единоборца»). Представители этого рода в Византии известны с конца X века, из него вышло несколько знаменитых военачальников.
Слово «Мономах» греческого происхождения. В случае с русским князем оно не было дано после какого-то случая его жизни и не подчёркивало свойство его характера, оно показывало его греческие корни; то есть восточноримские, потому что языком Восточной Римской империи (Византии) был греческий.
Греческие корни Владимир получил от матери: жена киевского князя Всеволода Ярославича, чьё имя не названо в источниках, была дочерью Константинопольского императора Константина IX Мономаха. Именно это родовое имя получил также его русский внук.
Константин IX – единственный человек на престоле Константинополя, называвшейся Мономах. В переводе это слово означает «единоборец», потому можно предположить, что оно получено правителем после какого-то поединка. Но это не так. Константин – Мономах также по наследству. Так называли себя все представители рода Константина. И происхождение их фамилии теряется в веках.
Таким образом, прозвище Мономах произошло от греческой фамилии деда князя по материнской линии.
История происхождения имени «Владимира Мономаха»
Все мы знаем такого человека, как Владимир Мономах. В учебниках истории подробно рассказывается о его заслугах, однако редко где можно найти историю его рода с годным именем «Мономах». Сейчас мы хотели бы закрыть этот пробел в знаниях и рассказать вам об его происхождении.
Как понятно по произношению, Мономах — слово не русского происхождения. Но здесь нет ничего странного, ведь князь напрямую относился к зарубежному роду вельмож. Они были из Византийской империи — могучей и развитой страны. Один из представителей этого рода был императором этого государства. Звали его Константин IX, и имя рода у него было, как вы уже догадались, Мономах. Константин считается дедом Владимира. Считается, что именно так род Мономахов и проник на русскую землю.
Однако это далеко не единственная версия происхождения имени Мономах. Также авторитетной теорией является соотношение слова и греческого языка. Дело в том, что «Мономах» на греческом означает война, сражающегося в одиночку, единоборца. Слово имеет действительно гордое значение, поэтому с легкостью могло использоваться в качестве титула для монарха.
Подобную теорию также подтверждает изображение на фамильной печати. Там вы можете лицезреть Георгия Победоносца. Он также в одиночку сражает злобного змея. Высокий, божественный персонаж полностью характеризовал самооценку представителей этого рода.
Многие исследователи также отмечают, что подобный титул не мог дароваться правителю просто так. Наверняка, считают они, один из представителей Мономахов отлично проявил себя в сражении один на один. Именно за это роду и был дарован подобный титул. К сожалению, подтверждения эта теория не находит и по сей день.
Однако косвенным доказательством ее подтверждения можно считать тот факт, что именно в Константинополе впервые было слышно о Мономахах. Там они владели приличной недвижимостью. К тому же, многие государственные должности тоже были заняты представителями этого древнего рода. Но сведения о них появляются только после 9 века. Ранее о них известно лишь урывками. Время стирает историю, поэтому много мы не знаем, однако порассуждать вполне можем.
Стоит отметить, что существует теория и об армянском происхождении Владимира Мономаха. Она гласит, что предки будущего князя были известными армянскими аристократами. Но эта теория практически не находит исторического подтверждения, что, по сути, является значимой причиной для ее исключения из перечня общепринятых теорий происхождения Владимира Мономаха.
Так откуда же пошло имя Мономах? Теория с греческим присхождением, как считают исследователи, является наиболее приемлемой.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2
В начале 20 веков все больше стран становились индустриальными и помимо этого, делились на первый эшелон модернизации, а в него входили: Великобритания, Франция, США и некоторые небольшие страны Европы, такие как Бельгия, Голландия и трансы Скандинавии. Вот эта «ступень» главенствовала в индустриальном развитии, за ней уже шли страны второго эшелона модернизации: Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия. Это уже страны, которые по развитию старались догнать первую ступень.
Модернизация же- это переход к более высокому виду хозяйственной деятельности, с изменением общественного мнения. Коротко-улучшения. Это как перейти от мануфактур к промышленному производству, с большим товарно-денежным оборотом и т.д
Промышленный переворот, скорее всего вывел страны на мировую значимость, в лидеры, развив их экономику. Я ещё не так хорошо изучила эту тему, так что скажу так. Усе)
1. Революция 1917 года
Внутренняя и внешняя политическая обстановки в России накануне гражданской войны. Экономическая и культурная обстановки. Сторонники Советов и контрреволюционеры. Белое движение. Гражданская война, её основные этапы и события. Россия послевоенная.
реферат
3. Гражданская война
Гражданская война 1917–1921 годов как военное столкновение «красных» и «белых». Партия кадетов как «партия врагов народа». Военное столкновение большевиков и эсеров. Белое движение, его истоки и социальная база. Антанта и гражданская война в России.
реферат
4. Гражданская война 1918-1920 гг. Тактика и стратегия противоборствующих сил
Гражданская война в России как общеисторическое явление, имеющее общие характеристики и специфические особенности. Исследование стратегии и тактики противоборствующих сил в гражданской войне России 1918 года. Формирование красной армии и белых соединений.
реферат
5. Смута и гражданская война в России
Основные причины возникновения Смутного времени, события в экономической, социальной, духовной и политической сферах. Государственный строй в Смутное время. Гражданская война, создание 1-го и 2-го ополчения. Лидеры движений, восстание Болотникова.
реферат
6. Революция и Гражданская война на Украине
Ситуация накануне Революции 1917 года. Февральская революция, начало Гражданской войны на территории Украины. Создание Украинской Народной Республики. Взгляды современной историографии на события Октябрьской революции и Гражданской войны на Украине.
презентация
7. Первая гражданская война английской революции и ее итоги
Первое крупное сражение парламентских сил «круглоголовых» с «кавалерами». Превосходство роялистов. Причины слабости парламентской армии. Отношение пресвитериан к гражданской войне. Положение народа в связи с гражданской войной. Реорганизация армии.
реферат
8. Становление советской России
Первоначальные задачи большевиков по
Человек всегда оставляет следы своей жизни и деятельности на земле. Пепел от костра, горевшего тысячи лет назад, великие храмы, останки древних людей — все это вещественные источники, которые помогают ученым судить о прошлом человечества. Вещественные источники называют также археологическими памятниками.
Несмотря на все успехи современной техники, основным орудием работы на раскопках остается простая лопата. Никакие механические копатели не допускаются, как бы грандиозны ни были раскопки.
Археологи используют новейшие достижения физики. Так оказалось возможным датировать древние деревянные вещи, измеряя количество содержащегося в них радиоактивного углерода.
Самовольные раскопки в нашей стране запрещаются законом. Любитель-археолог должен принять все.меры к тому, чтобы открытый им памятник был в неприкосновенности сохранен для науки.
Для того, чтобы мы могли знать, как можно больше, археологи делают нелегкую и кропотливую работу, но результат может стать новым величайшим открытием, способным оставить значительную лепту в истории человечества и поставить её на новый уровень.
Египет:
Благодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного. Вся одежда древнего египтянина эпохи Древнего Царства состояла из одной набедренной повязки – схенти. Она доходила от талии до колен, и существовало несколько способов ее завязывать. Бедные люди носили схенти из грубого льна, богатые – из тонкого полотна, она могла быть белой или окрашенной в какой-либо цвет, во времена Древнего Царства предпочитали синий, зеленый и красный. Средняя часть схенти могла быть треугольной, веерообразной, могла иметь форму трапеции. Собранная в складки, она прикладывалась к животу, свободный конец пропускался снизу, между ногами, а то, что осталось, оборачивали вокруг талии и перехватывали поясом. Иногда схенти делали из шкуры антилоп и газелей, вся поверхность такого схенти из кожи, кроме средней вставки, была иссечена прорезями для удобства движения.
Женское платье на бретельках – калазирис, плотно облегало фигуру, есть предположение, что калазирисы были вязаными, настолько узки были они, судя по изображениям, что вообще не очень понятно, как можно было ходить в такой одежде. Калазирис состоял из юбки и жилета. Юбка доходила до щиколоток или середины икры, она плотно облегала ноги, вынуждая женщину передвигаться маленькими шажками, впрочем, эта походка, как и многое другое в древнем Египте, была строго регламентирована. Жилет на бретельках часто оставлял грудь открытой.
На тему :Мономах-история имени
Доклад
Выполнил: Минвалеев Ильнар 6 А класс
От ранних лет до княжения Святополка Изяславича[править | править вики-текст]
Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.
В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.
В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода (две подряд зимы между 1078 и 1084 годами).
В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, не препятствовал двоюродному брату Святополку занять престол, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск (1097). Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102), и тем самым он нарушил традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.
При Святополке Изяславиче (1093—1113)[править | править вики-текст]
Сразу после смерти Всеволода Ярославича Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем потерпели тяжёлое поражение на Стугне от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами ещё раз — у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.
Картина С. В. Иванова. Русские князья заключают мир в Уветичах.
А. Д. Кившенко. «Долобский съездкнязей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».
Тем временем Олег занял Муром (Изяслав Владимирович погиб), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга. Олег был разгромлен на Колокше и изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, после чего междоусобица на левобережье Днепра утихла.
Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, то есть Переяславль, Смоленск, Ростовскую область. Новгород также остался за сыном его Мстиславом.
Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году. В результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владенияРостиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).
В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.
Великое княжение[править | править вики-текст]
Владимир Мономах наПамятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; киевское боярство [8] 4 мая 1113 года призвали на княжение Владимира Мономаха:
А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля [1113] в 16 день [среда, 23 по н. ст.] за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. […] После того на десятый день [суббота, 26 апреля / 3 мая] устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье [27 апреля / 4 мая 1113 г.]. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой [9]
Восстание утихло, но в то же время князь вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов.
После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.
Война с Византией[править | править вики-текст]
Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно. [11]
Только в 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II — Алексея. [11]
В «Слове о полку Игореве»[править | править вики-текст]
Биобиблиографический справочник «Сара Садыкова» посвящен этой знаменательной дате, составлен на 2-х государственных языках РТ (русском и татарском) и состоит из 6 разделов. В нем представлены воспоминания близких людей, современников и друзей, фотографии, раскрывающие ее многогранный творческий и жизненный путь, песни С. Садыковой (с текстами и нотами), стихи и сценарии, посвященные ей. В последнем разделе находится библиографический указатель произведений С. Садыковой и литературы о ее жизни и творчестве. Информационные источники представлены с 1995 по 2005 год и располагаются в обратнохронологическом порядке. Имеются также ссылки на значимую информацию о С. Садыковой в сети Интернет.
Драматическая актриса, сначала Татарского государственного музыкально-драматического театра под руководством Газиза Айдарского в Москве, затем Татарского академического театра имени Галиасгара Камала. Далее оперная певица – одна из первых солисток Татарского театра оперы и балета. (Кстати, в 1925 году первая татарская опера «Сания» была написана специально для ее голоса). А, может быть, главное – женщина-композитор Татарстана, открывшая чистую страницу небывалого прежде в татарском песенном творчестве жанра – песни в стиле танго, фокстрота, блюза. Ее первая песня относится к 1942 году – танго «Жду тебя».
И еще: видный общественный деятель, никогда не забывающий о том, что человек искусства прежде всего служит обществу, в котором живет. Прекрасная наставница творческой молодежи, умевшая притягивать к себе, будь то стар или млад.
Все это – о ней, о Саре Садыковой, которой 1 ноября исполнилось бы 95 лет. Мама дожила до восьмидесяти, но не состарилась душой. Она до конца продолжала творческую жизнь, не щадя себя, не теряя времени. Она как бы торопилась «все отдать при жизни, чтоб уйдя к небытию во власть, теплым ливнем, снегом ли пушистым к милой Родине припасть. » Последнее сочинение ее – 1986 года: старинная булгарская песня «Идел суы ага торыр» («Пока течет река Волга»).
Подводя черту в день ее юбилея, с уверенностью скажу: становление и развитие татарского музыкального искусства 20-х–30-х годов XX века связано с именем Сары Садыковой. Она стояла у истоков профессиональной татарской музыкальной культуры, работая в содружестве с Тази Гиззатом, Каримом Тинчуриным, Салихом Сайдашевым Она является изюминкой этой культуры.
В одном ее имени сконцентрировались различные виды и жанры татарской песни. На сегодняшний день ему нет аналога. Ее редкой красоты, богом данный голос был отшлифован в Московской консерватории и хорошо знаком и любим современниками, людьми ее поколения. Она оставила нам свои прекрасные песни, где каждая музыкальная фраза напоена национальным ароматом и колоритом, хватает за душу неповторимой задушевностью.
Сара Садыкова была мастером выражения этого состояния в своих мелодиях. Вместе с тем ее искусство заряжало оптимизмом, энергией. Ее песни зовут к добру, воспевают любовь к природе, человеку и его делам, к Родине. Они очищают, облагораживают. Мама считала, что песня – это очень серьезно и мучительно искала ее точную интонацию, фактуру сопровождения, инструмент.
Она восторженно и возвышенно чувствовала родную природу, музыку родного края, была влюблена в свой талантливый народи, вместе с тем ненавидела все низменное, недостойное, уродливое. Коммунист с кристально чистой совестью, она верила в гуманные идеалы социализма и интуитивно чувствовала, что формы его нужно совершенствовать.
Вместе с тем мама зачитывалась религиозными книгами на арабском языке, шедеврами древности в подлиннике. Идеи гуманизма и каноны религии удивительно переплетались в ее мировоззрении. В течение всей жизни ее не покидало чувство Прекрасного. Она была похожа на свои песни.
Было в жизни артистки нечто неизменное – это любовь зрителя, которая зажглась в дни ее молодости, когда народ называл ее «татарский соловей». От Кронштадта до Камчатки, от Москвы и до Ташкента народ знает Сару Садыкову, у нее много друзей и почитателей ее таланта разных национальностей и профессий – в Америке Финляндии, Корее Китае. Где только нет наших соотечественников!
Феноменальный талант, помноженный на титанический труд, плюс признание своего народа протяженностью в 65 лет – вот что такое Сара Садыкова Сегодня любителям музыки она известна как композитор, автор песен, музыкальных драм и комедий. Продолжая добрые традиции С.Сайдашева, Л Музаффарова, народной песни, она создавала свои, такие близкие сердцу ее современников. Восторженная, открытая людям, мама умела радоваться успехам коллег, высоко ценила профессионализм – замечательное качество истинного художника!
Татарская певица и композитор. Заслуженная артистка Республики Татарстан (1939). В 1977 г. была удостоена звания Народная артистка Республики Татарстан. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат государственной премии им. Г. Тукая.
Училась в знаменитой женской школе, после ее окончания продолжила учебу в педагогическом техникуме. Уже в годы учебы она стала проявлять свои музыкальные способности. В 1921 г. в благотворительном спектакле «Холостяк» исполнила свою первую музыкальную роль и по настоянию преподавателя техникума, композитора Солтана Гобаши, была направлена на учебу в Москву. В 1922-1928 гг. училась в Московской консерватории имени Чайковского, а в 1934-1938 гг. там же закончила студию татарской оперы.
Первое ее танго «Жду тебя» на стихи А. Ерикеева было написано в 1942 г. и имело огромный успех и распространение. Песни ее богаты по тематике. Здесь и протяжные, лирические, шуточные, героико-патриотические, песни о любви, дружбе, веселые вальсы, марши, танцевальные ритмы и т. д.
Внесла большой вклад в становление татарской оперы. За свою творческую деятельность сочинила около четырехсот песен, музыку к тридцати спектаклям, множество инструментальных произведений, две музыкальные комедии. В 30-е гг. на сцене театра «Рабочий» в Москве, а также на сцене Казанского драматического театра ею было создано немало женских музыкальных образов.