морфологические навыки устной речи
Характеристика грамматического навыка
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из самых актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основное его стороны. В методической литературе можно встретить следующие определения грамматического навыка: Спутниковый мониторинг mssgloanss.ru. Система мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS в Москве.
грамматика информационная технология иностранный
синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня;
под грамматическим навыком понимается способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксического оформления речевой единицы;
грамматический навык обеспечивает правильное употребление грамматической формы.
В грамматическом навыке можно выделить его более частные составляющие:
выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего;
оформление речевых единиц, которым заполняется структуры в соответствии с нормами данного языка и определенными временным параметром;
оценка правильности и адекватности этих действий.
Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи предполагает овладение определенным рядом навыков.
Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.
Известно, что грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации.
При этом некоторые методисты, такие как Пассов Е.И. и Маслыко Е.А., различают:
1) речевые грамматические навыки:
а) грамматические навыки говорения;
б) морфологические навыки устной и письменной речи;
в) синтаксические навыки устной и письменной речи;
2) языковые дискурсивно аналитические грамматические навыки;
3) рецептивные грамматические навыки:
а) рецептивно-активные навыки аудирования и чтения;
б) рецептивно-пассивные навыки;
1. а) Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизирование употребление грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамматического навыка говорения, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками. Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.
Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический характер благодаря специфике письменной речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст.
2) Языковые дискурсивно аналитические грамматические навыки формируются на основе грамматических знаний и используются как фоновый компонент в основном в письменной речи, реже в говорении. Языковой навык помогает говорящему контролировать правильность выполнения речевого действия, а при ошибочном его выполнении обеспечивает исправление неточностей.
Еще по теме:
Педагогика как наука
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.
Характеристика грамматических навыков и их этапы формирования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Характеристика грамматических навыков и их этапы формирования
Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи (устной и письменной) предполагает овладение определенным рядом навыков.
Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком. Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамматического навыка говорения, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Синтаксические речевые навыки. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках (немецком, французском) в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями.Т. е. навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений.
Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте.
Различают рецептивно-активные грамматические навыки аудирования, которые базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.
Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями. Данный вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения. Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся формировались также пассивно-рецептивные навыки. К таким навыкам относятся: навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков формировался в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста.
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.
Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д.
Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения на задний план.
Процесс формирования грамматических навыков на среднем этапе обучения
Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
Следуя И. Л. Бим обучать грамматике иностранного языка – это значит формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой грамматической цели необходимо:
Исходя из сказанного, можно несколько уточнить общие требования к овладению грамматической стороной речи.
А) учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на его содержании;
Б) они должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен соответствовать отобранный грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей программой. Критерием его отбора обычно выступают такие показатели, как частотность и употребительность в речи, а также обобщенность.
Процесс становления грамматических навыков и умений протекает поэтапно. Под грамматическим навыком мы понимаем автоматизированное использование грамматических средств в речи [6].
Е. И. Пассов называет грамматический навык как “способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это – мгновенно” [4]. При этом некоторые методисты различают морфологические и синтаксические навыки устной и письменной речи, а также рецептивные грамматические навыки. Рецептивные грамматические навыки делятся еще на рецептивно-активные и на пассивно-рецептивные навыки. Кроме того, различают языковые и речевые грамматические навыки [7].
Под речевым грамматическим навыком мы понимаем автоматизированное употребление грамматических (морфологических и синтаксических) явлений в речи на основе “грамматического чувства” [5].
Характер навыка определяет в значительной мере и характер упражнений: языковые навыки приобретаются в языковых, неситуативных, неречевых упражнениях, тогда как речевые грамматические навыки могут успешно формироваться преимущественно в ситуативных речевых упражнениях.
В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:
1) Выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);
2) Оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;
3) Оценка правильности и адекватности этих действий.
Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.
Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи.
В методике преподавания иностранному языку выделяют рецептивные грамматические навыки – это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте [6].
Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецептивно-активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.
Дискурсивно-аналитические грамматические навыки формируются на основе грамматических знаний и используются как фоновый компонент в основном в письменной речи, реже в говорении. Языковой навык помогает говорящему контролировать правильность выполнения речевого действия, а при ошибочном его выполнении обеспечивает исправление неточностей [2].
Определяя роль языковых навыков в формировании речевых, можно отметить, что первые создают операционно-ориентировочную основу для владения речевыми грамматическими действиями; они положительно влияют на формирование речевого грамматического автоматизма, хотя совсем не гарантируют его создание.
Объяснение новой грамматики начинается с раскрытия значения грамматического явления, чтобы дальнейшая работа основывалась на ясном понимании семантики новой формы. Если явление многозначно, следует помнить, что каждое новое значение грамматического явления является самостоятельной учебной единицей, и ему следует уделить специальное внимание. Дальше необходимо остановиться на способе образования новой грамматической структуры, то есть на форме. При объяснении формы внимание учащихся обращается на формальные признаки. К ним относятся:
1) внутренняя флексия (это умлаут, аблаут);
2) внешняя флексия (приставки, суффиксы, окончания);
З) строевые слова (местоимения, артикли, союзы, предлоги, вспомогательные глаголы);
5) знаки препинания в письменной речи, интонации, паузы — в устной речи. Важно обратить внимание учащихся на наличие омонимичных форм и указать те признаки, которые служат для дифференциации.
Объяснение употребления грамматических конструкций должно отвечать следующим требованиям:
1) оно должно показывать функционирование данного явления в устной разговорной речи или его преимущественное использование в книжно-письменных источниках;
2) очень важно обращать внимание учеников на типичные речевые ситуации, которые требуют употребления именно данного явления.
На основе сравнения значения и употребления грамматических явлений в родном и изучаемом языках можно выделить три типа:
По признаку образования формы все явления можно поделить на два типа:
Явления первого типа легче для воспроизведения, второго – для распознавания.
При формировании грамматических понятий путь умозаключений обучающихся может осуществляться индуктивно или дедуктивно.
Индуктивный путь имеет следующие преимущества:
1) Он является более конкретным и более наглядным. Материалом служит сам язык.
2) Он способствует большей активности учащихся на уроке, так как они сами участвуют в выведении правила. Мыслительная активность учащихся способствует лучшему усвоению материала.
3) Задача сделать «открытие» совершенствует умственную деятельность учащихся — их внимание, наблюдательность, способность логически мыслить, выделять главное и второстепенное и т. п. Применение индукции требует при подготовке к уроку составления серии последовательных вопросов, которые выступают в роли «программы» мыслительной деятельности учащихся, чтобы подвести их к обобщению.
Преимущества дедуктивного пути состоят в следующем:
1) Он требует меньше времени. Это позволяет увеличить удельный вес упражнений.
2) Этот путь легче для преподавателя. Ход объяснений зависит только от него. Он может заранее предусмотреть все трудности и наметить пути для их преодоления.
Дедуктивный путь безразличен к численности класса, в то время как индуктивный путь при большом количестве учащихся в группе затруднителен. Выбор того или иного пути ознакомления учащихся с новым материалом зависит от ряда факторов:
Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учётом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.
Целью этапа ознакомление и первичное закрепление грамматического материала является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.
Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя или самостоятельно в следующей последовательности:
Приёмы для создания учебно-речевых ситуаций для семантизации грамматических явлений можно свести к нескольким основным:
Формирование речевого грамматического навыка на этапе тренировки грамматического материала предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения, а также упражнения игрового характера.
Вимитационных упражнениях грамматическая структура задана, её следует повторять без изменения. Выполнение упражнений проходит в виде прослушивания повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за учителем, списывания текста или его частей с подчёркиванием грамматических ориентиров.
Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала. Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем составить предложения по образцу. Продуктивны и подстановочные упражнения, основанные на одновременном показе двух кадров или картинок, изображающих оппозиционные грамматические значения.
Трансформационные упражнения формируют навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно варьировать содержание сообщения, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных ранее частей целые высказывания с новым содержанием.
На этапе применения грамматического материала в речи переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, аудио- и видеороликов.
Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством активизации новой грамматической структуры в составе диалогических и монологических высказываний, различных видов пересказа или изложения, организации и проведения различных видов грамматических направленных ролевых игр.
Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Учитель может осуществлять его непосредственно в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения [3].
Список использованной литературы
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык.
Морфология относится к традиционно изучаемым в начальной школе разделам русского языка. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания и методики изучения этого раздела не актуальны. Однако изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в начальной школе.
В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка и развивать морфологическую компетенцию учащихся, это, на мой взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
Актуальность: определяется с появлением необходимости поиска эффективных методов и приёмов обучения на уроках русского языка, которые будут способствовать достижению планируемых результатов по морфологии, что обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Процесс достижения младшими школьниками хорошего уровня морфологической компетенции будет успешным, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа, метод конструирования, наглядный метод, метод упражнений.
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема изучения морфологии младшими школьниками находится в центре внимания исследований таких ученых как Л. И. Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов, В. П. Озерская, А. М. Орлова и другие.
Для полноценного понимания, что такое морфологическая компетенция, была проведена работа с каждым понятием.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова
Компетенция – область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен
Ещё компетенция толкуется как,
— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Морфоло́гия — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение»)
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»).
Исходя из выше перечисленных понятий «компетенция» и «морфология», мы можем сформулировать общее понятие морфологической компетенции:
Прежде чем узнать, с помощью чего формируется морфологическая компетенция, познакомимся с понятием «Формирование»
Формирование морфологической компетенции младших школьников на уроках русского языка — сознательный процесс развития знаний, умений по морфологии с помощью специальных морфологических упражнений, которые имеют свою цель: осознание учащимися морфологического строя русского языка.
Методика обучения морфологии в начальных классах
В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте.
Для формирования морфологической компетенции существует специальная методика:
Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.
Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.
Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения:
лексико-грамматический – сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня : лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного»);
парадигматический – сопоставление косвенных форм и исходной формы слова;
морфолого-синтаксический – сопоставление слова как члена предложения и части речи.
Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
полный или частичный морфологический разбор слова;
формообразование слов, постановка слова в указанной форме;
конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;
нахождение части речи в предложении, в тексте;
словообразование частей речи.
опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
группировка слов по частям речи, их разрядам;
составление парадигмы слова;
разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;
наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;
наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления.
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение.
В данную методику входит:
Система работы над темой «Имя существительное»
Например, в I и II классах в центре – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III – IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний.
Система изучения имен прилагательных
В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие? ; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III и IV классах – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний.
Система работы на темой «Глагол»
Всё морфологические категории, с которыми знакомятся учащиеся можно объединить в таблицу: