мосхури в греки в истории севастополя
Греки Балаклавы и Севастополя. М., 2013.
Греки Балаклавы и Севастополя. М.: «Индрик», 2013. 248 с.
Сборник посвящен особой части греческой диаспоры, ведущей свое начало от жителей греческого Архипелага и Мореи, бежавших на русских кораблях от мести турок и оказавшихся в Крыму в конце XVIII в. Они были поселены в Балаклаве и близлежащих селах и составили основу Греческого пехотного батальона, особо отличившегося в Крымскую войну. Воины и рыбаки, виноградари и богомольцы, они создали в Балаклаве свой неповторимый жизненный уклад. Балаклавскими рыбаками был, в частности, пленен известный русский писатель Александр Куприн. История балаклавских греков фактически закончилась их депортацией после освобождения Крыма в 1944 г. Однако несмотря на это преступление советского режима, память о них жива в России, на Украине, в Греции, везде, где живут их потомки.
Сборник предназначен как для специалистов-историков, так и для всех, интересующихся историей Крыма и российско-греческих отношений.
Редакционная коллегия: доктор исторических наук К. В. Никифоров (ответственный редактор), доктор исторических наук О. В. Соколовская.
Рецензенты: д.и.н. В. В. Рогинский, д.и.н. Е. П. Серапионова.
Содержание
К. В. Никифоров. Греческий уголок «пестрой Русской империи»
Ф. Янници. Греки на юге России – залог греко-российской дружбы и взаимодействия
А. В. Ефимов. Джизйе-дефтер лива-и Кефе 1634 года как источник по истории Крыма
Т. М. Фадеева. Архипелагские экспедиции Русского флота (1769–1774) и появление новой греческой общины в Крыму
Ю. Д. Пряхин. Некоторые аспекты появления в Крыму. Греческого пехотного полка, его размещения в Балаклаве, службы воинов-греков
И. В. Мосхури. Служащие поселенного в Балаклаве Греческого пехотного полка: греки или арнауты?
С. А. Пинчук. Балаклавский греческий пехотный батальон в первой четверти XIX в.
Ар. А. Улунян. 26 сентября 1854 г. (Греческие защитники Балаклавы в британской мемуаристике)
Н. М. Терещук. Крымские архивные источники по изучению истории греческих церквей Севастополя и Балаклавы: конец XVIII – начало XX в.
О. В. Соколовская. Русско-греческая торговля, династические связи и крымские греки во второй половине XIX — начале XX в.
М. А. Араджиони. Занятия греков Балаклавы и Севастополя. Ремесленники (1890-е – 1930-е гг.)
Т. В. Никитина. Греческая диаспора на юге России и Греция в 20-30-е годы XX в.
И. Г. Джуха. Абсурд или четко продуманный план? (Репрессии против греков Севастополя и Балаклавы в эпоху сталинизма)
С. И. Мосхури. Неизвестные представители семьи Мавромихали в России
К. В. Никифоров. Семья Серафимов-Серафимовых в архивных документах и воспоминаниях
Греки в истории Севастополя
Вышла в свет интереснейшая монография москвича Игоря Мосхури, хорошо известного в Крыму разработками в русле проблем новой истории. Подобного серьезного труда, посвященного истории греческого этноса города Севастополя, на полях литературно-исторической карты нашего города до сего дня не отмечалось.В рамках специфических вопросов этносоциальной историографии Севастополя (в советской научно-исторической периодике он фигурировал, как правило, как русский город) сей научный труд, несомненно, несет ценнейший пласт исследований, посвященных истории севастопольских греков от формирования севастопольской греческой колонии в конце ХVIII века и до завершения Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг.
Автор использовал в своей работе ценнейшие данные госархивов Русского общества Пароходства и Торговли, Внешней политики и Военно-Морского Флота России, АРК, городов Севастополя, Николаева, Одессы, Краснодара; ряда частных архивов потомков коренных греческих севастопольских семей и многочисленные публикации, из которых следует особо выделить серьезные работы Н.И.Закревского, севастопольцев Е.В.Веникеева, И.А.Дьяконовой, греческого историка Олимпии Селеку.
Работа оснащена довольно объемным научным аппаратом, указателем имен, терминологическим словарем. В «Приложениях» для исследователей представлен ряд интересных документов, большинство из которых обнародуется в извлечениях.
Из всего поданного на суд читателя объемного материала автор делает вывод о том, что «благодаря деятельности греков-старожилов и вновь прибывших поселенцев Севастополь превратился с последней трети ХIХ века в один из центров просвещения и национально-культурного движения греческой диаспоры. Новой страницей в истории греческой колонии Севастополя стали бурные события первой половины ХХ века».
И.В. Мосхури. Служащие поселенного в Балаклаве Греческого пехотного полка: греки или арнауты?
Арнауты представляют собой субэтническую группу албанцев, выделившуюся из собственно албанского этноса между 1300—1600 гг. в ходе балканских миграций, вызванных нашествиями крестоносцев, ослаблением Византийской империи и вторжением турок. К концу вышеназванного периода и вплоть до начала XX в. арнауты составляли значительную часть (до 20%) населения Греческой Республики. Из-за этого многие ученые-этнографы считали, что собственно греки — потомки древних греков — были истреблены во время долгого периода падения Византийской империи, практически исчезнув в Европе, а основное население получившей в 1830 г. независимость новой Греции (Королевство Греция) составляли албанцы.
В отличие от основного албанского ареала, арнауты, переселившиеся в пределы исторической Греции — в Аттику, Беотию, Пелопоннес и некоторые греческие острова — еще в византийский период, подверглись аккультурации и частичной эллинизации, поэтому они остались верны православию и после нашествия турок. Арнауты также хорошо владели греческим языком, хотя он не был для большинства из них родным вплоть до середины XIX в.
В конце XVIII — начале XIX вв. название «арнауты», как экзоэтноним, закрепилось за албанцами и представителями других балканских народов, переселявшихся из Турецкой империи на земли, отвоеванные Российской империей у Турции в ходе Русско-турецких войн второй половины XVIII в. В дореволюционной России арнаутами порой называли всех выходцев с Балканского полуострова. Не были исключением в этом и балаклавские греки. Попробуем разобраться, так ли это.
Первые годы жизни переселенцев проходили в условиях накаленной обстановки в Крыму, где в любой момент могла вспыхнуть новая война, поэтому князь Г.А. Потемкин занялся устройством Греческого войска, «оказавшего так много услуг» при подавлении мятежа в горной части полуострова, вспыхнувшего в 1777 г. Тактика греков при усмирении татарских мятежников наглядно показала, что «удобность сабель, особливо на неровных местах, преимуществует много перед штыками». После подавления мятежа в Крыму Потемкин обратился к императрице с предложением сформировать из переселенцев «по собственному их желанию и к собственной их пользе» Греческий пехотный полк. 3 августа 1779 г. предложение было Высочайше утверждено, и началось формирование полка, продолжавшееся до 1783 г.
Наряду с этим за балаклавскими греками и их потомками прочно закрепилось название «арнауты». Иллюстрированным примером этого служат произведения многих художников того времени, например, известная гравюра О. Рафе «Береговые патрульные арнауты. Балаклава (Крым) 25 августа 1837 г.». В конце XIX — первой половине XX вв. балаклавцев устойчиво называли арнаутами не только горные и южнобережные крымские татары, но и греки более поздних волн греческой эмиграции, а образ «арнаута» или «грека-людоеда» прочно вошел в крымско-татарский песенный и устный фольклор.
Настоящее исследование позволяет сделать вывод, что «арнаутами» в Крыму называли греков, состоявших на службе в Греческом пехотном полку, преобразованном впоследствии в Балаклавский греческий пехотный батальон. Это название было прочно усвоено местным мусульманским населением и вплоть до настоящего времени употребляется по отношению к потомкам балаклавских греков.
Примечания
1. Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г. (Его подготовка и заключение). М., 1955. С. 352—355.
2. Сафронов С.В. Остатки греческих легионов в России или нынешнее население Балаклавы. Исторический очерк. // Записки Одесского Императорского общества истории и древностей. Т. I. Одесса. 1844. С. 208.
5. Всеподданнейшее донесение графа Орлова из Пизы. 26 декабря 1774 г. (6 января 1775 г.). В кн.: Материалы для истории русского флота. СПб., 1888. Ч. XV. С. 250.
6. Сафронов С.В. Указ. соч. С. 211.
7. Материалы для истории русского флота. СПб., 1888. Ч. XI. С. 250. Сообщение вице-адмирала А.В. Елманова вице-адмиралу Сенявину из Архипелага. 23 марта (3 апреля) 1775 г.
8. Мосхури И.В. Греки в истории Севастополя. Севастополь. 2006. Т. 1. С. 23.
9. Кондараки В.Х. память столетия Крыма. Первые годы нашего господства в Крыму. М., 1888. С. 62—63.
10. Кондараки В.Х. Указ. Соч. С. 171.
11. Ромм Ж. Путешествие в Крым в 1786 году. Пер. К.И. Раткевич. Л., 1941. С. 51.
12. Кондараки В.Х, Указ. Соч. С. 171.
13. Петр Иванович Сумароков, посетивший в 1799 г. Балаклаву, рассказывая в своих воспоминаниях об «удивительном искусстве хождения по горам» балаклавских греков, упоминает, в частности, что «они не знают усталости и цепляются по утесам, как козы». См.: Сумароков П.И. Путешествие по всему Крыму и Бесарабии в 1799 году. М., 1800. С. 110.
14. Кондараки В.Х. Указ. соч. С. 83.
15. Н. Берг в походных заметках, написанных в 1855—1856 гг., отмечал, что «третью часть народонаселения в Бахчисарае составляют греки-балаклавцы», «греческие солдаты Балаклавского гарнизона», которых местные жители «зовут здесь по-простому балаклавцами». См.: Берг Н. Бахчисарай (Отрывок из походных заметок). Новороссийский календарь за 1867 г. Одесса. 1868. С. 19—20.
16. Списки населенных мест Российской империи. Т. XLI. Таврическая губерния: Список населенных мест по сведениям 1864 г. СПб., 1865. С. XLI.
17. Муравьев-Апостол И.М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб., 1823. С. 102,103.
Мосхури в греки в истории севастополя
Игорь Валентинович Мосхури – кандидат исторических наук, руководитель Центра греческих исследований им. В.Х. Кондараки, автор книги “Греки в истории Севастополя” (2006) и нескольких десятков статей и публикаций, посвященных вопросам истории и этнографии греков, православной церкви в Крыму.
В 2001 году награжден диплом Министерства культуры Греции в номинации «За лучшую научную статью года 2000 года», посвященную крымскому периоду жизни национального героя Греции и России Ламброса Кацониса и месту его предполагаемого погребения в Крыму.
Член Московского общества греков.
Наступивший 2019 год является знаковым в истории Балаклавы, Балаклавского греческого пехотного батальона и балаклавских греков, не имеющих после депортации из Крыма в 1944 году компактных поселений и проживающих ныне в различных городах и населенных пунктах республик бывшего СССР, в Греции и на Кипре. В этом году исполняется:
Карло Боссоли. Балаклава. 1844 год.
АННОТАЦИЯ
к лекции «Греки Балаклавы в истории России и Греции»
Предлагаемая лекция посвящена Балаклаве и балаклавским грекам – представителям особой этносоциальной субэтнической группы, сформировавшейся в конце XVIII – первой половине XIX века из жителей Мани, Мореи, Эпира, Эгейских и Ионических островов, участвовавших в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. и переселившихся в 1775 году в крепостях Керчь и Ени-кале в Крыму, отошедшим по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора в России. В военно-статистическом обозрении Таврической губернии за 1849 год в связи с указанной их обособленностью отмечалось, что «греки, живущие в Балаклаве, не имеют кроме религии ничего общего с другими греками Таврической губернии». Это были сложившиеся семейные династии воинов и, одновременно, земледельцев, рыбаков, торговцев.
Жак Кристоф Мивилль. Балаклава. 1818 год.
Важную роль в массовом переселении и объединении греков на новом месте играл Стефан Мавромихали (1734–1801) – известный политический и военный деятель в истории Греции и России, командир Греческого войска (1775–1779), Греческого пехотного полка (1794–1801), подполковник российской армии, 285 лет со дня рождения которого исполняется в 2019 году.
Стефан Мавромихали (портрет конца XVIII века. Неизвестный художник)
В 1779 году из греков-переселенцев началось формирование Греческого пехотного полка, завершившееся к 1783 году. Полк был поселен в Балаклаве и ее ближайших окрестностях и в 1797 году преобразован в Балаклавский греческий пехотный батальон. Наряду с несением кордонной службы по охране побережья Крыма от Севастополя до Феодосии, греки принимали активное участие в русско-турецких войнах 1787–1791, 1806–1812 гг., в военных действиях на Кавказе, в Восточной (Крымской) войне и обороне Севастополя 1854–1855 гг.
После ликвидации в Российской империи института военных поселений, Высочайшим указом Александра II от 21 октября (2 ноября) 1859 года Балаклавский греческий пехотный батальон был расформирован, а служившие в нем греки занялись мирным трудом.
О. Раффе. Береговые патрульные-арнауты.Балаклава. 25 августа 1837 года.
Цель лекции – укрепление российско-греческих культурных связей и привлечение внимания к увековечиванию памяти Балаклавского греческого пехотного батальона. В предлагаемой лекции будут кратко освящены наиболее яркие вехи в истории Балаклавы и балаклавских греков на протяжении 1784–1919, 1920–1944 гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., рассказано о их видных представителях, военных подвигах, духовных ценностях и славных традициях. Лекция будет сопровождаться демонстрацией иллюстраций и архивных документов, многие из которых будут представлены впервые.
Монастырь св. апостола и евангелиста Луки на месте бывшей греческой деревни Лаки. Церковь св. Луки после реставрации. На фото справа – налево: Никос Сидеропулос, Игорь Мосхури, Павел Усанов
Sevastopol.info
Часовой пояс: UTC+03:00
Греческое общество
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. | Страница 1 из 20 | [ 480 сообщений ] | На страницу 1 2 3 … 20 След. |
|
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
19 марта(пятница) в 18.00 состоится сбор желающих изучаться греческий(предварительно позвоните) В Севастополе существует греческое общество с 90х годов,на данный момент очень много пожилых людей,им это становится менее интересно.А многие и вовсе прийти не могут по состоянию здоровья.Приглашаем всех имеющих какие либо греческие корни или просто если вас интересует история Греции.Каждый праздник организовываются поездки по Крыму либо собираемся в греческом доме и общаемся. Планируется открыть курсы изучения греческого языка,но нужны желающие.Курсы пока что будут платные(1 занятие-10-20грн,преподаватель уже есть).Если еще интересуют какие то вопросы звоните—94-15-49 или 0662211007 Анжела Александровна(председатель греческого общества Элефтерия) Последний раз редактировалось malayaa 16 мар, 2010, 21:52, всего редактировалось 2 раза. | |
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
Не в сети |
***** |
Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1616 Репутация: 853
Вы расскажите лучще про то, что быть причерноморским греком = шанс получить рабочую визу в Элладе. Шенген, между прочим. Сколько «греков» нужно для группы по языку? Новогреческий, как я понял? В 38-ой школе, кстати, неплохое греческое общество. Меня интересуют: Ласкарина Бабулина, остров Спецес и архипелажные греки, особенно Орловы. | |
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
про визу ничего сказать не могу,знаю гражданство получить можно. Официально в городе Севастополе существует 2 общества Элефтерия и Херсонес, в 38 школе знаю есть преподаватель греческого языка.(наши оба общества находятся на Годлевского). Для изучения греческого нужно 20 человек, 18 уже есть В данный момент ничего сказать по интересующим вам вопросам не могу,могу подсказать людей которые возможно вам помогут. Если еще есть вопросы обращайтесь по номеру 066 22 11 007(председатель греческого общества) | |
Не в сети |
***** |
Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1616 Репутация: 853
Если не секрет, то расписание курсов? И где будут проходить. И как с носителями языка? | |
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
Если не секрет, то расписание курсов? И где будут проходить. И как с носителями языка? | |
Вы расскажите лучще про то, что быть причерноморским греком = шанс получить рабочую визу в Элладе. Шенген, между прочим.
Сколько «греков» нужно для группы по языку? Новогреческий, как я понял?
В 38-ой школе, кстати, неплохое греческое общество.
Меня интересуют: Ласкарина Бабулина, остров Спецес и архипелажные греки, особенно Орловы.
Выход один, приехать, легализоваться и тогда уже устраиваться на работу. Путей тут много.
Для лиц греческого происхождения, без греческого гражданства самый легкий путь, это приехать в Грецию по туристической визе. За период пока виза действительна подать документы на получение греческого гражданства. Подается это в Периферию по месту жительства. Там же в Периферии вам выдадут список необходимых для сдачи документов. Нужны заверенные коллегией адвокатов документы подтверждающее ваше греческое происхождение ( перевод и заверение лучше делать в Греции), отпечатки пальцев из полиции и еще какая то мелочь вроде ответсвенного заявления итд.
Если бумаги у вас приняли, вам выдадут справку об этом. Эта справка с этого момента и есть ваш шенген. По ее предьявлении вам будут без вопросов клеить визу в любом греческом консульстве. Позже вам выдадут другой документ, который нужно продлевать каждые 6 месяцев тогда и визы вам будут не нужны.
Далее только ожидание рассмотрение вашего дела. В среднем несколько лет. Хотя в правах вс это никак не ограничивает, кроме права голосовать. Хотя сейчас говорят Папандреу хочет разрешить голосовать и омогенисам ( греки без гражданства)
Вы можете легально работать, пользоваться соц. страхованием итд.
Не в сети |
***** |
Зарегистрирован: 18 янв, 2008, 22:38
Сообщения: 1505 Репутация: 140
Откуда: Севастополь
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
Не в сети |
*** |
Зарегистрирован: 15 фев, 2009, 19:56
Сообщения: 821 Репутация: 51
Постоялец: Автомобилист
Откуда: Легендарный Севастополь
Последний раз редактировалось malayaa 15 янв, 2010, 12:11, всего редактировалось 1 раз. | |
Не в сети |
***** |
Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1616 Репутация: 853
Я, вот, интересуюсь архипелажными. У самого прабабушка. | |
Не в сети |
***** |
Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1616 Репутация: 853
Извините, если немного кривой перевод с аглицкого. Ласкарина БУБУЛИНА Филипп Димитрас Бубулос, потомок в 4-м поколении | |
Не в сети |
***** |
Зарегистрирован: 27 мар, 2009, 18:06
Сообщения: 1616 Репутация: 853
ОСТРОВ СПЕЦЕС И РОССИЯ Давайте вернемся лишь на два века назад. Каким был мир? Америка всего лишь несколько лет как освободилась от Англии. В Европе шли Наполеоновские войны. В Средиземноморье курсировали пираты, в основном, из Алжира. Греция, как, впрочем, и весь Балканский полуостров, находилась под гнётом Оттоманской Турции. Великими державами, которые играли важную роль в этом регионе, являлись Англия, Россия, Франция и Австрия. Все они периодически входили друг с другом в соглашения и союзы, поскольку их главной заботой было определить, кто займёт тот вакуум, который оставлял после себя в регионе большой больной – Турция. Греческие судовладельцы продавали за солидные деньги пшеницу в Марселе и других европейских портах и покупали или обменивали за неё различные западные товары, в которых нуждались на Востоке. Эти товары они продавали в портах Белого, т.е. Эгейского или Чёрного морей. Возвращаясь из морских торговых странствий они заходили на Спецес, где виделись со своими семьями, которые жили в фамильных усадьбах, и дарили им привезенные из Европы подарки. В ту эпоху всё на Спецес имело своим центром морское дело. На острове насчитывалось около 60 кораблей общим водоизмещением примерно 20 000 тонн с 900 пушками и 2 700 моряками из числа местного населения. Процветали судоверфи, на которых доблестные кораблестроители строили из благословенных сосен (питий), произраставших на о.Спецес (Питиуса) свои корабли вокруг района Балтиза (нынешний Старый Порт). На Спецес тогда проживало около 9 000 человек, т.е. в 2 раза больше, чем число нынешних постоянных жителей острова. Многие из них были женщины и дети, которые ожидали своих мужей и отцов из долгих морских походов. Все корабли Спецес имели древнегреческие названия, которые указывали всему миру на их происхождение. Во время революции 1821 г. моряки Спецес первыми подняли Флаг освободительной борьбы. До этого предпринимались и другие, к сожалению, неудачные попытки сбросить турецкое иго, во время которых пролилась кровь, однако не угасла жажда Свободы. Вся эта борьба осуществлялась при поддержке России. Наиболее известным было Орловское восстание. Российские адмиралы братья Орловы вместе с жителями Спецес и Мани, несмотря на мужественную борьбу, проиграли. Тогда турки сожгли Кастели и район с фамильными усадьбами жителей острова и Церковь Богородицы. После этих событий Екатерина Великая поручила Ламбросу Кацонису основать Средиземноморский флот. Хотя вначале ему и сопутствовала удача, впоследствии эти усилия завершились бесславно на о.Андрос в 1797 г. Жители Спецес, наравне с другими греческими моряками, принимали участие в русско-турецких войнах. Так, например, в войне 1768-1774 гг. они сражались под командованием адмирала Спиридонова. В русско-турецкой войне 1806 г. под командованием адмирала Синявина в виду прошлых неудач, особенно Орловского восстания, из жителей Спецес сражались только Бубулис и Пирусас. И хотя эта борьба не всегда имела благополучный исход, бы приобретён бесценный опыт. Греческие моряки научились у русских морскому делу и военной дисциплине, а русские у греков – практическим знаниям и немножко авантюризму. В течение всего того периода времени важную роль играла дипломатия. После падения Наполеона царь Александр выступал в роли регулятора европейских дел. Он лавировал между сохранением мира в Европе и защитой греков и других православных христиан на Востоке. Мир предполагал баланс сил с Англией и Австрией. Дипломатический советник царя России Ионнис Каподистрия на Венском конгрессе пытался помочь грекам. Однако австрийский правитель Меттерних заявил тогда, что «греков» он не знает, а только христианских поданных турецкого султана, поэтому и какого-либо вмешательства в этот вопрос не требуется. Необходимо отметить также, что Российский посол в Константинополе граф Строганов существенно помогал грекам, особенно в вопросах использования российского флага. Почти все судовладельцы на о.Спецес использовали на своих кораблях этот флаг для беспрепятственного прохождения турецких проливов, о чем мы уже говорили ранее. Управляющим острова – Назиром – и первым старостой был в ту эпоху Хадзияннис Мексис. Все его четыре корабля, которые он отдал впоследствии для борьбы с турками, имели российский флаг и Золотую булу царя Александра, которые выставляются в Национальном историческом музее. Бубулина была также тесно связана с русскими. Она спасла своё имущество благодаря вмешательству российского Посла Строганова в Константинополе. Её муж, убитый пиратами, помог русским в одном из морских сражений против турок. Русские дали разрешение кораблям Бубулины использовать их флаг и дали ей чин Адмирала Российского флота посмертно. Этот титул до сих пор никогда не давался женщине. Семьи Куцеаса и Ботасеоса также использовали российский флаг на своих кораблях. О Куцеасах известно, что они заходили в разные российские порты, как, например, Таганрог на Азовском море. После Наваринского сражения, которое произошло 20 октября 1827 г., три державы имели разные политические взгляды. Россия занимала положительную позицию, Франция – нейтральную, и Англия – отрицательную. Мужественный и честный английский генерал Кодрингтон был наказан английским королём за то, что попросил у турок прощение. На греческой политической сцене возникли три политических течения с иностранным влиянием. Сформировавшиеся из них партии назывались проанглийской, профранцузской и прорусской. Благодарность судовладельцев за помощь русских в вопросах флага и дружба Хадзиянниса Мекси с Иоаннисом Каподистрия сыграли важную роль. Отмечая вклад в борьбу жителей Спецес и огромную материальную поддержку судовладельцев, Каподистрия открыл на острове приют, который был недавно реконструирован. В заключение стоит отметить слова Теодороса Колокотрониса, сказанные им в 1836 г.: «Когда мы решили свершить революцию, никто из рассудительных нам не сказал: куда Вы собрались воевать со своими пшеничными кораблями?» Дорогие мои земляки и друзья россияне, эти пшеничные корабли, именно эти пшеничные корабли, у которых была душа, воля и мужество жителей Спецес и остальных греческих судовладельцев и моряков, вместе с ценной поддержкой России и её флота, подарили нам Свободу.
|