мост через кольский залив история
Переправа длиной 12 лет
Сначала вопрос для знатоков. Она бывает морской, немецкой, британской. Назовите ту, длина которой 1611 метров. Ответ читайте ниже.
11 октября исполняется 15 лет с момента открытия моста через Кольский залив. Сегодня это одна из визитных карточек Мурманска стоимостью 3,6 миллиарда рублей, длиной мостового перехода примерно 2,5 километра, а собственно моста – 1611 метров. Да, еще это самая длинная беговая дорожка. Не было бы моста, не было бы и «Мурманской мили». Это и есть правильный ответ на вопрос.
О том, как проходило строительство моста через Кольский залив, с какими трудностями пришлось столкнуться его создателям, мы попросили рассказать Николая Бережного. В начале 90-х годов он был председателем горисполкома Мурманска, с 1997-го – работал председателем комитета по строительству и архитектуре Мурманской области, с 2002-го – был руководителем департамента промышленности, строительства и ЖКХ, с 2005 года – возглавлял департамент строительства и ЖКХ. На всех этих постах он курировал сначала проектирование, а затем и строительство моста.
Немного истории
Необходимость надежной переправы через Кольский залив была очевидна всегда. Другое дело, что в северо-западной части Кольского полуострова в довоенное время не было, по сути, населенных пунктов (напомним, что Печенга в те годы входила в состав Финляндии).
Для, прямо скажем, немногочисленных поездок на западный берег вполне хватало катеров. Кроме того, у многих мурманчан в 20-е годы были свои лодки.
Положение не изменилось даже тогда, когда в начале 30-х годов в Екатерининской гавани началось строительство базы Северного флота. Обеспечение всем необходимым проходило по Кольскому заливу на различного рода судах. Правда, моряки быстро поняли необходимость прямого железнодорожного сообщения с Полярным, но эта проблема так и не была решена, в том числе и по причине отсутствия моста через Кольский залив – слишком дорого в те годы было такое строительство. В итоге уже в послевоенное время от Полярного как главной базы Северного флота были вынуждены отказаться и перевести ее в Ваенгу, ставшей впоследствии Североморском.
Впервые, наверное, всерьез пожалели об отсутствии мостовой переправы с началом советско-финской войны. Нужно было перебрасывать войска, назначенные для взятия Петсамо, и для этого потребовалось применить жесткие даже в реалиях того сурового времени меры. Осенью 1939 года первый секретарь Мурманского обкома партии Максим Старостин своей властью приказал капитанам находившихся в Мурманске судов заняться переправой войск через залив. Согласие владельцев судов, которые большей частью сидели в Ленинграде и Архангельске, вообще Старостина не интересовало. Их просто поставили перед свершившимся фактом.
Еще резче высветила проблему моста Великая Отечественная война. Одной из причин неудач наших войск на Мурманском направлении в первоначальный период боевых действий стала невозможность быстрой переправы через Кольский залив.
Казалось, что после войны, с развитием добычи никеля и строительством Никеля и Заполярного, транспортное сообщение Мурманска с этими населенными пунктами должно было улучшиться. Так и произошло, но за счет ввода с эксплуатацию в 1968 году железной дороги Кола – Никель и шоссейной дороги. Про мост через Кольский залив снова забыли.
Подводный конкурент
Но к концу 80-х годов стало окончательно ясно, что висящая на двух ветхих мостах связь с западными районами области требует замены. И вот тут проблема строительства моста через Кольский залив встала в полный рост.
«Дело в том, что мосты через Колу и Тулому уже были сильно изношены, – рассказывает Николай Бережной. – А Кольский мост вообще строился вне всяких связей с наукой. Потом мы с ним намучались. Короче, нужна была новая переправа».
При этом мосты через Колу и Тулому должны были быть реконструированы. А это было возможно только при наличии моста через залив. В противном случае связь с западом области становилась проблематичной.
Чисто технически проект был вполне осуществим. За него горячо ратовал председатель горисполкома Владимир Горячкин. Но было два «отягчающих обстоятельства». Во-первых, дороговизна такого строительства, во-вторых, категорически против выступили военные: мол, Норвегия – страна НАТО, наш вероятный противник. Как бы чего не вышло…
«После Горячкина горисполком Мурманска возглавил я, – вспоминает Николай Бережной. – Вопросы секретности нам удалось преодолеть. Но тут все уперлось в финансирование. И эту проблему нам так и не удалось решить».
Долгострой?
Наступил экономический кризис, и средств для подводного тоннеля просто не нашлось. Тогда вернулись к более дешевому надводному варианту. Но и тут все было непросто.
Когда говорят о Кольском мосте как о долгострое, то почему-то забывают, в какое время шло строительство. После Гражданской и Великой Отечественной войн 90-е годы ХХ столетия, наверное, третий по сложности период российской истории. Крах социалистической экономики привел к печальным последствиям. Разбирать историю здесь не время и не место. Да и многие из нас прекрасно помнят то время. Фундаментальное, масштабное строительство практически прекратилось. И в этот момент в Мурманске приступают к возведению моста через Кольский залив. Как часто бывало в те времена, финансирование не раз прекращалось и работы останавливались.
В аналогичной ситуации оказались и другие подобные проекты. Например, возведение Президентского моста в Ульяновске началось в 1986 году, а закончилось в 2009-м. Саратовский мост строился девять лет (1991–2000), Волгоградский 13 лет (1996–2009). В 2004 году в долгострое (строительство растянулось на 10–15 лет) числилось 17 аналогичных объектов. Так что 12 лет для строительства Кольского моста – не самый большой срок. Хотя возможно, что его удалось бы построить немного быстрее, если бы не сложности места работ.
Идеальная коррозия
«Вода в Кольском заливе соленая, – рассказывает Николай Бережной. – А реки Тулома и Кола несут в залив воду пресную. В итоге образуется крайне агрессивная коррозийная среда. Проектировщики даже не сразу поняли, что бетонные опоры моста надо будет еще дополнительно защищать от коррозии. Иначе мост через несколько лет поплывет. Кроме этого благодаря речным наносам дно в районе строительства очень илистое. Мы изначально предполагали заглубляться в дно на 10–15 метров. А пришлось на 80–100 метров! Но ведь туда еще нужно завести арматуру, потом забетонировать».
А с бетоном тоже случилась неприятная история. В самом начале строительства Кольского моста использовался щебень из вскрышных пород Оленегорского месторождения и месторождения КНИ-935 (рядом с поселком Сафоново). Качество бетона из такого щебня со временем может ухудшаться. Особенно под действием замерзающей воды или оттаивающего льда. Тревогу забил заведующий лабораторией бетонов, руководитель Кольского испытательного центра строительных материалов и изделий (КИЦСМИ) Института химии Кольского научного центра РАН Олег Крашенинников.
«Олег Николаевич был дока в своем деле, – говорит Николай Иванович. – Поэтому как только он заявил о своих сомнениях, мы провели новые исследования применявшегося бетона. Действительно для тяжелых бетонов требуется щебень с высокой прочностью. В итоге мы сменили карьер».
Но к этому времени часть некачественного бетона была уже залита в несколько опор. Подумав, решили продолжить заливку уже новым составом поверх старого. Перед сдачей моста Научный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга проводил испытания. При нагрузке на мост свыше 14 тысяч тонн опоры просели менее чем на 30 миллиметров, что соответствует нормам. Правда, у некоторых «знатоков» сомнения остались. Они даже предрекали обрушение опор через пять-семь лет после начала эксплуатации. Прошло уже 15 лет.
Еще одним неприятным моментом стала укладка асфальта. Появилась информация, что при этом используется битум не той марки, что требуется. И он при определенных условиях будет ломаться. Снова последовали лабораторные анализы и испытания. Ситуацию на контроль взяла Москва. Прислали даже главного инженера Росавтодора, с которым Николай Бережной сутками находился на месте работ, контролируя их качество.
Ножницы для министра
Но все же технические сложности всегда можно было решить. А вот с финансированием стройки была беда. Изначально работа проводилась за счет федеральных средств. Но к середине 90-х и без того тоненький ручеек государственных вливаний и вовсе испарился. Работы практически остановились.
В ночь на 2 февраля 1998 года произошла авария с мостом через Колу. В жесточайший мороз (доходило до –38о) в авральном режиме пришлось спасать переправу. Я не знаю, насколько повлияло это событие на финансирование строительства моста через Кольский залив, но вскоре дело сдвинулось с мертвой точки. Между Мурманской областью и федеральным центром было достигнуто соглашение о долевом участии федерального бюджета.
В 2001 году была сделана проектно-счетная документация, необходимые экспертизы и проведены торги на окончание работ. В декабре 2002 года губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов и начальник Росавтодора Игорь Слюняев заключили соглашение, в котором был определен срок сдачи объекта в эксплуатацию – 2005 год. После этого работа пошла! По сути, все основные работы были сделаны еще в 2004 году, оставшееся время ушло на «вылизывание» того, что получилось.
Мост был открыт 11 октября 2005 года премьер-министром России Михаилом Фрадковым, губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым и министром транспорта Игорем Левитиным.
«Обязательно надо отметить роль Игоря Левитина, – говорит Николай Бережной. – Большую часть финансирования строительства взял на себя федеральный бюджет. Левитин как глава Министерства транспорта был куратором всего проекта. Мне неоднократно приходилось с ним встречаться по этому вопросу. За месяц до официального открытия моста он приезжал в Мурманск с инспекционной целью. Но в день открытия его почему-то не оказалось в списке лиц, которые должны были перерезать красную ленточку. Я посчитал это несправедливым. В последний момент на свой страх и риск положил еще одни ножницы к тем, что были уже приготовлены. И Игорь Евгеньевич принял участие в этой церемонии наравне со всеми».
В заключение надо рассказать о том, что сделать не удалось. Ныне существующий мост через Кольский залив – это всего лишь треть всего задуманного. Или, выражаясь техническим языком, первая очередь. Второй очередью должна была стать дорожная развязка на восточном берегу с дальнейшим выходом на Кольский проспект в районе Фадеева ручья. И проект уже был готов! Но все опять же уперлось в финансирование. Точнее, в необходимость срочного ремонта «ленинградки», которая в начале XXI века была в ужасном состоянии. Но это еще не все. Планировалась и третья очередь. Предполагалось, что на этой самой «ленинградке» создадут кольцо и автодорогу вдоль улицы Капитана Копытова, по которой автомобили, не заезжая в город, сразу попадали бы на мост. Но увы! Этот проект уже, скорее всего, будет осуществлять другое поколение строителей.
Андрей КИРОШКО
Фото Дмитрия САЯПИНА, из архива редакции и личного архива Николая Бережного
Мурманск. Мосты, мосты. Продолжение темы.
Старый мост в Коле через р.Тулома.
Мурманск расположен на правом, восточном берегу Кольского залива. Связан он со страной следующими видами транспорта: воздушный, морской, автомобильный и железнодорожный. Морской транспорт имеет значение для экспортных грузов. В основном это уголь и удобрения. Воздушный транспорт, это в основном пассажирские перевозки.
Жизненно важное значение для города имеют безусловно авто и жд. транспорт. Прежде всего это поставки топлива и еды, конечно. Поскольку к городу ведет всего одна автодорога (это федеральная трасса Кола), и одна ветка Окт.жд, становится понятно, что мосты, как неотьемлемая часть этих дорог, такой же жизненно важный (в буквальном смысле) элемент инфраструктуры.
1 июня произошла серьезная неприятность. Во время весеннего паводка обрушился жд мост через р.Кола и жд сообщение было прервано. Немедленно начались восстановительные работы. Параллельно велось строительство обьездной ветки, и, буквально, через несколько недель жд сообщение по временной схеме было восстановлено. Строительство нового, взамен рухнувшего, мостового перехода идет быстрыми темпами и к октябрю этого года мост должен вступить в строй.
Надо сказать, что примороженные северяне приняли, конечно, во внимание, что временно остались без грузового жд сообщения. (Пассажиров возили до ближайшей жд станции на автобусах). Но отреагировали вяло. Не было паники, не бросились в магазины делать тактические запасы. Фаталисты, наверное, как мусульмане. Спокойно отнеслись, философски. Правильно, в общем делали. Ничего страшного и не произошло. Отопительный сезон к тому времени уже закончился, а бензина автомобилистам хватило. Как и еды.
Мост этот у нас не единственный. Дальше речь пойдет о других мостах.
Несколько слов об истории. В Кольский залив недалеко друг от друга впадают две реки: Кола и Тулома. На небольшой территории между ними расположился город Кола, который дал название заливу и полуострову. Город старый, основан в 1517 году. На момент его основания стратегически, в смысле отбиваться от неприятеля, место было выбрано удачно. В советское время город стал разрастаться и места стало не хватать, но это уже другая история.
К Западу от Колы, через залив, идут дороги к Печенге, Никелю, различным ЗАТО. Для того, чтобы попасть на западный берег, в 1952 (по другим сведениям в 1956) году был построен мост в месте впадения Туломы в залив.
Или на непонятной картинке так:
До постройки этого моста переправа была организована через понтон, а еще раньше, видимо, с помощью плавсредств.
Трафик через него был большой и он едва справлялся с потоком. Также через него и пешеходы пешим ходом перемещались.
Проблема нового моста назрела и перезрела, но в конце концов была решена, о чем речь пойдет ниже.
Поскольку мост устарел во всех смыслах, имел небольшую грузоподьемность (хотя, как пишут, после постройки для испытаний через него гоняли танки Т-34) и физически был сильно изношен, было принято решение построить вместо него новый мост.
Чтобы не прерывать пешеходное сообщение (а для местных жителей это актуально), было принято решение передвинуть его на 16 метров выше по течению Туломы, сделать к нему подходы, а на месте старого моста строить новый. Выглядит это так:
Видно, что мост уже передвинут и идут работы по возведению нового моста. Новый мост обещают построить к концу будущего года. Старый мост будет демонтирован и утилизирован.
На дальнем плане видны жилые дома: белые с голубым. Выше я писал о стесненности города. В 80-е годы нашли выход. Намыли грунт из залива. Дома эти и построены на намытом грунте.
Как я уже говорил, что старый мост не устраивал ни по пропускной способности, ни по физическому состоянию. К тому же, чтобы попасть на западный берег залива из Мурманска через старый мост, надо было делать крюк в несколько десятков километров.
В конце концов было принято решение строить мост прямо через залив, который построили раньше моста, о котором речь шла выше. Строили его долго и мучительно. По мере поступления средств. Строительство велось с 1992 года. Мост вступил в строй в 2005 году. Вот он, красавец.
Вид с высоты птичьего полет
Не надоело? Тогда следующий мост.
На западном берегу залива, в районе реки Лавна, строится новый транспортный узел. Предназначен он будет, в основном, для перевалки угля. Новый порт также будет называться «Лавна». Доставка угля будет осуществляться по жд, для чего строится отдельная ветка. Также строится и новый мостовой переход через реку Тулома, выше по течению, относительно моста в Коле.
На непонятной картинке это выглядит так:
Но лучше это выглядит так:
Этот мост планируют сдать в конце 2020 года. Максимальная высота моста над уровнем воды более 50 метров. Длина более 1.3 км.
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
Мост через Кольский залив — четырёхполосный автомобильный мостовой переход через Кольский залив в городе Мурманск. Общая длина моста составляет примерно 2,5 километра, а его надводной части — 1,6 километров. Мост является автотранспортным узлом, обеспечивающим автомобильную связь Мурманска с западными районами Мурманской области, а также с Норвегией, Финляндией.
С момента открытия в 2005 году по 2009 мост через Кольский залив являлся самым длинным мостом за Полярным кругом. Он является одним из длиннейших в России и самым длинным автомобильным мостом за Полярным кругом.
До этого это был долгострой, стоявший с 80-х годов. И только в начале нулевых за него активно взялись и построили.
3. Старые и заброшенные жд пути,которые использовали при его строительстве.
4. Вода в Кольском заливе таки солёная, специально проверил. А ведь до океана отсюда километров 50.
Это вам не Маркизова лужа в Питере. Да и глубины тут вполне морские.
5. Старый мост в пригороде Мурманске Коле. Раньше через него все ездили на тот берег залива и получалось очень далеко.
6. Вид на Мурманск с сопки на том берегу залива. Перед нами пассажирский порт и район жд вокзала,а также центральная часть города.
Тот корабль, что слева, это знаменитый ледокол»Ленин», только с кормы.
7. Вид с моста на железную дорогу. В сторону Кандалакши отправился грузовой состав под ВЛ80.
Дорога тут, несмотря на большую интенсивность движения, однопутная.
Кольский мост
Мост через Кольский залив, Мурманск Superchango
Мост через Кольский залив (или попросту Кольский мост) не даром считается одним из главных объектов для гордости у жителей Мурманска. Это 2,5-километровая переправа не только соединяет два берега Кольского залива, но и исключительно прекрасна в любой сезон, в любое время дня и ночи, и даже в любую погоду. В не самый теплый в этих северных краях летний день можно увидеть встающие на его фоне приземистые серо-зеленые сопки, поросшие лесом. А когда осенью природа меняет одежды на желто-красные, то оба берега пролива, соединенные мостом, будто бы преображаются, надевая праздничный наряд. Ночью мост можно заметить издалека благодаря яркой подсветке. Но совершенно сказочно и таинственно переправа выглядит зимним утром, когда ее противоположный конец теряется в морозной дымке.
Строительство этого длиннющего моста шло, как нетрудно догадаться, не быстро. Это сооружение, уникальное по-своему, возводилось более 10 лет, в период с 1992 по 2004 гг. Наконец, долгожданный масштабный проект был завершен и мост был торжественно открыт в начале октября 2005 г. На церемонии присутствовали многие известные деятели культуры и политики, среди гостей был даже тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков.
Кольский мост не только имеет великолепные технические характеристики, отвечающие всем современным требованиям, но и выполняет очень важную транспортную функцию, соединяя город с западом области, а также с Финляндией и Норвегией. И конечно, мост занимает важное место в жизни горожан. Когда этого громадного сооружения еще не было, здесь впервые начал проходить в 2005 г. фестиваль «Мурманская миля» — городской спортивный праздник, пользующийся большой любовью у жителей Мурманска. С появлением Кольского моста фестиваль обрел второе дыхание. Каждый год здесь проводятся соревнования по бегу, а на обоих берегах пролива устраивают игры в пляжный волейбол и футбол. На воды залива спускают легкие быстрые яхты, состязающиеся между собой в рамках традиционной регаты, в небе летают авиамодели, свои умения показывают и десантники с брейкдансерами. Одним словом «Мурманская миля» проходит и в воздухе, и на земле, и в воде, и, конечно, на самом мосту, что придает фестивалю приятную самобытность.
Координаты
Адрес: Первомайский район, Мурманск.
Как добраться: автобусом № 19 до остановки «Почта», автобусом № 18 до конечной остановки, троллейбусом № 4 до остановки ул. Бочкова (детская поликлиника). Затем пешком до Кольского моста (ул. Прибрежная).
Мост через Кольский залив
Несмотря на потерю статуса он является одним из длиннейших в России и самым длинным автомобильным мостом за Полярным кругом. Мост стал автотранспортным узлом, обеспечивающим автомобильную связь Мурманска с западными районами Мурманской области, а также с Норвегией, Финляндией. Строительство велось в 1992—2004 годах при долевом участии федерального бюджета. При открытии моста присутствовал премьер-министр России Михаил Фрадков. [2]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Мост через Кольский залив» в других словарях:
Мостовой переход через Кольский залив — Координаты: 68°54′23″ с. ш. 33°02′29″ в. д. … Википедия
Кольский залив — Кольский залив … Википедия
Мурманский мост — Координаты: 68°54′23″ с. ш. 33°02′29″ в. д. … Википедия
Европейский маршрут E105 — E 105 … Википедия
Список самых длинных мостовых переходов России — Список самых длинных мостовых переходов России, длина которых превышает 2000 метров. Место Общая длина (м) Название моста Дата открытия Место расположения Примечания Изображение 1 13 967 Мост через Каму 2002 У села Сорочьи горы, Республика… … Википедия
Мурманск — У этого термина существуют и другие значения, см. Мурманск (значения). Город Мурманск Герб … Википедия
Мурманский автобус — … Википедия
Список самых длинных мостов России — Список самых длинных мостов России. В список входят мосты длиной более 2000 метров. Место Общая длина (м) Название моста Дата открытия Место расположения Примечания Изображение 1 13 967 Мост через Каму 2002 У Сорочьих Гор Официальное открытие… … Википедия
Хронология крупнейших проектов в российской экономике — Москва Сити в стадии строительства … Википедия
Достопримечательности Мурманска — Памятник Защитникам Советского Заполярья … Википедия