можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

О запрете дарения и получения подарков

П. 7 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержит запрет на получение в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации вознаграждений (ссуд, денежных и иных вознаграждений, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 со ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Указанный запрет не распространяется на случаи получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. В данном случае подарки признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган, в котором лицо замещает должность.

Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

На сотрудниках органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих, работниках системы МВД России лежит обязанность по незамедлительному уведомлению уполномоченного руководителя о фактах получения подарков любой стоимости.

Приказом МВД России от 12.05.2015 № 555 «Об организации в Министерстве внутренних дел Российской Федерации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10» определен порядок работы по приему уведомлений о получении подарков, определению стоимости подарка, возврату подарка сдавшему его сотруднику, если его стоимость не превышает три тысячи рублей, и обеспечению включения в установленном порядке принятого к бюджетному учету подарка, стоимость которого превышает три тысячи рублей, в реестр федерального имущества.

Несоблюдение вышеуказанных норм является нарушением антикоррупционного законодательства и служебной дисциплины, создает условия для возникновения конфликта интересов и влечет наступление ответственности, предусмотренной законодательством – дисциплинарной (вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел), а в случаях совершения преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки) –уголовной.

Источник

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

Что такое подарок чиновнику и чем он отличается от взятки?

1. Можно ли муниципальным служащим получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей?

— Нет. Действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим прямо запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Запрет на получение несанкционированных подарков муниципальными служащими содержится и в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации». Более того, законом запрещено не только получать подарки вышеперечисленным категориям чиновников, но и дарить им подарки в связи с исполнением должностных обязанностей.

2. В каких случаях муниципальным служащим можно получать подарки?

— Эти случаи исчерпывающе определены законодательством. Запрет на дарение чиновникам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом законодателем установлен порядок уведомления государственным служащим государственного органа о получении подарка в связи с такими мероприятиями. В Черногорске для муниципальных служащих такой порядок установлен решением Совета депутатов Черногорска.

3. Можно ли получать подарки на рабочем месте, если это связано с личными праздниками, например, днем рождения, свадьбой и т.д.?

— Такие подарки на рабочем месте получать не запрещено, но с оговоркой на то, что при этом даритель подарка не ожидает от его получателя оказания какой-либо услуги, связанной с исполнением должностных обязанностей.

Например, если знакомый преподнес чиновнику на день рождения дорогой сотовый телефон в надежде на более лояльное отношение к себе впоследствии, то такое действие может быть квалифицировано как дарение. Но если телефон передан накануне решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обмен на положительное решение данного вопроса (либо его решение в более короткие сроки), значит, между лицами имелась договоренность, что одариваемый совершит конкретные действия, и это взятка.

В ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что подарок вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого в ответ.

4. Будет ли считаться коррупционным проступком получение шоколада, конфет и т.п. подарков небольшой стоимости?

— Как уже ранее отмечалось, главное отличие получения подарка от получения взятки (коррупционного проступка) заключается в прямой зависимости дарителя от одаряемого. По смыслу ст. 575 Гражданского кодекса, запрещающей дарить подарки чиновникам, даритель не должен быть зависим от получателя подарка.

Любое дарение и получение подарков, прямо или косвенно направленное на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, является коррупционным проступком и может быть классифицировано как одно из следующих преступлений:

— ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мелкое взяточничество» (не более 10 тыс. руб.)

— ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации «Получение взятки»;

— ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации «Дача взятки».

Если же взятка получена через посредника, его действия также подпадают под действие ст. 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «посредничество во взяточничестве».

Таким образом, если коробка конфет подарена одаряемому не за совершение в его интересах определенных действий, предусмотренных его должностными полномочиями, она не может расцениваться как взятка.

Однако получив такой подарок, государственный (муниципальный) служащий обязан в течение трех дней написать в определенное структурное подразделение органа уведомление с приложением документа, подтверждающего стоимость конфет и в течение пяти дней после подачи уведомления передать конфеты в другое структурное подразделение, ответственное за хранение подарков. До этого момента государственный (муниципальный) служащий несет ответственность за сохранность этого подарка. Впоследствии он может выкупить такой подарок по цене, определенной в результате экспертной оценки.

Галина АСОЧАКОВА,

и.о. заместителя прокурора Черногорска,

«ЧР» № 4 от 19 января 2017г.

Источник

Могут ли госслужащие получать подарки?

Могут ли госслужащие получать подарки?

Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков

Справка. Протокольное и официальное мероприятия

Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).

Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931).

Действия госслужащего при получении подарка

При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения N 10).

Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.

При обнаружении подарка, оставленного на рабочем месте подчиненным, представителем поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участником судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых госслужащий принимает или принимал участие, гражданами, обращения которых он рассматривает или рассматривал, либо их представителями, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу. Если это невозможно, следует незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок. Возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в таком случае невозможны (п. 16 Разъяснений Минтруда России).

Отличие подарка от взятки

За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).

Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).

Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.

Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.

Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.

Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24):

Источник

Презент или мзда: какой подарок не является взяткой по закону

Желая поздравить учителя, врача или чиновника с каким-либо праздником, подарок приходится выбирать с умом. Ведь существует риск, что презент воспримут как мзду. А это грозит реальным сроком и дарителю, и дарополучателю. Предлагаем разобраться, кому и что можно преподнести по случаю праздника или другого события, и какой подарок не является взяткой по закону. Для этого обратимся к Гражданскому и Уголовному кодексу, а также к законодательным актам, связанным с прохождением государственной и муниципальной службы, борьбой с коррупцией.

Чем подарок отличается от взятки

Отличия подарка от взятки большинству людей понятны интуитивно. Но для нас важно, в чем эти различия видит закон.можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

Определение взятки можно найти в Уголовном кодексе РФ, оно дано в самом начале Статьи 290. Согласно этому определению «мзда» обладает следующими признаками:

Подарок же преподносится человеку безвозмездно, то есть даром, без ожидания каких-либо одолжений с его стороны. Цель дарения – принести пользу или доставить удовольствие одариваемому, а не удовлетворить интересы дарителя. Даже если презент вручается человеку, который является государственным или муниципальным служащим, он вручается ему не как должностному, а как частному лицу: другу, родственнику. Подарком может быть и стишок, и песня – он не обязательно должен иметь материальную ценность.

Если подарок вручается частному лицу, он никак не может быть взяткой по закону. Однако делая презент деловому партнеру или бизнесмену, нужно помнить, что этот дар может попасть под определение «коммерческого подкупа». За это тоже можно понести ответственность.

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

Что грозит за получение или дачу взятки

Если подарок оказался взяткой, наказание за это, по закону, должны понести все, кто причастен к этой ситуации: и взяточник, и взяткодатель, и посредник, если здесь замешано третье лицо.

Наказание за взятку

Тяжесть кары зависит от размера взятки.

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

За преступления, связанные с коррупцией в особо крупных размерах (от миллиона), можно лишиться свободы до 15 лет. Штрафы это, разумеется, не отменяет.

Минимальная сумма, считающаяся взяткой

Учтите, что главное различие между подарком и взяткой заключается не в их цене, а в цели их преподнесения. Это значит, что пойти по этапу можно, просто положив в карман врача 500 рублей «за легкий наркоз» или взяв у студента из зачетки мелкую денежную купюру за зачет автоматом.

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

В интернете можно найти немало видео о задержании коррупционеров. Предлагаем посмотреть одну из оперативных съемок об этом, если вы сомневаетесь, что такое реально. Не стоит ставить себя в столь неприятное положение.

Запрещенные подарки

Однако и подарки должностным лицам, включая судей, докторов и педагогов, можно дарить не всякие.

Допустимая стоимость подарка

Не стоит думать, что раз закон не определяет минимальную сумму взятки, то он не указывает и максимальную стоимость подарка. Гражданский кодекс (в Статье 575) четко обозначает сумму, дороже которой не может считаться обычный подарок. Это 3 тысячи рублей.

Закон запрещает чиновникам брать подарки дороже указанной суммы. Исключение – протокольные и официальные мероприятия, командировки. Но оставить эти презенты себе нельзя. Нужно уведомить об их получении начальство и передать дары в федеральную, региональную или муниципальную собственность. С последующим правом их выкупа – за полную стоимость.

За получение презента, стоящего дороже, если он не был сдан в государственную или муниципальную казну получателем добровольно, тоже может наступить ответственность. Правда, уже не уголовная, а дисциплинарная, но вплоть до увольнения с занимаемой должности. Это касается и подарков, стоимость которых не установлена.

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

Кому нельзя преподносить дорогие подарки

Для соблюдения закона при поздравлении чиновников, учителей и врачей с юбилеем, Новым годом, 8 Марта и другими праздниками, важно знать не только о том, какой подарок не считается взяткой по закону, но и в каких случаях дарение чего-либо запрещено.

Согласно Статье 575 ГК РФ, преподносить подарки дороже 3 тысяч рублей не допускается:

Если вы являетесь предпринимателем или работаете в бизнес-сфере, вам будет интересно узнать, что обмен подарками дороже 3000 рублей законом запрещен и в отношениях между коммерческими организациями.

можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Смотреть картинку можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Картинка про можно ли подарить конфеты сотруднику мфц. Фото можно ли подарить конфеты сотруднику мфц

Подводим итоги: что считается взяткой, а что дарить можно

Насколько дорогим может быть подарок должностному лицу, зависит от повода. Если речь идет об официальных мероприятиях, цена презента ограничивается лишь финансовыми возможностями дарителя. Нужно только знать, что этот подарок все равно уплывет у дарополучателя из рук, перейдя в собственность государства или муниципалитета.

Если вы хотите, чтобы подарок остался у того, кому вы его преподнесли, выбирайте предметы не дороже 3000 тысяч рублей, подтверждая их стоимость чеком. Впрочем, цветы, конфеты, канцтовары и другие мелочи чиновник, врач или педагог спокойно смогут оставить себе, даже если они окажутся без ценника и квитанции.

Важно понимать, что подарок от взятки отличается не ценой, а целью преподнесения. Если вы с должностным лицом договорились, что он поможет вам в чем-то, пользуясь свои служебным положением, а вы ему за это принесете щенка, то это будет считаться взяткой. Другое дело, если вы от души подарите песика чиновнику лишь потому, что он хороший человек, любит животных или просто вам симпатичен. За это ни вас, ни его никто не осудит.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Разъяснения Минтруда по вопросам получения подарков

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации

от 9 января 2014 г. № 10

От подарка до взятки – один шаг.

Общие положения

1. Гражданский кодекс Российской Федерации[1] не допускает дарение подарков лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (за исключением подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей).

Исключением из данного запрета являются случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

При этом положения федеральных законов, регулирующих правовой статус лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в Банке России, и особенности прохождения отдельных видов государственной (муниципальной) службы, устанавливают запрет на получение указанными лицами и работниками отдельных организаций (далее также – должностные лица) в связи с выполнением должностных (трудовых) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации подарков от физических и юридических лиц.

2. Применительно к настоящим разъяснениям:

под протокольным мероприятием следует понимать мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола – документа, фиксирующего ход проведения мероприятия;

под официальным мероприятием следует понимать мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение, совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров).

3. Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 (далее – Типовое положение, постановление Правительства Российской Федерации № 10), и предусмотренные в нем процедуры не распространяются на:

1) канцелярские принадлежности, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей;

2) цветы, к которым можно отнести срезанные цветы, цветы в горшках, цветочные корзины, искусственные цветы и т.п.;

3) подарки, в том числе ценные, вручаемые (получаемые) в качестве поощрения (награды) от имени государственного (муниципального) органа, организации, в которых должностное лицо проходит службу (осуществляет трудовую деятельность), иного государственного (муниципального) органа, организации, что подтверждается соответствующим распорядительным актом.

В этой связи, уведомлять о получении и сдавать вышеуказанные подарки не требуется, они являются собственностью одаряемого. В случае, если в ходе торжественной церемонии, на которой происходит поощрение (награждение) подарки вручаются всему коллективу (группе лиц) от имени их представителя нанимателя (руководителя), данные подарки сдаче не подлежат, поскольку такое дарение является формой поощрения (награды) от имени представителя нанимателя (работодателя).

Денежное вознаграждение, вручаемое одновременно с поощрением (наградой), является его составной частью в случае, если данное вознаграждение предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим порядок вручения соответствующего поощрения (награды). Таким образом, должностное лицо вправе получать от имени государственных (муниципальных) органов, организаций ценные подарки, вручаемые в качестве поощрения (награды), с одновременной выплатой денежного вознаграждения. Необходимо учитывать, что получение таких поощрений (наград) не исключает возможность возникновения конфликта интересов. Перед вручением должностному лицу соответствующего поощрения (награды) рекомендуется предварительно согласовать возможность такого поощрения (награждения) с представителем нанимателя (руководителем) должностного лица.

4. Получение должностным лицом подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями является правом должностного лица. Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции не исключают возможность отказа должностного лица от получения им подарка, вручаемого ему. Так, например, должностное лицо вправе отказаться от получения подарка, который ему вручается, в случае, если по его мнению, данный подарок повлечет конфликт интересов или возможность его возникновения, несмотря на тот факт, что дарение происходит на протокольном мероприятии, в служебной командировке или на другом официальном мероприятии.

5. При применении настоящих разъяснений необходимо обратить внимание и учитывать положения Рекомендаций по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, подготовленных Минтрудом России и опубликованных на официальном сайте Министерства.

Субъектный состав должностных лиц, для которых установлены процедуры уведомления о получении подарка, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа)

6. Типовым положением определен следующий субъектный состав лиц, на которых распространяется его действие:

1) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;

2) государственные и муниципальные служащие;

3) работники государственных внебюджетных фондов, замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов;

4) работники государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций, государственных компаний, организаций[2];

5) работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов;

6) служащие Банка России.

Перечни должностей, упоминаемые в подпунктах 3 – 5 настоящего пункта, по общему правилу, являются перечнями должностей, при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

7. Для лиц, замещающих должности Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, порядок уведомления о получении подарка, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа), установлен распоряжением Президента Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 159-рп (распоряжение Президента Российской Федерации № 159-рп).

8. Для лиц, замещающих должности Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральной службы и федерального агентства, подведомственного этому федеральному министерству, действуют Правила уведомления о получении подарка, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2015 г. № 1088
(далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1088).

9. Руководствуясь пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 10 в правовых актах государственных (муниципальных) органов (актах организаций) должны быть урегулированы процедуры направления уведомлений о получении подарков, сдачи и оценки подарков, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от их реализации, в том числе в отношении подарков, полученных лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящих разъяснений.

Разъяснения по отдельным вопросам

Уведомление о получении подарка

10. Уведомление о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей (далее – уведомление) представляется по месту прохождения службы (осуществления трудовой деятельности) не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка, о получении подарка во время служебной командировки – не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки[3].

При наличии причины, не зависящей от должностного лица, по которой невозможно представить уведомление в вышеуказанные сроки, уведомление представляется не позднее следующего дня после ее устранения. При этом уполномоченному структурному подразделению государственного (муниципального) органа, организации рекомендуется выяснить причину, по которой должностное лицо не смогло представить уведомление ранее, и сделать отметку о такой причине в представленном уведомлении. Уведомление регистрируется в день его поступления.

11. Уведомление составляется в двух экземплярах[4]. Данные уведомления подаются в уполномоченное структурное подразделение того государственного (муниципального) органа, организации, в котором должностное лицо проходит службу (осуществляет трудовую деятельность), вне зависимости от того, кем производится назначение на должность или где хранится его личное дело. Например, федеральный министр – в уполномоченный департамент федерального министерства, руководитель организации – в соответствующее подразделение организации. По сложившейся практике уполномоченным структурным подразделением, в которое подается уведомление, является подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа, организации.

Уведомление о получении подарков в ходе официальных мероприятий Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представляется в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (пункты 1 и 5 распоряжения Президента Российской Федерации № 159-рп).

12. При наличии документов (кассового чека, товарного чека, иных документов об оплате (приобретении) подарка), подтверждающих стоимость подарка, они прилагаются к уведомлению[5].

В случае наличия документов, согласно которым стоимость подарка составляет менее трех тысяч рублей либо равна указанной сумме, данные документы также прилагаются к уведомлению. При этом сам подарок в данной ситуации может не предъявляться и не сдаваться, за исключением случая, указанного в пункте 18 настоящих разъяснений.

13. Уведомление регистрируется в журнале регистрации уведомлений о получении подарка, который прошивается, нумеруется и скрепляется печатью государственного (муниципального) органа, организации[6]. Одно уведомление может содержать информацию о нескольких подарках.

14. После подачи уведомления у должностного лица останется один экземпляр поданного им уведомления с отметкой о его регистрации, второй экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа, организации или соответствующий коллегиальный орган организации, образованные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (далее – комиссия по поступлению и выбытию активов)[7].

15. На практике распространены случаи, при которых уведомление о получении подарка подается в одно структурное подразделение, а непосредственно подарок сдается в другое подразделение. Соответствующий порядок и наименования подразделений указываются в правовых актах государственных (муниципальных) органов (актах организаций), издание которых предусмотрено пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 10.

16. Должностному лицу следует избегать получения (отказываться от получения) подарков от подчиненных, представителей поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участников судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых должностное лицо принимает или принимало участие, граждан, обращения которых оно рассматривает или рассматривало, либо их представителей.

При обнаружении должностным лицом подарка, оставленного для него одним из таких лиц на его рабочем месте, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу, а в случае невозможности его возврата (например, в связи с отсутствием контактных данных лица, оставившего подарок) незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок в уполномоченное структурное подразделение. Дальнейшие действия в отношении такого подарка должны определяться комиссией государственного (муниципального) органа, организации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, при этом возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в названном случае невозможны.

Сдача подарка

17. Обязательной сдаче подлежат подарки, стоимость которых неизвестна либо превышает три тысячи рублей, в случае если это подтверждается прилагаемыми к нему документами[8].

18. Особенности сдачи подарков для отдельных категорий лиц установлены распоряжением Президента Российской Федерации
№ 159-рп и постановлением Правительства Российской Федерации № 1088. Лица, замещающие государственную (муниципальную) должность, обязаны сдать подарок независимо от его стоимости[9].

19. Процедура сдачи и приема подарка оформляется подписанием акта приема-передачи подарка, который составляется в момент сдачи подарка материально ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченного органа или организации) на хранение с составлением акта приема-передачи подарка. При этом подарок должен быть сдан не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления о его получении в соответствующем журнале[10]. В целях обеспечения надлежащего учета к подарку, принятому на хранение, материально ответственное лицо прикрепляет ярлык с указанием даты и номера акта приема-передачи такого подарка. Хранение подарков и сопутствующих документов обеспечивается с соблюдением надлежащих условий и осуществляется в помещении, позволяющем обеспечить их сохранность.

При невозможности сдать подарок в установленные сроки по причине, не зависящей от должностного лица, получившего подарок, сдача осуществляется не позднее следующего дня после ее устранения. При этом уполномоченному структурному подразделению государственного (муниципального) органа, организации рекомендуется выяснить причину, по которой должностное лицо не смогло сдать подарок в установленный срок и сделать отметку о такой причине в представленном акте приема-передачи подарка.

Лицами, указанными в пункте 8 настоящих разъяснений, полученный подарок должен быть сдан не позднее 3 рабочих дней со дня его получения[11].

20. После подписания акта приема-передачи подарок подлежит поставке на учет в соответствии с пунктом 22 настоящих разъяснений.

21. До сдачи подарка материально ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченного органа или организации) ответственность за утрату или повреждение подарка несет должностное лицо, получившее подарок[12]. В случае если сдаваемый подарок поврежден, информацию об этом необходимо указать в акте приема-передачи.

При решении вопросов, связанных с материальной ответственностью и возмещением ущерба, применяются положения главы 39 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учет подарка

22. До момента возникновения у государственного (муниципального) органа, организации права оперативного управления (собственности) в отношении подарков они не подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, поскольку в такой ситуации данные подарки для государственного (муниципального) органа, организации не являются активами.

В целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью подарков, принятых на хранение, следует осуществлять их учет вне балансовых счетов, а именно на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении»
(до определения стоимости подарка). В целях обеспечения надлежащего контроля учет следует осуществлять по цене, указанной в уведомлении. В случае отсутствия цены – в условной оценке: один рубль за один предмет, с последующей организацией процедуры по определению текущей оценочной стоимости подарка. Указанную процедуру рекомендуется осуществить не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

23. При наличии документов, подтверждающих стоимость подарка (кассового чека, товарного чека, иного документа об оплате (приобретении) подарка), проведение процедур по определению текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету не требуется.

24. Основанием для начала процедуры по определению текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету является направленное в комиссию по поступлению и выбытию активов уведомление о получении подарка, стоимость которого неизвестна, и непосредственно сдача подарка по акту приема-передачи подарка.

25. Определение текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету проводится, как правило, с привлечением комиссии по поступлению и выбытию активов посредством использования данных о рыночной цене, действующей на дату принятия к учету подарка, цене на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, в том числе посредством получения соответствующей информации в письменной форме от организаций-изготовителей. При невозможности документального подтверждения сведений о рыночной цене стоимость подарка определяется экспертным путем посредством анализа сведений об уровне цен, соответствующей информации, имеющейся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов). По итогам определения текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету составляется протокол заседания комиссии по поступлению и выбытию активов. Материалы, послужившие основанием для определения текущей стоимости подарка, приобщаются к протоколу.

26. В случае если в результате определения текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету выявлено, что его стоимость менее трех тысяч рублей, подарок подлежит возврату сдавшему его должностному лицу с одновременным списанием с забалансового счета. Отказ должностного лица от приема данного подарка нормативными правовыми актами не предусмотрен, в связи с чем подарок должен быть ему возвращен.

27. Возврат подарка оформляется соответствующим актом возврата подарка.

Выкуп подарка

28. Право выкупа подарка может быть реализовано должностным лицом, сдавшим подарок, в течение двух месяцев со дня сдачи его по акту приема-передачи подарка[13].

29. Заявление о выкупе подарков составляется в двух экземплярах и подается в тоже структурное подразделение, в которое направлялось уведомление о получении подарка (если иное не установлено правовым актом государственного (муниципального) органа (актом организации), издание которых предусмотрено пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 10).

30. После подачи заявления о выкупе подарка у должностного лица останется один экземпляр поданного им заявления с отметкой о его регистрации, второй экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов для организации процедуры оценки стоимости подарка для его выкупа. Заявление о выкупе подарка рекомендуется регистрировать в журнале регистрации заявлений о выкупе подарка, который прошивается, нумеруется и скрепляется печатью государственного (муниципального) органа, организации. Одно заявление может содержать информацию о нескольких подарках.

31. В отличие от процедуры определения текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету процедура оценки стоимости подарка для его выкупа осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и должна быть завершена в течение 3 месяцев со дня поступления заявления о выкупе подарка[14].

32. Лицо, подавшее заявление о выкупе подарка, в письменной форме уведомляется о результатах оценки, после чего в течение месяца оно выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или вправе отказаться от его выкупа[15].

33. В случае отказа должностного лица от выкупа подарка или отсутствия заявления о выкупе подарка, данный подарок подлежат отражению в бухгалтерском учете в составе основных фондов либо материальных запасов с одновременным списанием с забалансового счета, включения в реестр имущества и хранится у материально ответственного лица.

Порядок действий при получении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней

34. В случае если в отношении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не поступило от должностного лица заявление о выкупе либо в случае отказа указанного лица от выкупа такого подарка подарок, изготовленный из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, подлежит передаче в Гохран России для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее – Госфонд России)[16].

35. Информация о том, что подарок изготовлен из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, должна содержаться в сопроводительных документах к ним, а также может быть получена при проведении оценки субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в случае проведения процедуры оценки стоимости подарка для его выкупа.

36. Уполномоченное структурное подразделение государственного (муниципального) органа, организации, в которых лицо, сдавшее подарок, замещает должность (осуществляет трудовую деятельность), пересылает подарок в посылках через местные отделы специальной связи Федерального агентства связи или другую специализированную организацию в Гохран России по адресу: 121170, Москва, ул. 1812 года, д. 14, либо передает подарок непосредственно в Гохран России. На посылках следует указать адреса получателя и отправителя.

37. При пересылке подарков в Гохран России составляется опись с подробным описанием подарка с указанием веса, пробы, наименования драгоценного металла или драгоценного камня и отличительных признаков подарка (при наличии соответствующей информации). Опись составляется в трех экземплярах, из которых один экземпляр остается у отправителя, один экземпляр вкладывается в посылку с подарком и один экземпляр отсылается в Гохран России с сопроводительным письмом одновременно с посылкой.

38. Передача подарка непосредственно в Гохран России осуществляется по акту приема-передачи, подписанному уполномоченными лицами Гохрана России и уполномоченного структурного подразделения.

В случае, если в отношении подарка при принятии его к бухгалтерскому учету проводилась экспертиза, копии документов о ее результатах, подтверждающих, что подарок изготовлен из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, также представляются в Гохран России.

39. В подтверждение получения ценностей Гохран России направляет заказным письмом с уведомлением в уполномоченное структурное подразделение, переславшее подарок, подписанный акт приема посылок с ценностями либо выдает его уполномоченному представителю.

40. Гохран России после зачисления ценностей в Госфонд России в течение 10 дней направляет уполномоченному структурному подразделению, переславшему подарок, приемо-расчетный акт о зачислении указанного подарка в Госфонд России и его стоимости.

41. В случае, если в результате предварительной экспертизы указанных подарков при зачислении в Госфонд России, проводимой Гохраном России в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2004 г. № 38н, выявится, что подарок не содержит в себе более 10% драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, такой подарок не подлежит зачислению в Госфонд России и возвращается уполномоченному структурному подразделению, переславшему подарок, для принятия решения о его использовании, реализации или совершения других действий с ним.

Использование подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации, реализация подарка, безвозмездная передача благотворительной организации либо уничтожение подарка

42. При принятии решения о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации:

до закрепления на подарок права оперативного управления данный подарок отражается на балансовом счете 10800 «Нефинансовые активы имущества казны» с одновременным отражением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»;

с момента закрепления права оперативного управления данный подарок отражается на соответствующих балансовых счетах учета нефинансовых активов в составе основных средств (счет 10100), либо в составе материальных запасов (счет 10500).

При этом такой подарок может быть подарен иным лицам при проведении протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий. В подобной ситуации происходит экономия бюджетных средств, затрачиваемых на оценку ранее полученного подарка, либо на покупку новых подарков.

43. Датой принятия подарка к бухгалтерскому учету является дата, указанная в первичном учетном документе (решении комиссии по поступлению и выбытию активов) о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации.

44. Исходя из специфики и предназначения подарка руководителем государственного (муниципального) органа, организации с учетом мнения комиссии по поступлению и выбытию активов может быть приято решение об использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации либо передаче такого подарка для использования в подведомственную организацию[17].

45. Решение о реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, в учреждение культуры (музей), либо об его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации принимается руководителем государственного (муниципального) органа, организации на основании результатов заключения комиссии по поступлению и выбытию активов о целесообразности (нецелесообразности) использования подарков для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации с учетом положений об особенностях списания имущества, установленных Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[18].

Реализация подарка осуществляется посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом
от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.). В случае принятия решения о реализации подарка на торгах необходимо направить соответствующее письмо в государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на реализацию государственного (муниципального) имущества, для организации взаимодействия и дальнейшей передачи подарка.

Необходимо обратить внимание, что согласно бюджетному законодательству Российской Федерации полномочия по реализации имущества казны и по администрированию доходов федерального бюджета от реализации указанного имущества в настоящее время осуществляются только уполномоченными органами (Росимуществом, Управлением делами Президента Российской Федерации, Минобороны России и др.).

46. При принятии решения о реализации (передаче) подарка, его выбытие с бухгалтерского учета осуществляется по соответствующим счетам аналитического учета счета 10800 «Нефинансовые активы имущества казны» по оценочной стоимости (максимальной цене продажи).

47. Реализация (выкуп) подарков осуществляется по стоимости подарка, установленной субъектом оценочной деятельности. При этом расходы, произведенные за услуги по оценке подарков, являются расходами государственного (муниципального) органа, организации.

48. Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации[19].

Включение подарка в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования) и особенности налогообложения

49. Порядок учета федерального имущества в реестре федерального имущества установлен Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2007 г. № 447 (далее – Положение об учете).

50. Для внесения сведений о подарке в реестр федерального имущества уполномоченное структурное подразделение государственного (муниципального) органа, организации в 14-дневный срок со дня принятия подарка к бухгалтерскому учету обеспечивает направление в систему учета карт сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества и документов, подтверждающих приобретение объекта и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета[20].

51. Непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц (статья 19.7.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

52. Учет муниципального имущества в реестре муниципального имущества осуществляется в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 424.

Так, в частности, в реестр муниципального имущества включается подарок, находящийся в муниципальной собственности, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований.

53. Учитывая, что подарки признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, муниципальной собственностью, собственностью организации у государственного (муниципального) органа, организации доход в виде стоимости данных подарков не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

54. У государственного (муниципального) органа, организации, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, дохода, учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль государственного (муниципального) органа, организации, от данной операции не возникает.

55. Расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, в целях налогообложения прибыли организаций также не учитываются (пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

56. При получении должностными лицами подарков, признаваемых в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, муниципальной собственностью или собственностью организации и передаваемых по акту приема-передачи подарка в государственный (муниципальный) орган, организацию, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает.

57. В отношении подарков стоимостью менее трех тысяч рублей, получаемых указанными лицами, необходимо учитывать положения пункта 28 статьи 217 НК РФ, согласно которым стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций, не превышающая четырех тысяч рублей за налоговый период, освобождается от налогообложения.

[1]Часть вторая статья 575

[2]Пунктом 4 части 4 статьи 349 1 Трудового кодекса Российской Федерации для данной категории лиц предусмотрено исключение из рассматриваемого запрета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *