мухамедин бейбит алшимбаевич биография
Новосибирские власти практически определились с руководителем филармонии
В понедельник, 3 августа, директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин объявил о своей отставке. Его заявление практически открыло дорогу заместителю директора московского Театра сатиры Александру Бочарникову к креслу главной концертной организации региона. Впрочем, некоторые сомнения в то, что все решения серьезно обдуманы, еще остаются. Новости о переменах в филармонии по времени совпали с сообщением о назначении советником новосибирского губернатора по культуре скрипача Михаила Симоняна, к которому у местной общественности накопилось немало вопросов.
Фото Алексея Кудинова
Приказал держать планку исполнительского искусства
Сказать, что отставки Бейбита Мухамедина не ждали, — солгать против истины. Об этом говорили по меньшей мере год. Ухода тромбониста из оркестра Новосибирского театра оперы и балета ждали давно. Все последние четыре года Бейбит Алшимбаевич продолжал восемь раз в месяц появляться в оркестровой яме Сибирского Колизея. При этом злые языки уверяли, что служебная машина концертной организации терпеливо ждала его появления после спектакля. Но бывший министр культуры региона Игорь Решетников, в кулуарах регулярно говоривший, что готов на радикальное кадровое решение в отношении Мухамедина, так и не успел реализовать свое намерение. Фермата затянулась, а Игорь Николаевич покинул свой пост на 11 месяцев раньше того, кого собирался уволить.
Подталкивать Бейбита Мухамедина, который, как говорят, не скрывал, что примет любое решение учредителя, не пришлось. На утренней планерке в понедельник, которая проходила в режиме zoom-конференции, он объявил о своей предстоящей отставке. Сообщив, что он еще полон сил, он пожелал работникам филармонии держать высокую планку исполнительского искусства. Так что властям удалось избежать скандала, подобного тому, что случился четыре года назад, когда с этой должности увольняли Татьяну Людмилину. Если они, конечно, найдут пять миллионов рублей на «золотой парашют», которые, по слухам, требует увольняющийся директор.
Но за свою должность Бейбит Мухамедин держался до конца. Четыре года, в течение которого он руководил главной концертной организацией Новосибирской области, все-таки довольно приличный срок. Он не был фигурой согласия, когда в сентябре 2016 года занимал пост директора. Скорее всего, он попал на эту должность благодаря влиянию Надежды Болтенко, у которой был помощником сенатора во времена губернаторства Владимира Городецкого. Потенциально был менее конфликтен по сравнению с Татьяной Людмилиной, что в целом и подтвердилось. Но всеобщей любви не снискал, а последний год концертная организация жила исключительно ожиданием его ухода.
«Глобус» как кузница кадров
Похоже, что вопрос о необходимости смены руководства филармонии перед новым министром культуры Новосибирской области Натальей Ярославцевой встал еще до того, как она была представлена в новом качестве. Естественно, что на первом этапе возникли идеи вернуть прежних руководителей — Александра Назимко и Татьяну Людмилину, но от этой мысли довольно быстро отказались из-за взрывоопасности некоторых из них.
Было ясно, что надо искать новые фигуры. О том, что одним из основных кандидатов может стать заместитель директора Театра сатиры Александр Бочарников, стало известно на прошлой неделе. Он уже 14 лет отвечает в проставленном московском театре за работу со зрителями, но начинал в Новосибирске. Из работников филармонии его может помнить только художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Владимир Гусев, который работал с Бочарниковым во времена, когда его коллектив находился в структуре радиокомитета. Единственным раздражающим фактором для остальных сотрудников концертной организации может быть только то, что он работал в театре «Глобус» под началом Татьяны Людмилиной. Однако далеко не факт, что он является человеком бывшего директора филармонии, против которого шесть лет назад выступили руководители почти всех творческих коллективов организации.
Появление фамилии Александра Бочарникова в средствах массовой информации немного спутало карты министерству. Но сейчас, когда Бейбит Мухамедин официально объявил о своем уходе, многим кажется, что замдиректора Театра сатиры уже стал почти стопроцентным претендентом. Известно, что он должен появиться в Новосибирске 14 августа. Говорят, что уже готовится пресс-конференция с его участием.
В то же время есть ощущение, что процесс еще находится в развитии. Не случайно же губернатор Андрей Травников встречался с кларнетистом симфонического оркестра, заслуженным артистом России Станиславом Янковским? Есть еще директор Новосибирского академического симфонического оркестра Николай Сизиков, который вполне уместно смотрелся бы в кресле директора. Не надо также забывать про заместителя директора филармонии по внешним связям Алену Болквадзе, которая владеет всеми необходимыми компетенциями для руководства. Не считая того, что есть еще глава управления культуры мэрии Владимир Державец и Константин Курленя, почти десятилетие руководивший консерваторией.
Странная страна советников
Появление Александра Бочарникова в качестве претендента на место директора филармонии по времени совпало с другим событием, которое довольно сильно удивило общественность города. Практически одновременно стало известно, что новым советником губернатора Новосибирской области стал скрипач Михаил Симонян, который вот уже четыре года возглавляет попечительский совет Новосибирской консерватории имени Глинки. Формально оно не связано с событиями вокруг Новосибирской филармонии, но настораживает, что такие решения принимаются без должной проработки. Ведь из открытых источников известно, что Михаил Симонян уже был советником губернатора Калужской области, став инициатором создания там молодежного симфонического оркестра. История эта обернулась фарсом, когда выяснилось, что в музыкальном коллективе не было ни одного жителя Калуги, а сам он состоял из студентов московских вузов, которые ездили на репетиции и концерты из столицы на электричках. Не менее странной оказалась история, когда несколько лет назад Михаил Симонян был задержан за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а наряду ДПС он предъявил водительские права, выданные в США.
На последние выступления Михаила Симоняна в качестве скрипача появлялись довольно неоднозначные рецензии. Исполнение в Новосибирске в разгар объявленной пандемии Фортепьянного трио Шостаковича оставляет странное ощущение, когда знаешь, что изначально президентский грант, за счет которого проходило выступление, выдавался для большого мероприятия, которое должно было пройти на Прохоровском поле, где во время Великой Отечественной войны прошло главное сражение Курской дуги. В любом случае довольно странным кажется назначение советником губернатора человека, который даже не имеет высшего образования. Ведь даже для региональной власти немаловажно, чтобы федеральная консерватория не становилась чьей-то «личной дойной коровой», как об этом судачат в не обустроенных коридорах музыкального вуза.
Бейбит Мухамедин: «Новосибирску необходимы культурные конфликты»
Бейбит Мухамедин — генеральный директор Новосибирской государственной филармонии с 2016 года. С 1989 по 2013 год работал в Новосибирском академическом театре оперы и балета в должности солиста симфонического оркестра. С 2013 по 2016 год — директор Государственного учреждения культуры Министерства культуры Новосибирской области «Дирекция программ». Окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по специальности «Концертный исполнитель, солист оркестра», Сибирскую академию государственной службы по специальности «Управление персоналом», Новосибирский филиал АНО ВПО «Российская Академия предпринимательства» по специальности «Эффективное управление персоналом».
— Вы стали генеральным директором филармонии только в 2016 году. С какими проблемами вы столкнулись за последние полтора года?
— До этого я никогда не занимал такой должности, а занимался организацией различных фестивалей или концертов. Став директором, я начал разбираться с текущими проблемами. Главная проблема, на которую я сразу же обратил внимание — к нам не приходит новая публика, а вопросом ее привлечения многие годы никто не занимался. Так, по маркетинговым исследованиям нашей аудиторией в большей части оказались слушатели в возрасте 50-65 лет, со средним достатком.
И, конечно, сразу возник вопрос по привлечению молодежной аудитории в наши концертные залы. Побывав в Москве и Санкт-Петербурге, я понял, что такая ситуация существует везде. Мы достигли порога исторического разлома: профессиональное сообщество только сейчас начинает понимать, что слушательская аудитория взрослеет, а притока новой — нет. Новое поколение не может воспринимать классическую музыку из-за отсутствия классического музыкального образования. Наша задача — их этому научить.
— Каким образом планируете привлекать новых слушателей?
— Почему человеку проще пойти в цирк, чем в филармонию? Потому что цирк — это визуальное наслаждение, не требующее дополнительных усилий. В филармонии получить такое восприятие сложно. Если ты пришел и тебя ничего не «задело» в концертном зале, если ты не смог воспринять музыку, погрузиться в духовный мир, то тебе станет скучно. Ты начнешь считать розетки или кресла в зале.
Поэтому мы решили завлечь будущего зрителя, так называемую золотую молодежь, с помощью визуальных приемов. Нам нужно, чтобы слушатель хотя бы раз пришел в наш концертный зал, увидел его красоту, услышал звучание 120 инструментов, получил впечатление от объема физического воздействия звука. И вот тогда, я думаю, он придет снова, но уже целенаправленно слушать музыку. Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы сделать из филармонии интересное модное место — для этого мы ищем новых хедлайнеров, разрабатываем и открываем selfi-зоны, изучаем новые возможности.
— Если это делается для привлечения молодежи, то какими методами будете привлекать другие категории людей, скажем, бизнесменов?
— Эти люди постоянно заняты: своей семьей, заботами, планами, обучением, своим делом. В бизнесе один отработанный день порой кормит многие годы. Значит, нужно найти такой выход, чтобы планы и амбиции бизнесмена совпали с нашими интересами.
Пообщавшись со своими друзьями-бизнесменами, я понял, что им нужно создать сообщество для общения, необходимую духовную атмосферу. Совсем недавно, 7 марта, мы запустили пилотный проект — элитный джазовый клуб. Ценовая политика и время проведения — поздний вечер, отдельная парковка — все было рассчитано в большей части на гостей с определенным финансовым достатком. Результат превзошел все ожидания — вместо 50 человек, на которых мы рассчитывали, пришло 85, а билеты на следующий джазовый клуб уже практически распроданы.
— Если этот проект был успешным, то как планируете развивать его дальше?
— Мы хотим в скором времени сделать еще один интересный уютный проект. Что-то в виде клуба для любителей классической музыки. То есть наши гости смогут прийти к нам, пообщаться друг с другом, послушать красивую музыку в живом исполнении профессиональных музыкантов, решить свои деловые вопросы.
— Что если риски себя не оправдают, и спроса не будет?
— Будем двигаться дальше, искать другие способы привлечь слушателя. Принимать важные управленческие решения всегда сложно — это постоянный риск, и ты никогда не знаешь, какой риск себя оправдает. Например, я встречал множество знаменитых музыкантов, которые говорили мне одно и то же: как здорово, что вы музыкант, вы понимаете, что нужно музыкантам. Это действительно так, ведь я сам закончил консерваторию, отработал 27 лет в Оперном театре. Благодаря образованию я могу идти на риски, когда необходимо принять то или иное решение. Причем, если бы я был просто с техническим образованием и не понимал, что такое, например, смычок и нотный стан, то мне бы пришлось немного тяжелее. Но даже я допускаю ошибки. Главное понять для себя, что без совершения некоторых ошибок не бывает движения вперед.
Без рисков нельзя познать мир вокруг себя, слушателя, музыкальное искусство. Можно, конечно, пойти проторенной дорогой, не принимать сложные решения, не развивать своего потребителя, но это не тот выбор, который стоит делать руководителю.
— За последние полгода Новосибирск много спорил и конфликтовал на различные культурные темы: необходимость сохранения пешеходной улицы Ленина, смена директора НОВАТа. Как вы считаете, не вредят ли эти конфликты общему развитию города?
— В Новосибирске всегда есть разные точки зрения на любой вопрос, и культура — одна из самых незащищенных сфер. Это как в большой семье у детей: одному не нравится купленная родителями кофта, второй хочет другую игрушку.
Поверьте, у Новосибирска уже есть свое будущее, и мы порой не в силах изменить что-либо, руководствуясь только своим желанием. Развитие и будущее города в этом смысле похоже на концерт: есть какой-то момент, за которым ты понимаешь, что уже не в силах что-то изменить. Допустим, мероприятие назначено на завтра, но ты чувствуешь, что оно уже идет в будущем, там уже играет оркестр, уже сидит публика.
Все эти споры о улице Ленина, благоустройстве, театре — это лишь ниточки, которые ведут наш город к этому самому будущему. Новосибирску для своего развития, для развития общества, как и для любого социального общества, необходимы культурные конфликты.
С моей точки зрения различные социальные конфликты показывают, что нашим жителям далеко не все равно, что происходит в их городе. А значит, он не опустеет, значит, он имеет все шансы стать лучшим городом. Городом с большими амбициями и прекрасными мировыми культурными проектами.
Мухамедин бейбит алшимбаевич биография
Центр креативных индустрий создается на базе государственного бюджетного учреждения «Новосибирсккиновидеопрокат» с целью развития и поддержки творческого образования и просвещения детей и молодежи, развития творческого предпринимательства, формирования программы поддержки и развития творческих индустрий на основе комплексного межведомственного взаимодействия.
17 августа в кинозале «Синема» Наталья Ярославцева представила руководителя Центра креативных индустрий – Бейбита Мухамедина.
«Одна из задач Центра креативных индустрий – повышение популярности и привлекательности культуры среди жителей города и области, и реализация профессионального потенциала в креативных индустриях. В том числе – с активным развитием направления «кино» с учетом уже имеющихся наработок. Уверена, что Бейбит Алшимбаевич, имея колоссальный опыт в этой сфере, справится со всеми поставленными целями», – отметила министр культуры региона.
Бейбит Мухамедин возглавлял Новосибирскую государственную филармонию с 2016 по 14 августа 2020 г. С 1989 по 2013 год работал в Новосибирском академическом театре оперы и балета в должности солиста симфонического оркестра. С 2013 по 2016 год – директор Государственного учреждения культуры Министерства культуры Новосибирской области «Дирекция программ».
Окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по специальности «Концертный исполнитель, солист оркестра», Сибирскую академию государственной службы по специальности «Управление персоналом», Новосибирский филиал АНО ВПО «Российская Академия предпринимательства» по специальности «Эффективное управление персоналом».
Министр культуры Игорь Решетников представил коллективу Новосибирской филармонии нового и.о. гендиректора — Бейбита Мухамедина. Вместе с худруком учреждения Владимиром Калужским они попытались объяснить причины увольнения Татьяны Людмилиной, которая, по их мнению, «будет жалеть о своих словах».
На встрече с коллективом Решетников познакомил работников учреждения со вступившим в должность исполняющего обязанности директора Бейбитом Мухамединым (до последнего времени — руководителем ГАУ «Дирекция фестивальных, конкурсных и культурно-массовыхпрограмм»). Министр подчеркнул, что решение об отставке Людмилиной принято окончательно. Художественный руководитель филармонии Владимир Калужский подробно рассказал о конфликтах в коллективе, финансовых проблемах и недостатках прежнего руководства, которое, по его выражению, устроило «истерику». Бывший директор филармонии на встрече не присутствовала. Некоторые музыканты отреагировали на речь Калужского аплодисментами, многие из них в кулуарах подходили к Мухамедину, чтобы поздравить и пожать руку. Тайга.инфо приводит расшифровку выступлений спикеров.
Игорь Решетников:
Я хотел бы поблагодарить вас за прошедший концертный сезон. Я думаю, что и в этом концертном сезоне у нас с вами все будет хорошо. Филармония является ведущим и очень профессиональным коллективом, но вчера было принято решение министерством культуры, в том числе и мной, о снятии директора. Прежде всего, это никак не повлияет на работу коллектива. Я попрошу Владимира Михайловича [Калужского], чтобы он в ближайшее время созвал худсовет, и на нем мы обсудим с коллективами дальнейшее развитие филармонии, чтобы наш юбилейный сезон проходил интересно для жителей города Новосибирска и для соседей.
Все остальные — наемные люди: и я наемный человек, и директор наемный человек. Главное — творческий коллектив. Это главный для меня постулат, потому что мы обеспечиваем вашу жизнедеятельность, мы работаем, чтобы жители нашего города могли наслаждаться вашим творчеством. Это самое главное, и это остается в моей прерогативе. Поэтому, еще раз говорю, все у нас с вами будет хорошо, коллектив будет продолжать работать, никаких финансовых всплесков в худшую сторону не будет, все творческие вопросы вы обсудите на худсовете. И я буду советоваться руководителями коллективов, как и в старые-добрые времена, когда я на худсоветах был. В последние два года меня, к сожалению, ни на один художественный совет не приглашали. Для меня это нонсенс вообще, я считаю, что вы, в том числе, должны определять репертуарную политику и работу коллективов, должны советоваться между собой. Потому что чиновники — это одно, и мы, чиновники, существуем, чтобы обеспечивать вашу жизнедеятельность, а вы — главные. Я считаю, что на данный момент надо всем успокоиться и нормально работать. Ничего страшного не произошло.
Пока исполняющим обязанности директора мы назначили выпускника нашей консерватории, человека, который имеет управленческий опыт. Вы его многие знаете, многие учились вместе, это Бейбит Мухамедин. Я думаю, что это хорошо, что человек закончил консерваторию, это хорошо, что он понимает многие творческие вопросы, и он уже руководитель учреждения. Я думаю, что он, прежде всего, будет опираться на руководителей всех творческих коллективов, это главный постулат. И я думаю, что конфликтных ситуаций, связанных с филармонией, в СМИ просто не должно быть и не будет. Потому что все противоречия, которые происходят в коллективе, должны решаться не на страницах прессы, а решаться внутри нас с вами. Наша филармония пока известна тем, что мы славимся в СМИ, а это плохо, мы должны славиться своими концертами, программами и фестивалями.
Я понимаю, что может быть, некоторые люди в зале не приемлют моего решения, но оно принято. Обратной дороги не будет, я думаю, что мы будем только развиваться. Я очень люблю нашу филармонию, и считаю, что все сидящие здесь — настоящие профессионалы, со многими из вас я дружу, поэтому думаю, дальше будем только развиваться.
Владимир Калужский:
Добрый день, уважаемые коллеги. В отличие от Игоря Николаевича я немного волнуюсь, потому что в таком контексте в этом зале мне не приходилось выступать, к сожалению. Я хотел бы развернуть те положения, которые наш министр, в силу его позиции, оставил вчера вне достояния [общественности]. Я работаю с здесь 1993 года здесь, но на моей памяти никогда еще Новосибирская филармония не подходила к такой роковой драматической черте. Это связано с тем, что у нас невероятное количество концертов, которыми мы забрасываем город. Невероятное количество концертов, которое не дает возможности коллективам и отдельным исполнителям плодотворно готовить новые, свежие, оригинальные программы. Поэтому в последние годы у нас, как правило, повторяется одно и то же. И это сразу почувствовали наши потребители, если посмотреть на статистику, как ходят к нам на концерты, а она у нас тщательно скрывается, то количество посетителей в последний год на наших концертах очень уменьшилось.
Далее, мы на худсовете (кстати, мы приглашали вас несколько раз, Игорь Николаевич, извините), обсуждали вопрос об абонементах этого сезона. То, что произошло в нашей филармонии с легкой или с тяжелой руки нашего бывшего руководства, это тоже вопиюще. Мы такое количество абонементов выбросили на рынок, которое город не в состоянии переварить. Более того, эти абонементы сделаны непропорционально с точки зрения возрастных категорий, значительное количество концертов сделано для детей с 8 до 12 лет, то есть каждый абонемент наступает на другой. Далее, абонементы, которые неожиданно иногда рассчитаны на этот зал, как фортепьянный абонемент, двести с чем-то абонементов продано на этот тысячник. Это нерационально. Есть абонементы, которые проходят на круглой сцене, это наша спасительная сцена, где мы, если не можем заполнить этот зал на 800–900 мест, мы туда [переносим] на 200.
Мы проанализировали эту систему абонементов на нашем художественном совете, и мы предупреждали, что это закончится достаточно сложно. Вот сегодня, когда они проданы, мы видим, что процент их покупок очень низкий, такого никогда не было. Не было такого сложного положения для детей и юношества, не было такого положения с целым рядом коллективов, которые придумали свои абонементы. Почему я об этом говорю — эти моменты очень важны, у нас осталось три месяца до конца календарного года, и мы должны за это время выполнить государственное задание. Госзадание — это количество концертов, это публика, это очень сложно. Это не ваша беда, вы играете музыку, но это может сделать только нормальная организация процесса, основанная не на волевых динамичных решениях, как это было у нас в прошедшие два года, а на основании консультаций, анализа, движения вперед.
Наверное многие из вас читали выступление Татьяны Николаевны вчера на пресс-конференции. Простите, но мне кажется, что через пару месяцев, а, может быть, лет, Татьяна Николаевна будет стыдиться того, что она сказала. С моей точки зрения, это был не взвешенный разговор человека, который отправлен в отставку, это была женская истерика, извините, со всеми вытекающими последствиями. Дело в том, что я не считаю ее, простите меня, выдающимся менеджером, как об этом у нас пишут некоторые сайты. Потому что ее назначение сюда было ошибкой, сознательной ошибкой. Ей не надо было сюда приходить.
И еще одна вещь. Дело в том, что она говорит о внезапности своего увольнения. Но она не в январе 2014 года пришла, как нам известно. Примерно с сентября 2013 года она знала, что она будет директором филармонии. Она готовила свои шаги, в частности, она беседовала с кем-то из моих коллег и предлагала этому человеку пост заместителя директора по творческой деятельности. Когда ей сказали, что у нас есть художественный руководитель, она просто махнула рукой, ну его! И вот эта ситуация продолжалась все время, потому что привычка работать единолично, привычка решать все самой, от труб канализаций до концертов, она является для нас пагубной. Мы сейчас это расхлебываем. Примеров очень много, скажем, вмешательство директора в программу концертного духового оркестра. Там все поломалось, потому что ей не нравился солист и прочие вещи. Таких примеров за последние годы накопилось огромное количество. Этого не должно быть, потому что директор и художественный руководитель работают в тандеме.
У Татьяны Николаевны великолепно получалось решать вопросы, связанные с хозяйственными проблемами. Свет, канализация, какие-то еще вещи — просто идеально. Я слушал на планерках и завидовал, потому что надо же, у человека такой есть дар. Но как только дело касалось творческих вопросов: программа, фестивали, в которые она вмешивалась, тут начинались серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся до сих пор. У нас практически провален фестиваль «Классика», на который были заявлены огромные программы. Это тоже результат вмешательства директора, не имеющего профессиональных менеджерских оснований [вмешиваться] в такие вещи.
Последние два года были ознаменованы тем, что у нас в филармонии происходили зачистки творческих организационных коллективов. Как только возникали какие-то противоположные мнения, сразу возникала ситуация из книжки Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Там была такая Красная Королева, у которой любимое выражение было: «Отрубить ей голову!». Это отрубление голов — творческий метод Татьяны Николаевны Людмилиной. Я знаю по себе, как и многие люди, ушедшие из филармонии, что в один прекрасный день она вызвала меня, по моему, это было в мае. Она говорит: «Вам все не нравится», я ей говорю: «Да, мне все не нравится, у меня такая работа. Потому что если мне будет все нравиться, я превращусь в художественного руководителя нашего пресс-центра, которому все нравится». «Вам все не нравится, поэтому у вас есть два выбора: или вам все будет нравиться, или вот дверь, и вы уходите». Я сказал, что никуда не уйду, потому что это дело, это мое. Так наш разговор закончился, но, как говорят в народе, осадочек остался. Я на это не пошел, но было огромное количество людей, которые поддавались на это, писали заявления. Такого не должно быть!
И вот смотрите, у нас был реорганизован наблюдательный совет, я не буду говорить, по каким причинам. У нас была совершенно дикая реорганизация двух отделов: детско- юношескихпрограмм и лектория. В основе, кроме личных симпатий и антипатий, лежали финансовые вопросы, которые очень интересовали директора, она считала, что зарабатывать деньги — это прерогатива. Последний раз она сказала на планерке, что под 600 с чем-то человек, дармоедов и лентяев, у нас в филармонии существует. Это она про вас, себя она, видимо, в расчет не брала. Она так сказала, потому что мы работаем 10 месяцев в году, один месяц у нас отпускной, а вот еще один месяц у нас для создания нового репертуара, вот этого она не могла пережить: «Вы там ничего не делаете. Это безделье». Это просто непонимание.
До этого наш отдел лекторийный давал около тысячи концертов. Да, эти концерты были в школах, стоили они немного, примерно 2,5 тысячи рублей, это деньги родителей. Это давало нам возможность выполнять государственное задание. В результате слияния эти концерты были частично ликвидированы, по-моему 300 концертов, и эта разница легла на плечи всех коллективов, которые здесь присутствуют. Поэтому возможности выступлений наших коллективов резко увеличились, потому что наши концерты стоят не 2, 5 тысячи, а 10–15. Вот эта власть денег определяла те самые приоритеты.
Недавно мне на глаза попалось штатное расписание, я ахнул, потому что там колоссальный разрыв. Ведущий мастер сцены, один из лучших наших лекторов, не имеет надбавки за мастерство и получает, условно говоря, 18 тысяч. Руководитель этого отдела вместе со своими совмещениями по вокалу зарабатывает, извините, порядка 40 тысяч. Это неравенство: у нас есть любимые и нелюбимые коллективы, любимые и нелюбимые директора. Эти неравенства должны быть устранены, потому что это нечестно по отношению ко всем музыкантам. Кстати, значительное количество денег, которое зарабатывает филармония, не идет, к сожалению, в компенсацию вашего труда. Мы на худсовете предполагали поднять вопрос о соответствии между затратами музыкантов, когда они перевыполняют свои обязанности, и оплатой их труда. Это очень важная вещь.
Многие достижения филармонии, которые делаются коллективами, становятся достоянием и заслугой одного человека — директора, это тоже, мягко говоря, неправильно и не совсем честно. Я думаю, то, что было в течение этих 2,5 лет, это был очень напряженный не всем видимый процесс, я назвал бы его противостоянием. Нам надо было сохранить филармонию как культурную единицу, как лидера концертной музыкальной деятельности в регионе.
А сейчас нам звонят из других городов, из Москвы, и говорят, что «знаете, пока у вас будет прежнее руководство, мы с вами дела иметь не будем». Концертная деятельность тоже нуждается в пересмотре, она носит случайный характер. Люди проезжают мимо Новосибирска в гастрольный тур, и мы их приглашаем, несмотря иной раз на качество. Отсюда масса проблем. Это только часть вещей, которую я мог бы обозначить в связи с дискуссией, которая началась вчера.
Ночью я читал всякие высказывания, это все очень увлекательно, эмоционально, но когда мы соберемся на тот художественный совет, о котором говорил Игорь Николаевич, нам надо будет принять некоторые серьезные решения. Это значит, что какие-то отделы, какие-то структуры мы будем возвращать в прежнее состояние. Что-то мы будем реорганизовывать, что-то придумывать новое. Эти вещи привлекут к филармонии внимание не скандалами, не разборками, не эмоциональными выступлениями директора по телевидению. Кстати, степень самопиара в последние два месяца у Татьяны Николаевны зашкаливает. Нельзя так было: выступать на всех пресс-конференциях, вылезать на сцену на праздновании шестидесятилетия Академического симфонического оркестра и говорить о том, что главным строителем этого здания был бывший губернатор [Василий] Юрченко. Зачем это нужно было делать, с кем это было согласовано?
Последний концерт, открытие сезона здесь, когда на планерке меня спросили, кто ведет концерт, я сказал, что художественный руководитель. И вот я слышу слова директора: «Нет, сезон будет открывать губернатор и мэр». Я говорю: «Ну они всё расскажут про „Кармина Бурана“, конечно». В результате ни губернатор, ни мэр не пришел, это типичная ситуация, когда мы здесь начинаем заниматься политическими играми.
Я приветствую кандидатуру нашего нового, пока еще исполняющего обязанности директора. Мы с ним хорошо знакомы, даже в этом зале есть люди, которые у меня когда-то учились, с которыми мы когда-то работали, которых я знаю и уважаю как специалистов. Я надеюсь, что все будет достаточно взвешенно, достаточно разумно и плодотворно. В добрый час.