мухина скульптор биография дети
Вера Мухина
Биография
Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.
Вера Мухина в мастерской
Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.
Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.
Вера Мухина в молодости
В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.
В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.
Скульптура и творчество
Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.
Скульптор Вера Мухина
После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.
Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.
Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде
Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.
В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.
Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания
Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.
Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.
Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.
В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.
Личная жизнь
Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.
Вера Мухина
Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.
Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков. Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях. Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.
Вера Мухина и Алексей Замков с сыном
В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление. Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь. Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.
Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало. Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора». Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.
Портрет Веры Мухиной
Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький. Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану». Литератор убедил Сталина, что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.
Смерть
Вера Мухина умерла осенью 1953 года, тогда ей было 64 года. Причиной смерти стала давно ее мучившая стенокардия.
Могила скульптора расположена на втором участке Новодевичьего кладбища.
Вера Игнатьевна Мухина
Фото Все
Видео Все
Вера Мухина. Испытание.
Искусственный отбор. Эфир от 18.11.2014 / Телеканал Культура
«Первая дама советской скульптуры» — Вера Мухина
Вера Мухина — биография
Мухина Вера Игнатьевна – известный российский скульптор XX века. Автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница».
Творчество Веры Игнатьевны Мухиной, помимо монументальных проектов, включает в себя создание изделий из стекла и керамики, театральных декораций и коллекций женской одежды. Биография Веры Мухиной столь же интересна, как и ее скульптуры.
Детство
Вера Игнатьевна Мухина — уроженка Латвии. Она родилась 1 июля 1889 года в Риге. Отец Веры Игнатий был богатым купцом, любителем искусств, меценатом. Мать, Надежда Вильгельмовна, была дочерью немца-аптекаря. Хорошо обеспеченная семья жила в любви и согласии. Кроме Верочки у супругов была ещё старшая дочь Маша.
Вера Мухина в юности
Мать девочек умерла от туберкулёза, когда одной было около двух лет, а другой – пять. Отец повёз детей в Германию, а потом в Феодосию, опасаясь за их здоровье. Одно из приятных воспоминаний детства Веры – жизнь у теплого безмятежного моря и первые уроки рисования. Но и этому счастью не суждено было длиться долго, потому что в 1904 году умер и отец. Девочек забрали родственники из Курска. Они были людьми обеспеченными, жалели сирот и старались им покупать всё самое дорогое и красивое. Наряднее сестёр Мухиных в Курске никого не было. Когда сестры отправились учиться в Москву, об этом событии написали в местных газетах. Летом девочек с гувернантками отправляли на лучшие российские и европейские курорты. Пришло время подыскать Маше с Леной достойных женихов. Но для Веры судьба уготовила другой ход вещей. В рождественские каникулы 1912 года Вера неудачно скатилась с горы на санках, врезалась в дерево и изуродовала лицо. Потребовалось немало усилий хирургов, чтобы восстановить внешность девушки. «Живут и хуже!» – бодро сказала Вера, увидев себя в зеркале после серии не вполне удавшихся операций.
Творчество
Опекуны, чтобы утешить племянницу, отправили Веру в Париж к тамошним хирургам. Юная художница давно уже грезила Парижем – городом художников и поэтов. В Париже Мухина поселилась в пансионе и стала посещать студию известного скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. Там она усвоила важное для себя правило работы над скульптурой – «крепко схватывать форму», представляя объект в целом. В компании начинающих художников и скульпторов Вера Мухина совершила поездку в Италию. Это был 1914 год. В Москву Вера думала заехать ненадолго, но началась первая мировая война, Париж пришлось отложить.
Вера Мухина за работой
В 1916 году Вере Мухиной посчастливилось подключиться к проекту Александра Таирова, авангардного режиссёра Московского Камерного театра, в осуществлении постановки пьесы Иннокентия Анненского «Фамира-кифарэд». Мухина создавала скульптурные составляющие декораций к спектаклю по античному сюжету.
В 1918 году новое Советское государство во главе с В.И. Лениным выработало программу развития монументального искусства в качестве агитационного средства революции при оформлении городских улиц. Для реализации этой программы предлагалось привлекать молодых скульпторов, то есть новое незапятнанное поколение художников. В рамках этой программы Вера Мухина выполнила несколько государственных заказов, из чего стало ясно, что ей подвластна монументальная скульптура. Правда, это были эскизы памятников видным деятелям становления советской республики – просветителю и публицисту Н.И.Новикову (1918 год), партийному деятелю В.М.Загорскому (1921 год), революционеру Я.М.Свердлову. Кроме того, на счету Мухиной эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919 год).
Мухина много работала в качестве дизайнера масштабных помещений. В 1923 году она в соавторстве с французской художником-дизайнером А.А.Экстер оформила павильон газеты «Известия». В духе революционных идей она оформляла павильоны сельскохозяйственных, меховых, книжных выставок.
Ещё одним направлением творческой деятельности Веры Мухиной было моделирование женской одежды. В 1925 году советский модельер «из бывших» Надежда Петровна Ламанова и Вера Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». Вслед за этим они представили коллекцию из холщовых и льняных платьев на Всемирной выставке в Париже. Коллекция произвела фурор в мире моды и завоевала Гран-при.
С каждым годом всё новые таланты и способности обнаруживала в себе Вера Мухина. В период с 1926 по 1930 годы она преподавала лепку в художественно-промышленном техникуме при музее игрушки и Высшем художественно-техническом институте Петрограда.
Однако основным направлением в её творчестве всегда была монументальная скульптура. В 20-е годы ею созданы «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». Больше всего всех всегда впечатляла её работа «Крестьянка» (1927 год), которая после выставки в Венеции «поселилась» в музее Триеста, а после второй мировой войны оказалась в Ватикане. В Третьяковской галерее в Москве есть копия этой незаурядной скульптуры.
Легендарный шедевр
В 1937 году эскиз Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» выиграл конкурс на скульптуру для Всемирной выставки в Париже. Проектом советского павильона для участия в выставке занимался архитектор Борис Иофан.
Легендарная работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
Композиция по идее Мухиной должна была решаться в духе античности – две обнажённые фигуры, динамично устремлённые в небо. Но руководство сочло нужным фигуры одеть. А в остальном – всё как в эскизе. Согласования проекта с высшими инстанциями отняли много времени, поэтому за три недели до выставки пришлось создавать композицию из стальных листов в авральном режиме, по частям. Мухина лепила уменьшенный макет, его тут же передавали в институт машиностроения, где увеличенный фрагмент сначала вырезали из дерева, а уже потом забравшись внутрь деревянного макета, прикладывали лист из стали и обстукивали по форме дерева. Затем деревянная основа разбивалась. В итоге получался стальной фрагмент.
Чтобы доставить 24-метровую композицию в Париж, пришлось её резать на части и грузить в вагоны. Устанавливали скульптуру также в спешке. Но всё сложилось. Две огромные стальные фигуры, установленные на 34-метровый постамент, словно, взлетали ввысь. Эффект полёта усиливал развевающийся длинный шарф, а лучи солнца (скульптура в павильоне была установлена таким образом, что свет падал на неё фронтально) создавали эффект сияния. Ничего подобного в истории скульптуры ещё не было.
В 1939 году скульптуру установили у северного входа Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Постамент был невысокий. Мухина обозвала его пеньком. В результате, исчезло ощущение полёта. После реставрации 2009 года композицию подняли на должную высоту.
Скульптура «Рабочий и колхозница» является одним из величайших произведений искусства, достоянием советской России. Киностудия «Мосфильм» выбрала её в качестве своей фирменной эмблемы.
После грандиозного успеха на парижской выставке Вера Игнатьевна создала ещё много выразительных скульптур, украсивших столицу. Особенное впечатление производят её работы, созданные в период Великой Отечественной войны. Помимо монументальных скульптур она сотворила немало скульптурных портретов своих современников.
Часть работ воплощалась уже после смерти скульптора по её эскизам (фигуры у Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие»). Отсутствие автора при установке не умоляет их величия.
Мухина является автором двух памятников Максиму Горькому. Один установлен в Москве у Белорусского вокзала (1943 год), другой – в Горьком (1952 год). Памятник Петру Чайковскому во дворе Московской консерватории (1954 год) удивительным образом вписался в архитектурный строй Большой Никитской улицы.
Памятник Максиму Горькому Веры Мухиной
После смерти мужа в 1942 году Мухина нашла отдушину в работах со стеклом. В экспериментальном цеху зеркальной фабрики в Ленинграде лучшие стеклодувы по её эскизам создавали диковинные вазы и даже портреты. Знакомая многим общепитовская пивная кружка с рёбрами – дизайнерская разработка Веры Мухиной.
Помимо творчества Вера Игнатьевна занималась общественной деятельностью. Она входила в состав различных архитектурных комиссий. Подходила к поставленным перед ней задачам неформально. Известна история, как Мухина спасла от сноса Памятник Свободы в Риге.
Вера Мухина неоднократно становилась обладательницей Сталинской премии.
Великий архитектор Вера Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве. Причиной смерти была стенокардия. Мухина похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Первая влюблённость Веры Игнатьевны случилась в её парижский период. Всё располагало к тому, чтобы влюбиться – богемная атмосфера, молодость. Знакомство с эссером-террористом Александром Вертеповым было сопряжено с определённым риском – он бежал от преследования, что конечно только обостряло чувства. Но война 1914 года их разлучила.
Вера Мухина с мужем и сыном
В начале войны Вера Мухина, окончив курсы медсестёр, устроилась работать в госпиталь, где и встретила своего будущего мужа – Алексея Замкова. Молодой врач вскоре уехал на фронт. Невесёлые обстоятельства их следующей встречи только упрочили взаимные симпатии. Умирающего от тифа бойца Вера выходила и поставила на ноги. В 1918 году они поженились.
Когда Мухиной задали вопрос о её личной жизни, а значит, об Алексее Замкове, она призналась: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».
Муж Веры Мухиной Алексей Андреевич Замков на самом деле был талантливым врачом, общительным и весёлым человеком, в то же время ответственным и надёжным.
Вера Мухина и Алексей Замков
У супругов был сын Всеволод. Однажды он очень серьёзно заболел. Врачи в один голос сочли его безнадёжным. Тогда Алексей в домашних условиях сам прооперировал ребёнка и спас ему жизнь.
Алексей Замков был не только хорошим практиком в медицине, он ещё занимался наукой и создал первый советский гормональный препарат «Гравидан». Это изобретение сослужило ему плохую службу – коллеги стали завидовать успеху, кто-то написал донос, началась травля. У Мухиной в этот период тоже не всё складывалось. Семья решила перебраться в родную для Веры Латвию. Однако представители власти не дали им уехать, перехватили в пути и вернули. Замкову было предъявлено липовое обвинение, и он в 1930 году был сослан в Ворнеж. Вера Игнатьевна поехала с ним. Благодаря хлопотам С.Будённого и М.Горького Алексей Андреевич был реабилитирован. В 1932 году супруги вернулись в Москву.
Умер Алексей Замков в 1942 году от инфаркта. Одно лишь творчество помогло Вере Мухиной справиться с потерей.
Ссылки
Купеческая дочь, модельер, сестра милосердия: Малоизвестные факты из жизни скульптора Веры Мухиной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Она была дочерью купца
Советская скульптор-монументалист имела отнюдь не пролетарское происхождение, а родилась в Риге в богатой купеческой семье.
Ее отец Игнатий Кузьмич, как многие русские купцы, был человеком набожным и занимался благотворительностью. Он активно жертвовал деньги православным церквям в Риге.
Дед-купец оставил Вере в наследство четыре миллиона латов.
В семье Мухиной трепетно относились к искусству – родители неплохо разбирались в театре, живописи. Известно, что Игнатий Мухин, уже испытывая серьезные финансовые проблемы и почти разорившись, решил поддержать умирающего от туберкулеза живописца Алисова и купил у него картину.
Она не сразу нашла себя именно в скульптуре
В юности Вера Мухина любила играть на фортепиано, неплохо рисовала и писала стихи.
В более взрослом возрасте она успела попробовать себя в камерном театре Александра Таирова, придумывая эскизы костюмов для спектаклей и участвуя в постановке танцев (впрочем, и делая скульптурные декорации), а также потрудиться сестрой милосердия, выхаживая раненых в московском госпитале (ранее, еще во время Первой Мировой).
Ее муж считался прототипом профессора Преображенского
Именно в госпитале Вера познакомилась со своим мужем, врачом-хирургом Алексеем Замковым – автором первого в мире препарата гормональной терапии. Как потом признавалась она, в этом человеке её привлекла внешняя грубость при тонкой душевной организации.
Многие литературоведы считают Замкова прототипом знаменитого Булгаковского профессора Преображенского из «Собачьего сердца» или, по крайней мере, одним из тех врачей, черты которых писатель использовал, создавая собирательный образ гениального медика. Правда, в отличие от книжного героя, супруг Мухиной испытал на себе тяжесть репрессий и судьбу его нельзя назвать легкой. У него были два инфаркта, последний из которых оказался летальным. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, памятник для его могилы создавала сама вдова.
Скульптором стала «благодаря» несчастному случаю
Еще до Первой Мировой войны, зимой 1912-го, во время отдыха в имении своего дяди в Смоленской губернии, Вера стала жертвой трагического несчастного случая. Катаясь с горки на санках, она врезалась в дерево и сучок практически отрезал ей нос. Нос удалось пришить смоленским хирургам, но лицо оказалось обезображено. Позже Вере пришлось пережить восемь пластических операций. Их можно назвать удачными, но шрамы на ее лице остались на всю жизнь и оно приобрело несколько грубоватые, волевые черты.
Во время лечения во Франции Вера начала обучаться у известного французского скульптора Эмиля Бурделя, ученика Родена. А еще позднее Мухина совершила путешествие по Италии, где серьезно изучила работы скульпторов и живописцев эпохи Ренессанса.
Она моделировала одежду
В 1925 году Вера Мухина создала интересную коллекцию одежды и головных уборов, причем удивительным образом сумела совместить несовместимое: из грубых и дешевых материалов (бязь, ткацкое сукно, рогожа, холст, пуговицы из дерева) были сшиты довольно элегантные на вид модели.
Свои работы, созданные в соавторстве с модельером Надеждой Ламановой (кстати, они были еще и подругами), она представила на выставке в Париже. Жюри присудило советским участницам главную премию.
Ее скульптура экспонируется в Риме
Хотя многие ассоциируют Мухину именно с «Рабочим и колхозницей», не менее громкой ее работой была скульптура «Крестьянка», в которой мастер смогла удачно выразить всю красоту и силу женщины труда, показав, что данное сочетание в представительнице прекрасного пола может быть весьма гармоничным.
Сейчас «Крестьянка», а именно ее первоначальный бронзовый отлив, украшает Ватиканский музей в Риме.
Кстати, в народе ходит мнение, что именно Вера Мухина стала дизайнером столь популярного в эпоху СССР да и в наше время граненого стакана. На самом деле это не совсем так. О том,
кто на самом деле изобрел граненный стакан, можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: