музей истории амурского моста официальный сайт
Музей истории Амурского моста
Музей истории Амурского моста в Хабаровске организовало руководство ОАО «РЖД» в 2008 году, когда была завершена реконструкция моста через Амур. Музей расположен под открытым небом на правом берегу рядом с въездной эстакадой на Амурский мост. Выставка посвящена истории строительства железнодорожного моста через реку Амур под Хабаровском в 1913-1916 годах, а также истории российской железной дороги.
История создания музея
В далеком 1999 г. с Амурского моста демонтировали все 18 царских металлических ферм и продали их в Китай как металлолом. Однако одну арку оставили на правом берегу на временных стальных опорах. В 2008 г. руководство Дальневосточной железной дороги решило создать в Хабаровске музей истории первого Амурского моста. Первым экспонатом нового музея стала царская ферма.
В 2009-ом на прилегающей территории была создана полноценная историческая площадка. Рабочие почистили и выкрасили каркас фермы. Музей истории Амурского моста открылся для посетителей 30 ноября 2010 года.
Постепенно вокруг мостовой фермы сформировался целый музейный городок. Со всех уголков Дальневосточного федерального округа сюда свозили сохранившиеся образцы железнодорожной техники и различные инженерные постройки.
Экспонаты музея Амурского моста
Железнодорожная цистерна для керосина конца XIX века (белая цистерна на левой половине снимка) – самый старый экспонат. Ее нашли случайно на заброшенных запасных путях под Уссурийском, бережно доставили в хабаровский музей, сотрудники которого подготовили ценный объект к выставке. Желтая цистерна в правой части снимка была найдена на запасных путях в районе станции Хабаровск II.
Автомотриса, в которой в 1930-е размещался передвижной штаб командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной Армией В. К. Блюхера. К слову, у Блюхера был еще служебный вагон, который стоит во дворе Военно-исторического музея Восточного военного округа в г. Хабаровске.
Паровоз Е серии А, который производился в Соединенных Штатах и поставлялся союзниками по ленд-лизу. Активно использовался на завершающем этапе Великой Отечественной войны и в годы послевоенного строительства. Всего Советский Союз получил 1943 рельсовых тягача.
Сразу перед центральными воротами стоит макет памятника русским солдатам, строившим в конце XIX века Уссурийскую железную дорогу. Это уменьшенная на две трети копия обелиска, который стоял в центре привокзальной площади Хабаровска с 1900 по 1928 гг.
Мемориальная надпись на цоколе монумента в точности повторяет надпись на восстановленном памятнике «Слава русскому солдату», который стоит рядом с Железнодорожным вокзалом Хабаровска.
Еще один памятник на выставке – мемориал работникам дальневосточной железной дороги, воевавшим на фронтах Великой Отечественной.
В 2010 г. на музейной площадке соорудили бревенчатое здание ретровокзала, копирующее облик первого пассажирского вокзала Хабаровска. Его построили в ноябре 1897 года в том месте, где сегодня расположена железнодорожная станция «Хабаровск-Пристань» (район грузового порта). Снаружи это деревянная станционная постройка, украшенная резными узорами. Внутри – музейная экспозиция, посвященная истории железнодорожного моста и людям, которые его построили.
В последующие годы выставка пополнялась все новыми моделями железнодорожной ретротехники. К 2018-му, помимо перечисленных выше образцов, в музее истории Амурского моста находятся следующие экспонаты.
Узкоколейный тепловоз Ту-7 и совместимый с ним пассажирский вагон, снятые с Дальневосточной детской железной дороги.
Такая техника выпускалась в начале 1970-х и была предназначена для рельсовой колеи шириной 750-1067 мм.
…еще экспонаты
На музейной площадке возле Амурского моста много других исторических железнодорожных реликвий и образцов ретротехники.
Станционный колокол. До изобретения громкоговорящей связи на железнодорожных станциях применялся медный колокол:
Копия паровоза Черепановых. Первый российский паровоз придумали и собрали в 1833 году бывшие крепостные – отец и сын Черепановы. Они же построили первую в России железную дорогу протяженностью 854 м.
Дрезины с мускульным приводом. Такие тележки, приводимые в движение посредством рычагов или педалей, появились на железных дорогах в конце 1830-х. Как правило классические дрезины состояли из легкой рамы и были способны перевести 2-4 путевых обходчиков с инструментом.
Кроме того, в экспозиции присутствуют уменьшенные копии инженерных объектов, выполненные с точным соблюдением деталей и пропорций.
Как добраться до музея Амурского моста?
Музей истории Амурского моста расположен не в центре Хабаровска. Экспозиция располагается возле моста, которому он посвящен, на берегу Амура в 230 метрах к северу от подъездной эстакады.
Свернуть в музей непосредственно с выводящей на мост автострады не получится. Подъезд возможен только с ул. Трехгорная и далее по ул. ВОХР, которая проходит под подъездной эстакадой.
Для тех, кто предпочитает добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться следующими маршрутами: 71-й и 68-й. Оба идут из центра города. Их конечные остановки подходят максимально близко к музею по сравнению с другими городскими маршрутами, которые движутся по ул. Тихоокеанской. Идти пешком c Тихоокеанской придется вдоль обочины автотрассы «Чита-Хабаровск» 2,5 км, что далеко и неудобно.
Более удобный, но и более длинный пеший маршрут проходит через жилой массив микрорайона «Северный». От остановок общественного транспорта на ул. Тихоокеанской по ул. Линейная и далее по ул. Трехгорная. Пешком 2,8 км, зато по асфальтированным тротуарам, а не по засыпанной гравием обочине.
Посетить эту экспозицию под открытым небом можно двумя способами: в составе экскурсии либо индивидуально. В первом случае вам придется заранее сделать заявку по телефону. Музей можно посетить самостоятельно. Он открыт для бесплатного посещения каждую субботу.
Музей Амурского моста
Музей истории Амурского моста, расположенный на правом берегу реки Амур у города Хабаровска, открылся для посетителей 30 ноября 2010 года. На дальнем плане – мостовой совмещенный переход через Амур.
Общий вид площадки с натурными образцами железнодорожной техники музея истории Амурского моста.
Паровоз «Еа 3255» 1944 года выпуска поступил в музей с базы запаса ст. Сибирцево Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги в 2009 году. Паровозы серии Еа (американский) типа 1-5-0 производились в годы Великой Отечественной войны машиностроительными заводами США по чертежам советских конструкторов и поставлялись в СССР по ленд-лизу. На Дальневосточной железной дороге они эксплуатировались с 1944 по 1965 годы.
Установка паровоза «Еа 3255» на музейной площадке 14 сентября 2009 года. Учитывая сложности транспортировки паровоза весом более 100 тонн, локомотив предварительно разделили на несколько частей. Сложнейшая операция по установке ретро-паровоза, в которой участвовали специалисты и техника восстановительного поезда станции Хабаровск-2 и ОАО «Дальспецстрой», с применением многотонных агрегатов, прошла без сбоев.
Двухосные цистерна для перевозки нефтеналивных грузов, платформа для перевозки сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков (с бортами) и крытый товарный вагон образца 1930-х годов.
Тепловоз «2М62 0905» 1983 года выпуска поступил в музей из эксплуатационного локомотивного депо Тында в 2010 году. Грузопассажирские односекционные тепловозы «М62» типа 2х(3о-3о) с электрической передачей производства Ворошиловградского тепловозостроительного завода эксплуатировались на Дальневосточной железной дороге с 1973 по 2010 годы.
Электровоз «ВЛ80 1980» поступил в музей из эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 в 2010 году. Этот локомотив первым прошел по Амурскому мосту после завершения электрификации участка Хабаровск-Бира ДВОСТжд 29 декабря 1979 года. Магистральные электровозы «ВЛ80» начали поступать на Дальневосточную железную дорогу с 1978 года в связи с работами по электрификации участка от ст. Архара до ст. Хабаровск-2. Эксплуатируются на дороге по настоящее время.
Макет «Железобетонная эстакада Амурского моста» образца 1916 года. Левобережная подъездная арочная эстакада (аркада) через Бешеную протоку конструкции Г.П.Передерия, построенная в начале ХХ века, являлась первым на Азиатском континенте мостовым сооружением, выполненным из железобетона. В ходе проведения работ первой очереди реконструкции Амурского моста в 1999 году железобетонная эстакада была полностью демонтирована. Макет «Эстакада Амурского моста» изготовлен в масштабе 1 ÷ 10 на заводе «Дальэнергомаш»; постамент выполнен ОАО «Дальмостострой» в 2010 году.
Мостовой ряж с ледорезом образца 1940-х годов. Трехгранная русловая опора моста (бык) в виде сруба из бревен, заполненного камнем, служит для восприятия давления и ударов льдин в период ледохода. Деревянные ряжи употребляют при устройстве подводных оснований в скалистом грунте, который не допускает забивки свай. Конструкция ряжа разработана Мостранспроектом в 1940 году для опор высотой от 3,0 до 5,0 метров. Макет «Мостовой ряж с ледорезом» в масштабе 1 ÷ 1 изготовлен мостовой бригадой пятой Хабаровской дистанции пути ДВЖД в 2010 году.
Здание музея построено из бревен в стиле ретро-вокзала в 2010 году. При проектировании музейного помещения для стационарной экспозиции музея истории Амурского моста был взят за основу чертеж первого вокзала ст. Вяземская Уссурийской железной дороги постройки 1897 года. Современное музейное здание ретро-вокзала является уменьшенной в 1,5 раза копией исторического Вяземского вокзала.
Экскурсия по музею истории Амурского моста для генерального секретаря «Союза природы» Кристиана Скуберга (Австрия). 8 сентября 2010 года.
Использованы фотографии Натальи Долгановой, Виктора Тарасова, Александра Синякова
Путешествие к легендарному мосту: музей под открытым небом в Хабаровске
Музей истории Амурского моста – это единственный в Хабаровске музей под открытым небом. Тут можно почувствовать себя машинистом, покататься на дрезине и позвонить в вокзальный колокол, а главное – взобраться на старинную ферму легендарного моста.
Находится музей рядом с действующим с железнодорожным мостом через Амур, прямо на берегу реки. Добраться туда проще всего на автомобиле, либо на общественном транспорте до остановки “Детский санаторий”, и минут 10 пройти в сторону реки.
Главный экспонат музея. Ферму моста видно издалека.
Вход на территорию свободный, билетов здесь покупать не нужно. Однако открыт музей для посещений только по субботам с 10:00 до 17.00. В остальные дни экспозиция работает по заявкам, а по понедельникам и воскресеньям тут выходной.
Двуглавый орел встречает посетителей у входа
У входа посетителей встречает уменьшенная копия памятника “Военным строителям Уссурийской дороги”, такой же стоит у нас на железнодорожном вокзале.
Самый главный экспонат, ради которого и приезжают сюда горожане и туристы, – старинный пролет фермы прежнего Амурского моста, который служил с 1961 по 1999 год. На пролет можно подняться по лестнице, и если вы не боитесь высоты – пройтись по нему.
С земли многотонное сооружение кажется ажурным и воздушным
А забраться сюда стоит. Ведь только здесь можно полюбоваться уникальным видом на Амур, окрестности и новый “пятитысячный” мост. Масштабность сооружения завораживает. Неспроста в 1900 году его показали на Всемирной выставке в Париже, где удостоили большой золотой медали. А еще сюда стоит забраться, даже если вы побаиваетесь высоты.
Прекрасный вид на действующий мост открывается не только с верхушки фермы, но и со смотровой площадки на территории музея
А внизу под фермой расположился целый музейный городок с различными памятниками и постройками.
Внизу целая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и прочей железнодорожной атрибутики.
В центре музейного городка есть небольшое деревянное здание старинного вокзала “Ст. Амуръ”.
Здание ретро-вокзала было закрыто. Узнавать о его работе нужно по телефону у администрации музея.
В нем тоже небольшой музей-экспозиция, посвященная истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции мостов и тоннелей Дальневосточной магистрали.
В колокол можно звонить сколько вздумается.
Но нам не повезло: в день, когда мы были здесь, на дверях висел замок. У ретро-станции висит старинный колокол, в который звонили дежурные по вокзалу, объявляя о прибытии или отправлении поездов.
Неподалеку от деревянного здания – самый любимый детьми экспонат – дрезины. Их две и они разные. Первая простенькая, на которой пассажиры должны были сами дергать рычаг. Вторая – повышенной комфортности, на которой разъезжали по железной дороге высокие чины. На ней пассажиры располагались на передней скамье, а «водитель» толкал мускульный привод на задней.
Чтобы хотя бы сдвинутся на дрезине с места, потребуется немало сил.
Проходим дальше: здесь много-много паровозов и поездов. Вот, например, копия первого российского паровоза Черепановых, построенного отцом и сыновьями в 1833 году. Она стоит напротив “Ст. Амуръ”. Чуть дальше стоят более современные модели.
Копия первого паровоза братьев Черепановых
Главная особенность этого музея – все можно трогать руками, забираться в кабину поезда и крутить всевозможные рычаги, нажимать кнопочки – словом, почувствовать себя машинистом.
Разобраться во всех рычажках, переключателях и кнопочках без соответствующих знаний невозможно
Единственное «но» – залезть на некоторые экспонаты весьма непросто, вход в тепловозы и паровозы расположен высоко.
Часть экспонатов тут подлинная, а часть – макеты. Из-за своих габаритов они просто не поместились бы на небольшой территории. Например, участок железнодорожной эстакады, подходившей к старому Амурскому мосту через протоку Бешеную. На ней совсем как настоящий «движется» макет пассажирского паровоза П36.
Макет нового моста выглядит очень натурально
Или сегмент кольца железобетонной отделки Кузнецовского тоннеля 2009-2011 годов.
Уменьшенная копия тоннеля
В музее есть уникальные старинные экспонаты, например, «локомобиль» 30-х годов XX века — компактная передвижная паросиловая установка, приводившая в действие различные механизмы. Здесь ее поставили рядом с лесопильной рамой Р65-2 из XIX века.
Или американский паровоз Е-а, которые стоили в США по чертежам советских конструкторов и поставляли по ленд-лизу в 1943 1945 годах на Транссиб.
С краю экспозиции скромно притаился ТУ7 – узкоколейный тепловоз. Спроектирован был в далеких в 1971—1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе для замены устаревавших тепловозов ТУ4 и ТУ2.
Бродить по небольшой территории музея можно несколько часов, тут есть, что посмотреть, чем восхитится, и узнать что-то новое для себя. А приятный ветерок, который обдувает открытую площадку, и великолепный вид на Амур добавляют прогулке особых впечатлений.
Журналист газеты «Хабаровский Экспресс». Пишет о насущных проблемах горожан, заботливых родителей и хабаровских автолюбителей.