музей истории и культуры уймонской долины
Музей Уймонской долины (старообрядчества)
Музей Уймонской долины (старообрядчества) — муниципальное учреждение истории и культуры в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района.
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
Туристское значение
Коллекция, которую собрали на протяжении многих лет его создатели, насчитывает более 500 подлинных экспонатов из истории русского быта и старообрядчества.
Экспонаты музея рассказывают о том, чем пользовались в давние времена и частично пользуются сегодня в Уймонской долине русские крестьяне и староверы. Это и предметы посуды (горшки, кринки, лари, тарелки, кружки и пр.), одежда и обувь, фотографии, книги и иконы, самопряхи, пояса и опояски, вышитые полотенца и просто вышивка, коврики, а также другие предметы повседневного быта.
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
Кроме того, мы можете полюбоваться росписью по дереву, произведённую по старинным обычаям, почувствовать каким было внутреннее убранство в старину таких маленьких, но уютных изб-связей.
В музее собрана большая подборка литературы по истории старообрядчества, основных и вспомогательных постройках, секретах русских ремесел. Есть и собрание воспоминаний местных жителей по истории села.
Музей старообрядчества в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
Как добраться
Когда вы въезжаете в с. Верхний Уймон, вы поворачивает на перекрёстке влево и двигаетесь по центральной улице Набережной 1,1 километра. Музей располагается по левой стороне улицы.
Музей старообрядчества в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
История
Во время работы в школе, в 1973-1974 году, Раиса Павловна Кучугановой с помощью ребят, были подобраны экспонаты материальной культуры и оформлен специальный класс в Верх-Уймонской школе.
В 1996 году сельский совет приобретает в собственность муниципалитета старый старообрядческий дом-связь XIX века, которому 150 лет — комната, горница и холодные сени. До этого в нём жила бабушка, по уходу из жизни которой, родственники дом продали.
Р.П. Кучуганова обратилась к главе поселения, Сивковой Ольге Алексеевне, с просьбой передать дом под музей, которая её активно поддержала.
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
После того, как дом передали музею, семья Кучугановых: Раиса Павловна, муж её, Виктор Ефимович и сын Сергей, стали проводить ремонт дома и благоустраивать окружающую его территорию.
Дом в целом оказался крепкий. О качестве дома свидетельствует такой факт, что когда перекрывали крышу в 1997 году, «дерево звенело, как металл, топор отскакивал». Глинобитная русская печка была в полной сохранности. Полы были очень крепкими, серьёзными. Горница была побелена, не оштукатурена, а изба — покрашена. Косяки окон прочные. Лавке, которая стоит в доме, тоже 150 лет!
Кучугановы ободрали краску, извёстку, сделали новые оконные рамы.
Пустырь, развалины из старых построек они убрали. Сделали амбар, баню по чёрному, кузницу, загородились. Посадили деревья. Чтобы было там всё, как дома…
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
В Верхнем Уймоне в 20-30 годы жила сестра Вахромея Атаманова, у которого останавливался Н.К. Рерих, которую звали Агашевна. Настоящее её имя — Елена. Но так как она родилась без отца, её величали по матери — Агафьи. Вся деревня знала её как Агашевну. Она занималась росписью по дереву.
О ней в своё время писал Н.К. Рерих в своих дневниках, что она — просто искусница. Могла быть и лекарем, и травчатым живописцем, и великолепным писателем. Знала травы и цветы. Расписывала охрой, баканом и суриком любые наличники. На дверях и на скрынях рисовала различные узоры из трав, птиц разноцветных, желтого грозного льва-хранителя.
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
В то же время, когда приезжал Рерих, в Верхний-Уймоне побывала Наталья Николаевна Нагорская, художник-этнограф из Новосибирска, которая составила копии по росписям Агашевны. По эти копиям, выполненных в специальном альбоме, местная художница, ныне ушедшая, Татьяна Ивановна Гольская, сделала росписи в доме, как это было у Агашевны. Двери, сундук, изразцы печи, люлька, полка, стулья — всё от Агашевны.
С 1996 года по 2008 год в этом доме был школьный музей. А затем он стал считаться муниципальным.
Экспонаты, которые находятся в музее, Виктор Ефимович и Раиса Павловна Кучугановы собирали по всей долине. Покупали, обменивали на свои вещи. Что-то приносили ребятишки, когда был музей при школе.
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
В музее большая подборка старинных колокольчиков, которыми, если была Пасха, свадьба, Масленица, или купцы приезжали, украшали сани, салазки и дуги. Колокольчики заявляли, что идёт праздник.
«Я может дома так не берегу всё, что в музее. Для нас всё очень ценно. Каждая вещь, каждое слово – не просто вещь, слово даже берегу… Всё, что связано с этой культурой, с этими людьми и всё, что записано — для меня священно.
У нас например, есть корчажка, гончарное изделие с двумя маленькими отверстиями. Сверху и сбоку. В этих корчажках делали ритуальный напиток-травянушку.
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
Когда рождался мальчик, староверы очень радовались. Под него землю давали, он был помощником, в дом приведёт работницу — не уйдёт из дома. И поэтому, когда рождался мальчик, делали травянушку в эту корчажку. Отваривали травы, заквашивали мёдом, сахаром. Заделывали отверстия воском и помещали в завалинку.
Когда приходила пора жениться этому парню, доставали эту травянушку и каждому давали по стопочке. Некоторые, не привычные, под стол падали.
Я эту корчажку очень берегу. Всегда держу её трепетно. Боюсь, чтобы гости её не тронули, не мяли. »
Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова
О создателе
Раиса Павловна Кучуганова, родилась в с. Гагарка, Усть-Коксинского района, 14 октября 1950 года. В течение всей своей жизни несёт любовь к своему народу, его культуре. Раиса Павловна считает, что материальная культура – это одно, но духовная культура — ещё важнее. И записывает каждого слово, выражение, судьбы своего народа. Итогом её работы — выпуск нескольких книг на собственные средства.
Любимая поговорка — «Только терпеть надо. Когда-то всё устроится».
Материал подготовил Е. Гаврилов, 10 января 2017 года. Особая благодарность за предоставленную информацию Р.Н. Кучугановой. Ссылка на сайт обязательна!
Культурный комплекс «Наследие Алтая»
Вы можете совершить виртуальное посещение музеев и организаций
в разделе «Структура культурного комплекса»,
а также ознакомиться с отдельными выставками,
обозначенными в левой колонке сайта.
Посетить наш комплекс можно, самостоятельно приехав в Верх-Уймон
(как добраться >>)
или выбрав туристический маршрут, в который включено
посещение самых самобытных мест Алтая
(в рубрике «Туры по Алтаю и Новосибирску»).
Алтай — северная часть Центральной Азии, уникальный горный район, один из центров древней кочевой культуры и великих миграций. Здесь произошёл синтез культур Востока и Запада.
В Уймонской долине Алтая находятся уникальные в природном отношении территории — Катунский биосферный заповедник и гора Белуха, получившие в 1998 году статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди поселений особое место занимает Верхний Уймон — первое русское село в Уймонской долине. Это одно из древнейших русских поселений, в котором, начиная с ХVIII века, сформировалась общность уймонских староверов со своеобразной культурой и традициями. В 1926 году здесь проходил маршрут Трансгималайской экспедиции под руководством академика Н.К. Рериха. В настоящее время Верх-Уймон известен далеко за пределами Республики Алтай.
«Колодец звёзд, закинутый наверх!
Твоих глубин никто ещё не мерил.
В твои глаза смотрел цветок и зверь,
И человек в тебя извечно верил. »
(Н.Д.Спирина)
Музей старообрядчества, истории и культуры Уймонской долины
Музей Уймонской долины (старообрядчества) — муниципальная организация истории и культуры. Музей насчитывает больше пятисот оригинальных экспонатов русского обихода и старообрядства. Музей истории Уймонской долины не похож на обычный музей каким мы привыкли его видеть. Тут отсутствует демонстрация экспонатов. Экспонаты музея показывают быт русского крестьянства и староверов: посуда (горшки, кринки, лари, тарелки, кружки и пр.), наряды и обувка, фото снимки, книжки и иконы, самопряхи, опоясы, строченые полотенца и вышивка, коврики, а кроме того прочие объекты ежедневного обихода.
Музей Уймонской долины (старообрядчества) — муниципальная организация истории и культуры. Музей насчитывает больше пятисот оригинальных экспонатов русского обихода и старообрядства.
Музей истории Уймонской долины не похож на обычный музей каким мы привыкли его видеть. Тут отсутствует демонстрация экспонатов. Хранительница музея рассказывает увлекательные присказки и былины языковым стилем, который переняла у староверов, живших в Уймонской равнине. Повествования Раисы Павловны в в основном о народах — старожилах Уймонской равнины. Рассказы Раисы Павловны наполнены сочными речениями, поговорками и пословицами услышанными когда то от бабушек-староверов.
Жилище выглядит точно так же как когда то выглядели дома староверов: тут имеется русская печка, лавочки, сундуки, есть старинные предметы гардероба. Однако основное, ради чего путешественники прибывают сюда из года в год — это ощутить тепло в душе, и напитаться добротой и мудростью уймонских староверов.
Экспонаты музея показывают быт русского крестьянства и староверов: посуда (горшки, кринки, лари, тарелки, кружки и пр.), наряды и обувка, фото снимки, книжки и иконы, самопряхи, опоясы, строченые полотенца и вышивка, коврики, а кроме того прочие объекты ежедневного обихода.
Кроме этого, вы сможете налюбоваться росписью на дереве, сделанною по старым традициям, ощутить какой бывала обстановка в старину в обычной крестьянской избушке.
В музее подобрана значительная коллекция литературы в области истории старообрядства, главных и вспомогательных строениях, тайнах русских ремесел. Имеется и сборник мемуаров местного населения из истории села.
В музее огромное собирание древних колокольчиков, которыми в Пасху, свадебный обряд, Масленицу скрашивали санки, и дуги. Звон колокольчиков говорил о каком-то празднике.
При въезде в село Верхний Уймон нужно повернуть налево и ехать по основной улице Набережной примерно один километр. С левой стороны дороги вы увидите Музей Уймонской долины.
Культурный комплекс «Наследие Алтая»
Алтай — один из центров древней кочевой культуры и великих миграций. Верх-Уймон — первое русское село в Уймонской долине Алтая. Это одно из древнейших русских поселений, в котором, начиная с ХVIII века, сформировалась общность уймонских староверов со своеобразной культурой и традициями. В 1926 году здесь проходил маршрут Трансгималайской экспедиции под руководством академика Н.К. Рериха.
В настоящее время Верх-Уймон известен далеко за пределами Республики Алтай. Где ещё в глубине малонаселённых земель, в одном небольшом селе могут находиться сразу три музея?!
В 2010 году при поддержке районной и сельской администраций в Верхнем Уймоне образован Культурный комплекс имени Н. К. и Е.И. Рерихов «Наследие Алтая», в который на основе добровольного сотрудничества вошли самостоятельные организации:
МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ УЙМОНСКОЙ ДОЛИНЫ | МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ- МУЗЕЙ РЕРИХА | БИБЛИОТЕКА ВЕРХ-УЙМОНА |
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ УСТЬ-КОКСИНСКОГО РАЙОНА | ДОМ ТВОРЧЕСТВА СИБРО «ГОРОД МАСТЕРОВ» | ДОМ КУЛЬТУРЫ ВЕРХ- УЙМОНА |
Музей истории и культуры Уймонской долины Муниципального образования «Усть-Коксинский район» (объединивший бывший Музей старообрядческой культуры, созданный Р.П. Кучугановой, и Краеведческий музей); Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха на базе усадьбы В.С. Атаманова, созданный Сибирским Рериховским Обществом; Дом детского творчества СибРО «Город мастеров», Верх-Уймонский дом культуры и сельская библиотека.
Для перехода к просмотру фотогалереи раздела
нажимайте на заголовок раздела!
Музей истории и культуры Уймонской долины
Сюда, в Верхний Уймон, за сотни километров приезжает множество людей, чтобы послушать Раису Павловну, которая обладает удивительным даром рассказчицы. Восхищает, с какой любовью и самоотверженностью отдаёт себя делу сохранения старообрядческой культуры эта женщина. В течение многих лет Раиса Павловна ездит с мужем по деревням Уймонской долины, где издавна селились староверы, собирает по крупицам народную мудрость, воспринятую от дедов и прадедов: поговорки, притчи, сказки, предания. Эти собранные материалы оформлены ею в несколько книг, которые вызывают у читателей большой интерес. Раиса Павловна убеждена: «Только народные традиции смогут донести до нас то, что попирается человеком ежечасно: нравственные категории добра, красоты, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к своей земле и людям, населяющим эту землю».
Мемориальный Дом-музей имени Н.К. Рериха на усадьбе В.С. Атаманова
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было изучение малоисследованных районов Центральной Азии: Тибета, Алтая, Китайского Туркестана и др. Впоследствии экспедиция была внесена в золотой фонд географических исследований мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через Горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне — древнейшем селе Алтая. «Алтайские сказители и мудрецы переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье». Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, так и его усадьбу. Вахрамей Семёнович был репрессирован, усадьба пришла в запустение. Но к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества была начата реставрация дома Атаманова с целью создания на базе этой усадьбы Мемориального дома-музея Н.К. Рериха.
Сегодня Музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне — памятник истории и культуры Алтая, здесь идёт большая культурно-просветительная работа: проводятся интересные выставки, собираются и изучаются материалы по экспедиции Рериха, археологии Алтая; организуются выставки в сёлах и Домах культуры Уймонской долины. Сотрудники музея проводят работу с детьми Верх-Уймона: экскурсии, беседы на нравственные темы, обучение резьбе и росписи по дереву. СибРО активно включается в подготовку и проведение различных ярмарок, выставок, республиканских праздников.
Краеведческий музей
В музее представлена «История Усть-Коксинского района в лицах земляков», материалы для которой собраны Р.П. Кучугановой, а оформлена эта экспозиция силами участников культурного комплекса. По словам Раисы Павловны, это заслуга всех жителей района, которые с любовью оформляли альбомы и папки с рассказами и фотографиями своих близких.
Также представлено творчество алтайских художников — выставки репродукций картин Г.И. Чорос-Гуркина и М.П. Чевалкова.
Создана и постоянно пополняется коллекция камней и минералов, выставки о природе региона.
Дом культуры
22 ноября 2018 года, к несчастью, дом был утрачен в результате пожара.
Клуб в Верх-Уймоне активно работал и был одним из лучших культурных объектов в Уймонской Долине. В нём располагалось много кружков и культурно-образовательных объединений:
— филиал музыкальной школы;
— школа раннего творческого развития «Звёздная страна»;
— женский клуб «Уймонские посиделки»;
— вокальный ансамбль детской и старшей группы «Уймонские Самоцветы»;
— кружок прикладного искусства «Лоскуток»;
— театральная студия «Воспажинка».
Строительство здания клуба, как вспоминают старожилы, было начато в 1927 году, первое время в нём располагалось зернохранилище. Постепенно, с начала 1930-х годов, его стали использовать под нужды культуры: как избу-читальню, библиотеку, школу искусств, помещение для народного оркестра. Верой и правдой клуб служил сельчанам и в годы войны. В нём показывали фильмы, проводились праздники. Многие десятилетия он был культурным центром села для нескольких поколений верх-уймонцев.
Библиотека
• история, этнография, религия, археология, искусство Алтая;
• жизнь и творчество Н.К. Рериха и его семьи;
• мировая художественная культура;
• декоративно-прикладное искусство;
• минералогия, растениеводство, биология;
• философия, образование, педагогическая наука;
• культура и культурология.
Дом творчества «Город мастеров»
Адрес: 649475, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Верх-Уймон, ул. Строительная, 18.
Телефон: 8-(388-48)-24-3-36
Музей истории и культуры Уймонской долины
Музей истории и культуры Уймонской долины находится в селе Верхний Уймон. Он был изначально создан как школьный музей по частной инициативе местной учительницы, Раисы Павловны Кучугановой. Сегодня в музей приезжают издалека для того, чтобы узнать побольше об истории удивительных здешних мест от самой создательницы, которая с удовольствием проводит экскурсии для гостей. Музей посвящён старообрядческой культуре Алтая. Долгие годы Р. П. Кучуганова путешествует по долине, посещая самые глухие её уголки, чтобы собирать интересные артефакты и нематериальные объекты культуры, в том числе изустное народное творчество. На основе проведённой работы создательница музея уже написала несколько книг.
Музей занимает симпатичный традиционный деревянный дом. Внутри можно увидеть оригинальные предметы обстановки, кухонную утварь, старинную печь, образцы посуды и домашнего текстиля, одежду, яркие расписные предметы меблировки. Кроме того, рядом с жилым домом стоит амбар, в котором тоже организована краеведческая экспозиция.
Русское население появилось на Алтае в 17—18 вв., и сегодня Верхний Уймон — одно из самых древних русских сёл на Алтае. Официально село было основано в 1786 г., но местные жители уверены, что в действительности село появилось гораздо раньше.
Первые поселенцы и старообрядцы тщательно сохраняли традиции предков, в том числе и церковные, перенятые ещё из византийских, периода крещения Руси в конце 10 в. Для старообрядцев был характерен общинный строй, в котором все вопросы, включая воспитание детей, решались сообща, а правом решающего голоса обладал наставник общины.
Практическая информация
Адрес: село Верхний Уймон, ул. Набережная, 14. Веб-сайт.
Время работы: в музее нет конкретных часов работы, и при желании посетить его нужно договориться об экскурсии заранее.