музей истории невидимых вещей

В музейных запасниках сделали удивительные находки: от Рубенса до призрака

Пять позабытых вещей, которые оказались бесценными

Сегодня настоящие клады таятся не на дальних островах в пиратских сундуках, а в музейных запасниках. В хранилищах, недоступных обычному зрителю, есть бесценные раритеты, и порой даже специалисты не подозревают, что у них в закромах сокровище. Иногда случаются чудеса: вдруг поблекшая от времени картина неизвестного мастера оказывается полотном великого художника, а древние письмена начинают говорить. Мы собрали пять историй об удивительных находках в запасниках.

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Изображение призрака на табличке. Фото : The British Museum.

Музейный запасник – это не пыльный склад. Напротив, здесь должен быть идеальный порядок, правильная температура и влажность для хранения артефактов, а все экспонаты – на своих местах. Согласно правилам, каждый предмет, попадая в музей, описывается в книге поступлений («КП»), ему присваивается инвентарный номер, и он приписывается к определенной тематической коллекции, за которой следят и которую изучают несколько хранителей.

И все же нередко произведения искусства десятилетиями или даже веками скрыты от чужих глаз и остаются недооцененными. У музеев просто не хватает рук, чтобы исследовать все, и площадей, чтобы выставить каждый предмет, да этого и не нужно. Ведь любая выставка – это особое искусство, у нее должна быть своя драматургия и тема, нельзя просто взять и вывалить все подряд на суд зрителей, это нужно делать с умом и вкусом.

Поэтому многие вещи долгие годы ждут своего часа в запасниках. К примеру, музейный фонд России насчитывает около 92 миллионов экспонатов, а напоказ выставлено менее 10%. Из них на данный момент оцифровано чуть больше 26 миллионов, то есть даже виртуально нельзя увидеть все сокровища страны. В других странах – похожая ситуация, оцифровка идет, но впереди еще много работы. Поэтому порой пытливые исследователи находят в закромах настоящие жемчужины, докапываются до истины и раскрывают сенсационные подробности биографии предмета. Как это бывает – расскажем на примерах.

Призрак из Британского музея

Недавно в Британском музее пригляделись к клинописной вавилонской табличке, которая с ХIХ века хранилась у них в запасниках, – и ахнули! На ней обнаружилось изображение призрака – и это самое древнее известное на сегодняшний день упоминание о потустороннем духе. Рядом с рисунком текст, в котором описывается экзорцистский обряд по избавлению от привидения.

Табличка возрастом 3500 лет совсем небольшая, размером с указательный палец, а изображение худого бородатого духа можно разглядеть только под лупой и определенным углом. Поэтому немудрено, что прежде его не замечали. Призрак изображен со связанными веревкой руками, которую держит женщина, провожающая его в мир мертвых. Сопроводительный текст описывает ритуал, который поможет душе найти покой и отправиться в подземный мир.

Рассмотреть древнего духа удалось Ирвингу Финкелю, куратору ближневосточного отдела Британского музея, который обратился к изучению запасников во время работы над своей новой книгой «Первые призраки». Историк искал целенаправленно, под заранее определенную тему, и его старания были вознаграждены. Кто ищет – тот найдет. Вавилонская табличка никогда прежде не выставлялась на выставках, с момента своего поступления в музей в ХIX веке она так и лежала в запасниках. Книга специалиста по клинописи выходит в свет в ноябре, а после Финкель надеется показать артефакты, которые изучал во время своего исследования. Сам искусствовед признается, что своими глазами призраков никогда не видел, но верит в их существование и подтверждает это историческими свидетельствами.

Блюдо за 20 миллионов

Вообще, Британский музей – бездонная чаша для искусствоведов-кладоискателей, здесь нередки поразительные открытия. Только вдумайтесь: собрание музея насчитывает более 13 миллионов экспонатов со всех континентов, не считая библиотеки, где более 11 миллионов единиц хранения. А сейчас, когда технологии сделали шаг вперед, есть возможность точнее установить происхождение и возраст артефактов. Благодаря технологиям несколько лет назад удалось атрибутировать блюдо, купленное на Востоке Персивалем Дэвидом в 1928 году.

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Древняя китайская посуда. Фото: britishmuseum.org.

Этот уроженец Бомбея стал успешным финансистом в Британии, а в 1927 году он приехал в Китай по работе и был сражен красотой и утонченностью китайского искусства. Тогда же он начал его собирать. Блюдо, о котором пойдет речь, было одной из первых его покупок. В итоге он собрал прекрасную коллекцию китайского фарфора, которая по уровню экспонатов уступает лишь собранию Национального музея императорского дворца Гугун в Тайбэе. Для хранения своей коллекции бизнесмен учредил специальный фонд, который продолжает дело своего создателя спустя годы после его смерти (Персиваль Дэвид умер в 1968 году). В 2009 фонд взял в долгосрочную аренду один из залов Британского музея, и передал ему в дар несколько экспонатов. Среди подарков нашелся настоящий раритет – блюдо, изготовленное в период с 1086 по 1125 гг..

Беременная мумия из Варшавы

Благодаря новым технологиям исследования этой весной было сделано интересное открытие и в Национальном варшавском музее: там обнаружили первую в мире египетскую мумию беременной женщины. Экспонат долгое время хранился в запасниках, к его исследованию возвращались несколько раз.

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Рентгеновский снимок беременной мумии. Фото: Warsaw Mummy Project.

Возраст останков – более 2000 лет. Мумию вместе с саркофагом Варшавский университет получил в дар еще в 1826 году, а позже она оказалась Национальном музее. В 1920 году ученые смогли перевести надписи на саркофаге: «Писец, жрец Гора-Тота, которому поклонялись как божеству на горе Джеме, правитель города Петмитен, Хор-Джехути, оправданный голосом, сын Падиамонемипета и хозяйки дома Танетмин». Поэтому специалисты считали, что забальзамированное тело – мужское. Однако, когда в 2016-м году провели компьютерную томографию, стало очевидно, что это женщина. У мумии длинные вьющиеся волосы, хрупкие кости, трехмерная реконструкция показала наличие груди.

Теперь же сделали еще и рентгеновские снимки, и оказалось, что в чреве мумии находится ребенок. Случай уникальный, ведь при мумификации египтяне всегда извлекали из тела все органы и обрабатывали его специальными химическими препаратами, чтобы замедлить разложение. А тут почему-то плод оставили в чреве матери.

Женщина находилась на 30-й неделе, и, возможно, умерла от осложнений во время беременности, инфекции или какой-то иной болезни. Ученые пытаются выяснить, кем могла быть эта женщина. Личность вряд ли удастся установить, но очевидно, что она была знатной дамой: мумификация в Древнем Египте была роскошью, недоступной большинству. Известно, что саркофаг прибыл из Фив. Но в XIX веке с артефактами обращались не очень бережно, и, возможно, тело подменили специально, чтобы выдать за более ценный экспонат. Беременную мумию прозвали «загадочной дамой».

Ван Гог – как иголка в столе сена

Атрибуция предмета искусства – важнейшая часть музейной работы, и весьма кропотливая. Чтобы понять, что за произведение перед тобой, нужно сравнить его с другими работами того же автора, установить место создания и год, проследить историю вещи. Не всегда это дает свои плоды, но открытия случаются. Так, в 2001 году после долгих изысканий сотрудники музея Ван Гога в Амстердаме идентифицировали картину «Потрет мужчины в красной шляпе» (он же «Человек в красном берете»), которая хранилась в запасниках с 1973 года. Оказалось, на картине Ван Гог изобразил Гогена, который приехал в 1888 году к нему в Арль, чтобы создать здесь мастерскую для свободных художников-новаторов. Гоген пробыл здесь всего два месяца, этот период был поворотным и плодотворным для обоих мастеров, но закончился печально – историю с отрезанным ухом не стоит напоминать, она общеизвестна.

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Поль Гоген. Человек в красном берете, 1888.

Так вот, до находки в музее Ван Гога считалось, что художник не сделал ни одного изображения Гогена. Однако, как выяснили исследователи, именно он изображен на картине, что делает эту небольшую работу уникальной. Объявили о находке накануне открытия выставки «Ван Гог и Гоген». Правильный пиар в музейной деле важен не меньше исследовательской работы, и тайны запасников здесь как нельзя кстати – помогают музеям заявлять о себе.

Уральский Рубенс

Чудеса, однако, случаются не только в крупнейших собраниях мира, но в отдаленных музеях. Так, в маленьком уральском городке Ирбит нашлись картины Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка. Совершил это волшебство директор местного музея Валерий Карпов (ныне покойный). Его стараниями в Ирбит в 1976 году передали десять картин и 80 листов графики из Эрмитажа.

Картины считались работами неизвестных художников, поздними копиями полотен нидерландских живописцев или подделками. К тому же, все работы были в плохом состоянии, а поверх изначального изображения были нанесены более поздние красочные свои и лак. Картины много лет пролежали в запасниках – сначала Эрмитажа, потом Ирбитского музея – пока не началась реставрация. Сначала взялись за картину «Кающейся Марии Магдалины», и когда отчислили от пыли и лака, Карпов, как и специалисты, уже не сомневались – это Рубенс. Только он так писал глаза.

Есть еще одна версия этого сюжета Рубенса, как позже выяснили искусствоведы, написана она позже уральской, и хранится в венском музее. История блудницы Марии Магдалины, которая, встретившись с Христом, покаялась и последовала за ним, была очень популярна в XVII веке. Как выяснилось, Рубенс написал несколько вариантов: тот, что оказался на Урале, отличается меньшим размером и некоторыми деталями от того, что находится в Вене. И все же это подлинник, а не копия – сошлись эксперты.

Антонис Ван Дейк был учеником Рубенса. Свой первый портрет вдовствующей эрцгерцогини Южных Нидерландов Изабеллы он написал на основе эскиза учителя в 1627 году. На нем эрцгерцогиня изображена сильной и суровой, в строгой монашеской одежде. После смерти мужа, эрцгерцога Альбрехта, Изабелла ушла во францисканский орден святой Клары, но не оставила власти. Портрет так понравился Изабелле, что та предложила мастеру место придворного художника.

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Ван Дейк. Портрет Инфанты Изабеллы Клары Евгении. Фото : Собрание Ирбитского ГМИИ.

Позже он написал около десятка ее портретов, один из них попал в Эрмитаж после революции во время национализации частных собраний, а в 1976 году был передан в Ирбитский музей. Он, как и Рубенс, находился в плачевном состоянии, но, когда реставраторы сняли пыль, лак и более поздние слои, выяснилось, что это Ван Дейк.

Дальше – больше. Специалисты принялись за реставрацию остальных картин и открыли еще одно подлинное полотно Рубенса, написанное в 1601 году. Сначала, впрочем, было предположение, что и его автор – Ван Дейк.

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Рубенс, «Положение во гроб». Фото : Собрание Ирбитского ГМИИ.

Оказалось, что небольшая картина «Положение во гроб» (36 на 46 см), написанная на деревянной доске, – это живописный эскиз к большому полотну фламандского мастера. Предположения на этот счет возникли в 2016 во время техно-технологических исследований и реставрации Уральского государственного университета. Эксперты провели макросъемку, посмотрели на картину в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре, сделали послойную рентгенографию и спектрометрию. В итоге под более поздним красочным слоем обнаружилась работа руки Рубенса. Летом 2019-го искусствоведы Эрмитажа подтвердили подлинность картины.

Источник

Подпольная типография, бункер и психиатрическая больница: 15 необычных музеев Москвы

Я люблю открывать для себя места, о которых мало кто знает.

Для этой статьи я собрала список недооцененных столичных музеев — от подпольной типографии до бывшей подводной лодки.

Ниже — карта музеев.

Сохраните эту статью, чтобы была под рукой, когда соберетесь на прогулку по Москве: нажмите на иконку закладки вверху статьи.

Важно: проверяйте время работы музеев до посещения — оно может меняться по самым разным причинам.

Музей психиатрической больницы им. Алексеева

Кратко: история самой известной психиатрической лечебницы страны
Сколько стоит: бесплатно, но нужно предварительно записаться по телефону
Адрес: Загородное шоссе, 2
Подробнее: на сайте музеев России

«Кащенко», «Канатчикова дача» из песни Высоцкого и «больница имени Алексеева у пруда Бекет» — все это разные названия одного и того же места.

Все интересное, что происходило в этой психиатрической больнице за последние сто с лишним лет, задокументировано в музее. Под музей здесь переделали реальные больничные палаты и в трех выставочных залах собрали самые разные артефакты — от реальных историй болезни до поделок пациентов из цеха трудовой терапии.

Здесь же можно проследить историю мировой психиатрии за два столетия и рассмотреть личные вещи благотворителя Николая Алексеева, благодаря которому и была построена больница. По иронии судьбы Алексеев погиб от руки душевнобольного, пришедшего к нему на прием.

Любопытный экспонат: настоящая смирительная рубашка конца 19 века.

Подпольная типография 1905—1906 гг.

Кратко: дух революции в старом доходном доме
Сколько стоит: 200 Р
Адрес: ул. Лесная, 55
Подробнее: на сайте

В старомосковском доходном доме на Лесной улице во время революции 1905—1907 годов работала подпольная типография. Прикрытием для нее служил магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе», а в подвале революционеры вырыли пещеру, где печатали революционные листовки и социал-демократическую газету.

Из торгового зала со старинными витринами сегодня можно спуститься в подвал и увидеть там идеализированный интерьер — ящики с фруктами и сыром, на дне которых лежат стопки запрещенных газет и агиток. Кроме подвала можно сходить на кухню и в жилую комнату подпольщиков, увидеть старинную швейную машинку, кухонную утварь и другие предметы быта, а заодно ощутить полное погружение в жизнь революционера начала прошлого века.

Любопытный экспонат: портативный печатный станок.

Музей авангарда на Шаболовке

Кратко: конструктивизм, авангард, Шаболовка
Сколько стоит: 50—100 Р
Адрес: ул. Серпуховский Вал, 24к2
Подробнее: на сайте

Музей авангарда посвящен архитектуре начала прошлого века, а еще — жизни и истории района, о которой рассказывают через воспоминания жителей. Музей постоянно пополняется, а еще здесь регулярно обсуждают будущее района и сохранение его наследия.

Любопытный экспонат: дизайнерский дверной номерок 1920-х годов.

Музей кочевой культуры

Кратко: юрты, чумы и шатры, в которые можно зайти
Сколько стоит: экскурсия в группе до 15 человек — 5000 Р
Адрес: ул. Авиамоторная, 30а
Подробнее: на сайте

Музей кочевой культуры придумал школьный учитель географии Константин Куксин. После трехмесячной экспедиции в Монголию он решил собирать предметы быта местных кочевников и в итоге превратил коллекцию в музей — без скучных стендов и экспонатов за стеклом.

Посетителям предлагают побывать в настоящих юртах и чумах, примерить старинный халат и тяжелую кольчугу, полистать страницы древних манускриптов и послушать игру на национальных инструментах Крайнего Севера, Африки и Великой Степи.

Есть и программа для детей: в музее показывают спектакли по сказкам кочевых народов и развлекают восточными загадками.

Любопытный экспонат: настоящий шатер масаев, построенный из веток и навоза.

Музей анимации

Кратко: шедевры мировой анимации и возможность снять свое кино
Сколько стоит: 150—300 Р
Адрес: Измайловское шоссе, 73ж
Подробнее: на сайте

В музее анимации можно увидеть кукол, макеты и декорации к лентам «Союзмультфильма»: «Мой зеленый крокодил», «Боцман и попугай», «Теремок». Есть здесь и экспонаты, связанные с зарубежными мультфильмами «Губка Боб Квадратные Штаны», «Даша-путешественница» и «Аватар: легенда об Аанге».

Еще здесь можно провести свидание или отпраздновать день рождения, а также попробовать себя в роли режиссера и снять фильм вместе с креативным директором музея, режиссером-постановщиком Кириллом Поликарповым.

Любопытный экспонат: рабочий стол-просвет автора главного советского мультфильма «Ну, погоди!».

Музей «Огни Москвы»

Кратко: тайны уличного освещения Москвы
Сколько стоит: 300—400 Р
Адрес: Армянский переулок, 3—5с1
Подробнее: на сайте

Крошечный музей «Огни Москвы» посвящен истории уличного освещения столицы со времен Ивана Грозного. Лучше взять экскурсию: с ней набор фонарей, лампочек, подсвечников и газовых горелок сразу приобретает смысл.

Музей особенно понравится детям: внутри можно не только вблизи рассмотреть старинные фонари и современные электрические приборы, но и попробовать себя в роли фонарщика или диспетчера за пультом управления освещением.

Любопытный экспонат: реальные лампы, которые использовали для подсветки огромных кремлевских звезд.

Дом Бурганова

Кратко: сюрреалистическое пространство для идеальных фото в инстаграм
Сколько стоит: 125—250 Р
Адрес: Большой Афанасьевский переулок, 15с9
Подробнее: на сайте и в инстаграме

Работы скульптора Александра Бурганова видели все, кто хоть раз бывал на Арбате. Пушкин с Гончаровой и принцесса Турандот у Театра Вахтангова — это все его рук дело. Музей художника не так известен, а зря.

Пространство спроектировано самим мастером, а его сценография с огромным количеством монструозных композиций в духе магического реализма сделала «Дом Бурганова» одним из самых любопытных инстаграмных мест Москвы. Часть экспозиции находится в закрытом дворике — здесь все фотографируются рядом с огромными ладонями и другими скульптурами.

Любопытный экспонат: гигантская туфля-череп.

Музей кино на ВДНХ

Коротко: вся история отечественного кинематографа
Сколько стоит: 300 Р
Адрес: проспект Мира, 119, павильон № 36
Подробнее: на сайте

Музей кино расположен на ВДНХ в бывшем павильоне «Водное хозяйство». Там можно увидеть костюмы, афиши, фотографии и личные вещи отечественных кинодеятелей, а еще — кабинет Сергея Эйзенштейна с его рисунками и рукописями.

Любопытный экспонат: комикс, который Уолт Дисней подарил Сергею Эйзенштейну.

Музей техники Apple

Кратко: место силы для поклонников техники «Эпл»
Сколько стоит: 250—400 Р
Адрес: ул. Складочная, 3с1
Подробнее: на сайте

Коллекционер Андрей Антонов 15 лет собирал ретро-макинтоши и другие гаджеты «Эпл» и в итоге вместе с основателем сети «Рестор» Евгением Бутманом открыл на Таганке маленький музей, посвященный истории американского бренда.

Коллекция насчитывает сотни экспонатов. Среди них — первый ноутбук «Эпл», персональные компьютеры и внушительная коллекция значков с яблоком. Техникой можно воспользоваться по назначению: например, поиграть в старые игры и поковыряться в доисторических приложениях.

Дом-музей Скрябина

Кратко: концерты классической музыки в обстановке квартиры начала 20 века
Сколько стоит: 100—200 Р
Адрес: Большой Николопесковский переулок, 11
Подробнее: на сайте

В тихом переулке между старым и Новым Арбатом работает музей Александра Скрябина. Композитор-философ придумал цветомузыку — визуализацию звуков при помощи цвета, а еще мечтал сочинить произведение, которое объединило бы все виды искусства.

Скрябин провел в этом старинном двухэтажном особняке последние годы жизни. Идти в дом-музей стоит не только ради того, чтобы увидеть быт композитора, но и чтобы послушать классическую музыку в самой подходящей для этого обстановке.

Любопытный экспонат: первая в России «цветомузыка» — аппарат с 12 лампочками, загорающимися в такт музыке.

Центр Вознесенского

Кратко: искусство оттепели в контексте современности
Сколько стоит: 150—300 Р
Адрес: ул. Большая Ордынка, 46с3
Подробнее: на сайте

В 2017 году вдова и сын поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского создали культурный центр, посвященный жизни родственника.

Литературную программу Центра курирует издатель Илья Данишевский, а поэты Андрей Родионов и Екатерина Троепольская заведуют молодежной поэтической студией. Еще здесь устраивают кинопоказы и перформансы.

Постоянной экспозиции у Центра нет, но об эпохе оттепели напоминает «черный кабинет» Андрея Вознесенского — фантазийное пространство, воссоздающее атмосферу дачи поэта в Переделкине.

Музей холодной войны «Бункер-42»

Кратко: подземный бункер времен холодной войны
Сколько стоит: от 750 Р
Адрес: 5-й Котельнический переулок, 11
Подробнее: на сайте

Бункер на Таганке построили в середине прошлого века — как ответ на создание в США атомной бомбы. Бункер находится на глубине 65 метров и оснащен всем необходимым на случай ядерного удара.

Любопытный экспонат: макет советской атомной бомбы в натуральную величину.

Музей русского лубка и наивного искусства

Кратко: трогательное творчество аутсайдеров в камерном особняке
Сколько стоит: 100—200 Р
Адрес: три филиала в разных точках города
Подробнее: на сайте

Этот музей исследует наивное искусство России и стран бывшего СССР. В коллекции — около двух тысяч экспонатов на пересечении непрофессионального искусства и традиций русского лубка.

Например, здесь можно посмотреть на иллюстрации в агитационных листах, политическую карикатуру, современный авторский лубок, а также оригинальные работы аутсайдеров: художников-самоучек, детей и душевнобольных. У музея несколько локаций, самая интересная — особняк в Новогирееве.

Любопытный экспонат: подлинные лубочные листы 19 века.

Музей каллиграфии

Кратко: музей искусства красивого письма
Сколько стоит: 200 Р
Адрес: 5-й Лучевой просек, 7с6, павильон № 7
Подробнее: на сайте

Музей мировой каллиграфии в Сокольниках посвящен искусству красивого письма. В коллекции есть традиционная славянская буквица, загадочные китайские и японские иероглифы и изящная арабская вязь.

Кроме того, тут же работает школа каллиграфии, где учат выводить строчки не хуже, чем в экспозиции музея.

Любопытный экспонат: рукописная Конституция РФ, в которую невозможно внести поправки.

Подводная лодка

Кратко: настоящая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец»
Сколько стоит: 300 Р
Адрес: ул. Свободы, 56
Подробнее: на сайте

Для переделки под музей оригинальную конструкцию с люками и переходами пришлось нарушить, зато теперь лодку могут посетить и дети, и люди с ограниченными возможностями. Внутри помещается одновременно не больше 15 человек, поэтому экскурсии получаются камерными. На осмотр всех отсеков дают примерно час, за который можно посмотреть на спальни и душевые подводников и узнать особенности их работы.

Любопытный экспонат: отсек управления подводной лодкой.

В гуще культурных событий

Следите за нашим инстаграмом — мы регулярно пишем про культурную жизнь Москвы и Петербурга: музеи, театры и лекции. Например:

Подписывайтесь на @t_gorod — и вам всегда будет чем заняться в выходные.

Источник

Идеи для музеев

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

музей истории невидимых вещей. Смотреть фото музей истории невидимых вещей. Смотреть картинку музей истории невидимых вещей. Картинка про музей истории невидимых вещей. Фото музей истории невидимых вещей

Идеи для музеев — проект для обмена опытом, обсуждения проектов, популяризации новых методов работы в музеях.

В этой группе мы ежедневно делимся статьями о продвижении в Интернете, дизайне, создании экспозиций, использовании цифровых технологий.
Показать полностью.

Мы организуем три вида встреч:

#drinkingaboutmuseums — неформальный ужин, начинающийся с совместного похода на выставку. Обычно экскурсию проводит куратор или автор проекта. Это отличная возможность узнать о «закулисных» моментах.

Музейный клуб — семинар, тему которого заранее выбирают сами участники.

Вебинары и онлайн-трансляции — обычно проводятся в Фейсбуке и посвящены той теме, которую выберут сами участники.

В 2019 году зарегистрирована Автономная некоммерческая организация Центр содействия профессиональному развитию специалистов музейной сферы «Идеи для музеев»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *