музей истории пермского моторостроения

Музей истории Пермского моторостроения

Был открыт 4 ноября 1968 году и стал первым в Пермской области общественным музеем, созданным на промышленном предприятии.

Сегодня музейный фонд насчитывает около семи тысяч предметов, соединенных в сорок четыре коллекции.

Помимо этого, фонды музея пополняют редчайшие фотографии и документы о репрессиях 1937-38 годов, бумаги первого директора завода И.И. Побережского, личные вещи и награды А.Г. Солдатова, золотые часы и колоритные работы конструктора А.Д.Швецова, фотографии и свидетельства о работе специалистов завода в США и другое.

Здесь же можно увидеть коллекции памятных настольных медалей, государственных наград СССР, значков, моделей мебели, самолетов, товаров народного потребления.

Вниманию гостей музея представлены выставки, отражающие историю моторостроительного завода и его отдельных подразделений (сборочный цех, ОАО «Протон», ЗАО «Искра-Авигаз», «Инструментальный завод-ПМ», ЗАО «РЭМОС» и т.д.).

До середины 80 годов прошлого века Музей истории пермского моторостроения посещали только поступающие на завод рабочие, ветераны предприятия, студенты и школьники.

Во время перестройки музей истории стал более открытый, сюда сразу устремилось множество гостей, в том числе и иностранцев.

В последнее время работники музея активно занимаются издательской деятельностью. Свет увидели книги по истории завода, рассказывающие о выдающихся конструкторах предприятия: «Всегда среди лидеров», «Полвека в авиации», «Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева», «Книга памяти» и другие.

Адрес: г. Пермь, Комсомольский пр., 93; тел. (342) 24-08-631.

По материалам Т. И. Силиной, директора Музея истории моторостроения г. Пермь

Источник

Музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

В начале августа на территории «Пермских моторов» открылся обновлённый музей. Впервые он был открыт в 1968 году (тогда он назывался «Музей предприятия ППО „Моторостроитель“ им. Я. М. Свердлова»), и с тех пор его экспозиция неоднократно менялась. Но таких преобразований, как в этот раз, пожалуй, до сих пор ещё не было: изменился не только внешний вид музейного пространства — изменилась сама его идея.

Над обновлением музея весь последний год трудилась рабочая группа в составе руководителя бюро истории «Пермских моторов» Валерии Гавриловой, архитектора Дмитрия Меркушева, дизайнера Александра Кошелева и заведующего отделом новейших течений Пермской государственной художественной галереи Владимира Береснева. В результате музей обзавёлся целым рядом как концептуальных, так и чисто технических новшеств.

Например, его оснастили новой сигнализацией, благодаря чему появилась возможность выставить особо ценные объекты уникальные знамёна и заводские награды с орденскими книжками. В помещении стал поддерживаться постоянный температурный режим теперь с легендарных моторов, каждый из которых когда-то активно использовался по назначению, почти не капает масло. Изменилось и освещение грамотный монтаж светового оборудования позволил расставить нужные акценты и превратить запчасти двигателей (в первую очередь, конечно, турбинные лопатки, которым здесь посвящён отдельный стенд) в настоящие арт-объекты. Появился лекционный зал с проектором и несколько плазменных панелей, демонстрирующих уникальные кадры из заводского архива, а по музейным залам стало гораздо легче перемещаться благодаря современной инфографике теперь запутаться в обилии фактов, цифр и календарных дат значительно сложнее, чем раньше.

Бытует мнение, что музей при промышленном предприятии это некая «внутренняя история», которая существует для чего и для кого угодно (для галочки, для потенциальных сотрудников, для историков, для деловых партнёров), только не для широкого круга зрителей и не для города как такового. «Музей истории „Пермских моторов“ и раньше опровергал этот стереотип, а теперь, после своего перерождения, и вовсе стал полноценным субъектом городского культурного пространства, собственно, поэтому мы про него и пишем. Правда, попасть в него в частном порядке по-прежнему не так-то просто всё же речь идёт о закрытой территории оборонного завода но при желании можно. Достаточно договориться об этом с пресс-службой и предъявить документы при входе.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияФото: Иван Козлов музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияФото: Иван Козлов музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияФото: Иван Козлов

Источник

Пермские моторы

ОДК «Пермские моторы» современное название завода имени Сталина, Свердлова. Изначально судьба пермских авиационных моторов складывалась несладко.

Пермские моторы

Перед войной встал вопрос в каком направлении развивать авиационное моторостроение. Водяное охлаждение двигателей увеличивало вес, мощность была до 2 тысяч лошадиных сил.

Двигатели с воздушным охлаждением имели компактный объем, невиданную мощность. В 1938 Швецов разработал 19-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением.

Но испытания двигатель не прошёл. Аркадий Дмитриевич предложил поставить цилиндры не в один, как раньше, а в два ряда. Во время проводимых испытаний самолёт рухнул.

Первого секретаря партии Гусарова вызвали вместе со Швецовым к Сталину. Швецов взял на свои плечи всю ответственность. Поручился за новый двигатель.

Который поступил на вооружение ВВС нашей страны еще до начала великой отечественной войны. За годы войны на заводе было построено более 30 тысяч моторов, полмиллиона цилиндров.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Отечественные моторы

В 1942 немцы опасались эскадрильи Ла-5 с новыми моторами М-82. Затем появились истребители для малых, средних высот Ла-7. Штурмовики Су-2, бомбардировщики Пе-8, Ту-2.

Пермские моторы не уступали импортным. Стоимость изготовления была ниже. Хорошо себя зарекомендовали, в воздушных сражениях не раз спасали нашим летчикам жизни.

На заводе под руководством Солдатова была строгая дисциплина. Проведена реконструкция, обновлено оборудование. Предприятие стало известно во всём союзе.

Источник

Музей завода «Пермские моторы» — один из лучших музеев в России

Не секрет, что Пермский край славится своими авиационными и ракетными двигателями, именно в Перми были разработаны двигатели для большинства российских самолётов. Так вот, ещё летом прошлого года на территории АО «ОДК-Пермские моторы» был открыт обновлённый Музей истории Пермского моторостроения, вот и я наконец до него добрался.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Координаты для GPS-навигатора

Музей истории Пермского моторостроения на карте

Свою историю музей ведёт с 4 ноября 1968 году. Именно в этот день он впервые открыл свои двери и при этом стал первым общественным музеем, созданным на промышленном предприятии в нашем регионе. В разные годы он носил следующие названия: Музей предприятия ППО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова (с 1968 – 1992 годы), Музей истории ОАО «Пермский моторный завод» (1992-2003), Отдел истории пермского моторостроения ОАО «Пермский моторный завод» (2003 – 2005) и, наконец, в 2005 году получил нынешнее имя — Музей истории Пермского моторостроения.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Интерьер кабинета Иосифа Побережского, который был директором моторостроительного завода № 19 им. Сталина (так наш завод тогда назывался). Именно он вместе с техническим директором Швецовым ездили в США для принятия решения о закупке лицензий и технологий, чтобы потом внедрить на нашем пермском заводе.

Тогда они выбрали три самых современных на тот момент двигателя: 14-цилиндровая двухрядная звезда воздушного охлаждения «Мистраль-Мажор» мощностью 725 л.с. («Гном-Рон»), классический 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения HS-12Y («Испано-Сюиза») и 9-цилиндровая однорядная звезда воздушного охлаждения «Циклон» («Кертис-Райт») мощностью 635 л.с. Позже, под маркировкой «М» их производство было налажено на заводах: Завод № 29 (Запорожье), Завод № 26 (Рыбинск) и Завод № 19 (Пермь).

Основная часть экспозиции представлена в виде подлинных авиадвигателей, а не макетов. Пройдя по музею, можно проследить всю историю пермского двигателестроения от поршневых моторов «Райт-циклон» М-25 компании «Кёртис-Райт» (на которых наши конструкторы учились, росли и придумывали уже отечественные модели) до мотора будущего — ПД-14 (эта история пока носит большую секретность, поэтому на общий суд вынесены только лопатки от него).

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияСреди экспонатов музея также личные вещи легендарного авиаконструктора Аркадия Швецова, создателя ракетного производства Михаила Субботина и, конечно, конструктора Павла Соловьева. Очень много фотографий, документов, так или иначе связанных с темой моторов.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияКульман Аркадия Швецова с чертежом мотора АШ-82Т, 1951 г.

Поршневой мотор М-11. Это первый отечественный серийно освоенный мотор. Серийно выпускался с 1927 по 1940 гг. Устанавливался на самолёты: У-2, УТ-1, УТ-2, АИР-6, Ше-2, Ш-2. Всего выпущено 100 000 шт. Его мощность — 100 л.с., а вес 160 кг.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияПоршневой мотор М-11

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияПоршневой мотор АШ-73ТК

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Поршневой мотор АШ-82. Он выпускался с 1941 по 1942 гг и устанавливался на самолёты Ла-5 и Су-2. Всего выпущено 4 735 шт. Его мощность — 1 540 л.с., а вес — 850 кг

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияПоршневой мотор АШ-82

Личные вещи генерального конструктора Павла Соловьева:

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияПлюс к этому, здесь представлены многочисленные интерактивные панели, которые позволяют по-полной окунуться в историю завода через кинохронику прошлых лет, побывать в цехах и даже заглянуть в будущее, побывав в новом производственном комплексе.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Турбореактивный двухконторный двигатель Д-20П. Устанавливался на самолёты Ту-124. Выпускался с 1959 по 1968 гг. Всего выпущено 2 555 шт.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияТурбореактивный двухконторный двигатель Д-20П

Турбовальный двигатель Д-25В. Он устанавливался на вертолёты Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. Выпускался с 1959 по 1981 гг. Всего было выпущено 4 522 шт. Его мощность составляет — 5500 л.с. при весе — 1 210 кг.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияТурбовальный двигатель Д-25В

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30, между прочим, самый надёжный двигатель в истории российского авиационного моторостроения. Устанавливался на самолёты Ту-134 и выпускался с 1966 по 1992 гг. Всего было выпущено 3 050 шт. Его модификация Д-30Ф6 устанавливалась на самолёты Миг-31. В таком формате было выпущено 1 357 штук. Они выпускались с 1976 по 1994 гг.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияТурбореактивный двухконтурный двигатель Д-30

Редуктор ВР-8А. Он выпускался для одного из самых массовых вертолётов в мире Ми-8. Всего их было выпущено 6 962 шт. Его мощность — 3 000 л.с., а вес — 750 кг. Кстати, где и как производят современные редукторы, можно почитать у меня.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияРедуктор ВР-8А

Турбовальный двигатель ТВ2-117А. Он устанавливался вместе с редуктором ВР-8А на вертолётах Ми-8. Выпускался серийно с 1965 по1995 гг. Всего выпущено 22 691 шт. Его мощность — 1500 л.с., а вес — 330 кг.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияТурбовальный двигатель ТВ2-117А

Маршевый двигатель МД-120. Был разработан ГП МКБ «Гранит» для установки на беспилотные дистанционные летательные аппараты. Всего было выпущено здесь восемь штук. Их мощность составляет — 120 л.с., а масса — 35 кг. Производился в период с 1994 по 1995 год.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияМаршевый двигатель МД-120

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Вентилятор двигателя ПС-90А (ПС – Павел Соловьев). Двухконтурный турбореактивный двигатель устанавливается на самолёты: Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204, Ту-214 и Ил-76МД-90А

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроенияВентилятор двигателя ПС-90А

Пустотелая лопатка вентилятора ПД-14. Да, это тот самый двигатель, который будет устанавливаться на новые самолёты МС-21.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

На этом стенде размещены лопатки двигателя ПС-90 и ПД-14, а также полностью описан весь технологический процесс их производства.

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

В 90-е, как и многие другие заводы, наши Пермские моторы переживали не лучшие время и большая честь тем людям, кто всё-таки сохранил кадры, технологии и выстоял в условиях грабительской рыночной экономики…

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

А сейчас наш Пермский авиационный производственный комплекс уверено поднимает голову, и мы наконец ждём на бис двигатели нового поколения! Со своей стороны хочу пожелать, чтоб всё задуманное получалось!

Источник

Разговор в залах музея

музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения музей истории пермского моторостроения. Смотреть фото музей истории пермского моторостроения. Смотреть картинку музей истории пермского моторостроения. Картинка про музей истории пермского моторостроения. Фото музей истории пермского моторостроения

Посмотреть на настоящие авиационные двигатели, познакомиться с процессом их создания, узнать о тех, кто строил и продолжает строить моторы для современных самолетов и вертолетов, теперь можно в новом формате.

Событие вызвало большой интерес пермяков, что, конечно, не случайно. Предприятие все годы своего существования было своеобразной визитной карточкой пермского региона, его гордостью и славой.

О преемственности поколений и важности инженерных профессий говорил на встрече и глава города Игорь Сапко. По его мнению, главное, чтобы молодежь выбирала для себя эту замечательную, востребованную профессию.

Разговор по существу

Что касается доступности дошкольного образования, Виктор Басаргин сказал, что для детей в возрасте от трех до семи лет проблема решена. Сейчас вопросы возникают лишь о близости сада к дому.

Губернатор заверил, что новые площадки обязательно будут.

Без ностальгии

Обновить композицию музея заставила сама жизнь. Развиваются современные технологии, подрастает молодое поколение горожан, значит, и об истории нужно рассказывать другими способами, решили музейщики. И воплотили это в реальность.

Новые экспозиционные решения, выполненные в стиле hi-tech, и различные интерактивные устройства, примененные здесь, наглядно и по-современному демонстрируют историю становления пермского двигателестроения. Информация об экспонатах сделана в графическом изображении, а направленное точечное освещение делает их более фактурными. Благодаря реставрации и оцифровке кинопленки, в фонд музея вернулись фильмы о литейном производстве, которые снимали специалисты завода при освоении американского двигателя «Райт-Циклон», о визите на завод в 1966 году дочери Я. М. Свердлова Веры Масленниковой.

В том же самом помещении, где представлены те же, что и раньше, исторические экспонаты, теперь царит совершенно другая атмосфера. Сегодня в обновленном музее хочется не столько с ностальгической ноткой вспоминать о прошлом, сколько с восхищением представлять будущее. А все вещи, предметы, фотографии и документы прошлого лишь укрепляют ощущение прочной основы, на которой и будет строиться, да и уже строится, это будущее.

Ольга Красавина, директор по персоналу ОДК «Пермские моторы»:

— Часть экспонатов представлена в экспозиции музея впервые. Среди них четыре ордена, которыми было награждено предприятие и переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, полученное в июне 1942 года за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. Это знамя завод удерживал до конца войны. Выставлено в экспозиции после реставрации и памятное знамя Президиума Верховного cовета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, а также знамя АВИАПРОМа. Кроме того, в музее представлены награды легендарных работников предприятия. Например, золотые часы главного конструктора А. Д. Швецова, золотая звезда Героя Социалистического Труда директора завода М. И. Субботина. Всего хранится более трех тысяч экспонатов.

В 2015 году на Пермском моторном заводе произведено 23 новых авиационных двигателя, 44 ремонта авиадвигателей, 61 новая газотурбинная установка (ГТУ) на базе авиадвигателя, 67 ремонтов ГТУ на базе авиадвигателя.

В прошлом году сданы в эксплуатацию 11 самолетов с пермскими двигателями: три ТУ-214, два ИЛ 96-300, два ИЛ-96-400, два ИЛ-76МД-90А, один ИЛ-76ТД-90А (для Экваториальной Гвинеи), один ИЛ-76МФ (для Иордании).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *