на каком этапе формирования навыка процесс письма постепенно превращается в процесс выражения мыслей
Этапы формирования навыка письма.
В статье говорится, а том, как правильно писать, сидеть за столом. Как должен падать свет ребенку при написании текста.
Содержимое разработки
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное — это упражнения и тренировка, тренировка и упражнения. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа — этоосознанная деятельность (а не только механические упражнения). До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, “как делать” (т. е. не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы — схему, траекторию движения — “откуда начать, куда вести, где закончить”), пока не сформирована задача действия, “упражнять” ребенка не только бессмысленно, но и вредно. “Перескок” через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.
ПРАВИЛО 1. Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития не просто трудно понять и описать словами всю последовательность своих действий, т. е. сформулировать самому алгоритм (программу) движения, но для большинства 6—7-летних детей это практически невозможно. Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда только овал (а не был разным в букве “о”, “а” “ф” и т. д.).
В русском курсивном письме не так уж и много элементов. В строчных буквах это прямая черта; черта с закруглением внизу (крючок); черта с закруглением вверху и внизу (г ); овалы (о); правые и левые полуовалы; есть еще начальный элемент буквл, м, я; короткие петли, петли выходящие вверх и вниз за строку, точки.
Для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам; все элементы должны быть стандартизированы.
ПРАВИЛО 2. Следующий шаг — объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее “клеточку” и располагать в ней букву.
Хорошо помогает ребенку подробное объяснение хода движения: начинаю. веду. довожу до. и т.п. Важно, чтобы в инструкции, которую мы используем при объяснении, не было ни одного непонятного слова. Лучше не использовать слова, которые имеют двойной смысл. Помните — инструкция должна быть по возможности краткой и четкой.
О ПОЗЕ ПРИ ПИСЬМЕ, РУЧКЕ И ТЕТРАДИ
Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
Как надо сидеть при письме?
Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
Придерживать тетрадь левой рукой (для праворуких).
Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б). Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради. Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
Итак, правильная поза при письме:
опираться спиной на спинку стула;
не опираться грудью на стол;
ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
туловище, голову, плечи держать ровно;
обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б)
Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7). По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.
Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:
нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
выполнить все задания в медленном темпе.
Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо (рис. 8):
ручка должна составлять одну линию с рукой;
рука при этом должна располагаться под линией письма;
особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; тетрадь располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
свет при письме падает справа.
Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца, (рис. 9).
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
Формирование навыков письма в онтогенезе
Наталья Анатольевна
Формирование навыков письма в онтогенезе
Формирование навыков письма в онтогенезе
Рассмотрение процесса формирования навыков письма в онтогенезе базируется на ключевых подходах к изучению в целом теоретических аспектов развития речи детей. М. М. Безруких определяет речь как «один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива». Под речью авторы понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Фундаментальные теоретические исследования детской речи проводятся в трех основных направлениях,обозначенных как:
1. Психолингвистическое направление изучения детской речи.
В качестве основных исследовательских проблем психолингвистики выступают понимание и продуцирование речи, усвоение родного языка ребенком. Большое значение для изучения детской речи имели грамматика Н. Хомского, теория семантических составных (Е. Кларк, теория «функционального ядра понятия» (К. Нельсон, теория прототипа (Э. Рош и М. Боверман, что дали возможность по-новому описывать процессы овладения ребенком системой языка, предоставляя внимание функционированию его внутренних механизмов.
2. Изучение детской речи в рамках теории языковой деятельности.
Теория языковой деятельности, разработанная в исследованиях А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Л. Ф. Обуховой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др., представляет собой аналог западной психолингвистики, но имеет более широкую область исследования. Если психолингвистика изучала отношение между языковой системой и лингвистической компетенцией говорящего, не рассматривая внеязыковые явления и социально-культурные факторы, которые влияют на формирование речи, теория языковой деятельности включала в себя как коммуникативные, так и некоммуникативные проявления языкового поведения (Я. Пруша) и имела тенденцию к комплексному изучению речевой деятельности ребенка.
3. Когнитивное направление изучения детской речи.
Когнитивная революция, которая состоялась в середине ХХ ст., а именно развитие наук и технологий познания (Ф. Варела): эпистемологии, лингвистики, нейронаук, когнитивной психологии и изучение искусственного интеллекта, имеет самое непосредственное влияние на исследование детской речи. Речевое развитие ребенка рассматривается не само по себе, а в тесной взаимосвязи с развитием общих когнитивных способностей ребенка.
Исследователи выделяют пять компонентов речевого развития: сформированность звуковой стороны речи, развитие фонематических процессов, усвоение слоговой структуры слова, развитие связной речи. Речевое развитие ребенка дошкольного возраста на каждом возрастном этапе имеет свои закономерности, учет которых позволяет целенаправленно в комплексе развивать все стороны речи ребенка, стимулировать его активную речь.
Базируясь на понимании речи как одной из сложных высших психических функций человека, письмо определяется как психическая функция человека, реализуемая при совместной работе разных зoн мозга и является сложной психoфизиологической системой.
Изучение основ формирования навыков письма в онтогенезе основывается на следующих теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р.Лурия:
— письмо является видом речевой деятельности со всеми присущими деятельности структурными компонентами;
— письмо как деятельность имеет системный характер организации;
— формирование письменной деятельности происходит в более широкой учебной деятельности школьников.
Выделенные подсистемы различны по своей организации, строению и занимают разные уровни иерархии в психической деятельности. Одни из них (сенсомоторные) относятся к элементарным, другие (лингвистические) – к высшим психическим функциям. Но их совместная деятельность является основой целостного процесса письма. Сформированность собственно языковых компонентов речи, зрительно пространственная ориентировка, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т. д. составляют функциональную базу письма.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т. к. процесс письмаобеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного. Сформированность перечисленных психических процессов в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения всеми школьными навыками, в том числе и навыком письма.
У детей, овладевающих письмом, этот процесс осуществляется на произвольном уровне. По мере освоения письма, происходит не только объединение и автоматизация операций процесса письма, но и меняется его психологическое содержание. «Техника» письма (операциональная сторона) отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь как высшая ступень речевого развития.
Исследователи Т. Г. Визель отмечает, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Ребенок в онтогенезе усваивает закономерности языка «. на основе частичного анализа речи взрослых и на основе врожденных познавательных тенденций детского ума».
При исследовании письменной речи, в частности, при изучении готовности к овладению навыкам письма, необходимо учитывать несколько аспектов данной проблемы. Письменная речь, прежде всего, относится к языковым явлениям. Вследствие этого необходимо учитывать факторы, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций; необходимо различать как психологические, так и физиологические аспекты; учитывать не только учение о психических операциях, но и психофизиологическую структуру каждой операции в отдельности, особенностях речевого развития. Также ключевым аспектом выступает то, что готовность к обучению письму включает сформированность устной речи, фонетико-фонематического восприятия; зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти; моторных функций и сложно координированных графических движений; интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
В понятие психологической готовности к обучению письму входит и лингвистическая готовность ребенка к овладению новым и наиболее сложным видом деятельности. Для того, чтобы осознанно выполнять языковые операции у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Его словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должны соответствовать возрастным нормам.
Письменная речь, как указывает А. Р. Лурия, имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру, чем устная, которая формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым и постепенно становится самостоятельной формой устного речевого общения. Если устная речь возникает у ребенка на 2-м году жизни, то письмо формируется только на 6-7-м году. В то время как устная речь возникает непосредственно в процессе общения со взрослыми, письменная речь формируется только в процессе регулярного осознанного обучения.
Развитие письменной речи в онтогенезе непосредственно обусловлено онтогенезом речевого развития. А. Н.Леонтьев выделяет 4 этапа в становлении речи детей: подготовительный – до 1 года; преддошкольный этап первоначального овладения языком – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 7 лет; школьный – от 7 до 17 лет. Указанные этапы не могут иметь четких и строгих границ, поскольку связаны не только с окружающей средой, но и с психической конституцией ребенка, его наследственностью и характером. Соответственно, каждый из них плавно переходит в последующий и может варьировать в рамках индивидуального спектра развития.
Процесс письма, как указывает И. Н. Садовникова, связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя в различных видах письма их роль неодинакова. У ребенка к школьному возрасту морфологически и функционально еще не все участки коры головного мозга развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.
Письменная речь выступает результатом специального обучения, которое начинается с сознательного овладения в письменной форме всеми средствами выражения мысли. Ее предметом на ранних ступенях формирования выступает не столько мысль, которую необходимо выразить, сколько способы и средства графического отображения букв, а затем и слов, которые предметом осознания в устной, монологической или речи диалогической никогда не являлись. Технические операции письма и чтения являются основным предметом интеллектуального анализа и внимания на первом этапе овладения письменной речью: ребенок, который учится писать, сначала не столько оперирует мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Выражение мыслей становится лишь значительно позднее предметом его осознанных действий. Весомое значение имеет операция выделения из звукового потока фонем, их графическое отображение посредством букв, синтез в слове букв, последовательный переход от одного слова к другому. Лишь в процессе автоматизации обозначенных навыков в процессе усвоения письма обозначенные сознательные действия становятся неосознаваемыми операциями.
Таким образом, рассмотрение теоретических аспектов особенностей организации графической и орфографической системы русского языка позволяет рассматривать ее как систему графических знаков и как результат функционирования этой системы (совокупности текстов, записанных с помощью обозначенной системы графических знаков). Письмо представляет собой процесс своеобразного перевода акустического речевого сигнала в оптический. Современное русское письмо относится к алфавитному типу письмаи функционирует на основе таких основных принципов: фонетических, морфологический, традиционный.
Письмо – это сложная, системная и произвольная психическая деятельность, которая обеспечивается участием различных структурнофункциональных компонентов многих психических функций. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности,в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Основой формирования навыков письма выступает уровень развития устной речевой деятельности, которая закладывается с рождения. Важнейшее значение в oвладении письменной рeчью имеет уровень сформированности всех сторон речи. Нарушения фонематического и лексико-грамматического развития, звукопроизношения отражаются на письме, поскольку графическая речь исторически складывалась на основе звукoвой речи. Формирование предпосылок к овладению письменной речью, дальнейшее овладение письмом на начальном этапе школьного образования и, в дальнейшем, полноценное осуществление этого процесса обеспечиваются большим количеством структурных звеньев, занимающих различные уровни в иерархии психoфизической деятельности, а иx общее функционирование является основой целостного процесса письма.
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.
Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1» Тема: «Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1».» Цели: формировать общие представления в действии сложения.
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.
Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.
Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.
Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.
Психофизиологическая структура письма и предпосылки его формирования
Одна из главных сложностей, с которой сталкиваются дети во время изучения процесса письма – это то, что речь звучит в мыслях, но плохо произносится устами. Она носит абстрактный и отвлеченный характер.
Понятие «письменная речь»
Согласно О.Г. Ашевой, письменная речь – это один из видов существования любого языка. Ее можно противопоставить устной речи. Ведь письменная речь вторична, она появилась уже после возникновения устной. При этом письменная речь, когда была новой функцией, повторила все этапы развития речи устной.
Согласно В.А. Ковшикову, все на самом деле иначе. Он считает, что письменная речь в наиболее значительных этапах своего формирования не повторяет особенности развития устной речи. Свойства развития письменной речи носят симптоматический характер. Это не просто перевод устной речи в знаки письма. Процесс изучения письма – это не просто усвоение какой-то техники.
С его точки зрения письменная речь – это иная речевая функция, которая подразумевает сформированность абстрактного мышления. Это речь, которая не имеет звукосодержащей стороны, это речь, свойственная нашему мышлению, она зарождается в нашем представлении и лишена самого главного признака устной речи – звука.
По мере того, как ребенок взрослеет, он с помощью устной речи развивает в себе абстрактное мышление по отношению к материальному миру.
И у него появляется новая задача: ему нужно абстрагироваться от чувственного речевого аспекта и перейти к речи отвлеченной, которая выражается не словами, а их представлениями. Поэтому письменная речь полностью отличается от устной и не может быть соответствующей для устной.
Согласно многочисленным исследованиям, письменная речь характеризуется своей отвлеченностью, она произносится в мыслях, но не устно. Поэтому для детей она является особенно сложной для развития.
Итак, подготовка детей к обучению письму – это довольно сложный процесс, который требует владение генезисом письма, его психических особенностей, а также точных знаний того, какие ВПФ развивают письмо. Необходимо разбираться в структуре письма, его предназначении, его месте и роли в деятельности психологии. Все это поможет правильно подобрать методику обучения письменной речи.
Взаимосвязь письма и психики
Было замечено, что существует связь между сложностями развития письма у детей младшего школьного возраста и плохим развитием вербальных видов процессов психики, таких как представления о пространстве, звуке, моторных функций. Также на это влияет плохое развитие саморегуляции, то, что дети не могут осуществлять целенаправленную деятельность и у них не сформировано внимание. И это более существенные факторы по сравнению с недоразвитием устной речи.
Согласно Л.С. Цветковой трудности в процессе письма, которые протекают при взаимодействии разных ВПФ, — это плохое восприятие разной речи, модальности, действий с предметами и внимания.
Все эти функции психики нужны для успешного письма, для различения звуков, для актуализации представлений о буквах и звуках, для перекодирования их в движения кистей рук. В процессе написания текста принимают участие эмоционально-волевые процессы, а также мотивы и поведение людей.
Формирование письменной речи и подготовка к ней должна начинаться еще до школы. Так, у детей наблюдается формирование так называемого предметного письма. Это происходит, когда они рисуют. Сам процесс рисования – это уже подготовка к письму. Также это жесты. Ведь жесты – это письмо в воздухе. Рисунок – это одна из важнейших стадий развития пиктографического письма.
Приобретение навыков письменной речи подразумевает изучение сложной системы символов и знаков. Поэтому письмо – это результат долгого формирования личности и поведения детей, а также его ВПФ.
Предпосылки формирования письма
Л.С. Цветкова исследовала и описала психологические предпосылки развития этого типа речевой деятельности. Если их не формировать и нарушать, это может привести к разным видам нарушений письма и к сложностям его развития.
Факторы формирования письменной речи
Также нужно отметить, что фактором развития письменной речи считается формирование у детей мозговых структур – морфогенез – которые обеспечивают работу тех функций психики, которые принимают участие в процессах письма. Это области мозга, которые обладают особым строением и иначе работают. Чтобы такой сложный процесс психики, как письмо, протекал грамотно, необходима слаженная активность всех этих отделов мозга.
Левое полушарие у всех людей ведущее. Оно отвечает за мыслительные процессы и полноценную работу речи.
Правое же полушарие обычно подчинено левому. Исключение составляют левши, у них полушария мозга как бы меняются местами по своим функциям. Как мы уже отмечали, разные отделы головного мозга обладают разными функциями.
К примеру, область затылка – это центральный орган зрения, можно сказать главная приемная станция зрения.
За работу слуховых ощущений и анализа отвечает височная область в левом полушарии мозга.
Область темечка — это корковый аппарат, который анализирует ощущения человека, возникающие в мышцах и коже. С ее помощью мы оцениваем положение собственного тела.
Лобные отделы отвечают за координирование движений тела во времени.
Чтобы разобраться в структуре письма особенностях психофизиологии этого процесса, то для определения недостатков развития в этой области нужно понимать, в каком именно отделе коры появились дефекты, какой уровень процесса работает неправильно и какие психофизиологические особенности приводят к тому или иному типу нарушений речи на письме.
Для этого нужно изучить структуру письма. Не менее важно освоить то, как этот процесс протекает на психологическом и физиологическом уровнях. Владение этой информацией позволит получить более ясное понимание методик коррекции письменной речи.
Уровни протекания процесса письма
Согласно Е.М. Саган, существует три уровня протекания письменных процессов.
Первый уровень – психологический. Он состоит из нескольких звеньев. Начинается он с появления мотивации к осуществлению письменной речи. Эта мотивация называется намерением. Затем это намерение превращается в замысел. Человек принимает решение, о чем писать. Затем на основе этого замысла создается общий смысл содержания текста. И кульминацией процесса является регуляция и контроль за процессом письма.
Исследователь также обращает внимание на то, что кроме психологического уровня существует уровень психолингвистический.
Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов. Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне.
Это звено позволяет анализировать более крупные речевые единицы. Анализируется количество слов и то, как воспринимается звуковой абрис.
Еще одно звено – это объем восприятия акустики и слухоречевая память. Они отвечают за то, как человек воспринимает определенный информационный объем и сколько он может сохранить его в своей оперативной памяти.
Следующее звено – это актуализация образов и представлений графемы. Этот процесс осуществляется на основании звуковой информации, которая поступает в мозг человека, а также на основании ее перешифровки в буквенную форму.
Затем актуализируется моторный образ буквы, она перешифровывается в соответствующую систему движений мелкой моторики. Последнее звено этого уровня – начертание буквы, слова или фразы.
И, естественно, последний уровень, предложенный Л.С. Выготским – это психофизиологический. С его помощью можно реализовать все указанные выше действия и операции. В нем процесс различения звуков может быть обеспечен слаженной работой акустического и речедвигательного анализатора. Объем появления акустических сигналов речи может быть обеспечен анализатором акустики. В структуру восприятия этого анализатора входит звено памяти, которое позволяет кратковременно отбирать и удерживать нужную информацию, чтобы ее обработать, что и является ролью внимания.
Следующее звено – это перешифровка звука в букву, что подразумевает переключение с одного процесса психики на другой. Происходит перешифровка путем совместной работы зрительной, акустической и пространственной систем анализа, которые позволяют обеспечить работой заднюю зону мозга. Именно здесь в теменно-затылочном отделе актуализируются образы представлений знаков букв.
Таким образом, очевидно, что развитие письма и речи не может протекать без межанализаторных связей. Письмо – это результат работы не только одного анализатора, а целой системой анализаторов, действующих совместно друг с другом.
Этапы формирования письма
Также нужно иметь в виду, что во время обдумывания письма на первой стадии все эти уровни последовательно вступают в работу. Но в процессе осуществления этой работы все уровни работают одновременно, в сложной и тесной иерархии. В зависимости от текущей задачи на первое место выступают разные уровни.
Согласно А.Н. Корневу, процесс письма состоит из операций, которые у взрослых людей носят свернутый и сокращенный характер. Также можно выделить такие функции, как побуждение, мотив, замысел, звуковой анализ слов.
После анализа звуков происходит соотнесение фонем со зрительными образами букв, а также их дифференциация с другими буквами. И если воспроизводить этот процесс с помощью движения руки, то помимо создания зрительного образа буквы человек прибегает к кинестетическому контролю.
Согласно Е.А. Камориной, все эти этапы подготавливают к последнему. А последний этап этого сложнейшего процесса – трансформация устной речи в письменную с помощью автоматизированных движений рук.
Если вернуться к исследованию Л.С. Выготского, хочется отметить, что изучая мозговые основы письма, он выделял их как невероятно сложными. Естественно, что процесс этот задействует сразу несколько участков мозга.
Психологическую базу обеспечивают лобные отделы мозга: медиобазальный, передний и задний. Физиологический уровень возможен за счет заднего лобного отдела, нижнего теменного, заднего височного, височного и переднего затылочного отделов.
На лингвистическом уровне проводится комплексная работа задней и передней зон речи, которые отвечают за парадигматику и синтагматику.
Комплексная работа всех этих мозговых образований и есть мозговая основа письменного процесса.
Чтобы процесс письма протекал полноценно, включаются в работу разные отделы левого полушария, а также системы моторного, оптического и акустического анализа. При этом каждый отдел занимается тем, чтобы обеспечить хорошее функционирование того или иного звена в структуре писем. А все эти отделы вместе взятые позволяют осуществить более сложную целостность процесса письма.
Итак, письмо – это не только речь, но и моторика, и зрительное восприятие. Это очень емкий психический процесс, которые включает в свою структуру и невербальные, и вербальные виды деятельности психики. Здесь задействована моторика, восприятие пространства, акустика, зрение, внимание, действия с предметами и пр.
Формирование навыков письма
При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.
После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.
Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.
Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.
Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны.
Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.
У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики. Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы.
Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма.
Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.