набережная реки мойки 104 история
Доходный дом
Доходный дом
Левая часть: безордерный классицизм Правая часть: эклектика с элементами неоренессанса ( squirrel )
Согласно картографическим и архивным материалам в составе и на территории современного дома 104 по наб. р. Мойки сохранилось 3 флигеля постройки XVIII века, построенные Ф. Гарднером между 1735 и 1740 гг.
1. Дворовый флигель Ф.№1 служебного назначения, вошедший в состав здания XIX в. первым и вторым этажом (1735-1740-е гг.)
2. Дворовый отдельно стоящий флигель Ф.№2, примыкающий к фасаду здания XIX в. (1735-1740-е гг.).
Отделка XVIII века сохранилась на 1 этаже: правильный барочный антаблемент и характерные тройные пилястры.
3. Лицевой флигель Ф.№3 на красной линии по набережной Мойки, вошедший в состав здания XIX в. первым этажом (1735-1740-е гг.). На заднем фасаде сохранились наличники и фартуки с каплями (подоконное украшение и они говорят о наличии окон сверху).
Архивные материалы подтверждают авторство Р. И. Трувеллера в создании проектов первых двух зданий (классицизм) на угловом участке наб. реки Мойки и будущего Тюремного переулка (1842-1843 гг.)
(ЦГИА СПб. Ф.513.Оп.102. № 3677, л. 163-168, 175-179)
Разработка проектов фасада правой части здания (эклектика) по набережной Мойки осуществлена известными архитекторами Р. А. Желязевичем и Н. Е. Ефимовым, при участии начинающих архитекторов Н. П. Гребёнки и Р. Б. Бернгарда (ЦГИА СПб. Ф.513.Оп.102. № 3677, л.175,-178, 163-166, 190, 198, 199, 206-207, 208.)
Как уже указано, Гребёнка никакого отношения не имеет к данной части дома по переулку Матвеева. Этот дом также неразрывно связан с угловым домом общими квартирами (разноуровненевыми, кстати) до сих пор, даже несмотря на перегородки советского времени, нарезавшие аппартаменты, состоявшие из 13-15 комнат в XIX веке. Все чертежи и планы 1842 г. (в том числе дворовые постройки и каменные сараи по переулку) выполнены инженер поручиком (позднее капитаном) Р. И. Трувеллером (ЦГИА СПб. Ф. 513.Оп.102. № 3677. Л.163-179. Чертежи 1842-1843 гг.)
Какие тайны хранит «масонский особняк» в Питере и что означают секретные символы на его фасаде
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это уникальное по красоте и оригинальности здание построил в конце позапрошлого века талантливый отечественный зодчий немецкого происхождения Виктор Шретер. Выпускник Императорской академии художеств в России, а также Берлинской академии художеств, он посетил немало европейских стран, изучив их архитектуру. Всё увиденное в дальнейшем вдохновило его на создание собственных шедевров и выработку своего уникального стиля.
Шретер – автор известных зданий в разных городах России и за ее пределами. Его считают «дедушкой» модерна, предвосхитившим этот популярный в начале прошлого века стиль, и популяризатором нового для России способа облицовки зданий – обожженным при высоких температурах кирпичом и натуральным камнем. Этот способ так и назвали – «кирпичный стиль».
Особняк на углу набережной Мойки и улицы Писарева архитектор Шретер начал проектировать, когда ему было 49 лет. К этому времени у него уже было восемь детей, и дом он возводил для своей семьи. Строительство особняка было закончено в 1891 году.
Ассиметричное здание в готическом стиле с крышей, как у старинного дома-замка, и разными по размеру и форме окнами напоминало Шретеру о старой Европе, архитектурой которой он всегда был восхищен. Это здание очень точно иллюстрирует понятие «родовое гнездо».
Помимо готических черт, у дома можно увидеть и признаки неоренессанса. Очень интересны угловой эркер, напоминающий башенку, ажурные кованые элементы, высокий готический фронтон.
Большая часть здания облицована кирпичом и лишь фрагментарно использована штукатурка (в основном в декоре). Также в облицовке использована керамика.
Кстати, хотя Шретер и имел европейское происхождение, знаки, расположенные на фасаде дома под небольшим балконом, которые можно принять за масонские, на самом деле никакие не «тайные символы». Хозяин дома изобразил обычные рабочие предметы, которыми пользуются архитекторы.
В те времена, когда здесь жил архитектор с семьей, в окнах дома красовались цветные стекла и витражи, отчего особняк еще больше напоминал сказочный замок. Внутри дома, помимо бликов от витражей, можно был подивиться красивым интерьерам, шикарной мраморной лестнице, восхитительным лепным узорам. Работал архитектор в угловой части дома, на первом этаже – здесь он обустроил себе кабинет и чертежную комнату. Здесь же, на первом этаже, была расположена столовая с винтовой лестницей, откуда домочадцы и их гости попадали прямо в сад, а также много других помещений.
На втором этаже интерьеры были еще более шикарными, чем на первом. А вот на верхнем, мансардном, все было обустроено весьма скромно.
В целом особняк был очень уютным, красивым, удобным. Комфорта добавляли проведенный в дом водопровод и отопление (причем водяное) с увлажнением воздуха.
Впоследствии зодчий построил возле своего дома еще два – на этот раз доходных.
На участке у архитектора также размещались хозпостройки, в том числе ледник, помещение для экипажей, конюшня, коровник.
После революции особняк Шретера был национализирован и в нем появились квартиры-коммуналки для советских граждан. В нашем веке, в начале нулевых, дом приобрели в частную собственность.
Текст: Анна Белова, фото на обложке: cityspb.ru
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дом на набережной Мойки 104, где хранилось «Слово о полку Игореве»
Набережная р. Мойки, 104. Именно здесь произошла первая встреча Григория Распутина со своим будущим убийцей Феликсом Юсуповым.
Статью С. Глезерова под таким названием «Санкт-Петербургские Ведомости» поместили в номере от 18 декабря 2015 года. В ней раскрываются не только малоизвестные страницы истории дома и жизни его обитателей, но и поднимаются актуальные проблемы сохранения культурного наследия. Ниже приводим её полностью.
Под этим номером сегодня значится жилой дом середины XIX века, стоящий прямо напротив Новой Голландии. На первый взгляд, он ничем особо не примечателен – типичный представитель рядовой архитектуры своего времени. Если бы не одно обстоятельство. При постройке в дом была включена и сохранилась до нашего времени часть усадьбы XVIII века, владельцем которой в 1782 – 1798 годах был археограф и историк Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
И. Б. Лампи. Граф А. И. Мусин-Пушкин. 1794. ГЭ
В 1790-х годах, будучи президентом Академии художеств, членом Академии наук и обер-прокурором Святейшего Синода, Мусин-Пушкин по велению Екатерины II занимался собиранием старинных рукописей по всем епархиям России. Его усадьба на Мойке превратилась в богатейшее хранилище ценных древнерусских манускриптов. Среди них были такие памятники отечественной литературы и культуры, как «Слово о полку Игореве», Лаврентьевская и Никоновская летописи, документы из архивов Петра I, Екатерины II, митрополитов Дмитрия Ростовского и Гавриила Новгородского. Фактически здесь возник первый в России исторический архив. В нем бывали ведущие исследователи отечественной истории того времени.
– Императорская Публичная библиотека, – отмечает директор РНБ Антон Лихоманов, – благодарна графу Мусину-Пушкину за драгоценный дар – Лаврентьевскую летопись. Если бы Мусин-Пушкин в 1798 году не переехал в Москву, где его уникальное собрание рукописей погибло в пожаре 1812 года, то история и культура России были бы неизмеримо богаче. И не нашлось бы тогда желающих оспаривать подлинность «Слова о полку Игореве».
Главный усадебный дом Мусина-Пушкина, наполовину деревянный, стоял в глубине участка. В 1913 году обветшавшее здание снесли, и его место заняла правая часть здания училища при реформатской церкви. Теперь там размещается музыкальное училище им. Римского-Корсакова.
Удивительно, но одна из построек усадьбы уцелела до наших дней – об этом можно судить по архивным чертежам, хранящимся в ЦГИА СПб. Речь идет о Г-образном «одноэтажном на подвале» каменном флигеле, стоявшем в углу участка и выходившем лицевым фасадом на Мойку. С главным зданием он был соединен каменной галереей. Исследователи полагают, что именно в этом флигеле хранился уникальный архив Мусина-Пушкина.
В 1840-х годах этот одноэтажный флигель был надстроен и стал частью нынешнего трехэтажного здания по набережной реки Мойки, 104. Автором перестройки стал известный петербургский архитектор Н. П. Гребенка. Сравнение здания со старинными чертежами подтверждает, что стены, помнящие Мусина-Пушкина, сохранились до сих пор. На дворовом фасаде даже уцелели наличники с барочным декором – те самые, что изображены на аксонометрическом плане Петербурга, составленном П. де Сент-Илером в 1765 – 1773 годах.
В пушкинское время в доме размещался популярный в столице танцкласс, который держала кавалерист-девица Луиза Кессених-Графемус – прусская подданная, участвовавшая в войне против Наполеона в 1812 – 1815 гг.
В середине прошлого века здесь было университетское общежитие. Теперь тут отдельные квартиры, а среди жильцов преобладают представители научной и творческой интеллигенции, которым небезразлична судьба дома. Тем более что последние полтора десятка лет с ним происходят какие-то странности.
– До 2000 года наш дом находился в списке объектов, охраняемых государством, однако после «корректировки» перечня по каким-то непонятным причинам был из него исключен, – рассказала член совета дома и инициативной группы «Северная Коломна» Евгения Логвинова.
В нынешний Год литературы обращение в КГИОП о возвращении дому статуса охраняемого памятника поддержали Российская национальная библиотека, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Союз архитекторов, Союз художников, Ассоциация историков и художественных критиков.
– В заключении комиссии КГИОП, занимавшейся установлением историко-культурной ценности объекта, говорится: действительно, часть дома представляет собой исторический флигель усадьбы Мусина-Пушкина, в которой в конце XVIII века хранились уникальные памятники отечественной культуры. Несмотря на это, КГИОП отказал в постановке дома на охрану, посчитав, что нет доказательств, что архив хранился именно во флигеле. Хотя об этом говорится, например, в комментариях к аксонометрическому плану Сент-Илера, подготовленных в 2003 году авторским коллективом под руководством доктора исторических наук Владимира Соболева, а также в трудах краеведа Елены Красновой, – рассказывает Евгения Логвинова.
В то же время правительство города в начале нынешнего года приняло наконец решение установить на этом доме мемориальную доску. И на ней как раз и говорится о жившем здесь Мусине-Пушкине и хранившейся коллекции, ставшей прообразом будущих великих библиотек и архивов России.
За истекшие со времени выхода статьи три месяца директор РНБ А. Лихоманов отправлен руководством Минкульта в отставку, Год Литературы закончился, мемориальная доска на доме так и не появилась, решение КГИОП об отказе восстановить дом в перечне выявленных объектов культурного наследия до сих пор не отменено.
В статье есть неточность. Как оказалось, решение правительства Санкт-Петербурга об установке на доме 104 мемориальной доски в память о А. И. Мусине-Пушкине и хранившемся здесь «Слове о полку Игореве» до сих пор не подписано. Было заявление вице-губернатора Владимира Кириллова на пресс-конференции 4 марта 2015 года о том, что такое решение правительством принято. Вот что заявил вице-губернатор в изложении СМИ: «В этом году на доме Мусина-Пушкина в Петербурге, где хранилась рукопись «Слова о полку Игореве», будет установлена мемориальная доска. Этот вопрос долго рассматривался городской администрацией, с 2000 года, и вот, наконец, такое решение было принято. Такую доску необходимо установить, особенно символично это будет в год литературы».
По убеждению жителей и градозащитников, охранный статус дома 104 и установка на нём мемориальной доски очень неудобны застройщику соседнего участка ООО «Охта Групп», которое намерено в обход закона, но с одобрения КГИОП и лоббистов в администрации возвести на выкупленной у города территории дома 102 по набережной Мойки 8-этажный клубный дом-гараж с двухуровневым подземным паркингом на 47 машиномест и 24 квартирами.
В ближайшее время мы рассчитываем подробнее рассказать о борьбе за возвращение дому Мусина-Пушкина охранного статуса и установку на доме мемориальной доски.
Дом Е. П. Трувеллер (правый)
Дом Е. П. Трувеллер (Варенцовой)
наб. Мойки 104 (прав.)
Первым (установленным на данный момент) владельцем двора на участке, на котором ныне расположены дома № 104 по наб. р. Мойки, № 31 и 33 по ул. Декабристов и № 1-5 по пер. Матвеева, был обер-прокурор Сената действительный статский советник Анисим Семенович Маслов.
Второе упоминание этого участка появляется в 1737 г., в переписи дворов Адмиралтейского острова: «за речкой Мьей» находится двор «купца иноземца англичанина Франца Гарднера, живет он 40 лет, владеет по купчей от бывшего советника Анисима Маслова с 1736 г. У него племянник Франц Гарднер 27 лет». Франц Гарднер был купцом и содержателем канатной фабрики на Выборгской стороне.
Позже его вдова писала: «За Мойкой речкой на берегу оной куплен мужем моим от покойного действительного статского советника Анисима Семенова сына Маслова у жены ево вдовы Марьи Ивановой двор», находящийся «по правую сторону со двором г-жи адмиральши Матрены Артемьевой дочери Синявиной, а по левую гофмаршала гр. Андрея Михайловича Ефимовского. Поперечника по Мойке 40 сажен, в заднике в придаточном месте по новой прешпективе (ныне ул. Декабристов) 50 с половиною. длиннику по одну сторону 94, ко двору адмиральши 110 сажен».
В 1740-1741 гг. архитекторы Еропкин и Земцов осмотрели все частные дома по Мойке и дали указания, что должно быть снесено в целях пожарной безопасности. Двор Гарднера подлежал сносу чуть ли не целиком. Началась долгая борьба собственника за свои постройки. В итоге «по указанию ЕИВ комиссия о С.-Петербургском строении слушала промеморию Главной Полицмейстерской канцелярии о назначении в ломку строения на дворе англичанина Франца Гарднера». Постановили: «по именному указу ломать не можно».
Изображение демидовского «имения» осталось на аксонометрическом плане Сент-Илера 1770-х гг. На рисунке виден стоящий в глубине участка деревянный дом с каменным фундаментом, с двумя боковыми ризалитами со стороны сада за домом. В правой части участка на Мойку выходит одноэтажный каменный флигель, соединенный переходом с основным домом. За домом расположен сад с павильонами и беседкой и пруд. На Офицерскую ул. выходят хозяйственные постройки.
В 1773 г. дом взял внаймы «его величества короля Великобритании чрезвычайный посланник и полномочный министр при Российском императорском дворе». В середине 1782 г. дом снимал голландский посланник. После него дом занял Алексей Иванович Мусин-Пушкин, незадолго до этого женившийся на Е. А. Волконской.
16 декабря 1782 г. была совершена купчая на продажу дома князю Григорию Александровичу Потемкину, но в 1784 г. «по просроченной закладной» князя двор в собственность получил А.И. Мусин-Пушкин. На плане этот участок числится под № 1 в недавно организованной 4-й Адмиралтейской части. Именно здесь хранилась коллекция Мусина-Пушкина, в том числе и знаменитое «Слово о полку Игореве»; вероятно, кабинет хозяина дома и его коллекция находились в маленьком флигеле, выходящем на Мойку и позже встроенном в современный дом № 104 по наб. р. Мойки (шесть правых окон первого этажа правого дома).
В 1798 г. Мусин-Пушкин сдал дом португальскому посланнику.
В 1799 г. дом был выставлен на продажу. На рубеже веков участок приобрел купец М. А. Кусовников. На плане Шуберта 1828 г. на данном участке виден прежний дом, несколько изменивший форму за счет пристроек, флигель на Мойке и строение вдоль левого края участка (если смотреть с Мойки), которое тянется почти до конца, вплотную примыкая к постройкам Литовского замка. Два параллельных друг другу строения идут вдоль Офицерской ул., на месте современного дома № 31.
К 1828 г. эта часть имения отошла под Провиантский департамент Военного министерства, владевшего им до 1842 г.
В 1834 г. имение Кусовникова (точнее, его вдовы) по завещанию перешло их внучке, Елене Петровне Варенцовой.
В 1836 г. часть имения отошла капитанше Екатерине Петровне Котиковой (участок дома № 33 по ул. Декабристов), которая в 1838 г. продала свое дворовое место статской советнице Анне Петровне Корсакевич.
В 1838 г. Елена Петровна Варенцова становится женой поручика Роберта Ивановича Трувеллера. В 1842 г. она продает Санкт-Петербургской думе часть своей земли «под улицу, предположенную для отделения тюремного здания от обывательских строений».
В 1850 г. Елена Петровна Трувеллер обращается с просьбой на имя Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора: она просит о том, чтобы новый переулок был назван Замковым, но «по высочайшему повелению» переулок становится Тюремным.
На углу наб. р. Мойки и проложенного переулка сразу же возводится новый каменный дом в три этажа; к нему примыкает еще один дом той же высоты, но в четыре этажа. В 1847-1849 гг. арх. Н.П. Гребенка строит для Е. П. Трувеллер в правой части участка по Мойке трехэтажный дом. Архитектор включает в новую постройку старый одноэтажный флигель XVIII в. в 6 окон, связанный с именами Н. А. Демидова и А.И. Мусина-Пушкина.
В 1850 г. Е. П. Трувеллер умерла, оставив свое владение мужу; он же продал дом надворному советнику Александру Борисовичу Фитингофу. Последний, в свою очередь, в 1780 г. подарил свое имение дочерям Елизавете и Екатерине. На участке к тому времени были сделаны некоторые перестройки, в основном вдоль переулка; старый главный дом усадьбы теперь оказался во дворе. В 1882 г. весь участок (теперь № 102 по Мойке) продан барону Рихарду Павловичу Фитингофу, отставному майору.
3. Беляева Г.И. Прогулки по старой Коломне. М.-СПб.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2009. С. 204.
фрагмент плана
Спент-Илера
* Сопоставление. 3 окна заднего фасада каменного лицевого флигеля XVIII в. на плане Сент-Илера и совр. фото 2016 г.
современное фото лицевого фасда дома 104 по наб. Мойки. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Оп.102. Дело 3677. Чертежи здания на участке,
принадлежавшем Варенцовой, Е.П.Трувеллер, А.Б.Фитингофу, Р.П.Фитингофу, училищу реформатских церквей по наб. р.Мойки, 104 и
Дом англичанина Франца Гарднера (с 1736)
Дом Н. А. Демидова (сер. 1750-х)
Дом князя Г. А. Потемкина (1782)
Дом А. И. Мусин-Пушкина (1784)
Дом купца М. А. Кусовникова (1800)
Дом Провиантского департамента Военного министерства (1828-1842) (дом 31)
Дом Е. П. Варенцовой (1834)
Дом Е. П. Котиковой (1836) (уч. дома 33)
Дом А. П. Корсакевич (1838) (уч. дома 33)
Дом Е. П. Трувеллер (Варенцовой) наб. Мойки 104 (прав.)
Дом А. Б. Фитингофа (1850)
Совет училищ Реформатских церквей (Мойки, 104 и угловой)
Лестница в
дворовом корпусе
Лицевая парадная №1
по набережной.
Под лестницей
выход во двор.
Площадка 1-го этажа.
Новый фильм Р.Везенина об истории этого дома, с документами и заходом во двор и подвал.
«Нажми на кнопку — получишь результат». «Квартальный надзиратель» перестали вкладывать между проспектами светской хроникой, и вдруг обнаружилось, что краеведение — поле хайпом непаханое. Залетали квадрокоптеры, подтянулись скучающие в зале БДТ светлячки, переключили своё внимание на «архитектурные» блоги. Ну ладно бы авторы этих блогов портили петербургские парадные наложением цветовых телефонных фильтров на фотографии, но ведь публикуют всё без единого намёка на ссылки и первоначальные источники.
Ужасная история.
Правда, краеведческие банды *ТМ встают на путь исправления: «В сентябре я поняла, что с краеведами надо дружить, потому что один в поле не воин — особенно в случае с большим Петербургом, где слишком много всего крутого и интересного» https://www.the-village.ru/people/people/343161-kraevedy
Простите за эту неуместную реплику, но сил нет читать уже «ну такое».
Набережная реки Мойки, 104
Достопримечательность | |
Дом 104 по набережной реки Мойки | |
---|---|
Дом 104 по набережной реки Мойки | |
59°55′39″ с. ш. 30°17′30″ в. д. H G Я O L | |
Страна | |
Санкт-Петербург | Набережная реки Мойки дом 104 литера А |
Автор проекта | Р. И. Трувеллер, В. И. Трувеллер, Н. П. Гребёнка, Р. Б. Бернгард |
Первое упоминание | 1737 год |
Дата основания | 1846 |
Строительство | 1737—1848 годы |
Дом 104 по набережной реки Мойки, известный также как «дом А. И. Мусина-Пушкина», создавался на протяжении XVIII и XIX веков и принял свой нынешний вид в 1848 году.
Содержание
История участка
В 1852 г. дом был продан надворному советнику барону Александру Борисовичу Фитингофу (1799—1875), внуку знаменитой княгини Ливен, Шарлотты Карловны фон Гаугребен (1743-1828), воспитательницы детей императора Павла I, которые называли ее «бабушкой». В 1870 г. Фитингоф подарил имение дочерям Елизавете и Екатерине. В 1882 г. после череды внутрисемейных сделок, весь участок (теперь он имел № 102 по Мойке) отошёл барону Рихарду Павловичу Фитингофу (1822—1894), женатому на своей кузине Екатерине Шарлотте (1829-1890), дочери А. Б. Фитингофа с 1853 г.
История строительства
С помощью чертежей из фонда Городской управы можно проследить дальнейшую историю перестроек усадьбы. Главный дом сохранялся до 1913 г., когда на его месте оказалась правая часть нового Здания училища и Совета реформатских церквей (архитектор А. А. Гимпель). Сейчас в нём находится Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Римского-Корсакова (пер. Матвеева, 1). Сад и хозяйственные постройки не сохранились.
Владельцы и жители дома
Несколько лет в доме на Мойке у своего дяди жил Франц Яковлевич Гарднер, будущий основатель фарфоровой фабрики в Вербилках. В переписи дворов Адмиралтейского острова в 1737 г. упоминается «за речкой Мьей» двор «купца иноземца агличанина Франца Гарднера, живёт он 40 лет… У него племянник Франц Гарднер 27 лет». [1]
С 1782 по 1798 гг. в доме на Мойке проживал А. И. Мусин-Пушкин (17 лет). [24] Здесь родились почти все его дети и было создано основное его детище — знаменитая коллекция древностей Российских. Здесь заседали члены «Кружка любителей отечественной истории», сформированного Мусиным-Пушкиным, базирующегося на теоретических взглядах В. Н. Татищева: И. Н. Болтин и И. П. Елагин, историки-архивисты Н. Н. Бантыш-Каменский и А. Ф. Малиновский и многие другие. Они собирались для обсуждения исторических и лингвистических вопросов, и хозяин охотно разрешал пользоваться его материалами. С кружком был связан и Н. М. Карамзин. Главной целью кружка было сохранение и введение в общественный и научный оборот широкого круга древнейших источников по истории и культуре Российского государства. Благодаря Мусину-Пушкину «радение» о памятниках прошлого впервые в России приобрело невиданные ранее масштабы, организованность и нацеленность на поиск разнообразного круга источников, включая материалы по истории XVIII века. Здесь были подготовлены к изданию «Правда Русская» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, работа самого Мусина-Пушкина о местоположении Тмутараканского княжения, Лаврентьевская летопись и, наконец, именно здесь хранилась и готовилась к печати жемчужина его коллекции — знаменитое «Слово о полку Игореве», которое в первом издании 1800 г. называлось «Ироическая песнь о походе на половцов удельного князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия, с переложением на употребляемое ныне наречие…» [25]
В 1840-х гг. в доме на Мойке содержала танц-класс [29] знаменитая кавалер-девица, содержательница «Красного кабачка» Луиза Кессених. Участница войны с Наполеоном 1812—1815 гг. в чине прусского уланского вахмистра, мать двоих детей, скрывшая свой пол, Луиза Кессених, во время одного из походов захватила в плен офицера и шесть солдат противника. За этот подвиг она была награждена Железным крестом. С 1817 года Луиза проживала в Санкт-Петербурге и занималась частной предпринимательской деятельностью.
С 1904 по 1912 в доме проживал русский путешественник, географ и зоолог и лепидоптеролог, исследователь Западного Китая, Памира, Тянь-Шаня (1884—1890), Западной Монголии, Тувы и Дальнего Востока (1903—1914), открывший Турфанскую впадину Григо́рий Ефи́мович Грумм-Гржима́йло (1860, Санкт-Петербург — 1936, Ленинград). Его основные труды посвящены физической, политической, исторической географии и этнографии Центральной Азии, а также её энтомологии. Именем Грумм-Гржимайло названы перевал на хребте Сихотэ-Алинь, один из открытых им ледников на Памире и ледник на массиве Богдо-Ула.
С 1912 по 1917 гг. в этом доме жила семья вдовы камергера Любови Валерьяновны Головиной, родной сестры графини Гогенфельзен, княгини Ольги Палей, морганатической супруги младшего дядюшки Императора Николая Второго, великого князя Павла Александровича Романова. [41] [42] Дочь её, Мария Евгеньевна (Муня), входила в круг лиц, близких к Григорию Распутину. Во время дознания по делу о его убийстве она показала, что Г. Распутин и князь Феликс Юсупов познакомились 5 лет назад в их квартире на Зимней канавке, 6 (где тогда Головины жили), а в 1916 г. они встретились вновь в их квартире на Мойке 104. После этого Юсупов под предлогом боли в груди установил более тесный контакт с Распутиным, готовясь к его убийству. [43] [44] С Головиными в доме на Мойке совместно проживала Ольга Владимировна Лохтина, жена действительного статского советника, которая покинула дом в 1910 г. из-за непримиримой позиции её семьи к Распутину. Лохтина была почитательницей Распутина с 1905 года, когда тот её излечил от опасной болезни. Лохтина явилась редактором книги Г. Е. Распутина «Благочестивые размышления», вышедшей в 1912 г. в Петербурге и выполняла многие секретарские обязанности для него. Из-за болезненного психического состояния редко выходила из дома. [45]
В доме на Мойке 104 проживал Виктор Викторович Соболев (1915—1999), российский и советский астрофизик, академик АН СССР (1981), создатель крупной научной школы, известной в мире как Ленинградская школа теоретической астрофизики, автор известного Курса теоретической астрофизики, Герой Социалистического Труда (1985), кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени. По суммарному вкладу, внесённому в аналитическую теорию переноса излучения, В. В. Соболев и его школа — вне конкуренции в мировой астрофизике. Соболев не только внес фундаментальный вклад в каждый из основных разделов этой теории, но и стоял у истоков пяти из них. В. В. Соболев преподавал и заведовал кафедрой астрофизики ЛГУ, его монография «Движущиеся оболочки звезд» (Издательство ЛГУ, 113 стр.) [46] стала классикой теоретической астрофизики. Одновременно Соболев работал директором Астрономической обсерватории ЛГУ на общественных началах, затем заведующим Отделением астрономии математико-механического факультета ЛГУ. Благодаря его усилиям удалось преобразовать АО ЛГУ в Астрономический институт. Теперь Астрономический институт Санкт-Петербургского университета носит имя В. В. Соболева. [47]
Охранный статус дома
Распоряжением КГИОП № 10-348 от 11.08.2015 г. [56] заявка была отклонена по причине «отсутствия у объекта историко-культурной ценности». Отказ КГИОП во включении здания в перечень выявленных объектов культурного наследия был обжалован в суде. В октябре 2016 г. в КГИОП была подана повторная заявка на включение здания в реестр памятников культуры, которая также было отклонена распоряжением КГИОП №136-р от 27.03.2017 г. [57] Общественность и градозащитное движение связывают отказ КГИОП с лоббированием незаконной застройки соседнего участка элитным домом «Арт Вью Хаус» по наб. реки Мойки 102 на месте снесённых застройщиком остатков башни и фундаментов северного крыла знаменитого Литовского замка.
Дом в искусстве и литературе
Дом во времена владения им А.И. Мусиным-Пушкиным изображён на акварели его коллегой по Академии Художеств Карлом Фридрихом Кнаппе. Сразу за Литовским замком видна массивная ограда, а за ней в глубине участка фрагмент лицевого фасада старинного дома, который был приобретён Мусиным-Пушкиным у Демидова.
Описание быта семьи Головиных в доме на Мойке (из записок В. А. Жуковской о Г. Распутине):
В 1984 году режиссёром Виталием Мельниковым по мотивам ранних рассказов Ф. М. Достоевского снят полнометражный цветной телевизионный художественный фильм «Чужая жена и муж под кроватью», поставленный на Киностудии «Ленфильм». Съёмки осуществлены на набережной Мойки на фоне дома 104.
Изображения дома встречаются также в произведениях А. Н. Бенуа и А. П. Остроумовой-Лебедевой.