наиболее благоприятным периодом для развития изобразительных навыков считается возраст
Развитие творческих способностей у дошкольников
Виктория Боронина
Развитие творческих способностей у дошкольников
В. А. Боронина, МБДОУ Д/С №46
«Вишенка» г. Старый Оскол Белгородской области.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей явля-ется создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимна-стика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятель-ности человек добирается «до потолка» своих возможностей и посте-пенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие макси-мального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. По-этому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, занимать-ся творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе дея-тельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним ка-ким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пой-дет ребенку на пользу.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное пси-хологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому ше-стое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые долж-ны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает,что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправлен-ный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсо-вой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попыта-лись определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
Основные условия развития художественных способностей дошкольников
мизенцева елена
Основные условия развития художественных способностей дошкольников
Для развития художественных способностей у детей необходимо обогатить его жизнь положительными впечатлениями, организовать интересную содержательную жизнь как в семье, так и в детском саду. Опыт, полученный ребенком в процессе игр, наблюдений, общения служит основой реализации творческого начала художественной деятельности ребенка, возникновением замыслов, процессов воображения маленького творца.
Важно предоставить ребенку больше самостоятельности в художественном, познавательном, нравственном творчестве. Необходимой частью воспитания художественных способностей является развитие у ребенка эстетического отношения к окружающему миру. Эта задача решается во всех сферах жизни дошкольника: в отношении к миру природы, рукотворному миру, в социальных отношениях, искусстве.
В развитии художественных способностей ребенка нужно учитывать возраст,так как изображение предметов в первую очередь зависит от уровня сформированности у ребенка сенсомоторного опыта: наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять отличия. Нельзя требовать от детей младшего возраста сложного сюжета, который легко выполнит старший дошкольник. Но дети одного возраста часто имеют разную степень развития способностей. Это во многом зависит от индивидуальных способностей ребенка.
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.
Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.
Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Алия Марданова
Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Однажды к специалисту по воспитанию детейобратилась молодая мама:
-Скажите, когда надо начинать воспитывать ребенка?
-А сколько вашему ребенку?
-Вы опоздали ровно на две недели.
И это не преувеличение.
Наука давно подтвердила наличие огромных потенциальных возможностей маленьких детей, и для успешного формирования жизненных навыков чрезвычайно важен каждый прожитый день, каждая минута.
Дети в дошкольном возрасте проживают синзетивный период в своей жизни – наиболее чувствительный. К 3 годам
Формируется 80 % мозга взрослого потенциала. А к 5 годам
— 90 % всей человеческой информации (все человеческое). Нам, взрослым,следует знать: то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мнгновенно.
Л. Н.Толстой так писал о первых годах своей жизни: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и сотни того. От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.»
Зная об этом,помните правила:
-Не бойтесь дать много, бойтесь дать мало;
-Ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.
-Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Дошкольный период – время яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка.
С древних времен считалось, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте,большинство реагируют просто: «Конечно, он же гений». Однако, подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни один ни другой не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали прекрасные условия и дали прекрасное образование.
Для нас сейчас важно поговорить о том, как родители могут помочь развитию
творческих способностей, или (как принято говорить в последнее время) креативности своего ребенка. Речь пойдет о творческой продуктивности, а не о специальной одаренности в каком-то виде деятельности.
Все, чем занимается ребенок в раннем детстве, он делает творчески – двигается, общается, играет, исследует мир… Дошкольный период – период яркого самовыражения, проявления творческих способностей ребенка – в импровизированной игре, в танце, в рисунке, в конструировании. Под способностью к творчеству обычно понимают возможности создания чего-то нового, оригинального. Но даже если малыш «изобретает велосипед», то, что он самостоятельно создает – это творчество. В любом творчестве важен не результат, а процесс. Условия для развития творческой активности должны быть созданы для ребенка в каждой семье. (Раздать памятки, зачитать.)
Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому мы поговорим сегодня о продуктивной деятельности наших детей, результаты которой видны и реально осязаемы (ребенок лепит, рисует, строит.)
Краска – гуашь – непрозрачная, густая, можно наложить один цвет на другой, исправить.
С 3-х лет начинается активный изобразительный период – это золотое время для детского рисования. Чем ребенок рисует? (Головой.) Он может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал работать. Но если в процессе работы заметил, что рисунок начал походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план.
У каждого вида искусства – свой художественный язык.Иногда мы слышим: «иконический язык» детского рисунка- это значит – язык образов. От слова икона (екон – изображение.)
К трем годам появляется игровой мотив. Игра необходима для решения художественных задач. Что такое художественный мотив?
То, что создал художник, должно быть кем-то воспринято. Ребенок рисует для себя. Рисунки надо собирать, рассматривать, делать выставки, показывать гостям.
В домашних условиях необходимо показать ребенку возможность рисовать разными способами. Малыш должен знать, что рисовать можно не только карандашом и кистью, но и своими пальчиками, ладошками,а также разными заменителями: поролоном, ватой, скомканной бумагой, ватными палочками, узелками, штампами. Это так называемые нетрадиционные техники, на которых мы остановимся подробнее в практической части нашего занятия.
К продуктивной деятельности детей относятся и занятия лепкой, конструированием. В условиях детского сада они проводятся в чередовании. Занятия лепкой очень важны для
Мелкой моторики, пальчиковой мускулатуры. Ученые-психологи говорят, что ум человека находится на кончиках его пальцев.
Материалы для лепки – это, конечно, традиционный пластилин, глина. Сейчас для малышей выпускаются специальные пластические массы, которые нетрудно найти в магазине. И все же прекрасный недорогой материал для лепки вы можете приготовить дома сами. Это соленое тесто.
Для соленого теста нужно взять равные количества муки и соли, добавить немного растительного масла. Воды добавьте столько, чтобы получилась мягкая упругая масса, удобная для лепки. Хорошо вымесите. Такое тесто можно долго хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете.
Работа с экологически чистым натуральным материалом благотворно сказывается на здоровье ребенка, успокаивает его нервную систему, вызывает чувство радости, удовлетворения; активно развивается мелкая моторика.
(Знакомство со специальной литературой, пальчиковые игры.)
Книги, подобные этим, направленные на возможно более раннее всестороннее и гармоничное развитие малыша, уже очень популярны в нашей стране. Такие книжки-игры активно развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь, пальчиковую мускулатуру, мелкую моторику, одним словом – обогащают внутренний мир детей.
А сейчас я проведу с вами мастер – класс.
Давайте вместе пофантазируем. Попробуем творить без кисточки, нетрадиционными способами изображения. Я надеюсь, что игры, задания и упражнения, с которыми я вас познакомлю, заинтересуют вас и принесут вашему ребенку радость, когда вы поиграете с ним дома.
Сначала обговорим правила.
(Раздать всем «Правила умелых ручек».)
1. «Рисуем без кисточки».
Прием: Пропали все кисточки? – Не беда! У нас остались краски и руки.
Игра «Рисуем ногами».
Рисовать ногами можно всей семьей, можно поодиночке – на бумаге, на полу, на асфальте мокрыми ногами.
2. А эта игра-задание поможет ребенку увидеть себя со стороны,научит совместной работе:
Пусть ребенок ляжет на пол – на обойный лист или на газету, а вы обведите его тело по контуру в разных позах. Вместе закрасьте силуэт темной краской. Вырезайте теперь силуэты и наклеивайте их на большой лист или на стену.
Темы: «Я – футболист», «Делаю зарядку», «Собираю ягоды».
3. Штампы. Их можно не выбрасывать, использовать много раз.
Печатать можно: спичечным коробком, пуговицами, ключами, кубиками, кирпичиками – всем, что оставляет след.
Штампики из овощей – морковь, картофель, свекла.
4. Рисуем губкой, поролоном. (Пейзажи, звери и т. д.)
5. «Рисуем ватными палочками.»
6. «Рисуем легкими». Техника выдувания.
7. «Рисуем мыльными пузырями.»
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды». Условия возникновения.
Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.
Развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность, тем он лучше.
Развитие творческих способностей детей с ЗПР дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Часть 1. Обоснование выбранной педагогической траектории Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий.
Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое.
Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста
Татьяна Лаврова
Развитие изобразительных способностей и творчества у детей раннего возраста
Развитие изобразительных и творческих способностей у детей — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста ребёнка, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.
Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения.
Не стоит ограничивать детскую свободу и раскованность. Пусть занятия по рисованию и лепке станут для малыша интересным средством познание окружающего мира.
Дети раннего возраста только начинают знакомиться и действовать с различным изобразительным материалом. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно дер-жать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обу-чения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии, кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей — прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.
Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность
Педагог должен стремиться, эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.
Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, предварительное рассматривание, наблюдения и т. д.
Пользоваться приёмом «показ» надо очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изображения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахождению различных способов изображения. Всячески поощряйте за оригинальное и своеобразное решение.
Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональной, речевой, двигательной активности детей, индивидуальности каждого ребенка, развитию его творческих качеств и художественно творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображение, творческое мышление.
Также для развития у ребёнка творческих способностей, фантазии, воображения, мы используем различный изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, мел.Используем разные техники рисования: пальчиком, ладошкой, кистью, печаткой, палочкой на земле, снеге, мелом на асфальте. После дети сами будут выбирать способ изображения. Учим малышей находить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами. Готовые детские рисунки мы не убираем, а вывешиваем для просмотра родителями.
Важным видом изобразительной деятельности является лепка, в процессе которой происходит развитие у детей чувств, восприятия и представления.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
На занятиях лепкой мы знакомим детей с пластилином, солёным тестом, их свойствами.
Учим детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их, друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.).
Учим раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники, украшать их.Учим соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т. п.)
Помимо отдельных фигур, мы создаём с детьми картины из пластилина: «Мозаика», «Дерево» и др.
Приучаем детейк аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Для того чтобы развить у детей творчество, воображение, эстетические чувства, мы показываем малышам разные способы лепки. Например, для того чтобы слепить гусеницу, можно скатать колбаску и налепить на неё глазки, а можно собрать гусеницу из шариков. Разными способами мы изображаем и пластилиновые картины. Отщипываем кусочки пластилина и лепим их на картон; а можно расплющить пластилин или тесто, а из него формочкой вырезать какую-либо фигуру и прилепить её на плотную бумагу.
Украшаем готовые поделки семенами, крупой, пластилином или тестом другого цвета. Создаём композиции из ранее вылепленных детских работ.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Занятия рисованием, лепкой доставляют большое удовольствие малышам, здесь они отражают не только то, что видят вокруг, но имеют возможность проявить собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Поэтому мы рисуем и лепим с детьми и в свободное от занятий время.
Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем.