нарушение голоса история изучения кратко

Нарушение голоса история изучения кратко

Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОНОПЕДИИ

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Каноне врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Авиценны (980—1037) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 г. им написан специальный фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования: причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и физиологии голосоречевых органов, физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в голосообразовании ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить. По данным испанского фониатра J. Perello еще в 1600 г. медицинская литература называла дисфонию болезнью проповедников.

Источник

Нарушение голоса история изучения кратко

Голос – уникальное явление не только физиологическое, но и социальное [10]. Необходимость владения красивым и здоровым голосом обуславливается возрастающей степенью потребности речеголосовых профессий (Лаврова Е.В., 2004). Но вместе с тем растет процент людей, у которых все чаще диагностируется та или иная степень нарушения голоса.

Нарушение голоса в настоящий момент привлекает все большее внимание специалистов, работающих в различных сферах культуры, образования и медицины [11]. Наболевшим является вопрос комплексной диагностики и реабилитации лиц с нарушением голосовой функции [2].

Перед врачами и специальными педагогами стоит задача в правильной и грамотной диагностике, а также в оказании квалифицированной помощи такого рода пациентам.

В настоящее время все чаще встречаются случаи, когда пациентам либо не в полной мере оказывается первичная консультативная помощь, либо совершенно ошибочно выставляется диагноз и определяется направление дальнейшей медико-педагогической реабилитации (Василенко Ю.С., 2004; Рудин Л.Б., 2012 и др.) [1, 14].

Ставя перед собой задачу обратить внимание многих смежных специалистов во многих областях медицины, образования и культуры на проблему качественной и грамотной диагностики, хочется добиться адекватной реакции врачей, логопедов, педагогов по вокалу и сценической речи на вопросы комплексной диагностики и медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением голоса.

Особую роль в цепи оказания квалифицированной помощи людям с патологией голоса имеют врачи общей практики: педиатры [3] и терапевты [8], к которым в первую очередь обращаются лица с нарушением голоса за первичной консультацией. И здесь встает вопрос правильной оценки состояния больного и определения верной стратегии дальнейшего обследования. В этом отношении вытекает наружу неясное и, порой, неверное представление многих терапевтов и педиатров о природе возникновения голосовой патологии, ее этиопатогенетических механизмах и клинико-психологических проявлениях [2]. Особое значение имеет межотраслевое взаимодействие среди медицинских кадров, психологов и педагогов [4, 13]. Необходимость комплексного обследования с привлечением фониатров, фонопедов, неврологов, эндокринологов и других специалистов обретает все более и более важное значение.

Необходимо заострить внимание специалистов на том, что обратившийся к ним человек с той или иной степенью осиплости или охриплости требует всестороннего обследования, так как причина голосовой патологии может крыться в нарушенном функционировании любой анатомической системы человека и имеет мультифакторное происхождение. Неправильно ограничиваться только общими рекомендациями по поводу лечения, тем более, что часто охриплость или осиплость квалифицируют как следствие вирусных, воспалительных инфекций [12], не обращая внимания на более глубокие вероятностные причины возникновения дисфоний и афоний различного генеза. Поэтому особое значение имеет содружественная работа терапевтов и педиатров с психоневрологами, эндокринологами, фониатрами в плане установления точного диагноза и определения плана работы по лечению и реабилитации такого рода пациентов.

Безусловно, ключевую роль в оказании специализированной помощи имеют фониатры и фонопеды. Голос человека, как уже было сказано выше, – это его отличительная черта, а для многих людей – главное профессиональное орудие труда [1]. Это касается представителей таких профессий, как профессиональные певцы, актеры театра и кино, учителя, воспитатели, юристы и прочие.

Голос, как функциональный механизм, в его акустическом и анатомо-физиологическом аспектах изучает такая отрасль, как фониатрия. Фониатрия – это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата [1].

Врач-фониатр занимается диагностикой голоса и развитием его функциональных возможностей. Именно он после первичного осмотра терапевтом или педиатром должен принимать участие в диагностике и реабилитации лиц с нарушением голоса.

Что же такое голос и голосоречевая система? Что оказывает влияние на работу и состояние голосодыхательной системы?

На состояние голосоречевой системы оказывает влияние нормальная работа очень многих органов и систем: легких, бронхов, трахеи, голосовых складок, полости рта, носа и придаточных пазух, желудочно-кишечного тракта и так далее. Заболевания любого из этих органов может привести к различным проблемам с голосом.

Многочисленные хронические заболевание органов и систем, не входящих в состав голосодыхательного аппарата, могут обусловливать неполноценность его функций даже в случае отсутствия каких-либо патологических изменений в гортани [7]. Сюда относятся заболевания нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и легких. Так же причинами нарушения голосовой функции могут быть стрессы, перегрузки и многое другое. Именно поэтому так важно межотраслевое взаимодействие специалистов, сталкивающихся с лицами с нарушением голоса.

В процессе лечения должен проводиться не только медикаментозный курс лечения, а так же специальная голосовая реабилитация – фонопедия.

Фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками. Фонопедия является основным, высокоэффективным и неинвазивным методом реабилитации голосовой функции.

Занимаются восстановлением голоса логопеды (логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и коррекции специальными педагогическими приемами), прошедшие специализацию по фонопедии (фонопеды). Занятия включают дыхательные, голосовые упражнения, релаксационный тренинг, применяются современные компьютерные технологии и психотерапия. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от диагноза и степени нарушения голоса. Овладение навыком правильного голосоведение позволяет наилучшим образом раскрыть возможности голоса как взрослым, так и детям.

Цель фонопедических занятий – привить и закрепить правильные голосодыхательные навыки и восстановить нарушенный баланс между отделами голосового и дыхательного аппарата, которые принимают участие в голосообразовании. Использование методов фонопедии в сочетании с медикаментозным терапевтическим лечением, дает возможность быстро восстановить утраченный голос.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что безусловное значение в диагностике и реабилитации лиц с нарушением голоса имеет работа специалистов разного профиля. Необходимо, чтобы в обследовании данного контингента принимали участие различные специалисты на основе бригадного подхода. Это поможет скоординировать их усилия и сделать реабилитацию более эффективной. Представленную идею еще с 70-х годов прошлого столетия начали поддерживать многие зарубежные специалисты [Moore, 1967; ONeill, McGee, 1962]. Brodnitz (1971), например, отмечал необходимость тесного сотрудничества между терапевтом, фонопедом и оториноларингологом; он подчеркнул, что голосовая реабилитация требует комплексного подхода и учета медицинских, функциональных и психологических аспектов нарушения голоса. F.В. Wilson (1972) говорил, что для успешного лечения нарушений голоса необходимо тесное сотрудничество между родителями, врачами, педагогами и психологами. Поэтому работа ряда специалистов должна на наш взгляд включать четыре последовательные стадии:

— исходное комплексное обследование (консилиумы при необходимости таковых);

— совместную разработку медико-психолого-педагогической системы реабилитации;

Источник

Нарушение голоса история изучения кратко

Профессиональные заболевания голосового аппарата у работников речевых профессий

Профессиональные заболевания голосового аппарата чаще раз­виваются у лиц голосо-речевых профессий: педагогов, воспита­телей детских садов, вокалистов, чтецов, артистов драмтеатров, дикторов, клоунов, экскурсоводов, гидов, переводчиков в ре­зультате их профессиональной деятельности.

Основной причи­ной развития профессионального заболевания голосового аппа­рата является его систематическое перенапряжение при выпол­нении профессиональных функций или при длительной, без от­дыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользова­ния фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет при работе на иностранном языке, когда ошибки в техни­ке речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулату­ры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к зна­чительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голо­совых складок.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко
Источник фото: pixabay.com.

Помимо основного этиологического момента — перенапряже­ния голосового аппарата в любой форме, в развитии профессио­нальных заболеваний голосового аппарата имеет значение и спе­цифика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды повышенная сухость и запыленность воздуха и т.п.).

Способству­ют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюде­ние гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные забо­левания полости носа и глотки. Существенную роль играют аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций гримы, а также утомление и психогенная травма.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Основными жалобами лиц, использующих в своей профессиональной деятельности как орудие труда голосовой аппарат, является быстрая утомляе­мость голоса, звучание голоса в неполном диапазоне (голос «са­дится»), неловкость в горле, сухость, першение. В стажевой группе от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса — вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций. К профессиональ­ным заболеваниям голосового аппарата относятся как органические, так и функциональные нару­шения голоса, то есть дисфонии. Функциональные нарушения голосового аппарата наиболее часто проявляются в виде фонастений.

Фонастения — невроз голосового аппарата — наиболее ти­пичное функциональное нарушение, которое встречается пре­имущественно у лиц голосо-речевых профессий с неустойчивой нервной системой. Основной причиной ее возникновения явля­ется повышенная голосовая нагрузка в сочетании с различными неблагоприятными ситуациями, вызывающими расстройства нервной системы. Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса, парестезии в области шеи и глотки, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма в глотке, сухости или наоборот, повышенной продукции слизи.

Весьма типичными для этой патологии являются обилие жалоб и тщательная дета­лизация их больным. В начальной стадии заболевания голос звучит обычно нормально, а эндоскопический осмотр гортани не выявляет каких-либо отклонений от нормы. Диагноз фонас­тении требует обязательного проведения современных методов исследования функционального состояния гортани — ларинго-стробоскопии и микроларинго-стробоскопии. Характерными по­казателями при ларинго-стробоскопии у этих больных является неустойчивая и крайне пестрая стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний, их малая амплитуда, частый и умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», то есть при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых падок вместо неподвижных голосовых складок (как это на­блюдается у здоровых людей) видны сокращения или подерги­вания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

При длительно протекающих тяжелых формах фонастений, идущих к органическим изменениям голосовых складок, ти­пичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края. Из органических дисфоний наиболее часто встречаются та­кие профессиональные заболевания, как хронический ларингит и «узелки певцов». Довольно редко, но все-таки среди «профес­сионалов голоса» встречаются такие заболевания, как вазомо­торный монохордит, контактные язвы голосовых складок.

Клиническая эндоскопическая картина перечисленных забо­леваний типична для подобных заболеваний в клинике общей оториноларингологии. Следует отметить, что к профессиональным относятся не только вышеназванные заболевания голосо-речевого аппарата, но и их осложнения и прямые последствия. Так, представление общей оториноларингологии о хроническом ларингите как предопухолевом процессе дает основание в ряде случаев считать необластомы гортани (при отсутствии дру­гих этиологических факторов) профессиональными, если они развились у пациента — «профессионала голоса», имевшего в анамнезе хроническое воспаление голосовых складок.

Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутству­ют специфические объективные критерии профессиональной принадлежности заболеваний голосового аппарата, что иногда ведет к ошибкам диагностики и неправильному решению экс­пертных вопросов. В связи с этим для определения профессио­нального характера заболевания гортани необходимо тщатель­ное изучение анамнеза (исключение воздействия других этиоло­гических факторов, в первую очередь курения, приема алкого­ля, травм и др.).

Большое и решающее значение отдается изуче­нию санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно при­нята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосо-речевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учи­тывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутст­вующих факторов окружающей производственной среды и тру­дового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних ды­хательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.

Лечение больных профессиональными заболеваниям! голосового аппарата базируется на принципах лечения непро­фессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приема алкого­ля), следует избегать переохлаждения. Необходима санация очагов хронической инфекции. При органических заболеваниях гортани показана противо­воспалительная терапия, прием антигистаминных средств, ин­стилляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает инстилляция масел в гор­тань в сочетании с суспензией гидрокортизона, витамином С.

Полезны ингаляционные процедуры: при субатрофических про­цессах — ингаляции щелочные и с витаминами, различными биостимуляторами; при гипертрофических формах — с цинком, таннином; при вазомоторных — с суспензией гидрокортизона новокаином. Широко используются физиотерапевтические про­цедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия хлоридом калия, витамином Е.

При фонастении широко показа­но применение дополнительной седативной терапии (прием транквилизаторов: седуксена, элениума, тазепама и др.). Для повышения жизненного тонуса этим лицам рекомендуется при­менение пантокрина, экстракта женьшеня, элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эф­фект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны). Можно использовать полоскание горла настойкой шал­фея, ромашки. Для профилактики рецидивов фонастении сле­дует избегать перенапряжения голоса, различных ситуаций, от­рицательно влияющих на нервную систему.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Экспертиза трудоспособности как времен­ной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессио­нальных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идет в том случае, когда патологи­ческий процесс, возникший в гортани, является недлительным, обратимым и через небольшой отрезок времени трудоспособ­ность полностью восстанавливается. Это может быть при фона­стении, травмах и кровоизлияниях в голосовые складки, то есть при начальных формах профессионального заболевания.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий чаще возникает и при обострениях хронического ла­рингита, при рецидивирующих фонастениях, монохордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении и в последующем на­правлении на МСЭК или предоставлении дополнительного листка нетрудоспособности с целью увеличения эффективности течения и удлинения срока отстранения от чрезмерной профессиональной голосовой нагрузки.

При отсутствии положительного клинического эффекта от проведенного лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани больного направляют во МСЭК для установления степени утраты трудоспособности. МСЭК определяет больному III группу инвалидности, либо процент утраты трудоспособности по профессиональному забо­леванию с рекомендацией по рациональному трудоустройству. Такие больные нуждаются в наблюдении у фониатра и оторино­ларинголога и проведении активного лечения.

Профилактика профессиональных заболеваний гор­тани должна базироваться прежде всего на правильном профот­боре, обучении молодых специалистов и студентов технике речи, привитии навыков гигиены голоса. Целесообразно при профотборе включить предварительную беседу с психоневроло­гом. Претенденты должны быть достаточно эмоциональны, спо­собны быстро реагировать на ситуацию. Нежелательным явля­ется наличие очагов хронической инфекции в верхних дыха­тельных путях, после санирования которых необходимо повтор­ное решение вопросов профессиональной пригодности.

Абсолютным противопоказанием для работы в голосо-речевых профессиях являются острые и хронические заболевания гортани; хронические заболевания глотки дистрофического (особенно суб-атрофического) характера, вазомоторные и аллергические нару­шения слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Необходимым условием профилактики является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Необходима адаптированная санпросветработа, включающая вопросы аутогенной тренировки, приемы использования голосо­вого аппарата и необходимые знания по технике речи.

Источник

Нарушения голоса в различные периоды его становления: причины и алгоритм ведения пациентов

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Читайте в новом номере

В статье описаны периоды становления голоса человека, представлена классификация его нарушений. Рассмотрены жалобы пациентов с нарушениями голоса в различные периоды детства; представлены причины дисфонии в возрастном аспекте. Особое внимание уделено младенческому голосу и необходимости проведения эндоскопии гортани у пациентов с охриплостью в любой возрастной группе. Рассмотрена проблема распространенности воспалительной патологии гортани у больных острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). Приведены собственные данные о встречаемости различных форм ларингита у детей. Описана роль эндоскопии для постановки диагноза «ларингит». Сделаны выводы, что встречаемость различных форм ларингита на фоне острых респираторных инфекций составляет от 8,7 до 38,0%. Дети с повторными и рецидивирующими эпизодами ларингита (в т. ч. обструктивного) составляют 91,3%. Описаны принципы ведения больных, представлены данные о клинической эффективности в лечении дисфонии различного генеза лечебно-профилактических схем, включающих гомеопатические препараты, в частности препарат Гомеовокс. Учитывая возрастание частоты встречаемости функциональной дисфонии по мере взросления человека, целесообразно назначение препарата Гомеовокс с профилактической целью, особенно у больных с рецидивирующими ларингитами на фоне ОРВИ, а также у лиц голосоречевых профессий.

Ключевые слова: нарушения голоса у детей, периоды становления голоса, нарушения тембра голоса, дисфония, причины дисфонии, ларингит, комплексные гомеопатические препараты, Гомеовокс.

Для цитирования: Радциг Е.Ю., Ермилова Н.В. Нарушения голоса в различные периоды его становления: причины и алгоритм ведения пациентов // РМЖ. Оториноларингология. 2016. № 4. С. 217–220.

Для цитирования: Радциг Е.Ю., Ермилова Н.В. Нарушения голоса в различные периоды его становления: причины и алгоритм ведения пациентов. РМЖ. 2016;4:217-220.

The paper describes the stages of human voice maturation and the classification of its disorders. Complaints of patients with voice disorders at different periods of childhood as well as the causes of dysphonia in the context of age are discussed. Special attention is given to the infantile voice. In patients with hoarseness of any age, laryngeal endoscopy is required. The prevalence of inflammatory disorders of larynx in patients with acute respiratory viral infections is assessed. Authors’ data on the prevalence of different types of laryngitis in children are presented. The importance of endoscopy for the diagnosis of laryngitis is demonstrated. The authors concluded that the prevalence of different types of laryngitis in acute respiratory viral infections ranges from 8.7% to 38%, and 91.3% of them are children with recurrent laryngitis (including obstructive). Principles of patient management are reviewed. The data on clinical efficacy of treatment and preventive approaches to dysphonia which include homeopathy (i.e., Homeovox) are presented. Considering that the prevalence of functional dysphonia increases with age, it is reasonable to prescribe Homeovox preventively, particularly in patients with recurrent laryngitis following acute respiratory viral infections and in individuals of professions with heavy vocal loading.

Key words: voice disorders in children, stages of voice maturation, changes in vocal timbre, dysphonia, causes of dysphonia, laryngitis, complex homeopathic remedies, Homeovox.

For citation: Radtsig E.Yu., Ermilova N.V. Voice disorders at different stages of its maturation: the causes and patient management // RMJ. Оtorhinolaryngology. 2016. № 4. P. 217–220.

Статья посвящена проблеме нарушений голоса в различные периоды его становления, освещены причины и алгоритм ведения пациентов

Люди имеют неоспоримое преимущество в мире живой природы: они умеют общаться, причем способы, используемые для этого, разнообразны. Социальная жизнь предполагает различные способы взаимодействия, один из которых – вербальная коммуникация. Термин «коммуникация» не очень подходит для человеческого социума, т. к. определенные виды коммуникации характерны и для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т. п.). Межличностное общение – вот способ построения личных и рабочих отношений, обучения и воспитания. Последнее особенно важно в первые годы жизни, когда происходит развитие и становление индивида как личности. Основная форма полноценного общения человека с себе подобными – язык и речь, но для этого важно иметь хороший слух и звучный голос. Речевая и слуховая функции тесно связаны – отсутствие речевого развития говорит о возможной тугоухости или глухоте и является показанием к проведению аудиологического обследования. Не менее важно и качество голоса. Голос меняется по мере роста и развития ребенка (табл. 1) [1].
До пубертатного периода бывает невозможно отличить мальчика и девочку по тембру голоса. Голос может быть индикатором нарушения процесса полового созревания (например, «евнухоидный» голос у мальчиков-подростков).
Перед описанием различных нарушений голоса позволим себе напомнить, что классификация их касается всех его характеристик (табл. 2).
На кафедре оториноларингологии педиатрического факультета ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» в течение продолжительного времени изучались (и изучаются) особенности голосовой функции в различные периоды его становления и их механизм [1–6]. Среди всех нарушений голосообразования, безусловно, лидируют нарушения тембра во все периоды становления голоса, хотя причины, приводящие к этому, различны.
Так, в период младенчества в изменении голоса лидируют органические причины дисфонии [3–5], причем число таких пациентов возрастает в возрасте от 1 года до 2–х лет и связано с увеличением голосовой нагрузки [3, 4]. Наиболее частой причиной дисфонии в этой возрастной группе являются различные воспалительные заболевания гортани (ларингит, ларинготрахеит) – 56,4%, далее – врожденная патология (ларингомаляция, врожденные кисты и мембраны, парезы и параличи) – 25,0%, ювенильный респираторный папилломатоз – 15,4% и травмы гортани – 3,2% [4]. Для практического врача важно знание возможных жалоб, с которыми могут обратиться родители пациента первых лет жизни с органической патологией гортани. Наиболее часто (57,8%) беспокоят родителей изменения голоса ребенка, затем – нарушение дыхания (49,5%), кашель (11,8%), поперхивание (11,8%) и срыгивание (13,2%) [5]. Выявление дисфонии в детстве наиболее часто наблюдается в среднем детском возрасте. Частота встречаемости органической дисфонии в разных возрастных группах представлена на рис. 1 [3].

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко
нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Говоря о причинах дисфонии, отметим, что по мере становления голоса ребенка растет число функциональных дисфоний (чаще всего гипотонусных) [3, 6]. Лидерство среди причин органической дисфонии сохраняют воспалительные заболевания гортани, но возрастает доля пациентов с различными формами хронического ларингита и появляются пациенты с острой мутационной дисфонией [2, 3].
Насколько часто встречается в различные периоды детства острый катаральный необструктивный ларингит, выяснить довольно сложно, т. к. основная масса пациентов обращается к педиатрам и в карту индивидуального наблюдения заносится диагноз «ОРВИ» (рис. 2) [7].

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Тем не менее нами получены данные о частоте рецидивирования различных форм ларингита (рис. 3) [7].

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Когда чаще всего попадает пациент с дисфонией к врачу-оториноларингологу? Как правило, в случае длительно сохраняющейся охриплости. Причем родителям, не всегда обращающим внимание на хриплый голос ребенка, зачастую рекомендуют обратиться к ЛОР-врачу работники детских образовательных учреждений (воспитатели детских садов, школьные учителя).
Обязательным и единственным методом обследования, помогающим достоверно установить причину дисфонии, является эндоскопия гортани. Различные оптические системы (ригидные и гибкие) позволяют осмотреть гортань даже новорожденного ребенка, в том числе недоношенного и незрелого.
Установив причину, вызвавшую изменение голоса, необходимо назначить лечение и провести беседу с пациентом, его родителями или законными представителями о необходимости соблюдения голосового режима и постановке правильного дыхания. Определенные сложности возникают в работе с пациентами, ориентированными на творческую карьеру. Растет число детей и подростков, занятых в коммерческих музыкальных проектах, и в этом случае рекомендация уменьшить голосовую (вокальную) нагрузку отвергается сразу же.
Еще один аспект возможного негативного воздействия на качество голоса – различные лекарственные средства (ингаляционные кортикостероиды, антигистаминные, седативные и пр.). Кроме того, довольно часто эндоскопическое обследование не выявляет патологии гортани и пациенту ставится диагноз «функциональная дисфония». В свете вышеизложенного понятен интерес специалистов, занимающихся голосом, к комплексным гомеопатическим препаратам.
Особую нишу на отечественном фармацевтическом рынке занимает препарат Гомеовокс (лаборатория «Буарон», Франция). В комплексный состав препарата входят компоненты природного происхождения, оказывающие муколитическое и противовоспалительное действия (табл. 3). Нами накоплен большой опыт применения препарата Гомеовокс в лечении пациентов с различной патологией гортани [7, 9, 10]. На фоне приема Гомеовокса у детей в возрасте от 8 до 14 лет (средний возраст 9 лет 7 мес.) с различными формами острого ларингита была отмечена выраженная клиническая динамика: улучшение или нормализация ларингоскопической картины, увеличение времени максимальной фонации к 7–9-му дню с 3 до 10 с, что в 1,4 раза больше, нежели у пациентов из группы контроля (3 и 7 с соответственно) (рис. 4), а также практически полное купирование дисфонии к 7-му дню приема препарата [10]. При этом пациенты и их родители отмечали улучшение качества голоса (звучность, звонкость) уже в первые дни приема Гомеовокса.

нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть фото нарушение голоса история изучения кратко. Смотреть картинку нарушение голоса история изучения кратко. Картинка про нарушение голоса история изучения кратко. Фото нарушение голоса история изучения кратко

Самой важной для врача амбулаторного звена выступает задача назначить правильную схему лечения препаратом. В лечебных целях Гомеовокс применяется по 2 таблетки каждый час (не более 24 таблеток в сутки), по мере улучшения состояния возможен переход на поддерживающую терапию – по 2 таблетки 5 раз в день.
В случае острого ларингита на фоне ОРВИ достаточным бывает 5-, 7-, 10-дневный курс.
Важно отметить, что Гомеовокс восстанавливает голос при его нарушениях различной этиологии [3]. Наши наблюдения подтвердили безопасность пролонгированного приема Гомеовокса от 1 до 11,5 мес. (в среднем 4,7 мес.) при различной патологии гортани: функциональная гипотонусная дисфония, узелки голосовых складок, хронический гипертрофический ларингит, парез голосовых складок, мутационная дисфония и др. При этом переносимость препарата оценена родителями пациентов как отличная в 62% случаев, хорошая – в 31% случаев, удовлетворительная – в 5% случаев [9]. Инструкция по применению Гомеовокса не содержит указания на строго регламентированный курс, поэтому допустимо решать вопрос о длительности приема индивидуально в каждом конкретном случае [8].
Учитывая «многоуровневость» процесса голосообразования, влияние нервной, эндокринной систем, сопутствующей патологии, в том числе и со стороны ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, эмоциональный статус ребенка, сезонный всплеск заболеваемости ОРВИ и гриппом, нами были рассмотрены схемы лечения, включающие и другие препараты, в том числе комплексные гомеопатическиe препараты, разработанные лабораторией «Буарон».
Так, для пациентов с дисфонией, перенесших рецидивирующий круп, допустимо совместное применение препаратов Гомеовокс и Оциллококцинум; для пациентов старше 3–х лет с узелками голосовых складок, отличающихся повышенным беспокойством, – дополнительное назначение препарата Гомеострес в течение 14 дней (для продолжения курса требуется консультация психоневролога) [7, 10].
Рассмотрим становление голоса в период окончательного взросления, от 19 лет до 21 года. Эти пациенты – уже не дети и не подростки – попрощались с детской поликлиникой, с педиатром и детским оториноларингологом. Но мы имели возможность оценить состояние голоса и у этого контингента, из тех, кто продолжил обучение в медицинских вузах. Жалобы на постоянную охриплость предьявляли 2,3% опрошенных студентов, на периодическую – от 7,8% (некурящие) до 23% (курильщики). Среди опрошенных 2,8% постоянно принимали препараты «для улучшения голоса», выбранные самостоятельно (ими оказались различные таблетированные комбинации антисептика, анестетика, антибиотика) [6]. По результатам эндоскопического исследования, наиболее часто встречалась функциональная дисфония (52,8%), чаще всего связанная с перенапряжением голоса, на 2-м месте – острый ларингит (17,6%) и различные формы хронического (23,5%) [11].
Учитывая возрастание частоты встречаемости функциональной дисфонии по мере взросления человека и профессиональной необходимости, полезным будет напомнить, что в показаниях к применению препарата Гомеовокс упомянуты повышенные голосовые нагрузки, перенапряжение и утомляемость голоса, а также возможность приема препарата не только с лечебной, но и с профилактической целью. И в заключение подчеркнем еще раз необходимость проведения эндоларингоскопии для уточнения причины дисфонии у пациентов всех возрастных групп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *