нарвские триумфальные ворота история
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Памятники
На площади Стачек в Санкт-Петербурге возвышаются Нарвские Триумфальные ворота. Построили ихв начале XIX века в честь возвращения русских войск, победивших Наполеона.
Краткое описание
Двенадцать колонн поддерживают аттик с Гениями Славы. Фигуры древнерусских витязей в нишах протягивают воинам лавровые венки. Памятник увенчивает шестерка коней, влекущая колесницу богини Победы с пальмовой ветвью.
Высота сооружения – 30 метров, ширина – 28 метров. В центре аттика посвящение золотом:
«Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834»
Нарвские Ворота – это и памятник воинской славе, и доступный посетителям музей. Тематические экспозиции занимают верхнее помещение.
История
В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.
Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.
В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:
Решение возобновить строительство принял уже Николай I в 1827 году. Для новой арки определили место у реки Таракановки, немного дальше прежнего сооружения
Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.
Открыли Нарвские Триумфальные ворота при большом стечении народа 17 августа 1834 года
Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.
Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.
В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.
В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Нарвские Триумфальные ворота.
В 1952 году закончили реставрацию памятника.
1980 год – очередной ремонт:
В 1987 году внутреннее пространство отдали уникальному музею Нарвских ворот
С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.
Перед 300-летием северной столицы Нарвские Триумфальные ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.
Нынешние Нарвские Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.
Нарвские ворота
в Санкт-Петербурге
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге находятся в Кировском районе, на площади Стачек. Величественная арка была построена в 1830-х годах в память о победе в войне 1812 года. В то время Северная столица была гораздо меньше по площади и ворота стояли на въезде в город. Нарвские ворота — это памятник в архитектурном стиле ампир. Триумфальная арка имеет высоту около 30 метров и ширину 28 метров.
Нарвские триумфальные ворота на панораме:
История создания и архитектура Нарвских триумфальных ворот
Деревянные Нарвские ворота простояли недолго — сказался суровый климат Петербурга и сооружение решили переделать. По указу императора Николая I для новых ворот выделили место у реки Таракановки.
Для строительства были приглашены новые мастера. Главным архитектором Нарвских ворот назначили В. П. Стасова. Он сохранил первоначальный облик монумента, созданный Кваренги. Работы начались в 1827-м году и длились 7 лет. На официальное открытие в августе 1834-го приехала императорская семья. Поскольку новый памятник возвели в другом месте, то и годом создания Нарвских ворот принято считать не 1814-й, а 1834-й.
Создание скульптур для Нарвских триумфальных ворот поручили команде зодчих. Над конной колесницей — главным украшением арки — работали скульпторы Петр Клодт и Степан Пименов. Клодт изваял шесть коней Нарвских ворот, а Пименов трудился на статуей богини Победы.
Скульптуры Гениев Славы, установленные чуть ниже колесницы, созданы И. Леппе, М. Г. Крыловым и Н. А. Токаревым. А древнерусские витязи, заменившие на постаментах римских воинов, принадлежат авторству С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского.
При строительстве новой арки от дерева и алебастра отказались, использовали кирпич. Всю конструкцию обшили медными листами, скульптуры также отливались из меди. К сожалению, и этот материал не выдержал влажности. Спустя несколько лет началась коррозия. В 1880-х медь заменили на железо, что еще больше ухудшило ситуацию. В последующие годы Нарвские ворота неоднократно реставрировали (после пожара в 1917-м и бомбежек в годы Великой Отечественной войны). Последняя реконструкция проводилась в 2003 году. К юбилею Санкт-Петербурга арке вернули оригинальный цвет.
Музей-памятник
Внутри Нарвских ворот (в аттике — верхней части сооружения) работает Музей «Нарвские Триумфальные ворота». К экспозиции ведет узкая винтовая лестница, рассчитанная на одного человека. В музее представлены тематические выставки и историческая экспозиция, проводятся экскурсии.
Режим работы и стоимость билетов
Музей Нарвских ворот работает по следующему графику: в среду с 14:00 до 20:00, касса до 19:00; четверг-воскресенье с 11:00 до 17:00, касса до 16:00. Понедельник и вторник — выходные дни.
Билеты стоят 150 рублей, для льготных категорий граждан — 50 рублей. Подробности по телефону: +7 (812) 786-97-82.
Как добраться до Нарвских ворот в Санкт-Петербурге
Добраться до Нарвских ворот на площади Стачек не трудно. Удобнее это сделать на метро. Садитесь на красную ветку Петербургского метрополитена (линия М1) и следуйте до станции «Нарвская». Как только вы выйдете из вестибюля, то сразу же увидите Нарвские триумфальные ворота. Обратите внимание, что выход к ним осуществляется через подземный переход.
Здесь же находится и остановка наземного транспорта «Станция метро Нарвская». Тут ходят автобусы № 2, 6, 66, 73, троллейбус № 20 и маршрутные такси № К-20, К-66, К-169, К195.
На машине из центральной части города можно доехать за 15–20 минут.
Маршруты для автомобилистов от площади Восстания на Яндекс. Картах:
В Северной столице популярны услуги такси. Заказать машину от известных сервисов Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett или Maxim помогут мобильные приложения.
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге: видео
Нарвские ворота
14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки «обряда торжественной встречи» победителей. Среди всех планируемых мероприятий оказалась и установка торжественных триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.
В Санкт-Петербурге и других городах России начали собирать пожертвования на строительство. Проектирование триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов. Но построить мемориальный комплекс до прибытия войск оказалось невозможным. Поэтому сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги, как предложившему более простой вариант. Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, равно как и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.
Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым. Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву.
На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».
По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дороги оставили место для встречающих войска горожан.
Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать. Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя «Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди».
Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить новый монумент.
5 августа 1827 года на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.
Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета «Северная Пчела» так описывала эти события:
После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года. Долго решался вопрос выборе материала для памятника. Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора. Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. В письме императору он писал:
Сразу убедить царя в своей правоте Стасов не смог. 22 апреля 1830 года Николай I распорядился строить Нарвские ворота из гранита. Проект Стасова отклонили. Но благодаря дальнейшим попыткам архитектора воплотить в жизнь свой вариант, Николай I всё таки принял решение в его пользу. 10 мая было решено «Триумфальные ворота строить согласно последнему предложения Комитета из кирпича с медной одеждой». А. Н. Оленин писал по этому поводу:
Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830 года. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.
С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.
В 1831 году на Александровском чугунолитейном заводе начали изготавливать медные листы для облицовки Нарвских ворот. Их толщина составила 4-5 миллиметров. Медь, более 5 500 пудов, была взята из запасов Монетного двора. На заводе также были выполнены все скульптуры, золочёными рельефными буквами выполнены надписи. 19 декабря 1831 года образцы деталей медного убранства Нарвских ворот были доставлены для осмотра в Зимний дворец.
Ликвидировать последствия пожара удалось только к весне 1832 года. 26 сентября 1833 года Стасов доложил о завершении строительных работ и предложил «общим присутствием» оценить сделанное. Официальная комиссия, принимавшая памятник, высказала восторги и удивления по поводу высокого качества увиденного.
Скульптуры для украшения Нарвских ворот первоначально планировали сделать из мрамора, купить их в Италии. Против этого выступил А. Н. Оленин:
В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.
Работы скульпторов утверждал лично Николай I. Им были одобрены статуи Клодта и Демут-Малиновского, забракованы модели Пименова, Токарева и Крылова. Отметив, что представленные ими модели статуй имеют «худую фигуру», император приказал заменить скульпторов. Приглашённые на их места Б. И. Орловский и С. И. Гальберг проявив солидарность с коллегами отказались от работы. Вместе с тем, модели нужно было предоставить на завод для отливки скульптур как можно скорее. Это вынудило оставить в проекте прежних скульпторов, а императору «не заметить» невыполнения его распоряжения.
Открытие Нарвских ворот приурочили ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы. 17 августа 1834 года на торжественной церемонии присутствовало множество горожан. Под аркой прошли маршем отмеченные на памятнике гвардейские полки.
Сразу же после окончания строительства площадь вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. Стасов категорически настоял на том, чтобы площадь от памятника постепенно снижалась, таким образом показывая доминирующее его положение. Высоту площадки заранее рассчитали так, чтобы Нарвские ворота не страдали от наводнений. Необходимый уровень установили по высоте подъёма воды во время наводнения 1824 года. Площадь вокруг Нарвских ворот (площадь Стачек) также является идеей Стасова. Она возникла «Дабы дать приличное расстояние для зрения, необходимое для всяких строений, а особенно для знатных памятников».
В 1839 году историк И. Пушкарёв писал:
Во время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в её объём музея Отечественной войны 1812 года. Эта идея поддержана не была. В воротах разместилась казарма караульной службы Нарвской заставы.
Длительный и неэффективный ремонт Нарвских ворот начался в 1925 году. Прервали его с началом войны в 1941 году. Во время ведения боевых действий Нарвские ворота получили более 2 000 осколочных повреждений. Памятник находился недалеко от линии обороны Ленинграда.
В 1945 году при возвращении в город воинов-победителей Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки.
Реставрацию памятника продолжили в 1949-1952 годах. Проект работ составил архитектор И. Н. Бенуа. Были заменены медная кровля, чугунные винтовые лестницы и напольные плиты. Были воссозданы утраченные элементы декора (спицы колеса триумфальной колесницы, орнамент на кузове колесницы), отремонтированы повреждённые части памятника (крылья Славы-Победы, лошади, триумфальные венки и части оружия).
Очередной ремонт Нарвские ворота пережили в 1978-1980 годах. При этом была выложена площадка вокруг памятника, переложены инженерные коммуникации. Ворота были ограждены гранитным поребриком, под ними сооружён подземный переход.
Спустя полтора столетия стала реализована идея автора памятника. Музей внутри Нарвских ворот открылся в 1987 году.
Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. Часть из них была заменена, так же как и некоторые детали орнамента. При чистке поверхности памятника был применён бесконтактный метод, позволяющий не повреждать металл. Не удалось отреставрировать искажённое лицо Богини Славы. Предполагается, что её облик исказила вибрация от проезжающего вокруг Нарвских ворот транспорта. Были отреставрированы капители и цоколи колонн, две винтовые лестницы внутри ворот. Вновь заменили все инженерные коммуникации и переложили крышу. При расчистке Нарвских ворот был установлен их первоначальный цвет, который и был придан монументу.
НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА – ПАМЯТНИК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ И МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
29 августа 1834 г. состоялось торжественное открытие Нарвских Триумфальных ворот, памятника, которым отмечены подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе 1813—14 годов.
26 апреля 1814 г. в Санкт-Петербурге было получено известие о том, что русские войска вступили в Париж. Для встречи гвардии на Петергофской дороге архитектором Дж. Кваренги всего за один месяц была сооружена триумфальная арка из дерева с украшениями из алебастра. Ворота украшала колесница богини Славы, запряженная шестеркой коней, и фигуры римских воинов. Выполненные из временных материалов, ворота довольно скоро начали ветшать. К лету 1824 г. они совершенно утратили свой праздничный вид. Тогда было принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций. Главным архитектором был назначен Василий Петрович Стасов и было принято решение о переносе ворот: их закладка состоялась совсем недалеко от прежнего места, на берегу речки Таракановки. Старые, деревянные ворота еще оставались на своем месте, их разобрали лишь в 1829 г.
Новые Нарвские ворота были заложены в годовщину Бородинской битвы 26 августа 1827 г. в присутствии 9 тыс. гвардейцев-ветеранов. Строительство уже было начато, но все еще обсуждался вопрос о материале для облицовки ворот. «Мраморные одежды» оборачивались баснословными суммами, и от проекта пришлось отказаться. 21 мая 1830 г. было утверждено предложение Стасова о сооружении ворот из кирпича, на гранитном цоколе, с облицовкой кладки медными листами. Из выколотной меди было решено выполнить и весь скульптурный декор. К работе над скульптурным убранством арки были привлечены лучшие скульпторы Академии художеств: В. И. Демут-Малиновский выполнил модели колесницы и фигуры воинов, С. С. Пименов – фигуру Победы, П. К. Клодт – фигуры шестерки коней. Фигуры гениев Славы над колоннами были исполнены скульптором Н. А. Токаревым, барельефы создал И. Леппе. Триумфальные ворота, облицованные медными листами, покрывали прозрачным масляным вареным лаком. Все работы по их сооружению были закончены 19 августа 1833 г., но торжественное открытие памятника состоялось только в 1834 году, в годовщину Кульмского сражения.
Назначение Нарвских Триумфальных ворот как памятника истории и архитектуры очевидно, и оно остается неизменным на всем протяжении их существования. Однако функция помещений, расположенных в их кирпичных стенах, не раз изменялась. Первоначально планировалось, что в аттике будут храниться реликвии войны с Наполеоном. Однако эта задумка так и не была воплощена в жизнь. В течение нескольких десятилетий, с 1835 г. до 1866 г. в воротах размещался караул Нарвской заставы. К 1888 г. после специального переоборудования внутри ворот разместили документы архива Городской думы.
Тем временем пейзаж вокруг ворот менялся – изначально ворота отмечали дальнюю границу города и были окружены лесами и загородными усадьбами знати, затем вокруг Путиловского завода начали активно строиться бараки и доходные дома рабочей окраины. Неудивительно, что этот район в начале XX в. находился в самом центре революционных событий. 22 января 1905 г. возле Нарвских ворот происходит расстрел мирной рабочей демонстрации, вошедший в историю как Кровавое воскресенье. И в последующие годы подле ворот сооружаются трибуны, проходят демонстрации и собрания, закрепившие за площадью название Площади Стачек вплоть до наших дней.
В 1917 г. Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар. В огне погибло множество бесценных документов и записей. Пострадал от пожара и экстерьер памятника: утрачены элементы декора, выбиты окна, повреждены и утрачены накладные литеры. Десять лет Нарвская застава дожидалась реконструкции. В результате смелого архитектурного эксперимента за несколько лет памятник оказался окружен новыми конструктивистскими зданиями. Речка Таракановка была засыпана, исчез ведущий к воротам мост.
К 1935 г. Управление благоустройства Ленгорсовета закончило реставрацию ворот, восстановив утраченные фрагменты.
Наибольший ущерб памятнику нанесла Великая Отечественная война. Нарвские Триумфальные ворота простояли все 900 блокадных дней без каких-либо укрытий как символ побед прошлых и грядущих. Оказавшись в прифронтовой полосе, ворота сильно пострадали от снарядов. Защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт, чтоб отстоять родной город.
В конце 1949 г. началась реставрация ворот, продолжавшаяся до 1952 г.
В 1939 г. Нарвские Триумфальные ворота как памятник, имеющий особую историческую и художественную ценность, вошли в коллекцию Государственного музея городской скульптуры наряду с другими выдающимися произведениями монументального искусства. После реставрации 1949–1953 гг. производятся плановые «промывки» поверхности памятника, ремонт кровли, обновление красочного слоя, работы по граниту. В 1978 г. решением Главного управления культуры г. Ленинграда было вынесено постановление о создании внутри сооружения экспозиции, посвященной Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот. Для нужд музея нужно было создать новую современную инфраструктуру: электрифицировать здание, подвести к нему канализационную систему, обеспечить водоснабжение и телефонную связь.
В 2000 г. дирекцией музея было принято официальное решение о принципиально новом подходе в работе отдела. Постоянная экспозиция переместилась в музейные фонды, ее сменила череда временных выставок.
В 2014 г. в рамках I Санкт-Петербургской биеннале музейного дизайна выставочный зал Нарвских ворот получил новое оформление и освещение, что позволяет теперь организовывать выставки на более высоком эстетическом уровне.
Являясь одновременно историческим памятником, выдающимся произведением архитектуры и скульптуры, своеобразным экспонатом городской коллекции Музея городской скульптуры, а также самостоятельным выставочным пространством, Нарвские Триумфальные ворота представляют собой уникальный для Санкт-Петербурга объект. Его сохранение, реставрация, популяризация всегда остаются приоритетными задачами музея.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Фотографии
Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, воздвигнутые в честь великой Победы Российской армии над наполеоновскими войсками, поражают своим величием и лаконичностью, великолепием и благородством.
Они были сооружены в 1834 году по проекту Василия Стасова на месте первоначальной деревянной арки, возведённой Джакомо Кваренги для торжественной встречи победоносной Русской гвардии, возвращающейся из Парижа в 1814 году.
Краткое описание
Архитектор Василий Петрович Стасов сохранил замысел предшественника, но выполнил триумфальные ворота из кирпича, облицованного медью. Тема победы прослеживается во всём декоративном убранстве сооружения.
В нишах установлены фигуры русских витязей (богатырей) в кольчугах и шлемах. По фризу расположены рельефы, изображающие знамёна и победные трубы. Накладные золоченые надписи на аттике и по бокам арки рассказывают о местах победоносных сражений Русской армии. Венчает памятник колесница с фигурой Ники (Победы), запряжённой шестёркой коней.
Высота памятника составляет 30 метров, ширина – 28 метров. Аттик с гениями Славы поддерживают 12 колонн. В нишах древнерусские витязи протягивают воинам лавровые венки.
В центре аттика можно прочитать посвящение золотом:
Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834
Нарвские Ворота – это и памятник воинской славы, и доступный музей, в верхнем зале которого работает музей воинской славы. В филиале Государственного музея городской скульптуры «Нарвские триумфальные ворота» представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, здесь проводятся тематические выставки.
История
Русские войска в 1814 году возвращалась из европейской военной кампании – французская армия была разбита, Наполеон подписал отречение.
Российской столице – Санкт-Петербургу нужно было торжественно встретить победителей. Всего за 1 месяц в городе на Неве были возведены триумфальные ворота по чертежам Джакомо Кваренги.
Создание
Первоначально триумфальные ворота возвели на Нарвской заставе, прямо на границе города у Обводного канала, для встречи возвращавшихся Русских войск из Европы в 1814 году.
Деревянные ворота
Триумфальные ворота построили из дерева и алебастра за один месяц по проекту Кваренги. Они были украшены колесницей с шестью конями, управляемой богиней Победы, а также скульптурами римских воинов.
Кваренги представил 2 проекта ворот: с архитравным перекрытием и аркой. По обе стороны арки находились трибуны для зрителей и оркестров. Русские войска в 1814 году проходили под аркой 4 раза:
Но вскоре построенные из дерева и алебастра ворота пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны Михаил Андреевич Милорадович выступил за реконструкцию сооружения. Император Николай I решил построить новые каменные ворота несколько южнее прежнего места – на берегу реки Таракановка,.
Из кирпича и меди
Русский архитектор, один из основоположников русского ампира, Василий Стасов сохранил, в основном, задумку Кваренги. Так, 26 августа 1827 года, в 15-ю годовщину Бородинской битвы, был заложен первый камень в новые ворота.
Особенностью проекта новых ворот было то, что конструкция создавалась из кирпичной кладки, которую обшили медными листами. Также из медных листов была создана скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили на медные древнерусские витязи.
Появились крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы. По сторонам ворот есть надписи:
Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года.
На стенах размещены благодарственные надписи от всего народа России. Текст на аттике гласит:
Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное Отечество.
Увековечены названия участвующих в военных действиях 1812 года гвардейских полков – Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский.
Императорская семья пришла посмотреть на новые Триумфальные ворота, была выпущена бронзовая медаль.
Восстановление сооружения
В условиях петербургского климата впечатляющая поначалу медь уже через несколько лет после открытия начала корродировать. В 1877-1880 годах ворота были восстановлены под руководством архитектора Михаила Ивановича Рылло.
Тогда медные листы железом, что только усилило коррозию. В 1888 году в помещение ворот была помещена часть архива городской думы.
Революция и реставрация
Во время Февральской революции 1917 года рабочие и солдаты подожгли памятник, вследствие чего архив сгорел дотла, повреждения получили бронзовые украшения.
В 1924 году началась новая реставрация, значительная часть которой была проведена в 1932 году. Затем её прервала Великая Отечественная война.
Ворота во время войны
Под аркой Триумфальных ворот солдаты Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления.
В годы Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал от обстрелов и бомбёжек. Сооружение насчитывало свыше 2-х тысяч пробоин, были отбиты детали скульптур и декора, разрушен карниз.
Однако это не помешало в 1944 году пройти через Триумфальные ворота героическим войскам Красной Армии, снявших блокаду города Ленинграда.
Послевоенное возрождение
Множественные разрушения сооружения потребовали срочной реставрации, которая проводилась с 1949-1951 годах. С января по осень 1951 года воссоздавались утраченные детали медных скульптур и орнаментов. Были выправлены вмятины, восстановлено наружное листовое покрытие; устранены отверстия и вздутия, вызванные взрывами, гранитной облицовки цоколя.
В дальнейшем регулярные реставрации ворот проводились в 1978-1980 и в 2002-2003 годах. Реставрационные работы в 1978-1980 годах проводились, в основном, на окружающей территории: были проложены новые подземные коммуникации. Тогда построили подземный переход, который стал для жителей удобным и безопасным, и которым мы пользуемся по сей день. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик.
Архитекторы и скульпторы
Сначала сооружение было возведено из дерева и алебастра по проекту архитектора итальянского происхождения Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Его основной замысел сохранил русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств Василий Петрович Стасов, когда начал в 1827 году строить памятник из камня и меди.
Автор фигуры Ники в колеснице, венчающей Нарвские триумфальные ворота, – скульптор русского сентиментализма Степан Степанович Пименов.
В содружестве с русским скульптором, крупнейшим представителем русского ампира, Василием Ивановичем Демут-Малиновским была создана триумфальная композиция, посвящённая Победоносному окончанию Великой Отечественной войны 1812 года.
Фигура крылатой Славы в колеснице и один из русских витязей выполнены Степаном Пименовым. В целом, скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями, их создали Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.
В 1877-1880 годах ворота были восстановлены под руководством архитектора Михаила Ивановича Рылло. В 1949-1951 годах реставрацию проводили архитектор Ирина Николаевна Бенуа и скульптор-модельщик Александр Евстафьевич Громов.
Работали в это время также чеканщики К. П. Кротов и прочие, кровельщики Алексеев и другие, гранитчики под руководством В. Е. Бочарова; буквы золотила бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова.
В 1924 году русский и советский архитектор, градостроитель Лев Александрович Ильин разработал проект перепланировки площади. На месте заболоченной речки Таракановки и трущобных построек разбили широкую площадь, которая существует и поныне.
Музей-памятник
Внутреннее помещение Нарвских триумфальных ворот представляет собой трёхэтажное здание с подвалом. В верхнем зале, куда ведут 2 винтовые лестницы, находится Музей воинской славы. Он был организован в соответствии с постановлением Главного управления культуры Ленинграда от 1978 года.
Когда в 1939 году открыли Музей городской скульптуры, памятник Победы вошёл в его коллекцию. В 1987 году в структуре Государственного музея городской скульптуры создали филиал «Нарвские триумфальные ворота». В нём представлены атрибуты Отечественной войны 1812 года.
В музее регулярно проводятся временные выставки, экскурсии, занятия для детей и другие мероприятия.
Интересные факты с мистикой
Где находится памятник?
Ближайшая станция метро
Как добраться?
Доехать можно также наземным транспортом. Остановка: «Станция метро Нарвская»:
Дальше пройти через подземный переход прямо к Нарвским воротам.