наследование по завещанию в древней руси
Наследование по завещанию в древней руси
У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.
Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.
При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.
В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.
Наследование по завещанию в древней руси
а не традиций и обычаев, зародилось в IX в. с появлением писаных актов Древней Руси.
Русская правда Ярослава Мудрого (XI в.)
Развитие наследственного права совпадает с установлением института частной собственности.
Первым законодательным актом, регулировавшим наследственные отношения в нашей стране, является Русская правда Ярослава Мудрого (XI в.).
Нормы, изложенные в ней, устанавливали две формы наследования:
Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.
Институт наследования по завещанию был достаточно условным. В круг наследников по завещанию были включены исключительно наследники по закону — дети, рожденные в браке, и супруг.
Распоряжения (так называемый ряд) имуществом на случай смерти сводились к распределению наследства между наследниками:
отец мог разделить все свое имущество между детьми в равных или в разных долях, а мать имела возможность завещать все свое имущество любому из сыновей или дочерей, которых считала наиболее достойными (ст. 103, 106);
свобода завещания была ограничена также правилом, согласно которому младшему сыну при разделе имущества всегда доставался родительский двор (ст. 100);
внебрачные дети и дети крепостных не наследовали отцу (господину) ни по закону, ни по завещанию.
Завещание по Русской правде могло быть составлено устно («без языка умрет» — ст. 103). При его составлении, как правило, присутствовал духовный отец, на духовенство возлагалась обязанность обеспечить исполнение завещания в соответствии с последней волей умершего. Наследование по закону действовало, когда не было завещания.
В XIV—XVI вв. с развитием феодализма в России появляются новые правовые источники, которые содержат нормы, касающиеся наследования:
Псковская судная грамота,
Новгородская судная грамота,
Судебники 1497 и 1589 гг.,
Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.
Все указанные памятники права, как и Русская правда, различают две формы наследования:
При этом каждый из источников называет разный круг наследников.
В Псковской судной грамоте наследниками могли быть отец, мать, сын, дочь и другие близкие родственники («или кто ближнего племени»), круг которых не указан.
Также известно, что племянник не являлся наследником по закону (ст. 100), дочери могли наследовать при отсутствии братьев, переживший супруг наследовал родовую «отчину», но в случае вступления в новый брак лишался права пользования имуществом умершего супруга.
Псковская судная грамота впервые установила письменную форму завещания и регламентировала порядок наследования по завещанию. Завещание теперь можно было составить в пользу своих близких родственников (кого именно не указано) и иных лиц (например, монастырей).
Судебники Московского государства 1497 и 1550 гг. также различали наследование по закону и по завещанию, а круг наследников ограничивался близкими родственниками и супругом.
Завещание получило наименование «духовная грамота» и могло содержать распоряжения имущественного и неимущественного характера, быть составлено от имени нескольких членов семьи.
Завещатель был вправе лишить наследства одного или всех членов семьи или передать его в полном объеме церкви. В целях охраны прав семьи было введено ограничение воли завещателя — родовое имущество передавалось по наследству только родственникам. Соборное уложение 1649 г. дало дальнейшее развитие институту наследственного права, в частности институту наследования по завещанию.
Согласно уложению завещательные распоряжения могли касаться лишь купленных вотчин и движимого имущества. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода.
Указ Петра I «О единонаследии» 1714 г. изменил сложившийся порядок наследования и определил новые правила наследования по закону и завещанию.
Согласно этим правилам все недвижимое наследственное имущество наследовал только один из детей наследодателя. В завещании наследодатель мог указать наследника недвижимости (одного из сыновей, а при их отсутствии — одну из дочерей).
Если наследодатель не имел детей, то он мог завещать принадлежавшую ему недвижимость «одному из своей фамилии». Движимое имущество наследодатель мог разделить между детьми по своему усмотрению (ст. 2 Указа), а бездетный — между родственниками или посторонними гражданами.
В 1731 г. Анна Иоанновна отменила Указ Петра как противоречащий общественному благу и восстановила права завещателя по Соборному уложению 1640 г.
Следующие изменения были приняты только через 100 лет, в 1831 г., в Положении о духовных завещаниях,
Данное Положение вошло в Свод законов Российской империи. На смену правовым актам, которые регулировали вопросы наследования, приходит новый источник — Свод законов Российской империи, изданный в 1832-1833 гг.
Часть I тома X Свода являлась основным источником русского дореволюционного наследственного права.
По Своду родовое имущество могло переходить только к наследникам по закону, а для остального имущества существовал общий порядок наследования.
Наследование и по закону, и по завещанию имело место не только после смерти наследодателя, но и после лишения лица всех прав состояния, пострижения в монашество, признания лица безвестно отсутствующим.
Наследование по закону в дореволюционной России, так же как и в других буржуазных странах, строилось на началах кровного родства.
Однако здесь оно не ограничивалось определенной степенью. Наследником по закону мог быть самый отдаленный родственник (но не свойственник), если не оставалось более близких родственников.
Предусматривались два основания наследования:
По общему правилу наследование по закону происходило, когда оно не было отменено завещанием.
Исходя из смысла ст. 1121 Свода, наследниками по закону могли быть родственники наследодателя. Закон не устанавливал число очередей родственников, призываемых к наследованию.
Порядок наследования по закону определялся по линиям:
первыми призывались наследники нисходящей линии, т.е. дети наследодателя;
при живых детях наследодателя внуки и последующие нисходящие к наследованию не призывались («сын при отце не может наследовать деду» — ст. 1122 Свода). Они наследовали по праву представления;
между детьми наследодателя имущество делилось в равных долях;
единокровные и единоутробные дети наследовали только после своих родителей;
внебрачные дети наследовали только после матери. Родовое имущество внебрачные дети и усыновленные вообще не могли наследовать;
при отсутствии детей и внуков к наследованию призывались родственники боковых линий.
Для определения боковых родственных связей в законе существовала специальная таблица, которая устанавливала очередность наследования боковыми родственниками:
по общему правилу ближайшая линия отстраняла от наследования более дальнюю,
а одинаково близкие родственники призывались к наследству совместно.
Наследниками:
первой линии признавались брат или сестра и их потомство;
второй — дядя или тетя с нисходящими;
третьей — брат или сестра бабушки и их потомство и т.д.
Право наследования в боковых линиях существовало неограниченно, пока могло быть доказано родство.
Особый порядок наследования был установлен для восходящей линии, в которой явно ущемляются права наследователей:
Имущество возвращалось родителям «яко дар», причем каждому — то, от кого получено.
Родителям предоставлялось пожизненное право пользования благоприобретенным имуществом (родовое имущество не являлось благоприобретенным) беспотомственного наследодателя.
Кроме этого, переживший супруг фактически не являлся наследником по закону. За ним закреплялась «указанная доля»:
Свод законов Российской империи сохранил особенность русского наследственного законодательства.
В отличие от других стран в России наследственное имущество не рассматривалось как единое целое, а подразделялось на движимое и недвижимое имущество, для каждого из них всегда был установлен отдельный порядок наследственного правопреемства.
Родовое имущество (имения) переходило только к наследникам по закону, а остальное имущество наследовалось в общем порядке.
Изменения в Свод законов были внесены в 1899 г. с принятием Положения о временно-заповедных имениях. Такое имение учреждалось в пользу одного из детей завещателя при согласии остальных совершеннолетних. Согласия не требовалось, если имение стоило не более 25 тыс. руб.
В 1912 г. был принят закон «О расширении прав наследования по закону лиц женского пола и права завещания родовых имений», который установил право завещать родовое имение в пользу нисходящих родственников.
Во всем остальном Свод регулировал наследственные отношения вплоть до победы Октябрьской революции 1917 г.
Наследственное право на Руси
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика права на Руси
Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.
XI век предоставил Киевской Руси первый письменный источник права, имевший название «Русская правда». Данный документ изложил положения, касающиеся обычаев русского народа, а также закрепил привилегии для господствующего класса.
Основные особенности наследственного права на Руси
Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.
Отношения русских граждан в области наследства и наследования подлежали регулированию основным документом государства русского – «Русской правдой».
Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.
Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:
Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.
Под «выделом» закон определял то имущество, которое принадлежало самой жене, но находилось под опекой ее мужа.
Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.
Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.
Наследование по завещанию в древней руси
История наследственного права
У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.
Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.
При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.
В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.
16. Семейное и наследственное право в Древней Руси
Семья представляет собой союз лиц, состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Это союз людей, связанных кровными узами. До возникновения семьи имел место родовой и даже племенной «кровный» союз, и брака, как такового, не существовало: женщины племени составляли достояние мужчин всего племени. Вторая ступень в развитии этого института – полигамия, когда племя начинает делиться на отдельные кровные группы во главе с матерью, прародительницей рода. В общественном устройстве – это время материнского права – матриархата (мать знают все, отец неизвестен). Следующая ступень – полигамная семья под властью отца-патриарха – патриархат (один отец, много матерей). И лишь затем в процессе развития общества возникает моногамная семья (один отец и одна мать). Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя. В языческие времена брак не прекращался смертью мужа, за которым у некоторых племен должна была следовать жена. Это не противоречило, однако, полной свободе развода.
Принятие христианства изменило брачное право. Брак укрепляется и приобретает значение некоего таинства. Под влиянием византийского права православная церковь установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака (венчание). Правда, все эти новшества с трудом пробивали себе дорогу, ибо семейно-брачные отношения составляют весьма консервативную сторону народной жизни. Источники содержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания; вплоть до XVIII в. встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.
Вместе с тем, под влиянием римского права, на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силе венчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором», а по сути представляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности, определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Теперь обручение как обязательная процедура непременно предшествует браку.
Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная воля и согласие родителей. 3. Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Условия расторжения брака. По церковному учению брак прекращается только физической смертью одной из сторон. Однако вследствие важных причин брак подлежал расторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, неспособность жены к деторождению, поступление одного из супругов в монашество (принятие пострига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п.
Жена находилась под властью мужа. Отцовский обычай позволял ему наказывать жену по своему усмотрению. Имущественные права супругов, не в пример нравственным, склонялись к большему равенству. И в этом отношении права жены постоянно росли. Кроме прав на приданое, она. с принятием христианства, получает право на общесемейное имущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либо приобретая выдел наравне с сыновьями.
Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.
Завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы – отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).
Правом наследования обладали исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.
Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию.
В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья. Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям.
От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.
Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развития русского наследственного права. Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза – семьи.
- наследование в киевской руси
- наследственное земельное владение боярина на руси в x xiv веках