наследство в древней руси называлось как

Как в старину называли завещание?

наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось как

Какое слово в старину обозначало завещание? Какое слово использовали раньше? Почему, с чем это связано?

наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось как

Исторически сложилось так, что русский народ как бы «засиделся» в первобытно-общинном строе.

Зато позже был совершен своего рода скачок и Русь в IX веке, создав государство Киевская Русь, сразу стало феодальным.

Однако только в XI веке уже в Киевской Руси появился письменный Сборник федерального права, в котором были прописаны обычаи народа и закреплены привилегии правящего класса.

Как на Руси назывался Сборник федерального права

Назывался этот сборник «Русская правда».

наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось какнаследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось как

Среди прочих законов, наследственные отношения регулировались «Русской правдой».

По старому обычаю славян, двор отца безраздельно доставался младшему из сыновей.

Первыми наследниками по наследному закону были сыновья умершего отца, и наследство меж ними делилось поровну. Вдова не имела прав наследования, ей просто выделялась некая часть.

Дочери после вступления в наследство братьев, как правило, получали имущество в виде приданого.

Если умирала мать, то ее наследство переходило к тому ребенку, у кого она проживала.

Следует отметить, что само завещание, как юридический документ, было в ходу на Руси еще в 1287 года и до XVIII века. Оно являло собой распоряжение родным и близким человека, который его составлял на случай его смерти..

Документ этот назывался Духовная грамота. Еще одно название Изустная запись, Изустная память и название пошло от того, что записи были сделаны из уст человека.

наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось как

При составлении Духовной грамоты присутствовали свидетели, которые затем ставили свои подписи на обороте документа. С течением времени назначались лица, являющиеся свидетелями при составлении завещания. Духовные памяти могли быть записаны как лично, так и доверенным лицом. Либо на смертном одре, либо заранее.

Изустная запись начиналась с обращения к Отцу Сыну и Святому Духу и обозначения имени пишущего грамоту, а заканчивалась перечислением имени духовного лица, записавшего сей документ и именами свидетелей. Присутствие Дьяка было нужно не только как акт доверия при переходе в мир иной, но и как традиция Русской православной церкви. Ведь в этот момент отдавались не только последние распоряжения близким людям, но происходило и таинство исповедания грехов.

Источник

Наследственное право на Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика права на Руси

Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.

XI век предоставил Киевской Руси первый письменный источник права, имевший название «Русская правда». Данный документ изложил положения, касающиеся обычаев русского народа, а также закрепил привилегии для господствующего класса.

Основные особенности наследственного права на Руси

Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.

Отношения русских граждан в области наследства и наследования подлежали регулированию основным документом государства русского – «Русской правдой».

Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.

Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:

Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.

Под «выделом» закон определял то имущество, которое принадлежало самой жене, но находилось под опекой ее мужа.

Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.

Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.

Источник

наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось какltraditionalist

VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

О наследовании имущества у древних славян.

В диалоге с наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось какwoelfhen была затронута тема традиционного наследования имущества. наследство в древней руси называлось как. Смотреть фото наследство в древней руси называлось как. Смотреть картинку наследство в древней руси называлось как. Картинка про наследство в древней руси называлось как. Фото наследство в древней руси называлось какwoelfhen сказал, что, согласно Готскому праву, имущество наследовал старший сын. Я же при этом вспомнил, что у древних славян старшие сыновья должны были строить свои собственные дома, а в родительском доме вместе с родителями оставался младший сын. То есть родительское имущество переходило к младшему сыну.

Поискав в тырнете, я нашёл статью:

На Руси, как в сказке, наследником становился третий сын

Историки Евгений Климов из Уральской академии государственной службы и Александр Кабаченко из МГУ им. М. В. Ломоносова задались вопросом, как именно передавался престол в Древней Руси и чем были вызваны постоянные междоусобные войны, сотрясавшие Русь в IX-XI веках.

Ярополк и Владимир

Более того, как отмечают историки, новгородцам всегда были свойственны консерватизм и приверженность традициям: они долгое время поддерживали волхвов и язычество, когда на Руси уже шла активная христианизация населения. В таком случае новгородцы могли считать именно Владимира законным наследником, следуя в этом вопросе более древней традиции, согласно которой престол передавался не старшему, а младшему сыну. Стоит также вспомнить, что позднее, когда Владимир подошел к Киеву, его поддержали и киевляне, в результате чего Ярополк был вынужден бежать. Не удивителен ли тот факт, что младший сын получил поддержку двух столиц Древней Руси?

Скифская традиция, право и фольклор

Исследователи нашли подтверждения своей теории и в истории Болгарии IX-X веков, и в древнерусском праве. Например, в Пространной Правде XII века сохранилась статья, в которой говорилось: «А отчий двор без раздела всегда младшему сыну». Подобные обычаи, в которых предпочтение отдавалось не старшему, а младшему сыну, встречаются и в законодательных памятниках других народов, например германцев. А если вспомнить фольклорное наследие, те же сказки, то в них именно младший сын обычно становился главным героем, который побеждал всех противников, женился на царской дочери и добивался всего, чего только желал.

Христианство дало преимущество старшему сыну

Обращаясь к более ранней истории, Климов и Кабаченко отмечают, что Игорь не был единственным сыном Рюрика, как сегодня принято считать. Это подтверждается тем, что в состав русского посольства в Византии в 944 году вошли племянник Игоря и еще один представитель его племянника. А значит, у Игоря должны были быть братья или сестры, вполне возможно, старше его, тем более что Игорь родился уже в конце жизни Рюрика. Поэтому, по мнению историков, в данном случае тоже не следует исключать возможность наследования престола именно младшим сыном согласно древней традиции.

Еще один аргумент, который приводят исследователи, сводится к тому, что в Новгород великий князь чаще всего сажал своих младших сыновей (Святослав I, Владимир I, Ярослав I), а наместничество в Новгороде в IX-XII веках, видимо, являлось обязательным для признания законности прав наследника на престол великого князя.

Исследователи приводят и другие примеры из древнерусской истории, подтверждающие их теорию, и отмечают, что древние традиции стали исчезать после принятия христианства. Со времен Ярослава Мудрого (великий князь киевский в 1016-1054 годах), который отправил наместником в Новгород уже своего старшего сына Владимира, начинает устанавливаться традиция престолонаследия первенцем, которая, однако, далеко не сразу была признана и принята населением Древней Руси.

Источник

Как в древней руси называлось наследство

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання. Авторські права на реферати належать їх авторам.

Договор Руси с Византией 911 года — говорит об «обряжении» — наследование по завещанию. «Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его».[3] Судя по договору 911 года, сначала новый порядок наследования получил распространение среди дружинников (в частности, среди находившихся на службе в Византии). Но мнение ученых по поводу признания этого договора источником наследственного права Руси не однозначны. Известный русский ученый Цитович П.П., на основе анализа этих договоров делает вывод, что они не являются источниками русского права наследования: «Для нас по крайней мере ясно, что история догм русского права наследования не может быть начата с этих памятников, и не может прежде всего потому, что она не может же начинаться где-то за пределами Русской земли. Памятники эти не суть документы русского права, и потому содержание некоторых из имеющихся в них постановлений о наследовании может быть лишь поводом, а никак не материалом для того, чтобы пускаться в какие-нибудь догадки и предположения о русском наследовании до Русской Правды».[4]

Характеризуя наследственное право Древней Руси, хочется отметить, что нормативно-правовые акты того времени знают наследование по завещанию и наследование по закону или обычаю. Наследование называлось «задница», или статок, то есть то, что остается после смерти человека.[5]

Закон о наследстве по завещанию ясно свидетельствует, что на Руси в то время имущество принадлежало лицу, а не роду; ибо если бы имущество принадлежало роду, то не было бы места для завещания: член рода не мог бы распоряжаться и отдавать в собственность после своей смерти то, на что и сам не имел права собственности при жизни. Наследство же по закону указывает на то, что родственные отношения и в то время имели такое же значение, какое они имеют ныне, то есть что закон не отрицал права родственников на имение после умершего, если тому не противоречило завещание. При наследовании по завещанию определялась доля каждого из сыновей, в то время как в случае отсутствие завещания это сделать они должны были сами.

Таким образом, уже в Х веке сформировались и закрепились оба института наследования: по завещанию и закону. Причем, завещание являлось письменным актом, а наследниками по закону признавались те из ближайших родственников умершего, на которых лежала обязанность кровной мести.

§ 1.2 Наследование по древнерусскому феодальному праву

Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — Русская правда[6]. «Русская Правда — первый свод законов Руси, который вобрал в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII веков. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI веков, которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре».[7] В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались Русской правдой примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

Русская правда содержала нормы наследственного права, упоминая только движимое имущество (дом, скот, товар, рабов). Земля была коллективной собственностью общины. Наследование по завещанию не отличалось от наследования по закону или обычаю. В завещание включались только лица, имевшие право наследования по закону. Задачей завещания было распределение имущества между законными наследниками.

Источники дают возможность предположить, что наследниками по завещанию, как и по закону, являлись близкие родственники умершего, обычно, сыновья. Теперь если умерший не оставил завещания, наследовали члены его семьи («свои», т.е., судя по ст.92 Пространной Правды[8], «все дети»), а если у покойного не было детей, «именье» переходило родичам, причем только ближайшим («малым ближникам»).

Форма завещания была устной. Однако в некоторых случаях, возможно, было и письменное его оформление.

Русская Правда называет завещание «ряд». Кроме мужчины, хозяина дома, в качестве завещателя могла выступать женщина. Это естественно, ибо в древнем русском праве существовала раздельная собственность супругов. Жена не только могла иметь отдельное имущество, но и имела право распоряжаться им независимо от мужа. Дочери при сыновьях не участвовали в наследстве, муж не наследовал у жены. Закон больше внимания уделяет завещанию мужа, что вполне понятно, поскольку основные богатства находились в его руках.

Законодатель не ограничивал свободу завещания матери. В случае жестокого обращения к ней сыновей она могла либо всех их лишить наследства, либо завещать его тому, кто был к ней добр. Если все сыновья были к ней «лиси» (лихи, дурно обращались), она могла завещать имущество дочери, даже замужней. Утверждение права наследия по женской линии тесно связано с процессом феодализации и в первую очередь с интересами господствующего класса.

Наследование по закону или обычаю — более раннее основание наследования. Круг наследников определялся характером патриархальной семьи, где решающая роль принадлежала мужчине. По общему правилу наследование шло по мужской нисходящей линии. Преимущество кровнородственных связей четко виден из статей Русской Правды. Дети наследуют только после своих родителей: если в семье был отчим, дети от первого брака получали наследство лишь после родного отца. При наследовании детей действовал принцип «сестра при братьях не наследница». При наследовании по закону имущество поступало неразделенным, и сыновья сами решали, делить ли его и каким образом. Однако при любом разделе дом и двор отца должен был остаться младшему сыну (минорат).

В ст.90 и 91 Пространной Правды речь идет о наследовании дочерей в случае отсутствия сыновей; из имущества смерда после выделения части на приданное дочери все остальное поступает князю, видимо как выморочное наследство. Однако нужно иметь в виду, что в этом имуществе главное место занимали сельскохозяйственный инвентарь и скот (вряд ли можно предполагать, что дочерей изгоняли из отцовского дома после смерти родителей). Для женщин это имущество не представляло интереса, поскольку они не играли решающей роли в сельскохозяйственном производстве, а князь был заинтересован в передаче орудий и средств труда новым работникам.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Статья 91 Русской Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.[9] В имуществе бояр и дружинников особую ценность имели земли, населенные зависимыми людьми. Передача имущества боярским дочерям, равно как и дочерям дружинников, определялась потребностями развивающегося феодального общества сохранить феодальное землевладение. Дочь боярина, получив в наследство земли с крестьянами, могла, выйдя замуж, передать их по наследству своим детям. Из круга феодального землевладения они не должны были выйти.

Особо регламентируется выделение вдове, дочерям, а также церкви на помин души части наследства. Часть отличает от наследственной доли то, что это имущество не включает в себя долги. Часть могла быть определена в завещании, а могла быть установлена самими наследниками.

Русской Правде знакомо выморочное наследство, например наследственное имущество «смерда», не имевшего сыновей поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при выходе их замуж. Знают выморочное наследство и обе редакции церковного Устава князя Ярослава: [10] имущество церковных людей, не имевших наследников, поступало церкви. [11]

Возникновение института частной собственности и развитие брачно-семейных отношений поставили перед обществом множество вопросов, главный из которых — что делать с имуществом после смерти человека, которому оно принадлежало, как и между кем справедливо разделить это имущество, учитывая, что с указанными вопросами приходится сталкиваться каждому человеку на разных жизненных этапах, при этом, не нарушив закон.

Для выявления причин и изменений, происходивших при развитии наследственного права России, а равно и предложения способов совершенствования законодательства в этой области необходимо проанализировать историю развития наследственного права с момента его возникновения и до настоящих дней.

Отечественное наследственное право имеет длительную и интересную историю, в полной мере отразившую специфику российской государственности и общественного уклада.

наследственный право российский закон

История возникновения наследственного права

Корни зарождения института наследования уходят в первобытнообщинный строй, который являлся первой в истории человечества общественно-экономической формацией. В первобытнообщинном строе институт наследования начал свое

формирование. На ранних этапах развития института наследования, когда потребности людей и средства их удовлетворения были скудными, наследования в современном понимании еще не существовало, потому что наследовать было еще нечего. Однако в тот период от отца к сыну переходили орудия охоты и рыбной ловли. Во владении и пользовании рода и племени оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы топлива и продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени).

Но возникавшие при этом отношения регулировались не нормами права, которых еще не было, а многовековыми традициями и обычаями. Соблюдение их обеспечивалось не мерами государственного принуждения, а общественным мнением, авторитетом наиболее влиятельных членов рода.

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Как и у других народов, один из главных источников права у славян — обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Источники права Киевской Руси — это договора Руси с Византией. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права.

Договор Руси с Византией 911 года — говорит об «обряжении» — наследование по завещанию. «Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его». Судя по договору 911 года, сначала новый порядок наследования получил распространение среди дружинников (в частности, среди находившихся на службе в Византии). Но мнение ученых по поводу признания этого договора источником наследственного права Руси не однозначны.

Характеризуя наследственное право Древней Руси, хочется отметить, что нормативно-правовые акты того времени знают наследование по завещанию и наследование по закону или обычаю. Наследование называлось «задница», или статок, то есть то, что остается после смерти человека.

Закон о наследстве по завещанию ясно свидетельствует, что на Руси в то время имущество принадлежало лицу, а не роду; ибо если бы имущество принадлежало роду, то не было бы места для завещания: член рода не мог бы распоряжаться и отдавать в собственность после своей смерти то, на что и сам не имел права собственности при жизни. Наследство же по закону указывает на то, что родственные отношения и в то время имели такое же значение, какое они имеют ныне, то есть что закон не отрицал права родственников на имение после умершего, если тому не противоречило завещание. При наследовании по завещанию определялась доля каждого из сыновей, в то время как в случае отсутствие завещания это сделать они должны были сами.

Таким образом, уже в Х веке сформировались и закрепились оба института наследования: по завещанию и закону. Причем, завещание являлось письменным актом, а наследниками по закону признавались те из ближайших родственников умершего, на которых лежала обязанность кровной мести.

Наследство в Русской Правде носит название статка, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.

Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.

От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь — наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.

Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развития русского наследственного права. Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза — семьи.

Источник

Наследство в древней руси называлось как

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.

В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *