научная работа история кукол
Научная работа история кукол
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
Проект «Кукольная история»
В учебной исследовательской работе по начальной школе на тему «Кукольная история» автором была поставлена цель, оценить роль куклы в жизни человека и проследить историю появления кукол. За основу исследования были взяты традиционная народная кукла и современные куклы массового производства.
Подробнее о проекте:
Оглавление
Введение
1. Что такое «кукла» и как она появилась.
2. История современного кукольного мира.
3. История моих кукол.
4. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.
Заключение
Литература
Введение
Цель исследования: оценить роль куклы в жизни человека и проследить историю появления кукол.
Предмет исследования: процесс появления и развития куклы.
Объект исследования: кукла-как отражение своего времени.
Гипотеза: кукла в истории развития общества может выступать в разных качествах, но прежде всего она существует для того, чтобы в неё играли.
Что такое «кукла» и как она появилась
В «Словаре русского языка» С.И Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных- археологов, искусствоведов- это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой Будем считать куклой любую скульптуру, фигурку, которая изображает человека и служит для игры- ритуальной или детской.
У русских крестьян в семье, где должен родиться ребёнок, первоначально делали куколку из тряпок и клали её в колыбельку: обжить и обогреть. Её называли Берегиня. Потом такую куклу стали дарить дочери перед свадьбой.
Для игры тоже делали кукол чаще из тряпок. Но были куклы из соломы, дерева, ниток. Крестьянские куклы были похожи одним : у них не было лица. Считалось, что если кукла будет похожа на человека, в неё может вселиться злой дух.
История современного кукольного мира
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды.
С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.
Руд Хендлер- одна из совладельцев компании «Маттел», увидела как её дочь Барбара играла с картонными фигурами-трафаретами. Девочка налевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека.
Хендлер назвала её в честь дочери- Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к известных всей стране топ-моделей. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.
Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности.
История моих кукол
Когда мне исполнилось пять лет, мне подарили куклу Анабель. Она похожа на младенца. У неё была бутылочка с соской, из которой она пила водичку.После кормления я её садила на горшок и она пела песенкуи всё, что она выпивала из бутылочки всё выливалось в горшок. Но вот Анабель почему-то перестала пить из бутылочки и отливать в горшок. Я считаю, что я её просто однажды перекормила.
А сейчас у меня кукла Барби. У неё очень хорошие волосы, лучше чем у всех остальных моих кукол. У Барби много разной одежды. Мы сами её шили. А ещё я сама для своих кукол дом с бассейном и шкаф для одежды.
А ещё мне достались мамины куклы. Они намного крепче, чем современные куклы. Эти куклы – дети. Роль мама исполняем мы с подружкой. А Барби- взрослые женщины, мы за них сами разговариваем.
Я очень люблю играть в куклы, готовить для них мебель и наряды. Мне нравятся и старые и новые куклы, потому что играть в них можно по-разному.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства
Как у традиционной русской народной игрушки, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была « безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом т.д Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется « Барби-повар»
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии.
Заключение
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт себя с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне- манерность. Агрессивность. И со временем могут стать качествами самого ребёнка.
Проведя исследование, на данном этапе я пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась. Куклы могут быть разными: украшать интерьер, становится экспонатом коллекции, можно восхищаться умением мастера, который её изготовил. Но огромное количество компаний по производству игрушек ломают голову над тем, как угодить ребёнку, чтобы он захотел именно такую куклу!
Значит кукла. в первую очередь- игрушка.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Исследовательская работа «История куклы»
Министерство образования и науки республики Бурятия
МКУ Районное управление образования
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»
Выполнила: Шагова Валерия
ученица 1 «В» класса
Я занимаюсь в театральной студии «Вытворяшки», мы ставим разные спектакли и пьесы. Однажды наша руководительница Любовь Владимировна Серикова рассказала нам историю о кукле Реггеди Энн, которой будет посвящен спектакль «Тряпичная кукла» где, повествуется об удивительных приключениях людей и кукол. История взволновала меня.
Мне стало интересно, как появилась кукла у каждого народа. Мы с мамой решили найти информацию об истории создания кукол в разных странах и создать свою куклу, похожую на героиню, которую буду играть в спектакле.
Изучить историю возникновения кукол в мире, Узнать историю куклы Реггеди Энн Создать куклу, похожую на героиню спектакля
История возникновения куклы в мире
1.1 Куклы маленьких египтянок
1.3 Греческие куклы
1.4 Итальянские куклы
1.5 Куклы народов хопи
1.6 Африканские куклы
1.7 Китайские куклы
1.9 Славянские куклы
2. История куклы Реггеди Энн
3. Практическая работа
История появления кукол
Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества. На их изготовление шли, как правило, подручные материалы: солома, древесина, глина, плоды и листья растений, куски ткани.
Народная кукла это предмет всегда становился центром праздника. Вокруг него собирались люди, устраивались игрища, пляски, песнопения. Так появились первые театрализованные представления.
Куклы маленьких египтянок
Кукол в Египте было великое множество: глиняные, костяные, деревянные, тряпичные. У богатых-из слоновой кости. Волосы делали из тонких веревочек с нанизанными на них бусинками. Эти кукольные прически копировали прически людей: в те времена было принято носить множество мелких косичек со специальными украшениями на концах. Часто у кукол не было ног, фигурка просто плавно закруглялась к низу, посколькольку египтяне опасались, как бы игрушка не ожила и не убежала от своего хозяина или хозяйки. Но встречались довольно сложные куклы, с подвижными руками и ногами. Для таких кукол шили одежду из ткани.
Клеопатра была последней царицей Египта. Жила она две тысячи лет назад. У нее была огромная коллекция кукол, и она проводила с ними много времени. Послам был дан приказ-присылать для царицы Египта кукол и статуэтки из всех стран и городов. Расставляя перед собой эти удивительные фигурки, друг на друга не похожие, Клеопатра представляла себе дальние края. Куклы подсказывали идеи, помогали великой царице быть всегда разной и всегда неподражаемой.
Кукол в Индии делают не только мастера –кукольники. Каждая индийская женщина может сама сшить куклу и наряд для нее. Искусство шитья кукол передается по наследству. Во время праздников во многих домах устраиваются выставки самодельных кукол. Куклы представляют героев мифов, богов, или просто людей. Именно из Индии кукольный театр распространился в Европу.
В древней Греции сразу после рождения мать, сестры, няня, бабушка дарили множество кукол. Наиболее распространёнными были керамические или деревянные куклы. Многие куклы были настоящими произведениями искусства. Чаще всего кукол делали там же, где и глиняную посуду. Пока девочка росла, кукол у нее становилось все больше. Перед свадьбой она бросала своих кукол в речку, посвящая их богине домашнего очага и другим богам. Это символизировало начало взрослой жизни и говорило о том, что теперь ей некогда будет играть в детские игрушки.
Существует легенда, что у великого полководца Александра Македонского тоже были куклы. Чтобы помочь своему любимому ученику побеждать в битвах, учитель и воспитатель Александра, Аристотель подарил ему таинственный, закрытый на замок ящик. Аристотель предупредил воспитанника, что бы тот никогда не расставался с ним и не доверял ящик никому, кроме одного самого верного слуги. Открывая и закрывая ящик, надо было говорить специальные магические слова. В ящике находились куклы. Они были сделаны из восками изображали поверженных вражеских воинов, которые направляли себе в грудь мечи и опустили вниз копья. Неизвестно, куклы ли помогли Александру, но за всю жизнь он не проиграл ни одной битвы.
В античной Греции и Риме кукольные коллекции были практически в каждом доме. Также из дерева либо драгоценных металлов делались огромные фигуры – так называемые “автоматы”, которые приводились в движение в самые торжественные моменты религиозных шествий. Именно в Древней Греции появился прообраз первого кукольного театра-вертепа. Мир изображался в виде ящика без передней стенки, на нижних “этажах” которого “поселяли” изображения людей, а на верхних –богов. Через прорези на дне ящика продевались стержни, с помощью которых куклами можно было управлять.
Кукольные представления копировали выступления известных оперных певцов, балеты, драматические спектакли. Первоначально труппы были в основном бродячими, однако к XVII веку появились и закрытые кукольные театры, где исполнялись известные оперы и длинные пьесы.
Американский континент, задолго до того как его открыл Колумб, населяло множество племен и народов: инки, майя, ацтеки, апачи, навахо, ирокезы, хопи. У каждого из них были собственные культура, религия и, конечно куклы. Едва ли не самые загадочные куклы в мире принадлежат народу хопи. Индейцы хопи называют их качина, что в переводе означает «уважаемые духи». Существуют качина целых племен, разных животных, природных явлений, растений. Все они олицетворяют сверхъестественные силы, помогающие преодолевать невзгоды или собирать обильный урожай.
У народа существуют куклы на все случаи жизни: кукла сватовства, кукла невесты, и так далее. По орнаментам о владелице куклы можно многое узнать: замужем она или еще только сосватана, есть ли у нее дети. Когда девушка выходит замуж, ей дарят куклу, которой она дает имя, ухаживает за ней, ставит ее на почетное место в доме. Эта кукла охраняет ее брак.
Почти у каждого африканского племени есть свои магические куклы, с помощью которых шаманы общаются с духами предков, помогают умилостивить их или отвести несчастья. Колдуны никогда не делятся своими секретами и об истинной роли этих кукол – фетишей известно немного. Некоторые из них выглядят зловещими и пугающими, а некоторые на вид весьма дружелюбны, но это еще не значит, что они безобидны.
Куклы делаются для детских игр, но не только. Если местный колдун совершит магический ритуал над куклой и передаст ее женщине, желающей иметь детей, то, согласно поверью, обладательница такой куклы обязательно родит здорового и красивого ребенка. для этого она должна заботится о кукле, носить всегда с собой, одевать, украшать бусами, укладывать спать. Вера в куклу настолько сильна, что первая капля грудного молока после родов дается кукле –в качестве благодарности.
Китайские куклы имеют богатую многовековую историю. Древнейшие куклы были глиняными. Потом появились нефритовые, фарфоровые. В мире нет кукол, равных по тонкости и изяществу китайским. В разных провинциях Китая сложились свои особые традиции изготовления кукол. Одна из самых популярных кукол мальчик Афу. Его имя переводится как «счастье».
Теневой театр в Китае появился около тысячи лет назад. Представления этого театра всегда показывали ночью, и они были полны таинственности. На большой поляне между бамбуковыми шестами натягивался полотняной экран. За экраном разжигали костер, перед экраном садился рассказчик, и движущиеся тени на экране начинали разыгрывать истории о великих подвигах героев, красоте сказочных красавиц и коварстве ужасных чудовищ.
Большой выход-это нарядное платье для бала или приема гостей, а малый –элегантная и удобная домашняя одежда. К ним прилагается целый гардероб, сундучки с парфюмерией, шляпки, ботинки, украшения, чулки, перчатки, белье. Пандоры отправлялись во все европейские государства: в Англию, Германию, Испанию, Италию.
С давних пор в Японии есть традиция устраивать праздники любования куклами. Японцы относятся к куклам как к предметам искусства и верят, что кукла принесет ребенку удачу и богатство, если к ней правильно относится. В куклах воплощены домашние боги принимающие образ человека.
Хина мацури, или Праздник цветения персика, отмечают 3марта. На игрушечной лестнице в строго определенном порядке размещаются богато одетые куклы, изображающие жизнь императорского дворца. Выставка кукол длится примерно месяц. Все это время девочки в праздничных кимоно ходят, друг к другу в гости, дарят и едят сладости. В празднике кукол идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание.
Танго-но сэкку отмечают весной 5мая. Другие названия этого праздника –Праздник ирисов или День Лошади. Это семейный праздник, и куклы –его важнейший элемент. В этот день мальчикам дарят дорогих кукол, изображающих самураев и воинов, фигурки легендарного императора Дзимму, шаловливого мальчика персика Момотаро и других героев легенд и сказок. В танго-но сэкку принимают участие мальчики до 15 лет. По вечерам они собираются с родителями у стенда, чтобы рассматривать кукол и слушать их истории.
Сюда же можно отнести и русского Петрушку, прообразы которого существовали еще в средневековых представлениях скоморохов.
История о кукле Реггеди Энн
И Я хочу рассказать историю о кукле Реггеди Энн, которая играет в этом спектакле очень важную роль.
Создателем куклы Реггеди Энн считается Джон Бартон Грюэль, который родился в Арколе, Иллинойс, в 1880 году. Грюэль был свободным художником – рисовал карикатуры и комиксы. В одном месте я прочитала, что он рисовал также политические карикатуры.
В 1918 году в память о своей дочери Джонни решил напечатать истории о Рэггеди-Энн. Чикагский издатель Фолланд, который занимался детской литературой, взялся публиковать книжки об этой кукле. В качестве рекламной акции, которая помогла бы продаже книг, издательство предложило наладить выпуск кукол Рэггеди-Энн. Джонни Грюэль согласился, и вся семья принялась за работу. Обе бабушки, тети и дяди, жена Джонни и два его сына дружно взялись за дело. Кукол изготавливали прямо на дому.
В 1922 году в облике Рэггеди-Энн произошли изменения. Теперь она становится старше. Ее простое, некрасивое лицо получает немного другое выражение. Теперь у нее глаза-кнопки, розовые щеки, ехидная улыбка. Ее одежда становится красивее, изящнее, в вышитых фартучках ощущается женская рука. В пятидесятых началось коллекционирование кукол Энн и Энди, появились чайные сервизы, детская посуда, другие предметы с логотипами Рэггеди. Фирмы были уверены, что с таким логотипом они продадут что угодно. В середине пятидесятых Рэггеди-Энн завоевала и Европу.
В середине мая 1998 года в Арколе, Иллинойс, родном городе Грюэла, впервые прошел фестиваль в честь Джонни и его знаменитой куклы. Два незабываемых дня ярмарки ремесленников, театрализованных представлений и парадов. Фестиваль стал ежегодным событием.
Через год в этом же городе открылся музей Рэггеди Энн и Энди. Владельцем и директором стала внучка Джонни Грюэла – Джони Ваннамейкер.
28 мая 2002 года Тряпичная Энни, Аня-Тряпка, Потрепанная Энни – в общем, Рэггеди-Энн вошла в «Национальный зал славы игрушек».
Многие художники сейчас говорят, что Рэггеди-Энн была их первой куклой и что она вдохновила их на дальнейшее творчество.
Музей существовал десять лет. 2009 год – последний в жизни музея, он закрывается из-за «железной руки финансов». День рождения Рэггеди Энн отмечается 7 сентября 1918г.– в день получения патента. Драматург Уильям Гибсон по истории создания куклы, истории Марселы и ее отца написал пьесу, ставшая основой динамичного и яркого мюзикла, который ставится очень многими театрами по всему миру под названием » Тряпичная кукла Реггеди Энн». Где я играю роль Марселы.
Рэггеди Энн оживает (во сне девочки Марселлы: подробность для тех, кто следит лишь за внешним ходом событий) и спешит спасти девочку. В «Историях про Рэггеди-Энн» действие происходит в основном в спальной комнате Марселы. Жизнь Энн полна приключений. В книжках Джона герои-игрушки «оживают», когда их маленькая хозяйка выходит из комнаты — и задумывают игры при участии Фидо, собаки Грюэлей, и «игрушечных приятелей» — куклы Бабетты, Маленького Коричневого Мишки, дяди Клема. Они рыскают в поисках приключений по всему дому, по саду, попадают в Глубокий-Глубокий Лес – и везде встречаются с чудесным и удивительным.
Рэггеди Энн старается все делать правильно, да только у нее не всегда получается. Она скатывается по ступенькам, позволяет птицам вить гнезда из ее волос…
Жизнерадостная и веселая, неугомонная Энн является воплощением всего того, к чему мы стремимся. Она как бы воплощает собой то, что «хорошо». Эта кукла осталась вечным наследием доброго человека по имени Джонни Грюэль.
Вдохновленная историей о куклах я сшила свою куклу, в этом помогла моя мама:
Выполнили рисунок куклы Сделали выкройку Сшили детали Набили детали куклы ватой Сделали выкройку платья и сапог куклы
Изучив историю возникновения кукол на Земле, я пришла к выводу, что В разных точках земного шара, всюду, где селился и жил человек: от суровых заснеженных просторов севера до знойных безводных пустынь юга, кукла неизменно сопровождала человека в его жизненном пути. Народная кукла очень проста, но в этой простоте великая сила и вечная загадка.
Кукла не рождается сама: она создание человека. Она обретает образ и жизнь при помощи воли своего создателя, его воображения и умелых рук. Хотя кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характер сотворившего ее народа.
Вот и я создавая свою куклу постаралась сделать ее особенной и неповторимой. У моей куклы замечательный характер. Она всегда поддерживает меня.
Исследовательская работа по технологии «История народной куклы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номинация «Декоративно-прикладное творчество»
Автор: Ершова Татьяна Сергеевна, 10.08.2004 г.
обучающаяся объединения «Красота своими руками»
Руководитель : Дударенко Надежда Викторовна,
Содержание
Я очень люблю кукол, люблю играть с ними. И думаю, что не только дети, но и взрослые имеют свою любимую игрушку, которую хранят всю свою жизнь.
И я задумалась – почему кукла играет такую важную роль в жизни ребенка и затем взрослого человека, чем хороша кукла, в чем ее значение?
И с какими куклами играли наши бабушки?
Для этого я решила провести исследование. И вот что у меня получилось.
Цель исследования: изучение назначения кукол и связь их с народными традициями.
Познакомиться с историей возникновения народной куклы;
Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;
Изготовить традиционные народные куклы;
Выявить информированность современных детей по теме наших исследований.
Актуальность исследования: мы думаем, что тема творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.
Гипотеза : на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Нами были использованы следующие методы:
изучение литературы и обобщение полученной информации;
социологический опрос (подтверждение гипотезы)
Глава 1. История возникновения тряпичной куклы
1.1. Что означает слово кукла?
1. Что такое кукла? В словаре русского языка объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.
2. Фигура, воспроизводящая человеческое тело. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли.
1.2. Как появилась кукла?
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, мастерами датируются 20 в. до н.э., они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском. Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 4-5вв. до н.э. Большинство греческих кукол были сделаны из обожженной глины. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.
1.3. История тряпичной куклы
В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом.
Глава 2. Классификация тряпичных кукол по назначению
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Виды обереговых кукол: (приложение 2).
1) Куватка, 2) Ангелочек, 3) Лихоманка, 4) День и ночь, 5) Параскева, 6) Вепсская, 7) Бабушкина кукла, 8) Колокольчик.
2.2. Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами, да и не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
В некоторых губерниях бытовала кукла «Коза». В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу). Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.
Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Обрядовые куклы: (приложение 3).
1) Неразлучники, 2) Мировое дерево, 3) Масленица и «домашняя масленица»,
4) Коляда, 5) Кострома, 6) «Кукушечка» или кукла кукушечка, 7)Покосница, 8) Купавка, 9) Коза, 10) Зольная кукла, 11) Козьма и Демьян, 12) Капуста.
2.3. Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”, её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.