научный стиль понятие история вопроса
История возникновения и развития научного стиля
Начало формирования языка русской науки относится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рычков, И. И. Лепехин и другие.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Рассмотрим в этой работе подробнее вопросы, связанные с понятием научного стиля литературного языка, его форм и функций. Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.
Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
История научного стиля
Содержание:
Предмет: | Языкознание |
Тип работы: | Доклад |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 07.02.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Исключительная роль, которую играет язык в научном понимании и развитии мира, определяет философское значение его анализа. Литературный язык претерпел длительную эволюцию, в нем сформировались различные стили. Один из них научный.
Начало формирования языка русской науки восходит к первой трети XVIII века. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд работ на русском языке. В 30-х годах XVIII в. Язык научных книг был наиболее обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, П.И. Рычков И.И. Лепехин и другие.
Научно-техническая революция также изменила характер исследований. Научные проблемы сейчас решаются, как правило, усилиями не отдельных людей, а коллективов ученых и инженеров. И это приводит к тому, что современный метод научного изложения можно определить как коллективный или формально-логический, в котором нет места для эмоциональности.
Сфера научного стиля очень широка. Это один из стилей, который оказывает сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
Рассмотрим в этой работе больше вопросов, связанных с понятием научного стиля литературного языка, его форм и функций.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК: КОНЦЕПЦИЯ И СТИЛИ
Прежде чем говорить о научном стиле литературного языка, мы даем определение литературного языка.
Литературный язык всегда является результатом коллективной творческой деятельности. Понятие «фиксированность» норм литературного языка имеет определенную относительность (при всей значимости и стабильности нормы она подвижна во времени). Без развитого и богатого литературного языка невозможно представить развитую и богатую культуру народа. В этом большое социальное значение самой проблемы литературного языка.
У лингвистов нет единого мнения о сложной и многогранной концепции литературного языка. Некоторые ученые предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: либо письменно-литературный язык, либо разговорно-литературный язык, либо язык художественной литературы и т. д.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соответствующие понятия.
Литературный язык является собственностью каждого, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорной форме. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя он обычно ориентирован на одни и те же нормы, содержит много индивидуального, неприемлемого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и художественного языка оказалась разной.
Существует разница между литературным языком и национальным языком. Национальный язык появляется в форме литературного языка, но не каждый литературный язык сразу становится национальным языком. Национальные языки, как правило, формируются в эпоху капитализма.
О русском литературном языке можно говорить с начала 17-го века, в то время как он становится национальным языком в первой половине 19-го века, в эпоху А.С. Пушкин.
Понятие литературного языка обычно взаимодействует с понятием языковых стилей, которые существуют в границах каждого литературного языка.
В современных литературных языках обычно различают пять стилей: разговорный, научный, формальный бизнес, журналистский и художественный. Каждый из этих стилей имеет свои особенности, которые отличают его от других стилей, например, стандартизация, включение аббревиатур, аббревиатур в тексте типично для служебно-делового стиля; в художественном стиле используются языковые средства, которые наряду с логическим значением имеют выразительный и эмоциональный тон; научный характеризуется насыщенностью терминологией (до четверти текста), «сухостью» языка изложения и т. д.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Написана оригинальная форма существования научной речи, что объясняется ее определяющим атрибутом, таким как концептуальное отражение реальности, логика изложения. Научная речь должна быть строго доказательной, аргументированной. Настоящая научная презентация, независимо от того, насколько важны устные споры по научным темам, прямое обсуждение определенных аспектов или результатов работы, в основном сосредоточена на письменной речи, о чем ясно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементы письменного представления (для написания формул, демонстрационных таблиц, диаграмм и т. д.).
Понятия, которыми оперирует научное мышление, обычно выражаются многокомпонентными структурами, характерными для письма. Это связано с тем, что письменная форма более удобна и надежна в том смысле, что выявляет малейшие информативные неточности, логические нарушения, не относящиеся к повседневному общению и научному, которые могут привести к самым серьезным искажениям истины. Как правило, научные отчеты, сообщения сначала пишутся, вырабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или, по крайней мере, составляют план тезисов.
Научные тексты оформляются в виде отдельных готовых произведений, структура которых подчиняется законам жанра.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Научный стиль имеет ряд общих черт, которые проявляются независимо от характера определенных наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказываний (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет поговорим о специфике стиля в целом. В то же время вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии и математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой отношений между частями изложения, стремлением авторов к точности, лаконичности, однозначности при сохранении богатства содержания.
Только такой текст имеет последовательность, в которой выводы вытекают из содержания, они последовательны, текст разделен на отдельные семантические сегменты, отражающие движение мышления от конкретного к общему или от общего к частному.
Ясность, как качество научной речи, подразумевает понятность, доступность. С точки зрения доступности, научные, академические и научно-популярные тексты различаются по материалу и по тому, как они написаны на языке.
Точность научной речи подразумевает недвусмысленное понимание, отсутствие несоответствия между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, выразительные средства; Слова используются в основном в прямом смысле, частота употребления терминов также способствует уникальности текста.
Строгие требования к точности научного текста ограничивают использование инструментов изобразительного языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. д. Иногда такие инструменты могут проникать в научные работы, поскольку научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательство. Иногда образные средства необходимы для реализации требований ясности, ясности изложения.
Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Однако не следует переоценивать степень этого насыщения: в среднем терминологический словарь обычно составляет 15-25 процентов от общего словарного запаса, используемого в работе.
Большую роль в стиле научной работы играет использование абстрактной лексики.
Словарь научной речи состоит из трех основных слоев: общие слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общий словарный запас составляет основу изложения. Прежде всего, выбираются слова с обобщенным и абстрактным значением (бытие, сознание, фикс, температура). С помощью общенаучных слов описываются явления и процессы в различных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначение). Одной из особенностей использования общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте.
Для соединения частей текста используются специальные средства (слова, фразы и предложения), указывающие последовательность развития мыслей («в начале», «потом», «потом», «прежде всего», «предварительный»). »И т. д.), Связь предыдущей и последующей информации (« как указано »,« как уже упоминалось »,« как отмечено »,« проверено »и т. д.) О причинно-следственных связях (« но »,« поэтому », «Из-за этого», «поэтому», «в связи с тем, что», «в результате этого» и т. д.), Переход к новой теме («мы рассмотрим сейчас», «мы приступим к рассмотрению рений »и т. д.), о близости, идентичности предметов, обстоятельствах, знаках (« он »,« тот же »,« такой »,« так »,« здесь »,« здесь »и т. д.).
Среди простых предложений широко распространен дизайн с большим количеством зависимых, последовательно нанизанных существительных в форме родительного падежа.
ВИДЫ И ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Существует три разновидности (подстиля) научного стиля: научный подстиль; научный и образовательный стиль; научно-популярный стиль.
В рамках научного жанра выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и т. д. Жанр отличается в целом строгой академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этот подстиль противопоставлен научно-популярному подстилю. Его функция заключается в популяризации научной информации. Здесь автор-специалист обращается к читателю, который недостаточно знаком с этой наукой, поэтому информация представлена в доступной, а зачастую и в развлекательной форме.
Особенностью научно-популярного подстиля является сочетание в нем особенностей полярного стиля: логики и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы, в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других научных средств.
Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о конференции, симпозиуме, конгрессе), устная презентация (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный доклад. Эти жанры первичны, то есть созданы автором впервые.
Вторичные тексты, то есть тексты, составленные на основе существующих, включают в себя: абстрактный, абстрактный, абстрактный, абстрактный, абстрактный. При подготовке вторичных текстов информация свернута, чтобы уменьшить объем текста.
Жанры образовательного и научного стиля включают лекцию, доклад о семинаре, курсовую работу, реферат.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного познания, разных сфер человеческой деятельности. Сначала стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда греческая терминология начала создаваться на греческом языке, что распространило его влияние на весь тогдашний культурный мир.
Впоследствии он пополнился ресурсами латинского языка, ставшего международным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к краткости и точности научного описания, свободного от эмоциональных и художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отражению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов происходило постепенно. Известно, что изложение слишком большого количества произведений искусства Галилеем раздражало Кеплера, и Декарт обнаружил, что стиль научных доказательств Галилея был чрезмерно «выдуман». Впоследствии логическая экспозиция Ньютона стала примером научного языка.
В России научный язык и стиль начали формироваться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики начали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого столетия благодаря труду М.В. Ломоносов и его ученики в формировании научного стиля сделали шаг вперед, но окончательно оно сложилось во второй половине XIX века наряду с научной деятельностью крупнейших ученых этого времени.
Вывод:
Научный стиль имеет ряд общих черт, которые проявляются независимо от характера определенных наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказываний (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет поговорим о специфике стиля в целом.
Научный стиль является одним из стилей книг литературного языка, которые имеют ряд общих условий работы и лингвистических особенностей, таких как предварительное отражение высказывания, его монологическая природа, строгий выбор языковых средств и склонность к нормальному речь. Научный стиль обслуживает научную и научно-педагогическую сферу, технологии.
Основной функцией научного стиля является передача логической информации и доказательств ее истинности, а зачастую и новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считается активация логического мышления читателя (слушателя).
Существует три разновидности (подстиля) научного стиля: научный подстиль; научный и образовательный стиль; научно-популярный стиль.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи
10.04.2021 No Comments Posted in
В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.
В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:
Что такое научный стиль речи, его функции и задачи
Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.
Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.
Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.
В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Основные особенности и характерные черты научного стиля речи
К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:
Научный стиль речи: его разновидности или подстили
Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.
Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:
Название подстиля | Цель | Жанры |
---|---|---|
Собственно-научный | Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей. | диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья. |
Учебно-научный | Передача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом. | учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ. |
Научно-популярный | Ознакомление с фактами и явлениями. | научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья. |
Научно-информативный | Передача научной информации с описанием научных фактов. | рефераты, обзоры, тезисы. |
Научно-справочный | Обеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации. | энциклопедии, словари, справочники. |
Научно-технический | Применение достижений науки в практике. | патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия. |
Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров
Жанры научного стиля речи
Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.
Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).
В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.
Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля
Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:
Жанры учебно-научного подстиля
Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.
Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.
Основными письменными жанрами данного подстиля являются:
Жанры научно-популярного подстиля
Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).
К жанрам научно-популярного подстиля относятся:
Жанры научно-информативного подстиля
Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.
Основные жанры данного подстиля:
Жанры научно-справочного подстиля
Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.
Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:
Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля
Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.
К жанрам научно-технического подстиля относятся:
Структура научного текста
Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.
В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.
Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.
Пример текстов, написанных в научном стиле речи
«Смерч — сильный мелкомасштабный вихрь, возникающий в грозовом (кучево-дождевом) облаке и распространяющийся в виде тёмного «хобота» по направлению к водной или земной поверхности.
Скорость вращения воздуха может достигать 50–100 м/c при сильной восходящей составляющей и вызывать катастрофич. разрушения, иногда сопровождаемые человеческими жертвами. В то же время поблизости от его пути может наблюдаться полный штиль. Внутри смерча давление воздуха уменьшается, там происходит конденсация водяного пара, что совместно с вытянутой частью облака, пылью, водой и разл. обломками делает смер видимым. Его ось вертикальна, но зачастую имеет изогнутый вид.»
» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.
Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.
Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!