наука изучающая строение и историю развития земли
Географический диктант в 8 классе на тему «Геологическое летоисчисление»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Географический диктант в 8 классе на тему
Учитель: Тертичная Наталья Олеговна
Образовательное учреждение: МОБУ «Казанская ООШ»
Цели : Проверить уровень подготовки учащихся дома по теме «Геологическое летоисчисление»
1.Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется……………(геология).
2.Учение о строении земной коры и ее движениях называется-…………………(геотектоника).
3.Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород-…………………….. (геохронология).
4.Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это…………………… (эры).
5.Самая древняя эра-……………………. (архейская).
6.Мы живем в эру новой жизни-…………………….(кайнозойскую).
7.Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется-………………………………(геохронологическая).
10.Самые молодые горы образовались в ……………………(альпийскую) складчатость.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Географический диктант в 8 классе на тему «Геологическое летоисчисление» Учитель: Тертичная Наталья Олеговна Образовательное учреждение: МОБУ «Казанская ООШ» Класс: 8 Предмет: география Цели: Проверить уровень подготовки учащихся дома по теме «Геологическое летоисчисление»
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация по географии на тему: «Блокчейн: настоящее и будущее»
Промежуточная аттестация по географии 6 класс
Тест на тему: «Государственная территория России. Типы российских границ»
Внеклассное мероприятие по географии в 8 классе
Статья Использование учебных проектов на уроках географии
Актуальный педагогический опыт «Тема опыта: Реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении географии как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.
Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии
Презентация по географии на тему: Центральная Россия, состав
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5282477 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Наука изучающая строение и историю развития земли
Объектом геологии служит литосфера – внешняя твёрдая оболочка планеты толщиной 50-250км, состоящая из горных пород и слагающих их минералов. Менее доступны для исследований глубинные оболочки Земли – её мантия и ядро, изучаемые специальными методами.
Земная кора является источником минерального сырья, вместилищем подземных вод и средой для различных сооружений. Поэтому начало накопления знаний о строении земной коры восходит к истокам истории человечества. На самой ранней стадии развития человек использовал каменные материалы, различные руды, соль, подземную воду и т.п.
В настоящее время геология располагает достоверными знаниями о строении земной коры на глубину 15 км, пройденную буровыми скважинами. Изучая прохождение сейсмических волн при землетрясениях, и проводя геофизические, геохимические, космические и другие исследования, человек раскрывает тайны строения более глубоких горизонтов земной коры и Земли как планеты в целом.
Практическая деятельность человека и потребности в использовании природных ресурсов привели к возникновению, а в дальнейшем к широкому развитию геологических знаний. История геологии показывает, что на всех этапах развития человеческого общества требования к геологии и уровни её развития были различными.
На основании вышеуказанного, геология разделилась на ряд отраслей. Можно указать три основных направления или отрасли геологических наук, изучающих земную кору с различных сторон:
Кристаллография – наука о кристаллах, их внешней форме и внутренней структуре, отражённой во внешнем строении. Природные минералы в большинстве случаев тела кристаллические, поэтому изучение их формы и законов, управляющих их образованием, имеет большое теоретическое и практическое значение.
Минералогия – наука о минералах. Минерал – кварц, слюда, пирит и др. – представляет собой естественно – химически однородное тело, обладающие отдельным химически составом, возникшие в результате различных физико–химических процессов, протекающих в земной коре и в данное время определённой геологической обстановке. Минералогия изучает химический состав минералов и их ассоциаций.
Петрография – наука о горных породах, из которых состоит земная кора. Она изучает свойства горных пород, химический и минералогический состав, отношение между различными породами, изменения, которые они претерпевают с течением времени, и устанавливает закономерности их образования и распределения в земной коре.
Геохимия изучает химические элементы земной коры, их распределение, миграцию. Геохимия является синтезирующей наукой по отношению к минералогии и петрографии, объекты изучения которых – минералы и горные породы – представляют собой лишь определённые этапы в жизни химических элементов. Геохимия изучает атомы, минералогия – сочетание атомов, молекул (минералы), а петрография – сочетание молекул.
Динамическая геология – наука о процессах, в земной коре. В зависимости от источника энергии они подразделяются на процессы внешней динамики (экзогенные) и процессы внутренней динамики (эндогенные).
Эндогенные связаны с проявлением внутренней энергии, вулканизм, землетрясение, тектонические движения;
К ведению динамической геологии относится геотектоника – наука об условиях залегания горных пород, о движениях земной коры и вызванных ими деформациях.
Земная кора испытывает движения, в результате которых пласты, первоначально залегающие горизонтально, выводятся из этого положения, наклоняются, изгибаются, а местами и разрываются.
Геотектоника опирается на достижения исторической и динамической геологии, а так же на данные наук геохимического и геофизического циклов.
В некоторых отношениях геотектоника соприкасается с геоморфологией – наукой о рельефе земной поверхности, его происхождении и развитии. Формы рельефа отражают внутреннее строение и историю движений земной коры. Поэтому геоморфологический метод находит широкое применение в геологических исследованиях, в том числе и при поисках полезных ископаемых.
Историческая геология – наука об истории Земли. Она восстанавливает последовательный ход геологических событий от древнейших времён до настоящего момента.
Практическое значение геологии определяется, в конечном итоге, тем, что она служит теоретической базой учения о полезных ископаемых, с одной стороны, и инженерной геологии с другой.
Строительство большого числа крупных предприятий, заводов, электростанций, плотин и т.п. требует знания всех деталей местной геологической обстановки, что и входит в компетенцию инженерной геологии. Развитие промышленности и вовлечение в народное хозяйство всё новых и новых видов минерального сырья требует знания геологии месторождений полезных ископаемых и условий их эксплуатации, что и является предметом учения о полезных ископаемых.
Таким образом, можно сделать вывод, что геологические знания приносят неоценимую научную и практическую пользу. Они не только помогают целенаправленно искать и обнаруживать месторождения полезных ископаемых, но и способствуют развитию методологических основ самой геологии и многих, смежных с ней естественных наук.
Достижения геологии позволили правильно представить время и особенности формирования нашей планеты, её место в космическом пространстве, дали возможность проследить эволюцию её недр и земной поверхности вместе с атмосферой, гидросферой, биосферой, установить изменения химического и минерального состава земной коры планеты в целом.
Геология – наука о Земле
Геология – это естественная наука, которая изучает Землю, ее вещественный состав, структуру коры, процессы и историю. Геология объединяет большое количество наук, включая: минералогию, геологию полезных ископаемых, геофизику, геохимию, петрографию, геодинамику, геоморфологию, палеонтологию, вулканологию, тектонику, стратиграфию и многое другое. Эта наука также включает изучение организмов, населявших нашу планету. Важной частью геологии является исследование того, как с течением времени изменялись структура, процессы, организмы и элементы Земли. Люди, изучающие геологию называются геологами.
Что делают геологи?
Геологи работают, чтобы лучше понять историю нашей планеты. Чем лучше мы знаем историю Земли, тем более точно сможем определить, как события и процессы из прошлого способны повлиять на будущее. Вот некоторые примеры:
Что изучает геология?
Основным объектом изучения геологии является земная кора, а также геологические процессы и история Земли:
Минералы
Минерал представляет собой природное химическое соединение, обычно кристаллическое и абиогенное (неорганическое) по происхождению. Минерал имеет один конкретный химический состав, тогда как камень может представлять собой совокупность различных минералов или минералоидов. Наука о минералах называется минералогией.
Существует более 5300 известных видов минералов. Силикатные минералы составляют более 90% земной коры. Кремний и кислород образовывают примерно 75% земной коры, что напрямую связано с преобладанием силикатных минералов.
Минералы отличаются химическими и физическими свойствами. Различия в химическом составе и кристаллической структуре позволяют распознавать виды, которые определялись геологической средой минерала при их формировании. Колебания в температуре, давлении или объемном составе горной массы вызывают изменения минералов.
Минералы можно описать по различным физическим свойствам, которые связаны с их химической структурой и составом. Общие отличительные признаки включают кристаллическую структуру, твердость, блеск, цвет, полосы, прочность, расщепление, переломы, вес, магнетизм, вкус, запах, радиоактивность, реакция на кислоту и т.д.
Минералы исключительной красоты и долговечности называются драгоценными камнями.
Горные породы
Горные породы представляют собой твердые смеси по меньшей мере одного минерала. В то время как минералы имеют кристаллы и химические формулы, породы характеризуются текстурой и минеральным составом. Исходя из этого, горные породы делятся на три группы: магматические горные породы (формируются при постепенном охлаждении магмы), метаморфические горные породы (образование происходит при изменении магматических и осадочных пород) и осадочные горные породы (образовываются при низких температурах и давлении, когда преобразовываются морские и континентальные осадки). Эти три основных типа пород участвуют в процессе, называемом круговоротом горных пород, который описывает трудоемкие переходы, как на поверхности, так и под землей, от одного типа породы к другому на протяжении длительных периодов геологического времени.
Горные породы являются экономически важными полезными ископаемыми. Уголь – это камень, который служит источником энергии. Другие типы пород используются в строительстве, включая камень, щебень и т.д. Третьи необходимы для изготовления инструментов, от каменных ножей наших предков до мела, используемого сегодня художниками.
Окаменелости
Окаменелости являются признаками живых существ, которые существовали очень давно. Они могут представлять отпечатки тел или даже продуктов жизнедеятельности организмов. Ископаемые также включают следы, норы, гнезда и другие косвенные признаки. Окаменелости являются ярким свидетельствованием ранней жизни на Земле. Геологи составили отчет о древней жизни, простирающейся на сотни миллионов лет.
Ископаемые останки имеют практическое значение, потому что они изменяются на протяжении всего геологического времени. Совокупность окаменелостей служит для идентификации горных пород. Геологическая шкала времени основана почти исключительно на ископаемых останках и дополнена другими методами датирования. С ее помощью мы можем уверенно сравнивать осадочные породы со всего мира. Ископаемые окаменелости также являются ценными музейными экспонатами и предметами коллекционирования.
Формы рельефа, геологические структуры и карты
Формы рельефа во всем их разнообразии являются следствием круговорота горных пород. Они были сформированы эрозией и другими процессами. Формы рельефа дают информацию о том, как образовывалась и изменялась земная кора в геологическом прошлом, например, в ледниковом периоде.
Структура является важной частью изучения обнажения горных пород. Большинство частей земной коры деформированы, согнуты и искажены в некоторой степени. Геологические признаки этого – сочленения, разломы, текстуры пород и несоответствия помогают в оценке геологических структур, а также измерении склонов и ориентаций горных пород. Геологическая структура в недрах важна для водоснабжения.
Геологические карты представляют собой эффективную базу данных геологической информации о породах, рельефах и структуре.
Геологические процессы и угрозы
Геологические процессы приводят к круговороту горных пород, созданию структур и форм рельефа, а также окаменелостей. Они включают эрозию, осаждение, окаменелость, разломы, поднятие, метаморфизм и вулканизм.
Геологические опасные явления – мощные выражения геологических процессов. Оползни, извержения вулканов, землетрясения, цунами, изменение климата, наводнения и космические воздействия являются основными примерами угроз. Понимание основных геологических процессов может помочь человечеству уменьшить ущерб от геологических катастроф.
Тектоника и история Земли
Тектоника – геологическая деятельность в самом крупном масштабе. Поскольку геологи отображали горные породы и изучали геологические особенности, и процессы, они начали поднимать и отвечать на вопросы о тектонике – жизненном цикле горных хребтов и вулканических цепей, движении континентов, о росте и снижении уровня Мирового океана, и о том, какие процессы происходят в ядре и мантии Земли. Тектоника плит объясняет как движутся литосферные плиты и позволила изучать нашу планету как единую структуру.
Геологическая история Земли – это история, которую рассказывают минералы, скалы, окаменелости, рельеф и тектоника. Исследования окаменелостей в сочетании с различными методами дают последовательную эволюционную историю жизни на Земле. Фанерозойский эон (возраст окаменелостей) последних 542 миллионов лет хорошо отображен как время изобилия фауны и флоры и акцентирован массовыми вымираниями. Предыдущие четыре миллиарда лет, докембрийское время, были временем огромных изменений в атмосфере, океанах и континентах.
Роль геологии
Существует много причин, по которым геология важна для жизни и цивилизации. Подумайте о землетрясениях, оползнях, наводнениях, засухе, вулканической активности, океанских течениях, типах почвы, минералах (золото, серебро, уран) и т.д. – геологи изучают все эти понятия. Таким образом, изучение геологии играет важную роль в современной жизни и цивилизации.
Геология определяется как «научное исследование происхождения, истории и структуры Земли». Почти все, что мы используем в нашей жизни, имеет какое-то отношение к Земле. Дома, улицы, компьютеры, игрушки, инструменты и т.д. сделаны из природных ресурсов. Хотя Солнце является конечным источником энергии Земли, мы нуждаемся в дополнительной энергии, которая вырабатывается при сжигании природного газа, древесины и т.д. Геологическая наука имеет первостепенное значение для определения местоположения этих источников энергии Земли, а также объясняет как более эффективно извлечь их из недр планеты, с минимальными экономическими затратами и с наименьшим воздействием на окружающую среду. Водные ресурсы являются чрезвычайно важными для человечества, однако во многих частях мира существует недостаток пресной воды. Изучение геологии помогает находить водные источники, чтобы уменьшить влияние нехватки воды на людей.
Изучение геологии также охватывает процессы Земли, которые могут повлиять на цивилизацию. Землетрясение способно уничтожить тысячи жизней за несколько минут. Кроме того, цунами, наводнения, оползни, засухи и вулканическая деятельность способны оказать огромное влияние на цивилизацию. Геологи изучают эти процессы, и в случае необходимости рекомендуют проводить определенные мероприятия по минимизации ущерба, если возникают такие события. Например, изучая закономерности наводнения рек, геологи могут рекомендовать избегать определенных областей при строительстве новых городов, чтобы предотвратить потенциальный ущерб. Сейсмология – раздел геологии – хотя и очень сложная область изучения, может помочь сохранить многие жизни, оценив, где есть наибольшая вероятность землетрясения (как правило, в линиях геологических разломов), и рекомендовать тип технологий, которые будут использоваться при строительстве зданий в этих уязвимых районах.
Многие предприятия для своей деятельности полагаются на информацию, полученную от геологов. Золото, алмазы, серебро, нефть, железо, алюминий и уголь являются природными ресурсами, которые широко используются в промышленности. Геологи и наука геология помогают в поиске этих и других ресурсов. Даже простой строительный материал, такой как песок, необходимо найти и добыть, а затем уже использовать при строительстве домов, предприятий, школ и т.д.
На самом деле геология еще не имеет широкого признания в современном мире, как, к примеру, генетика, химия и медицина. Тем не менее все жители нашей планеты зависят от природных ресурсов, найденных благодаря геологам и науке геологии. Таким образом, геология чрезвычайно важна и требует дальнейшего развития, и популяризации в обществе.
Геология как наука
О геологии знает каждый, несмотря на то, что она является, пожалуй, единственной естественнонаучной дисциплиной, не изучаемой в школьном курсе. Развитие «геологических» знаний сопутствовало развитию человечества на всех этапах его истории. Достаточно вспомнить, что общая периодизация истории основана на характере используемых для производства орудий труда материалов: каменный, бронзовый и железный века. Добыча и совершенствование технологии обработки полезных ископаемых неизбежно связаны с увеличением знаний о свойствах минералов и горных пород, выработкой критериев поиска месторождений и совершенствованием способов их разработки.
Вместе с тем, в понимании, близком к современному, термин «геология» впервые был применен лишь в 1657 году норвежским естествоиспытателем М. П. Эшольтом, а как самостоятельная ветвь естествознания геология начала развиваться только во второй половине 18 века. В это время были разработаны элементарные приёмы наблюдения и описания геологических объектов и процессов, первые методы их изучения, проведена систематизация разрозненных знаний, возникли первые гипотезы. Этот период связан с именами выдающихся учёных А. Броньяра, А. Вернера, Ж. Кювье, Ч. Лайеля, М. Ломоносова, У. Смита и многих других. Геология становится наукой – выработанной в результате деятельности человека взаимосвязанной развивающейся системой знаний о законах мира.
Геология в современном понимании – это развивающаяся система знаний о вещественном составе, строении, происхождении и эволюции геологических тел и размещении полезных ископаемых.
Таким образом, объектами изучения геологии являются:
Геология имеет тесную связь со многими науками. На приведенном рисунке указаны разделы наук, возникшие в результате взаимодействия геологии со смежными дисциплинами.
Наука изучающая строение и историю развития земли
зЕПМПЗЙС ЛБЛ ОБХЛБ, ЕЕ ЗМБЧОЕКЫЙЕ ПФТБУМЙ, УЧСЪШ У ДТХЗЙНЙ ОБХЛБНЙ. пУОПЧОЩЕ ЬФБРЩ ТБЪЧЙФЙС ЗЕПМПЗЙЙ
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЗЕПМПЗЙС РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УПЧПЛХРОПУФШ НОПЗЙИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ДЙУГЙРМЙО, ЧЩДЕМЙЧЫЙИУС ЙЪ ОЕЕ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ХЗМХВМЈООПК ТБЪТБВПФЛЙ ПФДЕМШОЩИ ПФТБУМЕК ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЪОБОЙК.
л ОБХЛБН, ТБУУНБФТЙЧБАЭЙН ЧЕЭЕУФЧЕООЩК УПУФБЧ ъЕНМЙ, ПФОПУЙФУС Й ХЮЕОЙЕ П РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ. ьФП ПФТБУМШ ЗЕПМПЗЙЙ, ЙЪХЮБАЭБС ХУМПЧЙС ПВТБЪПЧБОЙС, ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Й ЙЪНЕОЕОЙЕ НЕУФПТПЦДЕОЙК РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ Ч ЪЕНОПК ЛПТЕ. йЪ ОЙИ ЧЩДЕМСАФУС ТХДОЩЕ (НЕФБММЩ) Й ОЕТХДОЩЕ (НЙОЕТБМШОЩЕ ХДПВТЕОЙС, УФТПЙФЕМШОЩЕ НБФЕТЙБМЩ, ЗПТАЮЙЕ ЙУЛПРБЕНЩЕ Й ДТ.). ьФБ ПФТБУМШ ЙНЕЕФ ПУПВЕООП ВПМШЫПЕ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЪОБЮЕОЙЕ.
рПД ЧПЪДЕКУФЧЙЕН ЧОХФТЕООЙИ (ЬОДПЗЕООЩИ) УЙМ, УЧСЪБООЩИ У ЙУФПЮОЙЛБНЙ ЬОЕТЗЙЙ ЧОХФТЙ ъЕНМЙ Й ЧОЕЫОЙИ (ЬЛЪПЗЕООЩИ) УЙМ, ПВХУМПЧМЕООЩИ РПМХЮБЕНПК ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФША УПМОЕЮОПК ЬОЕТЗЙЕК, ЪЕНОБС ЛПТБ Й ъЕНМС Ч ГЕМПН ОЕРТЕТЩЧОП ЙЪНЕОСАФУС, РТПИПДС ТСД РПУМЕДПЧБФЕМШОЩИ УФБДЙК ТБЪЧЙФЙС. лПНРМЕЛУ ОБХЛ, ЙЪХЮБАЭЙИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ РТПГЕУУЩ, ЙЪНЕОСАЭЙЕ МЙЛ ъЕНМЙ, ПВЯЕДЙОСЕФ ДЙОБНЙЮЕУЛБС ЗЕПМПЗЙС. пОБ ТБУУНБФТЙЧБЕФ РТПГЕУУЩ, ЧЩЪЩЧБАЭЙЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЪЕНОПК ЛПТЩ, ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ТЕМШЕЖБ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ Й ПВХУМПЧМЙЧБАЭЙИ ТБЪЧЙФЙЕ ъЕНМЙ Ч ГЕМПН. вПМШЫПЕ ТБЪОППВТБЪЙЕ ПВЯЕЛФПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС РТЙЧЕМП Л ЧЩДЕМЕОЙА ЙЪ ДЙОБНЙЮЕУЛПК ЗЕПМПЗЙЙ ФБЛЙИ УБНПУФПСФЕМШОЩИ ДЙУГЙРМЙО, ЛБЛ ЧХМЛБОПМПЗЙС, УЕКУНПЗЕПМПЗЙС Й ЗЕПФЕЛФПОЙЛБ.
чХМЛБОПМПЗЙС ЙЪХЮБЕФ РТПГЕУУЩ ЧХМЛБОЙЮЕУЛЙИ ЙЪЧЕТЦЕОЙК, УФТПЕОЙЕ, ТБЪЧЙФЙЕ Й РТЙЮЙОЩ ПВТБЪПЧБОЙС ЧХМЛБОПЧ Й УПУФБЧ РТПДХЛФПЧ, ЙНЙ ЧЩВТБУЩЧБЕНЩИ.
тБЪДЕМ ЗЕПМПЗЙЙ, ТБУУНБФТЙЧБАЭЙК ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТБЪНЕЭЕОЙС Й УПЮЕФБОЙС ТБЪМЙЮОЩИ ЗПТОЩИ РПТПД Ч МЙФПУЖЕТЕ, ПРТЕДЕМСАЭЙЕ ЕЕ УФТХЛФХТХ, ОБЪЩЧБЕФУС УФТХЛФХТОПК ЗЕПМПЗЙЕК.
ъЕНМС ЙНЕЕФ ПЮЕОШ ДМЙФЕМШОХА Й УМПЦОХА ЙУФПТЙА ТБЪЧЙФЙС, ЛПФПТБС ЪБРЕЮБФМЕОБ Ч ЗПТОЩИ РПТПДБИ, РПУМЕДПЧБФЕМШОП ЧПЪОЙЛБЧЫЙИ Ч ОЕДТБИ ъЕНМЙ Й ОБ ЕЕ РПЧЕТИОПУФЙ. чПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЙУФПТЙЙ ъЕНМЙ Й ПВЯСУОЕОЙЕ РТЙЮЙО ЕЕ ТБЪЧЙФЙС УПУФБЧМСЕФ РТЕДНЕФ ЙУФПТЙЮЕУЛПК ЗЕПМПЗЙЙ. ьФБ ОБХЛБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ УЧСЪШ ТБЪЧЙФЙС ПТЗБОЙЮЕУЛПЗП НЙТБ У ТБЪЧЙФЙЕН ЧУЕК ЪЕНОПК ЛПТЩ. уРЕГЙБМШОЩНЙ ЕЕ ДЙУГЙРМЙОБНЙ СЧМСАФУС УФТБФЙЗТБЖЙС, РБМЕПОФПМПЗЙС, РБМЕПЗЕПЗТБЖЙС.
л ЧБЦОЕКЫЙН ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙН ОБХЛБН, ЪБОЙНБАЭЙНУС ЙЪХЮЕОЙЕН РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ЧПРТПУПЧ, ПФОПУСФУС ХЮЕОЙЕ П РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ (УН. ЧЩЫЕ), ЗЙДТПЗЕПМПЗЙС Й ЙОЦЕОЕТОБС ЗЕПМПЗЙС.
йОФЕТЕУОЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС П НОПЗЙИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ РТПГЕУУБИ ПУФБЧЙМ ЗТЕЮЕУЛЙК ЖЙМПУПЖ бТЙУФПФЕМШ (384-322 ЗЗ. ДП О.Ь.). чУМЕД ЪБ зЕТБЛМЙФПН ПО РТЙЪОБЧБМ, ЮФП НЙТ УХЭЕУФЧХЕФ ЧЕЮОП, ОП ОБ РПЧЕТИОПУФЙ ъЕНМЙ ОЕРТЕТЩЧОП РТПЙУИПДСФ ТБЪМЙЮОЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ПВХУМПЧМЕООЩЕ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙНЙ ЪБФПРМЕОЙСНЙ УХЫЙ НПТЕН. рТЙЮЙОХ ЬФПЗП бТЙУФПФЕМШ ПВЯСУОСМ ГЙЛМЙЮЕУЛЙНЙ ЛПМЕВБОЙСНЙ ЛМЙНБФБ.
ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛБС ОБХЛБ, ЛБЛ, ЧРТПЮЕН, Й ЧУЕ ОБХЛЙ, ТБЪЧЙЧБМБУШ УМБВП. ч ЬФХ ЬРПИХ ВЕЪТБЪДЕМШОП ЗПУРПДУФЧПЧБМБ ГЕТЛПЧШ УП УЧПЙНЙ ДПЗНБНЙ П УПФЧПТЕОЙЙ НЙТБ Й ЕЗП ОЕЙЪНЕООПУФЙ, РТЕУМЕДПЧБЧЫБС ЧУЕ ЙОЩЕ ЧПЪЪТЕОЙС ОБ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ ъЕНМЙ. ч ЬФЙ НТБЮОЩЕ ЧТЕНЕОБ ОБХЛБ ХУРЕЫОЕЕ ЧУЕЗП ТБЪЧЙЧБМБУШ Ч бЪЙЙ, ОБ БТБВУЛПН чПУФПЛЕ. оБРТЙНЕТ, Ч уТЕДОЕК бЪЙЙ Ч УЧСЪЙ У ОЕПВИПДЙНПУФША ДПВЩЮЙ НЕФБММПЧ, Ч ЬРПИХ ЖЕПДБМЙЪНБ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ДПУФЙЗМБ НЙОЕТБМПЗЙС. ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ ОЕМШЪС ОЕ ХРПНСОХФШ ФБДЦЙЛУЛПЗП ЧТБЮБ Й ЖЙМПУПЖБ бВХ бМЙ ЙВО-уЙОБ (бЧЙГЕООБ, 980-1037) Й ХЮЕОПЗП ЙЪ иПТЕЪНБ бВХ тЕКИБО БМШ-вЙТХОЙ (973-1048), Ч ФТБЛФБФБИ ЛПФПТЩИ РПДТПВОП ПРЙУБОЩ НЙОЕТБМЩ, ЙЪЧЕУФОЩЕ Ч ФП ЧТЕНС, Б ФБЛЦЕ ЪБФТБЗЙЧБАФУС ПВЭЕЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЧПРТПУЩ.
у ОБЮБМПН ЬРПИЙ чПЪТПЦДЕОЙС ТЕЪЛП ХУЙМЙМУС ЙОФЕТЕУ Л ОБХЮОПНХ РПЪОБОЙА ОБЫЕК РМБОЕФЩ. уТЕДЙ ХЮЕОЩИ XV-XVII ЧЕЛПЧ, ЪБОЙНБЧЫЙИУС ЧПРТПУБНЙ ЗЕПМПЗЙЙ, УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, зЕПТЗБ вБХЬТБ (бЗТЙЛПМБ) Й ДТ. ч ЙИ УПЮЙОЕОЙСИ ТЕЪЛПК ЛТЙФЙЛЕ ВЩМЙ РПДЧЕТЗОХФЩ ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ЧПЪЪТЕОЙС ОБ РТЙТПДХ ПЛБНЕОЕМПУФЕК, ЧУФТЕЮБЕНЩИ Ч ЪЕНОЩИ РМБУФБИ, ЛПФПТЩЕ УЮЙФБМЙ Ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ «ЙЗТПК РТЙТПДЩ», «РПТПЦДЕОЙЕН ЪЧЕЪД». мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ (1452-1519) РТБЧЙМШОП РПОЙНБМ РТЙТПДХ ПЛБНЕОЕМПУФЕК ЛБЛ ПУФБФЛПЧ ОЕЛПЗДБ ЦЙЧЫЙИ Ч НПТЕ ТБЪОППВТБЪОЩИ ЦЙЧПФОЩИ, ЧЩУЛБЪЩЧБМ НЩУМШ П РПУФЕРЕООПН Й ДМЙФЕМШОПН ТБЪЧЙФЙЙ ъЕНМЙ Й НОПЗПЛТБФОПК УНЕОЕ ЖЙЪЙЛП-ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ХУМПЧЙК ОБ ЕЕ РПЧЕТИОПУФЙ.
оЕНЕГЛЙК ЧТБЮ, НЕФБММХТЗ Й НЙОЕТБМПЗ зЕПТЗ вБХЬТ (бЗТЙЛПМБ, 1494-1555) ПУФБЧЙМ ЙОФЕТЕУОЩЕ ОБВМАДЕОЙС ОБД ТХДОЩНЙ ЦЙМБНЙ Й ФТХДЩ РП ФЕИОЙЛЕ ЗПТОПЗП ДЕМБ.
лТХРОЩН ОБХЮОЩН ДПУФЙЦЕОЙЕН ЬРПИЙ чПЪТПЦДЕОЙС ВЩМП ПФЛТЩФЙЕ РПМШУЛПЗП БУФТПОПНБ оЙЛПМБС лПРЕТОЙЛБ (1473-1543), ДПЛБЪБЧЫЕЗП ЗЕМЙПГЕОФТЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ уПМОЕЮОПК УЙУФЕНЩ. пО Ч УЧПЕН ФТХДЕ «пВ ПВТБЭЕОЙЙ ОЕВЕУОЩИ УЖЕТ» ДПЛБЪБМ ЧТБЭЕОЙЕ ъЕНМЙ ЧПЛТХЗ УЧПЕК ПУЙ Й ЧПЛТХЗ уПМОГБ.
оП ЪБДПМЗП ДП зЕФФПОБ РПДПВОЩЕ ЦЕ НЩУМЙ П ЧМЙСОЙЙ «РПДЪЕНОПЗП ЦБТБ» ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМ ЗЕОЙБМШОЩК ТХУУЛЙК ХЮЕОЩК нЙИБЙМ чБУЙМШЕЧЙЮ мПНПОПУПЧ (1711-1765). ч ЪБНЕЮБФЕМШОПН ФТБЛФБФЕ «п УМПСИ ЪЕНОЩИ» (1763) ПО ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ РТЙТПДЩ, П ЕЕ ТБЪЧЙФЙЙ Й ЛТЙФЙЛХЕФ ФЕИ, ЛФП Ч ТБЪОППВТБЪЙЙ РТЙТПДОЩИ СЧМЕОЙК ЧЙДЕМ ВПЦЕУФЧЕООПЕ ОБЮБМП. ч ЕЗП ТБВПФЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС УБНЩЕ ТБЪМЙЮОЩЕ ЧПРТПУЩ ЗЕПМПЗЙЙ: РТЙЮЙОЩ ПВТБЪПЧБОЙС ЗПТ Й ЧХМЛБОПЧ, РТПЙУИПЦДЕОЙЕ УМПЙУФЩИ ЗПТОЩИ РПТПД, УЧСЪБООПЕ У ПУБЦДЕОЙЕН ЙЪ ЧПДОЩИ ВБУУЕКОПЧ, РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ТХДОЩИ ЦЙМ, ХЗМС, ОЕЖФЙ Й ДТ. н.ч.мПНПОПУПЧ РЙУБМ: «. ОБРТБУОП НОПЗЙЕ ДХНБАФ, ЮФП ЧУЕ ЛБЛ ЧЙДЙН, У ОБЮБМБ ФЧПТГПН УПЪДБОП; ВХДФП ОЕ ФПЛНП ЗПТЩ, ДПМЩ Й ЧПДЩ, ОП Й ТБЪОЩЕ ТПДЩ НЙОЕТБМПЧ РТПЙЪПЫМЙ ЧНЕУФЕ УП ЧУЕН УЧЕФПН; Й РПФПНХ ДЕ ОЕ ОБДПВОП ЙУУМЕДПЧБФШ РТЙЮЙО, ДМС ЮЕЗП ПОЙ ЧОХФТЕООЙНЙ УЧПКУФЧБНЙ Й РПМПЦЕОЙЕН НЕУФ ТБЪОСФУС. фБЛПЧЩЕ ТБУУХЦДЕОЙС ЧЕУШНБ ЧТЕДОЩ РТЙТБЭЕОЙА ЧУЕИ ОБХЛ, УМЕДПЧБФЕМШОП, Й ОБФХТБМШОПНХ ЪОБОЙА ЫБТБ ЪЕНОПЗП, Б ПУПВМЙЧП ЙУЛХУУФЧХ ТХДОПЗП ДЕМБ».
лТПНЕ РПДЪЕНОПЗП ЦБТБ н.ч.мПНПОПУПЧ РТЙЪОБЧБМ ЧМЙСОЙЕ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ Й ЧОЕЫОЙИ ЖБЛФПТПЧ (ЧЕФТБ, ТЕЛ, ЧПМО). уЙМЩ, НЕОСАЭЙЕ МЙЛ ъЕНМЙ, ПО ТБЪДЕМСМ ОБ ЧОХФТЕООЙЕ Й ЧОЕЫОЙЕ: «чОЕЫОЙЕ ДЕКУФЧЙС УХФШ УЙМШОЩЕ ЧЕФТЩ, ДПЦДЙ, ФЕЮЕОЙЕ ТЕЛ, ЧПМОЩ НПТУЛЙЕ, МШДЩ, РПЦБТЩ Ч МЕУБИ, РПФПРЩ; ЧОХФТЕООЕЕ ПДОП ЪЕНМЕФТСУЕОЙЕ». рТЙЪОБОЙЕН УЙОФЕЪБ ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ УЙМ Ч ЙИ ЧМЙСОЙЙ ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ъЕНМЙ н.ч.мПНПОПУПЧ ОБНОПЗП ПРЕТЕДЙМ УЧПА ЬРПИХ, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПК ОБ ъБРБДЕ РТПЙУИПДЙМБ ВПТШВБ НЕЦДХ ОЕРФХОЙУФБНЙ Й РМХФПОЙУФБНЙ.
чЕУШНБ РТПЗТЕУУЙЧОЩН Х мПНПОПУПЧБ СЧМСЕФУС ЮБУФП РТЙНЕОСЧЫЙКУС ЙН НЕФПД ПВЯСУОЕОЙС ОЕЛПФПТЩИ СЧМЕОЙК ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП РТПЫМПЗП РХФЕН УТБЧОЕОЙС ЙИ У УПЧТЕНЕООЩНЙ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ РТПГЕУУБНЙ, Ч ЛПФПТПН НПЦОП ЧЙДЕФШ ЪБЮБФЛЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП РМПДПФЧПТОПЗП ДМС ЗЕПМПЗЙЙ НЕФПДБ БЛФХБМЙЪНБ.
лТХРОЩК ЭБЗ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ЗЕПМПЗЙЙ ВЩМ УДЕМБО Ч ОБЮБМЕ XIX ЧЕЛБ БОЗМЙКУЛЙН ЪЕНМЕНЕТПН чЙМШСНПН уНЙФПН (1769-1839), ПВТБФЙЧЫЙН ЧОЙНБОЙЕ РТЙ РТПЛМБДЛЕ ЛБОБМПЧ ОБ ТБЪМЙЮЙЕ Ч ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ПУФБФЛБИ, ЧУФТЕЮЕООЩИ Ч ТБЪОЩИ РМБУФБИ. ч.уНЙФ ЧРЕТЧЩЕ ХУФБОПЧЙМ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРТЕДЕМЕОЙС ЧПЪТБУФБ, Б ЪОБЮЙФ Й РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ПФМПЦЕОЙС РМБУФПЧ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ЪБЛМАЮЕООЩИ Ч ОЙИ ЙУЛПРБЕНЩИ. пО РЕТЧЩК ЪБМПЦЙМ ПУОПЧЩ ТБУЮМЕОЕОЙС Й ЛПТТЕМСГЙЙ ПФМПЦЕОЙК РП РБМЕПОФПМПЗЙЮЕУЛЙН ПУФБФЛБН.
ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ XIX ЧЕЛБ РПЧУЕНЕУФОП ОБЮБМЙУШ ФЭБФЕМШОЩЕ Й ЛТПРПФМЙЧЩЕ ТБВПФЩ РП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПНХ ЙЪХЮЕОЙА ПУФБФЛПЧ ЧЩНЕТЫЙИ ПТЗБОЙЪНПЧ. дМС ВПМЕЕ ДТПВОПЗП ТБУЮМЕОЕОЙС ПУБДПЮОЩИ ФПМЭ Ч ГЕМСИ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ Й ЧЩТБВПФЛЙ ПВЭЕК ДМС ЧУЕК ъЕНМЙ ЗЕПИТПОПМПЗЙЮЕУЛПК ЫЛБМЩ У 1822 РП 1841 ЗЗ. ВЩМЙ ХУФБОПЧМЕОЩ ПУОПЧОЩЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС ПУБДПЮОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК, ЧПЫЕДЫЙЕ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ Ч ЗЕПИТПОПМПЗЙЮЕУЛХА ЫЛБМХ ЪЕНОПК ЛПТЩ.
тБВПФЩ ч.уНЙФБ ТБЪЧЙМ Й РТПДПМЦЙМ ЖТБОГХЪУЛЙК ХЮЕОЩК цПТЦ лАЧШЕ (1769-1832), ЛПФПТЩК РТЙЪОБО ПУОПЧПРПМПЦОЙЛПН ОПЧПК ОБХЛЙ РБМЕПОФПМПЗЙЙ. рБМЕПОФПМПЗЙС ПЛБЪЩЧБЕФ ПЗТПНОПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ РПУМЕДХАЭЕЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЙУФПТЙЮЕУЛПК ЗЕПМПЗЙЙ. вХДХЮЙ УФПТПООЙЛПН ФЕПТЙЙ ОЕЙЪНЕОСЕНПУФЙ ЧЙДПЧ, ц.лАЧШЕ ПВЯСУОСМ ТБЪМЙЮЙС Ч УПУФБЧЕ ЛПНРМЕЛУПЧ ЙУЛПРБЕНЩИ, ЧУФТЕЮЕООЩИ Ч ТБЪМЙЮОЩИ РМБУФБИ, ЧУЕПВЭЙН ЧЩНЙТБОЙЕН ПТЗБОЙЪНПЧ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧОЕЪБРОЩИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЛБФБУФТПЖ, РПУМЕ ЮЕЗП РПСЧМСМЙУШ ОПЧЩЕ ЖПТНЩ. ьФБ ФЕПТЙС, РПМХЮЙЧЫБС ОБЪЧБОЙЕ ЛБФБУФТПЖЙЪНБ, РПДДЕТЦЙЧБМБУШ НОПЗЙНЙ ЧЙДОЩНЙ ЗЕПМПЗБНЙ, ПВЯСУОСЧЫЙНЙ ЧУЕ ЙЪНЕОЕОЙС ОБ РПЧЕТИОПУФЙ ъЕНМЙ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙНЙ УПВЩФЙСНЙ. лБФБУФТПЖЙЪН МЕЗЛП ХЦЙЧБМУС У ТЕМЙЗЙЕК Й ВЩМ РП УХЭЕУФЧХ ТЕБЛГЙПООЩН ЙДЕБМЙУФЙЮЕУЛЙН ХЮЕОЙЕН. ж.ьОЗЕМШУ ФБЛ РЙУБМ ПВ ЬФПН Ч УЧПЕН ФТХДЕ «дЙБМЕЛФЙЛБ РТЙТПДЩ»: «фЕПТЙС лАЧШЕ. ВЩМБ ТЕЧПМАГЙПООБ ОБ УМПЧБИ Й ТЕБЛГЙПООБ ОБ ДЕМЕ. оБ НЕУФП ПДОПЗП БЛФБ ВПЦЕУФЧЕООПЗП ФЧПТЕОЙС ПОБ УФБЧЙМБ ГЕМЩК ТСД РПЧФПТОЩИ БЛФПЧ ФЧПТЕОЙС Й ДЕМБМБ ЙЪ ЮХДБ УХЭЕУФЧЕООЩК ТЩЮБЗ ЙЪНЕОЕОЙС РТЙТПДЩ».
тЕЫЙФЕМШОЩК ХДБТ РП ЛБФБУФТПЖЙЪНХ ВЩМ ОБОЕУЕО БОЗМЙКУЛЙН ЗЕПМПЗПН юБТМШЪПН мСКЕМЕН (1797-1875). ч ЛОЙЗЕ «пУОПЧЩ ЗЕПМПЗЙЙ» (1833) мСКЕМШ ДПЛБЪБМ, ЮФП ЙЪНЕОЕОЙС ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ НПЗХФ РТПЙУИПДЙФШ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ УБНЩИ ПВЩЮОЩИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЖБЛФПТПЧ (ЧЕФТБ, ДПЦДС, НПТУЛПЗП РТЙВПС, МШДБ), ВЕЪ ЧУСЛЙИ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙИ СЧМЕОЙК. рТЙ ЛПМПУБМШОПК ДМЙФЕМШОПУФЙ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЧТЕНЕОЙ ЬФЙ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ РТПЙЪЧЕУФЙ ПЗТПНОЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС ОБ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ. ж.ьОЗЕМШУ УЮЙФБМ, ЮФП ю.мСКЕМШ «ЧОЕУ ЪДТБЧЩК УНЩУМ Ч ЗЕПМПЗЙА, ЪБНЕОЙЧ ЧОЕЪБРОЩЕ, ЧЩЪЧБООЩЕ ЛБРТЙЪПН ФЧПТГБ ТЕЧПМАГЙЙ РПУФЕРЕООЩН ДЕКУФЧЙЕН НЕДМЕООПЗП РТЕПВТБЪПЧБОЙС ъЕНМЙ» (ФБН ЦЕ).
ьЧПМАГЙПООЩЕ ЙДЕЙ ПЛПОЮБФЕМШОП ХРТПЮЙМЙУШ Ч ЗЕПМПЗЙЙ У РПСЧМЕОЙЕН Ч 1859 ЗПДХ ЗЕОЙБМШОПЗП ФТХДБ юБТМШЪБ дБТЧЙОБ (1809-1862) «рТПЙУИПЦДЕОЙЕ ЧЙДПЧ». рТЙЪОБОЙЕ ЬЧПМАГЙПООПЗП ТБЪЧЙФЙС ПТЗБОЙЮЕУЛПЗП НЙТБ РПЧЩУЙМП ЙОФЕТЕУ Л ЙЪХЮЕОЙА РБМЕПОФПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУФБФЛПЧ, РТЕДУФБЧМСАЭЙИ УПВПК ВПЗБФЩК НБФЕТЙБМ ДМС РПДФЧЕТЦДЕОЙС ДБТЧЙОПЧУЛПК ФЕПТЙЙ ЬЧПМАГЙЙ.
рПУМЕ УНЕТФЙ н.ч.мПНПОПУПЧБ Ч тПУУЙЙ ЫМП ЙОФЕОУЙЧОПЕ ОБЛПРМЕОЙЕ ЖБЛФЙЮЕУЛПЗП НБФЕТЙБМБ РП ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПНХ УФТПЕОЙА ЪЕНОПК ЛПТЩ. уПЧЕТЫБМЙУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ ЬЛУРЕДЙГЙЙ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ ТБКПОЩ УФТБОЩ, ОПУЙЧЫЙЕ ТЕЛПЗОПУГЙТПЧПЮОЩК ИБТБЛФЕТ. ьФЙ ЬЛУРЕДЙГЙЙ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК УФЕРЕОЙ УФЙНХМЙТПЧБМЙУШ ОЕХЛМПООЩН ТПУФПН ЗПТОПК РТПНЩЫМЕООПУФЙ Ч тПУУЙЙ.
ъОБЮЙФЕМШОХА ТПМШ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ТХУУЛПК ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ УЩЗТБМ нПУЛПЧУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ, ПФЛТЩФЩК Ч 1755 ЗПДХ РП ЙОЙГЙБФЙЧЕ н.ч.мПНПОПУПЧБ, Б ФБЛЦЕ ПФЛТЩФЩЕ РПЪДОЕЕ рЕФЕТВХТЗУЛЙК ЗПТОЩК ЙОУФЙФХФ, рЕФЕТВХТЗУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ Й ДТХЗЙЕ ЧЩУЫЙЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС. рТЙ ХОЙЧЕТУЙФЕФБИ УПЪДБЧБМЙУШ ПВЭЕУФЧБ ЙУРЩФБФЕМЕК РТЙТПДЩ. йЪ УТЕДЩ ТХУУЛЙИ ЗЕПМПЗПЧ ОБЮЙОБАФ ЧЩДЕМСФШУС ЛТХРОЩЕ ФЕПТЕФЙЛЙ, РПМПЦЙЧЫЙЕ ОБЮБМП ЫЛПМЕ ТХУУЛЙИ ХЮЕОЩИ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ПВМБУФСИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ. бЛБДЕНЙЛ ч.н.уЕЧЕТЗЙО (1765-1826) ПУХЭЕУФЧЙМ ЙДЕА н.ч.мПНПОПУПЧБ П УПЪДБОЙЙ «чУЕПВЭЕК НЙОЕТБМПЗЙЙ тПУУЙЙ», ПРХВМЙЛПЧБЧ Ч 1809 ЗПДХ ЛТХРОХА УЧПДЛХ «пРЩФ НЙОЕТБМПЗЙЮЕУЛПЗП ЪЕНМЕПРЙУБОЙС ЗПУХДБТУФЧБ тПУУЙКУЛПЗП».
ч 1918 ЗПДХ Ч фПНУЛЕ ВЩМП ПТЗБОЙЪПЧБОП уЙВЙТУЛПЕ ПФДЕМЕОЙЕ зЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛПНЙФЕФБ, Х ЙУФПЛПЧ ЛПФПТПЗП УФПСМЙ ФБЛЙЕ ЛТХРОЩЕ ЗЕПМПЗЙ, ЛБЛ ч.б.пВТХЮЕЧ (1863-1956) Й н.б.хУПЧ (1883-1939). ьФП ВЩМБ РЕТЧБС РТПЙЪЧПДУФЧЕООБС ЗЕПМПЗЙЮЕУЛБС ПТЗБОЙЪБГЙС ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ уЙВЙТЙ. чЩУЫЕЕ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ Ч бЪЙБФУЛПК ЮБУФЙ тПУУЙЙ ЧРЕТЧЩЕ ОБЮБМП ПУХЭЕУФЧМСФШУС Ч фПНУЛПН ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛПН (ОЩОЕ РПМЙФЕИОЙЮЕУЛПН) ЙОУФЙФХФЕ Й фПНУЛПН ЗПУХДБТУФЧЕООПН ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ. дЧБ ЬФЙИ ЧХЪБ (РЕТЧЩЕ ЧЩУЫЙЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС ЪБ хТБМПН) ДП УЙИ РПТ СЧМСАФУС ЛТХРОЕКЫЕК ЛХЪОЙГЕК ЛБДТПЧ ДМС ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК БЪЙБФУЛПК ЮБУФЙ тПУУЙЙ Й УФТБО уоз.
оБЙВПМЕЕ ЪОБЮЙНЩН ДМС ТБЪЧЙФЙС ЗЕПМПЗЙЙ Ч тПУУЙЙ ВЩМ УПЧЕФУЛЙК РЕТЙПД, ПДОЙН ЙЪ ЗМБЧОЩИ ДПУФЙЦЕОЙК ЛПФПТПЗП УФБМ ВЕУРТЕГЕДЕОФОЩК Ч НЙТПЧПК РТБЛФЙЛЕ ТБЪНБИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК, ЛПФПТЩК ЪБ ОЕУЛПМШЛП ДЕУСФЙМЕФЙК РТЕЧТБФЙМ 1/6 ЮБУФШ УХЫЙ ЙЪ УМБВПЙЪХЮЕООПК ФЕТТЙФПТЙЙ Ч ЛТХРОЕКЫХА ЛМБДПЧХА РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ. ъБДЕМ ВЩМ ФБЛ ЧЕМЙЛ, ЮФП, ОЕУНПФТС ОБ ТБУРБД ууут Й ФТХДОПУФЙ, РЕТЕЦЙЧБЕНЩЕ РПУФУПЧЕФУЛЙНЙ УФТБОБНЙ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТПУЮЕФПЧ ХРТБЧМЕОЙС, УПЪДБООБС Ч УПЧЕФУЛПЕ ЧТЕНС НЙОЕТБМШОП-УЩТШЕЧБС ВБЪБ Й Ч XXI ЧЕЛЕ РПУМХЦЙФ ПУОПЧПК УХЭЕУФЧПЧБОЙС тПУУЙЙ Й РПЮФЙ ЧУЕИ УФТБО уоз.