навык формируется не только постепенно но и неравномерно

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

1. Закон неравномерности развития навыка.

· Быстрое овладение действием в начале и замедление на конечной фазе обучения (при обучении лёгким действиям: быстро усваивается основа действия и долго – его детали);

· Медленное овладение действием в начале и ускорение на конечной фазе обучения (при обучении сложным действиям: незаметные качественные накопления впоследствии проявляются в виде ускорения процесса).

2. Закон «плато» (задержки) в развития навыка.

· Внутренние причины, обуславливающиеся незаметными приспособительными изменениями в организме, переходящие в качество лишь по истечении времени.

· Внешние причины, вызываемые неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем подготовленности занимающегося.

3. Закон угасания навыка (без подтверждения навык постепенно угасает, но его основа сохраняется долго и после повторений быстро восстанавливается).

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

5. Закон переносанавыка.

· Положительный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык ускоряет формирование нового; наблюдается при структурном сходстве в главном звене техники двигательных действий).

· Отрицательный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык замедляет формирование нового; происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и отсутствии его в главных звеньях техники).

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА

Двигательное умение высшего порядка – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.

Характерные признаки ДУВП:

· Повышенная роль пусковой функции сознания.

· Движения, входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизированно, но могут и попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции.

· Проявляется всегда в условиях целостной двигательной деятельности.

Значение ДУВП:

· Приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям – процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности.

· Выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП:

· Умение эффективно использовать приобретённые навыки параллельно или в разнообразной последовательности.

· Умение одновременно использовать два или несколько сформированных навыков.

· Умение эффективно использовать последовательно два или несколько сформированных навыков.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ

Физические качества – врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Особенности употребления терминов:

· Термин «двигательное качество» употребляется при необходимости отразить центрально-нервные регуляторные процессы управления движением.

· Термин «физическое качество» употребляется при необходимости выделить биомеханическую характеристику движения.

· Термин «психомоторное качество» употребляется при необходимости выделить особенности физиологического и психологического регулирования двигательного действия.

Выделяют две группы двигательных качеств: кондиционные (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и координационные (ловкость).

Особенности возрастного развития двигательных качеств:

· появление сензитивных периодов;

· гетеротропность (разные темпы развития в разных частях тела);

· гетерохронность (разновремённость развития качеств).

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ

1. Принцип систематичности педагогических воздействий. Выделяют следующие эффекты: срочный, трансформированный и кумулятивный.

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий. Выделяют следующие формы повышения нагрузок:

3. Принцип рационального распределения и сочетания во времени разнонаправленных педагогических воздействий.

· Определить рациональную последовательность нагрузок, содействующих развитию двигательных качеств.

· Выбрать рациональное соотношение объёма и интенсивности нагрузок.

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействия.

Принцип возрастной адекватности состава средств и методики развития качеств.

Принцип опережающего воздействия в развитии двигательных качеств.

Принцип соразмерности в развитии способностей.

Принцип сопряжённости воздействия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА «СИЛА»

Сила (как физическое качество) – способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Различают преодолевающую силу (сила, направленная против сопротивления) и уступающую силу (сила, действующая по ходу движения)

Режимы проявления силы мышц:

· Статический (изометрический) – без изменения длины мышц.

· Преодолевающий (миометрический) – при уменьшении длины мышц.

· Уступающий (полиометрический) – при удлинении мышцы.

Различают также абсолютную и относительную (сила/вес тела) силу.

Виды силовых способностей:

· при медленных сокращениях мышц с предельными или околопредельными отягощениями;

· при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа.

Источник

Навык формируется не только постепенно но и неравномерно

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

Екатерина Лапинская запись закреплена

формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в
развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания,
закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не
только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере
качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность
имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а
затем качественный прирост навыка замедля­ется. Подобная неравномерность
характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро
схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он
резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения

относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные
накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения
уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в
развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя
причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных
приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени
переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным
уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то
для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или
существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения
(внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не
повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык
не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать
неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении
действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений,
нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в
конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные
действия. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется
сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
Совершенствование двигательного действия практически продолжается на
протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического
воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте
проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее
сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления
нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является
наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих
двигательных действий.
Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда,
наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного
навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его
отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре
головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в
центральной нервной системе.
Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или
вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные
точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их
отрабатывает.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при
определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных
движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика,
акробатика и др.

Источник

Основы формирования двигательного навыка

Основы обучения двигательным действиям

В физкультурном образовании под термином «двигательное действие» понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями».

При овладении техникой какого-либо двигательного действия, вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности. Это и составляет сущность двигательного действия.

Двигательное умение – это степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов. В ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на основные компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия (в беге – контроль за скоростью, в лыжах – изменение рельефа местности).

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мас­терства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Смотреть картинку навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Картинка про навык формируется не только постепенно но и неравномерно. Фото навык формируется не только постепенно но и неравномерно

Основы формирования двигательного навыка

Овладение двигательным действием осуществляется в следую­щей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятель­ности личности, ее поведение.

Преподаватель дол­жен побудить учеников к сознательному, осмысленному отношению в предстоящем овладении новыми двигательными действиями.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением дей­ствия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от кото­рых зависит успех его выполнения. Элементы двигательного действия и осо­бенности условий, требующие концентрации внимания для ус­пешного выполнения действий называются основными опорными точками (ООТ). Сово­купность ООТ, составляющих программу действия, является ори­ентировочной основой действия (ООД).

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на ос­нове уже имеющегося у ученика двигательного опыта

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представ­ления.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овла­дение действием, а затем качественный прирост навыка замедля­ется. Это характерно при обучении легким действиям, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначи­телен, а затем он резко возрастает. Это характерно при обучении сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с тече­нием времени могут проявить себя в виде повышения уровня вла­дения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незамет­ных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка опреде­лена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, ме­тодов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Вначале он не претерпевает качественных измене­ний. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на­рушаются сложные координационные отношения между движе­ниями. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка.

В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови­ем положительного переноса навыка является наличие структур­ного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двига­тельных действий (прыжок в высоту и прыжок в волейболе, баскетболе).

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене (разбег в гимнастике и легкой атлетике).

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если указать основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос.

Источник

Методологические основы теории обучения двигательным действиям

При формировании двигательного навыка в центральной нерв­ной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элемен­тов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлече­нием в работу многих мышц. При первых попытках выполнить но­вое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному вы­полнению движения, оно осуществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улуч­шением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосред­ственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформиро­ванном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степе­нью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса на­выка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формирует­ся не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с тече­нием времени могут проявить себя в виде повышения уровня вла­дения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка опреде­лена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, ме­тодов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных измене­ний, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на­рушаются сложные координационные отношения между движе­ниями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков. [6]

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель ука­зывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует стро­го учитывать при определении последовательности (очереднос­ти) освоения техники разнообразных движений, особенно в та­ких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Структура процесса обучения и особенности её этапов. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

Источник

6.2. основы формирования двигательного навыка

6.2. основы формирования двигательного навыка

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» – активность – цель – «достижение успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий.

Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *