навык регуляции длительности движения отрабатывается при
Навык регуляции длительности движения отрабатывается при
Такое понимание навыков и процесса их автоматизации помогает раскрыть механизм формирования технических навыков рисования.
Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инструментом, так и к навыкам регуляции движений. Не может, напри мер, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движении всегда направлено на характеристику изображаемого.
Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.
Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослабление зрительной регуляции на данном этапе сразу приводит к ошибочному, неуверенному движению, например оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка, более существенным становится кинестетический контроль за движением. Однако при выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не может быть совершенно заменена мышечной. Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче формы, величины, определенных пропорций, чего нельзя выполнить при одной только кинестетической регуляции. С другой стороны, одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления), в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.
Навык регуляции длительности движения отрабатывается при
В процессе выполнения движения импульсы поступают в кинестетический (двигательный) анализатор. Их анализ позволяет сличать выполняемое движение с имеющимся представлением о нем и корригировать его до полного уподобления.
Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестетическая регуляция в процессе выполнения рисовального движения. Соотношение этих двух компонентов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка.
Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестетическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направления движений и др.
В ряде психологических работ (Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонов и др.) мы находим указания на необходимость четкого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия.
Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.
Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предлагаемой группировке не только технические навыки, но и умения.
Механизмы отработки различных компонентов техник рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных я горизонтальных линий и др.).
Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
Формирование двигательных навыков у юных спортсменов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В учебно-тренировочном процессе юные спортсмены изучают технику избранного спорта на определенном уровне, характеризующем степень освоенности действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения техническими действиями в избранном виде спорта. Формирование двигательного умения, а затем и навыка требует от юных спортсменов активного участия в учебно-тренировочном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия выполнения действия, а также формирует у них основы управления движениями.
Признаки, что техника освоена юными спортсменами на уровне двигательного умения: постоянная концентрация внимания на составляющих действие операциях, нестабильность результата действия, изменчивость техники действия, возникновение нарушении в технике исполнения под влиянием сбивающих факторов, низкая слаженность движений, — приводят к относительно невысокой скорости выполнения технического действия.
Несмотря на то что юные спортсмены могут успешно освоить достаточно много технических действий на стадии умения, двигательный навык сформировать у них достаточно сложно. По П.Я. Гальперину (2005), если мы повышаем требования к действию, то приходится переучиваться, потому что многие действия усваиваются в таком качестве, которое повышенных требований не выдерживает.
По мере многократного повторения действия юными спортсменами оно становится отлаженным и привычным (иногда на это уходят месяцы и годы). Связи между двигательными операциями становятся прочными, гарантирующими их слитность, тогда у спортсменов отпадает необходимость в постоянной концентрации внимания. Это приводит к тому, что двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков
Основными факторами, усиливающими эффективность формирования двигательных навыков, являются:
б) прошлый двигательный опыт (или ранее выработанная координация) предполагает опору на уже имеющиеся у юных спортсменов двигательные навыки в виде врожденных движений или двигательные навыки, образованные в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни (бег, кувырки и др.);
Тренеры-преподаватели в процессе формирования у воспитанников двигательных навыков должны учитывать, что формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние, как положительное, так и отрицательное, на усвоение других навыков. Это так называемый перенос навыков. В практике выделяют его разновидности.
Положительный перенос навыков определяет взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.
Отрицательный перенос навыков предполагает такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.
Перенос навыка в тренировке юных спортсменов может иметь различный характер.
• Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию у юных спортсменов другого, а обратного влияния не обнаруживается.
• Взаимный перенос навыков наблюдается с одного двигательного действия на другие и обратно.
• Прямой перенос характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в конкретном упражнении.
• Косвенный (опосредованный) перенос основывается на том, что ранее сформированный у спортсменов навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
• Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система специально-подготовительных упражнений.
• Обобщенный перенос наблюдается, если ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним.
Тренерам-преподавателям, работающим с юными спортсменами, необходимо учитывать характер взаимодействия навыков: при планировании учебно-тренировочного процесса — в рамках одного или серии занятий; при подборе систем специально подготовительных упражнений.
Этапы формирования двигательных навыков
Процесс обучения техническому действию (в основе которого лежит формирование двигательного навыка) условно делится на три этапа.
Этап начального разучивания
(у юных спортсменов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах). Методические особенности изучения новых технических действий: обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологическом самочувствии занимающихся; по возможности исключить воздействие на обучаемых сбивающих факторов; необходимо прекращать повторение действия при возникновении утомления, при снижении качества выполнения; интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления; в структуре одного занятия обучение новому двигательному действию необходимо планировать в начале основной части, пока не снизилась работоспособность у занимающихся.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формируется двигательный навык). Методические особенности: обучаемым необходимо стремиться к стабильности и автоматизму выполняемых действий; важно довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности техники; добиться выполнения технического действия с максимальными усилиями и скоростью, точностью и экономичностью, допускается выполнение на фоне утомления, могу! использоваться «сбивающие» факторы.
При ознакомлении обучаемых с новым двигательным действием главной задачей является создание у них представлений, необходимых для правильного выполнения технического действия и побуждение занимающихся к сознательному и активному освоению.
Обучение технике у юных спортсменов начинается с осознания ими учебной задачи и формирования представлений о способе ее решения. Формировать представление об изучаемом действии очень важно в обучении новичков, оно является чувственно-наглядным образом двигательного действия, возникает на основе того, что обучаемый видит, слышит и чувствует, опираясь при этом на свои знания. Чем точнее поймет воспитанник значение и сущность двигательного действия, тем точнее будут его представления о нем. Тренер-преподаватель при формировании у юных спортсменов представления о техническом действии условно акцентирует их внимание на три звена:
а) осмысливание задачи обучения (обучаемые должны понять основу техники);
б) составление проекта решения двигательной задачи (логика выполнения изучаемого действия);
в) попытка выполнения технического действия по образцу (позволяет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).
Обучение новому техническому действию необходимо начинать при наличии у воспитанников готовности к практическому разучиванию двигательного действия. Она имеет несколько компонентов проявления.
Собственно физическая готовность к разучиванию двигательного действия определяется уровнем развития физических качеств (ловкости скоростно-силовых, выносливости, гибкости).
Автоматизация исполнения двигательного действия
В процессе формирования двигательного навыка автоматизация подразумевает исполнение двигательного действия практически без контроля сознания. Это определяет такие характеристики двигательного действия, как стандартность и вариативность, проявляющиеся в надежности выполнения.
Несомненно, что совершенное владение навыком иногда приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших мышечных дифференцировок и синтеза показателей всех анализаторов.
Интегральное целостное ощущение, например, в единоборствах можно рассматривать как способность спортсмена быстро и точно выполнять наиболее рациональные двигательные действия и технические приемы с учетом ситуации поединка, условий противоборства, технико-тактических действий соперника. Формирование этих специфических чувств происходит по мере автоматизации двигательного навыка. При этом в процессе становления навыка контроль сознания ведется по отдельным параметрам двигательного действия, а когда навык сформирован, сознание широко охватывает обобщенные интегральные характеристики двигательного действия.
Способность к интегральным ощущениям в большинстве случаев обнаруживается как результат предварительной тренировки спортсмена в выполнении двигательного действия. Зачастую признаком одаренности к избранному виду спорта является наличие у юного спортсмен изначально (не имея опыта спор-зной деятельности) интегральных мщений при выполнении двигательных действий.
Для формирования интегральных целостных ощущений не достаточно только двигательной активности и значительного стажа занятий спортом. Важно целенаправленно давать спортсменам условия для их формирования:
• двигательное действие должно быть автоматизировано;
• совместно с тренером (или самостоятельно) необходимо провести синтез условий успешного выползня двигательного действия;
• спортсмен должен стремиться выполнить действие с максимальной эффективностью;
В практике спортивной подгони реальный процесс формирования двигательного навыка обычно не имеет выраженных этапов. Не редко у обучаемых наблюдается появление уже исправленных ошибок или отмечается общее ухудшение техники. Иногда двигательное действие, выполняемое автоматически, осуществляемое непроизвольно или неосознаваемо, подвергается деавтоматизации (следствие снижения эффективности самоконтроля за исполнением двигательного действия).
Можно также выделить временную непреднамеренную деавтоматизацию у юных спортсменов. Ее проявление может наблюдаться при недостаточном соревновательном опыте, общая причина возникновения может заключаться в излишних объемах выполнения специально подготовительных (подводящих) упражнений.
Тренеру необходимо проводить профилактику возникновения деавтоматизации двигательного навыка с учетом рекомендаций:
• не допускать значительных перерывов в повторении ранее сформированного навыка (особенно актуально для единоборств и спортивных игр);
• учить юных спортсменов анализировать движение, обращать внимание на условия выполнения, не допускать подражания при выполнении упражнений, а осмысливать движение;
• не допускать излишней мотивации спортсменов, иначе «перемотивация» может привести к вовлечению в работу больших усилий участия в движении мышц, нужных и ненужных.
Иногда деавтоматизация навыка даже полезна для технического совершенствования. Например, если неверно сформирован навык, требуется время, чтобы разучить движение заново. Наиболее важна деавтоматизация в случае изменения антропометрии спортсмена (если произошел «ростовой скачок», то параметры техники также должны перестраиваться) или в случае повышения уровня физической подготовленности спортсмена, влияющей на технику соревновательных упражнений.
Формирование двигательных навыков в учебно-тренировочном процессе
Освоение новых форм и вариантов техники, их закрепление и совершенствование происходят у спортсменов в зависимости от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках больших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы технической подготовки должны соответствовать общей структуре годичных циклов. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно условно выделить три этапа технической подготовки.
I этап. Совпадает с первой половиной подготовительного периода, когда вся подготовка спортсменов подчинена необходимости становления спортивной формы, создания модели новой техники соревновательных движений (ее улучшения, практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы. На этом этапе у занимающихся подросткового и юношеского возраста идет «приспособление» техники к измененным параметрам физического развития и подготовленности.
II этап. Техническая подготовка спортсменов направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Этап охватывает большую часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательные этапы).
III этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных ситуаций, увеличение диапазона их вариативности. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.
На всех этапах технической подготовки спортсменов следует избегать двигательных ошибок. В учебно-тренировочном процессе под ошибкой в технике понимается отклонение от модели техники, снижающее эффективность действия. Тренеры-преподаватели знают, что отклонение от модели не всегда ошибочно, часто такие отклонения являются индивидуальными особенностями техники. В спортивной подготовке встречается несколько видов ошибок: технические ошибки (связанные со структурой действия), тактические ошибки (искажающие смысловую сторону действия) и фоновые ошибки перемещений, поз выполнения упражнений, ритма действий. В учебно-тренировочном процессе в первую очередь устраняются технические ошибки, затем тактические, только после них фоновые.
Рекомендации по формированию двигательных навыков у неправоруких детей
Двигательное предпочтение одной из сторон тела называют термином «латеральное доминирование». Предпочитаемая сторона тела при выполнении двигательных действий называется ведущей. В практике спортивной подготовки выделяются юные спортсмены, одинаково успешно выполняющие технические действия в обе стороны. Таких детей называют амбидекстрами или амбидекстриками. В специальной литературе отмечается, что количество леворуких детей колеблется от 5 до 15%, а число амбидекстриков, у которых примерно равны обе руки, соответствует 2%, остальные дети являются праворукими (около 85%).
Методические рекомендации по обучению леворуких детей и амбидекстров технике двигательных действий:
• Любое изучаемое техническое действие должно объясняться и показываться в обе стороны.
• Выполнение новых технических действий должно сначала выполняться с удобной стороны, а потом разучиваться в неудобную сторону.
• Необходимо приучать юных спортсменов к выполнению различных симметричных движений, это даст более высокий результат технической подготовленности, чем впоследствии «дорабатывать» технические действия в неудобную сторону.
Тренер-преподаватель должен демонстрировать обучаемым двигательное действие в обе стороны. Стремиться заинтересовать обучаемых новым двигательным действием. Стимулировать у учеников стремление к техническому совершенствованию.
1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989.
2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005.
3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000.
4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб., 2005.
5. Средства физического воспитания: Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1979.
6. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1976.
Навык регуляции длительности движения отрабатывается при
Двигательные навыки, как и другие условные рефлексы, недостаточно постоянны в начале образования, в дальнейшем же становятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее. Сложнейшие координационные отношения, которыми характеризуется выполнение навыка на особенно высоком уровне, менее стойки. Вследствие этого трудно при повторениях каждый раз показывать свои лучшие результаты. Если даже один какой-либо фактор, влияющий на выполнение упражнения, становится менее полноценным, то результат снижается. К такого рода факторам относятся ухудшение общего состояния нервной системы (например, при утомлении), развитие в организме гипоксии, недостаточная адаптация при значительном изменении поясного времени. неуверенность в результатах при наличии сильных противников и др. Существенное значение имеют тип нервной системы, его устойчивость при действии отрицательных факторов.
После прекращения систематической тренировки навык начинает ухудшаться. Но это ухудшение выражено различно для разных его компонентов. Наиболее сложные двигательные компоненты могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэтому для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных интервалов. Вместе с тем более грубые компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках или ездить на велосипеде, сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов.
Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией функции кровообращения, дыхания и т. д., имеют ряд отличий от двигательных. При кратковременной смене одного вида деятельности другим вегетативные компоненты перестраиваются медленнее, чем двигательные. При длительных же перерывах (месяцы и в особенности годы) вегетативные компоненты навыка, в отличие от двигательных компонентов, угасают полностью.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ
1. Охранительный речевой режим
Проведение данного режима направлено на нормализацию состояния центральной нервной системы повышение ее адаптивных качеств, а также исключение проявлений патологической судорожной активности мышц речевого
аппарата. Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и «режим ограничения речи».
Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную его продукцию стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание (речь шепотом; вопросы и ответы, состоящие из одного слова; речь, отряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период «охранительного речевого режима» могут переходить на полное молчание. Как дети, так и взрослые ориентируются на общение при «помощи невербальных средств: жестов, мимики и т.п.
Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации. На взрослых заикающихся на фоне «режима молчания» проводится интенсивное психотерапевтическое воздействие, направленное на эмоциональную перестройку и изменение личностных установок. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех остальных логопедических техник.
2. Регуляция эмоционального состояния
Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменейия напряжения мышц, т.е. аутогенная тренировка (AT). Основным приемом AT является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты AT для заикающихся. Методика проведения AT существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации. Подросткам и
взрослым рекомендуется овладение AT в полном объеме, что включает общую мышечную релаксацию, релаксацию мышц речевого аппарата, регуляцию и углубление дыхания и т.п. Занятия также предполагают мысленное представление патогенных речевых ситуаций (например, разговор по телефону, с вышестоящим
лицом и т.п.), во время которых проводятся самовнушения, направленные на возможность говорить плавно в любой коммуникативной ситуации. На фоне этих представлений осуществляется также активная речевая работа. Создается двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе AT, закрепляются специальными функциональными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях. Дополнительным методом, способствующим расслаблению, является релаксационный массаж дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а
также массаж биологически активных точек.
3. Формирование речевого дыхания
Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также на формирование скоординированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Работа включает в себя ряд этапов.
Первый этап: овладение диафрагмальным типом дыхания. Постановку диафрагмального дыхания начинают, как правило, в положении лежа. Оптимально проводить постановку диафрагмального дыхания на фоне общего мышечного расслабления. В этом положении диафрагмальный тип дыхания устанавливается непроизвольно.
В дальнейшем тренировки проходят в положении стоя и сидя, а также в процессе выполнения физических упражнений. Для этой цели эффективно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
Второй этап: формирование длительного фонационного выдоха, что является основой для развития скоординированных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Такая тренировка начинается с длительного произнесения 1 гласных звуков. Это позволяет заикающимся экономно распределять выдыхаемый
воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот прием является начальным этапом формирования речевого дыхания.
Третий этап: формирование речевого выдоха. Упражнения включают специально подобранные слоги, слова, короткие и затем длинные фразы. В результате тренировки заикающиеся приобретают способность произносить каждую синтагму на едином речевом выдохе. Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.
4. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения. Заикающиеся обучаются подаче голоса на «мягкой» атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых складок, голос
становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого данные приемы в сочетании с использованием диафраг-мального дыхания позволяют поставить голос «на опору».
Затем заикающиеся овладевают приемом голосоведения, т.е. слитным произнесением ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе.
Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.
5. Развитие просодической стороны речи
следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз.
Следующим этапом является работа над ритмико-интонационным членением текста. Ритмико-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста. Это связано с обучением адекватной расстановке пауз по месту и
длительности, т.е. в соответствии со смысловым членением текста2. Для тренировки используются стихи, чтение текстов, короткие диалоги, пересказ, а затем спонтанная речь.
6. Развитие координации и ритмизации движений
Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног; пальцев рук и артикуляторных движений. Она также предусматривает развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта
технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с ре4ью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи. Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки
в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.
7. Развитие планирующей функции речи
В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи. Такую работу начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность заикающемуся выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения «звучащей речи». Это организует внутреннеречевое планирование в целом, в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением заикающихся адекватному речевому паузированию.
Они обучаются не только «выдерживать» паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания. Кроме этого используется тренировка на постепенно усложняющемся (в плане внутреннеречевой программы) материале.
Вначале это сопряженная речь (т.е. проговаривание фразы совместно с логопедом), затем отраженная речь (т.е. повторение фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях. При формировании плавной речи заикающихся учитываются закономерности речевого развития в онтогенезе, т.е.
Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практики щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.
Для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся детей и взрослых должны использоваться как комплексный подход в целом, так и дифференцированные логопедических техники.
Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания
Система коррекционной работы с заикающимися по периодам
Этапность логопедической работы с заикающимися