навык регуляции длительности движения отрабатывается при

Навык регуляции длительности движения отрабатывается при

Такое понимание навыков и процесса их автоматизации помогает раскрыть механизм формирования технических навыков рисования.

Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инструментом, так и к навыкам регуляции движений. Не может, напри мер, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движении всегда направлено на характеристику изображаемого.

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.

Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослабление зрительной регуляции на данном этапе сразу приводит к ошибочному, неуверенному движению, например оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка, более существенным становится кинестетический контроль за движением. Однако при выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не может быть совершенно заменена мышечной. Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче формы, величины, определенных пропорций, чего нельзя выполнить при одной только кинестетической регуляции. С другой стороны, одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления), в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.

Источник

Навык регуляции длительности движения отрабатывается при

В процессе выполнения движения импульсы поступают в кинестетический (двигательный) анализатор. Их анализ позволяет сличать выполняемое движение с имеющимся представлением о нем и корригировать его до полного уподобления.

Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестетическая регуляция в процессе выполнения рисовального движения. Соотношение этих двух компонентов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка.

Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестетическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направления движений и др.

В ряде психологических работ (Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонов и др.) мы находим указания на необходимость четкого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия.

Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предлагаемой группировке не только технические навыки, но и умения.

Механизмы отработки различных компонентов техник рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных я горизонтальных линий и др.).

Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.

Источник

Формирование двигательных навыков у юных спортсменов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В учебно-тренировочном про­цессе юные спортсмены изу­чают технику избранного спорта на определенном уровне, ха­рактеризующем степень освоеннос­ти действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения техническими действиями в из­бранном виде спорта. Формирова­ние двигательного умения, а затем и навыка требует от юных спортсме­нов активного участия в учебно-тре­нировочном процессе, приучает анализировать сущность поставлен­ных задач, условия выполнения действия, а также формирует у них основы управления движениями.

Признаки, что техника освоена юными спортсменами на уровне двигательного умения: постоянная концентрация внимания на состав­ляющих действие операциях, неста­бильность результата действия, из­менчивость техники действия, воз­никновение нарушении в технике исполнения под влиянием сбиваю­щих факторов, низкая слаженность движений, — приводят к относи­тельно невысокой скорости выпол­нения технического действия.

Несмотря на то что юные спортс­мены могут успешно освоить доста­точно много технических действий на стадии умения, двигательный на­вык сформировать у них достаточно сложно. По П.Я. Гальперину (2005), если мы повышаем требования к действию, то приходится переучи­ваться, потому что многие действия усваиваются в таком качестве, кото­рое повышенных требований не вы­держивает.

По мере многократного повто­рения действия юными спортсмена­ми оно становится отлаженным и привычным (иногда на это уходят месяцы и годы). Связи между двига­тельными операциями становятся прочными, гарантирующими их слитность, тогда у спортсменов от­падает необходимость в постоянной концентрации внимания. Это при­водит к тому, что двигательное уме­ние автоматизируется и превраща­ется в двигательный навык.

Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков

Основными факторами, усили­вающими эффективность формиро­вания двигательных навыков, явля­ются:

б) прошлый двигательный опыт (или ранее выработанная коорди­нация) предполагает опору на уже имеющиеся у юных спортсменов двигательные навыки в виде врож­денных движений или двигатель­ные навыки, образованные в ре­зультате специального обучения на протяжении индивидуальной жиз­ни (бег, кувырки и др.);

Тренеры-преподаватели в про­цессе формирования у воспитанни­ков двигательных навыков должны учитывать, что формирование од­них двигательных навыков может оказывать определенное влияние, как положительное, так и отрица­тельное, на усвоение других навы­ков. Это так называемый перенос навыков. В практике выделяют его разновидности.

Положительный перенос на­выков определяет взаимодействие навыков, при котором ранее сфор­мированный навык облегчает про­цесс формирования последующего.

Отрицательный перенос на­выков предполагает такое взаимо­действие навыков, при котором ра­нее сформированный навык затруд­няет процесс формирования после­дующего.

Перенос навыка в тренировке юных спортсменов может иметь различный характер.

• Односторонний перенос воз­никает в тех случаях, когда форми­рование одного навыка содействует образованию у юных спортсменов другого, а обратного влияния не об­наруживается.

• Взаимный перенос навыков наблюдается с одного двигательно­го действия на другие и обратно.

• Прямой перенос характеризу­ется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в конкретном упражнении.

• Косвенный (опосредованный) перенос основывается на том, что ранее сформированный у спортсме­нов навык создает только благопри­ятные предпосылки для приобрете­ния нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подго­товки в целях увеличения фонда не­специфических двигательных уме­ний и навыков в избранном виде спорта.

• Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых дейст­вий имеет большое сходство. На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движе­ний планируется система специаль­но-подготовительных упражнений.

• Обобщенный перенос наблю­дается, если ранее освоенный навык влияет на формирование целого ря­да движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним.

Тренерам-преподавателям, рабо­тающим с юными спортсменами, не­обходимо учитывать характер взаи­модействия навыков: при планирова­нии учебно-тренировочного процес­са — в рамках одного или серии заня­тий; при подборе систем специально подготовительных упражнений.

Этапы формирования двигательных навыков

Процесс обучения техническому действию (в основе которого лежит формирование двигательного на­выка) условно делится на три этапа.

Этап начального разучивания

(у юных спортсменов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах). Методические особенности изуче­ния новых технических действий: обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологиче­ском самочувствии занимающихся; по возможности исключить воздей­ствие на обучаемых сбивающих факторов; необходимо прекращать повторение действия при возникно­вении утомления, при снижении ка­чества выполнения; интервалы от­дыха должны быть достаточными для восстановления; в структуре од­ного занятия обучение новому дви­гательному действию необходимо планировать в начале основной час­ти, пока не снизилась работоспо­собность у занимающихся.

Этап закрепления и дальней­шего совершенствования (фор­мируется двигательный навык). Ме­тодические особенности: обучае­мым необходимо стремиться к стабильности и автоматизму выполня­емых действий; важно довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности тех­ники; добиться выполнения технического действия с максимальными усилиями и скоростью, точностью и экономичностью, допускается вы­полнение на фоне утомления, могу! использоваться «сбивающие» фак­торы.

При ознакомлении обучаемых с новым двигательным действием главной задачей является создание у них представлений, необходимых для правильного выполнения технического действия и побуждение за­нимающихся к сознательному и активному освоению.

Обучение технике у юных спортс­менов начинается с осознания ими учебной задачи и формирования представлений о способе ее реше­ния. Формировать представление об изучаемом действии очень важно в обучении новичков, оно является чувственно-наглядным образом двигательного действия, возни­кает на основе того, что обучаемый видит, слышит и чувствует, опира­ясь при этом на свои знания. Чем точнее поймет воспитанник значе­ние и сущность двигательного дей­ствия, тем точнее будут его пред­ставления о нем. Тренер-преподаватель при формировании у юных спортсменов представления о тех­ническом действии условно акцен­тирует их внимание на три звена:

а) осмысливание задачи обуче­ния (обучаемые должны понять ос­нову техники);

б) составление проекта решения двигательной задачи (логика вы­полнения изучаемого действия);

в) попытка выполнения техниче­ского действия по образцу (позво­ляет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).

Обучение новому техническому действию необходимо начинать при наличии у воспитанников го­товности к практическому разучи­ванию двигательного действия. Она имеет несколько компонентов проявления.

Собственно физическая го­товность к разучиванию двигатель­ного действия определяется уров­нем развития физических качеств (ловкости скоростно-силовых, вы­носливости, гибкости).

Автоматизация исполнения двигательного действия

В процессе формирования дви­гательного навыка автоматизация подразумевает исполнение двига­тельного действия практически без контроля сознания. Это определяет такие характеристики двигательно­го действия, как стандартность и ва­риативность, проявляющиеся в на­дежности выполнения.

Несомненно, что совершенное владение навыком иногда приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших мышечных дифференцировок и синтеза показателей всех анализа­торов.

Интегральное целостное ощу­щение, например, в единоборствах можно рассматривать как способ­ность спортсмена быстро и точно выполнять наиболее рациональные двигательные действия и техниче­ские приемы с учетом ситуации по­единка, условий противоборства, технико-тактических действий со­перника. Формирование этих спе­цифических чувств происходит по мере автоматизации двигательного навыка. При этом в процессе ста­новления навыка контроль сознания ведется по отдельным параметрам двигательного действия, а когда на­вык сформирован, сознание широ­ко охватывает обобщенные интег­ральные характеристики двигатель­ного действия.

Способность к интегральным ощущениям в большинстве случаев обнаруживается как результат пред­варительной тренировки спортсме­на в выполнении двигательного действия. Зачастую признаком ода­ренности к избранному виду спорта является наличие у юного спортсмен изначально (не имея опыта спор-зной деятельности) интегральных мщений при выполнении двигательных действий.

Для формирования интегральных целостных ощущений не достаточно только двигательной активности и значительного стажа занятий спортом. Важно целенаправленно давать спортсменам условия для их формирования:

• двигательное действие должно быть автоматизировано;

• совместно с тренером (или самостоятельно) необходимо провести синтез условий успешного выпол­зня двигательного действия;

• спортсмен должен стремиться выполнить действие с максимальной эффективностью;

В практике спортивной подго­ни реальный процесс формирования двигательного навыка обычно не имеет выраженных этапов. Не редко у обучаемых наблюдается появление уже исправленных ошибок или отмечается общее ухудшение техники. Иногда двигательное действие, выполняемое автоматически, осуществляемое непроизвольно или неосознаваемо, подвергается деавтоматизации (следствие снижения эффективности самоконтроля за ис­полнением двигательного действия).

Можно также выделить времен­ную непреднамеренную деавтоматизацию у юных спортсменов. Ее проявление может наблюдаться при недостаточном соревновательном опыте, общая причина возникнове­ния может заключаться в излишних объемах выполнения специально подготовительных (подводящих) упражнений.

Тренеру необходимо проводить профилактику возникновения деавтоматизации двигательного навыка с учетом рекомендаций:

• не допускать значительных пе­рерывов в повторении ранее сфор­мированного навыка (особенно ак­туально для единоборств и спортив­ных игр);

• учить юных спортсменов ана­лизировать движение, обращать внимание на условия выполнения, не допускать подражания при вы­полнении упражнений, а осмысли­вать движение;

• не допускать излишней моти­вации спортсменов, иначе «перемо­тивация» может привести к вовлече­нию в работу больших усилий учас­тия в движении мышц, нужных и не­нужных.

Иногда деавтоматизация навыка даже полезна для технического со­вершенствования. Например, если неверно сформирован навык, требу­ется время, чтобы разучить движе­ние заново. Наиболее важна деавто­матизация в случае изменения ант­ропометрии спортсмена (если про­изошел «ростовой скачок», то пара­метры техники также должны перест­раиваться) или в случае повышения уровня физической подготовленнос­ти спортсмена, влияющей на технику соревновательных упражнений.

Формирование двигательных навыков в учебно-тренировочном процессе

Освоение новых форм и вариан­тов техники, их закрепление и со­вершенствование происходят у спортсменов в зависимости от зако­номерностей приобретения, сохра­нения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках боль­ших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы техниче­ской подготовки должны соответст­вовать общей структуре годичных циклов. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно условно выделить три этапа технической подготовки.

I этап. Совпадает с первой поло­виной подготовительного периода, когда вся подготовка спортсменов подчинена необходимости станов­ления спортивной формы, создания модели новой техники соревнова­тельных движений (ее улучшения, практического освоения, разучива­ния отдельных элементов, входя­щих в состав соревновательных действий) и формирования их об­щей координационной основы. На этом этапе у занимающихся под­росткового и юношеского возраста идет «приспособление» техники к измененным параметрам физиче­ского развития и подготовленности.

II этап. Техническая подготовка спортсменов направлена на углуб­ленное освоение и закрепление це­лостных навыков соревновательных действий как компонентов спортив­ной формы. Этап охватывает боль­шую часть второй половины подго­товительного периода больших тре­нировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательные этапы).

III этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредствен­ной предсоревновательной подго­товки и направлена на совершенст­вование приобретенных навыков, моделирование соревновательных ситуаций, увеличение диапазона их вариативности. Этот этап начи­нается с завершающей части подго­товительного периода и распрост­раняется на соревновательный пе­риод.

На всех этапах технической подготовки спортсменов следует избегать двигательных ошибок. В учебно-тренировочном процессе под ошибкой в технике понимается отклонение от модели техники, снижающее эффективность дейст­вия. Тренеры-преподаватели зна­ют, что отклонение от модели не всегда ошибочно, часто такие от­клонения являются индивидуаль­ными особенностями техники. В спортивной подготовке встреча­ется несколько видов ошибок: тех­нические ошибки (связанные со структурой действия), тактические ошибки (искажающие смысловую сторону действия) и фоновые ошибки перемещений, поз выпол­нения упражнений, ритма дейст­вий. В учебно-тренировочном про­цессе в первую очередь устраняют­ся технические ошибки, затем тактические, только после них фо­новые.

Рекомендации по формированию двигательных навыков у неправоруких детей

Двигательное предпочтение од­ной из сторон тела называют терми­ном «латеральное доминирование». Предпочитаемая сторона тела при выполнении двигательных действий называется ведущей. В практике спортивной подготовки выделяются юные спортсмены, одинаково успеш­но выполняющие технические дейст­вия в обе стороны. Таких детей назы­вают амбидекстрами или амбидекстриками. В специальной литературе отмечается, что количество леворуких детей колеблется от 5 до 15%, а число амбидекстриков, у которых примерно равны обе руки, соответст­вует 2%, остальные дети являются праворукими (около 85%).

Методические рекомендации по обучению леворуких детей и амбидекстров технике двигательных дей­ствий:

• Любое изучаемое техническое действие должно объясняться и по­казываться в обе стороны.

• Выполнение новых техниче­ских действий должно сначала вы­полняться с удобной стороны, а по­том разучиваться в неудобную сто­рону.

• Необходимо приучать юных спортсменов к выполнению различ­ных симметричных движений, это даст более высокий результат тех­нической подготовленности, чем впоследствии «дорабатывать» тех­нические действия в неудобную сто­рону.

Тренер-преподаватель должен демонстрировать обучаемым дви­гательное действие в обе стороны. Стремиться заинтересовать обучае­мых новым двигательным действи­ем. Стимулировать у учеников стремление к техническому совер­шенствованию.

1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психоло­гии: Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методи­ки развития. М.: Терра-Спорт, 2000.

4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб., 2005.

5. Средства физического воспитания: Теория и методика физического воспи­тания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1979.

6. Теория и методика физического вос­питания / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1976.

Источник

Навык регуляции длительности движения отрабатывается при

Двигательные навыки, как и другие условные рефлексы, недос­таточно постоянны в начале образования, в дальнейшем же стано­вятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее. Сложнейшие координационные отношения, которыми характеризуется выполнение навыка на особенно высоком уровне, менее стойки. Вследствие этого трудно при повторениях каждый раз показывать свои лучшие результаты. Если даже один какой-либо фактор, влияющий на выполнение упражнения, стано­вится менее полноценным, то результат снижается. К такого рода факторам относятся ухудшение общего состояния нервной системы (например, при утомлении), развитие в организме гипоксии, недос­таточная адаптация при значительном изменении поясного време­ни. неуверенность в результатах при наличии сильных противников и др. Существенное значение имеют тип нервной системы, его ус­тойчивость при действии отрицательных факторов.

После прекращения систематической тренировки навык начина­ет ухудшаться. Но это ухудшение выражено различно для разных его компонентов. Наиболее сложные двигательные компоненты мо­гут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэто­му для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных интервалов. Вместе с тем более грубые компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках или ездить на велосипеде, сохраняет эти навыки в упро­щенном виде даже после весьма больших перерывов.

Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией функции кровообращения, дыхания и т. д., имеют ряд отличий от двигательных. При кратковременной смене одного вида деятельнос­ти другим вегетативные компоненты перестраиваются медленнее, чем двигательные. При длительных же перерывах (месяцы и в осо­бенности годы) вегетативные компоненты навыка, в отличие от дви­гательных компонентов, угасают полностью.

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ

1. Охранительный речевой режим

Проведение данного режима направлено на нормализацию состояния центральной нервной системы повышение ее адаптивных качеств, а также исключение проявлений патологической судорожной активности мышц речевого

аппарата. Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и «режим ограничения речи».

Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную его продукцию стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание (речь шепотом; вопросы и ответы, состоящие из одного слова; речь, отряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период «охранительного речевого режима» могут переходить на полное молчание. Как дети, так и взрослые ориентируются на общение при «помощи невербальных средств: жестов, мимики и т.п.

Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации. На взрослых заикающихся на фоне «режима молчания» проводится интенсивное психотерапевтическое воздействие, направленное на эмоциональную перестройку и изменение личностных установок. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех остальных логопедических техник.

2. Регуляция эмоционального состояния

Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменейия напряжения мышц, т.е. аутогенная тренировка (AT). Основным приемом AT является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты AT для заикающихся. Методика проведения AT существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации. Подросткам и

взрослым рекомендуется овладение AT в полном объеме, что включает общую мышечную релаксацию, релаксацию мышц речевого аппарата, регуляцию и углубление дыхания и т.п. Занятия также предполагают мысленное представление патогенных речевых ситуаций (например, разговор по телефону, с вышестоящим

лицом и т.п.), во время которых проводятся самовнушения, направленные на возможность говорить плавно в любой коммуникативной ситуации. На фоне этих представлений осуществляется также активная речевая работа. Создается двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе AT, закрепляются специальными функциональными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях. Дополнительным методом, способствующим расслаблению, является релаксационный массаж дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а

также массаж биологически активных точек.

3. Формирование речевого дыхания

Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также на формирование скоординированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Работа включает в себя ряд этапов.

Первый этап: овладение диафрагмальным типом дыхания. Постановку диафрагмального дыхания начинают, как правило, в положении лежа. Оптимально проводить постановку диафрагмального дыхания на фоне общего мышечного расслабления. В этом положении диафрагмальный тип дыхания устанавливается непроизвольно.

В дальнейшем тренировки проходят в положении стоя и сидя, а также в процессе выполнения физических упражнений. Для этой цели эффективно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

Второй этап: формирование длительного фонационного выдоха, что является основой для развития скоординированных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Такая тренировка начинается с длительного произнесения 1 гласных звуков. Это позволяет заикающимся экономно распределять выдыхаемый

воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот прием является начальным этапом формирования речевого дыхания.

Третий этап: формирование речевого выдоха. Упражнения включают специально подобранные слоги, слова, короткие и затем длинные фразы. В результате тренировки заикающиеся приобретают способность произносить каждую синтагму на едином речевом выдохе. Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.

4. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения. Заикающиеся обучаются подаче голоса на «мягкой» атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых складок, голос

становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого данные приемы в сочетании с использованием диафраг-мального дыхания позволяют поставить голос «на опору».

Затем заикающиеся овладевают приемом голосоведения, т.е. слитным произнесением ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе.

Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.

5. Развитие просодической стороны речи

следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз.

Следующим этапом является работа над ритмико-интонационным членением текста. Ритмико-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста. Это связано с обучением адекватной расстановке пауз по месту и

длительности, т.е. в соответствии со смысловым членением текста2. Для тренировки используются стихи, чтение текстов, короткие диалоги, пересказ, а затем спонтанная речь.

6. Развитие координации и ритмизации движений

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног; пальцев рук и артикуляторных движений. Она также предусматривает развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта

технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с ре4ью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи. Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки

в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

7. Развитие планирующей функции речи

В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи. Такую работу начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность заикающемуся выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения «звучащей речи». Это организует внутреннеречевое планирование в целом, в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением заикающихся адекватному речевому паузированию.

Они обучаются не только «выдерживать» паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания. Кроме этого используется тренировка на постепенно усложняющемся (в плане внутреннеречевой программы) материале.

Вначале это сопряженная речь (т.е. проговаривание фразы совместно с логопедом), затем отраженная речь (т.е. повторение фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях. При формировании плавной речи заикающихся учитываются закономерности речевого развития в онтогенезе, т.е.

Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практики щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.

Для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся детей и взрослых должны использоваться как комплексный подход в целом, так и дифференцированные логопедических техники.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания

Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

навык регуляции длительности движения отрабатывается при. Смотреть фото навык регуляции длительности движения отрабатывается при. Смотреть картинку навык регуляции длительности движения отрабатывается при. Картинка про навык регуляции длительности движения отрабатывается при. Фото навык регуляции длительности движения отрабатывается при

Этапность логопедической работы с заикающимися

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *