навыки 21 века что это

Статья «Навыки и компетенции 21 века»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Навыки и компетенции 21 века

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. В первые в истории учитель и школа перестали быть для ребенка авторитетом. Все то, что рассказывает учитель, ребенок может гораздо быстрее получить из других источников прямо в процессе урока. То, что знает учитель информатики, может проигрывать тому, что знает кто-то из его учеников. И так далее.

Мир меняется очень стремительно. И если хочешь выжить, нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. Технологии меняются очень быстро и мы должны готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным и счастливым в этом меняющемся мире. Сегодня знания и даже навыки устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.

Готовясь к докладу, я столкнулась с тем, что одно и тоже понятие называлось по разному: грамотность, навыки, компетенции, знания, поэтому хочу разграничить эти понятия.

Таким образом, под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.

Существует несколько теорий компетенций или навыков 21 века.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:

решать комплексные задачи;

работать в команде;

распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;

формировать суждения и принимать решения;

ориентироваться на клиента;

быстро переключаться с одной задачи на другую

В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

критическое мышление (Critical Thinking);

координация (Coordinating With Others).

Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И, ведь, правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»

Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:

были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере.

были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися.

были способными к гибкому и креативному мышлению.

Подробнее о каждом из четырех «К».

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.

На выходе мы хотим получить портрет нового человека, благополучного человека, человека с определенными ценностями, который способен развивать и экономику, и науку и другие отрасли».

Итак, современный человек будет обладать

1) определенными личностными качествами: лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха;

2) компетенциями: такими как критическое мышление, творчество;

Почему концепция «навыков XXI века» выглядит именно так, и чем навыки ХХI века отличаются от традиционного набора знаний?

Источник

«Навыки 21 века», новая реальность в образовании

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

Для начала давайте разберемся, что же именно скрывается под звучным названием «навыки XXI века», и чем эти навыки отличаются от тех, что были раньше? Так вот, если задуматься, то легко признать тот факт, что основными навыками в индустриальную эпоху были чтение, письмо и арифметика.

В современном мире этими навыками уже никого не удивить и, таким образом, акценты сместились в сторону умения мыслить критически, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода к любому делу.

Таким образом, сейчас принято выделять 4 основных навыка XXI века или так называемых 4C:

Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И ведь правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»
Конечно, эти навыки применимы не только на уроках английского, но они могут быть весьма полезными для студентов XXI века.

Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты:

Как развить коммуникативные навыки?
В данной статье вы можете ознакомиться с некоторыми креативными способами развития коммуникативных навыков у студента, включающие в себя блогинг, интерактивные игры и съемку видео. Вам также будет полезным посмотреть вебинар на тему «Коммуникативный подход: почему он работает».

Как развить критическое мышление?
Для развития критического мышления у студента будут очень полезны задания на догадку (например, головоломки и загадки), дискуссии в классе и разбор различных проблемных ситуаций. Студент, который владеет критическим мышлением является гибким, готовым к планированию и осознанию, а также поиску компромиссных решений.

Как развить креативность?
Многие ошибочно полагают, что развить креативность у студента без имеющего потенциала нельзя, но это не так. Для развития творческого мышления советуют научиться расслабляться, быть максимально открытым для общения и новых знакомств (прямо как в детстве, когда нам ничего не стоило познакомиться с ровесником на игровой площадке), не бояться делать ошибки и терпеть неудачи. Интересным «упражнением» будет создать коллаж «из своих мыслей», а если быть точнее, из вырезок фотографий, журналов и газет.

Интересной идеей будет пригласить «третье лицо» на одно из ваших занятий. Это может быть другой студент такого же уровня или носитель языка, который будет рад пообщаться с вашим студентом и поделиться опытом.

Надеемся, теперь вы сможете лучше использовать вышеуказанные навыки XXI века в преподавании, что сделает работу со студентами еще более эффективной! 🙂

Источник

Навыки человека XXI века

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

Жизнь человека меняется с каждым днём. Постоянно создаются инновационные технологии, совершаются какие-то открытия, появляется новая информация. Одним словом, время идёт вперёд. И жизнь также не стоит на месте.

Именно поэтому, те навыки и умения, которые были полезны человеку несколько десятилетий (не говоря уже о столетиях) назад, в настоящее время не то чтобы оказываются совсем ненужными, но теряют свою ценность и актуальность на фоне современно ритма и условий жизни. Есть, конечно же, такие навыки, которые пригодятся человеку в любое время и, так скажем, в любом мире, например, умение общаться, считать, мыслить логически или творчески, разрешать конфликты и другие. Но далее мы поговорим именно о тех навыках, которыми должен владеть любой человек, если он намерен развиваться, быть успешным, достигать целей и жить гармоничной, комфортной и полноценной жизнью в современном мире.

Пролог

Сегодня уже практически невозможно себе представить, что наши мамы и папы ещё не знали о том, что такое портативный компьютер или как можно общаться с человеком, находящимся на другом континенте, при помощи сотового телефона. Мы же, в свою очередь, реагируем с доброй усмешкой, когда нам рассказывают о том, что письмо могло доставляться до адресата несколько недель, или мотаем головой, когда слышим, как кто-то проявлял фотоснимки в тёмной комнате при свете красных ламп и при помощи какого-то химического раствора. В это и в самом деле трудно поверить, но всё это было реальностью людей всего каких-то 20-30 лет назад. А сегодняшняя реальность, увидь её по телевизору наши бабушки, воспринималась ими бы как нечто фантастическое и абсолютно нереальное.

Если же попытаться взглянуть на представленную тему с более практической точки зрения, то можно неплохо озадачиться и обеспечить себя пищей для ума на долгое время. Вот куда, например, нужно идти учиться и какую профессию выбирать, чтобы быть уверенным, что «завтра» она не окажется неактуальной и ненужной? Какое давать образование своим детям и как их воспитывать, чтобы они смогли достичь успеха и стали полноценными членами общества, когда вырастут?

Эти и многие другие подобные вопросы сегодня можно назвать просто животрепещущими, т.к. от ответов на них зависит качество нашей жизни в целом. И, если уж мы практики, а не теоретики, если мы хотим быть теми, кто реально способен чего-то достичь, то мы должны быть гибкими, а для этого нужно начать овладевать новыми навыками, которые будут являться современными на протяжении хотя бы нескольких ближайших десятилетий и, вполне возможно, даже дольше.

Но на что же мы должны ориентироваться, чтобы не попасть впросак? Что позволит нам гармонировать с постоянно изменяющимся миром? Согласно мнению авторитетных специалистов по вопросам будущего технологий из Института Будущего (IFTF), расположенного в городе Пало-Альто (Калифорния, США), имеются шесть главенствующих факторов, которые в будущем будут влиять на изменения в мире:

Именно эти факторы и являются тем, что обуславливает тот комплекс новых навыков, которыми необходимо владеть человеку в настоящем XXI веке.

Навыки человека XXI века

Итак, есть всего десять базовых навыков, освоению которых нужно посвятить время современному человеку.

Способность к отбору информации

По мере развития и изменений в жизни людей будет появляться всё больший объём информационного «шума». По этой причине очень важно и нужно научиться фильтровать поступающую информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и второсортным, отсеивать. Такое умение подразумевает работу именно над умственным восприятием переработанной информации, что делает возможным успешное развитие человека на социальном уровне.

Способность мыслить нестандартно и гибко

В наше время наиболее эффективные решения многих задач можно найти лишь за границами какой-либо системы. Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новые и креативные идеи и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Способность понимать смыслы

Если сравнить человека, например, с механизмом, не составит никакого труда заметить, что механизм не обладает способностью к пониманию скрытых смыслов, подтекстов и множества значений получаемого сообщения. Человек же, в свою очередь, способен развивать в самом себе умение распознавать множество «подводных камней» при взаимодействии с другими людьми, а также делать верные выводы, основываясь на мизерном количестве получаемой информации.

Социальный интеллект

Социальный интеллект, как качество, будет обладать даже большей ценностью, нежели коэффициент интеллекта. Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и воздействовать на окружающих людей. Посредством умелого разделения различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или эмоции, можно многократно повысить продуктивность своего общения.

Способность работать с современными средствами массовой информации

Ни для кого не секрет, что в наше время веб-сайты, называемые блогами, уже считаются полноценными средствами массовой информации. Также и социальные сети, наряду с ними, являются тем пространством, где происходит общение людей, причём, не только развлекательное или, но и деловое. Освоение современных СМИ предлагает человеку широчайший спектр возможностей, от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок, общения с клиентами и т.п.

Универсальность навыков и мышления

Сегодня быть профессионалом в каком-либо одном направлении уже совершенно недостаточно. Основной и главной задачей человека сегодня и в ближайшее будущее должно стать самообразование, т.к. наибольшей ценностью будут обладать люди, развитые разностороннее. Помимо этого, такие люди более практичны, ведь они могут подходить к решению даже одной задачи с множества сторон, а также способны налаживать контакт и находить общий язык с профессионалами в других областях.

Способность мыслить проективно

Этот навык представляет собой умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении. Кроме того, способность мыслить проективно требует от человека умения ставить задачи в простой форме и взаимодействовать в процессе реализации планов с множеством разных контекстов. Сюда же можно смело отнести умение эффективно управлять временем.

Способность вычислять

Всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации и определению её достоверности и значимости в каждом отдельном случае. В мире современности каждый день появляется колоссальное количество всевозможных данных, которые человек должен быть в состоянии свести к простым и чётким алгоритмам действий.

Сотрудничество в виртуальном пространстве

Несложно заметить, что сейчас всё большое количество сотрудников разных фирм и организаций отходит от офисной работы. И большое значение во всём этом имеет способность человека, как и самих организаций, организовывать процесс удаленной работы и сотрудничества с другими людьми и организациями в виртуальном пространстве Интернета.

Межкультурная компетентность

Как и раньше, знание человеком одного или нескольких иностранных языков является очень полезным навыком. Но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этическими и моральными нормами. К тому же, работников разных национальностей сейчас можно встретить даже в рамках какой-то одной компании, из-за чего межкультурная компетентность является ещё более актуальной.

И, заключая, можно сказать, что многие люди не прилагают никаких усилий к тому, чтобы освоить новые навыки и умения. Они руководствуются не очень верными доводами, размышляя о том, что до будущего ещё далеко, и пока что можно обойтись тем, что есть. В действительности же, будущее уже совсем рядом – он может наступить уже завтра. Поэтому, не стоит откладывать важные дела на потом, пока не стало поздно. Сейчас у вас есть все шансы, чтобы шагнуть в новый день с теми умениями, которые в нём пригодятся.

Источник

Навыки XXI века: упоминаются во ФГОС, но учат ли им в реальности?

На рынке труда растёт ценность гибких навыков (софт-скиллов). Есть две проблемы: мало какие вузы им обучают, а как их оценивать, вообще не ясно.

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

По данным hh.ru, российские работодатели считают отдельные гибкие навыки очень важными для своих потенциальных сотрудников. Наиболее ценные из них:

В совместном исследовании WorldSkills и организации Global Education Futures о навыках будущего фундаментальный набор компетенций для 2020-х годов также включает критическое и творческое мышление, сотрудничество, межкультурную коммуникацию и другие гибкие навыки. Авторы исследования считают, что каждый современный профессионал должен освоить хотя бы этот базовый набор, чтобы преуспевать в сложной реальности 2020-х.

Такое внимание экспертов к универсальным гибким навыкам не значит, что важность конкретных профессиональных знаний (так называемых хард-скиллов) падает. Но в условиях повсеместной цифровизации, информационных перегрузок, перехода к новым форматам работы и взаимодействия всё заметнее становятся умения, общие для разных профессий.

Откуда берутся такие навыки? Раз они так важны для профессиональной жизни, можно предположить, что их нужно формировать в процессе образования. В России это учтено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС): согласно им, универсальные компетенции включены в результаты обучения в вузах.

Как на самом деле образовательные организации справляются с необходимостью формировать такие навыки, рассказали в докладе « Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» исследователи из Института образования Высшей школы экономики. Вот что мы узнали из исследования и его обсуждения на ежегодной Апрельской конференции ВШЭ.

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Что это ещё за универсальные компетентности?

Коротко говоря, это то же самое, что гибкие навыки, мягкие навыки, навыки будущего или навыки XXI века. Авторы доклада ВШЭ указывают, что нельзя даже перечислить все универсальные компетентности: что именно включить в список, зависит от того, какой уровень образования и в каком контексте мы обсуждаем. В большинстве случаев эксперты называют в числе важнейших навыков критическое и креативное мышление, умение работать в команде, коммуницировать и эффективно взаимодействовать с людьми, самоорганизацию и саморазвитие. Но перечень меняется с той же скоростью, что и мир вокруг.

Объединяет разные списки то, что в любом из них компетентности:

Последний признак значит, что такой навык можно разделить на части и каждую раздробить ещё на несколько составляющих. Например, как пишут авторы доклада ВШЭ, критическое мышление включает навыки анализа, синтеза и выделения причинно-следственных связей. А работа в команде объединяет навыки коммуникации и целеполагания. И все эти составляющие нужно учитывать как при формировании универсальных компетентностей, так и в их оценке.

Как обстоят дела с формированием универсальных компетенций в вузах

Обучение в вузе для вчерашнего школьника — целая новая жизнь. Это новый уровень ответственности, самоорганизации, умения находить и использовать информацию, взаимодействовать со сверстниками и преподавателями и работать в команде. Здравый смысл подсказывает, что гибкие навыки должны развиваться в это время без специальных усилий, просто в ходе решения новых для учащегося проблем.

Но как минимум для некоторых универсальных компетенций такой подход не работает. Например, критическому мышлению, на котором в основном и сосредоточен доклад ВШЭ, нельзя обучить «между делом».

В докладе говорится о зарубежных исследованиях эффективности различных программ по критическому мышлению. Программы иммерсивного формата, когда сами студенты не знали, что часть курса или конкретное задание направлены на развитие критического мышления, оказались неэффективны. Опыт зарубежных университетов показывает, что работа по формированию критического мышления должна быть сознательной и по возможности проводиться в отдельном учебном курсе.

О том, что критическое мышление не развивается автоматически в ходе обучения в вузе, говорят результаты международного проекта SUPERtest (Study of Undergraduate Performance). В 2015–2018 годах в вузах России, Китая, Индии и США измеряли знания студентов-инженеров по математике и физике и их навыки критического мышления. Исследование охватило более 30 тысяч студентов, причём участники проходили тесты трижды: сразу после поступления, в конце второго курса и в конце обучения. Прогресса в критическом мышлении у студентов из России, Индии и Китая за это время не происходило.

Вузов, где универсальные компетентности развивают на отдельных предметах, в России пока не так много:

Если верить ФГОСам, в остальных университетах универсальные компетентности тоже должны формироваться. Но, как отмечено в докладе ВШЭ, в основном преподаватели российских вузов по-прежнему сконцентрированы на трансляции студентам знаний по дисциплине.

Впрочем, некоторые исследователи не считают, что исключительно вузы должны брать на себя развитие навыков будущего. Это общая задача вузов и работодателей, сказала на сессии Апрельской конференции о формировании ключевых компетентностей исследователь образовательной политики Вера Мальцева. Она отметила, что навыки готовности к работе (близкие к универсальным компетентностям) в последнее время обсуждаются как ответственность одних вузов. Но развитие всегда продолжается на рабочем месте, и требования к навыкам работников постоянно меняются, поэтому ответственность за процесс образования и его результаты с университетами должен разделять и рынок труда.

Что мешает развивать навыки XXI века во время учёбы

На первый взгляд, преграды на пути универсальных компетентностей в российских вузах — чисто экономические. В университетах, как правило, некому, не на что и незачем этим заниматься.

Формальный подход

Как рассказала одна из авторов доклада ВШЭ Юлия Корешникова на встрече проекта «Клубы мышления» Университета 20.35, развитием критического мышления заняты только отдельные инициативные преподаватели. Требования ФГОС остаются формальными: условий для их реализации в большинстве вузов не создано. Нагрузка у преподавателей, как правило, повышенная, а в администрации вузов нет агентов изменений, которые бы запустили внедрение критического мышления и других универсальных компетентностей в образовательные программы, разработку инструментов их оценки и соответствующее повышение квалификации преподавателей.

Отсутствие инструментов оценки

Но есть и более глубокие причины, по которым навыки будущего остаются декларацией. Их обозначил во время обсуждения доклада научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов.

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

«Пальцев на двух руках хватит, чтобы назвать вузы, которые всерьёз занимаются этой проблемой. А почему? Потому что не умеем оценивать. Все говорят: „Мы формируем универсальные компетентности“, но показать никто не может. Поэтому для меня проблема оценки выходит на первое место. Нам нужна триада: компетенции, формирование и оценка. И этой триадой должны заниматься психологи, психометрики, социологи, философы и люди, которые знают рынок труда и представляют его запросы».

Оценить универсальные компетентности непросто, так как каждая из них — это не отдельная особенность или черта, а совокупность многих элементов. Как пояснила Елена Карданова, руководитель авторского коллектива доклада, по одной составляющей оценить уровень развития критического мышления или умения работать в команде нельзя. Чтобы измерять столь сложные конструкты, нужны тесты, в которых испытуемые будут воспроизводить такие же непрерывные действия, как в жизни.

Сделать такие тесты достаточно точными, достоверными и при этом пригодными для массового применения — актуальная прикладная задача науки. И не только российской. О международном статусе проблемы на презентации доклада ВШЭ рассказала профессор университета г. Майнца в Германии Ольга Златкин-Тройчанская:

Кто и как в будущем будет оценивать наши навыки

С учётом этих принципов — в рамках холистического подхода и для цифровой среды — разработаны самые удачные системы оценки универсальных компетентностей. В докладе ВШЭ рассказано о нескольких таких международных проектах.

Какие способы оценки есть сейчас

Например, проект iPAL направлен на разработку инструмента измерения критического мышления, навыков письменной коммуникации, математической грамотности и других компетентностей. По той же методологии разрабатывается инструмент для измерения навыков критического мышления CORA. При тестировании в этом инструменте студент должен найти ответы на поставленные вопросы или проанализировать информацию, используя любые источники в интернете. Это делает ситуацию теста максимально реалистичной, но обрабатывать результаты такого тестирования чрезвычайно сложно.

На презентации доклада ВШЭ старший научный сотрудник Екатерина Орёл рассказала, что эти и другие зарубежные инструменты трудно локализовать для использования в России. Между тем никаких национальных систем оценки универсальных компетентностей в стране пока не существует. Насколько выпускники отечественных вузов владеют гибкими навыками, можно судить разве что по результатам отдельных исследовательских проектов, таких как SUPERtest.

Поэтому ВШЭ разрабатывает собственный инструмент для оценки критического мышления. По словам Екатерины Орёл, его создатели вдохновлялись примером теста CORA. В тесте ВШЭ есть задания с выходом в интернет — например, выбрать психотерапевта — и офлайн-вопросы, где необходимо проанализировать утверждения. Инструмент только тестируется, но уже понятно, что он будет сложным — а значит, и дорогим. Будет ли он востребован в вузах? Возможно, и нет — если у вузов перехватят инициативу по оценке гибких навыков другие игроки рынка.

Кто ещё может разработать оценку

Как это может произойти, предположил в ходе обсуждения доклада ВШЭ проректор Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов. Университеты, отметил он, видят важность универсальных компетентностей и пытаются развивать их в студентах и оценивать. Но для многих компаний гибкие навыки до сих пор — просто красивые слова, которые важно добавлять в презентации. Об умении работать в команде, критическом мышлении и прочих полезных навыках принято говорить, но по факту немногие компании учитывают уровень их развития при найме, считает Дмитрий.

Эта ситуация изменится — социальный контракт о том, что должен знать и уметь работник, и, соответственно, чему вузы должны учить студентов, переписывается прямо сейчас. Но как только гибкие навыки будут признаны работодателями на практике, авторами инструментов для их оценки могут стать далеко не вузы.

навыки 21 века что это. Смотреть фото навыки 21 века что это. Смотреть картинку навыки 21 века что это. Картинка про навыки 21 века что это. Фото навыки 21 века что это

«Есть опасение, что лучшими оценщиками универсальных компетентностей окажутся не университеты и не те игроки, с кем мы сейчас конструируем эту систему… Лучшими держателями данных о реальном поведении людей — коммуникационном, в сфере критического мышления, командном — являются большие платформы. Капитализм платформ может в какой-то момент ворваться в мир высшего образования. Окажется, что Facebook может оценивать коммуникационные компетенции лучше, чем университет, а платформы типа Steam могут лучше оценивать командное поведение… Это вызов, а мы к нему ещё не подступились, потому что из своей университетской башни из слоновой кости смотрим на игры и соцсети как на что-то несерьёзное», — предупредил Земцов.

Авторы доклада ВШЭ, ответила Елена Карданова, тоже видят опасность потерять инициативу. Именно потому, что значимость навыков XXI века становится всё более очевидной, так важно вовремя разработать инструменты их оценки на надёжной базе. У соцсетей, игровых и стриминговых сервисов больше информации о поведении людей, но у них нет теоретических моделей новых навыков, а только упрощённые схемы, считает Карданова. Достоверные системы оценки навыков XXI века могут создать лишь университеты — и самое время заняться этим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *