навыки и знания аудитора

Знакомьтесь — внутренний аудитор

Как стать специалистом по внутреннему аудиту? Какими компетенциями и навыками он должен обладать?

Профессия внутреннего аудитора очень интересная, но в то же время — ответственная и требующая значительного объема знаний, навыков работы с массивами зачастую неструктурированной информации, системности мышления, понимания и соблюдения профессиональной этики и многого другого. Кто же такой внутренний аудитор? Какие знания ему нужны, как их получить, в чем польза для компании от внутреннего аудита? На все эти вопросы мы постараемся ответить в статье.

1. Что это такое?

Внутренний аудит имеет две основные функции:

В первую очередь это предоставление объективных и независимых гарантий и консультаций с целью совершенствования работы организации.

Также внутренний аудит помогает компании достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подходы к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Если понятия «повышение эффективности», «последовательный подход» и «достижение целей», как правило, не вызывают вопросов, то «предоставление гарантий и консультаций» ставит в тупик. Давайте разберемся. «Предоставление гарантий» (в контексте внутреннего аудита) — это, говоря простыми словами, подтверждение того, что компания идет по пути выполнения поставленных целей; того, что у нее есть все необходимые для этого ресурсы, а вся ее деятельность проходит в рамках закона. Эти подтверждения внутренний аудит предоставляет владельцам и акционерам компании.

То есть внутренние аудиторы проводят проверку какой-то области, процесса, направления деятельности и т.д. и предоставляют сводную информацию о том, что в проверенном месте та или иная система работает удовлетворительно или, наоборот, требует улучшения.

При этом внутренние аудиторы проводят консультации. Как правило, консультации запрашивает менеджмент компании и/или заинтересованные стороны.

2. Кто?

Внутренние аудиторы — это специалисты различного профиля: одни могут на высоком уровне разбираться в вопросах бухгалтерского учета, другие — быть ИТ-специалистами, третьи — техническими и т.д. Команда внутреннего аудита формируется, опираясь на многие факторы: сферу деятельности организации, ее стратегию, размеры, позицию на рынке.

Важно учитывать запросы и ожидания заинтересованных сторон, ведь если компания находится на стадии экстенсивного роста и в большей степени требуются консультативные услуги, профиль сотрудников внутреннего аудита должен быть одним, а если в большей степени требуются услуги по предоставлению гарантий, то профиль сотрудника должен быть уже иным. В совокупности команда должна быть сбалансированной и дифференцированной.

3. Как становятся?

Стать внутренним аудитором (при определенной совокупности факторов) теоретически может каждый. Но, как показывает практика, без базового высшего образования попасть в профессию и утвердиться в ней сложно. Чаще всего встречаются дипломы экономиста, юриста, финансиста, квалификация бухгалтера, математика, инженера, аналитика. Иногда у внутренних аудиторов по два и даже три высших образования в разных сферах. К тому же, для представителей этой профессии по-настоящему важны soft skills.

Начинающие внутренние аудиторы, помимо обладания профессиональными навыками, должны быть восприимчивы к получаемой информации, готовы работать в режиме многозадачности, иметь огромное желание учиться и восполнять недостающие знания, быть высокоэтичными.

Более опытные внутренние аудиторы обязаны мыслить масштабно, быть высококвалифицированными специалистами хотя бы в одном направлении, обладать развитыми коммуникативными навыками, иметь высокоэтичные принципы, быть стрессоустойчивыми и т. д.

Специалисту, желающему переквалифицироваться во внутреннего аудитора, необходимо систематизировать следующую информацию:

что он знает о внутреннем аудите,

чем он может быть полезен в качестве внутреннего аудитора (в т.ч. после изучения особенностей деятельности организации, куда он хотел бы перейти в качестве внутреннего аудитора. Если, к примеру, производственник из металлургической отрасли хочет стать внутренним аудитором в пищевой промышленности, то, как минимум, ему необходимо изучить особенности деятельности нового для себя сегмента).

Основных вариантов по поиску трудоустройству два:

Переход внутри компании-работодателя. Сейчас в большинстве крупных и средних компаний функционирует служба внутреннего аудита; в некоторых отраслях необходимость наличия такой службы закреплена на законодательном уровне.

Просмотр вакансий внутреннего аудитора на сайтах по поиску работы, и сайте Института внутренних аудиторов, где такие вакансии публикуются бесплатно.

4. Где учатся?

Одна из особенностей профессии заключается в том, что в России отсутствует средне-специальное и высшее образование по специальности «внутренний аудитор». На рынке существуют курсы и тренинги, но оценивать их эффективность сложно. Специалистам, которые хотели бы прийти в профессию, будет полезно изучить цикл статей «Введение во внутренний аудит». Также на сайте Института внутренних аудиторов в области «Личный кабинет» содержится большое количество методических и практических материалов, международные профессиональные стандарты внутреннего аудита — всю эту информацию можно изучать самостоятельно и таким образом получать новые знания.

Кроме того, подробнее о том, что из себя представляет внутренний аудит, какие тренды в этом направлении — читайте в материалах: «Доверяй, да проверяй», «Не СМК единым», «Тренды внутреннего аудита».

5. В чем польза для компании?

Польза внутреннего аудита для организаций может заключаться в повышении эффективности тех или иных процессов. Например, проверка определенного процесса может показать, что те или иные действия или контроли в некоторых моментах дублируются. Процесс, в свою очередь, имеет потенциал для автоматизации и алгоритмизации и — самое главное — автоматизация и алгоритмизация экономически целесообразны. Польза внутреннего аудита также заключается в повышении эффективности управления рисками и в совершенствовании корпоративного управления. К примеру, внутренний аудит предоставляет консультации в части грамотного распределения прав и обязанностей, делегирования полномочий, выявления и митигации конфликтов интересов, применения подходов бережливого управления, формирования видения аудита по оптимизации управляющих органов, форматов работ и т.д.

Внутренний аудит является важной частью в организационной структуре компании, и его роль, как минимум в среднесрочной перспективе, будет возрастать. Приход в эту профессию сулит новым соискателям, с одной стороны, интересные карьерные возможности, с другой стороны, повышение требований к уровню профессионализма и рост конкуренции.

Источник

Какими компетенциями должен обладать внутренний аудитор по ISO 14001?

Опубликовано: 23.11.2017 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Источник: настоящая статья принадлежит перу специалиста по качеству Джона Нолана. Джон работает приглашенным лектором в британском институте ILM (Institute of Leaders and Managers, – ред.), имеет аккредитацию на деятельность в сфере применения Prince 2 (стандарт в области управления проектами, – ред.), в области хранения данных и электроники. Дипломированный инженер, Нолан имеет 15-летний опыт работы в области создания и управления системами менеджмента качества (СМК, – ред.) в Великобритании. В частности, занимался созданием СМК в структурах местных органов власти.

Одним из ключевых элементов эффективности СЭМ (Система экологического менеджмента, – ред.) является процесс внутреннего аудита. Если это имеет такое первостепенное значение, тогда каковы свойства хорошего внутреннего аудитора? Если эту статью читает представитель компании, которая уже внедрила СЭМ и сертифицировала ее, значит, он прекрасно понимает, насколько большое значение имеет личность аудитора при подготовке к оценке СЭМ на соответствие и поддержке в работоспособном состоянии системы после того, как аудиторы ушли. Внутренний аудит позволяет найти «разрывы» в процессах деятельности, а также установить несоответствие требованиям законодательства и стандарта ISO 14001. Вполне понятно, что результативная внутренняя проверка находится в предельной зависимости от компетентности, знаний, внимания к деталям, которыми обладает тот, кто проводит аудит. Напомню, что за столь важный процесс отвечает обычно всего один человек. Давайте поговорим о том, что называть компетентностью внутреннего аудитора.

Внутренний аудитор: навыки, компетенции, квалификация?

Можно перечислить много навыков и компетенций, которые помогают человеку стать успешным внутренним аудитором. В бизнес-сообществе давно пришли на опыте к выводу, что их комбинация, а также соответствующая квалификация способны помочь одному человеку «прикрыть» это важно направление – внутренний аудит и гарантировать успех. Давайте поговорим о навыках, компетенциях и квалификации детальнее:

Вот мы и очертили круг того, что нужно успешному кандидату на роль внутреннего проверяющего. Возможно, есть что-то еще? Мы ничего не забыли?

Успех внутреннего аудита: практические вопросы

Практическая сторона вопроса заключается в том, что если у вашего человека есть все описанные навыки и знания, то нет причин беспокоиться, что процесс внутреннего аудита не принесет пользы. Из качеств внутреннего аудитора, пожалуй, самыми главными являются: знание стандарта ISO 14001 и внимание к деталям. Одна полезная идея. Устройте совещание с участием как внутреннего аудитора, так и представителей топ-менеджмента и согласуйте чек-лист внутренней проверки. Это поставит процесс внутреннего аудита под своего рода контроль нескольких человек, а не одного. За дополнительной информацией о том, как все сделать правильно и хорошо, обращайтесь к нашей статье «Как создать чек-лис аудита по стандарту ISO 14001?». Но никакой чек-лист не может помочь, если у вас нет компетентного внутреннего аудитора, навыки которого подходят к взятой на себя роли. Подготовьте своего человека максимально аккуратно, выбирайте правильные процессы для более пристального внимания внутреннего проверяющего и в результате процессы сертификации и инспекционных аудитов будут гораздо менее сложным делом.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Карьера в аудите

Менеджер отдела аудиторских услуг EY Виктория Бойкова рассказала, как в Big4 следят за развитием навыков, какие этапы ждут на пути к руководящей должности и куда может забросить работа в этой сфере. Другие статьи о самых востребованных специальностях вы найдете по тегу «Профессия».

Содержание

Кто такие аудиторы и зачем они нужны бизнесу

1130 год. На Руси правит сын Владимира Мономаха Мстислав и успешно борется с теми самыми половцами, а до летописных упоминаний о Москве еще почти 20 лет. В Англии же в это время задокументировали первую аудиторскую проверку: казначейство разбиралось в счетах монархии. С тех пор как люди начали отражать расходы и прибыль в отчетах, понадобились независимые специалисты, которые могут подтвердить их достоверность. Сегодня бизнес привлекает аудиторов, чтобы те разобрались в финансах и бухгалтерии и сопоставили данные в бумагах с реальными показателями. Люди из сторонних профильных организаций выполняют эту работу, не вызывая конфликт интересов, а их заключениям доверяют госорганы и контрагенты. Аудит состоит из четырех этапов:

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

«Корень слова „аудит“ происходит от латинского audio — „слышать“. Это и есть наша работа — „выслушать“ компанию, чтобы узнать, чем и как она занималась в отчетный период. Затем мы соотносим это с тем, что она отразила в отчетах», — рассказывает менеджер отдела аудиторских услуг EY Виктория Бойкова.

Навыки, необходимые аудиторам

Чтобы освоить профессию, пригодятся следующие hard skills:

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

«Знание стандартов — обязательное условие для работы в профессии. Зазубрить столько правил сложно, но необходимо следить за их изменениями и уметь искать актуальную информацию. В аудиторских компаниях постоянно проводят тренинги и тестирования по этим вопросам», — рассказывает Виктория Бойкова из EY.

Soft skills, которые помогут построить карьеру:

Преимущества и недостатки работы

У профессии есть свои плюсы:

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

«Командировки бывают разными: от южных регионов до Дальнего Востока. Я, например, по работе объездила весь Северный Кавказ. Было очень интересно проехать на машине от Минеральных Вод до Махачкалы», — делится Виктория Бойкова из EY.

Минусы аудиторской работы:

Карьерные перспективы

В стажерах аудиторы проводят до нескольких месяцев. Далее они становятся специалистами и растут до позиции консультанта, а затем старшего менеджера. Переход между грейдами занимает от одного до трех лет. С каждой следующей ступенькой задачи меняются: вместо проверки конкретных документов все больше приходится управлять командой, резюмировать ее работу и выстраивать коммуникации с клиентами и партнерами.

За 10 лет в профессии можно стать партнером. Так в аудиторских компаниях называют позицию, схожую по обязанностям с генеральным директором. Это ключевое лицо в корпорации, которое заключает договоры, развивает отношения с клиентами и отвечает за выработку методологии.

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

«Претендентов на партнерское кресло обычно много. Кто его займет, зависит от личных качеств, портфеля проектов и привлеченной выручки», — рассказывает Виктория из EY.

Книги для аудиторов

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

«Бухгалтерский учет за 14 дней», Сергей Молчанов. Учебное пособие с примерами и практическими заданиями. Поможет начинающим бухгалтерам разобраться в азах, а опытным специалистам обновить знания по нормативно-правовой базе.

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

«Экспресс-курс по МСФО», Надежда Котельникова. Учебник для тех, кто хочет получить русскоязычный диплом ACCA DipIFR по международным стандартам финансовой отчетности. Пособие поможет быстро разобраться в МСФО и подготовиться к экзамену.

навыки и знания аудитора. Смотреть фото навыки и знания аудитора. Смотреть картинку навыки и знания аудитора. Картинка про навыки и знания аудитора. Фото навыки и знания аудитора

Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С его помощью вы разберетесь в российских стандартах бухгалтерского учета, которые необходимо знать любому аудитору, работающему в нашей стране.

Хотите узнать, как освоить профессию и пройти отбор в компании большой четверки? Регистрируйтесь на онлайн-курс «Professions» от Changellenge >> ToolKit! Виктория Бойкова расскажет, в чем разница между аудиторами и консультантами, какие проекты могут попасться в работе и как кризис отразился на профессии. Также вы узнаете, каким СМИ можно доверять, собирая данные о компаниях, и где получить нужные для карьеры сертификаты и аттестаты.

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

Источник

7 Компетентность аудиторов и их оценивание

Общие положения

Доверие к процессу аудита и способность достичь целей аудита зависят от компетентности тех лиц, которые участвуют в планировании и проведении аудитов, включая аудиторов и руководителей команды по аудиту. Компетентность следует оценивать посредством рассмотрения поведения лица и его способности применить знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, накопления производственного опыта, подготовки в качестве аудитора и деятельности в качестве аудитора при проведении аудитов. При оценивании аудиторов следует учитывать потребности программы аудита и целей аудита. Некоторые из необходимых областей знаний и навыков, представленных в разделе 7.2.3, являются общими для аудиторов любой системы менеджмента, другие требуются только для аудита конкретных систем менеджмента. Не обязательно, чтобы каждый аудитор в команде по аудиту имел одинаковую компетентность, но общая компетентность членов команды по аудиту должна быть достаточной для достижения целей аудита.

Оценивание компетентности аудиторов следует планировать, проводить и документировать в соответствии с программой аудита, включая процедуры программы, для обеспечения того, чтобы результаты оценивания были объективными, последовательными, наглядными и заслуживающими доверия.

Процессу оценивания следует включать в себя следующие четыре основных шага:

Результатам оценивания следует служить основой для следующего:

Аудиторам следует развивать, поддерживать и повышать свою компетентность путем постоянного профессионального развития и регулярного участия в аудитах (см. 7.6). Процесс оценивания аудиторов и руководителей команд по аудиту представлен в разделах 7.4 и 7.5.

Аудиторов и руководителей команд по аудиту следует оценивать на основе критериев, описанных в разделах 7.2.2 и 7.2.3.

Требования к компетентности лица, осуществляющего управление программой аудита, описаны в разделе 5.3.2.

Установление требований к компетентности аудиторов в целях удовлетворения потребностей программы аудита

7.2.1 Общие положения

При решении вопроса об уровне знаний и навыков, требуемых аудитору, следует учесть:

Эта информация должна быть сопоставлена с информацией, указанной в разделах 7.2.3.2, 7.2.3.3 и 7.2.3.4.

7.2.2 Личное поведение

Аудиторам следует обладать необходимыми качествами, позволяющими им действовать в соответствии с принципами проведения аудитов, описанными в разделе 4. Аудиторам следует вести себя профессионально во время осуществления деятельности по аудиту. Им следует быть:

7.2.3 Знания и навыки

7.2.3.1 Общие положения

Аудиторам следует обладать знаниями и навыками, необходимыми для получения намеченных результатов аудитов, которые они, как предполагается, будут проводить. Всем аудиторам следует иметь как общие знания и навыки, так и специфические знания и навыки, определяемые видом проводимых аудитов и отраслями экономики, в которых действует аудитируемая организация. Руководителю команды по аудиту следует иметь дополнительные знания и навыки, необходимые для того, чтобы возглавлять команду по аудиту.

7.2.3.2 Общие требования к знаниям и навыкам аудиторов систем менеджмента

Аудиторам следует обладать знаниями и навыками в областях, указанных ниже.

a) Принципы, процедуры и методы проведения аудита. Эти знания и навыки позволяют аудитору применять соответствующие принципы, процедуры и методы при проведении различных аудитов, обеспечивая уверенность в том, что они проходят последовательным и систематическим образом. Аудитору следует быть способным:

b) Системы менеджмента и ссылочные документы. Знания и навыки в этой области позволят аудитору понимать область аудита и применять критерии аудита. Следует, чтобы знания и навыки в этой области охватывали:

с) Положение дел в организации. Знания и навыки в этой области позволят аудитору осмыслить структуру аудитируемой организации, ее практику ведения бизнеса и управления деятельностью. Следует, чтобы знания и навыки в этой области охватывали:

d) Применимые к деятельности аудитируемой организации правовые (законодательные и нормативные) и контрактные требования, а также другие требования, применимые к ней.

Знания и навыки в этой области позволят аудитору осознавать относящиеся к организации правовые (законодательные и нормативные) и контрактные требования и действовать в соответствии с ними. Знаниям и навыкам, относящимся к правовым аспектам или к деятельности аудитируемой организации и производимой ею продукции, следует охватывать:

7.2.3.3 Специфические знания и навыки аудиторов систем менеджмента, связанные с особенностями систем и экономических секторов
Аудиторам следует иметь специфические знания и навыки, позволяющие проводить аудит конкретных типов систем менеджмента организаций, осуществляющих деятельность в определенных секторах экономики. Эти знания и навыки охватывают:

ПРИМЕЧАНИЕ. Руководящие указания и примеры требований к профессиональным знаниям и навыкам аудиторов содержатся в приложении А.

7.2.3.4 Общие знания и навыки руководителей команд по аудиту

Руководителям команд по аудиту следует иметь дополнительные знания и навыки, позволяющие управлять командой по аудиту и возглавлять ее, чтобы способствовать эффективному и результативному проведению аудита. Руководителю команды по аудиту следует иметь знания и навыки, необходимые для того, чтобы:

7.2.3.5 Знания и навыки, необходимые для проведения аудитов систем менеджмента, относящихся к разным направлениям

Аудиторам, которые предполагают принять участие в качестве члена команды по аудиту систем менеджмента, относящихся к разным направлениям, следует обладать компетентностью, необходимой для проведения аудита, как минимум, одной из этих систем, и пониманием взаимодействия и областей совместных действий различных систем менеджмента. Руководителю команды по аудиту систем менеджмента, относящихся к разным направлениям, следует понимать требования каждого из стандартов на эти системы и понимать свои слабые стороны в знаниях и навыках в каждом из соответствующих направлений.

7.2.4 Обеспечение компетентности аудиторов

Знания и навыки аудиторов приобретаются путем комбинации следующего:

7.2.5 Руководители команд по аудиту

Руководителям команд по аудиту следует приобрести дополнительный опыт проведения аудитов, чтобы достичь уровня знаний и навыков, описанных в разделе 7.2.3. Этот дополнительный опыт следует приобрести, работая под руководством другого руководителя команды по аудиту.

Установление критериев оценивания аудиторов

Критериям следует быть качественными (такими, например, как наличие личных качеств, знаний или способностей реализовать свои навыки, продемонстрированных в ходе подготовки или во время работы) и количественными (такими, например, как продолжительность имеющегося
опыта работы или обучения, количество аудитов, в которых аудитор принял участие, количество часов подготовки в качестве аудитора).

Выбор метода проведения оценивания аудиторов

Оценивание аудиторов следует проводить, используя для этого два или более метода, выбранные из числа тех, которые представлены в табл. 2. Используя эту таблицу, следует иметь в виду следующее:

Проведение оценивания аудиторов

Информацию, собранную о лице, следует сопоставить с критериями, указанными в разделе 7.2.3. Если лицо, которое предполагается использовать для реализации программы аудита, не удовлетворяет критериям, следует провести его дополнительную подготовку, организовать приобретение дополнительного опыта работы или опыта проведения аудитов и осуществить после этого повторное оценивание этого лица.

Поддержание и повышение уровня компетентности аудиторов

Аудиторам и руководителям команд по аудиту следует постоянно повышать уровень своей компетентности. Аудиторам следует поддерживать свою компетентность как аудитора посредством регулярного участия в аудитах систем менеджмента и постоянного профессионального развития. Постоянное профессиональное развитие включает в себя поддержание и повышение уровня компетентности. Это может быть достигнуто такими способами, как приобретение дополнительного опыта работы, прохождение дополнительной подготовки, взятие частных уроков, привлечение тренеров, участие в совещаниях, семинарах и конференциях или других соответствующих мероприятиях.

Метод оцениванияЦелиПримеры
Анализ записейВерификация биографических данных и сведений о подготовкеАнализ записей об образовании, подготовке, роде занятий, профессиональном опыте и опыте проведения аудитов
Обратная связьПолучение информации о том, как деятельность аудитора вое принимает! я другимиОпросы мнений, заполненные вопросники, персональные отзывы, рекомендации, жалобы, оценивание деятельности, отзывы коллег
Интервью (собеседование)Оценивание личных качеств и навыков коммуникации, верификация информации и проверка знаний, получение дополнительной информацииПерсональное интервью
НаблюдениеОценивание личных качеств и способности применять знания и навыкиРолевые игры, присутствие во времп аудита и наблюдение за его проведением, наблюдение за деятельностью на рабочем месте
ТестированиеОценивание личных качеств, знании и навыков и их применениеУстные и письменные экзамены, психометрические тесты
Анализ, проводимый после аудитаПолучение информации о деятельности аудитора при проведении аудита в целях выявления его сильных и слабых сторонАнализ отчетов об аудите, интервью с руководителем и членами команды по аудиту и, если это возможно, получение обратной связи от аудитируемой организации

Лицу, ответственному за управление программой аудита, следует установить приемлемые механизмы оценивания деятельности аудиторов и руководителей команд по аудиту. При организации деятельности по постоянному повышению профессионального мастерства следует принять во внимание:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *