навыки которые дает школа

Шамиля Ахмадуллина

Давайте подумаем, каковы основные образовательные навыки, которые должна давать школа.

Во-первых, это умение учиться, умение учиться самостоятельно, умение взять, например, учебник по биологии и самостоятельно подготовиться к экзамену.

Во-вторых, научиться запоминать, научиться быстро работать с информацией. Дает это школа? К сожалению, нет! Абсолютно нет! Те навыки, которые дает нам школа, — это считать, писать и читать. Хотя умение читать — это спорный вопрос. Я убежден, что дети в школах читают намного медленнее и с меньшим пониманием, чем должны. Если вы хотите разобраться в этой теме подробно, прочитайте мою книгу «Скорочтение для детей. Как научить ребенка читать и понимать прочитанное». Это книга-тренинг, которая позволяет за 10 дней привить ребенку минимальные навыки скорочтения.

Следующий навык — пересказывать, хотя тут все намного глубже. Фактически что такое пересказ? Это пропущенная через призму собственного восприятия информация, обогащенная личным опытом и знаниями, при этом изложенная своими словами. Нужно признать факт, что пересказывать большинство детей не умеют. При этом современные дети пересказывают намного хуже, чем это делали дети 10–15 лет назад. Это во многом связано с введением ЕГЭ, с отменой устных выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов.

Теперь поговорим про запоминание. Учат ли детей запоминать в школе? Тоже нет. В действительности разработано огромное количество методов запоминания. Вбейте в любом поисковике (Google или Yandex) слово мнемотехники, и они выдадут вам тысячи сайтов. Единственная проблема: они не системны. К сожалению, нет ни одной книги, в которой эта информация хорошо расписана и дана в удобоваримом формате, особенно для применения школьниками. Именно этот пробел я заполняю этой книгой.

То есть фактически получается, что те образовательные задачи, которые должна выполнять школа, не выполняются. Ребенок не только не может учиться самостоятельно, но и школьную программу-то освоить не может, поэтому в последние несколько лет идет тенденция к упрощению школьной программы. Это связано именно с тем, что дети не обучены правильно работать с информацией.

Источник

Какие умения приобретаются в школе

Содержание статьи

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

Младшие классы

Обучение в начальных классах – процесс, при котором важно привить ребенку любовь к учебе и взаимодействию, ведь с момента поступления в первый класс к детям предъявляются более высокие требования, которые должны быть направлены на достижение результатов, установленных учителем. Традиционно, в младшей школе учат читать, писать и считать. Однако современная школа требует, чтобы потенциальный первоклассник уже умел решать элементарные примеры и уравнения, читал по слогам и имел представление о письме.

В младшей школе ребенок социализируется: происходит развитие навыков, благодаря которым дети сотрудничают и учатся помогать друг другу. Ребенку необходимо почувствовать себя частью коллектива, который представляет собой условную модель общества. В младшей школе у ребенка развивается самосознание, вместе с тем определяются его способности как в обучении, так и во внеклассной деятельности. Дети учатся слушать и слышать друг друга, планировать свои действия, учитывая мнение других, формируют свои суждения, определяют круг общения. Сам учебный процесс помогает приобрести умения, необходимые для нормального функционирования в обществе, основа которого – дружба и готовность прийти на помощь другому.

Стоит обратить внимание на то, что с того момента, как ребенок пошел в школу, формируется его самостоятельность. В этом возрасте ребенок начинает знакомство с элементарными инфраструктурными элементами, будь то пользование предметами быта или общественным транспортом.

Средние и старшие классы

Обучение в средней и старшей школе направлено на самоопределение в профессиональной сфере. В этот период общий учебный курс становится наиболее интенсивным, расширяется спектр изучаемых дисциплин, особенно иностранных языков, естественных и социально-гуманитарных наук. Школьнику под силу решить сложные физические, химические, алгебраические или геометрические задачи, написать художественное сочинение или критический текст, высказать свое отношение к чему-либо, а также поспорить с другими.

Процесс обучения требует активности, внимательности и усидчивости. Ребенок учится планировать свое время, ведь интересы школьника расширяются, и, как правило, возникает необходимость развивать свои способности в спорте, музыке, искусстве. Многие школы предусматривают множество дополнительных (факультативных) дисциплин, поэтому ребенок большую часть времени может проводить в школе и заниматься самореализацией, а также приобретать нестандартные навыки. Некоторые школы в рамках факультативных или программных занятия (ОБЖ, трудовое воспитание и т.п.) формируют навыки шитья, готовки, стрельбы, выжигания и многих других.

В этот период ребенку наиболее остро хочется заявить о себе. Он развивает лидерские качества, задается целями, определяет круг своих интересов и ищет единомышленников. При этом у ребенка могут возникнуть и первые конфликтные ситуации, выход из которых он либо ищет сам, либо обращается за помощью к старшим. Формируется стрессоустойчивость, ответственность за слова и поступки.

Старшая школа учит ребенка правильно оценивать свои силы, при этом всегда стремиться к лучшему результату. Выпускник школы, как правило, самостоятельно задается учебными целями и стремится получить высший бал. Главный враг современного школьника – лень. Поэтому то, какие навыки он будет иметь в своем арсенале на выходе из школы, зависит только от его трудолюбия.

Источник

Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.

Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.

Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.

Общеучебные умения и навыки и их классификация

Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.

Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.

Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.

Первая группа – учебно-организационные умения и навыки

К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:

Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.

Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.

Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки

К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:

Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.

Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.

Третья группа – учебно-информационные умения и навыки

В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:

Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).

Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки

В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:

Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.

Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.

Технология формирования общеучебных умений и навыков

Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:

Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.

Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения

Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.

Начальное образование (1-3/4 классы)

Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.

Познавательная деятельность развивается через:

Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.

Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.

Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:

Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)

Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.

Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.

Основное общее образование (5-9 классы)

Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.

С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.

Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:

Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.

Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:

Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.

Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)

Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:

И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.

Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.

Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.

Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.

Есть и другие не менее важные умения:

Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.

Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)

Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.

Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:

Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.

Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:

За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).

Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.

Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Подведем итог

Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.

Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.

Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.

Желаем вам успехов в работе и обучении!

Источник

4 навыка, которые нужно прокачать в школе (помимо базовой программы)

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

Все говорят про гибкие навыки — дескать, именно на них теперь смотрят работодатели. Но что это? И можно ли их развить? Разбираются Тимур Жаббаров и Мария Иванова — эксперты онлайн-курсов «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей». На курсах педагоги-практики рассказывают слушателям — учителям российских школ о международных исследованиях в образовании и современных практиках преподавания.

Что такое soft skills?

Разница между hard skills и soft skills в том, что hard skills направлены на конкретную область. Soft skills — навыки, которые легко применимы если не во всех, то во многих аспектах жизни. Умение спроектировать крыло самолета — это hard skills, а способность мыслить системно, договариваться, анализировать — soft skills. Но нет строгого разграничения: это не тумблер, а шкала — один навык может относиться и к hard, и к soft skills в зависимости от контекста.

Почему про soft skills так много говорят сегодня?

Сейчас так много информации — это значит, что любое знание быстро устаревает, пропадает определённость. В современном мире нет стабильных областей знания, их все время надо пополнять. Уже нельзя сказать: мир такой, страна такая и так далее. Поэтому надо уметь учиться, организовывать себя, анализировать информацию, критически мыслить — и это всё гибкие навыки.

Раньше — в конце 19 — начале 20 века — скорости были низкие, а мир — более определенным, с нестабильностью сталкивался небольшой процент населения — как правило, это были правители, купцы, некоторые военные. Жизнь остальных состояла из простых действий с понятным результатом. И нам сегодня важно уметь создавать эту определенность своими руками — этому надо учить со школы.

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

А еще главной задачей тогда была всеобщая грамотность. Сегодня же приоритет сместился с передачи накопленных знаний к умению учиться, управлять собой и как-то применять все эти знания в жизни. Да и само понятие грамотности как необходимого набора навыков расширилось.

А что, предметные знания уже не нужны?

В какой-то момент в сознании людей hard и soft skills стали конкурировать — как будто бы развитие одних нужно реализовывать за счет сокращения других. Но на самом деле это не противостояние: если ты знаешь, как спроектировать крыло самолёта, тебе, кроме этого, пригодится дополнительный набор гибких навыков — например, способность перестроиться и сконструировать крыло не так, как тебя учили в вузе двадцать лет назад, а так, как это нужно прямо сейчас, с учётом новых технологий.

Но важно относиться к предметному знанию как к чему-то быстро устаревающему, ставить под сомнение то, что ты сегодня знаешь, и постоянно добавлять что-нибудь новое, а также уметь переносить свои навыки из привычных областей в новые. Например, навык систематизации данных, необходимый для конструирования самолета, пригодится в программировании или управлении.

Какие гибкие навыки нужно развивать школьникам?

1. Рефлексия

Рефлексия — это способность обращать внимание на самого себя, свои мысли, эмоции, реакции, на то, что с тобой сейчас происходит, умение остановиться и проанализировать ситуацию — понять, что ты сделал и почему. То есть держать в уме второй план реальности, где ты не просто действуешь, а ещё и понимаешь, что ты делаешь, зачем и к чему тебя это ведёт.

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

2. Толерантность к неопределённости

Перед человеком сейчас стоит задача научиться постоянно перестраиваться, адаптироваться к переменам. Потому что, если человек продолжает думать в парадигме чётких, неизменных правил и представлений о мире, очень быстро — буквально в течение нескольких лет — его набор представлений устаревает, становится неактуальным, и он постепенно скользит по шкале востребованности вниз — то есть, с одной стороны, накапливает опыт, дольше работает в какой-то одной сфере, но его способность решать новые задачи снижается. В некоторых областях задача остаётся неизменной и накопленный опыт по-прежнему применим, хотя и теряет актуальность. Но в большинстве областей меняется сама задача, и это делает опыт неприменимым без его переосмысления.

3. Коммуникативные способности и договороспособность

Мы разные, у всех своя картина мира, и, чтобы нам в этом мире сосуществовать — быть вместе, работать вместе, — нужно научиться договариваться. Мы смотрим на одно и то же явление через призму своего опыта и воспитания, поэтому наши точки зрения часто будут не совпадать, но не надо думать, что другой — обязательно враг, что он глупее нас, что он неправ. Если мы признаем ценность другого, позволим ему иметь и транслировать свое видение мира, мы сможем услышать его, нащупать точки соприкосновения и договориться.

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

4. Умение учиться

В прошлом обучение было такой линейной историей: ты ходил в школу, в университет, набирал знания, а потом уже с этими знаниями работал. Сейчас знания — динамичная категория, каждый день появляются обновления. И что тогда умение учиться? Это навык, который прокачивается по мере того как развивается ребёнок, его способности к рефлексии, целеполаганию, самоопределению, работе с информацией, критическому мышлению и умению анализировать.

Школьнику необходимо помочь выйти на такой уровень, где он понимает, зачем ему всё это нужно, — обычно это происходит в подростковом возрасте

Ребёнок понимает, что учёба — это его ответственность, а педагог может его на этом пути поддерживать и направлять.

Умение учиться — это ещё и навык работы с информацией, потому что ведь не только из учебников можно её черпать (сейчас есть много куда более актуальных и интересных источников), это навык командной работы, когда ты можешь привлекать и использовать ресурсы группы, когда педагог для тебя — эксперт, который благодаря своему опыту может дать дополнительную информацию или вводную, чтобы ты сам что-нибудь поискал.

Как школа может в этом помочь?

Вся сложность ситуации с развитием soft skills заключается в том, что гибкие навыки в большинстве своём формируются контекстно, за счёт неосознанного копирования поведения взрослых — важных (читай: классных) для ребёнка людей. А значит, недостаточно просто провести какое-то количество занятий и тренингов, важно создать среду для ребенка, в которой есть люди с развитыми soft skills. Но взрослых, обладающих такими навыками, в принципе немного. И прежде чем мы начнём развивать soft skills у школьников, нам придётся сначала развить их у взрослых, которые станут потом обучать детей.

навыки которые дает школа. Смотреть фото навыки которые дает школа. Смотреть картинку навыки которые дает школа. Картинка про навыки которые дает школа. Фото навыки которые дает школа

По поводу обучения педагогов — важно, чтобы система образования была ориентирована на развитие этих навыков у педагогов. Ведь о них нельзя просто прочитать в книге — это как привычка, а привычки появляются тогда, когда ты какое-то время пробуешь жить по-новому. И хорошо, если бы в системе образования создавались пространства, где педагоги смогут получать новый опыт. Кроме того, должны быть профессиональные сообщества, потому что нет фиксированного объема навыков, который можно записать в блокнот и сказать: «Я должен это уметь». И в ней важно поддерживать обмен практиками.

И здесь важно не только рассказывать о чём-то, но и давать возможность общаться — к примеру, как это было на Молодёжном педагогическом форуме «Линейка» в Мастерской управления «Сенеж» — молодые учителя обменивались опытом и придумывали инструменты и методы, которые помогут в воспитательном процессе в школе.

В конце хочется сказать, что все мы сейчас в процессе изменений и нет такого, что кто-то виноват: управленцы от образования, педагоги, дети, которые не хотят учиться и уходят с онлайн-уроков, или родители, которые не подготовили детей к дистанционке. Мы все сегодня в большом эксперименте, и soft skills — это то, куда можно посмотреть, поразбираться и поставить новые задачи и цели — нам, взрослым, потому что именно на нас сегодня лежит ответственность.

Тимур Жаббаров, генеральный директор Smart Course, Мария Иванова, эксперт Smart Course. Компания разрабатывает образовательные и просветительские программы, проекты и решения в области развития гибких навыков для педагогов, подростков, родителей и специалистов в области образования.

Иллюстрации: Ardea-Studio / Shutterstock

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *