навыки менеджера коммерческого аккаунта
46 навыков и характеристик, из которых складывается портрет идеального менеджера продукта
Product Manager очень часто выступает первым представителем продукта или сервиса для внешнего мира. Для этого успешному PM требуется опыт, энтузиазм и, конечно, профессиональные управленческие навыки, коммуникативные и другие способности. Набор этих качеств помогает специалисту грамотно представить продукт и вывести его на рынок.
Product manager должен заботиться об успешности продукта или сервиса от стадии разработки концепции до окончательного релиза и позиционирования на рынке. В интересах управленца всегда знать, как грамотно использовать стратегию продукта и ориентироваться на мировые тренды в области управления.
Молодые специалисты в самом начале своей карьеры менеджера продукта могут почувствовать давление со стороны руководства или менеджеров по персоналу, которые вполне логично захотят открыть потенциал и “вытянуть наружу” все профессиональные навыки и способности нового таланта. Часто у них есть свой собственный виртуальный список ожиданий, целью которого является определение профессиональных и личных качеств будущих менеджеров продукта. С таким списком соискатели сталкиваются во время собеседований.
Список ожиданий может быть простым, а иногда тщательно продуманным и достаточно длинным. В общем, у владельцев продукта, CEO и HR всегда есть портрет идеального менеджера продукта, который состоит из определенных ожиданий. Какими же навыками, способностями и качествами должен обладать современный product manager?
Навыки успешного менеджера продукта
Для многих крупных корпораций роль менеджера продукта является достаточно новой. В стартапах такую должность можно встретить чаще. Время очень быстро показало пользу этой роли для компаний разного размера и отраслей деятельности.
Обязанности и ответственность PM в компаниях могут отличаться, поскольку многое зависит от специфики продукта, аудитории, рынка, команды и других факторов. Технический PM отличается от бизнес-ориентированного менеджера продукта, роли управленцев в IT-компании или в ритейле также будут разниться. Однако ключевые навыки для product manager остаются схожими.
Вы можете найти множество классификаций необходимых PM навыков и качеств или предложить собственный вариант. Мы предлагаем рассмотреть 6 основных категорий: ключевые профессиональные навыки и умения менеджера продукта, личные качества, межличностные характеристики, аналитические способности, кросс-функциональные умения, а также столь необходимые сегодня умения эффективно использовать профессиональные инструменты и сервисы для управления продуктами.
Профессиональные навыки product manager
Личные качества и умения PM
Межличностные характеристики менеджера продукта
Аналитические способности менеджера продукта
Кросс-функциональные и другие навыки для product manager
Работа с профессиональными сервисами и инструментами для управления продуктами
Возможность применения современных инструментов и сервисов для управления продуктами не просто упрощает жизнь менеджеров, а открывает большие возможности. Такие инструменты помогают применять все свои знания и навыки с помощью интеллектуальных технологий и, тем самым, оптимизировать и структурировать свою работу и работу всей команды.
Современный product manager не ограничивается базовым набором сервисов для эффективной работы, а использует специальные управленческие платформы.
Отдельный функционал PM требует отдельных опций сервисов или инструментов. Например, управление бэклогом продукта — важная составляющая работы менеджера продукта.
Product Backlog — это своеобразное хранилище идей, инициатив, запросов от клиентов и важных требований по продукту. Работа с бэклогом помогает определять приоритеты и упорядочивать все идеи для дальнейшего планирования итераций.
В платформе Hygger.io для управления бэклогом предлагаются удобные параметры Value and Efforts для каждой идеи.
График состоит из четырех сегментов, каждый из которых представляет определенный блок приоритетов:
Другим примером обязательного инструмента в арсенале современного менеджера продукта является Product Roadmap (дорожная карта или план развития продукта).
Этим визуализированным планом менеджеры продуктов могут поделиться с другими членами команды и заинтересованными сторонами продукта. Сюда входят глобальные и мелкие инициативы, требования продукта и запланированные идеи.
Это лишь два примера стратегических инструментов для управления продуктом. В работе менеджера также помогают отслеживание времени, функции делегирования задач, коммуникации с командой, подготовки отчетов и графиков работы, систематизации задач и многие другие функции, которые предлагают платформы для управления продуктами.
Какими PM-инструментами пользуетесь вы? И как они помогают применить навыки, умения и качества менеджера продукта?
Аккаунт менеджер — кто это, какие у него обязанности и сколько он зарабатывает?
Аккаунт менеджер относится к новым профессиям, ведь в Россию эта должность пришла только в конце 20 века. Большинство людей считают, что данный специалист работает с активными продажами, что является проблемной деятельностью. Однако работник общается с уже готовыми клиентами, организует бизнес-прессы компании и иногда занимается документацией.
Вы можете встретить специалистов с зарплатой более 1 миллиона рублей за месяц, ведь такие люди отвечают за всю прибыль компании. Конечно же, обычному работнику будут платить в среднем 20-40 тысяч, но достичь этой суммы можно без большого опыта работы, что и привлекает людей.
И всё же, аккаунт менеджер – кто это? Почему любая компания нуждается в нём? Какие обязанности выполняет специалист по ключевым клиентам? Всё это вы узнаете в статье.
Содержание статьи:
Аккаунт менеджер – объяснение простыми словами
Постоянными клиентами дорожит любая организации, ведь они приносят стабильную выручку и являются «ходячей» рекламой, рассказывая о компании знакомым, друзьям, родственникам. Для удержания таких потребителей требуется менеджер, который будет продумывать различные стратегии для удовлетворения желаний потребителя.
По-другому аккаунт менеджеров называют специалистами по работе с клиентами. Однако это не только работники «подвальных» производств, ведь такие люди могут заключать миллиардные сделки с огромными корпорациями, поэтому опытные специалисты ценятся на вес золота.
В целом, менеджер должен развивать и удерживать определённую часть активной клиентской базы, причём это может быть как инициация продаж, так и реагирование на запрос клиента (сервисные центры, рекламные агентства).
Какими качествами должен обладать аккаунт менеджер
Аккаунт менеджер – обязанности
Задачи специалиста зависят от специфики компании. Если нельзя инициировать продажи, а только реагировать на возникающие проблемы клиентов (например, ремонт техники), то алгоритм работы достаточно прост: принять обращение клиента, понять проблему и предложить решение, следить за выполнением работ, получить обратную связь и оплату от клиента, оформить документацию и сделать отчёт.
Специалисты «быстрого реагирования» не считаются оплачиваемой вакансией, ведь тут менеджер является посредником, который следит за качеством обслуживания клиента. Работодатели пытаются снизить затраты, из-за чего в век информационных технологий многие компании поручают данную обязанность автоматизированным системам и роботам.
Противоположная модель – инициация продаж. В данной ситуации менеджер полностью влияет на прибыль и дальнейшее развитие компании. Работодатель ставит две задачи: увеличение продаж с определённой группой клиентов и их удержание. По такой схеме работать намного сложнее, ведь нет определённого алгоритма и для каждого покупателя нужен индивидуальный подход.
Зарплаты у инициаторов выше в 5-10 раз, ведь именно они являются «генераторами» денег для фирмы. Причём менеджеры не работают с любыми клиентами. Им дают определённую базу клиентов, которую нужно развивать, за счёт чего они называются «фермерами».
Примерный список того, что делает аккаунт менеджер:
Обязанности не ограничиваются вышеперечисленным списком. Чем масштабнее компания, тем больше требований и задач у специалиста.
B2B и B2C аккаунт менеджер – кто это
В современном бизнесе существует несколько видов рынка, которые отличаются субъектом продаж и стратегией маркетингового продвижения. Стоит немного поведать о данных взаимоотношениях, а после переходить к конкретным обязанностям различных менеджеров.
B2B (бизнес для бизнеса) – схема взаимоотношений, в которой другая организация является клиентом. То есть один предприниматель пытается продать товар или услугу другому предпринимателю. Компания-покупатель использует купленный продукт для заработка. К такому виду взаимоотношений относят, например, деревообработку, машиностроение, консалтинг.
B2C (бизнес для потребителя) – взаимоотношение предпринимателя и покупателя. Покупки совершают конечные потребители, которые будут использовать товар для себя. К таким организациям относят супермаркеты, магазины книг и т.д.
Если сказать коротко и ясно, то B2B – оптовая торговля товарами, B2C – розничная продажа. Некоторые компании могут работать как на опт, так и на розницу, однако аккаунт менеджеры работают только с чем-то одним.
Стоит рассказать об отличиях двух видов менеджеров:
Требований к B2C меньше, чем к B2B, поэтому на такую работу сгодится любой человек без образования, ведь действовать нужно по готовому алгоритму.
Аккаунт-менеджмент: как сделать карьеру на чужом бизнесе
Если у вас в агентстве есть человек, который постоянно отстаивает чужие интересы, всей душой болеет за другой бизнес и даже настраивает целую команду на решение посторонних задач, это значит, что в вашем коллективе появился отличный аккаунт-менеджер.
Постараюсь сформулировать самые важные этапы брифинга и нюансы, с которыми приходится сталкиваться аккаунту в любом проекте. Что нужно знать о бренде, чтобы стать эффективным партнером для клиента. Какие вопросы не бояться задавать. Что рассказать команде проекта. Все это на примерах из моего клиентского и агентского опыта.
Любой проект начинается с брифа, будь то телефонный разговор, личная встреча (а то и не первая), две строки текста или 15 страниц документа, заверенного печатью и подписью — главное, он должен содержать понятную, простую и доступную информацию о проекте и ожиданиях клиента.
Представим, что бриф у нас уже есть, пора научиться его читать, задавать вопросы и переходить к проекту.
Наша задача разобраться, что из себя представляет бренд:
Знакомиться с брендом нужно не только на первом брифинге, а постоянно узнавать что-то новое, особенно если бренд не стоит на месте.
Этот раздел я проиллюстрирую примерами из рынка недвижимости, так как много работаю именно в этом сегменте. Итак, начнем.
Репутация застройщика, количество и качество реализованных проектов, внедрение новых технологий строительства, высокие рейтинги кредитоспособности, генеральные партнеры (банки из топ-10, правительство Москвы) и другие.
Расположение и транспортная доступность, экологичный район, проект известного архитектора или архитектурного бюро, планировка, инфраструктура, стоимость кв.метра жилья и прочее.
Строит безопасное жилье. Сдает объекты в срок. Обеспечивает всю инфраструктуру. Предоставляет выгодные условия по ипотеке.
В какой категории представлен бренд — элитное жилье, недвижимость за рубежом, ЖК эконом-класса. Как устроена эта категория. Какие основные конкуренты, какую позицию относительно них занимает бренд.
Изучите стратегии конкурентов, успешные и провальные — они могут натолкнуть вас на новые инсайты.
Нет универсального шаблона для описания целевой аудитории. В зависимости от целей проекта или рекламной кампании необходимой и достаточной может быть:
Где живет потенциальный потребитель (на какие регионы будете транслировать рекламные кампании), где проводит время в офлайне и онлайне (повлияет на выбор источников, через которые вы будете доносить рекламный посыл до потребителя).
Убедитесь, что клиент в брифе или на сайте ответил на вопросы: кто его потребители? Чем потребители нашего бренда отличаются от потребителей̆ конкурента? Какие у них ценности и потребности?
Если клиент не дал ответ на этот вопрос — не бойтесь задавать дополнительные вопросы.
Если есть ответ — проговорите портрет потребителя, чтобы убедиться, что одинаково представляете конечного потребителя с учетом географии планируемой кампании.
Проанализируйте, сколько времени покупатель принимает решение о покупке и как часто готов их повторять? Для разных категорий это может один день или несколько лет. Решение о выборе ресторана для ужина мы принимаем быстро и через несколько часов мы снова голодны.
Автомобиль мы в среднем выбираем на протяжении полутора месяцев и владеем им три–пять лет. Время принятия решения о покупке недвижимости в среднем составляет шесть месяцев, время владения — в среднем не менее десяти лет.
И всегда смотрите на планируемую рекламную активность именно глазами потенциального покупателя (не клиента).
Поняв ключевое отличие нашего бренда от конкурентов и кто его потребители, двигаемся дальше к самому сложному и интересному блоку.
Чтобы правильно сформулировать задачу проекта, нужно посмотреть на задачи клиента объемно.
Какие глобальные задачи стоят перед брендом с точки зрения бизнес-KPI. Бизнес-задачи — это рост доли рынка, рост объемов продаж, рост рентабельности и другие.
Что мы ждем от потребителей? Как будем достигать бизнес показателей? Ответы на эти вопросы формируют маркетинговые задачи: привлечение новых потребителей, рост лояльности текущих потребителей и другие.
И только теперь можем переходить к планированию тактических действий в рамках проекта. Как проект может осуществить задачи бренда? Какую цель преследуем этим проектом?
Очень часто эти задачи не совпадают, прежде чем брифовать свою команду убедитесь, что все эти задачи выстроены в единую логику.
Появились сомнения — задавайте вопросы клиенту. Чтобы подготовить предложение, отвечающее ожиданиям клиента и его бизнес-целям, нужно разобраться с этим вопросом.
На каждом этапе проекта (подготовка предложения, реализация, запуск новой рекламной кампании и прочее) проверяйте, соответствует ли реальный результат заявленным целям.
Я фанат чек-листов. Составьте для себя список материалов, необходимых для подготовки предложения и реализации проекта.
Контролировать все этапы подготовки, сроки, качество и соответствие предложения и результатов проекта ожиданиям клиента — задача аккаунт-менеджера.
Убедитесь, что у вас есть все исходные материалы, все необходимые доступы (в админку, к счетчикам веб-аналитики), ответы на все ключевые вопросы.
Не уверены, что получили все данные? Составьте свой чек-лист под конкретный проект.
Не нашли ответа на свой вопрос в брифе, в материалах, переписке — задайте вопрос клиенту.
Брифуйте команду, когда обладаете всей необходимой информацией.
Что это за зверь — менеджер коммерческого аккаунта в Инстаграм
Знаменитости, инфлюенсеры, блогеры редко занимаются социальными сетями самостоятельно. Они делегируют обязанности менеджерам, которые специализируются на развитии и продвижении страницы.
В обязанности может входить как чисто визуальное оформление, так и работа с директом, настройка рекламы, повышение активности и охватов, поиск рекламодателей.
Менеджер коммерческого аккаунта в Инстаграм связывается с потенциальными рекламодателями и брендами, договаривается об оплате, находит рекламные площадки и даже следит за репутацией бренда. Круг обязанностей определяется владельцем аккаунта, от этого зависит и размер оплаты.
Менеджер коммерческого аккаунта: что он делает-то?
Управляющий коммерческим аккаунтом –это представитель интересов бренда или конкретного человека. Специальность близка к сфере SMM, нередко включает привлечение людей, продвижение бренда, генерацию контента, настройку рекламы. Но в классическом варианте руководитель бизнес-аккаунта занимается:
Задачи специалиста напрямую зависят от специфики компании. Одним требуется только работать над визуальным оформлением, другим важны инициации продаж.
Обучение предполагает освоение стандартных принципов работы. Но менеджер аккаунта должен постоянно обучаться, проходить курсы повышения квалификации, быть в курсе нововведений в Инстаграм.
Менеджер может работать как с новыми, так и только с постоянными клиентами, повышать активность, разрабатывать схемы мотивации, оценивать результаты работы других работником.
Может быть, как один, так и сотрудничать с таргетологом и копирайтером. Если в обязанности входит только работа с клиентами, то важно понимать, когда стоит только реагировать, и когда нельзя инициировать.
Что ты должен знать и уметь, чтобы быть управляющим бизнес аккаунтом
В сети десятки предложений как стать управляющим бизнес аккаунта, встречаются варианты как с платным, так и с бесплатным обучением. Чтобы стать аккаунт-менеджером, полезно обладать следующими навыками:
В классическом варианте не нужно уметь продвигать или популяризировать бренд. Но многие блогеры охотнее берут на работу «универсального бойца», который будет работать с клиентами и заниматься продвижением, поиском рекламодателей. Нередко от управляющего бизнес-аккаунтом требуют:
Важно заранее разобраться где искать клиентов. Помимо досок объявлений и рекламных постов, полезно создать аккаунт в Инстаграме, который наглядно продемонстрирует навыки специалиста. Учетная запись должна отображать профессиональные возможности.
Шкурный вопрос: сколько платят?
Узнав больше о профессии инстаграм-менеджера, кто это и что нужно знать, пользователи интересуются оплатой труда. Преимуществом деятельности считается отсутствие потолка, чем больше умеет специалист, тем дороже может продать свои навыки. Общие положения:
Работать можно как с одной компанией, так и несколькими, увеличивая доход. Главное, чтобы от количества клиентов не страдало качество. Оплата зависит от обязанностей, которые прописывают к вакансии. Так если менеджер должен еще заниматься рекламой, то стоимость услуг может возрасти вдвое.
К сумме стоит прибавить растраты на обучение, повышение квалификации. Можно проходить обучение бесплатно, но лучше совершенствоваться под руководством профессионалов. На первых порах для создания портфолио можно сильно сбавить цену на услуги.
Но чем больше опыта и успешных кейсов, тем выше оплата труда. Стоит учитывать, что 100% согласий не будет, поэтому важно быть готовым к отказам. Указывают не только стоимость услуг, но и преимущества сотрудничества с конкретным менеджером.
Конкуренция в этой сфере высока, но настоящих специалистов не хватает. Опытные менеджеры советуют всегда начинать с более дорого предложения, так как сделать скидку всегда успеете.
А оно мне надо?
Менеджер для магазина или блогера – это сравнительно молодая профессия. Социальные сети постоянно развиваются, совершенствуются, вносится новый функционал. Важно не только знать, что это за профессия, но и учитывать ее особенности:
Быстрый старт после качественного обучения
Высокий доход без верхней планки
Возможность постоянно совершенствоваться
Широкий спектр необходимых умений, навыков
Работа как с компьютера, так и с телефона
Возможность собрать свою команду
Список задач менеджера коммерческого аккаунта будет зависеть от специфики бизнеса и ожидаемых результатов. Нужно быть готовым, что какие-то навыки придется осваивать уже в процессе. Стоимость будет зависеть от объема работ, затраченного времени, долгосрочности проекта и целей, которые поставит заказчик.
Важно! Менеджер должен уметь разрабатывать стратегию для каждого коммерческого аккаунта, а не использовать готовые шаблоны.
Если посмотреть вакансии в сети, то зарплата даже штатных специалистов приятно удивляет. Но такие менеджеры должны проводить аудит компании, изучать конкурентов, проводить анализ текущей маркетинговой стратегии, создавать контент-планы на долговременной основе.
Управление аккаунтом в Instagram предполагает знание самой сети, особенности работы алгоритма, способы взаимодействия с аудиторией.
Важно оставаться в тренде, быть в курсе обновлений, новых способов белого продвижения, повышения активности подписчиков. Стоит заранее определиться, будет это работа с лидерами мнений или с магазинами, аккаунтами по продаже услуг, курсов, информационных продуктов.
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Бесплатное и платное обучение можно проводить в формате онлайн. Подойдут курсы, вебинары, онлайн-школы. Важно выбрать способ обучения, который даст максимум знаний за короткий промежуток времени. К сожалению, большая часть инфопродуктов состоит из воды. При выборе учитывают следующие факторы:
Перед тем, как записаться на курс или внести предоплату, необходимо изучить отзывы о школе и преподавателе. Рассматривают как положительные, так и отрицательные. Если о курсах или вебинарах отзывов нет, то соглашаться не стоит. Есть риск просто потратить деньги и время.
Для тех, кто только ищет свое место под солнцем
Бесплатные вебинары и курсы помогут без финансовых затрат попробовать себя в новой профессии. Специалисты рекомендуют следующие варианты:
Manager в Инстаграм должен быть готов к тому, что полученная информация будет только первым этапом. Желательно пройти платные курсы от преподавателя с успешными кейсами. Это поможет получить комплексное обучение и приступить к работе.
Тем, кто серьезно решил связать свою жизнь с управлением Инстаграмом
Если хочется заняться профессией серьезно, то отдают предпочтение платным курсам с обширными программами обучения. Структурированная подача информации, быстрый старт, нюансы работы с разными площадками – лишь малая часть преимуществ. Среди продвинутых курсов выделяют:
После прохождения подобных курсов, можно сразу начинать работу, сделать свой проект с нуля, или собрать команду для комплексного обслуживания клиентов. Простые статьи и видеоролики в сети не дадут такого объема полезной информации.
Ответы на вопросы
С чего начать новичку?
Если опыта в сфере продвижения или ведения аккаунта нет, то можно начать с бесплатных курсов и вебинаров. Они помогут понять основы, изучить минусы и плюсы профессии. Если появился интерес к дальнейшему развитию в сфере администрирования аккаунтов, то можно записаться на платное обучение.
Стоит ли начинать, если конкуренция высока?
Практически в любой интернет-профессии высокая конкуренция. Но специалисты утверждают, что большинство остается в «первичном бульоне», не развиваются и отсеиваются. Важно постоянно совершенствоваться, стать востребованным специалистом, тогда конкуренция не доставит проблем.
Сколько времени требует работа, можно ли совмещать?
На практике, если человек прошел обучение, то работа над одним аккаунтом занимает от 1 до 3 часов в день. Можно работать с телефона из любой точки, где есть интернет. Можно для начала совмещать с основной деятельностью, если есть сомнения.
Стоит ли устраиваться в агентство или уходить в свободное плавание?
Здесь учитывают только личные предпочтения. Работать в агентстве условно безопаснее, но и зарплата будет фиксированной. Фриланс предполагает постоянный поиск клиентов, но нет финансовых ограничений.
Коротко о главном
Работа в Инстаграм предполагает создание контент-плана, продвижение, ведение страницы. Администратор коммерческого аккаунта должен создать привлекательный профиль, который будет превращать посетителей страницы в потенциальных покупателей. Профессия подразумевает постоянное обучение, совершенствование навыков. Если человек готов к подобному, хочет реализоваться с digital-сфере, то эта специальность подойдет идеально.