навыки самоорганизации у детей

Секреты развития самодисциплины у ребенка

Умение контролировать эмоции поможет ребенку добиться успеха во многих жизненных сферах

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

Самоконтроль или же самодисциплина – это способность контролировать свои импульсы для достижения жизненных целей. Иными словами, благодаря самодисциплине мы отказываемся от того, чего хотим в данную минуту, ради достижения более важной цели в будущем.

Важность самодисциплины

Дети учатся самоконтролю, когда родители устанавливают им границы. Но делать это следует с любовью и сочувствием. Поэтому каждый раз, когда ребенок сознательно отказывается от того, чего хочет, он учится контролировать импульсы. В его мозге создаются новые нейронные связи, которые укрепляются каждый раз при проявлении самодисциплины.

Каждому ребенку нужны ограничения. Если ему всё разрешать и выполнять все его желания сиюминутно, у него не будет развиваться самодисциплина, поскольку он не будет учиться сдерживать импульсы ради более значимой цели.

Представьте, что ваш сын тренируется попадать мячом в баскетбольную корзину. Он бросает мяч снова и снова. Он мог бы сесть и отдохнуть, но больше всего он хочет забросить мяч. Мотивация к достижению цели – хороший способ для ребенка развить самодисциплину.

Как тренировать самодисциплину

Важно устанавливать границы, при этом оставляя ребенку выбор. Ограничения в качестве наказания не учат ребенка самоконтролю, потому что в этом случае контроль приходит извне, у малыша просто нет выбора. Даже если он будет делать то, что вы от него хотите, о развитии самоконтроля не может быть и речи.

Почему же сочувствие так важно? Потому что так ребенок меньше сопротивляется ограничениям. Конечно, они могут не нравиться малышу, но он чувствует, что вы относитесь к нему с пониманием. Он знает, что вы на его стороне. Поэтому он не отстаивает то, что хотел – ему важнее сохранить эмоциональную связь с вами. Он выбирает контролировать свои импульсы и принимает ваши ограничения, вписывает их в свою систему правил.

Именно так ребенок усваивает правила и ценности. Всё начинается с эмоциональной связи – он хочет порадовать вас, и при этом ему не нужно идти против своих принципов. Со временем ребенок начинает видеть себя как человека, который чистит зубы, делает уроки, всегда говорит правду и помогает окружающим. Он может использовать дисциплину для достижения собственных жизненных целей. И это делает его уверенным в себе, счастливым и дружелюбным.

Поскольку ребенок принимает и усваивает ограничения из-за эмоциональной связи с вами, важно сохранять эту связь. Проявляйте сочувствие, даже если вам приходится в чем-то отказывать ребенку.

Как же проявлять сочувствие, устанавливая ребенку ограничения? Сочувствие – это принятие точки зрения другого человека. Вот несколько примеров, как можно сочетать сочувствие и ограничения:

Устанавливая ограничения, будьте последовательны. Иногда необходимо установить новые правила. Главное, чтобы ограничения не сбивали ребенка с толку. В каждой семье должны быть какие-то приоритеты (безопасность, здоровье, уважение друг к другу, семейные ценности). Разумеется, ограничения должны им соответствовать.

Необходимо расставлять приоритеты и иногда отказываться от своих ожиданий от ребенка. Он развивается, как все люди, и не может быть идеальным. И ваши отношения с малышом должны строиться на близкой связи, а не на ограничениях и фрустрации. Если вы часто говорите ребенку «нет», это ослабляет вашу связь с ним, а это, в свою очередь, мешает ему развивать самодисциплину.

Источник

Статья «Приёмы саморегуляции и самоорганизации для детей младшего школьного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Приёмы саморегуляции и самоорганизации для детей младшего школьного возраста

За последние годы чрезмерно возрос темп жизни, наряду с которым возросла и психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека. Это в какой-то степени определяется высокими требованиями к его интеллекту и способности быстро приспосабливаться к действию окружающих факторов.

Проанализировав различную литературу можно выделить следующие методы и приёмы саморегуляции:

регуляция мышечного тонуса;

настрой на результат.

Также, можно сказать, что существуют разработки комплексов упражнений для саморегуляции. Комплексы состоят из довольно простых упражнений, занимающих по времени от 1 до 15 минут. Следует заметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, эффект от их выполнения будет достигнут лишь при условии регулярной практики.

Вот несколько техник, при овладении которыми учащийся будет приобретать навыки самоорганизации и регуляции своего поведения.

1. Дыхательная гимнастика.

Управляя дыханием, человек может воздействовать на собственные эмоции.

а) Упражнение «Подарок под ёлкой».

Цель: расслабление мышц лица.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

б) Упражнение. «Корабль и ветер».

Цель: настроить группу на рабочий лад.

«Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

2. Регуляция мышечного тонуса.

Эмоционально-волевая релаксация расслабляет не только физическое тело, но и психоэмоциональную, и интеллектуальную сферы, и не только расслабляет, но и гармонизирует, восстанавливает.

Например, можно использовать следующие техники:

а) «Поза покоя». Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Очень легкая, простая,

3. Умение концентрироваться.

Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость младших школьников.

Проанализировав различную литературу, можно выделить несколько упражнений, которые помогают в развитии умения концентрироваться.

а) Упражнение «Запрещённое движение».

Цель: развитие внимания.

Это упражнение можно использовать на физкультминутках, на переменах. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.

б) Упражнение «Запомни».

Цель: развитие объёма внимания.

Учащимся читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

в)Упражнение «Будь внимателен!»

Цель: развитие концентрации внимания.

4. Настрой на результат.

«Какую тему ты выбрал?»

«А почему именно эта тема тебя заинтересовала?»

«Давай вместе подумаем, как ты будешь идти к конечному результату?»

«Что ты хочешь узнать, выполняя данное задание?».

В ходе работы над заданиями, проектами, учитель хвалит детей за каждое продвижение, отмечая их успехи.

Образование как процесс, включает обучение, воспитание, развитие и здоровьесбережение школьников. Основными приоритетами в образовании, следовательно, являются: научить учеников учиться, научить общаться и жить вместе, научить получать знания, научить сохранять здоровье. В условиях личностно-ориентированного образования, актуальным выступает формирование умений самоорганизации у младших школьников.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

1) учащиеся действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму.

2) учащиеся самостоятельно выполняют часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Например, работа по памятке.

3) учащиеся выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной самоорганизации).

Несколько способов обучения приёмам самоорганизации.

1. Работа по памяткам.

3. Коллективная творческая работа.

Делая вывод, можно сказать, что обучение процессу саморегуляции и самоорганизации можно рассматривать как обучение самоуправлению своей деятельностью. Сензитивным периодом обучения приёмам саморегуляции и самоорганизации у учащихся является младший школьный возраст. Важно не упустить этот период и помочь учащимся научиться самостоятельной организации своей учебной и практической деятельности.

Источник

Как у детей появляются навыки самоорганизации и как этому могут помочь мама и папа

Как часто вам приходится встречать взрослых неорганизованных людей?
Комфортно ли вам рядом с человеком, который не умеет управлять собой и своим временем, постоянно что-то забывает и везде опаздывает? Или, может, вы и есть такой человек?

К сожалению, в нашем обществе есть много взрослых людей, у которых совсем не развит навык самоорганизации. И если взрослым с этой проблемой бороться уже достаточно трудно, то у детей как раз можно и нужно этот навык формировать.

Что такое организационные навыки?

Если очень просто, то организационные навыки – это способность ребенка организовать какую-то деятельность, выполнять разнообразные задачи – планировать, анализировать, ожидать, действовать по плану.

Если у вас несколько детей, то вы наверное знаете, что каждый ребенок имеет разный уровень организационных навыков – одни дети с детства аккуратны, а другие творят хаос и он им не мешает.

Можно ли помочь ребенку улучшить его организационные навыки?
Да, точно можно )

Есть два основных момента, которые влияют на развитие организационных навыков: это природные способности и опыт.

Если вы думаете, что ваш ребенок неорганизован “генетически”, ведь ваша мама, бабушка, дядя или муж именно такие, поэтому развивать этот навык у ребенка совершенно бесполезно, то вы очень заблуждаетесь. Конечно же, гены влияют на развитие организованности. Да и течение родов, болезни тоже влияют.

Но вы должны помнить, что при рождении в потенциале ребенка уже заложен природный навык к организованности. Причем он есть у каждого ребенка: и у того, который умеет сохранять вокруг порядок, и у того, который, на первый взгляд, совершенно не организован. Способности к организованности и порядку от природы есть у всех без исключений.

Сейчас более детально разберемся с тем, как работает эта природная схема.

Последние исследования показали, что наш мозг состоит из нейронов и синапсов.

Когда ребенок только родился, у него начинается резкий рост количества нейронов и формируются синапсы – связи между нейронами, их соединения. Те действия и тот опыт, которые часто повторяются, формируют постоянные связи между нейронами, которые к взрослому возрасту покрываются миелином – электроизолирующим веществом для лучшего “закрепления” навыка или шаблона действий (по таким “путям” импульс проходит в несколько раз быстрее).

Давайте быстренько посмотрим, какие синаптические связи появляются у ребенка и в каком возрасте.

При рождении:
Появляются моторные функции, формируются первые пять чувств.

В возрасте до трех лет:
Ускоряется формирование синапсов (связей) – появляется до 2 000 000 синапсов каждую секунду.

От трех до четырех лет ребенок активно учится социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию.

К десяти годам мозг ребенка более чем в два раза активнее мозга взрослого человека.

С восьми годам начинают формироваться стабильные логические способности. До этого ребенок тоже способен к логическому мышлению, но это скорее случается эпизодически, примерно после восьми – все чаще и постояннее.

В одинадцать начинается важный этап созревания нервных связей. Те синапсы, которые не использовались, становятся не активными, остаются только “проторенные дорожки”, то есть то, что ребенок часто применяет.

В четырнадцать лет – процесс миелинизации и развития лобной доли. Высшая форма деятельности мозга: анализ, планирование, оценка рисков, мотивация, расстановка приоритетов. Все эти качества становятся основными.

Почему лобная доля?
Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

Во взрослом возрасте сделать это намного сложнее. Конечно, измениться себя можно в любом возрасте, но легче всего – в детстве.

Природную формулу создания нового навыка можно описать примерно так:
начинаем делать что-то по-новому (нейроны) + делаем так постоянно (синапсы) + в подростковом возрасте обновляем навык (если забылся) и используем почаще (миелинизация).

Подростковый возраст – это очень ценное время, потому что идет резкий рост и затем спад роста нейронов и синапсов. В этот период можно переиграть отношения с ребенком, заново их выстроить, пройти по всем навыкам и снова их сформировать, если их не было до этого.

Поэтому начать формировать организационные навыки вы можете в любом возрасте ребенка. Главное делать это постоянно. Главное – это практика. Чем больше ребенок ездит по эти “дорожкам-синапсам”, тем больше вероятность, что он их будет использовать во взрослой жизни.

А начать вы можете вместе с нами – 30 дней Марафона “Путь к порядку и организованности” предоставит вам такую возможность в полной мере. Ведь за месяц вполне реально сформировать не просто “тропинку”, а небольшую трассу, которая при вашем внимании со временем станет магистралью. То есть ребенок обретет пару новых полезных привычек за время обучения, а вам останется только помочь поддерживать их после курса.

Для кого этот Марафон?
Для родителей детей от 4 лет.

Кто будет обучаться?
Родители, конечно ) Обучаться помогать развивать организационные навыки своим детям.

А еще вы сможете улучшить и свои организационные умения и навыки 🙂

Для того, чтобы ваша помощь ребенку была максимально полезной, нужно придерживать плана.

Состоит он из трех основных пунктов:

Если у вас сильные организационные навыки, а у ребенка слабые, тогда нужно поменять сам стиль общения с ребенком. Будьте не строгим родителем, который наказывает за каждый промах, а другом, который поможет и расскажет, зачем нужен каждый из навыков, как он помогает в жизни и как стать на путь к изменениям.

Аккуратно покажите ребенку, какие навыки ему нужно было бы укрепить, и расскажите, чем вы конкретно можете ему помочь.

Может случиться и так, что у вас слабые организационные навыки, а у ребенка сильные. В таком случае ваш сын или дочь могут ощущать себя по отношению к вас старшими, их может раздражать неустроенность и забывчивость родителя, а повышенный груз ответственности слишком рано отнимает детство…

В таком случае важно сначала показать ребенку свое понимание ситуации, показать, что он не один, что вы с ним и готовы разделить ответственность. Будете учиться и меняться. Что вы, несмотря на свою неорганизованность – взрослая (или взрослый).

Для того, чтобы вы лучше могли разобраться в том, как помочь ребенку приобрести организационные навыки, я организовала Марафон «Путь к порядку и организованности», который стартует совсем скоро. На протяжении 30 дней вам будут поступать новые материалы о том, как организовать ребенка, как его в этом поддерживать, как изменить стиль общения и поведения с ребенком для того, чтобы ребенок вас слышал и слушал.

На Марафоне я предложу вам списки фраз, которые нужно употреблять при общении с ребенком, различные упражнения и план действий на каждую полезную привычку.

Затем будет обучение через домашние дела: вы на практике сможете понять, как через бытовые простые действия можно формировать организационные навыки. Так же я предложу коррекцию проблемных поведений и варианты того, как замотивировать ребенка любого возраста осваивать эти навыки.

Конечно же, в течение марафона будет обратная связь от меня и помощь.

Я сама применяю эту систему в своей семье, вижу как она работает на моих детях и могу сказать, что это, на самом деле, очень сильно облегчает жизнь как родителю, так и ребенку. Ребенок чувствует себя более безопасно и уверено, когда он может сам о себе позаботиться, когда у него есть ощущение стабильности внутри и понимание, что он может это делать многое самостоятельно.

Регистрируйтесь на марафон по ссылке:
ССЫЛКА

А пока до Марафона еще есть время, я предложу вам практические советы, как прямо сейчас помочь ребенку улучшить его организационные навыки. Вы можете опробовать их сразу, уже сегодня!

Маленькому ребенку давайте игрушки и играйте в игры на понимание причинно-следственных связей и играйте. Например, толкнул машинку – она покатилась.

Ребенку постарше задавайте вопросы на эту тему «Ты сделал это, что теперь получилось?». Когда повторяется какая-то ситуация, можно сказать: «Вспомни, что мы делали в прошлый раз». Почаще обращайтесь к схеме “причина-следствие” и вам не придется думать о том, как объяснить ребенку последствия его поведения.

Старайтесь всегда узнавать у ребенка, чего конкретно он хочет. Не выбирайте за него. Да, вы можете помочь выбрать, подкорректировать направление, объяснить, но обязательно услышьте ребенка – чего конкретно он сам хочет. Уже с года при таком общении ребенок достаточно уверено может сказать, что он хочет и куда он хочет пойти.
«Что ты конкретно хочешь: это или это?»

Чем старше становится ребенок, тем больше вы анализируете действия окружающих и его собственные.
“Давай подумаем, так ли ты поступил, как хотел?”
«Ты в этот раз поступил так, а в следующий попробуй сделать по-другому»
“Давай подумаем, а как иначе можно было действовать?”

Тренируйте задержку реакции и правильное выражение агрессии.
«Выдохни, подумай и вместо драки скажи словами то, что чувствуешь».

Ну вот пока и все советы о том, как родитель может помочь формированию и закреплению организационных навыков у ребенка. Больше информации и практических советов вы можете узнать на марафоне «Путь к порядку и организованности».

Поспешите, ведь желающих много.
Регистрируйтесь!

Вам понравилась эта статья?
Появились вопросы?
Задавайте их в комментариях и я обязательно на них отвечу.

Источник

Самоорганизация: зачем и как формировать этот навык у ребёнка?

Я очень люблю Джоан Роулинг, по моему, это одна из талантливейших женщин-писательниц современности. У меня есть все книги про «Гарри Поттера», я знаю о чем говорю:). Так вот, в одной из них есть такое посвящение: «Сьюзен Сладден, выпустившей Гарри из чулана». Понятия не имею, кто такая Сьюзен, и что она сделала:)). Но вот, что я вам скажу, если бы меня кто-то попросил рассказать самое важное о моей сегодняшней гостье, я бы сказала, что она выпустила Настю из чулана!:)

Друзья мои, знакомьтесь с новым членом «Общества неравнодушных врачей»! Инна Маханькова — мама, практикующий нейропсихолог из Москвы и, с гордость могу сказать, мой друг! Инна удивительно хороший человек, к которому сразу чувствуешь расположение и доверие. И Инна профессионал в своем деле.

Некоторое время назад она впервые рассказала мне о том, что около двух лет детям можно уже давать возможность самоорганизовываться. Помню я тогда спросила: «А что это значит?» Если вы тоже не в теме, приглашаю к прочтению этого поста. Я, по счастливому праву редактора, уже прочла и несколько дней активно применяю на практике советы Инны. Что из этого вышло, поделюсь в комментариях!:) Передаю слово Инне.

Ниже написанное не претендует на инструкцию. Это лишь искренняя попытка помочь тем, кто стал на этот сложный и очень благодатный путь.

Зачем учить ребёнка самоорганизации?

Для того чтобы жить (а лучше жить счастливо и быть успешным), необходимо уметь добровольно и конструктивно распределять свою энергию во времени и пространстве.

Что такое самоорганизация?

Определений масса. От простых – это умение организовать себя; до сложных – это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

А так как, это процесс, то надо понимать, что к нему должна быть приложена некая сила (энергия), чтобы он начался. Особенность самоорганизации в том, что эту силу прилагает не кто-то посторонний, а именно тот, кто решил самоорганизовываться! Дело непростое, потому вам может пригодится кое-какая информация в помощь.

Как маленькому человеку начать самоорганизовываться?

Человек по законам природы стремится к экономии собственной энергии. Предполагаю, это объясняется тем, что мы так запрограммированы на бессознательном уровне нашими предками. Для выживания важно не тратить силы «попусту», так как добыть энергию (пищу), в те доисторические времена стоило большого труда. Поэтому, с одной стороны, нам лень что-то делать, а с другой — мы получаем удовольствие от труда и главное его результата! Ведь даже у 3-х месячного ребенка можно услышать протяжное «Агу» от удовольствия после проделанной «работы». Лень и необходимость что-то делать — это два вечно борющихся между собой мотива. Ранняя помощь родителей в этой борьбе, будет очень кстати их детям.

Для того, чтобы любой человек приступил к тому или иному действию, у него должны быть потребность, энергия и время. А чтобы ваш ребенок мог легко и конструктивно распределять свою энергию (которой у него в избытке) во времени и пространстве, нужно создать потребность в этом.

Немного коснемся потребностей. Наиболее распространенная их классификация А. Маслоу, где он выделил две основные группы потребностей человека: высшие и низшие (см. Рисунок 1)

Высшие потребности:

Низшие потребности:

Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

Начинаем варить-творить! Если вы хотите мотивировать вашего родного человека, пользуясь позитивным подкреплением, берете одну из выше перечисленных потребностей, и создавайте под нее действие, которое вносите в график месяца, таким образом, чтобы шаги к реализации этой потребности были интересными и посильными.

Что делать сначала?

Как обычно, начинать нужно с себя! Да, да, извечное «… посмотри на себя…». Рассмотрим вариант, что родители вообще не умеют самоорганизовываться, но им, все же, хочется научить этому навыку своего ребенка. И, кстати, чем раньше вы начнете это делать, тем лучше!
Берем в руки календарь, блокнот, фломастеры, яркие стикеры. Для начала в блокноте составьте план на этот месяц для себя самой, если сложно на месяц, то хотя бы на неделю. В этом плане должны быть отражены Ваши реальные события и действия, а рядом другим цветом впишите Ваши желаемые действия и/или события. Те изменения, которые бы вы хотели ввести в свою жизнь; места, которые хотели бы посетить. (Примечание редактора. Например, ежеутренняя йога в дополнение к ежевечерней. Амбициозно?:).

Пример календаря. Автор: Анастасия Арсенева:)

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детейФото: Анастасия Арсенева. Как видите, то, что я желала бы добавить в свой идеальный день, выделено розовыми чернилами в правом столбце. Слева — мой обычный день. То, что закрашено зеленым карандашом — уже сделано. Справа пометки, отражающие мои эмоции от происходящего. P.S.- да, почерк жуткий, зато я врач:))))

Не стоит сразу вписывать большие события, начните с простого и понятного. Например, закаливание: начните поливать прохладной водичкой ноги до колена и постепенно поднимайтесь, а затем постепенно снижайте температуру. И так во всем. Нужно избегать насилия над собой, потому как, если насильно самоорганизовываться, то вы будете тратить свой энергетический ресурс и тратить стремительно, а в таком случае сработает механизм самозащиты (то есть — лень). В тоже время не затягивайте формирование каждого навыка и привычки, все время добавляйте сложности по чуть-чуть. Нужно, что называется, находиться в «потоке».

Михай Чиксентмихайи первым заметил и описал очень интересную деталь, когда человек увлечен делом, он не чувствует усталости или нехватки фантазии. В этот момент открывается второе дыхание, мы перестаем замечать время и окружающий мир в целом. Мы полностью поглощены тем, что делаем. Он назвал это явление потоком и написал одноименную книгу «Поток: Психология оптимального переживания». Вот и наша архизадача — не выпадать из потока и научить детей быть в нем.

Рисунок 2. Схематическое изображение потока, согласно теории Михай Чиксентмихайи.

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

Подкрепления.

1. За каждое выполненное дополнительное задание (которое значится во втором списке, как желаемое) вы получаете полезные приятности. Для каждого это что-то свое. Важно чтобы подкрепление было именно полезным для вас, например: поделиться ответственностью, вы заслужили полдня отдыха за свою работу (и календарь доказательств имеется), можете погулять в парке или сходить в кино.

Почему подкрепление должно быть полезным? Потому что, если вы за каждые 10 приседаний по утрам будете вечером есть мороженое или пиво с чипсами, то возникнет когнитивный диссонанс, вы незаметно для себя обесцените все свои труды, и рано или поздно прекратите их, к сожалению.

2. Важно отмечать выполненное, делать это ярким цветом, и обязательно писать добрые слова под каждым выполненным действием. Например, описать, что вы чувствует после выполнения задачи (рада, что я это сделала, приятно, счастье есть и т.д.).

3. Если задание не выполнили, не стоит оправдываться, просто отметьте, что не сделали. Когда вы, составив свой календарь хотя бы 2 недели, будете видеть и соблюдать написанное каждый день, отмечать что и как происходило, уверяю — результат гарантирован.

Небольшое отступление. Я часто слышу от людей, что мол, легко рассуждать когда полно времени, а вот если 3-е детей, если то-то и то-то… Оставьте такие разговоры, все это нет так. Когда у вас большая плотность событий на единицу времени, значит, энергии у вас уже много, остается только ее распределить максимально конструктивно во времени. Сядьте, подумайте. Начните с 15 минут для «своих собственных дел» в день, потом 30 минут, и вскоре у вас появиться «свой час». Потому как, если будете самоорганизовываться вы, будут подстраиваться все члены вашей семьи.

Теперь поговорим о плане дел для ребенка.

После двухнедельного личного опыта, вам будет много легче составить детский календарь. Можно разрисовывать большой лист на месяц и туда вписывать события и планы, можно создать некий шаблон, и в нем просто отмечать, можно вырезать из картона (или распечатать из интернета) картинки и, по мере выполнения дел, добавлять их, прикрепляя к стене или на холодильник. Можно нарисовать в виде дерева и переставлять яркие фигурки по выполняемым делам.

(Примечание редактора. Вот такой календарь мы сделали с Алисой. В качестве указателя — магнит с изображением Биг-Бэна. Алиса его поворачивает по кругу, чтобы показать, какое дело предстоит. Лист бумаги закреплен на магнитной доске.)

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

И так вы будете двигаться «вверх по пирамиде», от базовых потребностей, до необходимости и умения реализоваться в жизни!

Когда календарь готов, повесьте его туда, где наиболее высокая «проходимость» в доме. И после каждого выполненного действия ребенок должен либо отмечать, либо переставлять фигурки, либо наклеивать стикер, зависит от формата созданного вами календаря. Должны быть маленькие приятности, например, после трех выполненных пунктов – обнимашки, совместный танец, маленькая сказка. Если же весь день выполнялись все пункты – это очень хороший результат, по такому поводу надуйте шарик воздушный, пускайте мыльные пузыри. А за неделю успешной работы можно маленький праздник устроить!

Задача в том, чтобы ребенок смог зафиксировать, ощутить в материи, как он тратит свою энергию во времени, и как это приятно — тратить ее с пользой. Когда ребенок выполнил пункт, отметил его в календаре и посмотрел, что еще на сегодня, он как бы «потрогал» происходящее. Первые дни, возможно, будет трудно, или наоборот, первые дни будут с энтузиазмом, а потом все начнет затухать. Вспоминайте правила «потока», корректируйте сложность, чтобы было интересно и возможно одновременно. Календарь, естественно, должен быть в виде понятном для ребенка и наполнен соизмеримо его возможностям и восприятию.

Важные правила работы с календарем:

(Примечание редактора. Так мы решили отмечать выполненное, с помощью ярких стикеров. Вечером я их снимаю, и с утра игра начинается сначала. Алиса, как, думаю, многие дети ее возраста, просто без ума от наклеивания наклеек!)

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

навыки самоорганизации у детей. Смотреть фото навыки самоорганизации у детей. Смотреть картинку навыки самоорганизации у детей. Картинка про навыки самоорганизации у детей. Фото навыки самоорганизации у детей

Зачем выходные? Во-первых, чтобы оставаться в «потоке». Во-вторых, свободное время – это возможность получить важный опыт распоряжения своим временем и пространством. В-третьих — это возможность реализации собственных потребностей личности, о которых родители могут и не знать. Во время каникул не нужно прерывать работу с календарем, режим остается прежним — будни и два выходных, просто более интересные дела.;)

Не хотелось бы пугать, обычно, чтобы сформировался устойчивый навык, нужно не менее 3-5 лет занятий. И на протяжении этого времени нельзя прекращать самоорганизовываться более чем на две–три недели, потому как навык быстро утрачивается. Зато потом, человек уже не сможет долго пребывать в хронической грустной лени, его будет изнутри «двигать» к деятельности и самореализации.

Когда родителям прекращать следить за календарем?

Не смогу однозначно ответить, многое зависит от самого обучаемого. Если вы видите, чувствуете, что ребенок самостоятельно, без напоминания придерживается плана – здорово, можно ослабить «хватку», но должны еще оставаться положительные подкрепления.

Через какое-то время (для некоторых нужно не менее года) станет заметно, что у ребенка формируется навык самоорганизации: он справляется с большим количеством дел, он понимает и знает планирование, может распределить свои силы и время, соизмеряя их со своими и «общественными» интересами, и многое другое. Тут, как раз таки и нужно передавать ответственность вашему повзрослевшему ребенку.

Естественно, если он будет просить помощи в составлении календаря – помочь нужно. Но максимально планы и задачи распределяются без участия родителей. В результате ребенок, со временем, сам будет составлять себе «календарь» и выбирать подкрепления.

Когда календарь не нужен?

Где-то через 3 года, можно пробовать «уходить» от календаря полностью, доверившись «внутреннему планировщику» ребенка. На самом деле, 3 года – это не означает, что 1095 дней нужно пристально работать с календарем. Уже после 6 месяцев планирования, можно увеличивать «шаги», расписывать не подробно дни, а по неделям, по ключевым и крупным событиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *