навыки творческого рассказывания формируются

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируются Светлана Гожина
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Развитие связной речи, возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказов:

1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

2. Придумать сказку об игрушечном зайчонке и бельчонке, которых ребенок держит в руках; 3. Придумать рассказ на предложенную тему «Как Сережа помог Наташе».

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста.

Овладение этим видом рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно логического мышления, представляя, большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношении между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы (устные сочинения) с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Овладение навыками творческого рассказывания максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности в школе.

Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии формирования определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картинке, об игрушках и предметах, на предложенную тему и др.).

Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь ясно и правильно произносить все звуки и слова родного языка, владеть силу голоса, говорить в нормальном темпе, иметь четкую дикцию. Достаточно высокие требования предъявляются к активному словарю ребенка, к умению выбирать яркие, точные и убедительные слова.

Кроме того, он должен владеть грамматическим строением языка. Потому что все эти умения четко выступают в связном речевом высказывании, переданным ребенком в правильной, логически последовательной и выразительной форме. Так как ребенок строит свое высказывание, можно судить не только об уровне его речевого развития, но также и об уровне умственного развития.

Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я — волшебник» (подготовительная к школе группа) Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я — волшебник»(подготовительная к школе группа). Цель: Воспитывать интерес к сказкам.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию..

Консультация для воспитателей «Карты Проппа как средство обучения детей старшего возраста творческому рассказыванию» Консультация для воспитателей на тему: «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

ОД по творческому рассказыванию «Сказка про Деда Мороза» (разновозрастная группа) Задачи: 1. Коммуникация: подготовка к литературно-словесному творчеству упражнять детей в умении заканчивать.

План работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию» Воспитатель Мингалиева Люция Караметдиновна Средняяя группа МБДОУ детский сад №35 Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию» Воспитатель: Соколова Людмила Юрьевна. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение рассказыванию. Цель:.

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируютсяТворческая игра «Круги Луллия», как средство обучения детей старшего возраста творческому рассказыванию. Круги Луллия, как средство обучения детей старшего возраста, творческому рассказыванию. Описание метода. Раймонд Луллий создал приспособление.

Источник

«Творческое рассказывание» (из опыта работы)

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируются Екатерина Тимофеева
«Творческое рассказывание» (из опыта работы)

Доклад к семинару на тему: «Творческое рассказывание».

Подготовтил: воспитатель подготовительной к школе группы № 4 «Теремок»

Тимофеева Екатерина Викторовна

Рассказывание – это один из способов передачи мыслей, событий, один из способов общения людей. Для детей рассказывание – это один из способов и средств познания, проверки своих знаний, представлений, оценок.

Рассказ – это самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта или события. Составление рассказа (рассказа по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ, беседа или другие формы коммуникации. Потому что рассказ относится к монологической речи, которая психологически более сложная, чем диалогическая, она отличается большей развёрнутостью, так как необходимо ввести слушателей в ход событий, в смысл происходящих событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Естественно, что монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию, к деталям события, форме речи. Кроме того, монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога или разговора.

Для того, чтобы монологическая речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространённые предложения, наиболее точный словарь.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нём присутствует много точных определений, обстоятельств, но необходимо, чтобы присутствовали элементы образности потому, что она привлекает детей. Кроме того описание должно быть лаконичным. Описательные рассказы имеют свои разновидности – сравнительный и объяснительный рассказы. Сравнительный рассказ имеет типичную структуру сравнения двух предметов с контрастными признаками, основанный на поэтапном сопоставлении однозначных признаков (величина, цвет, форма, материал, детали). Объяснительные рассказы тоже должны присутствовать в повседневной жизни детей. Эти рассказы необходимы для того, чтобы дети умели рассуждать, потому что в рассуждении формируется логика, рассуждения, доказательства должны сопровождаться показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу – значит подвести его в определённой последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Взрослый или ребёнок может объяснить, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.

Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности с каким-нибудь героем. Такие рассказы имеют определённую типичную структуру: экспозиция (называется герой или герои, иногда даётся описание внешнего вида) – завязка (изложение перво-го события, по возможности объясняется, когда и где оно происходило) – развитие действий (установление временной или причинной связи между двумя-тремя эпизодами) – развязка (окончание рассказа, следующее после развития событий).

(слайд № 5)

Творческие рассказы качественно отличны от рассказывания по восприятию и рассказывания по памяти, так как строятся на детском воображении. У детей дошкольного возраста в словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребёнок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (А могло ли быть так на самом деле).

Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в показе (образце) способов действия. Существует ряд обучающих приёмов для развития творческого воображения и инициативы детей при составлении творческих рассказов. При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно («выдумай», «сочини»).

Процесс становления монологической речи должен совершаться в единс-тве с развитием мышления. Обучая детей этому виду рассказывания, прежде всего нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, и установить целую систему связей: пространственных (где происходит действие, временных (когда происходит действие, цели (зачем и для чего действовал герой определённым образом, связи последовательности (как разворачивались события, их последовательность, причинно-следственных и др. Когда содержание освоено, внимание детей переключают на овладение речевой формой – им предлагается образец или план рассказа (можно применить рекомендации Логиновой В. И.). В формирующемся умении детей анализировать свой рассказ совершенствуется мышление ребёнка.

Кроме того, со старшей группы дети учатся читать схемы. В программе по обучению детей грамоте есть тема по ознакомлению с предложением. Можно предложить составить творческий рассказ с опорой на схемы предложений. Такая работа ведётся поэтапно. Сначала знакомим с предложением, схемой предложения, а затем учим составлять предложение по соответствующей схеме. Обучение детей придумыванию рассказов осуществляется на занятиях по развитию речи, по обучению грамоте, в совместной деятельности, либо в индивидуальной работе с детьми по развитию речи вначале (в старшей группе) – с опорой на наглядный материал. Можно и даже нужно привлекать родителей к такому виду деятельности.

Личный опыт показал, что работа по развитию творческого рассказывания с использованием схем и привлечением родителей в совместную деятельность с детьми даёт положительный результат. Но этому предшествует большая предварительная работа (ознакомление с предложением и схемами предложений, индивидуальная работа с детьми, которые затрудняются в составлении рассказа по воображению, ознакомление с художественной и энциклопедической литературой, обогащение словаря детей, предоставление образца рассказа, индивидуальные беседы с родителями, консультации по данной деятельности).

Мной была проведена следующая работа: я оформила задание для совместной деятельности детей и родителей, проконсультировала родителей, которые затруднялись в чтении схем предложений и обобщила тему рассказов и сказок, которые должны были дети составить дома под контролем родителей. Тема «Космос». Вот какие результаты мной были получены:

Источник

Обучение детей творческому рассказыванию

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируются Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Обучение детей творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р. С. Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.

Воспитатели детских садов нередко избегают занятий по обучению детей творческому рассказыванию. Это объясняется тем, что методической литературы и пособий по данной проблеме явно недостаточно, и дети-дошкольники, сталкиваясь в детском саду преимущественно с репродуктивными формами связной речи (пересказывание текстов, заучивание стихов и рассказов неохотно отрываются от образца взрослого, не стремятся без должной мотивации проявлять инициативу и самостоятельность.)

Однако навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

Анализ содержания картины

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

• свойств объектов и предметов,

• целей действия каждого персонажа,

• причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»).

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

• мышления (в том числе критического) и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

Составление исходного рассказа по картине

Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу, которая дана вместе с картиной. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.

При составлении рассказа ребенком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

В случаях когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф. А. Сохина о том, что «. образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения».

Планирование творческого рассказа

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается

• в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,

• выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории,

• составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания,

• построении плана изложения (можно в графическом варианте,

• установлении объекта для прямой речи,

• придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр).

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

• грамотных, четких предложений,

• связей предложений и частей рассказа,

• акцентирования наиболее значимых слов,

• фонетической четкости каждой фразы.

Взрослый может записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды. Как-то раз. В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время, имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. С ох и на: «Связность речи это связность мыслей!».

В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком. В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

Т. А. Ткаченко» Обучение детей творческому рассказыванию»

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению.

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируютсяРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Источник

Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируются Юлия Ревенко
Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольногодетства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимания особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

В формировании детского художественного творчества выделяются три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Большое значение на данном этапе имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершать ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащения опыта детей впечатлениями из жизни.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизация словаря.

3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

4. Еще одно важное условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыта детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов,но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумыванию рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и виды рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа используем простейший прием рассказывания детей вместе со мной по вопросам. Предлагаем темы, задаем вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответы. В конце из лучших ответов составляют рассказ.

С целью развития творческих умений используем такой прием, как придумывания детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются, поэтому используем все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми подготовительной группы начинаем с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа.

Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полное развитие сюжета.

В процессе рассказывания вопросы задаем очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей эмоциональных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Обучение умению придумывать сказки начинаем с введением элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лису с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождаем рассматриванием игрушек, картин.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы па представлению.

4. Обучение умению описать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют сказки, загадки, небылицы, считалки.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Привлекаем внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложения придумывать рассказ, сказку дети обычно встречают радостью. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть фото навыки творческого рассказывания формируются. Смотреть картинку навыки творческого рассказывания формируются. Картинка про навыки творческого рассказывания формируются. Фото навыки творческого рассказывания формируютсяНаглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *