навыки в бизнесе которые необходимо развивать

Начни с себя: как сделать бизнес успешнее, прокачав личные качества владельца

навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Смотреть фото навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Смотреть картинку навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Картинка про навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Фото навыки в бизнесе которые необходимо развивать

В каких случаях и почему владельцы бизнеса чаще всего обращаются за услугами консалтинга или коучинга?

У каждого бизнеса есть жизненный цикл, определённые стадии развития: становление и интенсивное развитие, стабилизация, затем спад либо уход, после которого весь цикл начинается заново. Переход от одной стадии к другой сопровождается внутренней турбулентностью. Помимо неё есть также внешняя неопределённость, которая естественным образом бросает собственнику вызовы. Очень важно понимать, каким образом преодолевать ограничения внешней среды и максимально использовать её возможности, обеспечить внутреннюю интеграцию бизнеса на разных стадиях развития. Для того чтобы найти ответы на эти вопросы и понять, как обеспечить бизнесу адаптацию к внешней среде, собственники и обращаются к консультантам, коучам и бизнес-тренерам.

Процессы в бизнесе на определённых стадиях могут существенно разниться между собой. Их корректировка — задача, которую также выполняют консультанты.

Кроме того, эффективность любого бизнеса — это прежде всего продуктивность людей, работающих в нём. Любой собственник рано или поздно начинает это понимать, и утверждение о том, что незаменимых людей нет, становится неактуальным. Качество команды, её уровень компетентности и мотивации — ключевые факторы эффективности бизнеса в целом. Неважно, о чём именно мы говорим: о стратегической, операционной или любой другой эффективности. Она существенно определяется людьми, и для их развития тоже обращаются к коучам, менторам и тренерам.

Если мы хотим укомплектовывать команду людьми, показывающими хорошие результаты, то нужно понимать: те, кто отлично подходил нам на стадии стабилизации, могут оказаться недостаточно компетентны на стадии спада или кризиса. Умение определить качественный и количественный состав команды — это тоже цель, с которой обращаются к консультантам. Когда есть цель и осознанная необходимость развиваться, требуется консультант, чтобы построить оптимальный путь для достижения этой цели.

Таким образом, можно выделить 4 типичных запроса, с которыми собственники обращаются к коучу:

Вы даёте предпринимателям универсальные советы или проводите своеобразный аудит их бизнеса и находите индивидуальное решение проблем?

Конечно, никто никаких советов не даёт. Ни коуч, ни бизнес-тренер не работают в режиме советования.

Допустим, обращается клиент, которого не удовлетворяет текущее состояние бизнеса или показатели продаж. От него поступает запрос: необходимо увеличить КПД торговой команды. Это может выражаться в росте объёма продаж, снижении дебиторской задолженности, привлечения дополнительных клиентов и так далее. Прежде чем что-то предлагать, консультант проводит предварительную диагностику, после чего у него появляется предположение, с чем может быть связана возникшая ситуация. И он решает этот вопрос. Если речь идёт о комплексном консалтинге, то всё происходит именно так.

Если же говорить о бизнес-тренинге, то только с помощью него одного мы не можем решить радикальные сложности. Когда в компании есть HR, то совместно с ним определяется уровень компетенций сотрудников, реальный и нормативный, к которому мы стремимся. Тренинги выстраиваются в соответствии с моделью компетенций.

Коучинг — это многогранная работа, которая включает в себя и конкретизацию, и диагностическую работу, а также постановку целей, планирование их достижения и сопровождение в процессе реализации. И эта работа начинается с контракта, когда мы чётко обсуждаем, что будет делать коуч, а что клиент.

Как персональный бизнес-коучинг может помочь в развитии компании в целом?

Бизнес-коучинг — это, прежде всего, работа с целями. В большинстве компаний существует большая сложность, связанная с их отсутствием. Есть только целевые показатели, а понимания того, что нужно делать и как достичь цели, нет. Коуч же помогает её определить.

Ещё одна задача коуча — проработать риски, которые могут возникнуть на пути реализации. Аналитика и разработка вариантов реагирования и предотвращения рисков — работа, которая проводится совместно с ним. После этого уже начинается работа с ресурсами. И это тоже делается вместе с бизнес-коучем.

Планирование, целеполагание, координация, мотивация, контроль — любые компетенции, необходимые для достижения целей в бизнесе, прорабатываются с бизнес-коучем. Он не даёт советов и не говорит как надо. Он развивает компетенции заказчика в зависимости от того, какие цели он перед собой ставит. Бизнес-коуч — это полноценное сопровождение на всех этапах, доверенное лицо, с которым мы шагаем вместе. Это как тренер в спортклубах, который составляет программу питания, следит за тем, чтобы вы не пропускали тренировки и так далее.

Какие навыки, необходимые для успешного ведения бизнеса, приобретут те, кто решит записаться к вам на консультацию или тренинг?

Дело в том, что есть знания, а есть навыки, которые не формируются в ходе тренинга. Это невозможно сделать за два дня, в течение которых идёт тренинг, навыки формируются в течение 30-70 дней, в зависимости от сложности или особенностей человека.

Коучинг — более длительная процедура, он может продолжаться несколько месяцев. Поэтому очень часто тренинги сочетают с коучингом, тогда и можно обеспечить формирование навыка.

Речь идёт прежде всего о навыках работы с целями: постановки, планирования результатов и достижения. Это ключевой момент, с которыми работает бизнес-коуч. Работа с персоналом, мотивация команды, формирование коллектива, работа с ресурсами — всё это, конечно, тоже важно, но по сравнению с целеполаганием и планированием вторично. Я бы сказал так: приобретённые в результате работы с коучем навыки зависят от поставленной перед ним задачи и запроса клиента.

В чём заключается особенность ваших методов и чем они отличаются от методов других коучей?

Я не работаю в классической модели коучинга. Потому что иначе движение к цели может быть слишком долгим и мучительным. Заказчики из бизнеса, как правило, хотят быстрого результата с минимальными затратами. И приходится использовать интегративный поход, который сочетает в себе коучинг, менторинг, тренинг и консалтинг.

Я работаю как бизнес-тренер без малого 15 лет, потому учу людей не только вести переговоры, но и планировать, прогнозировать, работать с рисками, внедрять систему ключевых показателей эффективности, системы делегирования и многое другое. Так как у меня есть экспертные знания в этих областях, я активно их использую в коучинге. Умение работать не в классике, а в каком-то новом уникальном комбинировании различных методов, имеющихся в арсенале, — моя собственная фишка. Не могу сказать, что есть какой-то единый метод, который я применяю ко всем клиентам. Всё зависит от ситуации.

На чём основаны ваши тренинги и консультации? У вас есть свой собственный бизнес?

Да, у меня есть бизнес. Я занимаюсь смазочными материалами, произвожу многофункциональную смазку с антикоррозионными свойствами. Всё, чем я делюсь со своими клиентами, работает и в моём бизнесе. Кроме этого, я занимаюсь консалтинговым бизнесом и продаю свои услугу уже 15 лет. Есть команда, два офиса — в Санкт-Петербурге и Москве, до пандемии был ещё один офис в Майами.

Прежде всего, я практик и только потом уже теоретик. Я не тот коуч, который кроме этого ничем больше не занимается. Бизнес-коучинг для меня — это, с одной стороны, профессия, а с другой — дополнение к основному, что у меня есть. Некая надстройка к базису, которым я обладаю, хоть и в коучинге я давно.

В завершение хотелось бы отметить, что, выбирая коучинг, мы осознанно идём по одному из самых сложных путей – к себе. Но в результате такого выбора мы получаем возможность открыть отдельную вселенную, хранящую целый континуум разнообразных возможностей. Главное – решиться.

Источник

Божий дар или набор навыков: как научиться быть предпринимателем

Считать предпринимательство генетически заданной константой (вроде цвета глаз или волос) — просто самообман. Получается, можно научиться строить ракеты, создавать искусственный интеллект и проводить операции на сердце, а вот открытие собственного дела — божий дар. Сомнительно.

Личный пример. Я — классический предприниматель «по залету». В юности занимался музыкой, окончил театральный вуз и был совершенно не приспособлен к бизнесу. Но нужно было кормить семью. В результате, после череды событий, из дипломированного актера я трансформировался в серийного предпринимателя и руководителя крупного образовательного холдинга (а в последние годы — еще и инвестора). И подобных примеров уйма — вспомните тот же Google, который создали молодые ученые из Стэнфорда, или Microsoft, построенный компьютерными гиками.

По большому счету, предпринимательство — такой же набор знаний и навыков, как и любой вид человеческой деятельности. Но в комплекте к нему должны идти определенные личные качества и черты характера, которые можно и нужно в себе прокачать. А именно:

Сами по себе эти черты характера тоже не дадут эффекта без набора специальных знаний о предпринимательстве и управлении. Получается, нужен такой синтетический микс из личных качеств и профессиональной подготовки. И именно из-за нелинейности этой комбинации до сих пор так и не найден оптимальный алгоритм обучения предпринимателей.

Две крайности

Исторически в России сложилось два полярных подхода к обучению предпринимателей. Первый зародился лет 10–12 назад, когда в стране стал расцветать инфобизнес. У многих до сих пор на слуху «Бизнес-молодость», чье имя стало нарицательным.

Инфобизнесмены авторитетно и зачастую излишне жестко «сгружали» в молодых людей свои представления о правилах создания и ведения бизнеса. На своих тренингах они много внимания уделяли воспитанию таких специфических черт характера, как умение взять себя в кулак, удерживать высокий градус мотивации и пробивать головой стены. В общем, прокачивали пресловутые слабоумие и отвагу.

Все это инфобизнесмены нередко гипертрофировали и неэкологично транслировали свой рецепт создания идеального предпринимателя, как универсальный и законченный. Параллельно они часто внушали своей аудитории мысль о том, что бизнес — это очень просто. Воспитай в себе вот эти качества и начинай действовать — и завтра у тебя будут «тачки», «телки» и все прочие атрибуты успешной жизни. Что, конечно, неправда.

Проблема еще и в том, что сами инфобизнесмены часто далеки от понимания реального бизнеса. Одни врут, другие искренне заблуждаются на свой счет. Их тренинги и курсы часто представляют собой неумелые пересказы чужих идей и выступлений.

Обучение предпринимательству от инфобизнесменов было на взлете недолго. Большинство людей быстро почувствовали подвох и отшатнулись от них. При этом многие стали подвергать сомнению саму мысль о необходимости особых личных качеств для построения бизнеса. Сами темы мотивации, целеполагания и воспитания предпринимательского характера стали предметом насмешек и анекдотов.

На этом фоне начала развиваться другая крайность, которую мы наблюдаем и сейчас. За обучение предпринимателей взялись куда более приличные и деликатные организации — бизнес-школы, предпринимательские сообщества и даже государственные структуры. Стремления большинства из них прекрасны. Но, как правило, они делают акцент исключительно на знаниях и выхолащивают саму суть воспитания предпринимателей.

И вроде правильно говорят. И верным вещам учат. Но не все упирается только в знания.

Такое обучение бережно относится к чувствам студента и не подталкивает к выходу из пресловутой зоны комфорта, чем так рьяно занимались «Бизнес-молодость» и ей подобные организации. Поэтому в результате мы часто получаем выпускников с трогательными мечтами о розовых единорогах, но без готовности биться за их реализацию. Некоторых из них перенянчили готовыми решениями и денежными грантами. Теперь они ждут помощи от государства или денег от инвесторов, но совершенно не готовы бороться и выживать.

Оба этих полярных подхода — и инфобизнес с акцентом на характер, и академические программы с акцентом на знания — нежизнеспособны. Истина, как всегда, где-то посередине.

А как надо?

Ответ очевиден — нужен баланс. С одной стороны, следует воспитывать в будущих предпринимателях необходимые черты характера и подталкивать их к постоянным, активным действиям — к разведке боем. С другой, важно не жестить и не сулить быстрые результаты. А главное — нужно прямо по ходу дела докармливать студентов знаниями. Но только тогда, когда в этом появляется реальная необходимость.

Сам я всегда руководствовался концепцией learning-by-doing. Это такой практический подход к обучению, когда ты не только получаешь нужные знания, но и взаимодействуешь со средой, адаптируешься к ней. То есть ты сначала вбрасываешь себя в условия, когда тебе жизненно важно что-то решить, а потом (или параллельно с этим) учишься — впитываешь теорию.

Скажем, нужно проверить некую бизнес-гипотезу. Ты проводишь кабинетную работу и рождаешь концепцию в ее первом приближении. Но важно не застревать в этом и не впадать в аналитику. Бизнес — это действие! Поэтому ты сразу начинаешь строить прототип — MVP (минимально жизнеспособный продукт), и как можно скорее выводишь на рынок, чтобы обстучать свою идею об реальность. Пошли продажи — значит твой продукт не гипотетически, а реально нужен людям. Ну, а если нет спроса — ищи другую гипотезу.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

17 навыков успешного предпринимателя

навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Смотреть фото навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Смотреть картинку навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Картинка про навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Фото навыки в бизнесе которые необходимо развивать

Вопрос, который часто посещает каждого потенциального — и многих действующих предпринимателей каждый день: «Как узнать, есть ли у меня задатки предпринимателя?» Да, в сети полно идей, советов, подсказок и даже великолепных цитат по этому поводу. Но вы уверены, что у вас действительно есть соответствующие навыки? Вот семнадцать навыков, которыми должен обладать каждый успешный предприниматель.

1. Способность управлять деньгами.

Все просто, если вы не можете управлять деньгами, вы не можете управлять бизнесом. Вы знаете, куда каждый месяц уходят ваши деньги? Вы тратите меньше, чем зарабатываете? Если ответ на эти вопросы — нет, вам будет трудно управлять бизнесом, также как вашим бюджетом.

2. Способность заработать деньги.

Если вы можете управлять деньгами, сможете ли вы увеличить их количество? Для того, чтобы получить инвестиции, нужно не только понять, где взять деньги, но и, как их правильно потратить.

3. Способность снять стресс.

Стресс — это не смешно. Если вы позволите себе разочаровываться и расстраиваться, вам будет очень неуютно в качестве предпринимателя. Научитесь использовать стресс в свою пользу.

4. Продуктивность.

Это обширная тема, потому что не существует единственно верного пути быть продуктивным, работающего для всех. Узнайте свои наиболее продуктивные часы работы, режим и приложения для повышения производительности, которые вам подходят, чтобы создать свой собственный план достижения успеха.

5. Талант заводить предпринимателей друзей.

Улучшайте свои шансы на успех, найдя предпринимателей друзей, которые будут в состоянии понять ваши затруднения и смогут, когда потребуется, дать вам необходимые рекомендации.

6. Способность выявлять сильные и слабые стороны.

Как владельцу бизнеса, вам не нужно быть совершенным во всем. Вы, тем не менее, должны понимать свои сильные и слабые стороны. Чтобы оценить эту характеристику нужно обратить внимание на сделанные вами деловые решения, выбранных партнеров и нанятых работников.

7. Талант нанимать эффективных людей.

Найм — один из самых важных навыков, обладать которым должен любой предприниматель. Благодаря наличию замечательных людей в своей команде, вы сможете получить доступ к новым сильным сторонам. Найм правильных людей крайне важен для достижения запланированных целей.

8. Способность к обучению новых сотрудников.

Когда вы приводите новичка, надежный процесс адаптации гарантирует, что он знает, что делать и чего не делать. Это поможет направить компанию в правильном направлении, и будет способствовать повышению уровня ответственности хороших работников и даст вам основания следить за проступками.

9. Способность управлять персоналом.

Если у вас есть правильные люди, вы должны хорошо ими управлять. Еще в самом начале роста вашего бизнеса, вы будете управлять каждым, так что стоит быть эффективнее. Если вы еще незнаете секретов управления, уделите время, чтобы научиться мотивировать, поощрять и развивать свой персонал.

10. Кондиции к простейшему SEO.

В начале, вы будете выполнять работу каждого подразделения компании. Понимаете ли вы основы SEO и маркетинга? Если нет, освежите знания в этой области, прежде чем начать бизнес.

11. Способность проводить A/B тестирование.

Сплит-тест — простейший процесс, который включает в себя одновременный запуск двух сценариев проверки. Обычно используется для повышения эффективности сайтов, но может также использоваться во многих областях управления проектами и маркетинга.

12. Талант нетворкинга.

Наряду с SEO, социальные сети представляют собой ключевую часть любой бизнесмаркетинговой стратегии. Вы не просто должны понимать возможности каждой платформы, вы должны вооружиться лучшими стратегиями, чтобы ваш стартап был замечен в каждой социальной сети.

13. Способность сосредоточиться на клиентах.

Чтобы было ясно, без клиентов, у вас нет бизнеса. Убедитесь, что все ваши презентации, продукты и услуги ориентированы на реальные потребности клиентов. Если вы не знаете, что это такое, исследуйте и задавайте вопросы так, чтобы создать великолепную клиентскую службу.

14. Способность закрыть продажу.

Позволяя клиентам узнать, что вы понимаете важность их потребностей, вы все равно испытываете затруднения, пытаясь продать продукт. Если вы нервничаете на этом шаге, попробуйте посетить семинар или мастер-класс, чтобы приобрести столь необходимые навыки.

15. Способность отслеживать новые тенденции.

Бизнес движется быстро, так что вы должны обладать способностью видеть любые изменения в вашей отрасли. Будьте в курсе появления новых стартапов и технологических достижений в областях, способных нарушить ваш бизнес.

16. Умение проигрывать.

Ни один венчурный бизнес не приходит к успеху гладкой дорожкой. Знания о том, как справиться с взлетами и падениями имеют важное значение. Помните, что каждый успешный человек терпел поражения десятки раз, прежде чем выигрывал. Неудача еще не конец — это просто один из промежуточных пунктов на пути к успеху.

17. Жажда улучшения собственного мира.

В конце концов, самая лучшая и устойчивая мотивация заключается в желании нести положительные изменения миру. Когда вы сосредоточены на своем бизнесе и приоритет отдан успеху, вы найдете себя готовым к любым штормам ради достижения цели.

Не позволяйте этому списку запугать или отговорить вас. Быть предпринимателем сложно, но всем этим навыкам можно научиться. Если вы заметили, что чего то не умеете, постарайтесь научиться! Ваш конечный успех всегда зависит от ваших способностей.

Источник

Топ-10 навыков стартапера — без них вам нечего делать в бизнесе

навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Смотреть фото навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Смотреть картинку навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Картинка про навыки в бизнесе которые необходимо развивать. Фото навыки в бизнесе которые необходимо развивать

PR-менеджер Puzzle English

Для создания эффективного бизнеса одной идеи будет недостаточно. Основатель должен обладать целым набором скиллов, которые помогут управлять бизнес-процессами, вдохновлять и направлять команду на достижение цели.

Елена Абрамова, PR-менеджер Puzzle English, рассказывает о том, какие навыки обязательно пригодятся фаундерам на пути к успеху.

Стать менеджером или финансистом несложно – академические часы и дисциплины определены программами университетов. А вот предприниматели развиваются самостоятельно, каждый основатель бизнеса проходит собственный курс «молодого фаундера», прежде чем стать лидером успешного бизнеса.

Но траектории развития основателей похожи. И это не случайно. «В начале проекта приоритетны hard skills, так как MVP обычно создают основатели, – поясняет Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец Skillbox. – По мере развития проекта, его роста и расширения команды на первый план выходят soft skills».

Поиск инвестора онлайн стал намного проще. Узнай как

Продажи, нетворкинг и публичные выступления

«Многие необходимые навыки у меня уже были. Я неплохо разбираюсь в технике, роботах и производстве. Развивать нужно было нетворкинг и продажи», – вспоминает Андрей Спиридонов, основатель Aripix Robotics.

«Самым сложным было научиться продавать, делать презентации и выступать, – рассказывает Дмитрий Крутов. – Я никогда не занимался продажами и не работал менеджером. Звонки, встречи, CRM, создание отдела продаж, – всему пришлось учиться в своем первом проекте с нуля».

Для Рубена Бабаева, сооснователя EYWA Kitchen, поначалу самым сложным был навык публичных выступлений. Он уверен, что предприниматель должен научиться быстро питчить, и вспоминает, что ему пришлось прокачать продажи и переговоры. «Без умения красиво говорить, убеждать, переубеждать и вдохновлять на подвиги не обойтись», – подчеркивает Александр Антонов, основатель онлайн-сервиса Puzzle English.

Проджект-менеджмент, самодисциплина и умение верно оценивать свои силы

Умение планировать и выполнять поставленные задачи в срок Рубен Бабаев тоже оттачивал в собственном бизнес-проекте. И не только он.

«Свои ранние проекты я делал полностью сам, что называется, под ключ. Привык делать и контролировать все самостоятельно, даже когда список задач и их объем разрастался, пытался все успеть. Я не понимал, когда уже пора искать подмогу и какую именно, – вспоминает Александр Антонов. – Так что первый навык, который мне пришлось освоить, – умение делегировать задачи. Точнее, это было умение понимать, в какой области уже аврал и куда надо искать человека».

А еще фаундеру не обойтись без самодисциплины – умения делать не то, что хочется, а то, что необходимо проекту в текущий момент, считает Александр Антонов.

Умение подбирать правильных людей и работать в команде

Развивая проект, основатели научились находить идеальных сотрудников и играть в команде.

«Мне понадобилось некоторое время на то, чтобы осознать, что человек в процессе обучения и карьерного роста неизбежно должен проходить через стандартные ошибки», – вспоминает Александр Антонов.

«Невозможно вот так просто сесть рядом с ним, дать ему список всех «граблей» и сказать, что теперь он вооружен знаниями, пусть не наступает. Ну нет, не работает так. Есть такие «грабли», на которые пока не наступишь сам, не веришь, что они там лежат. Было дело, по молодости я порывался ругать сотрудника, что предупреждал же тебя об этом, слушал ты или нет? Осознав неизбежность ошибок, я стал молча наблюдать, как они случаются, и радоваться, что очередной этап пройден», – рассказывает Александр.

Основатели бизнесов на сто процентов уверены в том, что нехватку необходимых навыков можно и нужно компенсировать за счет сотрудников.

«Самому не хватит времени развиться во всех необходимых областях, а даже если и изучить все, то собственных рук не хватит, чтобы справиться со всеми задачами, – отмечает Рубен Бабаев. – Поэтому команда очень важна, с ней можно двигаться быстрее».

По мнению Александра Антонова, один из «золотых» талантов – умение подбирать правильных людей, идеальных для конкретной позиции. Такого сотрудника даже не надо прокачивать, он сделает это сам, просто будучи погруженным в рабочую среду.

«Нанимать людей нужно обязательно круче и компетентнее себя в какой-то области, в идеале – самых топовых специалистов. Такая команда способна свернуть горы и изменить мир», – разделяет позиции «коллег по цеху» Андрей Спиридонов.

Учиться, не унывать и идти к цели

По мнению Дмитрия Крутова, основатель бизнеса должен быть гибким и уметь учиться. «Главное – не ставить себе внутренние ограничения, что я чего-то не смогу или это не мое. Они будут тормозить развитие», – считает Андрей Спиридонов.

«Умение не унывать при полосе неудач точно пригодится любому основателю бизнес-проекта», – уверен Рубен Бабаев.

«Я научился быть довольным тем, что имею. Возможно, это главный секрет счастливой жизни», – отмечает Александр Антонов.

Препятствий на пути развития бизнес-проекта немало, поэтому фаундеру необходимо взращивать в себе стрессоустойчивость и целеустремленность или, говоря словами Александра Антонова, «умение не унывать и не сдаваться, испугавшись первых сложностей», «способность доводить начатое до логического завершения, а не хвататься за новую идею».

Предпринимательское чутье и умение принимать сложные решения

По мнению Андрея Спиридонова, предприниматель должен быть готов принимать нестандартные решения. «И делать это быстро, – добавляет Александр Антонов. – А не игнорировать насущные вопросы и проблемы».

Стартап часто развивается в жестких условиях неопределенности – нет готовых схем, решений и аналогов. Даже в теории они не описаны, и основателям все приходится создавать на лету. И здесь не обойтись без умения брать риски на себя и предпринимательского чутья.

Александр Антонов считает, что фаундер должен понимать, в какую сторону движется прогресс, технологии, ожидания и стремления людей, что будет востребовано и как повлияет на будущее человечества в целом и вашего проекта в частности.

Чем большим числом soft skills овладел основатель бизнеса, тем лучше, считают предприниматели.

«Если фаундер обладает только hard skills – не умеет взаимодействовать с людьми, командно работать, вдохновлять, убеждать – то какой из него основатель? Это обычный исполнитель», – отмечает Александр Антонов.

«Фаундер может не уметь программировать или не знать азов бухгалтерии – для этого есть специалисты. Но предприниматели, конечно, должны глубоко разбираться в своем продукте, находить людей и чувствовать рынок», – уверен Андрей Спиридонов.

Важные скиллы

А для тех, кто собирается разработать курс «молодого фаундера», мы собрали список из десяти навыков, без которых основателю бизнеса никуда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *