навыки выполнения тех или иных действий определяют выполнение следующих функций
Сущность умений и навыков
Определение понятий «умение» и «навык»
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык (см. анимацию).
Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.
Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.
Таким образом, термин «умение» имеет два значения:
1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
Что такое ЗУН в педагогике
Аббревиатура ЗУН часто встречается в учебниках, научных статьях и других публикациях, посвященных педагогике. В профильной литературе сказано, что под обучением следует понимать организованный процесс сотрудничества педагогов с учениками. Цель такого взаимодействия можно определить тремя словами – знания, умения, навыки. Именно их формирование является конечным результатом деятельности учителя. В нашей статье мы расскажем о том, какие существуют виды знаний, умений, навыков, дадим определение этим терминам и ответим на ряд сопутствующих вопросов.
ЗУН: понятие и характеристики
Знания, умения, навыки – термины, которые хорошо знакомы людям, занимающимся преподавательской деятельностью. Процесс их формирования имеет не только педагогические, но и психологические (психофизиологические) особенности. Давайте попробуем дать определение этим терминам:
1. Знания. Ученые, специализирующиеся на изучении педагогики, предлагают разные трактовки этому термину. Для одних это коллективный опыт, результат изучения действительности, для других – умения оперировать накопленной теоретической информацией, для третьих – усвоенные слушателем данные, которые он понял, запомнил и способен воспроизвести. Чтобы знания приносили реальную пользу, они должны обязательно перерасти в умения. Только в этом случае от полученной информации будет толк. Так, например, чтобы научиться читать и писать, первоклашки сначала изучают алфавит. Польза из этого получается только тогда, когда они научатся составлять из букв слова. В этом случае накормленная информация перерастет в умение. Только в этом случае можно уверенно сказать, что силы для приобретения знаний были затрачены не зря.
2. Умения. Этот термин характеризуется, как способность применять полученную в процессе обучения информацию на практике. Интеграция полученных данных в реальную жизнь является необъемлемым этапом обучения. Чем больше было получено знаний, тем больше навыков получит ученик.
3. Навыки. Этим термином называются действия, осуществление которых доведено до автоматизма. Такого результата можно достичь благодаря неоднократному выполнению определенных задач. Навыки формируются в процессе учебной, производственной или спортивной деятельности. Считается, что овладев навыками, человек действует на подсознательном уровне, не задумывается над выполнением поставленных задач. Отличительными характеристиками навыков считаются точность, скорость принятия решений (выполнения действий), минерализация усилий и затрат энергии при выполнении задания. Наличие определенных навыков всегда приводит человека к успешности в той или иной сфере.
Чему бы ни обучался человек – различным отраслям науки или выполнению определенных производственных процессов, все действия будут направлены на освоение вышеназванных компонентов. Следует отметить, что в любом случае последовательность сохраняется. Сначала мы получаем знания, затем учимся применять их на практике, и получаем умения, которые впоследствии перерастают в навыки.
Классификация знаний
Знания – не однозначное понятие. Ученые классифицируют их по разным признакам. Так, например, по степени рациональности знания делят на:
В первом случае речь идет о систематических, достоверных, получаемых в результате знакомства с особенностями человека, общества и природы знаниях. Они делятся по:
· отраслям наук (гуманитарные, технические и другие):
· способу отражения реальности (объяснительные и описательные);
· функциональным особенностям (прикладные, фундаментальные и разработки);
· отношению к деятельности субъекта (дескриптивные и нормативные);
· уровню познания (закономерности и установленные научные факты).
Что касается иррациональных знаний, то они строятся на интуиции эмоциях, имеют свои источники и способы познания. Примечательно, что они часто противоречат общепринятым законам логики. У этой категории относят также обыденно-практические знания.
Кроме этого существуют и другие категории знаний:
· житейские, основанные на здравом смысле и жизненной мудрости;
· художественные, полученные при помощи эстетического восприятия образов;
· практические, полученные в результате выполнения определенных действий для удовлетворения тех или иных потребностей.
В качестве отдельной категории выделяют заблуждения. Такие знания не соответствуют воспринимаемому объекту, но считаются истинными.
Этапы усвоения знаний
Процесс усвоения знаний можно условно поделить на несколько этапов. Предлагаем ознакомиться с кратким описанием каждого из них:
1. Понимание. На этом этапе ученик или студент воспринимает объект изучения, выделяет его из общей массы и определяет отличительные характеристики. На самом деле это очень важный момент, так как скорость понимания зависит от способности слушателя к восприятию и освоению новой информации.
2. Узнавание. Это шаг, в процессе выполнения которого ученики осмысливают полученную информацию. Чтобы ускорить процедуру, используются подсказки, намеки и описания.
3. Воспроизведение. Слушатели стараются самостоятельно воспроизвести полученную информацию.
4. Применение. На этом этапе ученик (студент) пробует использовать полученные знания на практике.
Завершается процесс творческим этапом. При его выполнении слушатель применяет полученные знания.
Особенности навыков и умений
Навыки и умения бывают 4-х видов. Классификация осуществляется с учетом этапа и уровня их формирования. Выделяют:
· начальное умение, характеризующиеся попыткой впервые сознательно применить знания на практике;
· простой навык, отличающийся выполнением простых действий, которые осуществляются без видимых усилий;
· сложный навык, позволяющий осуществлять эффективную деятельность без ошибок и с применением незначительных усилий;
· сложное умение, подразумевающее использование сформировавшихся навыков в любых условиях.
Ученые выделяют несколько категорий навыков. Это:
1. Сенсорные, которые напрямую связывают с работой органов слуха, обоняния, зрения. С их помощью люди слушают, ощущают, разделяют запахи и вкусы, опознают предметы, разглядывают различные объекты.
2. Умственные, зависящие от интеллекта слушателя, способности запоминать данные, оценивать ситуацию, выполнять расчеты и другие действия.
3. Двигательные, обеспечивающие выполнение в рекордное время спортивных упражнений, скоростной набор или написание от руки текстов или выполнение других действий.
4. Комплексные, позволяющие, например, работать на станке, заниматься танцами, играть на музыкальных инструментах и выполнять другие действия.
Навыки и умения нужно формировать и развивать.
Роль способностей в процессе формирования ЗУН
Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной. Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов. Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.
Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.
Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.
Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.
Контроль знаний, умений и навыков
Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:
· внешние (выполняется преподавателем);
· взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);
· самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).
Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.
Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.
Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.
Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки.
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встречаясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдельным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.
В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. По мере совершенствования навыка письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека.
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.
Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.
Контроль одной чувствующей кинестезической системы понижает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирующей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) тактильно различаемыми знаками повышает качество набора.
По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки поведения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.
Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.
Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в отличие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.
Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.
Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.
Таким образом, навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.
Что такое навык — их виды и функции, отличие навыка от умения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о навыках практически всегда присутствует в резюме, которое нужно составить соискателю той или иной работы.
Но не всегда понятно что такое навыки, чем они отличаются от привычек и умения. Да и к тому же важно понимать, какие профессиональные навыки действительно востребованы.
Сегодня мы обо всем этом кратко поговорим, чтобы у вас таких вопросов больше не возникало.
Навык — это.
Под навыком мы подразумеваем часть деятельности, способность человека автоматически повторять одно и то же действие (печатать на клавиатуре, читать, писать, играть на гитаре, делать сальто и т.д.). Проще говоря, это то, что вы хорошо умеете делать.
Например, если вы устраиваетесь на работу, то вам предложат указать свои навыки в резюме, что представит для вас возможность полно и структурно рассказать о своих достоинствах и сильных качествах, а работодателю – сократить время на отбор персонала.
И если окажется, что среди всех соискателей у вас больше всего опыта в данной сфере, то должность, на которую вы претендуете, достанется именно вам. Чем больше времени используются навыки, тем более отработанными и точными они становятся, а потому являются более ценными.
Таким образом, навыки – это сугубо полезные действия-автоматизмы, закрепившиеся в результате практики.
Часто их путают с привычками, что в корне неверно. Навыки приобретаются намеренно, человек использует их в актуальный для себя момент.
Например, опытный строитель кладет кирпич строго в рабочее время и его «не тянет» делать это дома или в вагоне метро. Циркач, жонглирующий шарами, умышленно демонстрирует свой навык только на арене или в кругу друзей.
Навык — это действия, совершаемые с помощью волевого компонента: надо — делаю, не надо – не делаю.
Привычки же часто возникают стихийно и «живут» как будто сами по себе – на автопилоте. Они бывают вредными и полезными, избавиться от них бывает крайне сложно (особенно от вредных). Привычки – это больше про бытовые явления, навыки – это уже про профессиональные умения.
Также навыки не имеют ничего общего с талантами (что это такое?) – врожденными способностями человека.
Задатки таланта присутствуют с момента рождения, их нужно только развить. Навык же – это приобретение умений «с нуля». Искать их нужно там, где вы имеете больше всего опыта.
Навыки выполняют очень важную функцию – они делают жизнь человека проще, а деятельность эффективней.
В профессии они помогают специалисту выполнять свою работу быстро и качественно, а в быту – экономить время и силы. Представьте, что было бы, если каждый раз застегивая молнию на куртке, вы делали бы это, как в первый раз?
Виды профессиональных навыков для резюме
Совокупность навыков условно делят на 4 группы, каждая из которых соответствует определенной деятельности:
Например, ключевые навыки в резюме опытного следователя – это знание закона, умение работать с правовыми базами, развитое логическое мышление и т.д.
Танцоры должны уметь танцевать, хирурги – работать медицинскими инструментами, ювелиры – способность работать с мелкими деталями.
Психологи же учатся внимательно слушать людей, улавливать в их речи еле заметные, но значимые детали.
Это ключевые навыки для резюме сомелье (кто это?), музыкантов, дегустаторов и др.
Каждая личность в разной степени обладает своим набором навыков: они смешиваются, дополняют друг друга.
Например, профессия журналиста предполагает, что человек должен уметь слушать, задавать нужные вопросы, структурно записывать рассказ, а затем создавать интересные статьи.
Формирование навыков
Чтобы точнее понять, что такое навык, необходимо рассмотреть, как он формируется. Это длительный процесс, состоящий из четырех этапов:
Обладание любым навыком – это результат длительных тренировок.
Вспомните, как вы учились писать шариковой ручкой. Сначала это были корявые, неуверенные крючочки, которые со временем превращались в красивые буквы, соединяющиеся в дальнейшем в слова и предложения. То же самое с умением есть ложкой, заправлять кровать, жарить яичницу и завязывать шнурки.
Процесс приобретения автоматизма включает в себя большое число проб и ошибок. Последние часто отбивают у человека желание продолжать обучение. Поэтому эта деятельность требует мотивации (что это такое?) – внутренней или внешней.
Навык и умение – в чем отличие
В разговорной речи слова «навык» и «умение» используются в качестве синонимов. Однако, если обратиться к их точным определениям, становится ясно, что термины все-таки отличаются.
Навык – понятие более конкретное, узкое, стереотипное: например, закручивание пробки на бутылки. Здесь не нужен творческий подход, подготовка и т.д.
Умение – более широкий феномен, базируется на навыках.
До сих пор неизвестно, что является первичным – навыки или умения. Это как спор о яйце и курице. С одной стороны, умения порождают новые навыки. С другой, без навыков не было бы умений.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Давая как бы правильные советы, вы тут де путаете понятия: для следователя, пример у вас, «навыки — это знания закона», простите, но знания и навыки- это принципиально другие понятия! Сталкиваюсь постоянно с подобной чепухой.
Важно понимать, что не любое умение является навыком. Ведь, второе понятие — это что-то доведенное до автоматизма, то, что получается особенно ловко. При этом человек может что-то уметь, но делать это медленно и не слишком хорошо.
Именно поэтому, важно постоянно практиковаться. Только тогда знания и умения трансформируются в навыки и сделают работника более эффективным.
Первое что приходит в голову — управление воздушным судном. В принципе, даже старшеклассник сумеет в экстренной ситуации управлять современным пассажирским самолетом. Это — умение. А вот посадить его на полосу и не допустить аварии — это уже навык))