название кружка по истории

Рабочая программа историко-краеведческого кружка «Знатоки родного края»

Программа внеурочной деятельности

по направлению духовно-нравственного развития.

Кружок «Знатоки родного края«

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В работе исторического кружка участвуют студенты 1-3 курсов. Продолжительность программы – 1 год,в объеме 40 часов: 1 семестр – 17 часов, 2 семестр – 23 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Владимирского края, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы; составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах.

Цель программы: Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

• воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; • развивать навыки учебно-исследовательской работы;

• развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.

Формы проведения занятий:

Работа в архивах.

Работа с документами.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” — к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в музеи;

пешие экскурсии по городу;

оформление материалов экспедиции;

создание и оформление этнографического уголка;

участие в краеведческих конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение студентами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и образовательного учреждения, в котором они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений студентов к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему колледжа, к опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение студентами опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимисяопыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия со сверсниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Личностные: — ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; — гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. — эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; — чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;Регулятивные: — планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; — проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; — анализировать и синтезировать необходимую информацию; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; — вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.Познавательные: — используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; — на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; — использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; — устанавливать причинно-следственные связи; — самостоятельно подбирать литературу по теме; — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; — работать в семейных архивах.Коммуникативные: — понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; — учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. — выступать с сообщениями; — аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Дата провед. Наименование разделов Форма занятий Приемы и методы организации Методический и дидактический материал Дата провед. Форма подведения итогов

1. «И дым Отечества нам сладок и приятен…» Теоретическое занятие. Словесный,практический. Учебные пособия Коллективное обсуждение.

Экскурсия в краеведческий музей

Раздел II. Владимирский край с древнейших времен до конца XVIв.

2-3. По следам летописцев. Теорет. занятие. Словесный. Летописи. Коллективное обсуждение.

4-5. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

6. Владимирская земля под игом монголо-татар Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

7 – 9. Работа над проектом «Владимирский край в XIV — XVIв».

Практические занятия. Научно – исследовательский. Исторические источники, летописи. Конкурс проектов.

Раздел III. Владимирская земля в XVI — XIXвв.

10. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ Теоретическое занятие. Словесный. Летописи. Коллективное обсуждение.

11. Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVI в. в.). Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

12. Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

13. Образование Владимирской губернии Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

14. Киржач во время Отечественной войны 1812 года Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

Экскурсия в краеведческий музей

15 – 16. Работа над проектом «Владимирская земля в XVI — XIXвв. Практические занятия. Научно – исследовательский. Исторические источники, летописи. Конкурс проектов.

Раздел IV. Владимирская область в XX-XXIвв.

17. Владимирская губерния в начале XX века Теоретическое занятие. Словесный. Архивные документы. Коллективное обсуждение.

18. Киржачский край в годы революции 1917 Теоретическое занятие. Словесный. Арх. документы., фотоматериалы Коллективное обсуждение

19. Владимирский край в 1920-1941 гг. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

20. Политические репрессии на Владимирской земле. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

21. Культура и быт в довоенное время Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

22. Владимирский край и Киржачская земля в годы Великой Отечественной войны. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

23. Киржачский район в годы рыночных реформ Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

24 – 25. Работа над проектом «Владимирский край и г. Киржач в XX-XXIвв. Практические занятия. Научно – исследовательский. Исторические источники, летописи. Конкурс проектов.

Раздел V. Улицы нашего города

26. Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц). Теоретическое занятие. Топонимическое исследование. Архивные документы, летописи. Коллективное обсуждение.

27 – 29. Работа над проектом «Юный экскурсовод». Практические занятия. Научно – исследовательский. Историческая литература, материалы фондов, фотографии. Конкурс юных экскурсоводов.

Раздел VI. Памятники нашего города

30. Памятники Киржача, как летопись города. Теоретическое занятие. Научно – исследовательский. Историческая литература, арх. докум. Коллективное обсуждение.

31. Периоды истории страны и города в памятниках. Практическое занятие. Научно – исследовательский. Историческая литература, арх. докум. Коллективное обсуждение.

32. Работа над проектом «Электронная экскурсия»

Практические занятия. Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.

Раздел VII. Знаменитые земляки

33. Земляки в годы Великой Отечественной войны Практические занятия. Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.

34. Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Владимирской области и г. Киржач Теоретическое занятие. Словесный. Архивные данные, историческая карта Коллективное обсуждение.

35 Встреча с интересными людьми. Практическое занятие. Словесно – практический. Фотографии, документы, устные рассказы. Коллективное обсуждение.

36 Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня». Практическое занятие. Научно исследовательский. Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания. Презентация.

Раздел VIII. Наш край родной

37. Традиции народов Киржачской земли Теоретическое занятие. Словесный. Исторические источники, летописи. Коллективное обсуждение.

38 Культура народов Владимирского края Теоретическое занятие. Словесный. Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма. Коллективное обсуждение.

Раздел IX. Научно – практическая конференция.

39-40. Отчет о работе кружка Практическое занятие. Научно – исследовательский. Историческая литература, историческая карта, проектные работы. Презентация, показ электронных экскурсий.

Литература для обучающихся

1. Памятники истории и культуры. Вып. 1, Ярославль, 1989.

2. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.

4. Сысоев Н. Д. На туристских тропах. (О природе Влад. рая). Ярославль, 1983.

5. Литвинов И. По городам Залесья. М., 1978.

6. Попадейкин В. В. Золотое кольцо. М., 1975.

7. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.

8. История Владимирского края. Ярославль, 1992.

9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.

10. Сафронов Н. С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.

Литература для учителя

1. Попадейкин В. В. Золотое кольцо. М., 1975.

2. Кичигин М. И., Иванов А. Л. Владимирское ополье. Владимир, 1993.

3. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.

4. История Владимирского края. Ярославль, 1992.

5. Памятники истории и культуры. Вып. 1, Ярославль, 1989.

6. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.

8. Сысоев Н. Д. На туристских тропах. (О природе Влад. края). Ярославль, 1983.

9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.

10. Сафронов Н. С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.

11. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 2001.

12. Куницын М. Александрова Слобода. (Исторический очерк). Ярославль, 1977.

13. Доманская Н. А. Экономическая география владимирской области. Ярославль, 2000.

14. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1998.

15. Тихомиров М. Н. Летописи и хроники. М., 1980.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

название кружка по истории. Смотреть фото название кружка по истории. Смотреть картинку название кружка по истории. Картинка про название кружка по истории. Фото название кружка по историиРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

название кружка по истории. Смотреть фото название кружка по истории. Смотреть картинку название кружка по истории. Картинка про название кружка по истории. Фото название кружка по историиВикторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Источник

Кружок Занимательная история

Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историческую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привлечением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.
В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, генеалогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, модифицирования состава русского именника, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин учащиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и письменных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денежной системы, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном, на российском материале. Хронология – единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» учащиеся познакомятся с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия своей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеалогического древа своей семьи.

Особенности программы
Особенностью программы является то, что содержание программы может расширяться за счет изучения новых вспомогательных исторических дисциплин (ведь их более 30), а также использования разных исторических источников, в том числе привлечение малоизучаемых в школьном курсе истории. Также данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навыками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

Возможные виды деятельности
— анализ исторической литературы и исторических источников;
— эвристическая беседа;
— лекция;
— рассказ;
— дискуссия (дебаты);
— сюжетно-ролевые игры;
— подготовка и обсуждение докладов учащихся;
— подготовка мультимедийных презентаций;
— изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
— написание реферата;
— составление словаря топонимов своей местности;
— анализ гербов, составление герба своей семьи;
— изучение денежных знаков;
— участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
— экскурсии в музеи, библиотеки и др.;

Формы организации занятий.
Сущность данной программы предусматривает организацию учебного процесса во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
— теоретические занятия, где учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах;
— практические занятия, где учащиеся самостоятельно изучают источники по нужной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов, готовят проекты, мультимедийные презентации и т.п. Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы.

Педагоги

Писаренко Анна Владимировна, учитель истории и обществознания, стаж работы 6 лет

Расписание

Вторник 14.00-15.00 ч.

Содержание программы

1.Введение. 1 ч.
2.Понятие «вспомогательные исторические дисциплины» и их виды. 1ч.
3.Проектная и исследовательская деятельность.
4.Исследовательский проект: структура, основные требования к содержанию и оформлению.1 ч.
5.Способы демонстрации и представления исследовательского проекта. 1ч.

Палеография. 3ч.
6. Что такое палеография? Палеографический метод. 1ч.
7.Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Глаголица, кириллица, берестяные грамоты Новгорода 1 ч.
8.Практическая работа №1. 1 ч.

Нумизматика. 3ч.
9.Предмет, методы, задачи нумизматики. Основные понятия нумизматики. 1ч.
10.О чем рассказывают монеты. 1 ч.
11. Русские монеты. 1ч.

Сфрагистика. 4ч.
12. Предмет, методы и задачи сфрагистики.Печать как исторический источник. 1ч.
13.Печати Древнерусского государства и Российской империи. Печати современной России. 1ч. 14.Печати московских князей, нов-городские печати и др.1ч
15.Практическая работа «Семейная печать» 1 ч.

Фалеристика. 4ч.

16.Предмет, задачи, методы и основные понятия фалеристики. Происхождение наград. 1ч.
17.История наград.Особенности орденов и медалей современной России 1ч.
18.Практическая работа «Проект медали «За успехи в учебе» и т.п. 2ч.

Геральдика. 4ч.
19.Предмет, задачи, методы геральдики. Происхождение гербов. 1ч.
20.Теоретическая геральдика. Основные геральдические термины и понятия. 1ч.

21.Французский, итальянский,варяжский, германский щит. 1 ч.

22.Практическая работа «Составление семейного герба» 2ч.

Метрология. 3ч.
23.Предмет, задачи и методы метрологии. Метрология Древнерусского государства. 1ч.
24.Русская метрология 12-17вв.1 ч..Русская метрология 18-20вв. 1ч.

25.«Хождение за три моря», «Соборное Уложение»,«Положение о мерах и весах» 1 ч.

Вексиллография. 3ч.
26.Вексиллография и ее элементы. История флага. 1ч.

27.Флаги иностранных государств. Государственный флаг России 1 ч.

28.«Все флаги в гости будут к нам…» «Эволюция Государственног о Флага» 1ч.
29.Практическая работа «Проект флага школы (семьи, класса, района, области)». 1ч.

Генеалогия. 4ч.
30.Предмет и задачи генеалогии. Европейская генеалогия. 1ч.

31.Русская генеалогия. 1ч.

32.Генеалогическое древо династии Рюриковичей, династии Романовых.1ч.

33. Практическая работа «Проект семейного генеалогического древа». 2ч.

Хронология. 3ч.
34.Основные единицы измерения времени.1ч.
35.Типы календарных системы. Древнейшие календари. 1ч.

36 Итоговое занятие. 1ч.

Цели программы

Создание условий для интереса обучающихся к истории, интеллектуального развития ребенка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность, знакомство с элементами исторического научного исследования.

Результат программы

Особые условия проведения

Возраст участников группы не должен превышать 15 лет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *