название курска в древней руси

О древнем и новом Курске

Поводом для этих заметок послужил объявленный властями Курска его 980-летний юбилей, который намечено торжественно отпраздновать в сентябре. За начальную точку отсчета истории города принят 1032 год. Насколько обоснована эта дата? Когда на самом деле возник Курск и когда он впервые упомянут в письменных источниках? Существовал ли город со времени своего основания непрерывно?

Точные даты основания не вызывают сомнений, как правило, лишь у городов, возникших сравнительно недавно. Яркий пример тому Санкт-Петербург. Как известно, будущая столица Российской империи была заложена Петром I 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года. Иначе обстоит дело с городами, появившимися в древнерусскую эпоху. Выяснить не то что день, но и год, и даже десятилетие, когда они были основаны, как правило, невозможно. Сведения об этом в дошедших до нашего времени письменных источниках отсутствуют, и определить время возникновения того или иного древнерусского города (да и то лишь весьма приблизительно) могут только данные археологии. Приблизительность эта в каждом конкретном случае во многом зависит от состояния культурного слоя, количества и сохранности поднятых артефактов. Археология способна указать только весьма примерный хронологический отрезок (обычно в несколько десятилетий), к которому можно приурочить рождение города.

Время основания древнего Курска

название курска в древней руси. Смотреть фото название курска в древней руси. Смотреть картинку название курска в древней руси. Картинка про название курска в древней руси. Фото название курска в древней руси
Древнерусскому Курску около 1027 лет. (Вид из альбома К. М. Бороздина 1809–1810 г.)

Что известно о Курске в свете имеющихся на сегодня археологических данных? Практически нет сомнений в том, что на месте будущего древнерусского города еще в X в. находилось укрепленное поселение славян из племени северян. Однако прямых доказательств его существования нет. Комплекс археологических памятников, которые оставили северяне, жившие еще в догосударственную эпоху, составляет так называемую «роменскую культуру» (названную по украинскому городу Ромны, где эти памятники были впервые открыты и описаны). Но остатки роменских жилых или хозяйственных построек на территории Курского городища пока не найдены. Роменская лепная (а не изготовленная на гончарном круге) керамика присутствует здесь только в виде примесей в объектах уже нового, древнерусского типа. Вместе с тем, исключительно высокая концентрация роменских городищ в районе нынешнего Курска позволяет думать, что и мыс при впадении Кура в Тускарь был наверняка заселен и укреплен жившими здесь северянами-семичами. Не исключено даже, что существовавшее здесь северянское поселение являлось племенным центром для всей местной округи. Но городом в полном смысле этого слова его считать в любом случае еще нельзя.

В конце X в. укрепленные поселения северян в Посемье массово гибнут в огне пожаров. Эти трагические события произошли в ходе ликвидации независимости региона и перехода его под власть Руси, во главе которой стояли киевские князья. О постигшем в 980–990-е годы Посемье грандиозном катаклизме убедительно свидетельствуют найденные здесь многочисленные клады арабских монет (дирхемов). Хронологический зазор между датами чеканки монет и временем их сокрытия в землю указывает как раз на этот период. Как известно, деньги и сокровища люди начинают прятать именно в переломные исторические моменты (вспомним в этой связи клады, относящиеся к 1918–1919 годам, поныне находимые в старых домах Петербурга).

Одной из главных движущих причин территориальной экспансии киевских князей на восток было стремление взять под свой контроль торговые пути, связывавшие Среднее Поднепровье с Поволжьем. В 985-м году киевский князь Владимир Святославич совершил успешный поход на Волжскую Булгарию. Путь пролегал через По-

семье, где сходились речные пути Днепровского и Окско-Волжского бассейнов (в те времена Ока и приток Тускаря Снова брали свое начало из ныне не существующего озера, находившегося в районе современных Понырей).

Благодаря своему географическому положению этот регион играл ведущую роль в транзитном движении на Русь восточного серебра. Утверждение своей власти в Посемье явилось для Киева в конце X века насущной необходимостью. Видимо, именно тогда на месте северянского поселения у впадения Кура в Тускарь и возник город Курск, ставший форпостом киевской власти на вновь присоединенных землях.

Этой точки зрения в настоящее время придерживается наиболее авторитетный исследователь древнего Курска В. В. Енуков. В ходе раскопок под его руководством были открыты остатки древнейших фортификационных сооружений Курска. Их наличие является одним из важнейших атрибутов любого древнерусского города. По мнению Енукова, они были сооружены в конце X – начале XI века. Таким образом, имеющиеся археологические данные вкупе с материалами нумизматики и летописными известиями позволяют с большой долей вероятности считать временем основания древнерусского Курска 980–990-е годы. Следует отметить, что в современной исторической и краеведческой литературе имеются и другие версии времени основания города. Согласно одной из них Курск возник лишь в середине 1020-х. Однако она носит сугубо умозрительный характер и доказательной силы не имеет.

Первое упоминание в письменности

Приблизительность, а нередко спорный характер археологических оценок времени основания древнерусских городов обычно приводит к необходимости использовать для условной начальной точки отчета их истории год первого упоминания в письменных источниках. Именно так, например, обстоит дело с Москвой, которая впервые упомянута в летописи под 1147 годом. При этом, к сожалению, часто забывают, что речь в таких случаях идет именно о годе первого упоминания, а не основания города (если, разумеется, город не был впервые упомянут именно в связи с основанием). Между годом первого упоминания и временем основания города почти всегда лежит больший или меньший хронологический разрыв. Когда же впервые упомянут древнерусский Курск?

В «Житии Феодосия Печерского», составленном Нестором-летописцем в 1107–1108 годах, сказано, что будущий святой вместе с родителями приехал в Курск из города Василёва. Это и есть первое упоминание Курска в письменности. Однако оно не датировано, поскольку год, когда Феодосий оказался в Курске, в «Житии» не указан. Существуют разные версии, когда данное событие могло произойти. Наиболее правдоподобным выглядит мнение о том, что Феодосий прибыл в Курск в 1036 году или вскоре после этого. Известно, что родители святого переселились в Курск «по приказанию князя». Но с 1024 года земли на правом берегу Днепра, где расположен Василёв, находились под властью киевского князя Ярослава Мудрого, а на левом, где расположен Курск, – его брата, черниговского князя Мстислава. Раздел Руси по Днепру стал следствием ожесточенной войны между братьями. До смерти Мстислава, случившейся в 1036 году (по Лаврентьевской летописи), Ярослав едва ли мог послать своего доверенного человека на постоянное жительство во владения Мстислава. После же кончины последнего у киевского князя, приступившего к восстановлению своей власти на Левобережье Днепра, в такой посылке возникла насущная потребность. Надо думать, отец Феодосия, принадлежавший к привилегированному слою общества, был отправлен в Курск со специальной миссией. Таким образом, первое упоминание древнерусского Курска в письменности условно можно приурочить к 1036 году. Но откуда же в историографии взялся 1032 год, объявленный точкой отчета курской истории?

Детские и юношеские годы Феодосия, родившегося около 1030 года, прошли в Курске. Отсюда он, будучи уже взрослым человеком, ушел в Киев, где принял монашество. В древнейших текстах «Жития», наиболее близких к исходному авторскому оригиналу, год, когда это произошло, не указан. Однако в XIV в. в ходе редактуры «Жития» в его текст искусственным образом была внесена вставка, согласно которой уход Феодосия из Курска в Киев был приурочен к 1032 году. К этому году, начиная еще с конца XVIII века, и стали относить первое упоминание Курска в письменности, хотя таковым оно никогда не являлось! У большинства историков эта дата давно вызывала вполне обоснованное недоверие, поскольку вступала в непримиримое противоречие и с известиями летописей, и с хронологией жизни самого Феодосия. В начале 2000-х годов московский историк Ю. А. Артамонов выполнил детальное исследование «Жития Феодосия Печерского», итоги которого изложил в пространной статье, насчитывающей свыше 100 страниц. Она опубликована в 2003 году в сборнике «Древнейшие государства Восточной Европы». Автор убедительно доказал, что датировка ухода Феодосия из Курска в Киев 1032-м годом является абсолютно недостоверной. На самом деле это событие могло иметь место только в период между 1054 и 1056 годами. Таким образом, даже условно связывать упоминание Курска с 1032-м годом недопустимо.

На неправомерность использования 1032-го года в качестве даты первого упоминания Курска еще в 1988-м году (за 15 лет до выхода статьи Артамонова) обратил внимание старший научный сотрудник Курского областного краеведческого музея В. И. Склярук. Тем не менее, сила инерции в этом вопросе остается по-прежнему чрезвычайно велика. Вновь и вновь в самых разных печатных изданиях и в Интернете 1032 год продолжает указываться как год первого упоминания Курска.

Гибель древнерусского Курска

Судьба Курска во время нашествия Батыя по летописям неизвестна. Судя по всему, он не избежал судьбы большинства древнерусских городов и подвергся разгрому со стороны завоевателей. Скорее всего, это произошло в 1239-м году в ходе похода Менгу-хана на Чернигов. Но разорение еще не носило катастрофического характера – город отстроился вновь. И во 2-й половине XIII в., как свидетельствуют данные летописей и результаты археологических раскопок, Курск еще существовал, хотя утратил значение столицы княжества. С конца XIII столетия город из летописей исчезает. Надо полагать, что на рубеже XIII–XIV веков в Посемье случился некий геополитический катаклизм, в ходе которого Курск был стерт монголами с лица земли и прекратил свое существование.

Отголоски этого зафиксированы в летописях, повествующих о выступлении князей Курской земли против ордынского баскака Ахмата на рубеже 1280–1290-х годов. Впрочем, многие события, предшествовавшие этому и последовавшие за ним, скрыты во мраке веков: «Многа убо и велика сиа повесть – сказано в Никоновской летописи – но множества ради оставлена бысть». В «Курском летописце», написанном в XVII столетии, о постмонгольском Курске говорится так: «сему граду Курску пленению до основания раззорену сущу бывшу и оттоле многия годы пребывая пустея и от многих лет запустения положения того града Курска и уезд велиим древесем поростоша и многим зверям обиталища быша».

Запустение

О нахождении в XIV–XVI веках на территории древнерусского Курска постоянного или временного поселения хотя бы сельского типа никаких материальных подтверждений до сих пор не имеется. Курск в этот период упоминается в нескольких русских, литовских и татарских источниках: «Списке русских городов дальних и ближних» (не позднее 1381-го года), перечне городов, принадлежавших великому князю литовскому Свидригайло (1402 или 1432 гг.), договорной грамоте великого князя литовского Сигизмунда с ханом Саип-Гиреем (1540 г.). Но эти упоминания носят чисто условный характер. Курск указан не в связи с какими-либо конкретными событиями, как в XI–XIII вв., а лишь как некий топографический маркер для обозначения владельческих прерогатив на территорию региона. Под «Курском» здесь, вероятно, понимается не живое поселение, а покинутое жителями городище. Только в качестве топографического ориентира выступает «Курск» и в разрядной книге 1475–1598 гг. В этом документе сказано, что летом 1557-го года здесь встал на стоянку отряд воевод М. П. Репнина и П. И. Татева.

Важно заметить, что о Курске нет ни слова в духовных грамотах (завещаниях) Ивана III и Ивана IV, а также в списке городов, возвращенных Литвой Русскому государству по условиям перемирия 1503-го года, завершившего Русско-литовскую войну 1500–1503 гг. (по ее итогам в состав Московского государства вошла территория Северской земли, к которой относился Курск). В то же время в духовной грамоте Ивана IV из южнорусских городов упомянуты и Мценск, и Рыльск, и Путивль, и Карачев. Наконец, вплоть до 1596-го года по Курску, в отличие от тех же Рыльска и Путивля, не известно ни одного наместника или воеводы. В пользу существования поселения на месте Курска в начале 1580-х годов вроде бы свидетельствует известный еще со времен В. Н. Татищева указ Ивана IV 1582-го года о ссылке лиц, давших лжесвидетельство («ябедников») «в украинные городы, в Севск и в Курск». Однако, как показал историк Я. Г. Солодкин, в данном случае мы, по всей видимости, имеем дело с припиской. Она была внесена в текст указа значительно позднее, ибо Севск был основан только в царствование Бориса Годунова, то есть после 1598-го г. Эта приписка поясняла, в какие именно «украинные» города нужно ссылать «ябедников». Однозначно решить вопрос о существовании на месте древнерусского Курска в XIV–XVI вв. какого-либо поселения могут лишь археологические исследования. Отсутствие на территории нынешнего города артефактов, относящихся к XIV–XVI вв., само по себе не дает оснований отвергнуть напрочь предположение о существовании такого поселения. Но для того, чтобы считать его существование бесспорным, подобные находки необходимы. Нынешнее же состояние источников заставляет сделать вывод о том, что в XIV–XVI вв. поселения городского типа на месте древнерусского Курска не существовало.

Основание нового Курска

Летом 1596-го года по указу царя Федора Ивановича «на старом Курском городище» была заложена новая деревянная крепость, сооружение которой было завершено осенью. С этого момента и ведет отсчет своей истории нынешний Курск. Его основателем можно и должно считать первого курского воеводу Ивана Осиповича Полева, на которого было возложено руководство строительством крепости (вот человек, чье имя следует увековечить в Курске и в названии улицы, и в памятном знаке!). Фортификации возводили служилые люди, присланные из Болхова и Кром, поскольку местных жителей, на которых можно было бы возложить эту работу, здесь просто не было. Существует мнение, что строители в 1596-м году только ремонтировали и расширяли ранее существовавшие укрепления. Однако в источниках прямо сказано о «поставлении», то есть основании крепости, а не о ее «делании», то есть обновлении.

Важно подчеркнуть, что кроме оплывших от времени валов древнего городища никаких следов существования прежнего города, вроде остатков каменных «палат», обнаруженных в середине XVII в. на Ратском городище, строителям нового Курска не встретилось. Первопоселенцами города стали выходцы из более северных уездов страны. Точно так же обстояло дело и в других новых городах, возникших в конце XVI–XVII в. на территории «Дикого Поля» – Белгороде, Старом Осколе и других. Новый Курск, хотя и унаследовал от своего древнерусского предшественника имя и месторасположение, является, по сути дела, уже другим городом, имеющим собственную историю.

Итак, подведем итоги. Древнерусский Курск возник в 980–990-е годы, вероятнее всего – в 985-м г., то есть со времени его основания минуло около 1027 лет. Первое упоминание города в письменности с наибольшей долей вероятности приурочивается к 1036-му г. Древнерусский Курск в конце XIII века был окончательно разгромлен монголами и прекратил существование. Новый город с тем же названием и на том же месте возник в 1596-м году. Его возраст, в отличие от древнего Курска, известен совершенно точно: осенью 2012-го ему исполнится 416 лет.

Справка «ДДД»

Алексей Игоревич РАЗДОРСКИЙ родился в Ленинграде в 1968 году, в 1969–1976 гг. жил в Курске. Ныне – заведующий группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), кандидат исторических наук. Лауреат премии памяти митрополита Московского Макария (Булгакова), учрежденной Русской Православной церковью, Российской Академией наук и Правительством Москвы за выдающийся вклад в развитие отечественной исторической науки. Одно из направлений научной деятельности – история Курска и Курского края, в частности, военно-политическая история Курского княжества XI–XIII вв., генеалогия и биографика курских князей. По курской региональной историографии опубликовал свыше 100 научных работ, в т. ч. семь книг.

Алексей РАЗДОРСКИЙ, фото Андрея КОРНИЛОВА, Константина КРУПЕНИНА

Источник

Почему так назван город: Курск, столица Курской области.

название курска в древней руси. Смотреть фото название курска в древней руси. Смотреть картинку название курска в древней руси. Картинка про название курска в древней руси. Фото название курска в древней руси

Существует несколько версий происхождения названия города Курск. Первая версия предполагает, что название города произошло от месторасположения города. Он расположился в том месте где ручей Кур впадает в реку Тускарь.

Народный термин курья, что означает «заводь» или «узкий проток реки», или «речной залив», возможно, как-то связан с гидронимом. Но, по преданию, Кур был в старые времена рекой, причём настолько полноводной, что по ней ходили суда. И только впоследствии он обмелел до ручейка. Если посмотреть карту города, то по всей длине нынешнего ручья Кур с обеих сторон идут возвышенности.

Сейчас на них располагаются улицы: по правую сторону улицы Пушкарная (1-я, 2-я, 3-я) и улицы Офицерская (1-я, 2-я, 3-я), по левую – улицы Казацкая. Вполне возможно, что это и было русло реки Кур.

Вторая версия утверждает, что название города связано с обилием куропаток, обитавших в данной местности.

Третья версия – с тем, что здесь издревле разводили кур. В доказательство приводятся названия близлежащих сёл, имеющих «куриные названия». Однако вполне вероятно, что куры в названии города Курска никакой роли не сыграли.

Согласно четвёртой версии, Курск сам по себе стоит на месте перехода из «варяг в греки». А по — старо норвежски кур означает «поселение». Поэтому вполне вероятно, что именно викинги или варяги могли основать здесь поселение и назвать его так.

Источник

Откуда пошли куряне

При обсуждении возраста древнего Курска и времени его основания по-прежнему выдвигаются разные версии. Редакция «ДДД» решила пойти еще дальше, вернее, глубже, в пучину веков. Помогла нам в этом интересная и полузабытая публикация 45-летней давности в книге «Курск: очерки истории города». Она вышла в Центрально-Черноземном издательстве в 1975 году. Авторами статьи «Курск – древний русский город» были старший научный сотрудник Курского краеведческого музея Владимир Самсонов и старший преподаватель Курского государственного пединститута Юрий Александров-Липкинг. Пускай с того времени археологи раскрыли чуть больше загадок, тем не менее предлагаем читателям краткую версию того, что происходило на территории нашего региона с незапамятных времен.

название курска в древней руси. Смотреть фото название курска в древней руси. Смотреть картинку название курска в древней руси. Картинка про название курска в древней руси. Фото название курска в древней руси

От тундры до тайги: первые люди во времена палеолита

В низовьях Тускари и Кура, где расположен Курск, люди живут уже много тысяч лет. Самые ранние следы древних обитателей наших мест обнаружены в районе улиц Полевой и Котлякова, где в 1960-х была открыта стоянка верхнего палеолита – древнекаменного века.

Она относится она к 18–15-му тысячелетиям до нашей эры, то есть люди жили здесь около 20 тысяч лет тому назад. Раскопки проводила экспедиция Курского пединститута и областного краеведческого музея под руководством доктора исторических наук профессора П. И. Борисковского.

В то время льды покрывали всю северную половину Восточной Европы, заходя кое-где и в пределы нашей области. Основная часть ее территории представляла собой тогда суровую стылую тундру, болотистую и безлесную. Первые обитатели нашего края ходили в звериных шкурах, жили в землянках, главным их занятием была охота на мамонтов, а основной пищей – мясо мамонта.

Не исключено, что на территории, где находится Курск, люди жили и раньше, в нижнем палеолите, но следы этого еще не обнаружены.

Неолитические стоянки, относящиеся к 5–3-му тысячелетиям до нашей эры, в черте города известны в нескольких местах: у Кировского моста через реку Тускарь, у Киевского железнодорожного моста, в Рыжкове, в районе Первой Промышленной улицы. Известна также неолитическая стоянка под Курском – у реки Сейм напротив села Лебяжьего.

К началу неолита льды в Европе растаяли, установился сравнительно теплый климат. Большую часть территории нынешней Курской области покрыли леса, которые перемежали «степные» водоразделы, они были богаты диким зверьем, птицей и пчелами, а реки – рыбой. Животный мир уже был подобен современному. Люди неолита тоже занимались охотой. Большое значение имела и рыбная ловля, поэтому селились исключительно вдоль рек.

Продолжалась жизнь в наших местах и в последующую эпоху – бронзовом веке (конец 3-го – начало 1-го тысячелетий до н. э.), когда стоянки также жались к рекам. Их следы отмечены у Кировского моста, близ дрожжевого и кожевенного заводов. На территории основной, верхней части города находились погребальные курганы бронзового века. Об этом говорят многочисленные (свыше десятка) случаи находок на территории Курска каменных сверленых и шлифованных топоров, типичных для эпохи бронзы. Особенно интересен топор, найденный при рытье канавы на Красной площади, недалеко от кинотеатра «Октябрь» (ныне Знаменский собор): фигурный, художественно обработанный. Он, как и другие находки, хранится в краеведческом музее.

Больше всего топоров бронзового века было найдено возле кожзавода, где, вероятно, находилась значительная курганная группа, позднее уничтоженная застройкой: при захоронении топоры обычно клали рядом с покойным. До войны на Красной площади на месте, где находится почтамт, во время земляных работ было обнаружено непотревоженное захоронение бронзового века. На глубине около двух метров нашли скелеты мужчины и женщины, лежавшие рядом. Кости были окрашены в ярко-красный цвет. Возле них находились глиняные сосуды с заупокойной пищей. По описаниям очевидцев, погребение относилось к так называемой срубной культуре бронзового века – 2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры.

Главными занятиями курян оставались охота и рыбная ловля, но уже развивались скотоводство и первобытное земледелие. Поселки бронзового века были недолговечны, их часто переносили с места на место. Укрепленных поселений на территории Курска еще не было.

название курска в древней руси. Смотреть фото название курска в древней руси. Смотреть картинку название курска в древней руси. Картинка про название курска в древней руси. Фото название курска в древней руси

Ранний железный век

Следующая археологическая эпоха раннего железа, или ранний железный век, занимает почти все 1-е тысячелетие до нашей эры. Основным промыслом жителей большей части лесостепи становится пашенное земледелие, начинается выплавка железа из болотных руд, появляется немало постоянных укрепленных поселков.

В это время наши места стали особо привлекать людей. Много лесов со зверьем, открытых черноземных участков, месторождений болотных железных руд. А еще – крутые мысы близ устья реки Кур, самой природой предназначенные для постройки укреплений.

В VI–V веках до нашей эры в устье Кура возникает городище – первая Курская крепость. Об этом говорят черепки лепных сосудов 1-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры, найденные в районе Дома офицеров и злектроаппаратного завода. В 1967 году фрагменты лепной керамики того времени были собраны на склоне возле «Электроаппарата» краеведом А. А. Орловым.

Первое дославянское городище в устье Кура просуществовало недолго. Уже ко II веку до нашей эры жители ушли со всех древних городищ Посеймья и стали жить ниже, ближе к воде, на более удобных для поселения местах. Однако могли продолжать пользоваться старыми городищами как убежищами в случае опасности.

В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры в западной и средней частях области проживали племена высокой по тем временам культуры, известные в археологии под именем Черняховской культуры. Кто они были – славяне или нет? Вопрос пока не вполне ясен. Достоверно известно, что их поселения и могильники славян были на берегу Сейма у поселка Моква и села Лебяжьего. Несколько черняховских черепков найдено и в черте города, а славянские украшения VI века – у Кировского моста.

В VI–VII веках славяне городищ не строили и вообще на высоких местах не жили. Только в VIII веке, видимо, из-за резко увеличившейся опасности нападения кочевников-степняков наши предки заняли и заново приспособили к обороне большую часть старых городищ. Снова на мысу при устье Кура появляется крепость, на этот раз уже славянская, русская. Небольшое городище, защищенное рвом и валом, идущими у северо-восточного его края от берега реки Тускари к долине Кура, берега которого при устье были в то время значительно круче. Земляные укрепления были усилены мощной стеной из вековых дубов.

Есть основание полагать, что одновременно с появлением городища в устье Кура возникло и другое – на бугре у нынешней площади Добролюбова, где сейчас Троицкая церковь.

На каждом из городищ находилось по 30–40 хижин-полуземлянок. Неподалеку возникали небольшие неукрепленные селища. Так выглядели все городища нашей лесостепи в VIII–X веках, что подтверждается и раскопками ближнего к Курску Шуклинского городища.

название курска в древней руси. Смотреть фото название курска в древней руси. Смотреть картинку название курска в древней руси. Картинка про название курска в древней руси. Фото название курска в древней руси

Славяне-северяне на реке Сейм

Славяне, населявшие во 2-й половине 1-го тысячелетия бассейны рек Десны и Сейма, входили в обширный и многолюдный союз северян или «северских племен». Летописцы иногда кратко называли их «север». Однако название племена получили не от географического севера, а от реки Сев (приток Неруссы, притока Десны), берущей начало на северо-западе области.

Северяне и Северская земля вместе с полянами и землей Полянской являлись основной частью Древней Руси – объединения восточных славян, в середине 1-го тысячелетия существовавшего в Восточной Европе. Находясь на опасной, восточной окраине Руси, «север» систематически подвргались набегам кочевников. В конце IX века, во время борьбы Киева с Новгородом, значительная часть Северской земли, в том числе, видимо, и наше Посеймье, подверглась нападению хазар, и северяне на какое-то время сделались хазарскими данниками.

В 884 году князь Олег, выступая уже во главе Древнерусского государства, объединившего большую часть восточноевропейских славян, громит хазар. С того времени Северская земля снова входит в состав древнерусского Киевского государства.

Растет значение Курска. Стоящий при впадении Тускари в Сейм, он стал важным звеном в цепи укрепленных городов, призванных защищать Русь от набегов кочевых племен. Его значение особенно возросло в связи с появлением в степях у границ Русской земли воинственных печенегов. С конца IX века забота об охране Руси от степняков становится одной из главных постоянных забот киевской великокняжеской власти, потому что без крепкой системы такой обороны Древнерусское государство просто не могло существовать. Кочевники подчас доходили до самого Днепра и стольного Киева.

Великокняжеская власть приняла участие в постройке новых пограничных крепостей и усилении старых. Для постройки крепостей и службы на дальних рубежах собираются лучшие люди со всех земель, находящихся под рукой киевского князя.

В 1036 году печенеги разгромлены Ярославом Мудрым, но вскоре в соседних с Русью степях появился не менее опасный и сильный враг – половцы. Роль оборонительных рубежей стала еще важнее.

название курска в древней руси. Смотреть фото название курска в древней руси. Смотреть картинку название курска в древней руси. Картинка про название курска в древней руси. Фото название курска в древней руси

Когда же основали Курск?

Итак, в X веке Курск был уже значительной по тем временам крепостью. Заметно вырос и находящийся близ его стен неукрепленный, точнее, слабоукрепленный поселок – селище.

Нам известна попытка точно указать год основания города Курска. Автор одной из версий, основываясь на высказывании некоего Штакельберга, написавшего в 1858 году «Путеводитель от Курска до Москвы», назвал 990 год. Сам Штакельберг эту дату ничем не подкрепляет, кроме голословной ссылки на неназванных курских «краеведов и историков». С научной точки зрения звучит наивно и совершенно бездоказательно.

Но не в этом дело. Задавшись целью узнать, когда появился Курск, необходимо договориться, что именно мы хотим выяснить. Время возникновения здесь первого, еще дославянского, городища? Время возникновения славянского городища – города в древнем значении этого слова? Но все эти события происходили задолго до 990 года.

Возможен и такой запрос: когда Курск стал городом в современном смысле, то есть из поселка с сельским населением превратился в населенный пункт, где преобладали ремесло и торговля и который имел определенное административное значение?

Один год назвать, конечно, невозможно. Происходило это постепенно, в течение ряда лет. К середине второй половины X века Курск – уже настоящий город. Когда он стал значительным звеном в цепи русских пограничных крепостей-городищ, в нем, естественно, выросла, как мы бы сейчас сказали, оборонная промышленность. Возникла черная металлургия, благо вокруг было много месторождений болотных железных руд, удобных для выплавки металла в примитивных сыродутных домницах способом прямого восстановления железа. Топливо давали дубовые леса, покрывавшие тогда большую часть территории области. Развивалось кузнечное дело, в первую очередь оружейное ремесло. О древней металлургии в нашем городе говорят случайные находки на его территории кусков металлургического шлака, типичного для сыродутной плавки.

О ремеслах в городах славянского пограничья и о многих других сторонах жизни домонгольского Курска рассказывают раскопки, проведенные перед Великой Отечественной войной академиком Б. А. Рыбаковым на городище у села Гочева Беловского района. На месте этого городища в домонгольские времена находился значительный русский город Римов, во многом подобный древнему Курску. Он также возник в VIII–IX веке и в эпоху Киевской Руси являлся одним из важных форпостов на юго-восточных окраинах страны. В XII столетии был разрушен кочевниками и больше не возродился.

В конце IX века у славян появился гончарный круг. До этого они лепили горшки руками. Начали работать гончары-профессионалы, ремесленники, изготовлявшие их на продажу. Изготовленная на кругу славянская гончарная посуда с того времени была и в Курске. При земляных работах в исторической части города неоднократно находили не только черепки, но и целые сосуды. В частности, один такой, громадный, многоведерный, выкопанный на территории Первомайского парка, выставлен для обозрения в областном краеведческом музее.

Развивались и другие ремесла. При разведке у Кировского моста было собрано много черепков гончарной домонгольской посуды, пряслиц-грузиков, надевавшихся на веретено при прядении, металлургического шлама, железных изделий и отходов кузнечного ремесла. Некоторые пряслица изготовлены из розового шифера. Это привозной материал, добывался он лишь в одном месте близ города Овруча на Украине и только до монгольского ига. Находка таких пряслиц – доказательство того, что древнее поселение существовало еще до Батыева нашествия. Изготавливались такие пряслица тоже только профессионалами-ремесленниками. Еще о большем говорят находки у моста множества кусков витых стеклянных браслетов – красных, синих, зеленых и других. Такие браслеты бытовали на Руси тоже только до монголо-татар и лишь в городах. Селянки подобных браслетов не носили. Значит, налицо доказательство, что в Курске было не просто домонгольское поселение, а именно город, а не поселок.

Там же были обнаружены и следы мастерской, где эти браслеты изготавливались, а еще производства характерных для Киевской Руси цилиндрических железных замков. Для археолога это доказательство и сложного специализированного слесарного ремесла, и развития торговли – такими замками запирали лавки, лабазы, амбары с товарами. Значит, уже было имущественное расслоение и люди, скопившие значительные богатства.

Отрывок из Патерика Печерского о Курске

Первое письменное упоминание о Курске находится в так называемом Печерском Патерике (описание жития святых монахов знаменитой Киево-Печерской лавры), а точнее, в «Житии Феодосия Печерского». Упоминание это относится к концу X века. В печати приводились различные ошибочные даты. Действительная дата прибытия Феодосия Печерского в Курск может быть установлена из следующих летописных данных. Умер Феодосий в 1074 году в возрасте 82 лет. В Курск Феодосий, читаем в его «Житии», привезен отцом еще «дошкольником» и здесь же начал обучаться грамоте. Грамоте в Киевской Руси обучали с 6–7 лет. Значит, родился Феодосий в 992 году, а в Курск же приехал не позднее 998-го.

Из текста «Жития» видно, что в начале XI века Курск являлся уже немалым по тем временам городом. В нем были каменные храмы, рынки, хлебопекарни, где хлеб выпекался и для продажи. Были «властелин» – князь или наместник княжий, феодалы, использующие труд подневольных смердов для личных услуг и в сельском хозяйстве.

Неслучайно в Курске издавна получила большое значение торговля. Город лежал на скрещении важных речных путей того времени. Первый вел к Курску от Киева через реки Днепр, Десну, Сейм. Второй шел по Тускари и Снове к Самодуровскому озеру. Сейчас его нет: сплошь заросло мхом, превратилось в торфяник. В том же озере в былые века начиналась река Ока, и, следовательно, открывался один из путей через верховья Волги и освоенные нашими предками волоки к Неве и Балтике. Третий путь шел к верховьям Сейма и оттуда через небольшой волок к Северскому Донцу, дальше к Дону, затем к Азовскому и Черному морям.

Описанные пути, несмотря на их очень скромную по современным понятиям пропускную способность, тогда имели немаловажное значение.

По материалам публикации «Курск – древний русский город» (1975 г.). Авторы: В. И. Самсонов, старший научный сотрудник краеведческого музея, Ю. А. Александров-Липкинг, старший преподаватель Курского государственного пединститута

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *