некрасов кому на руси жить хорошо главная мысль
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
Всего получено оценок: 4099.
Всего получено оценок: 4099.
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомиться с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и при подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как поэт создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866–1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.
«Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)
Цитата: «. Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.».
История создания
Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.
Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.
К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).
Проблематика:
Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.
Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.
Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.
Действующие лица
Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.
Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).
Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.
Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.
Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.
Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.
Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.
Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.
Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.
Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.
Ионушка — богомолец; рассказчик.
Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.
Краткое содержание
Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.
Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.
Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.
Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.
Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.
Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.
Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.
Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.
Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.
Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.
Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.
Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.
А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.
Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.
Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.
До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.
Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.
В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.
Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.
В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.
Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.
В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.
По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо», который счастлив своим трудом на благо людей.
Ответ. Гриша Добросклонов.
Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.
К какому литературному направлению можно отнести поэму «Кому на Руси жить хорошо»?
Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс
История создания
Поэму Некрасов начал писать в конце 1850-х, а в 1962 г. после отмены крепостного права и других реформ замысел сложился окончательно. Как гражданский поэт, он не мог обойти вниманием эту тему. В 1866 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован пролог, а затем и части «Последыш» и «Крестьянка». По изначальному замыслу, герои поэмы должны были поговорить с попом, крестьянкой, помещиком и в последней части дойти до Петербурга и задать вопрос самому царю. Но в 1877 году Некрасов скончался, не успев закончить произведение.
Жанр, род, направление.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано в жанре поэмы. Это самый крупный стихотворный жанр. Поэма относится к лирике. В этом литературном роде автор делится своими личными переживаниями, выражает чувство и эмоции. Направление можно определить как гражданскую лирику. Ведь в поэме поднимаются важные социальные вопросы, представлена реакция Некрасова на социальные преобразования.
Композиция
Поэма состоит из 3-х последовательных частей, объединенных общим сюжетом, и последней части «Пир на весь мир», в которой собраны отдельные зарисовки, крестьянские песни, лирические отступления.
В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.
Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.
Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.
О чем поэма?
Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.
Главные герои и их характеристика
Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.
Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.
Тема
Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.
Проблематика
Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.
В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.
Идея произведения
Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.
Конец
Изначально задумывалось, что композиция будет кольцевая и осенью герои вернутся в свои деревни. Но последняя опубликованная часть снова переносит нас на Волгу, где вместе с Последышем, бывшим последним оплотом крепостного мира, поднимаются и бывшие проблемы, упоминаются и другие сословия, жизнь которых была ничуть не легче. В главе «Последыш» на пиру, устроенном после смерти старого помещика, поет Гриша Добросклонов и в своей песне, слова которой пришли ему утром на берегу реки, он выражает мысль о воплощении народного счастья. Это и можно считать логическим финалом, когда народное счастье может выразить в песне простой парень с открытым сердцем.
Вывод
Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.
2 вариант
Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя. Оно рассказывает о жизни в пореформенной Руси. Автору удалось задать вопрос, который актуален и по сей день.
В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.
В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.
В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.
Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.
Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.
Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.
Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.
Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.
В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.
Анализ произведения 3
Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.
Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.
Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.
Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.
Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.
Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.
Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?
Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.
Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.
К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого тёмного царства.
Главным героем произведения является молодой девятнадцатилетний лейтенант. Юноша прибывает в Брестскую крепость для того, чтобы пройти весь путь наравне с рядовыми солдатами
Это очень неприятное состояние, от которого всем плохо. Также это столкновение обычно двух систем, когда они не могут или не хотят вести переговоры, а в ход идёт сила. И тут любые средства используются.
С давних времен человек окружен другими людьми. Сначала ими были его соплеменники, затем родственники, друзья и коллеги. Такое взаимодействие помогает индивиду бороться с природной стихией, достигать поставленных целей
Зима – поэтичное и живописное время года. Природа, устав от теплых осенних красок, наконец, преображается и сменяет свое желтое одеяние на сияющий белоснежный наряд.

