некрасов кому на руси жить хорошо история создания кратко

Краткая история создания пэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать в конце 1850-х годов. Стихотворение должно было стать итогом нелёгкого жизненного пути поэта.

Автор очень долго, по крупицам собирал материал для своего создания. Он читал и перечитывал труды писателей, которые описывали крестьянскую судьбу до него.

Некрасов разговаривал с крестьянами, он хотел, чтобы и его создание было достоверным. Окончательно замысел написания появился у поэта сразу после отмены крепостного права. В 1863 году Некрасов закончил работу. Он хотел написать истинно народную поэму. Некрасов хотел показать читателям всю жизнь каждого слоя российского общества.

Автор хотел создать самобытное, близкое простому народу произведение. Именно поэтому поэма наполнена словами, которые использует в своей речи простой народ. Пословицы и поговорки щедро наполняют бессмертное произведение.

Первая часть поэмы была закончена к 1865 году. Автор хотел создать повесть о народе, показать в ней абсолютно всё, что он услышал от самого народа.

В том же году у поэта созрел замысел самых интересных частей, «Последыша» и «Крестьянки». Поэму свою автор не успел закончить. Он хотел создать счастливый финал.

С горечью Некрасов сознавал, что из его задумки могло бы получиться целое произведение, которое обретёт своё истинное значение только в целости.

Исследователи до сих пор спорят о том, каким же был истинный замысел писателя.

Сюжетная линия показывает, что же хотел рассказать Некрасов. Многие уверены, что автор нарисовал чёткую картину тяжёлого, беспросветного существования народа российского. Но не только простого народа. Писатель показал, что несчастлив весь российский народ, от простого крестьянина до министра

После отмены крепостного права разорились не только крестьяне, но и помещики. По любопытному замыслу, самым счастливым должен был оказаться пьяный. Только ему нечего было терять после изменений, которое произошли в стране.

Автор желал показать читателям всю безрадостную картину жизни людей. Не обошёл он вниманием и муки совести, которые терзали душу чиновника, вынужденного обирать крестьян, чтобы его семейство могло выжить.

По замыслу автора, мужики должны были добраться до царя. Вероятно, монарх тоже должен был поведать печальную историю о собственных бедах.

После этого странники должны были вернуться в свои деревни, от каждой вела тропинка к кабаку. В кабаке они и должны были встретить того, кому на Руси жить хорошо.

Цензура долго не пропускала сочинение Некрасова, в произведении властям мерещился прямой призыв к народному восстанию, а особо внимательным казалось, что Некрасов призывает к революции.

О чём произведение

Прекрасная поэма повествует о том, как семеро крестьян отправились в трудное путешествие.

Крестьяне решили найти самого счастливого человека.

Жители семи деревень с названиями, говорящими о бедах обитателей, сошлись и начали спорить о том, какому сословию живётся вольготнее всего.

В своих поисках крестьяне встречались с многими представителями самых разных сословий. Все они признались, что совсем плохо живётся им на Руси. В долгих странствиях крестьянам помогает скатерть-самобранка, она снабжала их едой и питьём, могла стирать, чинить, прослушивать.

Волшебную скатерть крестьянам подарила птичка. Так она отблагодарила их за то, что отпустили её птенчика. Счастливого крестьяне не нашли, но встреча с сыном дьячка, семинаристом Гришей, могла бы показать им того, кого они искали.

Крестьяне на своём пути встречали людей, которые могли бы подойти на звание счастливого человека. Простая крестьянка Матрёна Тимофеевна, Ермил и даже старуха, которой удалось вырастить самую крупную репу, заслуживали счастья. Но все эти люди счастливы себя не считали. На своём пути странники встречали людей и с трагическими судьбами. Бывший каторжник, который закопал живым в землю немца.

Бессмертное произведение не оставит равнодушным ни одного читателя.

Источник

История создания «Кому на Руси жить хорошо»

История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.

Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.

По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.

Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Источник

«Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)

Цитата: «. Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.».

История создания

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.

Действующие лица

Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Краткое содержание

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо», который счастлив своим трудом на благо людей.

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

К какому литературному направлению можно отнести поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник

История создания «Кому на Руси жить хорошо» – как и когда писалась поэма

История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.

Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.

По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.

Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Источник

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет и композиция.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Кому на Руси жить хорошо»

История создания, сюжет и композиция произведения.

« Народ освобожден, но счастлив ли народ. »

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Н.А. Некрасова. На прошлом уроке мы говорили о лирике Некрасова, сегодня будем говорить о его поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Во все времена вопрос о том, что такое счастье, волновал умы людей. Одни пытались дать определение этому понятию, а другие искали рецепт хорошей жизни. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Счастье — выдумка, искание его — причина всех бедствий в жизни». Тем не менее, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отправляет героев странствовать, чтобы найти ответ на вечный вопрос.

Цели и задачи
Цель:
• проанализировать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Задачи:
• рассмотреть положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
• определить значение понятия счастья для разных героев поэмы.

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, как создавалась поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

– Поговорим о композиции и проблеме жанра поэмы.

– Увидим, как Некрасов рисует образ пореформенной Руси.

На уроках литературы уже не раз говорили о том, что крестьянский вопрос был одним из самых острых в русской литературе. О чудовищном положении крепостных крестьян говорил Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

К этой теме обращались Пушкин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев.

Величайшее произведение Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в 1865-1877 годах, в эпоху острых социальных конфликтов. Поэт задумал её как «народную книгу». Он мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Перед нами действительно эпопея – художественное произведение, в котором отражаются великие исторические события, целые эпохи в жизни страны.

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Свою работу над поэмой, писатель начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд писателя. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова мешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжелом состоянии, писатель закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины. Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам писатель.

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Именно тогда – в начале шестидесятых – Некрасов задумал большую поэму о жизни народа после реформы.

По воле поэта отправились в странствие семь мужиков, решивших узнать, кому живется весело, вольготно на Руси.

Особенности композиции поэмы.

1. Что представляет собой «Пролог»?

Зачем Некрасов в реалистической поэме прибегает к сказочному зачину?

Некрасов использовал сказочные мотивы своеобразно, иронично переосмыслив их. Его мужички мало похожи на добрых молодцев и от говорящей птички требовали в качестве выкупа за птенчика водки, кваса, огурцов, да чтобы не сносились лапти, да не досаждала вошь. Все это забавно сочеталось с присказками («По вашему хотению, по моему велению»). Никакого противоречия здесь нет: сама народная сказка улыбчива и лукава, не случайно самым умным в ней оказывается дурак.

2. А в чем состоял замысел автора относительно поисков счастливого?

По замыслу Некрасова, семь мужичков должны были пройти немалый путь, добраться до столицы, увидеть не только помещиков, но и самого государя-императора. Но работа над поэмой, длившаяся 14лет, так и не была завершена. Некрасов успел написать пролог и четыре главы. Уже после смерти поэта исследователи и издатели его наследия решили расположить части «Кому на Руси жить хорошо» в том порядке, который известен сегодня каждому:

Крестьянка (из третьей части ).

Последыш (из второй части)

Пир – на весь мир (из третьей части).

3. К чему привело такое расположение глав помимо воли самого автора?

При такой композиции, завершающей оказалась глава, одним из главных героев которой был сын дьячка, народный заступник и поэт, Гриша Добросклонов. И именно его мы, читатели, воспринимаем как истинно счастливого человека.

4. Соответствует ли это замыслу Некрасова? Попробуем разобраться.

«Счастливые» в поэме.

1.Почему проблема счастья у Некрасова почти изначально не связана с деньгами и властью?

Общение с попом и помещиком (до министра и царя дело не дошло) доказало: сытый не всегда счастлив. Что ж завидовать барину, который, едва заговорив о своей нынешней жизни, ударяется в горькие слезы.

2. А кто сам объявляет себя счастливым? В чем парадокс глав «Пьяная ночь», «Счастливые»?

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живется на Руси: рябая одноглазая старуха-крестьянка, солдат, каменотес и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести. Старуха не нарадуется на уродившуюся репу,солдат счастлив, что не убит в двадцати сраженьях, не умер под палками, каменотес доволен тем, что справляется с тяжелой работой. Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своем убогом счастье:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Все эти претенденты на звание счастливого и бесплатный стаканчик вина остаются безымянными.

3. Почему же таких «мужиков»: Якима Нагого, Ермилу Гирина, Матрену Тимофеевну Некрасов наделяет именами?

4. Почему же именно его называют крестьяне, когда узнали о цели поисков семи странников?

Счастлив, потому что честен? Счастлив, потому что любим и уважаем народом? Возможно, Некрасов не дает больше подсказок.

Крестьянка рассказывает о бесконечном тяжком труде, о том, как унижает женщину свекровь и бьет муж, о том, как потеряла любимого старшего сына и как легла под розги, чтобы защитить младшего.

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга,

Три петли: шелку белого,

Вторая – шелку красного,

А третья – шелку черного,

5. Среди любимых крестьян Некрасова есть один, ничуть не похожий на правдолюбца Ермилу Гирина, народного философа Якима Нагого. О ком идет речь и почему он особый?

«Богатырь святорусский» Савелий – старик, дед мужа Матрены Тимофеевны. Он единственный в поэме бунтарь, только он, бывший каторжник, говорит о себе: «Клейменный, да не раб!» когда-то Савелий столкнул в яму досадившего крестьянам управляющего, немца Фогеля, и с товарищами живьем закопал его в землю. Мужики выместили на Фогеле злость, которая накопилась в них за годы притеснений и издевательств со стороны помещиков и их управляющих.

7. Найдите в тексте поэмы подтверждение авторской позиции, какой эпизод иллюстрирует авторскую мысль, что ради высокой цели можно прибегнуть к самым страшным средствам?

Иллюстрацией может служить включенная в текст поэмы притча «О двух великих грешниках». Атаман Кудеяр, сотворивший много грехов, раскаялся и стал просить у Бога прощения, в ответ Господь велел ему срезать ножом вековой дуб. Немощному старику век бы не справиться с непосильной задачей, но все разрешилось по-другому. Проезжавший мимо пан Глуховской стал хвастать своей безнаказанностью:

… сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы как сплю!

1.Зачем Некрасов придумал талантливого поэта Григория Добросклонова? Можем ли мы считать Гришу, наконец, счастливым человеком?

Гриша Добросклонов – «второе я» Некрасова, воплощение того, что сам автор не смог реализовать в своей жизни. Гриша живет среди мужиков, они его любят и признают его талант, его песни звучат на деревенском пиру. А Николай Алексеевич живет в Петербурге, в деревню приезжает поохотиться и отдохнуть. Он тоже популярен, но не среди мужиков, его с восторгом читают студенты, простой же народ его не знает. Гриша бесконечно счастлив: «Удалась мне песенка! –молвил Гриша, прыгая…».

2 .Что делает Гришу счастливым? Ведь дорога, которую он выбрал, трагична:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст он жизнь

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Можно ли радостно идти навстречу такой судьбе?

Гриша Добросклонов счастлив, потому что испытывает творческий восторг, подъем. Ему удалась песенка! Не случайно автор пишет (как бы вскользь): «Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Они, сами того не ведая, нашли счастливого.

-поэт, охваченный радостью творчества;

-борец за свободу народа;

-очень молодой человек, полный веры в будущее;

-а может, если бы Некрасов успел закончить поэму, его странники прошли бы мимо ликующего Гриши и отправились дальше – продолжать поиск того, «кому живется весело, вольготно на Руси». И были бы по-своему правы: счастье всегда мимолетно.

Вывод: поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась поэтом как рассказ о пореформенной Руси; в задачу автора входило показать изменения в жизни различных социальных слоев; однако со временем содержание поэмы оказалось значительно шире первоначального замысла: Некрасов стал размышлять над вопросом о счастье; социальная проблематика уступила место философской. Может поэтому в заглавии поэмы отсутствует знак вопроса, ибо вопрос о счастье всегда субъективен и неоднозначен.

подготовить письменно ответ на вопрос

Кого Некрасов считает истинно счастливым и почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *