никольский мост в миньяре история
НИКОЛЬСКИЙ МОСТ
Одно из чудес уральской инженерной мысли — Никольский мост располагается неподалеку от станции Миньяр (Ашинский район). Ажурная конструкция железнодорожного моста одной аркой нависает над рекой Сим, второй — над шоссейной дорогой.
Миньяр называют городом тысячи обрывов. В переводе с башкирского «минь» значит «тысяча», «яр» — «обрыв». А там, где множество обрывов, по аналогии должно быть и множество мостов.
Все несущие детали исполина выполнены из бутового камня. Из-за этого родилась легенда, что будто бы мост целиком из каменного монолита, а автором проекта был некий технарь-самоучка. Народная молва гласит, что старые инженеры не признавали этот проект и всячески оттягивали срок его осуществления.
Когда же испытывали постройку, технарь сел в лодку, поплыл под мост и находился там, когда сверху проходил груженый состав. Никто не верил, что мост не развалится, а он устоял и стоит до сих пор… На самом деле автором проекта стал профессор Н.А. Белелюбский (1885 — 1922). Мост был построен в конце XIX века. А в тех местах все Никольское — мост, пещера, родник… Даже придел местной Введенской церкви освящен во имя Николая Чудотворца.
Памятник же индустриального наследия — железнодорожный мост был построен за короткие сроки — 1929 — 1930 годs — женщиной-мостостро-ителем. Никольский каменный мост вошел в строй в 1931 году, с открытием второго железнодорожного пути. Этот каменный исполин отлично вписан в природный пейзаж. Как отмечают люди, побывавшие там, мягкие очертания лесистых гор, зеркальная гладь реки и каменная вязь моста — все слилось воедино. Кажется, что прикоснулись здесь нежные женские руки и чуткая душа.
Слева от нового Мезенцева автомобильного моста на пригорке, где теперь появились садовые домики, когда-то стояли два барака, в которых жили строители Никольского исполина. Одноэтажные дома были построены для каменотесов из Ерала и Миасса, в каждом проживало по сто человек. Здесь же были пекарня и лавка, в которой торговали махоркой, лаптями, солью и крупой.
Никольская пещера и родник
Чуть дальше за каменным мостом располагаются Никольские пещеры (ее координаты — N55 04.493, E57 36.682) и святой источник (N55 04.422, E57 37.303). Место посещаемое и хорошо просматривается с автодороги на Сим.
Когда была построена Введенская церковь, у Никольского родника соорудили деревянную часовню. На большой религиозный праздник Николая Чудотворца (летнего) народу стекалось много. В часовне стояли иконы, горели свечи, читали молитвы. А в зимнюю полночь на Крещение вода в роднике освящалась и могла храниться очень долго.
Из истории Миньяра
Город тысячи обрывов был основан известными симбирскими купцами и заводчиками И.Твердышевым и И.Мясниковым. Жизнь Миньяра началась с развития железоделательного производства. Указом Берг-коллегии от 6 мая 1771 года было разрешено строительство Миньярского завода. Сюда были завезены крепостные крестьяне из Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний. Это были первые жители поселка Миньяр.
О том, как производилось железо в Миньяре, рассказывает академик В.Обручев: «Мы наблюдали на Миньярском заводе нагрев чугунных болванок в горнах и повторную ручную обработку молотами раскаленных криц, в которых чугун превращался в железо. Затем видели нагрев этих криц и их превращение в прокатных станках в полосовое и листовое железо. Станки двигала сила воды от большого колеса. Я наблюдал труд рабочих в горячих цехах, у горнов и прокатных станков, где человека обжигает жар раскаленного металла, где нужно ворочать щипцами тяжелые горячие крицы и бить их молотами, тянуть раскаленные полосы и листы. Скудность питания рабочих и почти полная неграмотность и беспризорность инвалидов труда».
Первые изделия и готовое железо завод отправлял по рекам. Весной, в половодье, 20 и более барок, вместимостью до 12 тысяч пудов железа каждая, отправлялись с завода по рекам Сим, Белой, Каме, Волге в центр России. Сопровождали «железные караваны» наемные рабочие. Обратно возвращались домой пешком, получив в Уфе расчет за работу.
Никольский мост
Одно из чудес уральской инженерной мысли — Никольский мост располагается неподалеку от станции Миньяр (Ашинский район).
Ажурная конструкция железнодорожного моста одной аркой нависает над рекой Сим, второй — над шоссейной дорогой.
Миньяр называют городом тысячи обрывов. В переводе с башкирского «минь» значит «тысяча», «яр» — «обрыв». А там, где множество обрывов, по аналогии должно быть и множество мостов.
Все несущие детали исполина выполнены из бутового камня. Из-за этого родилась легенда, что будто бы мост целиком из каменного монолита, а автором проекта был некий технарь-самоучка. Народная молва гласит, что старые инженеры не признавали этот проект и всячески оттягивали срок его осуществления.
Когда же испытывали постройку, технарь сел в лодку, поплыл под мост и находился там, когда сверху проходил груженый состав. Никто не верил, что мост не развалится, а он устоял и стоит до сих пор… На самом деле автором проекта стал профессор Н.А. Белелюбский (1885 — 1922). Мост был построен в конце XIX века. А в тех местах все Никольское — мост, пещера, родник… Даже придел местной Введенской церкви освящен во имя Николая Чудотворца.
Памятник же индустриального наследия — железнодорожный мост был построен за короткие сроки — 1929 — 1930 годs — женщиной-мостостро-ителем. Никольский каменный мост вошел в строй в 1931 году, с открытием второго железнодорожного пути. Этот каменный исполин отлично вписан в природный пейзаж. Как отмечают люди, побывавшие там, мягкие очертания лесистых гор, зеркальная гладь реки и каменная вязь моста — все слилось воедино. Кажется, что прикоснулись здесь нежные женские руки и чуткая душа.
Слева от нового Мезенцева автомобильного моста на пригорке, где теперь появились садовые домики, когда-то стояли два барака, в которых жили строители Никольского исполина. Одноэтажные дома были построены для каменотесов из Ерала и Миасса, в каждом проживало по сто человек. Здесь же были пекарня и лавка, в которой торговали махоркой, лаптями, солью и крупой.
Никольская пещера и родник
Чуть дальше за каменным мостом располагаются Никольские пещеры (ее координаты — N55 04.493, E57 36.682) и святой источник (N55 04.422, E57 37.303). Место посещаемое и хорошо просматривается с автодороги на Сим.
Когда была построена Введенская церковь, у Никольского родника соорудили деревянную часовню. На большой религиозный праздник Николая Чудотворца (летнего) народу стекалось много. В часовне стояли иконы, горели свечи, читали молитвы. А в зимнюю полночь на Крещение вода в роднике освящалась и могла храниться очень долго.
Из истории Миньяра
Город тысячи обрывов был основан известными симбирскими купцами и заводчиками И.Твердышевым и И.Мясниковым. Жизнь Миньяра началась с развития железоделательного производства. Указом Берг-коллегии от 6 мая 1771 года было разрешено строительство Миньярского завода. Сюда были завезены крепостные крестьяне из Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний. Это были первые жители поселка Миньяр.
О том, как производилось железо в Миньяре, рассказывает академик В.Обручев: «Мы наблюдали на Миньярском заводе нагрев чугунных болванок в горнах и повторную ручную обработку молотами раскаленных криц, в которых чугун превращался в железо. Затем видели нагрев этих криц и их превращение в прокатных станках в полосовое и листовое железо. Станки двигала сила воды от большого колеса. Я наблюдал труд рабочих в горячих цехах, у горнов и прокатных станков, где человека обжигает жар раскаленного металла, где нужно ворочать щипцами тяжелые горячие крицы и бить их молотами, тянуть раскаленные полосы и листы. Скудность питания рабочих и почти полная неграмотность и беспризорность инвалидов труда».
Первые изделия и готовое железо завод отправлял по рекам. Весной, в половодье, 20 и более барок, вместимостью до 12 тысяч пудов железа каждая, отправлялись с завода по рекам Сим, Белой, Каме, Волге в центр России. Сопровождали «железные караваны» наемные рабочие. Обратно возвращались домой пешком, получив в Уфе расчет за работу.
Никольский каменный мост — одно из главных украшений дороги из Сима в Ашу
Два моста неподалеку от Миньяра, которые проходят параллельно друг другу и в одном месте пересекают реку Сим, обычно вводят в заблуждение путешественников. При первоначальном осмотре этих объектов, создается впечатление, что старший из них тот, что сооружен в форме арочного виадука. Очень уж он напоминает сооружение позапрошлого века. Но именно он и оказывается на сорок лет моложе своего соседа.
Сооружение в виде арочного виадука
Автором Никольского железнодорожного каменного моста считается профессор Н. А. Белелюбский. Сооружение уникальное для Южного Урала. Мост выполнен в виде двухарочной ажурной конструкции. Одна арка нависает над руслом реки Сим. Вторая — над автомобильной дорогой, соединяющей города Сим и Аша. Объект является первым из построенных в СССР арочных бетонных мостов.
Никольский каменный мост расположен в 6 километрах от города Миньяра. Сооружение возводилось в комплексе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Его сооружение началось в 1929 году, а завершилось в 1930 году. В эксплуатацию мост пустили в 1931 году. Железнодорожный мост, проходящий рядом, был открыт в 1890 году. Оба моста и сегодня являются действующими.
Никольский мост
Для строительства и первой железнодорожной ветки, и второй пришлось пробивать в горе со стороны Миньяра специальные проходы, так как склон оказался достаточно крутым для движения поездов.
Никольский мост находится в красивейшем месте с истинно уральской природой. Бурная река Сим с горными выходами по берегам, поросшим хвойными лесами. Детали моста выполнены с использованием бутового камня. Думали ли об этом проектанты или подобное получилось случайно, но бутовый камень органично вписался в общий пейзаж береговой линии.
Подъезд к Никольскому мосту доступен с любой из сторон дороги. Возможно, более удобно и безопасно останавливаться по направлению к Миньяру. Здесь вообще напрашивается организация хорошей смотровой площадки. Уникальный мост, удивительная по красоте природа, чистый воздух — чем не место для отдыха туристов?
Человек без имени
В истории строительства Никольского каменного моста есть один интересный факт. Над его разъяснением работают местные краеведы, но пока безрезультатно. Дело в том, что никто не знает имя той женщины-мостостроителя, которая руководила стройкой.
Многие описывают ее внешний вид, но далее изыскания заходят в тупик. Не могла помочь в разрешении вопроса даже хозяйка квартиры, на которой жила эта загадочная женщина. Есть предположение, что она была из числа репрессированных, а тогда все ее документы могли храниться в недрах НКВД.
Из воспоминаний участников строительства следует, что руководитель стройки ходила всегда в мужской одежде и даже по внешнему виду напоминала именно мужчину. Есть информация, что ее поступки тоже напоминали мужские. В одной из статей про Никольский мост приводятся слова участницы строительства, которая в тридцатых годах была еще 14-летней девочкой.
По воспоминаниям той девочки, во время пуска моста «…начальница — инженер строитель моста, встала под мост, а сверху по нему толкали платформы с песком». Трудно сейчас оценивать такой поступок. То ли начальницей была сделана ставка на полную уверенность в положительном исходе, то ли у женщины просто не было других вариантов показать лояльность тем людям, кто доверил ей выполнение важнейшего задания.
Рассуждения на тему…
Ситуация достаточно странная. Во-первых, с момента строительства Никольского каменного моста прошло не так много времени, чтобы стереть все следы пребывания человека на стройке, тем более руководителя. Во-вторых, кроме документов, интересовавших НКВД, наверняка, были документы технические, которые не могли выходить без подписи руководителя.
Мост — сооружение, эксплуатация которого требует сотен технических документов, начиная со времен строительства. Получается, что такие документы могут находиться у эксплуатирующей организации. Да и архивы НКВД по такому вопросу не должны оставаться засекреченными до наших дней. Не исключено, что стоит сделать очередной (если таковые были раньше) запрос от местных властей и «ларчик откроется».
Впрочем, поучать всегда проще, чем делать дело. А сам факт существования загадки придает любой достопримечательности дополнительной привлекательности для туристов.
Координаты Никольского моста: 55.067695,57.609852
Автор: Алексей Герасимов
Фото: Сергей Суворов
Проект «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»
Миньяр (Ашинский район) называют городом тысячи обрывов. В переводе с башкирского «минь» значит «тысяча», «яр» — «обрыв». А там, где множество обрывов, по аналогии должно быть и множество мостов.Одно из чудес уральской инженерной мысли — Никольский мост — располагается неподалеку от станции Миньяр. Ажурная конструкция железнодорожного моста одной аркой нависает над рекой Сим, второй — над шоссейной дорогой.
Все несущие детали исполина выполнены из бутового камня. Из-за этого родилась легенда, что будто бы мост целиком из каменного монолита, а автором проекта был некий технарь-самоучка. Народная молва гласит, что старые инженеры не признавали этот проект и всячески оттягивали срок его осуществления.
Когда же испытывали постройку, технарь сел в лодку, поплыл под мост и находился там, когда сверху проходил груженый состав. Никто не верил, что мост не развалится, а он устоял и стоит до сих пор… На самом деле автором проекта стал профессор Н.А. Белелюбский (1885 — 1922). Мост был построен в конце XIX века. А в тех местах все Никольское — мост, пещера, родник… Даже придел местной Введенской церкви освящен во имя Николая-чудотворца.
Слева от нового Мезенцева автомобильного моста на пригорке, где теперь появились садовые домики, когда-то стояли два барака, в которых жили строители Никольского моста. Одноэтажные были построены для каменотесов из Ерала и Миасса, в каждой проживало по сто человек. Здесь же были пекарня и лавка, в которой торговали махоркой, лаптями, солью и крупой.
Никольская пещера и родник
Чуть дальше за каменным мостом располагаются Никольские пещера (ее координаты —N55 04.493, E57 36.682) и святой источник (N55 04.422, E57 37.303). Место посещаемое и хорошо просматривается с автодороги на Сим.
Когда была построена Введенская церковь, у Никольского родника соорудили деревянную часовню. На большой религиозный праздник Николая Чудотворца (летнего) народу стекалось много. В часовне стояли иконы, горели свечи, читали молитвы. А в зимнюю полночь на Крещение вода в роднике освящалась и могла храниться очень долго.
Из истории Миньяра
Город тысячи обрывов был основан известными симбирскими купцами и заводчиками И.Твердышевым и И.Мясниковым. Жизнь Миньяра началась с развития железоделательного производства. Указом Бергколлегии от 6 мая 1771 года было разрешено строительство Миньярского завода. Сюда были завезены крепостные крестьяне из Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний. Это были первые жители поселка Миньяр.
О том, как производилось железо в Миньяре, рассказывает академик В.Обручев: «Мы наблюдали на Миньярском заводе нагрев чугунных болванок в горнах и повторную ручную обработку молотами раскаленных криц, в которых чугун превращался в железо. Затем видели нагрев этих криц и их превращение в прокатных станках в полосовое и листовое железо. Станки двигала сила воды от большого колеса. Я наблюдал труд рабочих в горячих цехах, у горнов и прокатных станков, где человека обжигает жар раскаленного металла, где нужно ворочать щипцами тяжелые горячие крицы и бить их молотами, тянуть раскаленные полосы и листы. Скудность питания рабочих и почти полная неграмотность и беспризорность инвалидов труда».
Первые изделия и готовое железо завод отправлял по рекам. Весной, в половодье, 20 и более барок, вместимостью до 12 тысяч пудов железа каждая, отправлялись с завода по рекам Сим, Белая, Кама, Волга в центр России. Сопровождали «железные караваны» наемные рабочие. Обратно возвращались домой пешком, получив в Уфе расчет за работу.
Пещера Никольская
Практически в одном месте расположен целый «комплекс» объектов под одинаковым названием — Никольские. Это родник, пещера и мост.
Все объекты так и идут: сначала родник, который виден с дороги, следом за ним пещера, которую нужно поискать, а недалеко от пещеры по дороге в Миньяр и мост.
С родником Никольским связана легенда, что под горой, где он берет свое начало, лежит серебряный крест. А еще, в некоторых источниках есть информация, что раньше возле Никольского родника стояла часовня, и на большие праздники сюда стекалось много народа.
Никольский мост интересен тем, что является первым в нашей стране бетонным арочным мостом. Построен в 1929-30 годы. Рассказывают историю, что после его постройки, когда по нему шел первый состав, под ним находилась женщина-инженер, которая руководила строительством.
Пещера Никольская очень интересна тем, что все восемь гротов расположены поочередно, соединяясь вертикальными уступами и колодцами. Гроты овальной формы.
Пещера проста для прохождения. В паре колодцев брошены бревнышки для более легкого спуска и подъема. Из-за легкой доступности она довольна сильно загрязнена. Похоже, что ее облюбовали местные подростки, обожающие фэнтези. В привходовой части была обнаружена бумажка с надписью «Последний крестраж змея».
В холодные периоды привходовая часть пещеры сильно вымораживается. Летом температура воздуха в пещере не превышает +7 C. В пещере есть сталактиты, сталагмиты, небольшие колонны-сталагнаты, гребешки. Часть стен и свода покрыта слоем мондмильха.
Общая длина ходов Никольской пещеры 185 м, общая глубина 25 м.
Как найти пещеру Никольскую?
Пещера находится в шести километрах от города Миньяр Челябинской области, если двигаться со стороны Сима. Расположена на склоне лога Золотов дол. Вход в нее — у подножия скального обнажения. Ориентиром могут служить садовые участки вдоль дороги. Также в окрестностях Миньяра стоит посетить Пропащий (Ералашный) ключ.
Екатерина Малагалеева
Фото Екатерина Малагалеева, Юрий Красноперов